Введение к работе
Актуальность темы исследования. В настоящее время ведущей задачей общеобразовательной школы является развитие творческих способностей учащихся, которое рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике, индиви;гуальные физические и интеллектуальные качества, приобретение научно-технической информации. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитие творческих способностей, что являегся катализатором усвоения новой научной и технической информации, згскоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей в целях обеспечения непрерывного развития производства н общества.
Концептуальный подход к исследованию опирается на Закон Республики Казахстан «Об образовании», в котором подчеркивается важность развития духовных возможностей личности, прежде всего, интеллекта, созданием условий для его индивидуального проявления, творческих способностей и эстетического воспитания. Он также опирается на «Концепцию этнокультурного образования в Республике Казахстан», где главной целью является воспитание личности.
Следует отметить, что изобразительное творчество позволяет не только отражать и воспроизводить существутощую природную реальность, но и создавать новую художественную среду. Применительно к изобразительному творчеству учаивгхся важно разработать содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими знаниями, умениями и навыками необходимыми соответствующими современному уровню развития художественной культуры.
Противоречие между необходимостью формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства в целостном педагогическом процессе и отсутствием необходимого научно-методического материала и системы формирования исследуемого феномена и целостном педагогическом процессе в школе указывают на актуальность данной проблемы и определяют выбор темы исследования - «Педагогические основы формирования творческих способности учащихся в начальных классов средствами изобразительного искусства», где планируется выявить дидактические основы, которая может быть сформирована следующим образом: каковы воспитаельные возможности изобразительного искусства в формированіи творческих способностей учащігхся начальных классов.
Анализ психолого-педагогических и философских исследований художественного творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
Степень изученности проблемы. В связи с этим особое значение в
нашем исследовании приобретают работы ведущих ученых, раскрывающие
общетеоретические и методические аспекты данной проблемы в учебно-
воспитательном процессе общеобразовательных школ. Этим вопросам
посвящены исследования М.Х.Балтабаева, А.А.Калыбековой,
К.К.Болатбаева, С.К.Калиева, К.Б.Жарикбаева, С.А.Узакбаевой, К.Ералин , Д.А. Кемешев, С.К. Бейсенбаев, Ж.М. Танибергенов, А.Кошенов. Среди таджикских ученых-педагогов особо следует отметить труды М.Лутфуллоева, Ф.Шарифзода, И.Х.Каримовой, Т.А.Шукурзода, К.С.Абдурахимова, А.М.Миралиева, К.Б.Кодырова, Ш.А.Шаропова, СА.Исломова, С.Рахимова и др.
Наибольший интерес представляют научные труды, посвященные художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников Ростовцев Н.Н., Кузин B.C., Шорохов Е.В., Лебедко В.К., Козлов В.И., Ералин К.Е., Козыбаков MX, Амиргазин К.А., Сманов И.С., Кемешев Д.А., Булатов С.С., Павловский А.Л., Амиргазин К., Асылханов Е., Жолдасбекова С.А., Танирбергенов М.Ж., Матаева СР.
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понималось как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Анализируя творческую деятельность, ученые приходили к вьтоду, что творчество представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Таким образом, понимание проблемы исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Такое обучение относится к числу актуальных задач современной дидактики.
Проблема исследования состоит в том, что творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. В ходе нашего исследования мы рассматриваем развитие творчество в современном мире с точки зрения нового педагогического подхода, как деятельность человека (в основном мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью, которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, изобразительное, техническое и многие другие его виды.
В процессе обучения очень заметно совершенствуется мышление учащихся. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие
учителя к умственным возможностям школьника как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.
Основная особенность мыслительной деятельности школьника -нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания в процессе урока изобразительного искусства приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним, но не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу - и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия.
Лучший способ организовать внимание связан не с использованием каких - либо особых приемов на уроке, а с умением организовать творческую деятельность так, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить дух школьника, направить их внимание продолжительное время на изучаемый материал. Творческая деятельность - вот что делает урок интересным, что само по себе способствует организации его внимания.
В младшем возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Формирование мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ изобразительного искусства. Содержание и логика изучаемых материалов, характер усвоения знаний у школьников требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту, учащиеся существенно изменяются, они обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мьпыления в понятиях (у старших подростков).
Однако, несмотря на значительное количество работ по различным аспектам данной проблемы, вопросы формирования творческих способностей у младших школьников средствами изобразительного искусства в процессе обучения не нашли еще должного освещения в психолого-педагогических исследованиях и остаются малоизученными.
Таким образом, противоречие между необходимостью формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства в целостном педагогическом процессе и отсутствием необходимого научно-методического материала и системы формирования исследуемого феномена и целостном педагогическом процессе в школе указывают на актуальность данной проблемы и определяют выбор темы исследования - «Педагогические основы формирования творческих способности учащихся в начальных классах средствами изобразительного искусства», где планируется выявить дидактические основы, которые можно сформировать следующим образом: каковы воспитательные возможности изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся начальных классов.
Цель исследования: выявить эффективность урока изобразительного искусства в формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Объект исследования: учебный процесс урока изобразительного искусства в формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Предмет исследования: формирование творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования основано на предположении о том, что для формирования творческих способностей учащихся начальных классов, можно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебно-творческие задания. Использование данного активного метода обучения возможно при формировании у учащихся творческих способностей, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении к урокам изобразительного искусства. Применение данной методической системы позволит повысить уровень формирования творческих способностей учащихся начальных классов.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры изобразительного творчества учащихся;
изучить традиционную и инновационную методику преподавания урока изобразительного искусства;
- разработать методические материалы, позволяющие применить
метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования
творческого мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства;
- определить педагогические условия, обеспечивающие формирование творческих способностей учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства в процессе обучения;
экспериментально проверить возможность формирования изобразительного творчества учащихся в процессе обучения на уроках изобразительного искусства с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся .
Ведущая идея: Формирование творческих способностей учащихся начальных классов осуществляется реализацией воспитательного потенциала через содержание и методику его изучения на уроках изобразительного искусства.
Методологической основой исследования являются теория познания, психолого-педагогические теории формирования и развития личности человека в процессе его познавательной и творческой деятельности. Исходными теоретическими положениями исследования являются работы, посвященные анализу структуры учебно-творческой деятельности, труды психологов и педагогов о деятельностном подходе в познании и обучении (П.Я, Гальперин, АЛ. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), об активизации и интенсификации процесса творческой подготовки учащихся (А.М, Василевская, Т.В. Кудрявцев, Ю.С. Тюнников и др.).
Для решения задач, поставленных в диссертации, использовались следующие методы исследования: изучение литературы по интересующей нас проблемы; анализ программ изобразительного и декоративного искусства; наблюдение и педагогический контроль за обучением школьников; применение методов моделирования учебно-творческих ситуаций, создание ситуаций проблемного обучения; сбор практического материала для проведения исследования; сравнительный анализ творческих работ школьников; разработанные критерии оценки в соответствии с задачами, поставленными перед школьниками; оценка учебно-творческих работ учащихся начальных классов.
Источники исследования: труды философов, психологов и педагогов по проблеме творческой деятельности школьников и нормативные документы (Закон "Об образования РК", "Концепция стратегического развития РК-2030", Государственная программа "Образование "), учебно-воспитательные планы школ, передовой опыт учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ.
Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование процесса изобразительного творчества учащихся, беседа, выставку анализ результатов творческой деятельности учащихся и педагогический эксперимент.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
раскрыты сущность, содержание и структура формирования творческих способностей учащихся, выявлены критерии и показатели их сформированности:
выявлены возможности изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся начальных классов;
теоретически обоснована и разработана модель формирования творческих способностей шко/сьников начальных классов в процессе обучения средствами казахского изобразительного искусства;
- разработана и апробирована методика формирования творческих
способностей учащихся начальных классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе учителей на уроках по изобразительному искусству. Материалы исследования могут быть учтены при разработке учебных программ, создании учебных пособий и наглядности. Было установлено, что в процессе применения данной методики в формировании творческих способностей школьников и активной мыслительной работы, заключающейся в понимании, осмыслении, рассуждении и выхода на новое видение окружающей и изображаемой действительности, совершенствуются специальные исполнительские навыки и способности в области изобразительного искусства; развивается психическая и умственная сфера школьников; проявлятся сознательная мотивация при создании творческих работ; выстраиваюся цели и методы решения поставленных творческих задач; развиваются способности творческой работы с натуры.по памяти, представлению, воображению и ассоциации.
Достоверность научных результатов обеспечено
методологической обоснованностью подхода к решению проблемы,
логичностью научного аппарата, применением комплекса методов
исследований, адекватным его задачам и логике, количественным и
качественным анализом экспериментальных данных,
сформированностью творческих способностей у младших школьников, участвовавших в эксперименте.
База исследования: школы № 50, 17, 33 г. Шымкента Южно-Казахстанской области. В различных видах экспериментальной работы приняли участие 180 школьников. Из них 60 учащихся - 1 и 2 классов, 120-учащиеся 3 и 4 классов.
Процедура и этапы исследования: для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования, при выборе которых учитывались задачи каждого этапа научного поиска. Исследование проводилось в два этапа:
I этап (2002-200бгг.) был связан с изучением философской, психолого-педагогической литературы. Основные методы исследования в этот период: анализ и обобщение источников по проблеме исследования, наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
П этап (2005-2011 гг.) - изучение реальной картины приобщения школьников к творческой деятельности, анализ состояния воспитательной работы в школе по формированию творческой деятельности учащихся начальных классов. Обосновано содержание опытно-экспериментальной работы по формированию творческой деятельности школьников в процессе занятий по изобразительному искусству. Методы исследования на данном этапе: теоретический анализ научной литературы, учебно-воспитательных программ, предметных дисциплин начальной школы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование, изучение продуктов деятельности школьников, школьной документации, воспитательных планов классных руководителей и предметников изобразительного искусства.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, в опубликованных научно-исследовательских материалах в научном журнале «Вестник Таджикского национального университета», «І^азакстан мектебі», на научно-практической конференции Шымкентского социально-педагогического университета (Шымкент, 2004) и Международной научно-практической конференции на тему: «Актуальные проблемы педагогического образования», посвященной 15-летию Независимости Республики Казахстан и 5-летию образования университета ШСПУ (Шымкент 2006г., 27-28 октября).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заетлочения, библиографии, включает таблицы, рисунки и диаграммы.