Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Ферхатова Зарема Кимовна

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943)
<
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ферхатова Зарема Кимовна. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 2004 206 c. РГБ ОД, 61:04-13/1362

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Жизнь, профессиональная, публицистическая и общественно-просветительская деятельность Ч.Т. Пшунелова 33

1.1. Ретроспективный экскурс в образовательную политику дореволюционной России на Северном Кавказе. Просвещение в Адыгее 13

1.2. Ранние годы жизни Ч.Т. Пшунелова. Просветительская, педагогическая и общественно-публицистическая деятельность педагога 26

1.3. Организаторская и административно-педагогическая деятельность Ч.Т. Пшунелова. Подготовка учительских кадров 35

Глава 2. Педагогические взгляды и идеи Ч.Т. Пшунелова 47

2.1. Научный анализ печатного наследия педагога в контексте осмысления его педагогических взглядов и идей 47

2.2. Разработка учебной литературы для национальной (адыгейской) школы, основанной на дидактических взглядах и идеях Ч.Т. Пшунелова 78

2.3. Ч.Т. Пшунелов как методист. Научно-методические разработки и взгляды педагога 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

БИБЛИОГРАФИЯ 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 160

Введение к работе

Известный адыгский Ашуг Цуг Теучеж в одном из своих произведений писал: «Кто прошедшего не знает - не оценит наших дней» (90). Не в правилах адыгов говорить неправду, искажать былое. И когда Ашуг писал эти слова, он не мог предположить, не мог даже подумать о том, что подрастающее и грядущие поколения будут воспитываться на примерах искаженной, а в отдельных случаях исковерканной исторической правды. Чтобы объективно, по-достоинству оценить сегодняшние реалии, необходимо знать правду о прошлом. «Истина — дочь времени...». В том, что это именно так, всякий раз убеждаешься, впервые открывая для себя того или иного общественного деятеля, чье имя еще сравнительно недавно находилось, по тем или иным причинам, под негласным, а порой и официальным запретом, предавалось незаслуженному забвению. Немало их вернулось (и продолжает возвращаться) к нам из исторического небытия за последние годы. И одно в этом, далеко неполном еще ряду, - имя Чишмая Тоховича Пшуиелова (1887-1943) — деятеля национального просвещения, представителя немногочисленной дореволюционной адыгской учительской интеллигенции, активного участника национально-культурного и школьного строительства в советское время, одного из первых педагогов-методистов области, первого заведующего Адыгейским педагогическим техникумом.

В 1940-е годы Ч.Т. Пшунелов подвергся необоснованной репрессии по сфабрикованным обвинениям, после чего его имя и вклад в дело просвещения родного народа оказались надолго и незаслуженно «забыты» соплеменниками. Остаются они практически неизвестными широкой педагогической общественности нашей республики и по сей день. По той же причине, к сожалению, фактически не собрано и не изучено печатное и иное творческое наследие педагога и просветителя.

Как показывают материалы, извлеченные в процессе нашего исследования из фондов НАРА, НМРА, Национальной библиотеки, из сохранившихся личных бумаг и документов Ч.Т, Пшунелова, а также воспоминания родственников и его учеников, литературные источники, адыгский педагог и просветитель Чишмай Тохович Пшунелов оставил богатейшее педагогическое наследие, на основе которого можно составить достаточно полную объективную научную биографию, осмыслить его педагогические идеи, взгляды.

В своих трудах и практической педагогической деятельности он опирался на принципы прогрессивной педагогики К.Д. Ушинского, серьезное внимание уделял проблемам становления и развития национальной школы, разработки учебников и методики обучения родному (адыгейскому) и русскому языкам в адыгейских школах. Ч.Т. Пшунелова волновали вопросы подготовки национальных учительских кадров, сам принимал непосредственное и активное участие в подготовке кадров, став первым организатором и директором Адыгейского педагогического техникума в г. Краснодаре (1925 г.).

Педагогическая и научно-поисковая деятельность Ч.Т. Пшунелова падает на первую половину XX века и охватывала как дореволюционный, так и советский периоды. Особенно в 20-30-е годы он вместе со своими коллегами и соратниками С. Сиюховым, Ш. Кубовым, А. Цеевым, X. Бесиджевым, С. Хатхе, Д. Тлябичевым, А. Уджуху, X. Водождоковым, Д. Ашхамафовым, А. Хатановым, Ю. Намитоковым и другими усиленно и активно отдается поискам принципиально новых подходов и концептуально важных положений организации национальной школы и подготовки учебно-методической литературы на основе новых педагогических принципов, учитывающих особенности и специфику региона, национального состава учащихся, «заказанных» социумом образовательно-воспитательных задач, имеющихся материальных и нравственно-психологических условий.

Поиски велись и в направлении отыскания новых форм, средств, принципов и методов организации педагогического процесса. Сформулированные

Ч.Т. Пшунеловым и его соратниками синхронно-интегральные цели, задачи, содержание, формы, методы, принципы обучения и воспитания имеют гуманно-демократическую направленность, способствовали развитию интернационального и патриотического сознания, свободной демократической личности.

В целом изученный обширный архивный материал, другие источники дают основание утверждать, что педагогическая деятельность и труды Ч.Т. Пшунелова представляют собой весьма значительный интерес для истории отечественной педагогики и современной образовательной практики. Его деятельность многогранна, связана с решением комплекса актуальных проблем национального образовательного пространства, некоторые из этих проблем актуальны и сегодня.

Изложенное выше характеризуется нами достаточной и убедительной аргументацией в пользу выбора темы для исследования, которая формулируется нами как диссертационная тема следующим образом: «Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч.Т. Пшунелова (1887-1943)».

Проблема исследования заключается в раскрытии гуманно-демократических идей педагогического наследия Ч.Т. Пшунелова в контексте их приоритетности и значимости для развития педагогической и этнопе-дагогической мысли и современной этнообразовательной практики, а также в определении его вклада в становление и развитие национальной (адыгской) школы.

Объектом исследования является антология педагогической мысли России, в частности Северного Кавказа конца XIX - начала XX века, становление и развитие национальной образовательной системы в Северокавказском регионе.

Предмет исследования - педагогическая деятельность и педагогические мысли, идеи, воззрения Ч.Т. Пшунелова как представителя горской про- б светительской интеллигенции, отстаивавшего этнопедагогические и общечеловеческие ценности в образовании и воспитании молодежи.

Цель исследования — изучить и обосновать вклад Ч.Т. Пшунелова в педагогическую теорию и этнообразовательную практику, показать их современное и прогностическое значение.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены его конкретные задачи:

Охарактеризовать этапы жизни и деятельности Ч.Т. Пшунелова, составить научную биографию педагога-просветителя.

Выявить роль Ч.Т. Пшунелова в становлении национальной образовательной системы Адыгеи, определить его вклад в развитие образовательной теории и практики.

Исследовать направления научно-практической деятельности педагога-просветителя по разработке учебной, учебно-методической литературы и по подготовке национальных учительских кадров, дать целостную характеристику его печатному наследию в контексте осмысления педагогических взглядов и идей Ч. Пшунелова.

Обосновать необходимость использования педагогических и методических идей и произведений Ч.Т. Пшунелова в образовательно-воспитательном процессе современных учебных заведений Республики Адыгея.

Восстановить историческую объективность и справедливость, обосновав наше утверждение о том, что первым организатором и директором Адыгейского педагогического техникума был Ч.Т. Пшунелов. Тем самым устранить фальсификацию и ошибки, которые допускались в различных публикациях местной прессы и местных ученых.

Теоретико-методологические принципы данного исследования составляют современные концептуальные подходы в сфере отечественной истории национальных отношений, культуры, образования, традиций; аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью; объективность в подборе, анализе и оценке исследуемых фактов и явлений, историко-педагогических материалов; целостный системно-исторический подход, позволяющий проанализировать в комплексе биографию педагога-просветителя, его вклад в историю адыгской культуры, просвещения, образования; допустимость использования плюрализма философских, гносеологических взглядов в оценке гуманистических культурных и духовно-нравственных ценностей.

В исследовательской работе автор опирался на труды по общей педаго гике, истории педагогики, этнопедагогике, сравнительной педагогике, этно графии, на исследования по просветительскому движению (У.Д. Алиев (7), Ю.К. Бабанский (11), Н.И. Болдырев (12), К.И. Бузаров (14),

ПН. Волков (18), Н.К. Гончаров (21), Е.А. Дегтерев (24), А.И. Кочетов (41), М.Р. Кудаев (40), В.В. Макаев (127), В.А. Сластенин (86), В.И. Спирина (81), С.Х. Сиюхов (75), К.Д. Ушинский (94), СБ. Узденова (92),

Б.Х. Хамукова (100), Р.Х. Хашхожева (98), А.Х. Хакуаше (99),

И.А. Шоров(108).

Более основательному осмыслению степени актуальности и структуры данного исследования, его понятийного аппарата, методологических и теоретических аспектов способствовало изучение нами диссертационных работ, посвященных исследованию педагогической деятельности и педагогических взглядов северокавказских и российских просветителей и педагогов. В этом плане мы опирались на диссертации Б.Х. Панеш (69), Ф.В. Абаевой (7), И.Е.Шаовой (106), Ф.Р. Тешевой (91), А.С. Сокуровой (84), Э.Х. Джанибековой (26), И.Б. Федотовой (97), Л.А, Гоман (23), В.И.Спириной (120), 3.3. Азашиковой (8), К.Б.Семенова (121, 126), Л.Н. Исаева (80), Б.К. Джабатыровой (25), Л.А. Посоховой (68), А.Р. Меретуковой (45), С.А. Усковой (96).

В работе использованы следующие методы историко-педагогического исследования: изучение первоисточников, их сравнительно-сопоставительный исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов; учитывая биографический и междисциплинарный характер работы, нами использовались методы, характерные для такого рода исследований: метод научного воссоздания биографии педагога-просветителя, методы лингводидактического анализа учебной и учебно-методической литературы, сбор и анализ полевого материала.

Источниковедческую базу исследования составляют труды Ч.Т. Пшунелова; материалы и документы архивных фондов и научных библиотек Республики Адыгея, Краснодарского края; материалы личного архива педагога-просветителя, архивов его соратников, родственников; публикации национальных педагогов, ученых о Ч.Т. Пшунелове; полевой материал, периодическая печать; учебники и учебно-методическая литература, подготовленная и изданная в различные периоды педагогом.

Этапы исследования. На первом этапе (1998-1999 гг.) изучались и анализировались теоретические источники, особенно связанные с деятельностью и взглядами просветителей России, в частности Северного Кавказа -диссертационные и монографические исследования. Осмысливались и корректировались проблема, тема, объект, предмет, цель и задачи исследования.

На втором этапе (1999-2001 гг.) работа была связана с поисками архивных и литературных источников по теме исследования, их научным анализом, систематизацией, осмыслением деятельности, педагогических идей и взглядов Пшунелова.

Особое внимание было уделено на этом этапе Ч.Т. Пшунелову как автору первых оригинальных учебников и как методисту. Осуществлена классификационная характеристика всего печатного наследия Пшунелова в контексте осмысления его попытки установить степень актуальности издательской деятельности и педагогических взглядов и идей просветителя в условиях современной образовательной теории и практики.

На третьем этапе (2002-2003 гг,) подведены итоги исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы. Обработан исследовательский материал в окончательном варианте для литературного оформления диссертации. Написан автореферат диссертации.

Подготовка и публикация материалов исследования имели место на всех этапах работы над диссертацией.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней охарактеризована научная, общественно-педагогическая, просветительская, методическая деятельность Ч.Т. Пшунелова, впервые в региональной и отечественной науке представлена приведенная в систему научная биография просветителя-педагога, проанализированы взгляды, идеи педагога, характеризующие его демократизм и гуманизм. Осмыслены предложенные Ч.Т. Пшунеловым пути становления и дальнейшего развития адыгской национальной образовательной системы и ее проблем.

Работа вносит существенный вклад в историко-педагогическую теорию, способствует развитию национального и интернационального сознания адыгов. Показана роль Ч. Пшунелова в развитии национальной (адыгейской) школы и в подготовке учительских кадров, учебной, учебно-методической литературы, в обосновании значения материнского языка для создания истинно национальной школы, в которой обучение ведется на родном языке.

Особое внимание уделено в диссертации раскрытию концептуальных идей педагога о преподавании русского языка в национальных школах Адыгеи, Обоснование идеи билингвизма является вкладом Ч. Пшунелова в лингвистическую теорию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, выводы, рекомендации, а также фактологический материал могут оказать позитивное содействие в выработке новой стратегии развития национальной образовательной системы, непременно предполагающей учет этно-педагогических и этнокультурных ценностей.

Материалы диссертации представляют интерес для учителей, широкой педагогической общественности, студентов педагогических учебных заведений и могут быть использованы в лекционных и семинарских занятиях по истории педагогики, при написании студентами и выпускниками педвузов курсовых и квалификационных работ.

Они могут лечь в основу спецкурса (спецсеминара) по истории педагогики как региональный компонент.

Достоверность результатов исследования обеспечена современной методологической основой, широкой теоретической и источниковедческой базой; включением в научный оборот новых архивных документов и источников; совокупностью методов, адекватных цели и задачам исследования, а также требованием объективного подхода к анализу исторических процессов, фактов и к исследованию в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

Ч.Т. Пшунелов — один из активных и ярких представителей плеяды национальных педагогов-просветителей Северного Кавказа конца XIX — начала XX вв., внесших существенный вклад в строительство национальной образовательной системы, основанной на материнском языке обучения.

Ч.Т. Пшунелов - первый организатор подготовки учителей-профессионалов для национальных школ Адыгеи, первый директор Адыгейского педагогического техникума, созданного в г. Краснодаре в 1925 г.

Педагогические идеи, педагогическая и общественная деятельность Ч.Т. Пшунелова выступают как важнейшие факторы и предпосылки пробуждения и укрепления национального и интернационального сознания адыгов, создания модели национальной школы, разработки оригинальных учебников и учебно-методических комплектов на материнском и русском языках.

Просветительское мировоззрение Ч. Пшунелова отражало глубокое понимание духовно-нравственных интересов адыгского этноса, осознание соотношения и интегральности общечеловеческих, общероссийских и этно-региональных культурных ценностей в генезисе. Оно сформировалось под воздействием традиционной адыгской этнопедагогической культуры и культуры общероссийской, под воздействием прогрессивной педагогической мысли России.

5. Ч.Т. Пшунелов - один из деятельных и мыслящих масштабно представителей горской интеллигенции, стремящихся глубоко и убедительно обосновать значение русского языка для горцев, важность его изучения в адыгских и горских школах Северного Кавказа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы докладывались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного и начального образования АГУ, на научных конференциях молодых ученых университета, на итоговых научных конференциях аспирантов, докторантов и соискателей.

Основные положения и материалы диссертации опубликованы в книге «Просветитель и педагог Чишмай Пшунелов» (в соавт.). - Майкоп: АГУ. -Изд-во ООО «Аякс», 2001. - 72 с; в журналах «Вестник Адыгейского государственного университета», «Вестник Кубанского государственного университета», в различных научных сборниках и периодических изданиях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологические основы и методика исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - «Жизнь, профессиональная, публицистическая и общественно-просветительская деятельность Ч.Т. Пшунелова» осуществлен ретроспективный экскурс в образовательную политику дореволюционной России на Северном Кавказе, сделан системный анализ основных этапов жизни и деятельности Ч. Пшунелова, вскрыты источники и генезис формирования его просветительской концепции, общественных, педагогических взглядов, проанализирована дореволюционная педагогическая, общественно-просветительская и публицистическая идеи педагога.

Во второй главе — «Педагогические взгляды и идеи Ч.Т. Пшунелова» дан анализ деятельности педагога в период становления и развития нацио- нальной советской школы, определен его вклад в дело подготовки национального учительства, в разработку первых советских учебников и научно-методической литературы на материнском языке для национальной (адыгейской) образовательной школы, раскрыты педагогические взгляды и идеи Ч. Пшунелова.

В главе раскрыта и проанализирована общественно-просветительская и литературно-публицистическая работа педагога в 20-е годы XX столетия.

В заключении сформулированы основные выводы исследования, подведены итоги научной разработки темы, обозначены аспекты дальнейшей ее разработки,

В приложении представлены уникальные фотографии и документы, связанные с жизнью и деятельностью Ч.Т. Пшунелова, а также ксерокопии некоторых его работ. Часть материалов приложения вводится в научный оборот впервые.

Ретроспективный экскурс в образовательную политику дореволюционной России на Северном Кавказе. Просвещение в Адыгее

Человеческая история в своем поступательном становлении и развитии проходит немало противоречивых, судьбоносных и судьбоменяющих этапов, подъемов и падений, расцветов и катастроф. В эпицентре этого сложнейшего микро- и макросоциального процесса всегда находится человек - творец истории и своей судьбы.

Результаты и характер исторических, материальных, духовно-нравственных, культурных, ментально-этнических, эстетических и множества других творений человека и человеческого общества всецело, если не считать природных катаклизмов, транслируются самим же человеком, самим социумом. Недаром говорят: судьба человека находится в руках самого же человека; историческая судьба страны в руках человеческого сообщества, каждого его члена; судьба личностная и судьба общественно-историческая взаимосвязаны и зависят от общей культуры, ментальных установок, мироощущения и миропонимания, нравственно-этической сути, личностных и соци-умных ориентации человека, человеческого сообщества.

В контексте сказанного вполне объяснимы те исторические волнообразные процессы, которые переживает Россия с момента своего зарождения по настоящее время. Процессы бывают суперглобальными, миниглобальны-ми, но в любом случае в них втянут человеческий фактор, его деятелыюст-ные, жизнеобеспечивающие, нравственно и душевно стабилизирующие, уравновешивающие и стимулирующие к достойной жизни параметры.

К сожалению, позитивными стимуляторами в жизни оказываются для человека и общества далеко не все параметры. И тогда человек, общество, народы, нации переживают не лучшие времена. Имея ввиду советскую действительность 30-х, 40-х, 50-х годов, можно сослаться на репрессивные процессы тех периодов как на яркие примеры жестоко негативного характера, отразившиеся не только на судьбах отдельных людей, но и в целом на социально-экономические и духовно-нравственные процессы. Репрессии явились, в частности, тормозом в развитии отечественной культуры, просветительского движения, образовательной системы на Северном Кавказе.

Антигуманную направленность репрессивных процессов тех лет можно проследить особенно четко на примере широкомасштабного разгула террора по отношению к интеллигенции. Именно этот террор, необоснованные репрессии, ссылки, высылки, расстрелы передовой, прогрессивной части интеллигенции затормозили решение гуманистических и демократических задач просвещения, культуры, искусства, образования народа. Многие адыгские педагоги и просветители, руководители и сотрудники отделов народного образования, краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов, педагогических техникумов и институтов были арестованы и репрессированы по сфабрикованным, ложным показаниям в 20-30 годах.

Архивные данные, литературные источники, полевой материал свидетельствуют о том, что в стране была разработана программа планомерного уничтожения цвета отечественной интеллигенции, в том числе и духовной. Под прицелом тоталитарно-бюрократических «пушек» страны оказались краеведы и краеведческие учреждения, духовенство и их моральные и материальные ценности, просвещение, культура и их культурно-просветительские кадры и учреждения, археология и археологические ценности и многое другое, что составляло, по предписанию и приговору «руководящего ядра» государства, враждебную, антисоветскую оппозицию этого ядра.

Характеризуя процессы, происходящие в то смутное и страшное время, известный советский археолог Лев Самуилович Клейн пишет, что в 1929-30 гг. в стране осуществлялась сплошная коллективизация, сопровождаемая массовым раскулачиванием, репрессиями. «Начались особенно жестокие гонения - отмечает он, — на духовную опору крестьянского сопротивления — религию и церковь.

Особой беспощадностью отличались репрессивно-террористические действия властей по отношению к исламу. Ислам был «разрекламирован» тогда как самая реакционная религия в мире. Поэтому все исламское уничтожалось до корней, без остатка. Так, уже в конце 20-х годов были разрушены мечети во всех аулах Адыгеи, в 1928-м году были репрессированы действующие эфенди почти во всех аулах области, остатки «добиты» в 30-х годах.

Религиозная проблема, как и отношение властей к религии, имела в Адыгее ряд специфических особенностей. Известно, что большинство представителей национальной интеллигенции (буржуазно-дворянской) после революции и гражданской войны вынуждено было покинуть Родину. А многие из адыгов, получивших неплохое образование в Турции и Египте, были депортированы царскими властями еще накануне революции. В силу этих обстоятельств, в первое десятилетие советской власти почти единственным слоем населения области, обладавшим сколько-нибудь систематическим образованием, оказалось национальное духовенство. И с этим фактом новые власти не могли не считаться, приступая к строительству национальной школы, ликвидации неграмотности и т.д. Священнослужители привлекались к работе по созданию национальных учебных пособий, проводились и другие совместные мероприятия. Так, в ауле Адамий в 1925 году состоялся съезд религиозных деятелей Адыгеи, призванный в числе прочего, обсудить некоторые возможные пути совместной работы и сотрудничества с официальными властями. Происходило это однако в тот период, когда в стране усиливалась антирелигиозная кампания.

В годы репрессий особенно пострадала интеллигенция нашей области (сегодня Республика Адыгея). По сфабрикованным «делам» были репрессированы такие замечательные представители адыгской интеллигенции, как 3. Баракаев, окончивший педагогический техникум в Краснодаре, а затем советско-партийную школу в Ростове-на-Дону, председатель Адыгейского облисполкома с 1934 года; И. Багов, окончивший институт красной профессуры в Москве, бывший директор педагогического института в Краснодаре; С. Багов - второй секретарь Адыгейского областного комитета ВКП(б); И. Барон, окончивший в 1929 году Институт востоковедения в Москве, владеющий несколькими языками (английским, арабским, турецким), один из первых организаторов Адыгейского научно-исследовательского института и первый его директор; М. Мезужок - ответственный секретарь Адыгейского облисполкома в Майкопе.

Как особо благоприятный и продуктивный период в формировании педагогического мировоззрения просветителя и в целом в становлении его личности мы отмечаем период учебы Ч.Т. Пшунелова в Северо-Кавказском Аг-ропедагогическом Институте им. Скрыпника с 1929 года по 1932 год.

В РСФСР агропединституты были организованы в 1930 году на базе педагогических институтов с сельскохозяйственным уклоном (существовали до 1932) для подготовки учителей ШКМ (школ колхозной молодежи) и сельских девятилеток, срок обучения - 3 года. Агропединституты были ориентированы на выпуск учителей широкого профиля («цикловиков»), поскольку ШКМ в основном были малокомплектными и нуждались именно в таких кадрах.

Ранние годы жизни Ч.Т. Пшунелова. Просветительская, педагогическая и общественно-публицистическая деятельность педагога

Ч.Т. Пшунелов родился 4 марта 1887 года в селении Урупском (а. Шъхьащэфыжь) Баталпашинского уезда Кубанской области. Происходил он из многочисленного и весьма уважаемого среди односельчан крестьянского рода.

Дед педагога, Пшимид, был одним из тех, кто после отмены крепостного права и получения вольной у армавирских купцов основал селение. От имени деда происходила и вторая, бытовавшая в среде аульчан родовая фамилия — Пшимидоковы (Пщымыдэкьохэр). На окраине селения еще до недавнего времени возвышался Пщымыдэ1уашъхьэ — пшимидов курган, особо почитаемый аульчанами историко-культурный памятник.

В силу исторических обстоятельств оказавшиеся в окружении многочисленных русских поселений, вблизи от крупного культурного и торгово-экономического центра — Армавира, жители Урупского гораздо раньше других горцев ощутили и острее чувствовали насущную потребность в знании русского языка и грамоты. Многие урупчане поэтому стремились определить своих детей в школы соседних русских сел и Армавира, отправляли их на учебу за десятки верст в абазинский а. Бибердово, где еще в 1870-е годы открылось сельское двухклассное училище. Не были исключением и Пшунело-вы. Так, в Бибердовской школе неплохо учился, стараясь не отставать от своего одноклассника и земляка, будущего революционера М.Х. Шовгенова, один из старших родственников Чишмая Пшунелова — Адышес (66). Его двоюродный брат— Юсуф Пшунелов окончил в свое время Каирский университет и занялся впоследствии педагогической деятельностью в конфессиональных и светских аульских школах. (Известный адыгский писатель и поэт И.Ш. Машбаш — один из его воспитанников).

В 1897 г. в самом Урупском открывается собственное начальное училище. Содержалось оно на средства аульского общества с получением небольшого пособия от казны и частных пожертвований почетного блюстителя Индриса Мамжиева, одного из наиболее обеспеченных уроженцев аула. Общеобразовательные предметы в училище преподавал Вильгельм Юхкумович Андресон — немец по происхождению, опытный и добрый педагог, которого любили и уважали учащиеся. Таковым он запомнился Чишмаю Пшунелову, вспоминавшему о своем первом наставнике с большой теплотой и признательностью. Мусульманское вероучение в школе вели Харун Тлишев, а затем Ислам Бирамов - знатоки Корана и арабской грамоты...(37).

Отец Чишмая, Тох (Тэхъу - хьаджэ), человек хотя и малограмотный, но от природы проницательный и мудрый, приметил и старался всячески поощрять весьма рано пробудившиеся в сыне пытливый ум и жажду знаний. Когда после окончания урупского училища перед Чишмаем встал вопрос о необходимости продолжения образования, именно по совету и настоянию отца он поступил в Ставропольскую мужскую гимназию — одно из лучших и престижных учебных заведений Юга России.

В гимназию принимали детей горских дворян, офицеров и чиновников, лиц, имевших известные заслуги перед русским правительством. Сам факт поступления простолюдина-черкеса в это привилегированное учебное заведение являлся поэтому исключительным, если не единственным в своем роде. Он мог лишь свидетельствовать в пользу юного Чишмая Пшунелова, уровнем своих познаний, незаурядными способностями и подготовкой, удивившем учебное начальство и заставившем его отступить в данном случае от принятых строгих сословных ограничений. Чишмай учился старательно, с большим желанием, добивался замечательных успехов в освоении знаний и наук сложного классического цикла, сполна оправдав «кредит доверия», в свое время выданный ему дирекцией гимназии. По воспоминаниям дочери, в их семейном архиве хранились похвальные грамоты и благодарности за достигнутые успехи в обучении и воспитании, полученные отцом - гимназистом от администрации учебного заведения.

Годы пребывания в стенах гимназии очень многое дали и во многом предопределили как профессиональный выбор, так и всю дальнейшую судьбу Чишмая Пшунелова. Вместе с аттестатом о гимназическом образовании он получил здесь и специальность учителя начальных городских и сельских училищ, т.е. народного учителя. В некоторых общеобразовательных учебных заведениях дореволюционной России имелись специальные, так называемые педагогические классы, предоставлявшие возможность получения выпускниками профессии учителя при наличии хорошего аттестата, соответствующих к этому занятию склонностей и, разумеется, желания с их стороны. Инициатива учреждения подобного класса в Ставропольской гимназии принадлежала Я.М. Неверову — видному деятелю просвещения, в 1850-60-е гг, возглавлявшему учебное заведение.

Окончив в 1909 году гимназию и успешно выдержав испытания на звание народного учителя, Пшунелов приступает к активной трудовой деятельности на избранном поприще. Некоторое время он учительствует в школе а. Кургоковский. Вскоре распоряжением директора народных училищ Кубанской области молодой педагог назначается заведующим Урупским сельским нормальным училищем и возвращается в родной аул. Преподает в школе общеобразовательные предметы. Здесь уместно сказать, что на сегодня известны имена лишь четверых народных учителей-адыгов, трудившихся в начале века в аульских министерских школах Кубанской области: Анчок Шемгохов, Нох Цеев, Сафербий Сиюхов и Чишмай Пшунелов — первопроходцы и подвижники национального просвещения, представители еще только формировавшейся адыгской учительской интеллигенции!

Ко времени работы в урупском училище относится и начало общественно-просветительной деятельности Пшунелова. Причин для общественной активности, публичного проявления своих гражданских чувств и убеждений у лучшей части национальной интеллигенции в этот исторический период было более чем достаточно. Особое беспокойство вызывало бедственное положение народного образования, отсутствие достаточного количества школ и просветительских учреждений и, как следствие, культурная и техническая отсталость, невежество широких масс коренного населения области. Пшунелов выступает на страницах местной печати с изложением собственных взглядов на постановку школьного дела среди горцев, исходя при этом из своих личных наблюдений и опыта непосредственной учительской работы. В его публикациях предложен целый комплекс мероприятий, продуманный до мелочей проект по преобразованию и реформированию существующей системы «инородческого» образования. Наибольший интерес для нас представляет статья «Горцы Кубанской области и образование», помещенная в одном из номеров «Кубанской школы» — местного учительского журнала, с которым плодотворно сотрудничал и другой деятель адыгского просвещения — Сафербий Сиюхов. В относительно небольшой, но весьма содержательной публикации педагог обращает внимание властей и учебного начальства на плачевное состояние народного образования в крае, поднимает злободневные проблемы сельской школы, предлагает пути и методы повышения качества обучения, рационализации учебно-воспитательного процесса, улучшения материального положения как самих школ, так и учителей, в них работающих.

Научный анализ печатного наследия педагога в контексте осмысления его педагогических взглядов и идей

Основополагающие цели и принципы семейного воспитания, обоснованные П. Ф. Каптеревым исходя из культурно-антропологической концепции педагогического процесса, определили конкретное содержание и методы семейной педагогики, освещению которых посвящен настоящий параграф.

Под "содержанием семейного воспитания" мы понимаем такую предметную наполненность семейной педагогики, которой обеспечивается осуществление основной цели воспитания. Во многом именно содержанием воспитания достигается Формирование как отдельных сторон личности, так и ее индивидуально-психологической СТРУКТУРЫ в целом. Методы воспитания - совокупность педагогических способов и приемов, благодаря КОТОРЫМ объективное, предметное содержание воспитания интериоризируется личностью в форме знаний, убеждений, умений, навыков, других практических и духовных способностей. Вместе с компонентами практической организации воспитания - условиями, о которых мы говорили в первом параграфе настоящей главы,, и средствами воспитания - методы образуют педагогический инструментарий осуществления целостного воспитательного процесса в семье.

Содержание и методы семейного воспитания изучены нами на ос-нове тщательного анализа, систематизации и обобщения материала более, чем ста публикаций П. Ф. Каптерева. Это позволило с полным основанием сделать вывод о том, что содержание семейного воспитания в концепции Каптерева предполагает Физическое, сенсорное, умственное и нравственное развитие ребенка, Формирование у него религиозных, эстетических и общественных С гражданских) качеств. Физическое здоровье детей Каптерев рассматривал как необходимое условие полноценного духовного развития. Этим определялось его понимание целей и содержания Физического воспитания в семье.

Поскольку развитие детского организма подчинено объективным ана-томо-Физиологическим законам, то главной задачей воспитателя является создание здоровых гигиенических условий для Формирования "крепких, выносливых детей, подвижных, любящих без конца бегать и играть, умеющих ИСКУСНО владеть всеми органами своего тела" С 90, 26). Эталоном Физического воспитания Каптерев считал опыт норвежской семьи, в которой широко практиковались упражнения и игры на открытом воздухе, спорт, гимнастика, плавание на веслах и под парусом, рыбалка, охота, прогулки пешком и на велосипеде, бег на лыжах и катание на коньках и санках. Здесь важен не только здоровый, приближенный к природе образ жизни скандинавских народов, но и положительное отношение к Физической культуре и СПОРТУ, вошедшее в традицию у жителей Норвегии. В национальном сознании норвежцев представление о духовном здоровье тесно связано с условиями Физического воспитания ребенка родителями. Так в "Книге для родителей и воспитателей", составленной под редакцией Анселя Арсаля (СПб., 1903), Каптерев обращает внимание на следующее: "В семьях, где забота о свежем воздухе на последнем плане, где все стараются герметически закупориться, большей частью вырастают изнеженные, хилые, зябкие, раздражительные и неповоротливые существа с узким взглядом на жизнь. А взгляните на любителей жизни на свежем воздухе! У них совсем особые движения и манеры - свободные, смелые, красивые, особый блеск и одушевление в глазах, особый звук голоса и смех,- живой, бодрый, сильный, звонкий; от всей их ФИГУРЫ веет свежестью. Яа и весь взгляд на жизнь - ШИРОКИЙ, смелый, свежий!" (Цит. по: пі, 70).

Разительное отличие представляет собой отношение к Физическому развитию детей в русской семье. Независимо от социального положения родителей оно было "пассивным"- внимание уделялось сохранению, а не укреплению физического здоровья. "По мере развития детей хлопоты по гигиеническому уходу за ними уменьшаются и в заключении ограничиваются заботами о надлежащем питании детей, достаточно продолжительном сне, прогулках на свежем воздухе, о том, чтобы дети не утомляли себя слишком занятиями11 С111, 70). Разумеется, русские дети, особенно крестьянские, тоже были заняты Физическим трудом, подвижными играми, много времени проводили на свежем воздухе, однако эти занятия были несистематическими и не имели характера целенаправленного Физического воспитания, осознанно организуемого родителями. Его практически полное отсутствие в РУССКОЙ семье Каптерев объяснял широким кругом ПРИЧИН: низким уровнем общей и гигиенической КУЛЬТУРЫ народа, тяжелыми УСЛОВИЯМИ повседневной жизни и бытовой неустроенностью людей, связанным с христианством пренебрежительным отношением к телу, отсутствием в массовом сознании ВОСПРИЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ как важнейшей человеческой ценности, педагогической необразованностью родителей и другими. На первом Всероссийском съезде по семейному воспитанию, где вопросы ЗДОРОВЬЯ И Физического развития детей стали предметом особого внимания, большинство участников разделяло убеждение Каптерева в том, что "в первоначальном воспитании один из самых главных вопросов заключается в выработке правильного гигиенического ухода за детьми, за их правильным физическим развитием" (125, 690).

Организаторами физического воспитания детей должны стать сами родители. Но для этого им необходимо владеть научными знаниями и практическими навыками оздоровления и развития ребенка, в основу которых Каптерев предлагал положить теоретические" разработки П. Ф. ЛесгаФта, а также систему закаливания В.Горинезского, которая подробно излагалась автором в 20-ом и 21-ом выпусках "Энциклопедии семейного воспитания и обучения". Каптерева привлекала "природосообразность" этой системы. Она предполагала не изнеживать ребенка, а укреплять его организм, создавая умеренно строгие условия Физического развития - систематическое пребывание на свежем воздухе, купание в прохладной воде, одевание "по погоде", многообразие подвижных игр, рациональное и простое питание.

Разработка учебной литературы для национальной (адыгейской) школы, основанной на дидактических взглядах и идеях Ч.Т. Пшунелова

Чишмай Тохович Пшунелов - один из тех немногочисленных представителей адыгской педагогической интеллигенции, который получил хорошую профессиональную подготовку еще до революции в известном и престижном учебном заведении Юга России - Ставропольской классической мужской гимназии, которую он окончил успешно в 1909 г. Именно здесь, в этом учебном заведении, гимназист Чишмай Пшунелов получает первые возможности проявить и закрепить свои педагогические склонности, здесь прочно закладываются основы его профессиональных взглядов. Отметим, что при Ставропольской гимназии имелись педагогические классы. В эти классы отбирались наиболее одаренные в области педагогики гимназисты при наличии у них хорошего аттестата.

Чишмай Пшунелов оказался в числе тех, кто был принят в педагогический класс, успешно выдержал испытания на высокое звание народного учителя и приступил к своей профессиональной деятельности.

Работа в школе, общение с первопроходцами национального просвещения, такими, как Сафербий Сиюхов, Нох Цеев, Анчок Шемгохов, педагогическая и другая литература передовой части российской и региональной интеллигенции, с которой Ч.Т. Пшунелов постоянно знакомился, сыграли значительную роль в дальнейшем расширении, обогащении и укреплении его педагогических взглядов, духовно-нравственных позиций и профессиональных интересов и мастерства.

Эти обобщения основаны на научном анализе печатного наследия педагога, относящегося к 1910-м годам — именно в эти годы появляются его первые печатные работы, в которых с достаточной определенностью обнаруживаются педагогические суждения, мысли, взгляды, а по отдельным вопросам - твердые педагогические установки. К таким работам относятся «Занят», духовенство и школы», «Горцы и образование», «Война и учительство», «Горцы Кубанской области и образование». Более подробный аналитический материал по этим публикациям в контексте педагогических взглядов Ч.Т. Пшунелова представлен ниже в данном разделе диссертации.

В учебных планах таких институтов значилось несколько отделений: общественно-литературные; физико-химические; агробиологические; политехнического труда; полипросветработы и кооперативные. До 40% времени отводилось практике: на 1-ми 2-м курсах - производственной в 1-2 отраслях сельского хозяйства, на 3-м курсе — педагогической (в течение 8 декад). Специальные педагогические дисциплины занимали от 22 до 35% учебного времени. Агропединституты преобразованы в педагогические институты (72).

В таком Агропединституте и учился адыгский педагог-просветитель Чишмай Пшунелов, Учился он на отделении общественно-литературном по специальности русской литературы и языка. Успешно завершив обучение в Институте, Ч.Т. Пшунелов получил законченное высшее педагогическое образование с присвоением ему квалификации преподавателя русской литературы и языка в учебных заведениях повышенного типа. Данное учебное заведение сыграло определенную роль не только в формировании вполне зрелой профессиональной личности Ч.Т. Пшунелова, но и в подготовке его как человека высококультурного, духовно и нравственно состоявшегося, интеллектуально богатого и глубокого, творчески мыслящего, имеющего обширные и весьма серьезные познания и взгляды в различных областях наук и социальной сферы.

Всему этому способствовали научные дисциплины, которые изучались в Институте по трем блокам-циклам: I. Общественно-политический цикл, куда входили такие дисциплины, как: диамат и истмат; нацполитика; политэкономия; история ВКП(б) и Коминтерн; ленинизм; история промышленного капитализма; история эпохи империализма; теория советского хозяйства; пятилетний план Народного Хозяйства; экономика промышленности и сельского хозяйства. Н.Политехнический цикл: организация и рационализация производства; марксистская история техники; основы с/х производства и с/х машиноведения; машиноведение и основы графики; технология материалов; теория и практика политехнического труда в мастерских Института по металлу и дереву.

Как видно из набора дисциплин по двум циклам, студент Чишмай Пшунелов имел весьма полное основание для формирования не только своего профессионального мировоззрения, но и для освоения общественно-политических и политехнических знаний, расширения общего кругозора и миропонимания.

Однако в контексте данного исследования особый интерес для нас представляет третий цикл научных дисциплин под названием «Специальный курс», представленный в учебном плане Института достаточно масштабно и многообразно. Именно дисциплины этого цикла в интеграции с богатым педагогическим опытом, как подтвердил научный анализ печатных трудов, позволили ему еще более фундаментально укрепиться в своих профессионально-педагогических воззрениях, четче определить педагогические, методические, лингвистические, филологические взгляды, организовать свою жизнедеятельность на их основе.

Цикл «Специальный курс» включает в себя такие науки, как: педология и психология; педагогика и дидактика; общее языковедение; современный русский язык; история русского языка и диалектология; введение в марксистское литературоведение; русская литература XIX века; русская литература XX века; литература после Октября; литература народов СССР; иностранная литература; методика языка и литературы; марксистское литературоведение; немецкий язык; украинский язык; украинская литература до Октября; украинская литература после Октября; военные дисциплины; западная литература.

Такая основательная общекультурная и профессионально-педагогическая подготовка, богатый жизненный и педагогический опыт, глубокое знание жизни народа, его нужд и потребностей, особенно в области просвещения, культуры, образования, явились источником и базой педагогических взглядов, мыслей, идей Ч.Т. Пшунелова как по общесоциальным, поликультурным, духовно-нравственным, так и по специально-профессиональным проблемам, особенно по проблемам просвещения, образования, культуры, духовности адыгского этноса.

Похожие диссертации на Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгского просветителя Ч. Т. Пшунелова (1887-1943)