Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У. Д. Алиева (1895-1937) Абаева, Фатима Валерьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абаева, Фатима Валерьевна. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У. Д. Алиева (1895-1937) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Адыгейский гос. ун-т.- Майкоп, 1996.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/3577-9

Введение к работе

:—Актуальность исследования. В духовной жизни каждого народа ютношение общечеловеческого и национального приобретает свои юбенные формы и черты, отражающие этнопсихологические, со-іально-демографические, историко-культурные, образовательно-вос-итательные условия и факторы. Сегодня они находят свое ^посредственное выражение в понимании современных путей ізвития национальной школы, решении национальных проблем Зразования. Задачи восстановления этнокультурных и этносоциаль-ух функций национальной школы, возвращения ей действительно іционального характера, утраченного за многие десятилетия, ізработки национального компонента образования требуют >ансляции национальных культур и формирования национального імосознания у новых поколений народов России, на основе зрмализации межнациональных отношений и обеспечения для всех фодов современного цивилизованного развития. Решение этих задач )зможно на основе всестороннего ретроспективного аналитического (учения истории развития духовной и материальной культуры, юсвещения и образования каждого народа.

Благодаря особому вниманию ко всему прогрессивному, їзданному в течение веков многими поколениями народных масс, (хранены, осмыслены и продолжают оказывать положительное іияние на нас, наших современников многообразные формы устного іродного творчества, имеющие воспитательное значение. Российская :дагогическая наука не только не отвергает, но, наоборот, творчески феосмысливая и перерабатывая, использует все лучшее, что ііработано народной педагогикой в отношении воспитания личности :ловека, формирования и утверждения в нем тех сторон и черт ;рактера, которые соответствуют идеалам и представлениям народа.

В карачаевском фольклоре накоплен разнообразный материал, іставляющий художественный, педагогический фонд словесного

искусства. Жизнь народа, различные общественные и политически события нашли отражение в песнях, преданиях, легендах, героически; поэмах. Вековой духовно-нравственный народный опыт облечен форму пословиц, поговорок, загадок. Вместе с другими народам Северного Кавказа карачаевский народ принял участие в созданиї эпоса о нартских богатырях.

Карачаевский этнос - один из старейших на территории России Одна из его особенностей, наложившая отпечаток на духовную жизн и культуру народа, - это многовековое совместное проживание другими народами Северного Кавказа, многоплановые, в том числе образовательные, взаимодействия с ними. Не случайно Северны Кавказ рассматривается историками и социологами как относительн самостоятельный и целостный регион, как единое культурно-оС разовательное пространство. В этом контексте мы и рассматривай становление и развитие образовательной системы и педагогическо мысли народов Северного Кавказа в конце XIX - начале XX вв. ка народов, соединенных общностью исторических судеб, совместно экономической жизнью и образовательными институтами.

Своеобразие становления и развития школы и педагогическо мысли нерусских народов Северного Кавказа связано с таким сложны явлением, как просветительство. Просветительство - особый феноме национального общественного сознания, оно отражает традиционны и инновационные, общечеловеческие и национальные, религиозны и языческие, государственные и племенные стороны народной жизн) синкретизм его мировосприятия. Просветительство на Северно Кавказе связано с именами известных мыслителей и деятелей Ш.Б.Ногмова, У.Х. Берсея, К.-Г.М.-Х. Хан-Гирея, МЛ. Кодзоков А.-Г.Кешева, С.Х.Сиюхова, У.Мекерова, Т.З.Табулова, И.П.Крьв шамхалова, И.М.Байрамукова, Хызыра и Сайда Халиловы: Н.Х.Токова, П.И.Тамбиева, И.О.Акбаева, А.-Х.Ш.Джанибеков; И.Х.-Ш.Хубиева, М.А.Санглибаева, А.Хубиева и других. Своеобразі национального просветительства в том, что оно в условиях низке образованности большинства своих соплеменников оказалос способным подняться на общероссийский, общечеловеческий урове>

онимания национальных проблем, обобщить и сконцентрировать в ;бе философские, социальные, культурологические, образователь-о-воспитательные, духовно-религиозные проблемы, потребности и нтересы своих народов, сформировать и "предъявить" обществен-ому мнению программы духовного национального возрождения и азвития.

В последние годы все шире, междисциплинарно и всесторонне сследуются проблемы истории, культуры, духовной и материальной изни, социального и национального развития карачаевского народа, ак неотъемлемой составной части истории России (В.П.Невская, .Т.Лайпанов, К.М.Текеев, С.Б.Узденова, С.М.Акачиева). Исследова-ия раскрывают различные пласты целостной истории духовного и ультурного развития карачаевского этноса. Важным компонентом стории народа является развитие школы, образования, педагогической ысли и просветительства, как определявших цивилизованное азвитие карачаевского народа, пути его сближения с достижениями усской и мировой культуры и образования.

В контексте этих исследований все более значительной редставляется личность Умара Джашуевича Алиева как фигуры, гоявшей в центре образовательных и просветительских начинаний, ак катализатора идей национального самосознания, как ученого-эн-иклопедиста, педагога и просветителя горского народа. Несмотря на ризнание его заслуг в становлении и развитии образования и культуры эрского народа, его подлинный вклад в культуру, науку и практику, собенно педагогическую, по-настоящему не выявлен, оценки его аследия и деятельности остаются декларативными, не подкреп-енными целостным анализом его жизни и деятельности как одного з крупных зачинателей горского просветительства на Северном лвказе.

Степень разработанности проблемы. Значительность личности '.Д.Алиева осознавалось еще в начале XX в., однако осмысление его оли как ученого-энциклопедиста проходило постепенно.

В период 20-х - начала 30-х годов, несмотря на то, что имя '.Д.Алиева получает широкое признание, специальных трудов,

посвященных непосредственно его педагогической деятельности, н появилось.

В 30-е годы осуществляется денационализация Школ на оснон широкого внедрения государственного русского языка вместо язьи национального. Появляются работы, категорично отрицающие вес дореволюционный опыт образования нерусских народов Росси (А.Ф.Эфиров, Г.К.Ульянов и др.). Формула "Российская Империя - тюрі ма народов" надолго определила позицию исследователей. В кони 20-х - начале 30-х годов подверглись репрессиям представител различных народов. В их числе был У.Д.Алиев. Он разделил судьб тысяч своих соплеменников. Его печатное наследие подверглос изъятию и уничтожению. Все эти факты определили отношение К ЄІ научному наследию и деятельности, привели к многолетнем замалчиванию имени ученого. Реабилитация У.Д.Алиева в 1957 го,с положила начало объективному освещению его биографии, творчеств педагогического наследия.

Первый этап изучения многогранного наследия У.Д.Алиеі начинается в 50-е годы. Имя Умара Алиева входит в контекст общи исследований историков Северного Кавказа (В.П.Невскоі К.Т.Лайпанова и др.). Оно упоминается в работах П.Максимов; Е.Рябова, Е.Кабаченко, В.Михайлова и др. Активизация внимания научной деятельности У.Д.Алиева связана с выходом в свет кн* М.Ш.Акбаева "За счастье народное" (1976 г.), К.Т.Лайпанов; М.Батчаева "На крыле времени"(1977 г.).

Наследия ученого было введено в научный обор'4 г современным исследователями различных отраслей науки и культуры. Второй эте относится к 70 годам.

Лингвистические идеи УД.Алиева, его теоретические разработк в области проблем языкового строительства изучались современным исследователями в области теории и истории карачаево-балкарског языка (Х.Хаджилаев, М.А.Хабичев, С.М.Акачиева).

Историки и обществоведы республики активно изучал исторические, этнографические, культурно-экономические труд У.Д.Алиева (В.П.Невская, И.М.Шаманов, Г.Кубанов и др.). 6

Наследие ученого изучалось с позиций узкоотраслевого подхода: зля историков он интересен и важен как историк, для этнографов - лотовыми и музейными работами, лингвисты анализировали его труды з области языкового строительства, грамматики, словарей и т.д. При інализе наследия УДгАлиева игнорировался системныйподход к таким общим проблемам, как национальное просветительство и :троительство национальной образовательной системы на Северном Кавказе. Аналитическое осмысление трудов и деятельности УД.Алиева привело нас к выводу о том, что именно эти проблемы особенно интересовали ученого и просветителя, именно они, эти проблемы и сегодня не только не потеряли своей актуальности, но и эбрели новое звучание, адекватное современным требованиям возрождения национальной культуры, образования, языка, традиций.

Предпринятый нами историографический обзор исследовательских источников позволяет утверждать, что педагогические взгляды У.Д.Алиева, его педагогическая практика, его концепция шциональной, в частности, карачаево-балкарской школы, не были іредметом специального научного исследования. Таким образом, остался невостребованным историко-педагогической наукой и практи-сой весьма ценный пласт из богатейшего теоретического и практи-іеского наследия У.Д.Алиева. Проблема ценности изучения педаго-ического наследия У.Д.Алиева, необходимости его целостного науч-юго анализа впервые была поставлена в наших работах ("Под знаком ворчества", "Становление образования народов Карачаево-Черкесии і конце XIX - начале XX вв.", "Просветительская деятельность /.Д.Алиева", "Точка отсчета", "Букварь Умара Алиева - первая книга сарачаевского народа", "Педагогическая, просветительская деятель-юсть У.Д.Алиева в период конца XIX - начала XX вв.", "Умар Алиев -'ченый, поэт, педагог", "Умар Алиев: Просветительская, педагоги-іеская и общественная деятельность" и др.).

Чем же объясняется научная неразработанность педагогического іаследия У.Д.Алиева? Педагогическая практика У.Д.Алиева носила говационный характер и все же осталась вне поля зрения русской іедагогической общественности, боровшейся в начале века за развитие

образования национальных окраин. Причина этого, как показало наш исследование, в том, что унифицированная, единообразная школа н нуждалась в национальных концепциях воспитания и образованш Исторически сложившийся стереотип - рассматривать У.Д.Алиева ка общественно-политического деятеля - довлел над восприятием ег< педагогического наследия в современных условиях развити педагогической историографии.

Обозначилось противоречие между достаточно широким исполь зованием имени У.Д.Алиева в научной литературе, исследованием ег вклада в отдельные области науки о карачаевском этносе и отсутствие! целостного представления о жизненном и просветительском путі ученого и педагога в контексте просвещения горских народов Северно го Кавказа в конце XIX - первой трети XX вв. Это противоречие и по требность его снятия обусловило выбор проблемы нашего исследо вания. Проблема сформулирована нами следующим образом: "Педагс гические идеи горского просветительства конца XIX - начала XX вв.

Просветительская, педагогическая деятельность и педагоги ческие взгляды У.Д.Алиева до настоящего времени не стали предметои специального исследования именно в историко-педагогическок аспекте. В этом состоит определяющий смысл настоящего иссле дования и выбора её темы.

Исходя из этого, конкретную тему исследования мы определил] следующим образом: "Педагогическая деятельность и педагогически взгляды У.Д.Алиева (1895-1937)".

Объект исследования - процесс становления национальной просветительства горских народов Северного Кавказа конца XIX начала XX вв. и место в этом процессе педагогического просвети тельского движения.

Предмет исследования - педагогическая деятельность і педагогические взгляды У.Д.Алиева.

Цель исследования: на основе изучения педагогическоі деятельности, аналитического осмысления трудов, особенні педагогического наследия У.Д.Алиева, систематизировать их определить и оценить объективно реальный вклад просветителя і 8

сторико-педагогическую науку и практику Северокавказского егиона.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью сследования были поставлены следующие задачи:

дать целостную характеристику научному наследию У.Д.Алиева;

исследовать вклад У.Д.Алиева в становлении национального росветительства, его истоков, содержания и направлений;

изучить и воссоздать основные этапы жизни, научной иографии и педагогической деятельности У.Д.Алиева; определить :новные педагогические идеи его трудов и выступлений;

исследовать направления практической деятельности .Д.Алиева по созданию учебной, учебно-методической литературы по подготовке национального учительства;

определить основные положения педагогического наследия ээта-просветителя и ученого-педагога;

- обосновать необходимость использования педагогических идей
произведений У.Д.Алиева в учебно-воспитательном процессе

>временных учебных заведений, в практике семейного воспитания.

Методологические основы исследования составляют совре-енные концептуальные подходы в сфере отечественной истории на-иональных отношений, культуры и образования; системно-исто-лческий подход, позволяющий на междисциплинарной основе эоанализировать в единстве биографию ученого, его научный вклад историю горской культуры и просвещения, науки и образования; явилизационный подход, позволивший исследовать базисные гдагогические традиции горцев и источники национального оосветительства.

Специфика педагогического наследия Умара Алиева потребовала :рменевтического подхода к изучению различных сторон научного іследия ученого, контекстного исследования его трудов с целью >іявления его образовательного, воспитательного и просветительского этенциала.

Важное значение для нашей работы имели функциональные следования: истории педагогики и ее методики (С.Ф.Егоров,

Е.Г.Осовский, З.И.Равкин и другие), философии образована (П.Г.Щедровицкий, В.Д.Шадриков), этнопедагогики (Г.Н.Волко Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров, К.И.Бузаров и другие), истори национальных отношений, культурологии и этнографи (Т.Ю.Красовицкая, В.А.Тишков, С.А.Токарев и др.). В рабої использовались разнообразные методы исследования: метод анализ и обобщения литературных и архивных источников, историке культурный, конструктивно-генетический, сравнительно-сопост вительный, историко-типологический.

Учитывая биографический и междисциплинарный характе работы, нами использовались методы, присущие такого рої исследованиям: метод научного воссоздания биографии ученог методы лингводидактического анализа учебной литературы и др.

Источники исследования подразделяются на следующк комплексы:

труды У.Д.Алиева в разных областях научного знания;

опубликованные документы, отражающие жизнь и научну деятельность У.Д.Алиева;

учебно-методические материалы У.Д.Алиева (статьи, очерю учебники, словари и т.п.), отчеты, аналитические материал (записки), переписка У.Д.Алиева с отдельными лицами учреждениями о состоянии просвещения и образования горскої народа, доклады, принадлежащие У.Д.Алиеву, его документі дневники и др.;

- материалы съездов, совещаний, конференций с участие
У.Д.Алиева, а также съездов и совещаний по вопроса
просвещения, образования и культуры Северного Кавказа;

мемуары (воспоминания А.С.Герюгова, П.Максимова, Е.Рябов Е.Кабаченко и др.);

литература по проблемам инородческого, а в советское время национального образования в целом, и карачаево-балкарског народа в особенности (В.П.Невская, К.М.Текеев, К.Т.Лайпаної И.М.Шаманов, С.Б.Узденова и др.).

Использованы материалы Государственного архива Российской
Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического
ірхива в Санкт-Петербурге (РГИА), Архива Российского государствен-
юго этнографического музея (АРГЭМ), архива мемориального музея
/.Д.Алиева в ауле Карт-Джурт.

Научная новизна и теоретическое значение исследования аключается в том, что впервые дан целостный анализ просвети-ельской и педагогической деятельности У.Д.Алиева, его теорети-іеского и практического вклада в развитие национального образования Неверного Кавказа. Рассмотрено горское просветительство как оциально-философский и этнокультурный феномен, нашедший свое ыражение в деятельности У.Д.Алиева. Показана роль Умара Алиева развитии горской школы и подготовке горского учительства, в азработке содержания образования и карачаево-балкарской исьменности, содержания национального учебника. Предпринята опытка рассмотреть и обобщить в педагогическом аспекте мысли и оззрения У.Д.Алиева; определить место, роль и специфику едагогического наследия У.Д.Алиева, показать преемственность его дей с предыдущим и последующим развитием педагогической мысли Неверного Кавказа; введен в научный оборот ряд новых, ранее не звестных архивных материалов и документов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что атериалы его могут стать составной частью изучения истории едагогической мысли и школьного образования народов Северного Кавказа, найдут место в учебном курсе истории педагогики в разделе История образования и педагогической мысли Северного Кавказа", пределенную ценность представляет материал исследования и для аких дисциплин, как краеведение, картография, топография, изическая география материков, физическая география России, арачаево-Черкесская Республика. Частично материал исследования же используется в методических рекомендациях по литературному раеведению, в программе курса "История карачаевской литературы", школьной программе для 1-Х1 классов "Къарачай тил бла итература"("Карачаевский язык и литература").

Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научной наследия ученого-энциклопедиста (лингвистика, история, фольк лористика, этнография, переводческая практика, методическая работа общественно-педагогическая деятельность, музееведение и т.д.) современной методологией исследования; включением в научньїі оборот новых архивных документов и литературных источников богатой источниковедческой базой исследования; совокупностьн методов, адекватных цели и задачам исследования; научным анализол и апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. У.Д.Алиев входит в плеяду национальных просветителе! России конца XIX - начала XX веков, отражая как общие, так і этнические и социально-культурные проблемы развития горски: народов Северного Кавказа этого периода. Его деятельность выступае' как важнейший фактор пробуждения национального самосознани) карачаевцев, создания национальной образовательной системы методики преподавания родного языка. Энциклопедическое по свое* сути наследие У.Д.Алиева послужило базисом для последующе! разработки разных отраслей национальной науки и научно педагогического знания.

  2. Просветительство У.Д.Алиева отражало глубокое понимание духовных интересов карачаевского этноса, соотношение обще человеческого, общероссийского и национального в его развитии. Онс сформировалось под воздействием традиционной культуры воспи тания карачаевского этноса, многонациональной учебной и педаго гической среды, сплава прогрессивной педагогики и гуманитарны} наук России, под влиянием личйого взаимодействия с крупным* учеными, а также многолетней просветительской деятельности н< Северном Кавказе.

3. У.Д.Алиевым разработаны научные основы карачаево
балкарской письменности и грамматики, сформулированы концеп
туальные положения перевода их на латинскую графику, основь

рганизации краеведения, этнографии, издательств научной и учебной ятературы, периодической печати.

Апробация и внедрение результатов исследования. Резуль-1ты работы докладывались на региональной научно-практической энферёнцйй "Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор азвития культур народов Северного Кавказа" (Черкесск, 1994), на прельской научной конференции преподавателей и аспирантов Сарачаевск, 1995), на республиканской научно-практической знференции " У.Д.Алиев-просветитель, общественно-политический гятель, ученый"( Карачаевск, 1995), на юбилейном Торжественном эбрании Карачаево-Черкесской республики "Умару Алиеву -100 лет", недренческая задача решалась через публикацию основных положе-ий исследования на страницах печати ("День республики". - 1994. -3 сент.) - статья "Под знаком творчества", (" День республики". -995. - 19 сент.) - " Точка отсчета", в сборнике " Алиевские чтения" Гез. докл. 17-19 апр.- Карачаевск, 1996), в сборниках научных трудов. о материалам исследования автор подготовил и издал фундамен-ільньїй труд " Умар Алиев: Просветительская, педагогическая и эщественная деятельность^ Майкоп, 1995. - 204 с).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух іав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, пределены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологические :новы и методика исследования, раскрываются его научная новизна практическая значимость.

В первой главе -" Педагогическая деятельность и педагогические цей У.Д.Алиева" сделан системный анализ основных этапов жизни и еятельности ученого, вскрыты источники и генезис формирования го просветительской концепции, проанализировано содержание ощественно-педагогической деятельности.

Во второй главе - " Вклад У.Д.Алиева в разработку концептуаль-ых положений национальной образовательной системы" дан анализ еятельности педагога в области становления национальной школы, одготовки национального учительства, раскрыта просветительская

деятельность У.Д.Алиева в двух аспектах: практическом и теоре тическом.

В заключении сформулированы основные выводы исследование подводятся итоги, намечаются перспективы дальнейшей разработк проблемы.

В приложении представлены уникальные фотографии документы, связанные с жизнью и деятельностью У.Д.Алиева, а такж ксерокопии некоторых его работ. Значительная часть материало приложения вводится в научный оборот впервые.

Похожие диссертации на Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У. Д. Алиева (1895-1937)