Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I Проблемы полового воспитания детей и молодежи в истории педагогики и педагогической практике США:
1.1 Исторические традиции полового воспитания молодого поколения в американском обществе
1.2 Факторы актуализации проблем полового воспитания детей и молодежи в XX веке 22
Выводы 50
ГЛАВА II. Половое воспитание детей и молодежи в условиях современного общества США:
2.1. Теоретико-концептуальные трактовки современных проблем половою воспитания детей и молодежи в США 51
Роль и функции американской семьи в половом воспитании де гей 108
2.3 Половое воспитание как компонент общего образования в современной американской школе 131
Выводы 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
Выводы
БИБЛИОГРАФИЯ 161
- Исторические традиции полового воспитания молодого поколения в американском обществе
- Факторы актуализации проблем полового воспитания детей и молодежи в XX веке
- Теоретико-концептуальные трактовки современных проблем половою воспитания детей и молодежи в США
Введение к работе
Актуальность проблемы. :jo многих странах ст.зло обычным чвлекием
куль ти вирова ниє сексі и зротнзация соЬ'ремеі п ;ой жизни, которые со—
* врєзленная молодежь представляет как символы новой правеевекпости,
свободной от табу. Сегодня в нашей культуре свобода сексуального поведения иногда связывается с возможностью достижєііим личной свободы граящак или даже окончательной победой над тоталитарной идео— лоїией. Сексуальная информация, обрушвшаяся со страниц книг, газет, журналов, с экранов кино, телевидения, влияет на процесс формирования нравственной позиции молодежи, присвоения ею опредедешз-в: ценностей. Перед роїлгийской педагогиьхэй стоит '.задача: ьтукен ли курс полового Боепитания в школе? Ее-ли нужен, то каково его содержание, методы воспитания?
'Исследование проблем пайового воспитания в США, которому посвя
щена данная работа, представляет не только научный интерес-. .Амери
канской школой накопло-н значительньй педагогический опыг в области
д полового воспитания молодежи, формирования соответствукіцих идеи,
разработки практических методик в этой обпасти.
.і^ниная работа исследуй"' опыт полового воспитания в С1ПА от истоков до настоящее-о времени. Сеченной оа:-іой исследования поедтуж; тли архивные материалы, моноірафілі и хруттіе источники, посвященные исследованиям закономерностей формирования и развития личности п сс-кслпо— гической сфере:
культура*югические и антропологические воззрения О РІШИМО "F-ЇЗИ правші поведения и половой принадлежности (Дж.ГЪньон, М.М.№іков-ский, Р.Мэй, Т.Парсонс, У.Саймон, Н. А. Сорокин, С.Ричардсон, Г.ПІурц) ;
педагогические исследования (А.Адлер, У. Дж.Андерсон, Р.Биои, М.Вуд-Аплрн, Т.Гордон, У.Ірзди, А.Е.Гэмбрелл, Х.Г.Джиннот, Д.А.Дсусон, Р.Дрейкуро, М.З.Зататухина, Д.Кирби, Дж.Лапи.пес, Дж.Даскин, М.Лезис, С.А.Китягина, А. Б. ветеран ко, А.Полонский, Дк.З.сУбин, ИД\С\-гмачевл М-Отанеки-Ксзвоски, С.Ссолл, Дк. и Б. Силки, К.У'зстон, Т.Филлилс, Лорсмм и др.];
раҐ'ОТЬІ, ПОСВЛ!ІІЄНКЬІЄ ..ї.л.СеНьО'Л,:ІМ И Ь.-іґ .^ЬОМьиНООІ'ліК . ІСИ.'.оЛОУИИ И
физиологии подросткового возраста 'Р.Грин, Л.дамок, у.Д^оммс, Г. Коллинз, И.С.Кон, Д. Г. Мя идет, А. Или;-:, Ф.Раис, К.Л.Рейсе, X. Решалидт, Е. Роммапь, В. Сатир, Ь.Сггок, ^. Фрейд н др. ;
исследования изьестньгх амєрикднеких сексологов (В. Джонсон, ?.Ко-ледни, У.Мастере, Г. Ф-Кол ти) ;
ссілуологическне работы (К.У.Барц, Р.Берне, В.В.Зеселова, М.Глрд-велл, К.А.Дарлинг, К.Деглер, М.Зелник, Дж.Каган, Дж.Каллен, Л.М.Кантор, А..Кїінзи, Дж.КЬлеман, А.Рейсе, Е.К.Ротман, У.Хейнз и
.цр.);
философские работы (К.Льилс, Платон, Плутарх, Б.Рассел, Ж.-П.Сартр,
Г.Т.Светонии, Э.Фрсмм, М.Фукс, Г.У.Эмерсон и др.).
Ординальные изменения в жизни американского оЄшества, связанные с так называемой «секс\а.ть. ном революцией», способствовали pa зрушені то
ГірЄЖНеЙ СИСТеМЫ ЦСННОСТеЙ, фОрЫИрОК^^иО сеКСуаЛЬНОЙ І?ОЄДО:ЛЗОЛЄЧНО-
сти, поэтому значительная часть американцев является сторонниками полового воспитания молодежи. Изменение в мотивации и выбор..-ценностных ориентации молодежи привели к ухудшению нравственного, психического и физического здоровья американского народа. Р.Мэй пм-шет: «Произведя недальновидную либерализацию сферы сексуальной, мы не заметили, что предоставленная ин&^іду ни,:"м не ограниченная свобода выбора сама по себе свободой не является, зато способствует оОострен;ю внутренних противореча. Сексуальной свободе, которой вес мы поклоняемся, явно не хватает человечности»*.
Проблема формирования ценностных отношений личности союдіія является, одной из наиболее важных и актуальных.. 'Ока связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия, формирования единстпп ооона-ния и поведения молодежи в сфере межпаповых отношений. В одном обстоятельном исследовании американского ученого о добрачных сексуальных отношениях констатируется: в 1937 г. их признавали непозволитель-кьми 57% (22% опрашиваемых выступали за добрачные сексуальные отношении), в 1969 г.— 68% против (20%- за). По цаннъм другого сошо-лошческого опроса ;1ЧьЧ г.; 7R% ~ требовали законодательного огранн-
1 Мэй г. .r: чения и контроля над распространением порнографической периодики. (.v * опрашиваем,!:' нредллга;::-: ограничит, продажу соогветствукщих книг. В начале 70-х гг. «опгіозиід-ія (среди ггзросльїх) «новой морали» и со- -j ггутс/гвукхцей ей оаспуь;енно гти явне усипилась» *. В системо образования началось движение за половое воспитание подрастакцеи молодежи. За последние десятилетия раррабатьівались :-. реализовав ались различные программы данного курса. Сн был введен не во всех іпсолах, и его содержание в равных школах различно. Поиск новых идей и методов продолжаетея. Сегодня в конце XX - начале XXI в. свобода сексуальных отношений привела к тому, что в США уровень подростковой беременности в два раза вьюе, чем во Франции, Канаде, Англии; американские подростки беременеют в семь раз чаще, чем нидерландские *". Каждый год более 1 миллиона американских подростков беременожгп (это примерно ?000 в день). Пал;-;р.:-н,з ;:;, них рожает \ Но ранняя беременность сопряг"и- * повъшенныч риском для здоровья (особенно у подростков младшего вое-раста) и чревата отрицательными социально^ эксноштчесьл.-1МИ пооледст-виями, как для родителей, так и для ребенка. Ранняя беременность у подростков вызывает серьезное беспокойство общественности и органон здравоохранения Соединен:.; :л "песет. Воспитание ценностного относе— ния, реально:: основы фактически босх жизненных у стрем;т<--'! гнй личности, в сфере половых отношений становится задачей американской пгкоо-:. Такім оОразом, проблема половогс воспитания сегодня имеет шире-кое общественно-политическое значеіінє. ilo итогам опроса более 500 американских студентов - половое воспитание получили лишь 56 ^ первокурсников и 56% студентов пятого курса Несмотря на обилие литературы по вопросам пола, многие подростки до сих пор недостаточно информированы или имеют искаженные представления о своей сексуальности, поэтому ощущается потребность в позитивных программах полового просвещения, которые могли бы протавоето- 1 Ariubruso./r і' Е. The Forgotten Americans, a Survov of Values Beliefs and Con^orr.:? of the Majority. New Bochelle, 1072.- F . 31 1 л\ Л . Уэстсн К. Секс. Что і^чио знать перед тем, как ответить «да* //Девичий раз.шшр: О том, чеі>- никогд-і не расскажет теСе сестра. СПб.: И."д.Дом «Мер, л», 1998.- С. і57. Там же, - 7. 1Ь7 . * Execirt.і'.': ії-.глгґігу: 7een= talk ahoi:r. ;-td.;^^--=0(--:it. sexuality i.i. the '-?0s л of high ?u:v,:.y school, student (1094). 31ECUS Report, 22(5), Г. 16-17. о .'-і'і'ь полуправде :: искаженной нирормапіні, мої".:;;і Сь; помочь подросткам Са:_-іО'ОЄаТ'-ЄЯ Р- іТЧ'Г.'гіН'ЛПЄ CO?v ТТ Б Є ННЫХ И ' У1ЛТЧЄОКПХ Представлений . Споры относительно необходимости пайового воспитания, особенно о целесообразности его проведения в шкале, не утихают много лет. Сторонники полового воспитания считают, что, получив подробную информацию о сексуальности, беременности и противозачаточных средствах, молодые люді: ст.югут и збежа т l рис ко ьа і іі і ого cg кс уал ь но і <л : і ов ед ения. Такой подход до сих пор остается одним из самых популярных". Противники полового воспитания утверждают, что ик-fiaq сексуальная информация способствует развитию у детей ранних сексуальных отношений. Осыпаясь на статистические данные о росте сексуальной активности среди подростков и увеличении дали нежелательных беременностей и подростковом возрасте, оппоненты ведут речь о провале программ полового восгнса- НИЯ ". АрГуМЄНТИру.4 СВОЮ ПОЗИЦИЮ, СТОРОННИКИ ПОЛОВОГО ВОСПИТаННЯ -1::- помикают, что фактически такое воспитание получает лишь позначительнее количество подростков, поэтому разговоры о «провале» отой программы безосновательна. Кроме того, они указывают на то, что к концу УУ . н.'~-- статистическим даннъм, уровень р* з мних беремен ностей среди сексуально активных подростков в действительности снизился по срагінепк'п с 70-ми гг., несмотря на увеличение числа сексуально активных молодых тюдей " . Тем не менее, многих людей продолжает пр*спокоить проблема роста сексуальной активности молодежи. В связи с этим высказывается мнение, что именно половое воспитание должно пропагандировать среди подростков идею полового воздержания. Информация о методах контрацепции и безопасного секса, а также доступность этих методом толкают молодежь на путь сексуальных экспериментов. По мнению сторонников полового вс7~ітагг:-'ї, оно основано на позитивном отношении к сексуальному поведение, уравновешенному информации о потенциальных опасностях и пагубных последствиях этого пове-дєеіия. Преподаватели, поддерживавшие идею полового воспитании, пола- 1 Valois ct al. Sox education с en tent of ninth grade health education textfcocte: A P.192-203. 2 Whitehead B.D. The. tail-are. of sex education/ AtPanric- 1994.- 274(4).- Р.Ь5--И0. га^т, что молодые л-здм дапжны 'ьїить в :'армеїп--:і-і со своей сексуальностью rum-; того, чтесы научиться принимать от-лЄ-тстнєнньіє регсения. 'Сегодня некоторые1 родители и представители церкви выступа^ст против лісОой формы полового воспитания на базе общеобразовательной школы, считал, что оно должно проводиться либо б домашних условиях (где оно вписывается в контекст семейных ценностей), либо в учреждениях, действукших под эгидой церкви. Однако более 85% взрзсльк американцев и большинство подростков одобр.яют вдею полового воспитания в ткане1. Страсти по проблемам полового зосгіитанмя нере^-со вырываются наружу б виде местных политических кампаний или оСщена-циональных политических дебатов. Почти все штаты официально признали мли поощр.чют половое воспитание, связанное с проблемой ВИЧ и СПИДа, а также других заболеваний, передагадихсл половым путем ". : процессе ведения курса полового воспитания выяснилось, что мнох'не преподаватели не только не ооладактг достаточные знанием к опытом, но и вынуждены излагать материал, который выбывает у них '^іувство дискомфорта. Высказывалось мнение о необхппммоети со l~-jj о ні- і.я курсов по подготовке преподавателей, участвующих в госу7иарстр.енн>-к ітрогр>аммах понор-ого воспитания '. Специалисты по поповому воспитанию не убежден-; в тем, чт вое подростки ведут активную половую жизнь, однако, статистические данные свидетельствует о росте числа сексуально активні,к подростков. Поэтому даже в тем- случае, ?сли преподаватель .пропагандирует половое воздержание, советует повременить с началом половой жиг-чин, он не упускает возможности ознакомить молодых лкщей с надежными методами предохранения. Существуют и нравственные аспекты проблемы. Половое воспитание никогда не добьется успеха в снижении числа нежелателькых беременно- 1 Winn S. PCncwl edge abcut. puberty and sexual d eve 1 cement in " 1-PC year—:cds: Iinplioa-- tiiTi for health and sex education in schools. Education studies.- 19*.- 21(2).-- To 137-20;. ": I-lxec t it і v e : u u тгыу: T oo і і;- \ аї k at- vs j t. -ado 1 e s с en r. se xu а "і і r. у in г he L") 0 я - A of h і -::1: survey sciicol student. SIECUS Repoit,.- 19b-'i.- 22(5). F. 16-17. 3 G.whvc:ll. A.E. i.!nf іш.зп<л.і business: tdne executive зшлигу frcm the ST БО IS assessment of ?tate гет.к.пту education prcgrarco i:i the Unitod . STECUs Rep;.'!'...- 199';.-- 22 (2).- F. 27. степ .-иги 'Саб.^ен^нин, Пг-і.'ЄДн.чііікхєн иі.'іоььг--: nycew, ;'і'.';:-.,-ї оно не ;ри- маїїни технического и биологического характера, пропаганде контрацептивов. Оно стралитея уменьшить опасное для здоровья влияние сексуальной революции, сохраняя и отстаивая ценности сексуальной революции, т.е. отсутствие нравственных аСіес^їютов, сексуальную свободу без ответственности и отдаление понятий секса и брака, моногамии и обязательств. Половое воспитание рассматривает сексуальное поведение только со стороны здоровья, а се\<х: - как простой биологический акт, вне психологического, эмоционально:о и нравственного аспектов. Даже если зти аспекты признаются, то не дается никаких конкретных наставлений или советов. «Серьезнейший недостаток подобных программ меж;-с обобщить следукщей фразой: "Ие существует презерватива, которой і мог бы защитить сердце человека" ', - пишет У.Биби. Подготовка іюдрастакщего покаления к будущей жизни неразрывно связана с его половым воспитанием и подготовкой его к семейной жизни. Палевое воспитание объединяет целый комплекс нравственных ценностей, идеалов, отношений человека к другому человеку, самому себе, окружаюцему миру. Оно усиливает внимание к жизненньм, общечеловеческим интересам и является как бы внутренним регулятором деятельности jE'i4Hoc, определяет ее поведение. Актуальность данного исследования заключается в обосновании необходимости полового воспитания детей и молодежи, когда акцентируется внимание на личностном подходе в процессе полового воспитания -повороте всех компонентов обучения к личности учащихся; наполнении содержания образования ^оральньми ценностями и смыслами; природосо-образности - учете особенностей природы ребенка; витагенпости - усилении связи обучения с жизнью. Вседозволенность в сфере интимных отношений, ранняя беременность > и материнство, венерические болезни, СПИД - н конце XX в. стали рас- 1 3i'".':i-: F. Погюііоо icc[ii:;ajinfc: каким п\т-эм идти? М.: Мсждь.'натгодт.й Фонд Образования, 1997. пра:тране;;і;ьм явлением в американском соїцестве. Ло-:-.т-ому проблема перцового воспитания остается актуальной и 'її.обует нниматепьного рассмотрения. Объект исследования - пол; jbc е воспитание детей к подростков в СШч. Предмет исследования - половое воспитание подрастакщего поколения как часть школьного образования, процесса социализаі;ии, как подготовка к здоровому образу жизни. Цель исследования - исследовать опыт полового воспитания детей и подростков в США от его истоков до наших дней, проанализировать содержание и методы полового воспитания, обойцив положительный оііь::; . Этапы исследования: В 1997-1998 г. г. определялись основные подходы к разработке концепции исследования. Изучалась история вопроса, психологическая и педагогическа я литер. ї и yf з<:.і. В 1998-1999 г.г. анализировался опыт полового воспитания в C1I1A. Изучало;! опыт американских шкал, ;проводиюя анализ процесса сопиапи-зации детей и подростков. В 2000-2001 г. г. подводились htoivi раооты, оформлялся текст диссертации- Задачи исследования: охарактеризовать основные направления полового воспитания в истории США. проанализировать процес.с полового воспитания как часть социализации: исследовать совремєнньк проСшемы полового воспитания; бымвить специфику влияния семьи на процесс: полоролевой вдентифи-какии и социализации детей; - определить влияние на половое воспитание и просвещение средств УЪучить социешьно-і іедагогические условия процесса полового воспитания в американской школе. Определить эффективность шкальных программ полового воспитания в формировании ответственного отношения к сексуальному поведению. Ь) Определить воа^ежнпсть мспопі-..зования американского опыта в рос— л 1нс кой педагогике. 10 Методологической основой исследования является приншпиапьмоо иОЛОЖ'ЭИИ'^ фИЛОС^'ИИ, уТВерДі-ІВШОеСЯ В ПедаГОГИКг^ И ПСИХОЛОГИИ XX в., о детерминации развития человека условиями жизни и присвоением индивидом материальной и духовной культуры. В этом плаке существенно влияние кульсурьі, традиций, социальной среды на процесс лолоролевой :;дентифмт<іации и сощ/іализаі:.ии детей и молодежи. Методы исследования: 1)тссретг^гесі<ий анализ философской, социологической, психолого-педагогической Хімтературь1 по проблеме исследования; изучение и обоСщение оїьтга педагогов и психологов США по решению проблем полового воспитания поцрастакщего поколения; изучение документов м материалов, отражаюдих решения правительства и органов образования США по проблеме полового воспитания детой и молодежи; 1} анализ современного состояния проблемы исследования на осноье су-ществукщих программ, планов и публикаций в средствах массовой информации. Научная новіша исследования: на основе опыта США обоснована необходимость введения полового воспитания подрзстакінего поколения как важной часси \:ю'.. '- — воспитательного процесса, имеющей цялью воспитание и просвещение ребенка, его приобщение к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотнопкений между полами в оощественной и личной жизни; определена степень разработанности методов полового воспитания как в социальном аспекте, так и с точки зрения личностного развития детей; определена совокупность педагогических условий эффективности полового воспитания, связанных с деятельностью педагогов и других участников педагогического процесса (учительского коллектива, родителей) ; выявлены сущностные характеристики полоролевого взаимодействия подростков в контексте социальности и нормативности; половое воспитание и личностное развитие подростков в США представлены как часть целостной системы, направленной на формирование пят тностных ориента ций гпкап ь ников. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в ил-оеделении педагогических условий, содействующих ЛИЧНЄ.СГНСМУ саЗВИТИК; школьников, их ответственности в сфере лапового поведения. Показана необходимость качественно нового подходе! к исследованию проблемі-) по-лового воспитания детей и подростков; обобщен опыт США по организации и педагогическому обеспечению полово го воспитания подрастающего поколения; результаты научного исследования могут быть использованы в учебно-воспитательных учреждениях в процессе полової'о воспитания детей и подростков. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в лаборатории сравнительной педагогики Института Теории образования и педагогики РАО. Результаты исследования отражены в публикациях научных журналов «Педаюгика» и «Аспірант и соискатель». Положения, выносимые на защиту: Половое воспитание американской молодежи представляет собой часть целенаправленной деятельности государства и общества в учеонък заведениях . Половое воспитание школьников, воспитание ответственности в сфере межпалоЕЫх отпадений, подгогор і 'а их к семейной жизни и родительству - это осознанная необходимость в современном американском обществе. Эффективность полового воспитания, формирования ценностных ориентации подростков определяется специальным, многоаспектный воспитанием повестка, начиная с папорппевой идентификации и социализации с детства до юности Е- процессе обучения по школьным программам полового воспитании. Положительный результат в процессе полового воспитания может быть достигнут при создании специальных педагогических условий для личностного развития молодежи (комплексный характер программ полового воспитания, расширение информационного пространства полоролового самоопределения подростков, специальная подготовка педагогов по половому воспитанию). Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (184 .і^то-і;:-;:^). В первой главе «Проблемы налов ore воспитания детей и молодежи в истерли педагогики и педагоп^оской практики С'!ІА» рассматриваются гражданской понньї до наі:іих дней, раскрывается история становления системы полового вое:питания в стране, факторы актуализации проолем полового воспитания детей и молодежи в XX веке Вторая глава «Половое воспитание детей и молодежи в условиях современного общества США» содержит исследование проблемы папового воспитания в американском обществе; обострение гїроблемь: у современном американском обществе; рель родителей; влияние средств массовой информации; половое воспитание как компонент ойдего образования в современной американской школе, школьные программы полового воспи-тания и просвещения, программы по подготовке к семейной жизни. В заключении излагаются основные выводы исследования. В США Б процессе полового вол іитания подрастакгдих поколений некоторые взгляды На секс и сексуальность передаются из поколения Б поколение неизменными, однако, многие современньв представления резко отличаются от1 прежних. По мнению Дяс.ГЪньона и У.Саймона, половое воспитание, факторы, формирующие сексуальное поведение, неразрывно связаны со спецификой историчеоко-го периода, общества и культуры1. Соединенные Штаты .Америки ооъьщиняктг множество народов и культур. Коренное население - икдейпьі - некогда составляло сопее одного миллиона человек*1. Постепенно сложилась новая американская нация, вкикмачшад французских, немецких, голландских, испанских и других иммиїрантов. іСуіцествукіпие ЇЇ ;;мериканс;-;:ом обществе обычаи, правы, традиции, касакщиеся полового воспитания - ото результат длительного развития культур американских народов. Общество во все вражена, так или иначе, направляло формирование личности мужчин и женшин по определенному руслу. Осзллслсние этих процессов н исторической ретроспективе немаловажно для понимания современные и перспективных проблем полового воспитания. «О воспитании, в нашем смысле слова, у диких народов не может быгъ И речи; только будущие колдуны и знахари, который предстоит хранить умственное богатство племени, подвергаются более или менее продолжительному обучению, - писал Г.Шурц.- ВСОСІЦЄ юношество воспитывает себя само посредством наблюдения жизни взрослых» . Общий процесс самовоспитания детей, подростков, юношей и девушек вклкчал также и половое воспитание. Половое просвацение детей начиналось с самого раннего возраста. Оно состояло в наблюдении за жизнью взрослых, которая проходила на глазах у детей. Это - сватовство, свадьба, рождение детей и обычаи, один из которых -«кувада» - встречался местами во всех частях света, когда мужчина заявляв о своал участии в появлении ребенка. «В силу этого обычая отец ребенка, который родился, ложится в постель, принимает посетителей, вырежаших ему свое сочувствие, одним словом, поступает1, как родильница. А на мать рьюонка В это врэля почти не обращают внимания», - писал Г.Шурц. ҐЬедполагалссь, что <«лужчина, являясь в виде родильницы, тем самьм заявляет о своих правах на ребенка и о своей тесной родственной связи с ним»2. В процессе полового воспитания подростков использовались особы? cf-ряж-! и испытания, которьм подвергались при наступлении периода возмужалости мальчики, а часто и девочки. «Предполагается, что мальчик, ставший способм.м к супружеству и деторождению, - читаем у Г.Шурца, - как бы проникайся НОРЬМ духом, как бы умирает и воскресает вновь; мысль эта выражается в дсик'оьре-менном заточении или изгнании, которезлу подвергаются молодьє ,пюди, дебети'.ІІЕ-ІЄ этого периода, в таинственных и торжественных обрядах»3. Таким образом, под-іхотовка мальчиков к взрослой жизни, к суїружеству практически заклкмалаоь в испытании их стойкости и мужества. Обычаи в сфере половото воспитания подростков, существоварлтир ъ ту или иную поторнчеткук' епоху, различались в разных странах, в разных слоях общества или р>єлигиознь;к группах. Свойственные каждой культуре стереотипы маскулинности и фемининности влияли на полоролевсе воспитание, формирование половой рали/іщентичности. Разница в характере социализации мальчиков и девочек была существенна. Из имекщихся данных явствует, что женщина считалась собственностью, используемой для удоьлетзореі-іия сексуальных потребностей и для продолжения рода. Мужчины могли иметь шюго женщин, широко была распространена гтрості-ггуцич. Эти представления -о своей роли воспитывались у молодежи с детства. Изучение образа жизни каждого нарсуда в историческом процессе идот с учетом типичного для него лапового разделения труда, полового символизма, брачі!О-ССМРЙНЫХ отношений и половой морали. В любом из существовавших до сих пор человеческих обществ обнаруживается разделение труда междуг гкллами, специфические для мужчин и женили виды деятельности и социальные функции. Исторически сложилось так, что .практически в любой культуре женщины и мужчиггы выполняли разную работу5 . Разделение труда -- пример дафференЩ'Зрования половых ролей мужчин и женщин. По словам Ксенофонта, «природу обоих полов с самого рождения... бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины - для внешних. Тело и душу мужчины он устроил так, что он более способен переносить халод м жар, путешествия и военные походы, поэтому он назначил ему труды вне дома»2. С осознанием себя мальчиком і^пи девочкой приходили и установки «каким быть». Установки формировались воспитанием, условиями жизни, средой, опытом жизни. Представление об универсаііьности данной сгиотемы, рагчлел-лпкя труда на мужской и женский господствовало в западной социологии вплоть дс середины 60-х годов, что, несомненно, влияло на формирование женского и мужского образа в сознании детей и молодежи. Наиболее подробно ее обосновали американские социологи Т.Парсонс и Р-Бєйлс. Дифференщірованіїе мужских и женсіс-гх ролей в семье и общественно-производственной жизни, по их мнению, неустранима, так как1 основана на естественной взах-модопо^нит^льностн полов Мужские и женские занятия со временем изменяются в силу технологических, экологических или политических перемен. Тем не менее, номзменньм остается то, что мужчинам и женщинам поручаюг разные задания и поэтому в какой-то мере oi І . живут в разных мирах2 - Попоролевое воспитание детей проходило согласно этим социальный нормам в соответствии с полом ребенка- Теория «згаимодополнительнести» мужских и женских ролей подтверждалась тем, что этот 'пап ролевой дифференцирования широко распространен в обществах разного типа. Проанализировав под этим углом зрения этнографические описания 56 различных обществ, американский социолог №ррис Зелдич нашеп, что материнская рапь является экспрессивной в 48 обществах, инструментальной - в 3 и смешанной - в 5. Отцовская роль оказалась инструментальной в 35, экспрессивной — в 1 и смешанной — в 19 обществах 3. Половое воспитание молодежи здесь зависело от длительного развития культур американских народов, их обычаев, нравов, традиций. На рубеже XIX-XX веков в американский культуре в известием смысле про-иэсшпо переосмысление некоторых базовых философских понятий, имекпих непосредственное отношение к семейней жизни, к воспитанию подраогакшей молодежи, к половсму воспитанию и просвещению. В этот период некоторые ученье поставили вопрос о необходимости полового воспитания детей, чтобы сохранить их нравственную чистоту, защитить от «грязней информации» людей исполненных. Пэотепенное расширение объема полу-чаалей информации, которую будут получать дети по мере роста, позволит им ертентироваться в жизни и не совершать по незнанию поступки, за которые они будут расплачиваться всю жизнь. Большую роль в деле полового воспитания и просвещения сыграли дежтер Мэри Вуд-Аплен и священник и писатель Сильванус Сголл. Ом считали, что родители и школа должны в доступней для детей форме сообщать им о размножении в природе, начиная от примитивного к сложному, от растений до высших млекопитающих. Дэитор М.Вуд-Аллен и С.Оголл поставили вопрос о половсм воспитании на первый план. Это был революционный шаг. Мнение американского оСщгства разделилось на стсронников и противников полового воспитания. Доктор М. Вуд-Аплен считала своим долгем пемочь и вселить уверенность в душу матерей на пути полового воспитания детей. В предисловии к своей книге «Скажи мне правду, милая мама» в первом американском издании она пишет, что хочет «указать истинный путь к яснсму пониманию жизни, к более высокому уважению материнства и отечества». «Исполненная глубокого уважения к детской душе, - говорила она, - я предлагаю эту книжку всем матерад с тихой молитвей, - да прозвучит она им голосом правды!» 1. Дети, прежде всего - реалисты и принимает все, что им предлагают за истину. «Иногда вредные последствия могут оказаться неисчислимьыи, когда они узнают, что их обманывали, выдавая сказку за действительность», - замечала автор2. Как только ребенок со свойственней ему наивностью начинает задавать вопросы, «тогда уже не только можно, но и нужно говорить с ним о тайне реждения» - считала М.Вуд-Адпен. Нельзя отделаться простым обещанием: «Узнаешь, когда вырастешь и сумеешь понять это». Такси ответ способен только подстегнуть любогыгство ребенка и возбудить в нал желание узнать больше. Писательница замечала, что «часто они свои знания черпакт из запретных источников, и неизглац|ф**4 следом остается это в чистой детской душе». Она приводила пример: «Сдной матери, все ожидавшей удобного мсмента для разъяснений своему сыну, пришлось потом, когда она, наконец, покапала однажды перед сном дать ему ответ на поставленный когда-то вопрос, с болью в сердце услывать: «Оставь меня, мама, я уже сам знаю» 1. Доктор М.Вуд-Аллен писала, что «скорей согласна рассказать правду своему дитяти раньше на год, чем это нужно было бы, чад отсрочить момент и тем самьы доставить другому возможность бросить негодное семя в его чистую душу»2. Разъяснение о половой жизни должно даваться «не с краской на лице и не с робостью. Их нужно давать с полным сознанием их высокого и святого значения» , - считала она. Автор книги свои объяснения детям о размножении начинала с растений и замечала, что «дитя почти всегда со вниманием выслушает это, как будто бы ему рассказывали сказку. Если мать, имекщая некоторое понятие о ботанике, расскажет ему несколько примеров из царства растений, то она этим только пробудит в нем его мышление и приготовит к чистому наслаждению в прекраснсм саду природы»1. Потом доктор предлагала перейти от растений к животньм: о развитии рыбы, лягушки, змеи, птииьи И М.Вуд-Аллен, подводя итог выпесказанному, переходила к рассказу о размножении человека. «Все живущее выходит из яйца» - гласит латинская поговорка. «Растения, как и животные, имеют яичник с яичками,.. Яйцо, из которого происходит человеческое существо, так мало, что едва ли может Сыть заметно проотьм человеческим гшазсм. Бог создал в чреве матери маленькое гнездо или камзрку, где тепло и спокойно, где оно спокойно покоится и питается до тех пор, покуда не станет достаточно болыш** и сильным, чтобы жить самостоятельно. Мать знает, что ее ребенок живет; она знает, что для него дыпит, что питает его своей кровью, что живет и страдает для своего ребенка, которого она любит. И таким образом ребенок принадлежит ей почти целый год, она ожидает его появления. И когда приходит тот час, — дверь маленькой каысрочки открывается, иногда в сильнейших муках для матери ребенок являет- ся на свет. Ей он принадлежит больше, чем кому-либо, ибо она питает его своей грудьк» г. Доктор призывала мать рассказать об этом процессе детям. «Иная мать боится, что ее ребенок будет легкомысленно говорить с другими детьми о том, что ей кажется тагам святьм..., что полученные сведения могут вызвать в ребенке нечистые мысли, - замечала автор.- Но это зависит от того, в какой форме их сообщали»3. Писатапьницй считала, что необходимо воврэдя со-обздть ребенку сведения о его происхождении. Она предлагала, чтобы отец или учитель поговорил с мальчиком. Отец должен рассказать мальчику о его переходном возрастном периоде, но ему необходимо время для полного полового созревания. Девочка, как и мальчик, переживает переходньй период, попньй тревоги и неуверенности. Необходимо «указать ей на то, как необходима следить за своим здоровьем, чтобы стать здоровой женой, а потом и детей наградить здоровьем и жизненной силой... На вое, что относится к половой жизни, она должна смотреть с глубоки* уважением, как на высокий дар Божий»4. М.Вуд-Аллен была активной сторонницей полового просвещения детей. Сна считала, что в этом случае «дэебенок мог бы всю жизнь держаться того течения, в русло которого его с детства направили». И, по ее мнению, дело роди-телєй и учителей исполнять свой долг! «воздействовать на направление мысли тех, которые в самом восприимчивом возрасте своем вверены налиму воспитательному попечению, укаэьвать ил правильный путь. Если бы мы исполняли эту свею задачу, то образ мыслей нашей молодежи был бы чист и непорочен»5. Сме-лыз идеи М.Вуд-Аллен находили своих сторонников в американском обществе. Но, по-видимему, половое просвещение должно строго состгветствовать возрасту ребенка, ибо рано сообщенная информация может вызвать интерес детей к сексуальном вопросам. Американский писатель, священник Сильванус Оголл, сторонник полового воспитания, в своей книге «1*ю необходимо знать мальчику» в ряде последовательных лекций выяснял этот вопрос во всей его полноте и научном освещении для всех, начиная с самого малого возраста. Впервые книга была издана в 1898 году тиражом 2 000 000 экземпляров. Спрос на нее все увеличивался. Композиционно книга представляла собой письма, которые доктор С.Столл пишет мальчику по просьбе его родителей, где автор рассказывал о природе размножения, начиная с растений, рыб, птиц и заканчивая млекопитаквдфи и человекам. Американские ученые рассматривают процесс полового воспитания и просвещения, как актуальную щкбпему современного общества. Как можно избежать «таких проблем, как ранняя беременность, употребление алкоголя и наркотиюэв и других проблем іжщрсстиоеого возраста. Ученые утверждают, что для решения этой задачи нужно сосредоточиться не на сама проблемах, а на «qpastHOOpcpoH-нем развитии у подростков когнитивных, поведенческих и социальных способностей». Профилактика проблем заключается в создании условий, обеспечиваклих благополучие подростка. Это означает/ что нужно помочь подросткам справиться с задача»* развития, касающимися зависимости и автономии, сексуальности, интимных отношений, учебной деятельности и идентичности. В качестве Клюевых задач нааваот «формирование образа Я, интенсификацию отношений со сверстникам*, обретение независимости, планирование будущего и решение проблем, связанных с конформизмом или девиантньы поведение)»1. Мюте специалисты по возрастной лсихолсшии сходятся во мнении, что подростки эмэиионапьно и психологически не подготовлены к сексу. Подростки тяготеют к мьшлению конкретными понятиям в сфере настоящего. Это означает, что они часто не придают значения последствиям своих действий в будущая. Дж.Пкдает пишет о подростках, что, в общзм, они неспособны откладывать удовольствия, потворствуют своим желаниям, и их отношения чаще всего кратко-временны. JLItonoepr привел к выводу, что попросткаы необходимо сообщать каноны поведения, принятыэ в обществе, иначе их неспособность принимать взве-шеньыэ решения повредит дрлгссрочньм цепям . Формирование личности мальчика или девочки, будущего мужчины или женпцны начинаемся с раннего детства. По мере взросления в процессе полороле-вой идентификации происходит изучение детьми различий и сходства между полами, определение ими содержания «социальности» (каким/какой быи>) и «нормативности» (как себя весям). В разньв периоды времени в процессе полового воспитания к формированию личностных качеств девочек и мальчиков предъявлялись разные требования. В 1950-е - начале 1960-х IT. у девочек воспитьва-лись типично женские черты: слабость, повывэнное внимание к своей внеяюо-сти, сексуальная пассивность, сочетаипеяся, однако, с желанием, во что бы то ни стало выйти замуж мужа, сентимэнтальность, непостоянство, идеалиа*, непрактичность, готовность подчиняться, терпеливость, нежность, неспособность «оэнодмрсеать». Вместе с тем нееабьваемсй женоину должны были делать не только ее привлекательнооть и сексуальность (наряду с изначальной не-опьнносаъю а сексе), но теплота, отзывчивость, цельность, внутреннее душевное богатство, то, что женаяна должна знать, чувствовать партнера, уважать и восхищаться тем, что он планирует достичь, дарить ему ощущение того, что он Солее значим, чем даже думает сам. Как следует из писем мужчин, публикуемых в различных журналах для жетин этого периода, в женщинах ценилась красота, привязанность к мужу, заинтересованность в его делах, жизнерадостность, умение все делать в хороша* настроении и с чувством кмэра. В жендоне нельзя было прооужпать то, что приносило успех мужчинам — независимость аг-рессивностъ, способность соперничать, доминировать 1. Мзкно сказать, что в этот период времени наибольшее внимание обращалось на полоролевое воспитание. Иди воспитании мальчиков к чисто мужским достоинствам причислялись подчас и противоречащие друг другу черты: стремление к выюлнению роли кормилыщ семьи и спокойное отнолвние к статусу холостяка, холодность и сексуальная агрессивность, социальная активность, логичность мывпения, независимость, лидерство, требовательность, ориентированность на успех, решительность, сила и т.д. Существовал достаточно четкий стандарт, оогаасно которому мужчины являлись изначально более сексуальными, так как были движимы желанием, а не любовью, подобно женщинам. Сйределенные «типажи» муж- чин и женщда, по тению исследователей, были: 1) сильный молчаливый мужчи-на — образ «отца»/ который в реальной жизни неразговорчив, пренебрежитвль-но относится к женщинам и предпочитает «мужскую* кампанию; 2) тип Дэн Жуана - мягкого, галантного, неотразимого, а на сэмсм деле, неверного мужа, который всю жизнь пытается показать себе, что он настолько же мужественен, насколько его внутренний голос это отрицает; 3) мечтатель, заинтересованный в женской душе; 4) тип ««аленького мальчика» с Оравы* внешний видом. Что же касается предпочтительных типов женияны, то это были: 1) блестящая женщина с различной степенью внешней сексуальности, которая можев не иметь ничего общею с сексуальностью внутренней; 2) подружка, никогда ни в чем не откаэывакщая и ни о чем не спрапивакщая; 3) воплощение всего: умная, красивая, надежная — тот нереальный идеал, соответствовать которому практически невозможно1. Стереотипное воспитание девушек и кневдй приводило к тему, что их интересы различались настолько, что бывало трудно найти истинное взаимопонимание 2. В процессе социализации факторами становления юющей как мужчин было самоутверждение, спортивность, неплохая, а лучше хорошая успеваемость в престижном колледже, веселый нрав, уверенность в себе и в завтрашнем дне, готовность к будущей карьере. Для девушек очень большое значение имела внешность, идеал которой был достаточно жестким — блондинка с голубьми плазами и полней грудью (последнее превратилось в навязчивую идею на национальном уровне). Примечателен дискрииінационньй апелянт этого *ыиджа — так выгшядели гредставители №SP (белые ангикхаксонские протестанты — наиболее престижная этноконфеосиональная группа в (ЗЛА). те молодые американки, которые не соответствовали стереотипа*, могли оказаться изгоями и испытывать колоссальный стресс. Разница между этническим* группами проявлялась, к примеру, в том, что в прошлем девочки ив более ассимилированных семей начинали ходить на свидания раньше, чем дети недавних иммигрантов. Особенно это было характерно для более обеспеченных семей с небольпим числом детей. Чем раныпэ девочки начинали ходить на свидание, там больше вероятноси» «того, что у них Судет несколько партнеров, то есть они Судут вести «сеанс синовременной игры* (playing the field) 1. Яри этом девушки окаажались перед практически неразрешимой задачей вести себя достаточно сексуально и доступно, чтобы не показаться синим чулком, но не преступать запретндо ірань — добрачные сексуальные отношения общество рассматривало как неприемлемьв. Было, безусловно, принято, что первый шаг к сближению должен сделать кнеша. Таким образом, проявляла себя традиционная стеоестипиэация полое: агрессивность мужчины и пассивность женщины. Половое воспитание ограничивалось гтолсролевьми аспектами, в то время как задача была значительно пире и включала меральнс^-этические, нравственные и іигиенические вопросы. На протяжении последних 25 лет в СПИ значительно возрос интерес к изучению различий и сходства между полами. К-Кнг порицал сведение возможностей индивидуального развития к каксму-либо одному общему приношу, скажем такому, как сексуальность, и противопоставлял этому идею целостности, совместимую с индивидуализацией 2. В процессе полового воспитания это приобретает особое значение. "Нему есть несколько причин. Во-первых, несомненное влияние всех аспектов этой проблемы на сс4ц*апьнс*-пслиоические процессы в обществе. Во-вторых, наметившаяся в последнее время тенденция к стиранию веками существовавшей грани между полами. Ньнешняя мода диктует форму прически, манеру одеваться и носить украшения независимо от половой принадлежности. Дане анатомический статус мужчины и женщины отныне нельзя считать неизданный, после того как стало воэлзжной хирургическая коррекция пола. В-третьих, развернувшееся в стране феминистическое движение, привлекшее повышенное внимание к проблеме половой дискримдаации, требукшео равенства полов. Эти вопросы влияют на половую самовдвтафесацяо мальчиков и девочек, кисшей и девушек.
rhe toriail analysis //'Jour паї of Sex Education ana Therapy.-- 191.. 21(3).-
'J Kant.or P.M. Неуракііш to "The failure of sex education". SiLCLJS Repoit.- 19.-
7.3 13). - P.!'-' IP.
^наес і: не будет иметь дело с разрушительными і;с>',.\і;єдстьиями і-щеоло-
гии сексуальней сєволюїіии. д^о здесь не в поиске: ново.го технологи
ческого подхода, а в стиле жизни и ценностях. До настоящего Бремені'!
палевое воспитание Фазировалось на предоставлении подрежет кам инфор-
массовой информации.Исторические традиции полового воспитания молодого поколения в американском обществе
Факторы актуализации проблем полового воспитания детей и молодежи в XX веке
Теоретико-концептуальные трактовки современных проблем половою воспитания детей и молодежи в США
Похожие диссертации на Половое воспитание детей и молодежи в США