Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Валишина Наталья Германовна

Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии)
<
Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Валишина Наталья Германовна. Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1998 148 c. РГБ ОД, 61:99-13/46-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление социальной работы в Казанской губернии как социально-педагогическая проблема 12

1. Состояние разработанности проблемы становления социальной работы с населением в пореформенной России в исторической, педагогической и философской литературе

2. Социально-благотворительная помощь и защита наиболее уязвимой части населения в России и Казанской губернии 27

3. Исторический опыт социально-педагогической работы с молодежью в России и Казанской губернии 49

Выводы по 1-ой главе 59

ГЛАВА II. Основные направления социально-педагогической работы с различными категориями молодежи в Казанской губернии 63

1. Социальная поддержка и трудовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

2. Роль частной и общественной благотворительности в социальном становлении детей из малоимущих семей 78

3. Содержание воспитательно-профилактической работы с подростками асоциального поведения в общественных и социально-государственных учреждениях 94 юды по П-ой главе 112

Заключение 115

Список использованной литературы 119

Приложения 131

Введение к работе

Актуальность данного исследования обусловлена глубокими изменениями социально-экономической и политической обстановки страны, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности, в связи с чем встает множество проблем реального оказания социальной помощи гражданам, осуществления в полной мере их прав и свобод. В современной ситуации углубления кризиса общества быстро увеличивается обездоленность значительной части семей, групп населения, усиливается социальная напряженность.

Особенно остро в последние годы встали проблемы социальной защиты молодежи в силу маргинальности ее социального положения.

Переход к рыночным отношениям привел к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице среди молодежи.

Резко возросла детская и подростковая преступность, пьянство и наркомания, усиливаются угрозы личной безопасности детей.

В условиях социально-экономического кризиса, охватившего современную Россию, резко нарушена стабильность социальных позиций молодежи, быстро снижается ее социальный статус, таланты и способности не находят применения.

Все это обострило и поставило во главу угла проблему поиска путей коренного материального и духовно-нравственного оздоровления подрастающего поколения с целью удовлетворения потребностей, защиты прав и интересов личности. Назрела потребность в коренном изменении социальной политики общества и государства, устранении разобщенности социальных, психологических, педагогических, меди-

цинских, правовых мер.

С этой целью мы обращаемся к опыту, накопленному в странах Запада и Америки, пытаясь приспособить к нашим далеко не совершенным экономическим условиям чужую систему благотворительности с ее крепкой материальной базой и богатым финансированием. Совершенно очевидно, что предпринимаемые в нашей стране меры по социальному обеспечению населения, чаще всего - бессистемные, имеющие преимущественно денежное выражение и направленные в основном, на лиц, находящихся за чертой бедности, приносят лишь временный экономический и политический эффект. Кроме того, материальная помощь является далеко не всегда эффективным средством социальной защиты населения.

Безусловно, нельзя полностью отвергать европейский и западный опыт, за которым стоят свои традиции, во многом отличные от наших.

Наша задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не забывая своих корней, своих традиционных и культурных особенностей, свой интеллектуальный потенциал, который в прошлом в значительной степени оставался невостребованным. С другой стороны, учреждение в нашей стране многочисленных фондов и гуманитарных организаций, появление большого количества спонсоров и меценатов требует научного подхода к практике социальной работы, который возможен при изучении этих явлений в историческом контексте.

То, что развивается сегодня в комплексе мер социальной защиты и помощи населению - страховая медицина, платное и частное образование, само- и взаимопомощь в различных общественных организациях, благотворительность государственных и коммерческих струк-

тур - все это "хорошо забытое старое".

С этой точки зрения большой научный и практический интерес представляет изучение традиционных национальных качеств таких как: милосердие, человеколюбие, благотворительность, меценатство. История социальных институтов и благотворительности в нашей стране восходит к IX веку. Изучение традиционных российских представлений о назначении и сущности социальной помощи, разнообразие форм и методов социальной практики, которые применялись государством, общественными организациями и частными лицами в дореволюционной России, позволит в настоящее время значительно расширить поле деятельности социальных педагогов и социальных работников.

Сейчас в практику современной социальной работы входят такие важные аспекты организации социальной помощи населению, в частности молодежи, как разработка законодательства в этой области, изучение правовых и организационных основ функционирования социальных учреждений, источников их финансирования, осуществления контроля за их деятельностью и пр. На этом этапе роль исторического знания в становлении институтов социальной работы особенно важна и актуальна.

Изучение истории социальных институтов и благотворительности в дореволюционной России важно не только для восстановления правды о прошлом, но, главным образом, для уяснения национальных особенностей российского призрения, применения в современных условиях позитивного опыта организации и практических приемов работы благотворительных организаций и учреждений для использования российских "открытий" в области медицинского страхования, социальной работы с молодежью, а также призрения отдельных категорий обездоленных.

Первые публикации по проблемам частной, общественной и государственной благотворительности появились в конце 19 - начале 20 века. Авторами их были видные ученые и публицисты - энтузиасты филантропского движения - В.И. Герье /28/, Е.Д. Максимов /64,65,67/, С.В.Сперанский /127/, В.М. Архангельский /6/, С.К. Гогель /29,30/, Д. Дриль /39/, А.П. Аксаков /2/.

На сегодняшний день особенно пристальное внимание вызывают социально-политические процессы в России второй половины XIX -начала XX веков, поскольку они характеризуются как переломные, ведущие страну к огромным сдвигам и переменам на пути формирования гражданского и общественного элемента российской жизни, гуманизации человеческих отношений. Без особого труда просматривается аналогия того времени и переживаемого сегодня.

Современные исследователи Л.В. Бадя /7/, П.И. Нищеретный /81/, П.В. Власов /21/, В.П. Галаганов /25/, А.Д. Степанский /129/, М.В. Фирсов /5/, справедливо отмечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России: экономические и правовые механизмы, организационные формы, практические методы, взаимосвязь различных областей социальной помощи, а именно, государственной, религиозной, общественной и частной.

Научные исследования, международные и научно-практические конференции, сессии свидетельствуют о том, что и ученые и практики ищут и находят оптимальные способы и формы решения социальных проблем. Анализ одного из первых современных сборников теоретических и практических материалов по интересующей нас теме и сопоставление полученных результатов с изучением проблем, которыми занимались наши предшественники на рубеже прошлого и нынешнего

столетия, поражают множеством совпадений и "живучестью" больных мест милосердного благотворительного движения.

В связи с этим, тенденция возрождения исторических корней, общественных и национальных, духовных ценностей, форм и методов работы социальных служб защиты нуждающихся и помощи им как проявление, свойственное нашему народу - тяге к милосердию и благотворительности, требует научно-теоретического осмысления. Изучение достижений и неудач российской филантропии и общественного призрения дает возможность выявить опыт социальной работы с целью рационального внедрения в практику лучших их образцов.

Отсюда и возникает цель исследования - раскрыть основные направления социально-педагогической работы с молодежью в Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX века с определением возможности использования позитивных моментов указанных направлений на современном этапе.

Наше исследование - одна из первых попыток обобщения наиболее актуальных материалов об организации, финансировании, деятельности различных социальных служб в Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX веков, изучение проблемы социального призрения, благотворительности и меценатства по отношению к молодежи.

Объектом исследования является социально-педагогическая работа с молодежью в Казанской губернии.

Предмет исследования - основные направления социально-педагогической работы с молодежью в Казанской губернии.

Сформулированная цель определила постановку следующих задач исследования:

- выявить состояние разработанности проблемы становления со-

циальной работы в России в исторической, педагогической и философской литературе;

определить основные направления социально-педагогической работы с молодежью в Казанской губернии;

изучить содержание работы социально-воспитательных учреждений для молодежи в Казанской губернии;

разработать содержание программы учебного курса для внедрения положительного опыта социально-благотворительной помощи и социально-педагогической работы, проводимой в Казанской губернии, с целью возможного его применения на современном этапе.

Методы исследования: '' \- теоретический анализ монографических работ исторического, педагогического, философского характера;

сбор и анализ архивного материала;

классификация и обобщение статистического и фактографического материала.

Методологическую основу исследования составляют теории развития личности, положения о творческой сущности личности, методические и теоретические основы и принципы теории и истории педагогики, теории педагогического прогнозирования, учение о конкретно-историческом и диалектическом характере социальных отношений, гуманистических принципах организации взаимоотношений людей в цивилизованном обществе.

Исследование проводилось в два взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1994 - 1995гг.) изучалось состояние теоретической разработанности проблемы, обобщался опыт социальной работы в Казанской губернии на рубеже XIX - XX веков, была разработана методика исследования и изучения исторического опыта.

На втором этапе (1996 - 1998гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов изучения социально-педагогической работы и социально-благотворительной помощи молодежи в Казанской губернии, литературное оформление диссертации.

Диссертационное сочинение основано на использовании широкого круга как впервые извлеченных из архивов, так и ранее опубликованных источников:

архивные материалы Центрального государственного архива Республики Татарстан ( ЦГА РТ );

историческая, философская, педагогическая литература, связанная с проблемой становления социальной работы в России и Казанской губернии;

издание дореволюционной периодической печати.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что впервые теоретически обобщен исторический опыт социального воспитания и социально-благотворительной помощи молодежи в Казанской губернии пореформенной России и выявлены приоритетные направления социально-педагогической работы с молодежью.

Практическая значимость исследования состоит в возможности и целесообразности применения научно-обоснованных выводов в теории и практике социальной работы на современном этапе. Конкретно-исторический материал, в том числе, и впервые публикуемые документы, могут быть использованы для практики организации социально-педагогической работы в Татарстане, при разработке национально-регионального компонента среднего образования, а также при чтении учебных курсов по теории и истории социальной работы в России и Казанской губернии.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Становление социальной работы в Казанской губернии на рубеже XIX - XX веков.

  2. Содержание социально-благотворительной помощи молодежи в Казанской губернии.

  3. Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в Казанской губернии.

Апробация основных идей и выводов, изложенных а работе, отражены в 4 публикациях, носящих научно-исследовательский характер.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект, предмет и задачи, характеризуется его методология, описаны основные этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе раскрыты основные направления организации социальной помощи и защиты населения, в частности молодежи, в России и Казанской губернии на рубеже XIX и XX веков.

Во второй главе дается анализ содержания направлений социально-благотворительной помощи и социально-педагогической работы с различными категориями молодежи, находившимися на попечении в благотворительных учреждениях Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX века.

В заключении даны выводы исследования, определены направления дальнейшей работы над поставленной проблемой.

В приложении представлены тематический план учебного курса,

предназначенного для социальных работников и социальных педагогов, специалистов по социальной работе и понятийно-терминологический словарь.

Состояние разработанности проблемы становления социальной работы с населением в пореформенной России в исторической, педагогической и философской литературе

Обращаясь за опытом социальной работы в зарубежные страны Европы и Америки, мы редко прибегаем к традиционно российским представлениям о назначении и сущности социальной помощи, разнообразным формам и методам социальной практики, которые осуществляли государство, общественные организации и частные лица в дореволюционной России.

К изучению истории и практики социальной работы в дореволюционной России обращались энтузиасты социально-благотворительного движения, люди различных профессий, сословий и званий.

Ряд научных дореволюционных исследований был посвящен истории зарождения и становления благотворительности на Руси. В обобщающих трудах великого русского историка Ключевского В.О., историка и философа Соловьева СМ. система социального обеспечения нуждающихся рассматривалась через призму государственной политики, проводимой в России в разные исторические периоды.

Соловьев СМ. широко освещал процессы разработки системы мер по ликвидации нищенства и кликушества , а также формирования гуманного отношения к детям-сиротам в России в период царствования Петра I. "В ноябре 1715 года государь указал в Москве и других городах при церквах, у которых пристойно, подле ограды, построить гошпитали, в Москве - мазанки, а в других городах - деревянные, точно так же как "благотщательное и душеспасительное осмотрение ученил преосвященный Иов митрополит в Великом Новгороде". Указал избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери, стыда ради, отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно помирают, а иные матерями умервщляются, и потому объявить, чтоб младенцев не отметывали, а приносили б к тем гошпиталям и клали в окно тайно. Гошпитали построить и содержать из губернских доходов: приставленным женщинам на год давать по три рубля да хлеба по пол-осмины на месяц, а младенцам на день - по три деньги".(125)

Ключевский В.О. в своих трудах анализировал национальные особенности российского благотворения. Исследуя социальную основу русского нищелюбия, ученый отмечал, что "человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего - накормить голодного, напоить жаждующего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения будущего в загробной жизни". (61)

В начале XX века к научной разработке проблематики благотворительного характера стали широко привлекаться молодые ученые, студенты российских вузов: юридический факультет Петербургского университета объявил конкурс на лучшую работу о домах трудолюбия, истфак Казанского университета в 1904 году предложил студентам для разработки тему "Русская филантропия в XVIII столетии". Архангельский В.М. так вспоминал: "Вопрос был поставлен так общо и широко, что, если бы, думается нам, на него захотелось дать и не менее же широко разработанный ответ, то на такую разработку намеченного вопроса потребовалось бы немало времени и затруднительных изысканий". (6)

Привлечением к исследованию проблем благотворения творческих сил России занимались не только вузы, но и различные благотворительные общества. Так, Попечительство о трудовой помощи в Казанской губернии одной из своих задач ставило "содействие теоретической, научной разработке всех вообще вопросов из области призрения бедных и трудовой помощи, понимаемой в самом широком смысле этого слова." Покровительница Попечительства императрица Александра Федоровна пожертвовала на премии за лучшее сочинение по обозначенной проблематике 75 тыс.рублей из своих личных средств. Первая премия оценивалась в 2 тыс.рублей, первая малая - в тысячу, а вторая малая - 750 рублей.

Большой вклад в развитие и пропаганду благотворительности в России и в Казанской губернии внесло русское духовенство. Издавна основными очагами призрения увеченных, слепых, престарелых, сирот и вдов были в православной Руси монастыри и церкви, содержащие больницы, богадельные избы, скудницы, училища для писцов и "образования священиков". Немалые доходы церкви, монастыри, патриархи и митрополиты жертвовали на поддержку убогих и нищих, поскольку "церковное богатство - нищих богатство".

Социально-благотворительная помощь и защита наиболее уязвимой части населения в России и Казанской губернии

В настоящее время для многих очевидна необходимость изучения российских исторических традиций, складывающихся в течении столетий. В социальной сфере это не только средство удовлетворения научного и теоретического интереса, но и возможность обогатить современную социальную работу и социальную педагогику знаниями национальных, региональных корней российского милосердия, психологических особенностей местного населения, спецификой социальных проблем и эффективных путей их разрешения в прошлом.

Особенно плодотворным и актуальным по задачам и результатам их осуществления представляет опыт социальной работы земств и городских дум - местных органов самоуправления - появление которых связано с российскими реформами 60-70-х гг. XIX века.

В ведение этих новых органов было передано в числе хозяйственных вопросов местного значения "попечение" о малоимущих и больных, к ним перешли "богоугодные заведения" упраздненных приказов общественного призрения.

Необходимо подчеркнуть, что относительно скромные масштабы земской деятельности в сфере социальной работы с населением объясняются как трудностями финансового и политического характера, так и тем обстоятельством, что понятие "общественное призрение" в рассматриваемый период распространялось лишь на заботу о неимущих и нетрудоспособных.

Двигавшаяся нередко методом проб и ошибок, их деятельность заслуживает внимательного изучения в наше время при переходе от жестко централизованной государственной системы к качественно новым структурам местного самоуправления.

Несомненной заслугой земств был отказ от старой системы сословного "попечения". Социальная защита и помощь стали рассматриваться как важнейшее общественное дело, что было крайне необходимо и своевременно в условиях быстрого утверждения капиталистических отношений со всеми соответствующими последствиями: аграрным перенаселением, распадом традиционного крестьянского быта, стремительной урбанизацией, ростом безработицы. Деятельность земств была направленна не только на смягчение последствий этих явлений, но и на предупреждение их, а также обладала широтой и многогранностью: народное образование, медицинское обслуживание, санитарные службы, продовольственное дело.

Основные направления деятельности земств в области социальной работы заключались в следующем:

1.Большая часть земских бюджетов (31% в 1913г.) была направлена на постановку дела народного образования. Особенно обращает на себя внимание факт, что земские органы решали проблему народного образования комплексно: строительство школьных зданий, обеспечение учебными пособиями, подготовка учителей, постановка внешкольной системы образования для взрослых и профессионального образования для выпускников начальной земской школы. Социально важным фактором распространения образования стало введение бесплатного обучения и бесплатной раздачи учебных пособий.(41) По масштабам своей деятельности общественная система образования была реально сопоставима с государственной и превосходила поощряемую правительством систему церковно-приходских училищ.

2. Не менее важным вкладом в изменение облика российской деревни стало создание земской системы медицинского обслуживания населения, практически отсутствовавшей в провинции. Эта сфера деятельности поглощала 25% земского бюджета в 1913 г. и включала в себя развитие стационаров медицинской помощи - профессиональную подготовку земских участковых врачей, строительство амбулаторий, больниц, организацию фельдшерских и акушерских курсов.(19) Появились первые специализированные санатории и лечебницы: для туберкулезных больных, для грудных детей и т.д.

3. Собственно по графе "Общественное призрение" земства и городские думы расходовали немного (1% в 1913 г.). Эти средства предназначались на содержание традиционных для России благотворительных учреждений - воспитательных домов, сиротских приютов, богаделен. Кроме этих форм поддержки нетрудоспособных, земские учреждения разворачивали и иную систему помощи, направленную на социальную адаптацию людей в новых экономических условиях. К ней можно отнести появление земских агрономов, организацию юридических консультаций, поощрение различных форм кооперативного движения в российской деревне. Земские агрономы, ветеринарные врачи, экономисты создавали специальные курсы для рабочих села, выставки новых сельскохозяйственных орудий, опытно-показательные станции и т.д. Так, в Казани была открыта первая школа по обучению хуторян прогрессивным методам ведения хозяйства.

Социальная поддержка и трудовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Систему социльно-благотворительной помощи и социально-педагогической работы можно представить в виде схемы (стр.65-66). Основными направлениями, отражающими содержание социальной помощи молодежи в пореформенной России являлись: материальная помощь, трудовая помощь, воспитание и образование и медицинское обслуживание, предоставляемые различными благотворительными обществами и заведениями.

Благотворительные общества - добровольные союзы лиц, объединенные одной общей целью - оказание различных видов социальной помощи нуждающимся. Содержание их деятельности заключалось в выдаче различного рода пособий, учреждении и финансировании благотворительных заведений, способствующих реализации целей общества. /44/

Благотворительные заведения в отличии от обществ занимались непосредственным предоставлением социальной помощи. Они учреждались как государственными, так и общественными, сословными, городскими управлениями, а также частными лицами. Примером подобных благотворительных обществ могут служить Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество, деятельность которых превратилась в особую отрасль народного просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. Общества имели широкую сеть учреждений во всех губерниях Российской империи.

Так, в Казанской губернии Ведомство учреждений императрицы Марии было представлено Казанским губернским Попечительством детских приютов, представителем Императорского Человеколюбивого общества в Казанской губернии являлся Казанский попечительный комитет о бедных и состоявшее при нем Дамское отделение. Создавались различного рода местные благотворительные заведения: сиротское отделение при Казанской мещанской управе, приют Казанского общества попечения о детях-сиротах, сиротская касса Казанского общества приказчиков и приют Казанского общества трезвости для детей-сирот,а также детей, бежавших из мастерских и от родителей и т. д.

Одним из самых крупных благотворительных заведений было Казанское губернское Попечительство детских приютов, учрежденное 21 декабря 1843 года. Согласно Положения о детских приютах, председателем Попечительства стал губернатор, постоянным членом - Архиепископ Казанский и Свияжский, действительными членами - губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, управляющий государственным имуществом и городской голова. Почетными членами избирались лица, вносившие крупные пожертвования и активно участвовавшие в благотворительной деятельности в пользу детей-сирот.

Своей задачей в деле призрения детей Попечительство видело в "изыскании и обсуждении мер и средств, как для поддержания, развития и улучшения существующих...детских приютов и для учреждения новых заведений, так и вообще для организации и обеспечения возможно правильной и плодовитой постановки дела призрения, воспитания и обучения неимущих детей и сирот...и приготовления их к производственному труду". (84)

В нашей истории, как в истории многих других стран, было много мрачных страниц. Однако ни одна страна в мире не знала таких социальных потрясений, как Россия. С 1914 года до конца 1940-х годов погибло около 70 миллионов человек - возможно, лучшая часть нации. За этими жертвами стояли миллионы детей-сирот, сотни тысяч юных жизней, прерванных голодом, болезнями, насилием. В 1990 году, по данным Детского фонда, в нашей стране было 1 миллион 100 тысяч детей, считающихся сиротами, хотя у 90% из них были живы родители, бросившие своих детей.Так появилась проблема социального сиротства. К сожалению, сегодня дети - самая незащищенная часть нашего общества. Ребенок страдает от жестокого обращения окружающих, включая собственных родителей, вследствии социального неблагополучия в стране и в семье, от произвола государства, от непрофессионализма и невежества педагогов, медицинских работников. Поэтому долг общества сегодня - на деле обеспечить исполнение лозунга о том, что дети являются единственным привилегированным классом страны.

До недавнего времени у большинства людей в нашей стране не возникало вопроса о том, как должна организовываться система социального обеспечения детей - все было просто и понятно: государство заботится о детях через систему различных учреждений. Однако постепенно проявилась неэффективность государственного обеспечения детей ( или призрения детей, как было принято говорить в России до революции). Вновь стали создаваться, иногда по инициативе государства, иногда вследствии инициативы общественности, различные благотворительные общества. Некоторые из них выступают с претензиями на монопольное положение. Другие занимаются узкими проблемами: собирают средства на содержание конкретного детского дома, помогают вновь образующимся детским домам семейного типа и т. п.

Примеры, приводимые средствами массовой информации, доказывают, что без поддержки частной и общественной благотворительности нынешняя система социальной помощи детям не выживет. В этой связи было бы интересно и полезно не пытаться все строить заново, а изучить уже имеющийся в России опыт помощи детям.

В настоящее время система социального обеспечения детей переживает переходный период. Вопрос о том, как она будет развиваться, может быть решен с помощью изучения уже имеющегося национального опыта, с помощью изучения исторического и современного зарубежного опыта или же опять с помощью метода "проб и ошибок".

На рубеже XIX-XX веков в условиях совершенствования социальной структуры российского общества активизировалась социально-благотворительная деятельность.

Роль частной и общественной благотворительности в социальном становлении детей из малоимущих семей

Особое место в истории становления российской социально-благотворительной работы занимает частная и общественная благотворительность, известная с незапамятных времен и особенно расцветшая во второй половине 19 века, нередко неразрывно связанная с меценатством. Огромное число российских столичных и провинциальных купцов, предпринимателей, представители мира искусств, скромных врачей и учителей своим безвоздмездным трудом, частными пожертвованиями, энергией и самоотдачей способствовали расширению и укреплению российской социально-благотворительной системы, заботились о развитии отечественной культуры.

Благодаря историкам и журналистам стали широко известны знаменитые династии промышленников и торговцев Рябушинских, Морозовых, Строгоновых, Третьяковых, Демидовых, Крестовниковых, Прохоровых, "профессиональных благотворителей" Бахрушиных.

На наш взгляд, требует более тщательного изучения благотворительная деятельность московских купцов Хлудовых, которые содержали богадельни, палаты для неизлечимо больных женщин, именные бесплатные квартиры, ремесленную школу. Детская больница имени М.А.Хлудова переросла в Университетскую клинику по детским болезням. Хлудовская библиотека рукописей и старопечатных книг пополнила фонды крупнейших столичных книжных собраний.

Известный финансист прошлого века, почетный член Академии художеств Василий Александрович Кокорев открыл в 1861 году в Москве картинную галерею, где экспонировались произведения русских и зарубежных художников. После банкротства хозяина галерея была пущена с аукциона, часть картин попала в Третьяковскую галерею. Петербургский любитель живописи и искусства Николай Дмитриевич Быков собрал галерею и значительный материал для биографий отечественных и иностранных живописцев, оказывал финансовую поддержку нуждающимся художникам.

Полвека отдал просветительской деятельности сибирский "ревнитель света" П.И.Макушин, посвятивший и средства и талант организации музеев, школ, вечерних курсов для взрослых, занимался широкой книгоиздательской работой.

Один из московских миллионеров - предприниматель, владелец торгового пассажа на Кузнецком мосту и театра на Б.Дмитровке Г.Г.Солодовников, завещал в 1901 году все свое огромное состояние (более 20 миллионов) на благотворительные нужды. Треть суммы предназначалась для устройства земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Казанской и Вятской губерниях, треть на устройство профессиональных мужских и женских школ и родильных приютов. Остальная сумма отводилась на строительство в Москве домов дешевых квартир.

Братья Ляпины основали в Москве общежитие - убежище для недостаточных студентов. "Ляпинка" призревала, главным образом, студентов училищ живописи, ваяния и зодчества. Лепешкины открыли в 1881 году бесплатное общежитие для 40 способных неимущих студентов Московского университета, обеспечив им полный пансион.

Во второй половине 19 - начале 20 века представители российской интеллигенции, деятели благотворительного движения способствовали организации просвещения, в том числе музыкального, художественного, театрального. Имена генерала А.Л.Шанявского, открывшего на свои средства Петроградский женский медицинский институт и первый в России вольный Народный университет, историка К.Н.Бестужева-Рюмина, организовавшего в Петербурге в 1878 году Высшие женские курсы, известного врача-невропатолога В.М.Бехтерева, который основал в 1907 году на частные средства Психоневрологический институт, должны быть известны каждому россиянину.

Все больше к концу 19 века втягивались в благотворительную деятельность женщины. Выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и просвещения внесли меценатки М.К. Тенишева, Н.К.Рерих, В.А.Морозова(в девичестве Хлудова), А.Н.Стрекалова. Среди плеяды общественниц-благотворительниц второй половины 19 века звездой первой величины была Варвара Евграфовна Чертова, уроженка г.Казани. Переехав в Москву, Чертова стала правой рукой в благотворительной деятельности супруги московского генерал-губернатора княгини С.С.Щербатовой, заняв пост вице-председательницы Дамского попечительства о бедных. В 1852 году она возглавила Лефортовское отделение попечительства, а в 1857 году учредила учебное заведение для дочерей бедных дворян и чиновников. В училище обучалось более 300 человек, свыше ста из них находились на полном пансионе.

По данным комиссии К.К.Грота, "в 28 земских губерниях общественные и сословные управления призрели в 1891 году около 316 тысяч нуждающихся, тогда как частные благотворительные учреждения оказывали помощь по крайней мере 746 тысячам душ". Многие филантропические общества и заведения, учреждения культуры возникали в результате частной инициативы и на средства добровольных пожертвований. Правительство поощряло деятельность благотворителей и меценатов: награждало орденами, предоставляло финансовые и другие льготы, производило в дворянство или почетные граждане, выдавало персональные пенсии и пособия. Сотрудники благотворительных учреждений и особо заслуженные члены благотворительных обществ имели право на ношение мундиров и особых знаков и жетонов соответствующих ведомств и организаций.

Так, например, Петербургский Совет детских приютов в обращении к населению Казанской губернии призывал принять участие посильными пожертвованиями в деле призрения детей-сирот (создание новых детских приютов, сиротских отделений при благотворительных обществах), извещал о присвоении жертвователям особых знаков отличия: "знака" и жетона, утвержденных ее императорским высочеством Великой княгиней Александрой Юсифовной.

Похожие диссертации на Основные направления социально-педагогической работы с молодежью в пореформенной России (На примере Казанской губернии)