Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Основные этапы жизни и общественно- просветительской деятельности Е.И.Рерих 15
1. Российский период жизни Е.И.Рерих (1879-1918 гг.) 15
2. Трансгималайская экспедиция Рерихов (1919-1928 гг.) 25
3. Индийский период жизни и творчества Е.И.Рерих
(1928-1955 гг.) 38
Выводы по I главе 55
Глава II. Педагогические идеи Е.И.Рерих 60
1. Цели и задачи образования и воспитания 60
2. Законы и принципы образования и воспитания 73
3. Содержание образования и воспитания 86
4. Е.И.Рерих о школе и об учителе 98
5. Использование педагогических идей Е.И.Рерих
в духовном развитии учащихся общей и
профессиональной школы 106
Выводы по II главе 118
Заключение 123
Библиография 131
- Российский период жизни Е.И.Рерих (1879-1918 гг.)
- Трансгималайская экспедиция Рерихов (1919-1928 гг.)
- Законы и принципы образования и воспитания
Введение к работе
Актуальность исследования. Отечественная школа переживает сложный период обновления. Сегодня достаточно ярко обозначается переход к гуманизации и демократизации школьной жизни. В первую очередь, это касается отношения к детям как к субъектам учебно-воспитательного процесса, установления сотрудничества в диаде "учитель-ученик". Одновременно отмечаются острые кризисные явления в сфере образования, всеобщее недовольство состоянием школьного дела, которые стали предпосылкой реформирования школы, интенсивного поиска новых идеалов и целей воспитания и обучения, новых путей и средств их воплощения в жизнь.
Корни педагогических поисков наших дней - в изменении общей социокультурной ситуации последнего десятилетия, когда под сильным влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике утверждается гуманистический идеал образования. Научно-технический прогресс произвел переворот в материальной культуре общества, придав ему совершенно иной облик и в корне изменив жизнь каждого человека. Если материальный быт людей изменился под влиянием развития общества, науки и техники, то духовный мир не был затронут в той же степени.
В поисках эффективных путей гуманизации воспитания и обучения педагогическая наука обращается к различным источникам. Немаловажным среди них является исторический опыт прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. Без знания историко-педагогического наследия трудно найти оптимальные формы для новаций, преодолеть существующие педагогические предрассудки и стереотипы.
Наступление нового времени настоятельно заявляет о себе. Изменений в природе, в человеке и его деятельности не может отрицать никто.
Они не всегда радуют и восхищают, а наоборот, чаще приводят в состояние опустошенности, растерянности и безысходности. Кризис во всех областях жизни человеческого общества заставляет задуматься о причинах сложившейся ситуации. Создается впечатление, что причина всех бед -экономический кризис, преодолев который можно успешно решать и все остальные проблемы. Но опыт экономически развитых стран говорит об обратном. Там также существуют безработица, наркомания, преступность, военные конфликты, рост неизлечимых болезней и жестокость в отношениях человека к человеку. Очевидно, истинная причина не в экономическом кризисе, а в чём-то другом.
В свете новейших открытий, связанных с физической и духовной структурой мироздания и человеческой личности, необходим пересмотр многих сложившихся стереотипов методологического и мировоззренческого плана, материалистических представлений о мире и развитии человека. Представление о внутреннем мире человека как продукте общественных отношений слишком примитивно и привело к невниманию и игнорированию духовного мира человека, что явилось разъединяющим фактором его со своим "Я" и космическим миром. Возвращение человека в лоно его истинного назначения как части в целое - основное спасение и путь дальнейшей гармонизации развития как человечества, в частности, так и космоса в целом.
Сегодня становится всё более очевидно, что необходим поворот передовой науки и наиболее просвещенной части общества к изучению высшего духовного бытия Космоса. Новое мировоззрение предполагает связь человека с биосферой, космосом, различными мирами.
Педагогике как науке, имеющей непосредственную связь с человеком, важно одной из первых почувствовать изменения взглядов на суть человека и применить новейшие открытия в области естественных наук для формирования у подрастающего поколения нового мышления, нового мировоззрения. Педагогике XXI века предстоит стать педагогикой духовности, ибо духовность - это обращение к высшим ценностям, источник света, сердцевина личности.
Сегодня невозможно опираться только на технический прогресс, который привел к экологической катастрофе. Настало время серьезно заняться развитием духа. И как в любой другой области здесь необходимо использовать опыт тех, кто овладел этим мастерством. Одним из таких людей является Е.И.Рерих, жена великого художника Н.К.Рериха, мать знаменитого ученого-востоковеда Ю.Н.Рериха и самобытного художника СН.Рериха.
Имя Елены Ивановны Рерих (1879-1955) - известного русского просветителя, философа, общественного и религиозного деятеля России и Российского зарубежья, человека и мыслителя, волею судьбы оказавшегося за пределами родной страны, возвращается в научно-образовательное пространство современной России.
Жизнь Елены Ивановны с самого детства была наполнена мыслями об общечеловеческом благе. Забота о мире и расцвете творчества привели её в мир восточной мудрости. Путешествуя с мужем сначала по России, затем по всему миру, общаясь с мудрецами Тибета и Индии, она собрала богатейший материал, который способствовал её сотрудничеству с великими Учителями. Синтезом сотрудничества и собственного совершенствования стало Учение Жизни. Ее жизнь, опыт Учителя называют "великой школой духа".
Между тем, в советское время жизнь и творчество Е.И.Рерих не изучались, её книги не издавались. В истории педагогической мысли советского периода анализу её взглядов и идей не нашлось места. Сегодня изучение богатейшего философско-этического наследия Е.И.Рерих стало возможным, что имеет особое значение для современной педагогической науки и практики.
Это стало возможным с началом в 90-е годы исследования проблем образования и педагогической мысли Российского Зарубежья. Именно в этот период в разных регионах России были впервые изданы на русском языке основные труды Е.И.Рерих, что способствовало открытию для современной педагогической науки и практики её уникальных педагогических взглядов и идей.
Интерес к личности и творчеству Е.И.Рерих в наше время возрастает, о чем свидетельствуют ежегодные конференции, проводимые в Москве Международным Центром Рерихов, где с недавних пор выделилась педагогическая секция.
В философско-этическом наследии Е.И.Рерих содержится немало педагогических идей, которые до сих пор не выявлены, не систематизированы, не показаны и возможности их использования в современной школе. Хотя в последнее время и появились отдельные работы, в том числе диссертационные, в которых в той или иной мере они затрагиваются. В их числе можно назвать исследования А.Г.Андреевой, В.С.Веркашинской, ГШ.Козловой, Е.Г.Осовского и др. В то же время монографических исследований философско-этического наследия Е.И.Рерих педагогической наукой до сих пор не проводилось.
Историографический анализ проблемы показывает, что несмотря на глубокий интерес и определенную изученность отдельных аспектов и периодов творческой деятельности Е.И.Рерих, пока не осуществлен целостный историко-педагогический анализ жизни, деятельности и педагогического наследия мыслителя во взаимосвязи с перипетиями его судьбы, основными этапами биографии, развитием философ ско-этических воззрений.
Изучение педагогического наследия Е.И.Рерих важно для целостного представления о различных направлениях педагогической мысли Российского зарубежья, в частности, её философского-этического направле- ния, и обогащения современной педагогики незаслуженно забытыми идеями и положениями. Оно представляет интерес для решения современных проблем сохранения национальных традиций и русской школы.
Противоречие между значительностью личности Е.И.Рерих, её вкладом в историю и теорию педагогической мысли и недостаточным научным осмыслением кардинальных аспектов её педагогического наследия определило проблему исследования: какова сущность педагогических идей творческого наследия выдающегося русского философа и просветителя Е.И.Рерих и возможности их использования в духовном развитии учащихся общеобразовательной и профессиональной школы?
Цель исследования - выявление и осмысление педагогических идей философско-этического наследия Е.И.Рерих, обоснование возможностей их использования в современной педагогической науке и практике (духовном развитии учащихся обновляющейся общеобразовательной и профессиональной школы).
Объект исследовании - общественно-просветительская деятельность и философско-этическое наследие Е.И.Рерих.
Предмет исследования - педагогические идеи Е.И.Рерих, содержащиеся в её философско-этическом наследии.
Задачи исследования:
Выявить истоки и показать процесс становления и развития Е.И.Рерих как философа, просветителя и педагога-теоретика.
Осуществить анализ "космической педагогики" Е.И.Рерих, выявить и систематизировать содержащиеся в ней цели и задачи, законы и принципы, представления о содержании образования и воспитания.
Изучить возможности практического использования педагогических идей Е.И.Рерих в духовном развитии учащихся современной школы.
4. Показать значение философско-этического наследия Е.И.Рерих, её "космической педагогики" для современной педагогической науки и практики.
Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов развития образования. Наиболее приемлемым является культурологический подход к проблемам развития школы, образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, находившихся на стыке разных культур России и стран проживания. В связи с этим продуктивной является идея "диалога культур" (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.) как основа историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания.
Общую методологию исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития.
Методологическому и теоретическому анализу проблемы способ ствовали; философские учения, раскрывающие духовное совершенствова ние человека в русле космической эволюции (А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский, Н.А.Бердяев); концепции стратегического приоритета развития образова ния (Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, А.М.Новиков, Н.Д.Никандров), приоритета духовности (В.И.Андреев, Р.К.Бикмухаметов,
Г.В.Мухаметзянова, Н.Д.Никандров, Г.А.Петрова, Т.В.Шуртакова), гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили, Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова, Л.Ю.Сироткин), стимулирования твор- ческого саморазвития (В.И.Андреев, К.Я.Вазина, П.Н.Осипов, Л.МЛопов, Н.Ю.Посталюк).
Особое методологическое значение для исследования имели труды по истории образования, педагогики и культуры Российского Зарубежья М.В.Богуславского, В.И.Додонова, Е.Г.Осовского, З.И.Равкина и др. Автор исходил также из ряда концептуальных идей историко-педагогических исследований (М.В.Богуславский, Р.А.Валеева, Г.Н.Волков, Г.И.Ибрагимов, ЗХ.Нигматов. Е.Г.Осовский, З.И.Равкин, Я.И.Ханбиков и др.).
Источниковедческую базу исследования составили три группы материалов: двенадцать книг Учения Живой Этики, статьи Н.К,Рериха, письма Е.И.Рерих, работы их учеников и последователей: трёхтомный труд А.И.Клизовского "Основы миропонимания новой эпохи", двухтомная работа Н.А.Уранова "Огненный подвиг", серия книг "Грани Агни Йоги" Б.Н.Абрамова, исследования современных ученых (Л.В.Шапошникова, В.И.Мурашов, Н.Е.Самохина), материалы учебных заведений, работающих на основе идей Живой Этики.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ теоретической и практической (просветительской) деятельности Е.И.Рерих в контексте российского общественно-педагогического движения, раскрытие её специфики; теоретический анализ основных трудов и документов Живой Этики, обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.
Особое место в исследовании занимала опытно-экспериментальная работа по использованию педагогических идей Е.И.Рерих в современном образовательном процессе. Экспериментальными площадками были общеобразовательная школа № 34, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по фехтованию г.Казани, Казан- ский химико-технологический колледж, Казанский индустриально-педагогический техникум, Казанский социально-юридический институт.
Этапы исследования.
Первый (1992-1994 гг.) - поисковый, в процессе которого выявлены и систематизированы труды Е.ИРерих, шло изучение и осмысление её творческого наследия.
На втором этапе (1995-1997 гг.) осуществлялось выявление и систематизация педагогических идей, содержащихся в творческом наследии Е.И.Рерих, определение возможностей их использования в практике российской школы.
На третьем этапе (1997-1999 гг.) осуществлялась апробация возможностей использования педагогических идей Е.И.Рерих на практике.
На четвертом этапе (1998-1999 гг.) шло обобщение, интерпретация полученных результатов, оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем: - определены факторы личностного и творческого становления вы дающегося русского философа и просветителя, общественного деятеля Е.И.Рерих (1879-1955); предложена периодизация общественно- просветительской деятельности учёного, характеризующая её основные этапы; - выявлены содержащиеся в философско-этическом наследии Е.И.Рерих педагогические идеи, характеризующие цели и задачи, законы и принципы, содержание образования и воспитания и имеющие непреходя щее значение для мировой педагогической науки и практики; - теоретически и экспериментально обоснованы возможности ис пользования педагогических идей Е.И.Рерих в учебно-воспитательном процессе обновляющейся российской школы, осуществлен прогноз мае- штабов их использования в развитии российского и мирового образования.
Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается представительной источниковедческой базой исследования, адекватностью методов исследования, в том числе и опытно-экспериментальной работой, его цели и задачам.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в нем результаты вооружают педагогов, органы управления образованием научно обоснованными и практическими выводами по формированию духовного облика личности. Теоретические положения и выводы исследования о сущности, принципах и направлениях духовного воспитания человека могут быть использованы при создании нового поколения учебных пособий по истории школы и педагогики, спецкурса по образованию и педагогике Российского Зарубежья в педагогических вузах, системе повышении квалификации педагогических работников.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе постоянных выступлений автора перед учителями и учащимися общеобразовательных и профессиональных школ, родителями, студентами.
Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции "Социально-профессиональное становление молодёжи" (Казань, 1999), международной научной конференции "Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад" (г.Набережные Челны, 1999), Всероссийской научно-практической конференции "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20-50-е годы XX века" (г.Саранск, 1997), республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в школах нового типа" (Казань, 1997), научно-практической конференции "Современная школа - центр формирования лидеров нового типа" (1998), "Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга" (Казань, 1998), "Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы" (Казань, 1998), "Формирование конкурентоспособного специалиста в новых типах учебных заведений профессионального образования: опыт, проблемы, пути решения" (Набережные Челны, 1999), на республиканском семинаре работников учреждений дополнительного образования (г.Казань, 1997), на методологических семинарах в лаборатории гуманитарной подготовки ИСПО РАО, в учебных заведениях общего и профессионального образования.
Диссертация выполнена в рамках коллективного исследования "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья" по плану важнейших исследований Российской академии образования на 1997-1999 гт. (руководитель - член-корреспондент РАО Е.Г.Осовский) и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 97-06-08017).
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Е.И.Рерих (1879-1955) - видный русский просветитель Российского Зарубежья, обогативший педагогическую теорию и практику научными идеями, имеющими первостепенное значение в условиях обновления России, российского общества, российской педагогической науки и практики. Её педагогические идеи представляют собой важную составную часть российской педагогики XX века и должны быть включены в общий контекст российского и мирового историко-образовательного процесса и в оборот педагогической науки.
Этическое и философско-религиозное учение Е.И.Рерих и ее общественно-просветительская практика обладают значительным методологическим, теоретическим и практическим потенциалом. Педагогические воззрения Е.И.Рерих прошли сложный путь эволюции, связанный с драмати- ческими событиями жизни её семьи и творческой биографии. Основными факторами и условиями, предопределившими становление, развитие и эволюцию её взглядов, стали вынужденная эмиграция, а затем жизнь и общественно-просветительская деятельность в инокультурном социуме, В эволюции воззрений можно выделить три основных периода: российский, трансгималайской экспедиции, индийский, каждый из которых характеризуется определенными изменениями и обогащением ее педагогических взглядов. "Космическая педагогика" Е.И.Рерих исходит из концепции тео-антропоцентризма, строится на триаде "Бог - Человек - Космос1' и представляет собой сплав русской философско-религиозной педагогики, теософии, западной философии и восточной культуры. "Живая Этика" составляет основу нравственно-духовного учения о Космосе, мире, человеке и воспитании, самосовершенствовании личности. Человек, обладая психической энергией, может обратить её во благо или во зло в зависимости от ценностных ориентиров. Энергетика человека и его нравственность взаимосвязаны через сознание личности. Это путь гармонизации человеческой энергии и энергии Космоса и достижения успеха в духовно-нравственном развитии как отдельной личности, так и человечества в целом.
Педагогическое наследие Е.И.Рерих принадлежит не только истории, но может быть эффективно использовано и в различных типах современной российской школы.
Педагогические взгляды и идеи Е.И.Рерих являются одним из источников становления новой педагогики - педагогики духовности, которой предстоит стать наукой XXI века.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 189 источников на русском и иностранном языках. Общий объем диссертации 145 страниц.
Во введении обоснована актуальность избранной темы, показано состояние её изученности, определены проблема, цель, объект и предмет, задачи исследования, показаны его методологические основы и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе "Основные этапы жизни и общественно-просветительской деятельности Е.И.Рерих" на основе принятой автором периодизации даётся исторический анализ педагогической биографии во взаимосвязи с основными этапами её личной, социальной и научной жизни и деятельности. В работе выделено три периода, каждый из которых отражал изменившиеся условия жизни, возникновение инновационных начал как в научном и религиозном сознании, так и накопление и инновации в педагогических воззрениях и практическом опыте. Это российский период жизни Е.И.Рерих (1879-1918 гг.), трансгималайский период, связанный с экспедиционной поездкой Рерихов (1919-1928 гг.) и индийский период жизни и творчества Е.И.Рерих (1928-1955 гг.). Вместе с тем принятое деление условно, поскольку в философско-религиозной и научной биографии Е.И.Рерих, несомненно, просматривается преемственность и взаимосвязь.
Во второй главе "Педагогические идеи Е.И.Рерих" автором анализируется её педагогическая концепция, рассматриваются цели и задачи, законы и принципы образования и воспитания, роль школы и учителя в становлении личности. В отдельном параграфе раскрывается авторский опыт практического использования педагогических идей Е.И.Рерих в работе с младшими школьниками, подростками и юношами (старшеклассниками и студентами), учителями.
В заключении содержатся основные выводы исследования.
Российский период жизни Е.И.Рерих (1879-1918 гг.)
Много примеров мужественного прохождения своего жизненного пути на благо человечеству, для его развития. Пример тому - героический путь жизни и творчества Е.И.Рерих. Родилась она 12 февраля 1879 года в Петербурге в дворянской семье. Отец И.И.Шапошников был академиком архитектуры, мать Е.В.Голенищева-Кутузова - представительница славного российского рода.
Ребёнком Елена Шапошникова развивалась с опережением своих сверстников: с 10 месяцев она стала ходить, рано начала говорить. К пяти годам научилась бегло читать, освоила французскую и немецкую азбуки, к шести годам писала и свободно читала на трёх языках. Немаловажно, что читать и играть любила в одиночестве, отказывалась повторять заученные молитвы и молилась своими словами.
Первыми её книгами стали два тома Библии Г.Дорэ. Она очень любила рассматривать великолепные иллюстрации с любимыми образами Христа, испытывала муки сострадания к нему. Любила читать книги Густава Эмара, Марка Твена, Александра Дюма.
С раннего детства ей являлись вещие сны и видения, которые в последствии она собрала воедино. В одном из своих описаний она повествует о себе так: "Уже шести лет она имела необыкновенное переживание, которое на всю жизнь запечатлелось в её сердце, почти не теряя своей первоначальной свежести и силы чувства. Произошло это поздней весною. Родители её переехали на дачу в Павловск, и в первое же утро девочка, встав раньше обыкновенного, побежала в парк, к небольшому пруду, где жили золотые рыбки. Утро выдалось чудесное, воздух как бы дрожал и сверкал в лучах солнца, и сама природа, казалось, облеклась в праздничное одеяние, и синева неба была особенно глубока. Девочка стояла на пристани, всеми фибрами своего существа вбирала красоту и радость жизни. Взгляд её остановился на распустившейся яблоне, стоявшей на противоположном берегу, и на фоне её девочка увидела высокую мужскую фигуру в белом одеянии, и в сознании её мгновенно встало воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света" (137, с.24-25). Учитель Света прошёл с ней через всю героическую жизнь, помогая и вдохновляя её. Понятие Учитель для неё оставалось самым священным.
С раннего детства ощущала она неблагополучие планеты, испытывала предчувствие беды. Множество снов были тому подтверждением. Вот один из них: "сумрачное видение темного, бурного моря с низко нависшими над ним грозными тучами, прорезываемыми частыми молниями. Водная стихия вздымалась и, казалось, вот-вот сольется с небесами и водная стена зальет всё живущее. Девочка стояла на берегу и в неописуемой тоске и жути всматривалась в эту развернувшуюся перед нею мрачную картину в надежде увидеть какую-либо светлую точку, какую-либо помощь, и вот на красно-огненном фоне туч показался вдали Старец, окруженный мягким сиянием, в светлой рясе с темнеющими на ней крестами и Сам весь светлый, с белой же бородой. Старец был высок ростом и держал посох в правой руке. Он шел спокойно по бурному морю, как бы скользя поверх валов. Девочка вся встрепенулась. Сердце подсказывало ей, что Старец шел ей на помощь, и вся жуть и тоска мгновенно оставили её. В своем детском представлении, она решила, что Сам Бог явился ей в этом чудесном Образе - Сергия Радонежского, как она узнала потом" (137, с.25).
Под Знамением Сергия она прошла весь свой творческий путь. Этот Образ запечатлен и на полотнах Н.К.Рериха.
Уже с детского возраста девочка понимала людей, умела разглядеть их внутреннюю суть. Особенно не любила грубость и сквернословие, понимала их нелепость и недостойность званию человека. Не могла она выносить недобрые взгляды, ей становилось до тошноты плохо от двусмысленных словечек и анекдотов.
Трансгималайская экспедиция Рерихов (1919-1928 гг.)
В 1918 г. Николая Константиновича приглашают в Стокгольм для участия в выставке. В это время семья уже приняла решение о путешествии на Восток, которое поможет получить ответы на многие волновавшие вопросы. Елена Ивановна хотела попасть в монастырь и встретиться с его монахами, чтобы глубже понять смысл их учения и служения. Для этого требовалась серьезная подготовка, которая велась во всех направлениях. В 1919 г. Рерихи переехали в Англию, поселились в Лондоне. Устанавливаются новые знакомства: с Робиндранатом Тагором и Гербертом Уэлсом.
Яркие сновидения Елены Ивановны служили идеями для художественного творчества Николая Константиновича. Основываясь на её видениях, он создавал картины. В частности, "Ангел последний" соответствует следующему сну: "Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее; люди темные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее черного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.
Встало сознание совершающегося возмездия. Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающийся серп новолуния и на нем покоящегося прекрасного Младенца, причем одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы" (137, с.45).
Елена Ивановна прекрасно понимала, что рождение нового человека не произойдет без участия самого человека. Душа ее чувствовала боль и тревогу из-за заблуждений, которыми живёт современный человек; просветление его сознания - единственный путь в будущее. Она стремилась понять, как помочь тем, кто ищет пути обновления, кто искренне озабочен дальнейшими изменениями и расцветом человеческих возможностей для организации истинно человеческого общежития.
Встреча с Великими Учителями, состоявшаяся в Лондоне, изменила её жизнь. Как писала Елена Ивановна, "начался ряд замечательных явлений" (137, с.45). В это же время ведётся запись первой книги Учения Живой Этики "Зов", начинающейся словами:
"В Новую Россию Моя первая весть
Ты, давший Ашрам,
Ты, давшая две жизни, возвестите..." (2, с.4).
"Воя Моя! Шумит жизнь - осторожнее!
Опасность! - Душа шорох слышит.
Тяжко миру - спешите спастись.
Жизнь питает душу.
Утверждение чистого Я.
Работай для жизни и сознания чистоты. Оставьте все предрассудки - мыслите свободно.
Не уходите от жизни, ведите себя верхним путём" (2, с.5).
Происходящие в России события Рерихи приняли как испытание и закалку национального духа, что затем должно привести к её взлету. Грядущую высокую миссию России чувствовали и предсказывали многие выдающиеся люди Земли. В очерке "Преподобный Сергий Радонежский" Елена Ивановна напишет: "Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличиванию -так было, так будет" (84, с.82). "История повторяется, - утверждала она, - и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения святынь снова не сменятся великим, еще небывалым духовным подъемом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?" (84, с.81).
Учение Живой Этики обращено в Новую Россию. Рерихи прекрасно знали о событиях, происходящих в революционном Петрограде и во всей стране. Елена Ивановна встречала родственников - кузину с детьми, бежавших из России, и помогла им устроиться. Она тяжело переживала те потрясения, которые выпали на долю Родины, но в то же время понимала высокий смысл страданий, которые только и могут вести заблудшее человечество к расцвету. "Россия в искании и в борении, во взыскании Града Нездешнего" (84, с.86).
Законы и принципы образования и воспитания
Происходящие сегодня очевидные изменения в природе, в человеке и его деятельности настоятельно свидетельствуют о наступлении нового времени. К сожалению, многие из них не радуют. Кризис во всех областях жизни человеческого общества заставляет задуматься о причинах сложившейся ситуации. На первый взгляд, причина всех бед - экономический кризис, преодолев который можно успешно решать и все остальные проблемы. Однако опыт экономически развитых стран говорит об обратном. Там также существуют безработица, наркомания, преступность, военные конфликты, рост числа неизлечимо больных и жестокость в отношениях человека к человеку. Очевидно, истинная причина не в экономическом кризисе, а в чём-то другом. В чём же? "...Причина всех происходящих бедствий в невежестве и чудовищной безответственности, царившей и ещё посейчас наблюдаемой среди многих так называемых власть имущих. Народ нуждается в заботе, и забота эта должна прежде всего касаться Воспитания народа и правильного просвещения его", - писала Е.И.Рерих, отмечая непригодность отживших идей, которые привели и приводят к такому положению (135, с.164).
Исходя из крылатого выражения: "Учение свет, а неучение тьма", можно утверждать, что существует условная борьба света с тьмой, то есть невежества со знанием, отживших идей с новыми, обычного мышления с необычным. Старое обыденное представление о мире так понятно, близко, доведено до рефлекторного восприятия, новое же ошеломляюще, труднодоступно, противоречит очевидности. Любимое небо, такое спокойное в ясный день, где простор и свобода, тишина и покой, оказывается ареной сплошной борьбы различных волн электромагнитных излучений, несущих многие беспокойства людям, животным и растениям. Небо оказывается заполненным сплошными вихревыми образованиями. Происходит скрещивание лучей, идущих от космических тел, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое значение для Земли, отражаются на её обитателях.
Новое тысячелетие несет изменение в пространстве, связанное с изменением положения планет солнечной системы. Изменение можно назвать борьбой прежнего состояния, которое теряет влияние на Землю, с новым положением, которое приобретает силу и со временем полностью овладеет пространством. С незапамятных времен существовали люди, знавшие сложности этих перемен, астрономические расчеты позволяют это сделать с высокой точностью, название этому периоду "Армагеддон". Слово "Армагеддон" означает окончательную битву света с тьмой, где за человеком будет не последнее слово. Елена Ивановна пишет: "Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате. Ко всем безумиям присоединится еще одно самое постыдное, опять возродится борьба между мужским и женским началами... Некоторые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие! Они не замечают, что горшая война у них в недрах дома..." (135, с.418).