Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Щербакова Мария Вадимовна

Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна
<
Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щербакова Мария Вадимовна. Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08 / Щербакова Мария Вадимовна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2014.- 277 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна 19

1.1. Ретроспективный анализ зарубежных исследований проблемы формирования креативности 19

1.2. Креативность как предмет исследования в отечественной педагогике и психологии 32

1.3. Психолого-педагогические подходы формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна 41

1.4. Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих образовательную деятельность в сфере дизайна 56

Выводы по главе 72

глава 2. Концептуальные основы модели педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного дизайн образования 75

2.1. Модель педагогического сопровождения формирования креативности студентов (теоретико-методологический аспект) 75

2.2. Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов (организационно-технологический аспект) 89

2.3. Непрерывное образование в сфере дизайна как основа подготовки дизайнера к инновационной деятельности 107

2.4. Дополнительное профессиональное образование педагогов в сфере дизайна 127

Выводы по главе 140

Глава 3. Экспериментальное исследование формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна 143

3.1. Диагностика уровней развития креативности 143

3.2. Педагогическое сопровождение формирования креативности 158

3.3. Динамика сформированнности креативности по результатам формирующего эксперимента 173

Выводы по главе 187

Заключение 194

Литература 197

Приложения 229

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В период глобальных экономических изменений возрастает потребность в творческих специалистах, способных принимать нетрадиционные решения. Ведущей стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является подготовка будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности. В связи с этим задачами общего, профессионального и дополнительного профессионального образования является развитие у обучающихся критического мышления, способности к постоянному самообучению, креативности и предприимчивости, готовности к работе в высококонкурентной среде.

Общетеоретические и методологические основы развития креативных качеств личности раскрыты в трудах В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, В.Г. Рындак. Идея изучения творчества как механизма развития личности раскрыта в трудах Я.А. Пономарева, А.П. Тряпицыной. Вопросы творческой самореализации личности в креативном образовании рассмотрены Г.Л. Ильиным, А.В. Морозовым, А.В. Хуторским, Д.В. Чернилевским и др.

Проблема исследования креативности и креативных способностей студентов рассматривается в исследованиях зарубежных ученых – Дж. Гилфорд, С. Медник, П. Торранс и др. Вопросы организации творческой деятельности студентов отражены в трудах отечественных психологов и педагогов М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой, в том числе в аспекте компетентностного развития личности – В.А. Анищенко, И.Д. Белоновской, И.А. Зимней, Н.С. Сахаровой, Н.В. Янкиной и др.

Различными аспектами проблемы проектирования педагогических объектов и создания личностно-развивающего пространства воспитательных систем посвящены исследования Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, И.А. Колесниковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др.

Анализ научной литературы позволил выделить несколько направлений отечественных исследования по проблемам креативности: 1) формирование целостного образовательного пространства в условиях многоуровневого дизайн образования - С.М. Кожуховская (2011); Г.И. Мугуев (2010) и др.; 2) - С.А. Останина (2011), М.В. Печатина (2010) и др.; 3) - В.Ю. Сапугольцев (2011), Г.В. Сорокоумова (2011), Е.Е.Щербакова (2006); 4) развитие проектной культуры будущих дизайнеров в условиях воспитательного пространства вуза -А.Ю. Васильева (2012), О.В. Митченкова (2010), Т.Л. Стенина (2012); 5) а - М.Е. Ёлочкин (2010), Н.А. Ростовцев, (2010), М.Ю. Урусова (2010); 6) разработка педагогических условий развития в вузе представили - О.П. Андреева (2011), А.Н.Кленина (2012); 7) креативность как имманентно присущая человеку способность к изменению и преобразованию (Г.М. Коджаспирова, В.А. Петровский) и др.

Проведенный научно-теоретический анализ исследований показал, что проблема развития креативности будущих дизайнеров в большей степени ориентирована на развитие креативности студентов в условиях организации образовательной среды в вузе, однако, в теории и практике непрерывного образования данная проблема освещена недостаточно полно с педагогической точки зрения.

Теоретический анализ литературы и изучение педагогической практики по проблеме исследования позволил выявить ряд следующих противоречий между:

требованиями к подготовке специалистов в области дизайна, удовлетворяющими современному этапу развития этой отрасли и существующими учебными планами, и программами, которые не отражают в полной мере запросам работодателей;

дизайном как творческой инновационной деятельностью и отсутствием инновационной образовательной среды при подготовке дизайнеров в профессиональных учебных заведениях;

компетентностной оценкой качества образования в высшей школе в связи с переходом на уровневую образовательную систему и недостаточным развитием креативности студентов как важнейшей составляющей общекультурной и профессиональной компетенций личности;

личностной ценностью креативности как профессионально-значимого качества будущего специалиста и дальнейшим расширением спектра образовательных возможностей ее развития в пространстве вуза.

Необходимость разрешения данных противоречий определяет проблему исследования: каковы условия педагогического сопровождения формирования креативности будущих дизайнеров для успешной работы на современном рынке труда.

Цель исследования: теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование системы педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

Объект исследования: процесс формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

Предмет исследования: педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования креативности будущего дизайнера будет эффективным, если:

обеспечена целенаправленная ориентация образовательного процесса на формирование креативности у студентов как одной из важных задач образовательно-воспитательной работы вуза в условиях непрерывного образования в сфере дизайна;

разработаны концептуальные основы и внедрена модель педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна;

определены и реализованы принципы и педагогические условия реализации модели педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна;

выявлены и научно обоснованы критерии эффективного развития креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна;

профессиональная компетентность преподавателя высшей школы будет отвечать требованиям, предъявляемым к творческому педагогу.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретико-методологические основы формирования креативности студентов в отечественной и зарубежной педагогике.

  2. Разработать концептуальные основы и модель педагогического сопровождения креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

  3. Выявить принципы и педагогические условия реализации модели педагогического сопровождения формирования креативности в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

  4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

Теоретические основы исследования: теория системного (Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов, К.К. Платонов, А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий, и др.), личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, М.А. Викулина, В.В. Сериков, B.C. Сухомлинский, И.С.Якиманская, и др.) и деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходов к организации процесса обучения с опорой на принципы целостности, историзма, конкретности и непрерывности; теория педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.); теория педагогического управления (С.И.Архангельский, В.И. Загвязинский, М.М. Поташник и др.); теория непрерывного образования и педагогической интеграции (А.С. Батышев, В.А. Ермоленко, И.В Зорин, А.К. Крупченко, Т.Ю. Ломакина, A.M. Новиков, Г.А. Фирсов, А.А. Червова и др.); теория отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Г.А. Ильин и др.); теории развития и саморазвития личности в образовательной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Зимняя, В.И. Андреев и др.); теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их творческого потенциала (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.); философские и психолого-педагогические положения, раскрывающие закономерности творческого развития личности и подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко); теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий); концепция моделирования и конструирования образовательного процесса (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, В.М. Кларин, Н.Ф. Талызина); теория и история дизайна, дизайнерского образования (Н.В. Воронов, Е.Н. Ковешникова, А.Н. Лаврентьев); фундаментальные исследования по проблемам педагогики и психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, O.K. Тихомиров); концептуальные основы креативного развития личности в деятельности (В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.С. Подымова, Н.Ф. Талызина); зарубежные (М. Джентри, Дж.С. Рензулли, С.М. Рейс и др.) и отечественные концепции обогащающего и практико-ориентированного обучения (Л.И. Александрова, П.И. Образцов, Е.Ю. Селюк, Е.А. Сорокоумова, М.А. Холодная, и др.).

Важное значение для исследования оказали работы ученых в области образовательных технологий (А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко) в том числе и фрейм технологий, предложенные зарубежными (Г. Бейтсон, И. Гофман, М. Мински, И. Стенгерс) и отечественными учеными (Т.Н. Колодочка, А.А. Остапенко, В.П. Пустовойтов, А.В. Самарин, М.А. Чошанов); технология концентрированного обучения как инновационная форма образовательного процесса в системе непрерывного образования (Е.К Гитман, Ю.Л. Деражне, В.А. Ермоленко, М.М. Зиновкина, Е.М. Ибрагимова, Т.Ю. Ломакина, С.А. Щенников и др.); педагогические теории и идеи педагогической диагностики (В.И. Журавлев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Л.В. Спирин и др.).

Методологические основы исследования составили общие положения методологии педагогики и педагогического исследования; положения общей теории систем; антропологический и аксиологический подходы в образовании; научные принципы – всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, системности, дополнительности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использован комплекс теоретических и экспериментальных методов: методы теоретического анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения; комплексные эмпирические методы (педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий эксперименты); частные эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка); методы статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Организация и этапы исследования. Исследование проведено в период с 2010 по 2014 г.г. и включает несколько основных этапов.

Первый этап (2010-2011 г.г.) включал теоретической анализ и обобщение научной литературы, изучение состояния проблемы в практике вуза, что явилось основанием формулирования научного аппарата и общей логики осуществления исследования.

На втором этапе (2011-2012 г.г.) уточнялись задачи исследования, осуществлялась разработка и обоснование программы экспериментального исследования, определение критериев и показателей сформированности креативности студентов-дизайнеров в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

Третий этап (2012-2014 г.г.) – включал реализацию программы экспериментального исследования, проведение констатирующего и формирующего экспериментов. Осуществлялась обработка и интерпретация фактических данных, формулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Основные понятия, использованные в диссертации:

Педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности преподавателя, направленная на создание педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия (Е.Б. Манузина, 2011).

Креативность — способность к продуктивной (творческой) деятельности; личностное качество индивида, выраженное в его предрасположенности и готовности создавать, т.е. делать реально существующими, социально значимые новые продукты своей деятельности (А.М. Новиков, 2013).

Концентрированное обучение — особая технология организации образовательного процесса, при которой внимание преподавателей и обучающихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения занятий, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели и более крупных организационных единиц обучения. Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания обучающихся (достижение системности знаний и умений, их мобильности и т.д.) путем создания оптимальной организационной структуры образовательного процесса (С.Я. Батышев, А.М. Новиков).

Обогащающее обучение ориентировано на привнесение в сознание студентов личностных смыслов в процессе взаимного обучения и общения через активные формы и методы обучения (Е.А. Сорокоумова).

Практико-ориентированное обучение направлено на построение образовательного процесса, с учетом деятельности организаций отраслевых и региональных рынков услуг, интенсификации процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций (М.А. Холодная).

Непрерывное образование в сфере дизайна — система целенаправленного получения, совершенствования и развития знаний, умений и навыков в течение всей жизни человека (в учебных заведениях, путем самообразования, в процессе профессиональной деятельности) с помощью элементов дизайна, интегрированных в образовательную среду, или образовательной среды, созданной с помощью дизайна, для формирования культурных образцов с целью повышения качества жизни, как самого человека, так и общества в целом (М.Е. Ёлочкин).

Фрейм технология — система приращения информации, построенная на использовании фрейма (единицы структурирования содержания образовательных программ) в качестве основного ее носителя, реализующего функции преобразования поступившей информации. Основным признаком технологии является увеличение объема изучаемых знаний без увеличения учебного времени (Т.Н. Колодочка).

Фрейм – единый информационный, деятельностный и временной, четко заданный уровень овладения знаниями, компетенциями и уровнями сформированности креативности (М.Е. Ёлочкин).

Научная новизна исследования по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования:

на основе ретроспективного анализа синтезированы зарубежные и отечественные теории, концепции, методологические подходы к организации педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна;

предложенная система структурирования образовательных программ в соответствии с принципами концентрированного, обогащающего, практико-ориентированного обучения, фреймирования обеспечивает систематизацию, преемственность знаний, умений, компетенций за счет увеличения количества предметных и метапредметных связей; позволяет осуществлять взаимосвязь формального, неформального и информального образования в сфере дизайна;

разработаны концептуальные основания, определяющие влияние креативного педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза на личностно-профессиональный рост преподавателей и студентов;

внедрен комплекс условий педагогического сопровождения формирования креативности в процессе проектировочной деятельности с целью амплификации компетенций применительно к новым требованиям специалиста.

Научная новизна по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования:

представлены концептуальные основы осуществления педагогической деятельности, направленной на сопровождение формирования креативности студентов в системе непрерывного образования в сфере дизайна, построенные на интеграции идей обогащающего, практико-ориентированного обучения, концентрированного обучения и педагогические концепции фреймов в аспекте оптимизации процесса обучения;

разработана и апробирована модель педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна, интегрирующая поэтапное освоение усложняющихся профессиональных умений и решение творческих дизайнерских задач в образовательной деятельности, проектной квазипрофессиональной и самообразовательной деятельности (от овладения рисунком, его использования в составлении композиции, разработки проектной идеи в макетном образце (ситуационная и надситуационная активность) до конструирования дизайн-проекта в промышленном масштабе (творческая активность);

выявлены принципы и комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели педагогического сопровождения формирования креативности у студентов в системе дизайн образования в вузе: нормативно-правовые, содержательные, организационные, материально-технические, кадровые, научно-методические условия;

разработана структура креативности, и смоделированы критериальные характеристики уровней развития креативности у студентов – будущих дизайнеров на примере уровневой подготовки в вузе: высокий (творческий) – готовность решать сложные профессиональные задачи; средний (надситуативный) – готовность решать нетипичные профессиональные задачи; низкий (ситуативный) – готовность решать типичные профессиональные задачи;

разработаны образовательные программы подготовки студентов по направлению 072500 «Дизайн» и модули программ повышения квалификации преподавателей «Проблемы уровневого образовательного процесса в высшей школе», «Научно-инновационная деятельность в профессиональном образовании» содержание которых соответствует требованиям, предъявляемым к творческому педагогу.

Теоретическая значимость исследования: по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования: обобщены психолого-педагогические подходы к сущности креативного педагогического взаимодействия как педагогического явления, влияющего на личностно-профессиональный рост студента и преподавателя, что может послужить основанием для дальнейшей разработки теоретических положений в подготовке специалиста; выстроена совокупность положений, составляющих основу организации профессиональной деятельности преподавателя, направленной на амплификацию компетенций применительно к новым требованиям специалиста.

По специальности: 13.00.08: исследование углубляет научные представления о способах построения педагогического сопровождения формирования креативности студентов и тем самым обеспечивает социализацию будущего дизайнера средствами образования. Основные методологические ориентиры исследования, направлены на формирование креативности обучающихся и подготовку творческих педагогов в системе непрерывного образования в сфере дизайна; педагогическое сопровождение процесса формирования креативности будущих дизайнеров выступает средством подготовки обучающихся к инновационной деятельности.

Практическая значимость исследования: по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования: состоит в том, что автором разработана и апробирована система структурирования образовательных программ и проведения занятий в соответствии с принципами концентрированного, обогащающего, практико-ориентированного обучения, фреймирования, которая позволяет оптимизировать образовательный процесс в условиях непрерывного дизайн образования. Результаты и выводы исследования могут использоваться педагогами-практиками для разработки образовательных программ по направлению 072500 «Дизайн»; а также создании системы оценочных средств для контроля успеваемости и результатов освоения учебных дисциплин.

По специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования: заключается в определении компонентов креативности и критериальных характеристик сформированности креативности студентов, позволяющая организовать мониторинг результатов педагогического сопровождения формирования структурных компонентов креативности; в определении комплекса педагогических условий, позволяющих осуществлять педагогическое сопровождение формирования креативности у будущих дизайнеров, а также педагогов в системе дополнительного профессионального образования; апробировании комплекса диагностических методик мониторинга креативного развития студентов в учреждениях высшего профессионального образования; результаты исследования и разработанные в ходе него материалы могут быть использованы в профессиональной школе в процессе подготовки специалистов творческих специальностей и преподавателей в условиях непрерывного образования.

Личный вклад автора: заключается в разработке концептуальных основ модели педагогического сопровождения креативности студентов-дизайнеров в условиях непрерывного образования; в выявлении принципов и разработке комплекса педагогических условий реализации предложенной модели; в обосновании структурных компонентов понятия «креативность»; в определении критериальных характеристик уровней сформированности креативности студентов; проведении мониторинга эффективности педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна.

Диссертационная работа соответствует паспортам специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования: п. 2 «История развития педагогической науки и образовательной практики», п. 6 Концепции образования (социокультурная обусловленность динамика образования); паспорту специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования: п.4. «Подготовка специалистов в высших учебных заведениях»; п. 9 «Непрерывное профессиональное образование».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Насущной задачей непрерывного образования в сфере дизайна является формирование у обучающихся соответствующих мотивов ценностных ориентаций, компетенций, обеспечивающих подготовку обучающихся к инновационной труду, осознанному планированию образовательной траектории с учетом личных, общественных и государственных интересов. Основной путь эффективного осуществления этой задачи - формирование у будущих студентов креативности.

  2. Креативность у студентов-дизайнеров является интегративным образованием, состоящим из взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационно-целевого, включающего согласованные мотивы, ценности, цели будущего специалиста, отражающие понимание социальной значимости продуктов профессиональной деятельности и осознание индивидуальных целей и возможностей саморазвития; когнитивно-содержательного, предполагающего наличие профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих успешной профессиональной деятельности; рефлексивно-творческого, обусловливающего саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности, самоопределение и самовыражение будущего дизайнера в результатах индивидуального творчества.

  3. Интеграция идей обогащающего, практико-ориентированного, концентрированного обучения и педагогические концепции фреймов в аспекте оптимизации процесса обучения как конкретных теоретико-методологических ориентиров осуществления педагогического сопровождения формирования креативности студентов способна обеспечить амплификацию компетенций применительно к новым требованиям специалиста.

  4. Основными компонентами модели педагогического сопровождения являются: целевой компонент, педагогическая деятельность и образовательная деятельность преподавателя, комплекс педагогических условий, направленных на организацию и управление образовательной и самообразовательной деятельностью студентов. Предложенная модель педагогического сопровождения формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна позволяет раскрыть структуру, содержание и взаимосвязи компонентов образовательного процесса, конкретизировать педагогические условия и особенности педагогической и образовательной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базах: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (направления 072500 Дизайн – Дизайн интерьера; Промышленный дизайн); ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина» (Мининский университет) (направления 072500 Дизайн – Дизайн среды», «Графический дизайн».

В исследовании приняли участие 147 человек, из них в ЭГ – бакалавры (4 курс) (63 чел.) и магистры (2 год обучения) – 11 чел., КГ – бакалавры (4 курс) (61 чел.) и магистры (2 год обучения) – 12 чел., абитуриенты - 256 чел., преподавателей – 40 чел.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: Международных (Нижний Новгород: 2011, 2012, 2013, 2014; Нижний Тагил: 2011; Всероссийских научно-практических конференциях (Самара: 2013; Горно-Алтайск 2013), а также отражены путем публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается логикой исследования с опорой на концептуальные положения философии, педагогики, психологии; использованием значительного количества теоретических источников, применением разнообразных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована схемами, таблицами и рисунками.

Креативность как предмет исследования в отечественной педагогике и психологии

Обзор программных документов показал, что вопрос подготовки современных специалистов, обладающих способностью генерировать и продуцировать большое количество идей; обнаруживать и ставить проблемы; решать нестандартные задачи, проявляя семантическую гибкость; обладающих способностью усовершенствовать объекты, добавляя детали, предлагая нестандартные решения, является одним из приоритетных в системе профессионального образования. Особо важно сформировать креативность (способность к творчеству) у студентов, которые обучаются по специальностям творческого профиля.

Отечественные исследователи, опираясь на зарубежный опыт в формировании креативности у обучающихся, разводят понятия «креативность» и «творчество» (см.1.1.), однако, некоторыми педагогами-практиками данные понятия, в связи с переводными изданиями рассматриваются как тождественные. Анализ исследований отечественных ученых по проблематике формирования креативности позволил рассмотреть креативность как личностную категорию в аспектах: креативность как дивергентное мышление; креативность как интеллектуальная активность; креативность как интегрированное качество личности [163]. Рассмотрим каждое направление подробнее: Креативность как дивергентное мышление. В отечественных педагогической и психологической науках проблему креативности как проявления дивергентного мышления рассматривали Е.Ф. Алфеева, В.Л. Данилова, П.Я. Гальперин, В.К. Зарецкий, В.Т. Кудрявцев, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, Е.Н. Хазратова, М.А.Холодная и др. М.А.Холодная определяет креативность в узком смысле слова как дивергентное мышление, его главной характеристикой является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного объекта [270].

По мнению Г.М.Коджаспировой, в отечественную педагогику все активнее входит философское осмысление таких понятий, как «жизнетворчество», «свобода» и др. Вместе с тем свобода — активность, проявляющаяся в творчестве. Свобода и творчество как сущностные характеристики бытия связаны настолько, что справедливо утверждение: «Творчество — это свободно реализующая себя индивидуальность». Это положение предъявляет кардинальные требования к изменению подходов к организации педагогического процесса [120]. По существу, творчество – это преобразующая активность человека, поиск новой структуры уже известных элементов, их новых сочетаний и взаимодействия. Поэтому способность к преобразованиям является одной из основных динамических характеристик креативности. Отечественные исследователи творчества в своих работах обозначали способность к преобразованиям как «способность к комбинированию» (А.Т. Шумилин) и «вариативность» (А.И. Раев). Перечисленные психологические явления, – различные стороны интегрального креативного качества, они «презентируют» спектр проявлений способности к преобразованиям [34, С. 111]. Исследователи С.И.Макшанов и Н.Ю.Хрящева (1997) определяют креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [151, C.10]. Креативность как интеллектуальная активность. Представителями данного направления являются: Д.Б.Богоявленская, В.Н. Дружинин, Л.Б.Ермолаева-Томина, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др. Д.Б.Богоявленская разводит понятия – «дивергентная способность» и «креативность», определяя дивергентное мышление как «способность мыслить вширь», т. е. способность видения других атрибутов объекта. В качестве единицы анализа творчества, Д.Б. Богоявленская выделяла интеллектуальную активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве. Д.Б. Богоявленская рассматривает креативность как особенность интеллекта или уровень мышления, как качественную определенность высшего уровня интеллектуальной активности. Говоря об источниках и условиях развития креативности, она характеризует ее как социально-обусловленное явление, которое развивается в деятельности. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, мерой интеллектуальной активности, ее наиболее качественной характеристикой является интеллектуальная инициатива — продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [35, С. 104]. На основе объективных критериев она выделяет три уровня интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный, которые можно отнести к деятельности дизайнера и педагога. Высший уровень интеллектуальной активности — креативный — подразумевает деятельность по нахождению наиболее совершенных способов решения проблемы, мотивированную изнутри. Характерным для умственной деятельности креативного уровня является углубленный процесс анализа, не требующий обязательного сравнения ряда ситуаций. Можно предположить, что, достигнув высшей степени интеллектуальной активности, педагог становится инициатором нововведений, направленных на преобразование собственной профессиональной деятельности. Данный подход оказывается продуктивным при интерпретации реально наблюдаемой инновационной деятельности, в частности, при анализе степени новизны и уровня привносимых новшеств [21].

В рамках антропологического подхода, Г.М.Каджаспирова замечает, что человек — развивающееся существо в развивающемся мире, поэтому ему имманентно присуща креативность — способность к изменению и преобразованию. Человек всегда (осознанно или бессознательно) стремится переделывать все окружающее его по себе, ассимилировать среду; и это, в свою очередь, способствует его собственному изменению, индивидуальному развитию. Креативность обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятиях искусством [120].

Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих образовательную деятельность в сфере дизайна

В соответствии статьей 4. «Правовое регулирование отношений в сфере образования» закона «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

Учебно-творческий процесс обучению дизайну по отраслям осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта. Учебные планы по специальности Дизайн предусматривают изучение базовых общеобразовательных дисциплин (для лиц, не имеющих среднего (полного) общего образования), общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, профильных и общепрофессиональных дисциплин (рисунок, живопись, перспектива, цветоведение, пластическая анатомия, история изобразительных искусств и др.) и курсов, определяющих профессиональную направленность, а также учебную и профессиональную практику. Основной объем учебного времени, из которого большая часть отводится рисунку, живописи, композиции составляют практические занятия со студенческой группой в количестве 6–10 человек. Формой аттестации приобретенных студентами умений и навыков, развития их творческих способностей по рисунку, живописи, композиции и некоторым другим дисциплинам является просмотр художественным советом училища учебно-творческих работ на семестровых выставках. Область профессиональной деятельности выпускников базовой подготовки среднего профессионального образования по специальности «Дизайн» является: организация и проведение работ по проектированию художественно-технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, максимально приспособленной к нуждам различных категорий потребителей. Объектами профессиональной деятельности выпускников базовой подготовки являются: промышленная продукция; предметно пространственные комплексы: внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства и парковые ансамбли, предметные, ландшафтные и декоративные формы и комплексы их оборудование и оснащение. Область профессиональной деятельности выпускников углубленной подготовки: художественное проектирование объектов графического дизайна, дизайна среды, промышленного дизайна, арт-дизайна; образование художественное в детских школах искусств, детских художественных школах, других образовательных учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО). Объектами профессиональной деятельности выпускников углубленной подготовки в культуре и искусстве являются, в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки являются: книжная и газетно-журнальная графика, реклама, плакат, упаковка, промышленная и телевизионная графика, системы визуальных коммуникаций городской среды, предметно-пространственная среда, выставки, фестивали, праздники, зрелищные мероприятия, образцы промышленной продукции, предметы культурно-бытового назначения, декоративные формы; сюжетно-образные игрушки; анималистические игрушки; игровые, театральные и авторские куклы; технические игрушки; транспортные, дидактические, строительные наборы; конструкторы; детские школы искусств, детские художественные школы, другие образовательные учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО; Дизайнер готовится к следующим видам деятельности: - разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов; - техничное исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале; - контроль изготовления изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу; - организация работы коллектива исполнителей.

Дизайнер, преподаватель готовится к следующим видам деятельности: - творческая художественно-проектная деятельность; - педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО). Основываясь на требованиях стандарта среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям), при формировании образовательных программ образовательное учреждение имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов образовательных программ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [257]. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в пять лет. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. В Перечне кабинетов и мастерских по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) в промышленности, в культуре и искусстве, в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки необходимы специализированные Кабинеты: дизайна; лаборатории компьютерного дизайна для занятий по междисциплинарному курсу "Дизайн художественно-конструкторское проектирование"; мастерские (в соответствии отрасли). Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка уровня компетенций обучающихся.

Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов (организационно-технологический аспект)

Дизайнерская деятельность предполагает высокий уровень креативности, так как направлена на создание объектов, обладающих индивидуальным своеобразием и требующих особого восприятия [38, C.74] Современные исследования по проблеме креативности личности (В.Н.Дружинин, Н.В.Хазарова и др.) убедительно показывают, что для ее развития необходимо создание определенных условий, и прежде всего особой, творческой, среды, так как, согласно данным современных генетических исследований, креативность (в отличие от интеллекта) в большей степени зависит от средовых факторов [82]. В главе 2. п. 1. мы отметили, что педагогическое сопровождение в нашем исследовании рассматривается как система профессиональной деятельности педагога, связанная с изменением ценностно-смысловых ориентации и установок субъектов образовательного процесса, направленной на создание педагогических условий для успешного обучения и творческого развития студента-дизайнера в условиях непрерывного образования. Отражает взаимосвязь предлагаемых условий образовательная среда, обеспечивающая развитие и формирование всех субъектов образовательного процесса. В педагогической науке термин «образовательная среда» интерпретируется неоднозначно.

Образовательная среда рассматривается учеными как: совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, научно-производственными и другими институтами, ориентированными на цели образования; часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [132]; система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [162, С.24].

Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного образовательного учреждения. В современной литературе часто используется понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» в связи с этим необходимо определить соотношение данных понятий. Придерживаясь концепциям Е.П. Белозерцева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова в нашем исследовании мы рассматриваем «образовательное пространство» как результат конструктивной деятельности и в этом смысле данное понятие противостоит понятию «образовательная среда». В данном контексте образовательная среда - специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления личности [186, 225, 227]. Образовательное пространство как составляющая более широкого социального пространства представляет собой образовательный континуум во всем многообразии его системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, а также духовно-информационных составляющих, целостность которого обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам [161, 163, 164]. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития. В соответствии с исследованиями В.А. Ясвина понятие "образовательная среда" может рассматриваться как родовое для понятий как "среда учреждений", "семейная среда" и других локальных сред, в которых происходит формирование личности по заданному образцу, и ее саморазвитие [283]. Образовательная среда не является спонтанной, она должна проектироваться. В работах отечественных (И.А. Зимняя, Е.В. Сохан, Д.В. Чернилевский и др.) и зарубежных авторов (J.Barker, E.Winner) представлены некоторые основные характеристики творческой среды. Так, неопределенность выступает мощным стимулом поиска собственных моделей решения творческой задачи, а не принятия готовых образцов. Многовариативность обеспечивает возможность их нахождения. Исследователи отмечают и такую характеристику среды, как нерегламентируемость поведения субъекта творчества [233]. Предметная обогащенность среды требует учета большого количества малопредсказуемых переменных, что делает процесс нахождения правильного решения более трудным. Такая характеристика среды, как свобода выбора, предоставляет каждому участнику коллективного или индивидуального творчества свободу деятельности во всех ее проявлениях. Особая роль в развитии творческой среды принадлежит внутренней мотивации творческой личности. Как отмечает E. Winner, «после определенного этапа способность как таковая играет менее значимую роль, чем личностный и мотивационный фактор» [314, С. 122]. Творческая образовательная среда выполняет ряд функций в процессе подготовки: регулятивную, детерминирующую, корректирующую, организующую и направлена на обеспечению комфортности существования и развития всех субъектов образовательного процесса, личностному росту субъектов среды. Создание среды возможно только там, где происходит овладение разными способами действия, где каждый субъект среды оказывает влияние на другого субъекта и в связи с этим может изменить собственную позицию, выработать новый способ взаимодействия или своими суждениями, действиями оказать влияние на изменение позиций других субъектов.

Среда – это продукт совместного конструирования всех ее субъектов в рамках действующей коммуникации, поэтому ее нельзя рассматривать отдельно от событий, в которых она воспроизводится и тех новых эффектов, которые возникают в процессе ее рождения. Среда – это момент непосредственного участия всех ее субъектов в создании образовательной ситуации. Среда помещает в себя практику всех субъектов, которые в ней находятся. Она вмещает множество практик, которые вступают в некоторые отношения друг с другом.

Исследованию вопросов создания образовательной, в том числе и творческой среды посвящены многочисленные исследования. Приведем некоторые из них с целью выявления ведущих педагогических условий, характеризующих деятельность преподавателя в процессе формирования креативности будущих дизайнеров.

Педагогическое сопровождение формирования креативности

Анализ опыта работы ведущих вузов России в области дизайн образования (см. 1.4) позволил выявить комплекс проблем: - отсутствие по ряду базовых образовательных дисциплин лекционных форм работы, например («Цветоведение и колористика» (1 год обучения) и «Проектирование (1-4 года обучения)), что затрудняет формирование компонентов креативности; - не учитывается в учебных планах и программах трудоемкость самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, что препятствует организации системной работы над проектами; - отсутствует преемственность содержания дисциплин, что нарушает возможность обобщения и углубления знаний и метапредметность дисциплин и затрудняет выход студентов на творческий уровень образовательной деятельности. - что зачастую создаваемые студентами проекты не связаны с работодателем и не носят практико-ориентированный характер. Данные выводы подтверждаются изучением мнений преподавателей, бакалавров, магистрантов - обучающихся по дизайн-направлению: в ФГБОУ ВПО «Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете» и ФГБОУ ВПО «Нижегородском государственном педагогическом университете имени К.Минина» (Мининский университет). В соответствии с учебным планом содержание программы реализуется в форме практических занятий (72 часа), при этом, в рабочей программе - в графе «Самостоятельная работа студентов» - 0 часов. Как показал контрольный эксперимент, недостаточно останавливаться на данной форме занятий. Магистрантам были заданы вопросы: «Сколько часов для самостоятельной работы необходимо бакалаврам на 1 курсе, чтобы закрепить материал?», «Нужны ли лекционные занятия в рамках дисциплины «Цветоведение и колористика» у бакалавров на 1 курсе?». Приводим ответы магистрантов: «Для самостоятельной работы необходимо не менее 18 часов, чтобы сформировать необходимые знания, умения и навыки по данной дисциплине», «Лекции для курса колористики и цветоведения необходимы по причине того, что владение, как профессиональными терминами, так и базовой теорией цвета в целом, как правило, у бакалавров первого курса на недостаточном уровне. Как только на втором курсе по дисциплине "Живопись. Спецкурс" появляется такое задание, как пятнографический натюрморт (запрещено прямое использование ахроматиков, то есть нельзя использовать на предметах чисто белые блики или в тенях допускать откровенно серый цвет. Белый добавляется в цвета, чтобы писать секторы света, однако в чистом виде блики "белить" не должны) студенты буквально приходят в ужас и теряются, потому что не знают, как получить серый с помощью хроматической палитры. Мы считаем, что в день нельзя ставить более двух пар практических занятий по предмету «Цветоведение и колористика», так как при работе с цветом глаз начинает "замыливаться", и грамотно различать оттенки после трех часов подряд работы с цветом становится затруднительно. Считаю, что необходима полноценная пара на строго лекционный материал, и два часа практики в один день».

Приведенные ответы преподавателей и обучающихся подтвердили наличие обозначенных выше проблем и обосновали выбор лекций, практических занятий, самостоятельной работы, а также проекта как формы обучения как ведущих. В связи с этим, педагогическое сопровождение предусматривало реализацию комплекса педагогических условий (См. Гл.2, п.1.2.), который направлен на оптимизацию деятельности преподавателя и образовательную деятельность обучающихся через содержание, формы, методы, технологии и средства обучения. В связи с этим в процессе формирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: 1. Разработка содержания образовательной программы по направлению 072500 «Промышленный дизайн», на основе использования концентрированного обучения и фрейм-технологий. 2. Определение форм организации обучения с учетом концептуальных положений концентрированного, обогащающего, практико-ориентированного обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа, проект). 3. Выбор оптимальных методов и средств обучения для формирования компонентов креативности студентов в образовательном процессе. 4. Создание педагогических условий для самообразования студентов. Первая задача. В содержание образовательной программы 072500 «Промышленный дизайн» включены учебный план и рабочие программы дисциплин, которые конструировались нами в соответствии с принципами концентрированного обучения и фрейм – технологии. В учебном плане отражен состав дисциплин, которые мы интегрировали по годам и времени обучения с опорой на общекультурные и профессиональные компетенции. На основе процесса фреймирования содержания, проводился: селективный отбор, именование, категоризация и тематическое описание содержания каждой рабочей программы (см. 2.1.). При помощи фреймов мы структурировали и систематизировали информацию, необходимую для изучения дисциплин на ситуативном, надситуативном и творческом уровне. Представим пример рабочих программ по направлению «Промышленный дизайн» (бакалавриат) «Цветоведение и колористика» (1 год обучения) и «Проектирование» (1-4 года обучения). Выбор данных программ обоснован тем, что дисциплины включены в базовый компонент образовательных стандартов среднего профессионального, высшего образования, дополнительного профессионального образования, т.е. реализуют принципы преемственности и непрерывности образования и направлены на формирование общих для данных дисциплин компетнций: ОК-1 (владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), ОК- 6 (стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, уметь ориентироваться в быстро меняющихся условиях), ОК- 7 (уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков) и ПК-2 (владеет рисунком, основами академической живописи, профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании). Содержание программ сконцентрировано в форме фреймов, которые выполняют в нашем исследовании не только функцию концентрирования содержания программы дисциплины, но и позволяют реализовать оценочную функцию. Фрейм – как единый информационный, деятельностный и временной, четко заданный уровень овладения знаниями, компетенциями и уровнями сформированности креативности. Структурирование содержания образовательных программ с помощью фреймов позволило осуществлять мониторинг уровней сформированности креативности студентов. Основная задача педагога связана с тем, чтобы направить образовательную деятельность студентов к единому, четко заданному уровню овладения знаниями, компетенциями и соответствующими уровнями креативности как цели нашего исследования. Фреймы позволяют варьировать виды и формы заданий, формы организации обучения, время прохождения этапов подготовки и реализации проекта как основной формы обучения. Такая форма подачи содержания программы дисциплины позволяет добиться результатов каждым студентом на одном из уровней обучения – ситуативном, надситуативном и творческом.

Похожие диссертации на Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна