Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ Куликова Анастасия Вадимовна

Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ
<
Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куликова Анастасия Вадимовна. Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Куликова Анастасия Вадимовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2009.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/117

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ 19

1. Понятие «умения и навыки классического танца» 19

2. Организационные условия развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ будущих артистов балета 38

3. Педагогические условия развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ .. 62

Глава II. Совершенствование процесса развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ 84

1. Научное обеспечение - важнейший фактор совершенствования процесса развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ 84

2. Методическое обеспечение - важнейший фактор совершенствования умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ 107

3. Оптимальное взаимодействие организационно педагогических условий в развитии умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ 120

Заключение 142

Список литературы 149

Введение к работе

з І.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития умений и навыков у учащихся хореографических училищ в связи с диверсификацией образования в России. Возникает потребность обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и применения педагогических технологий по развитию умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ. Многолетний опыт подготовки артистов балета показывает, что развитие умений и навыков у учащихся младших классов требует научной разработки: организационно-педагогических условий, которые адекватно позволили раскрыть возможности и особенности обучения учеников младших классов в возрасте от. 11 до 13 лет в конкретном учебно-творческом процессе. Поэтому создание оптимальных организационно-педагогических условий развития умений и навыков в учебно-творческом процессе, где каждый день - это новые знания, умения, навыки, иначе прожитая жизнь, обусловленная педагогической организацией.

Динамичность учебно-воспитательного процесса, свойственная освоению балетного искусства, в той же степени присуща любому элементу в отдельности. Стремительное динамическое развитие учащихся младших классов, когда они одновременно, ежедневно предстают перед педагогом, это уже не те дети, которые были.вчера, а завтра они будут другими. Такую подвижность развития необходимо обеспечить организационно-педагогическими условиями, а не застывшей конструкцией.

Младшие классы хореографических училищ, предназначенные для освоения определенной системы танцевальных движений, формирования будущих профессиональных навыков, координации движений, артистической выразительности, функционируют в условиях стремительных перемен.

Творческая деятельность становится востребованной на всех ступенях развития. Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ способствуют, прежде всего, развитию творческого мышления, легко адаптированной к физическим нагрузкам личности, способной осознанно действовать в различных организационно-педагогических условиях.

Специфика процесса развития умений и навыков классическому танцу у учащихся младших классов способствует психологическому изменению личности на основе взаимодействия биологического и социального факторов. В этой связи особую актуальность представляет вариативность учебных дисциплин, применение индивидуальных сроков

и темпов выполнения учебных программ, способствующих реализации природных задатков.

Анализ теории и практики показывает, что несмотря на наличие научных трудов по вопросам организационно-педагогические условия обучения классическому танцу разработаны пока недостаточно, опыт их применения не систематизирован, научно не обоснован, на практике не в полной мере используются их богатые потенциальные возможности. В условиях реальной практики в основном используется не полный набор умений и навыков.

Это обуславливает актуальность исследования сущности и механизма организационно-педагогических условий, способствующих развитию умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

Следовательно, актуальность исследования вытекает из противоречия между острой потребностью у учащихся младших классов хореографического училища в создании оптимальных организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца и отсутствием их системности на практике.

Проблема данного исследования вытекает из противоречия между потребностью практики в динамичном развитии учащихся младших классов хореографических училищ, способных осваивать высокие духовные ценности балетного искусства, и несоответствием организационно-педагогических условий. Именно поэтому возникает необходимость научного осмысления указанных процессов - юс специфики, механизмов, форм, методов, приемов, то есть всей технологической цепочки.

Степень научной разработанности проблемы. Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.

Социологический аспект проблем образования представлен в работах А.А. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.

Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.

Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность учащихся влияют полярные силы: внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и др. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин внесли свой вклад в теорию развивающего обучения учащихся.

Идеи личностного образования, связанные с адекватными представлениями учащихся о себе, других людях, особенностями

5
межличностных взаимоотношений, творчества, развития,

самореализации, разрабатывали К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.А. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.

В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности учащихся в процессе педагогической деятельности.

В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.Ф. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.Е. Решетников, Г.К. Селевко и др. разработали общие основы педагогической технологии в системе образования.

О.С Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, ВМ. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, технические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.

Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, проблемного обучения, коммуникативные и др. П.И. Самойленко ввел термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры.

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах А.Я. Вагановой, С.С. Холфиной, М.Ф. Иваницкого, Н.П. Базаровой, В.П. Мей, Н.И. Тарасова, B.C. Костровицкой, А.А. Писарева, Р.В. Захарова, С.Н. Головкиной, A.M. Мессерера, Т.И. Васильевой, П.А. Пестова. Н.Н Серебренникова, Н.А. Вихревой, Е.П. Валукина, Г.Н. Прибылова, А.В. Никифоровой, Б.Я. Брегвадзе, Л.М. Лариной, О.В. Жадиной, Н.В. Соковиковой, Т.Б. Нарской, А.П. Кириллова, Л.И. Ярмолович, на учебных фильмах, созданных под методическим руководством А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, С.Н. Головкиной.

Большое внимание проблемам высшей школы, перспективам ее развития уделено в трудах А.А. Алферова, СИ. Архангельского, Л.М. Баженовой, Б.П. Беспалько, А.Ю. Бутова, К.Я. Гальперина, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, И.А. Липского, Е.Г. Монахова, СМ. Оленева, В.А. Сластенина, B.C. Садовской, Н.А. Слядневой, Н.А. Паршикова, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, Р.А. Хусеинова, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях обусловили выбор темы нашего исследования: «Организационно-педагогические условия развития умений и навыков

6 классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

Объект исследования - обучение классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ.

Предмет исследования — процесс развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ в оптимальных организационно-педагогических условиях.

Цель исследования - научно обосновать, разработать и реализовать в учебно-творческом процессе педагогическую модель использования организационно-педагогических условий в процессе развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

определить понятие «умения и навыки классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ»;

выявить теоретические основы развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ будущих артистов балета;

раскрыть сущностную характеристику и уточнить приоритетные организационно-педагогические условия развития умений и навыков при обучении классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ;

создать педагогическую модель организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ будущих артистов балета;

экспериментально проверить показатели оценки эффективности использования организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ;

разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие процесс создания организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ, ориентированных на динамичное развитие учебно-творческого процесса для проведения мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия, способствующие расширению личностного опыта учащихся, обогащению его новыми эмоциональными и эстетическими переживаниями, что позволит реализовать потребность в общении,

7 расширить набор умений и навыков, особое внимание уделив умению ориентироваться в составе двигательных действий, в комбинациях движений и контроле за правильностью их вьшолнения, целенаправленно управлять вниманием учащихся младших классов для актуализации (развертывания и расширенного развития) ориентировочной основы построения двигательного умения и навыка, которыми овладевают учащиеся младших классов.

Методологической основой диссертации стали: педагогические
концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными
исследователями о сущности творчества;, современные положения
психофизиологической теории построения сложно координированных
_\ движений, которые : раскрывают суть, структуру, динамику основных
аспектов процесса познания с целью развития телесно-пластического
движения и представляют теоретическую базу для разработки новых
педагогических подходов, использующих организационно-

педагогические условия для развития умений и навыков классического танца.

Исходя из современных взглядов, методологическая составляющая разрабатывалась с учетом: ведущих идей А. Маслоу,! К. Роджерса, концепции Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна >и др. о деятельностном подходе к образованию в хореографических училищах.

С другой стороны — это принципы личностно ориентированной педагогики, раскрытые в трудах Б.Г. Ананьева, И.М. Андреевой, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Борцова, Я.И. Ваграменко, А.А. Вербицкого, М.Г. Вохрышевой, В.В. Давыдова, В.А. Извозчикова, И.В. Роберта, В.В. Серикова, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др.

Теоретическую основу исследования составили:

теория деятельности; теория развития личности; личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы; основные положения теории поэтапного формирования умений и навыков в контексте учебной программы;

положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В.П. Беспалько, Л.С. Выготским, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу и др.;

теория поэтапного формирования умственных действий ПЛ. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; идеи контекстного обучения: А.А. Вербицкого, В.А. Слободчикова, Г.А. Цукермана, В.А. Возчикова и др.;

- идеи психофизиологической теории построения сложно
координированных движений: Н.А. Бернштейна, А.В.Запорожца, В.П.
Зинченко, Н.Д. Гордеевой, А.И.Назарова и др;

- эмпирически значимые труды: А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова,
Р.В. Захарова, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, П.А.
Пестова, С.Н. Головкиной, Вихревой, Е.П. Валукина, Н.В. Соковиковой,
В.И. Уральской и др., обобщающие различные педагогические аспекты
хореографической подготовки;

- идеи и труды авторов, в которых раскрываются вопросы
использования различных технологий обучения для развития
двигательных умений и навыков, обращается внимание на
многофункциональность практики и на важность развития умений
«читать движения» (Б.Г. Ананьев, A.M. Дикунов, СВ. Дмитриев, Д.Д.
Донской, А.Ц. Пуни, А.В. Ширяев и др.).

. Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для установления причинно-следственных связей, метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности; анализ педагогического процесса практических занятий, социально-педагогический эксперимент.

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе преподавания классического танца в младших классах Федерального образовательного учреждения Московской государственной академии хореографии (МГАХ) 2006-2009 гг. с созданием оптимальных организационно-педагогических условий, которые характеризовались стремительным ростом возможностей и доступности для использования в учебном процессе занятий по развитию умений и навыков классического танца. За этот период проанализированы программы обучения, результаты обучения, приемы и методы использования в учебном процессе умений и навыков, выявлена тенденция интенсификации учебного процесса, связанного с освоением новых умений и навыков классического танца.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2006-2009 гг. в три этапа.

На первом этапе исследования (2006-2007 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической и психофизиологической научной литературе. Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.

На втором этапе исследования (2007-2009 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов. Методический анализ исполнения организационно-педагогических условий по развитию умений и навыков у учащихся младших классов классического танца

9 позволил разработать взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу методологии, теории, в системе гуманитарного знания, педагогических идей, обеспечивающих организационно-педагогические условия для учащихся младших классов Московской государственной академии хореографии.

На третьем этапе исследования (2009 г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что: -. впервые организационно-педагогические условия в учебном процессе по развитию умений и навыков классического танца в младших классах хореографических училищ рассмотрены с позиций единства биологического и психологического, духовного и физического;

- раскрыта и обоснована сущность организационно-педагогических
условий как процесса, не позволяющего подмены внутреннего развития
личности учащегося младших классов духовного становления и
обогащения внешними показателями. Диагностика изменений в развитии
умений и навыков классического танца фиксирует репрезентативное
движение тела, действия, слова, предметные результаты активности
человеческого организма, а движения души скрыты и порой
неподвластны педагогическому наблюдению, их состояние проявляется
опосредованным способом, путем анализа внешних проявлений! в
конкретных организационно-педагогических условиях.

сформулировано понятие «развитие умений и навыков классического танца» как ведущее профессионально значимое качество учащихся младших классов хореографического училища как их способность обнаруживать и классифицировать основные опорные точки действия на начальном этапе обучения;

данный аспект рассматривает реализацию дидактического принципа последовательности действий в процессе развития умений и навыков классического танца в новой ситуации, с использованием вариантных возможностей нового поколения учащихся младших классов будущих артистов балета, обеспечивающих управляемую педагогом технологию использования организационно-педагогических условий;

- обоснованы и экспериментально апробированы организационно-
педагогические условия развития умений и навыков классическому танцу
у учащихся младших классов хореографических училищ,
последовательность их включения в учебно-творческий процесс в
зависимости от этапов освоения двигательного навыка в сочетании с
традиционными методами показа элементов классического танца
непосредственно педагогом.

Теоретически значимым для педагогической науки является выделение организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ в целостность, а не в систему. На наш взгляд, система есть предполагающее единство взаимосвязи содержательного и деятельностного уровней с привлечением в учебно-творческий процесс организационно-педагогических условий, состоящих в попытках упорядочения, соединения по функциональному принципу независимых элементов.

Раскрыто теоретическое значение организационно-педагогических условий, обеспечивающих прямую связь между развитием умений и навыков классического танца и владением учащимися непредметным (логико-дидактическим) содержанием, каковыми являются общеучебные умения.

Теоретически разработана иерархическая структура

организационно-педагогических условий, включающих содержательный, психологический, педагогический, организационно-методический и оценочно-результативный компоненты.

Разработана модель организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности реализации теоретических изысканий, развития умений и навыков классического танца. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания и критериями профессиональной оценки деятельности педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, комплекс предложенных в работе дидактических мер могут быть использованы для различных уровней обучения умениям и навыкам классического танца учащихся младших классов хореографических училищ при отборе и организации содержания учебно-воспитательного процесса, его структурирования в рамках учебных программ.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе хореографических училищ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией педагогических экспериментов - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; и подтверждены актами о внедрении.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:

процессе проведения занятий в МГАХ по дисциплинам «Классический танец», «Мастерство актера» по специальности «хореографическое искусство»;

выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых МГАХ, по вопросам методики преподавания хореографических дисциплин, специфики обучения на различных уровнях образовательных программ, реализации профессиональной практики в образовательных учреждениях; в выступлениях на кафедре мужского классического и дуэтно-классического танца МГАХ, на международной научно-практической конференции;

выступлениях на кафедре классического и дуэтного танца МГАХ, на международных научно-практических конференциях; і

публикации тезисов, статей (см. список авторских публикаций в конце автореферата);

процессе внедрения теоретических разработок в учебный процесс в рамках прохождения всех видов практик, отчетных концертов и спектаклей учащихся МГАХ;

диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой мужского классического и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии и кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 5 сентября 2009 года, протокол №7.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущностная характеристика целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности в обучении классическому танцу учащихся младших классов определяется следующими чертами:

традиционным использованием показа в качестве основного средства развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов;

пониманием умений и навыков как зрительного, слухового, моторного, тактильного восприятия изучаемого танцевального движения (или его модели, экранного образа);

направленностью практики на закрепление физического аппарата танцовщика, техники исполнения движений, приуроченных к пространству и времени, воспитание сознательного подхода к каждому движению и координации движений;

анализом и синтезом двигательного действия на всех этапах развития умений и навыков классического танца, что позволяет расширить представление у учащихся множества субъективных картин мира, обеспечивающих доступность восприятия (понимания), достоверность формируемых художественных образов, что является средством ориентировки в решаемой учебной задаче; возможностью

12 демонстрации двигательного действия, его отдельных сторон, признаков, способствуют развитию внимания, воображения, памяти.

2. Организационные условия развития умений и навыков
классического танца у учащихся младших классов включают цели,
задачи, дидактические средства, обеспечивающие собранность,
последовательность, рациональную организованность учебной и других
видов деятельности.

Управление процессом развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

соблюдение.канонов академизма исполнения классического танца как основы отечественной балетной педагогической системы;

развитие у учащихся младших классов художественного сознания, техники движений, элементов движений и их комбинаций;

- целенаправленное развитие умений и навыков специфического
для артиста балета классического танца и научно обоснованной
организации действий опознавания и контроля основных опорных точек
в сопровождении с музыкальным ритмом и темпом.

3. Педагогическими условиями развития умений и навыков
классического танца у учащихся младших классов являются
многообразие, обстановка, среда, действие, правіша, без которых не
может функционировать учебное занятие (урок). Применительно к
решению задач, в которых развиваются умения и навыки классического
танца, т.е. совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для
создания целенаправленного педагогического процесса, это осмысление
процесса развития умений и навыков классического танца учащимися
младших классов.

К педагогическим условиям развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ относятся мотивационная, операциональная и рефлексивная готовность педагогов; готовность учащихся младших классов действовать в учебно-творческом процессе; преодоление психологического барьера, связанного с применением теоретического материала в ходе выполнения педагогических заданий; настроенность на успех.

К педагогическим условиям развития умений и навыков классического танца относятся: последовательность включения различных приемов, обеспечиваемых практическим действием в сочетании с традиционными методами показа элементов классического танца непосредственно педагогом, осуществляемые в зависимости от этапов развития двигательного навыка с соблюдением принципа возрастной доступности и учетом нарастающей сложности восприятия движения, постепенности усложнения материала.

13 Коллективные формы балетного искусства характеризуются необходимостью преодоления противоречий между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером будущего труда. Умение реализовать использование традиционного показа и рассказа, кратко и доходчиво объяснять упражнение, фиксировать ошибку, находить причину ошибок, анализировать технику выполненного движения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, разделить упражнение на составные части, определять последовательность обучения различным двигательным действиям с учетом закономерностей положительного переноса навыков и др.

4. Эффективность организационно-педагогических условий помимо.
выявленной тенденции интенсификации учебного процесса, связанного с
освоением новых движений и комбинаций движений в рамках учебной
программы дисциплины «Классический танец». Организационно-
педагогические условия есть системообразующий учебно-творческий
процесс как базового состояния обучения, позволяющего одновременно и
осуществлять профессиональную ориентацию, и развивать
информационную культуру учащихся младших классов в контексте
профессиональной деятельности артиста балета.

  1. Модель организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ отражает динамику данного процесса: цели, задачи, общепедагогическое и научно-методическое и технологическое обеспечение развития творческого потенциала, показателей результата.

  2. Результативность организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ находится в зависимости от интеграции:

- организационных условий: учет возрастных особенностей
подростков; осуществление мотивации на развитие музыкально-
творческого интереса на занятиях классического танца; создание
педагогических ситуаций с целью использования нестандартных
методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития
творческого потенциала; высокий уровень творческой профессиональной
культуры педагога; использование индивидуальных,
дифференцированных заданий; постановка руководителем интересной и
понятной цели занятия; реализация основных теоретических подходов
планирования всей деятельности;

- педагогических условий: эмоциональная насыщенность занятий;
создание атмосферы сотворчества, характеризующейся
доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой
взаимодействия учащихся; включение содержания занятий образцов
народной и классической музыки; реализация развития творческого

14 потенциала в свободно выбранном учащимся виде музыкально-творческой деятельности, что способствует его субъективности; наличие гуманистически ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала учащихся; возможность самоуправления с элементами включенности семьи, позволяющее реализовать учащимся свои индивидуальные интересы, укрепить и развить умения и навыки классического танца, обеспечить включение родителей в процесс воспитания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Организационные условия развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ будущих артистов балета

Формирование умений у специалистов - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов, готовность личности к овладению профессиональными умениями.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается на необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и; навыков, а также самостоятельной . деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Ученые и практики уже давно поняли, что школа не может дать ученику знаний на всю жизнь, но может научить мыслить1 и обеспечивать . наиболееобщие способы деятельности.

Внимание к умениям и навыкам на современном этапе резко возросло в связи с разработкой общеобразовательных стандартов, проблематикой единого государственного экзамена (ЕГЭ), а в целом - с проблемой сохранениями обеспечения хорошего;, конкурентоспособного российского-образования. По данным ежегодно проводимых международных исследований образовательных достижений учащихся (PISA), результаты ...российских школьников оставляют . желать много лучшего. Ученые объясняют это положение, отсутствием в практике обучения российских учащихся заданий, при выполнении которых необходимо интегрировать знания из различных предметов, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.

В качестве метаоснования классификации умений целесообразно сформулировать следующие суждения и умозаключения, доказывающие культурно-историческое значение обобщенных способов деятельности (чтение, письмо, говорение, понимание, грамотность и др.), важнейшей составной частью которых являются умения.

В структуре умений и навыков Л.Н. Лесохина", исследователь образования, связывает понятие «свободы», в том числе свободы выбора как предпосылку социальной ориентации и адаптации, социальной саморегуляции, которые, в свою очередь, опираются на умения воспринимать информацию, передавать свои мысли, расширять круг общественного бытия и т.д. и говорить (способность к речевому общению и к речевому взаимодействию). Значит умения работать с информацией, создавать и выражать связно свои мысли устно и письменно (знаково, с помощью языка/языков), способность к речевому общению являются культурно-исторической предпосылкой к выделению и системному оформлению группы умений и навыков классического танца.

Важным предпосылочным умением для построения классификации умений является процесс понимания: «...основная причина низкой эффективности в деятельности социального субъекта заключается не столько в недостаточности у него знаний, умений, навыков, сколько в недостаточности самих этих трех компонентов грамотности для успешного выполнения этой или иной практической задачи высокого уровня сложности. В формуле ЗУН явно недостает элемента, обеспечивающего связь между знаниями и умениями. Таким элементом является понимание человеком предметной реальности, вовлекаемой в процесс деятельности. Знания дают человеку лишь ключ к пониманию различных сторон жизни и являются средством для постижения закономерностей. Правильность понимания, а не сумма имеющихся знаний определяет успешность его деятельности», -отмечает Е.И. Огарев . Л.М. Перминова, исследовавшая проблему понимания в дидактике, включает в этот ряд рефлексию, в связи с чем отмечается: «Процесс развития структур интеллекта должен соответствовать психолого-педагогическому циклу усвоения знаний в образовательном процессе, а обобщенно - соответствовать стадиям понимания, включающим: а) узнавание, идентификацию; б) обобщение как результат абстрагирующей деятельности; в) анализ как выделение индивидуальных черт объекта изучения с последующим синтезом их в целостную структуру (картину); г) рефлексивную оценку деятельности или смысл», но: 1) позиции «а» и «б» определяются вопросами «что, где, когда, сколько, как, какой?», ответы на которые позволяют описать объект в его родовидовой характеристике; 2) позиции «б», «в», «г» соответствуют основным характеристикам логического мышления: умениям обобщать, анализировать, синтезировать, осуществлять рефлексию (самоанализ, самооценка, составляющие основу самопознания и самоорганизации) и образуют некоторые другие мыслительные умения, например умения сопоставлять, сравнивать, т.е. объяснять объект с помощью интеллектуальных умений как общеучебных. С помощью информационных и интеллектуальных умений осуществляется и предсказательная функция научного знания. Значит, можно говорить о прямой связи между образовательными результатами, основу которых составляет интеллектуальное развитие, и владением учащимися надпредметным (логико-дидактическим) содержанием, каковым являются общеучебные умения, структура и функции научного знания.

Педагогические условия развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ

Если обратиться к опыту крупнейших педагогов-хореографов (Р.В. Захарова, Л.М. Лавровского, Н.И. Тарасова, М.Т. Семеновой, М.В. Васильевой-Рождественской, Т.С. Ткаченко, В.Д. Тихомирова, А.А. Лапаури), то в нем отчетливо прослеживается акцент на первичность развития личности по отношению к развитию техники, что позволило нам. определить их педагогическую деятельность как предвосхищающую, как развивающее обучение и проблемное обучение. Развитие личности артиста балета, т.е. его профессиональных способностей, интеллекта, эмоциональности, нравственных качеств, может осуществляться при изучении учебного материала относительно невысокого уровня технической сложности при соблюдении высоких требований к качеству его исполнения. Напротив, низкие требования к качеству исполнения делают процесс развития личности в процессе освоения техники исполнения классического танца учащимися младших классов хореографических училищ малоэффективным, так как высокое качество исполнения подразумевает, прежде всего, осмысленное, четкое и выразительное исполнение. Иначе говоря, развитие личности учащихся младших классов в процессе освоения техники исполнения и качество исполнения взаимосвязаны.

Значит, применение в процессе подготовки артистов балета оптимальных педагогических условий, где больший акцент приходится на развитие личности будущего артиста балета, на наш взгляд, позволит решить важную задачу качественного- приближения уровня исполнительской подготовки будущих артистов балета к уровню подготовки профессиональных артистов при соответствующей специфике российской балетной школы.

Анализ педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ будущих артистов балета показывает, что можно выделить три основных компонента: мотивационно-личностный, организационно-дидактический и практический (процессуальный). Отдельно выделяем художественную среду, которая служит необходимой основой педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

Воспитание ценностного сознания у младших школьников в учебно-творческом процессе - это воспитание творческой личности, испытывающей потребность в постижении классического танца «изнутри», стремящейся к целостному восприятию мира, общества, человека в широком смысле.

Цель и ценностные ориентации являются системообразующими элементами эффективного развития умений и навыков классического танца учащихся младших классов хореографических училищ, так как определяют их направленность на данный вид деятельности вообще.

Эту же направленность на уровне побуждений к деятельности характеризует мотивация обучения. Мотивом называют интерес, потребность, побуждение, склонность, эмоционально-волевое устремление личности к какой-нибудь деятельности14. Мотивация выполняет несколько функций: побуждающую, организующую, смыслообразующую. Побуждающую функцию выполняют мотивы-стимулы, положительные или отрицательные. Учебная мотивация на развитие умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ, включает познавательные, коммуникативные мотивы саморазвития и профессионального самоопределения, определения глубины учебных занятий, внешние мотивы (поощрения, наказания). Если познавательные мотивы для учащихся младших классов являются приоритетными, то это становится педагогическим условием саморазвития личности и формирования его профессионального мастерства.

В связи с этим проведение различных конкурсов, фестивалей, посещение концертных программ профессиональных ансамблей, семинаров по классическому танцу является одним из основных педагогических условий для развития умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ.

Профессиональная рефлексия - третий элемент мотивационно-личностного компонента рассматриваемого процесса. Рефлексия (лат. -«возвращение»), рефлексировать — значит обращать внимание на самого себя, оценивать собственную личность и деятельность «со стороны». Личностная рефлексия направляет, организует деятельность и поведение, может выступать как средство самоуправления деятельностью: в нее входят умение ставить перспективные цели (опережающее свойство рефлексии) и оценивать их достижение. Рефлексия существует только, тогда когда у учащихся младших классов хореографических училищ присутствует неудовлетворенность собственной деятельностью и потребность в ее изменении.

В педагогике рефлексия рассматривается как профессионально значимое качество личности, осуществляющей предметную деятельность15. Как определяют ученые, это область самопознания и саморегуляции, включающая в себя духовность, теоретическое мышление, единство эмоционально-чувственного и логического, объективного и субъективного компонентов.

Методическое обеспечение - важнейший фактор совершенствования умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ

На разных этапах подготовки Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная предлагают развивать качества личности учащегося младших классов: 1. Качество современности. На втором этапе в программу включаются элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей. Один из основных принципов джаз-танца - это изолированные движения различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, грудной клетки, тазобедренного сустава, рук и ног. Такая техника довольно сложная, потому что все двигательные центры анатомически связаны. Движение одной части тела вызывает естественное движение других его частей, напряжение определенных групп мышц. При изучении элементов джаз-танца эти естественные движения искусственно сдерживаются, что составляет основную трудность. 2. При разучивании, например, элементов цыганского танца используются VI, I, И, Ш, IV свободные позиции ног. Положения рук характерны отогнутыми вверх ладонями. У девушек одна или две руки могут придерживать монисто на груди, при этом локти подняты и направлены чуть вперед. Танец девушек отличает особый элемент - вибрация плеч, при которой многочисленные украшения на груди должны звенеть в рргтме танца. В движениях юношей присутствует чечетка, хлопушки, прыжки41. Технология, разработанная Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной, обеспечивает: - включение хореографии в число предметов образования детей наряду с музыкой, пением, изобразительным искусством; - терапевтический эффект в отношении здоровья детей; - знание основ этикета и манер поведения; - воспитание национального самосознания; - ориентацию учащихся на собственные мышечные ощущения. Особое внимание в технологии обращается на формирование качеств личности ребенка. При этом подчеркивается прямая связь между двигательными (пластическими) и волевыми качествами человека. Уже на первом и втором этапах обучения у ребенка развиваются качества целеустремленности, выдержки, настойчивости. На выработку качества ответственности влияют систематические посещения практических занятий детьми из других групп, представителями администрации, родителями. Качественному изменению личности ребенка способствует осознанный контроль за выполнением движений по принципу - мысль опережает действие.

Технология уроков народного танца, упражнений у станка (Г.П. Гусев). В технологии Г.П. Гусева рассматривается комплекс упражнений, изучаемых у станка, прослеживается динамика развития каждого из них. Урок народного танца у станка, особенно в начале обучения, выстраивается постепенно. Из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается, как правило, лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. Каждый урок, по мнению Г.П. Гусева, включает: 8-9 упражнений, построенных по принципу чередований. Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, большие броски и т.д. Начинается занятие с приседаний, чтобы «ввести в работу» суставно-связочный аппарат, а заканчивается - большими бросками. Технологически оправданно включение в урок упражнений из других разделов: Г.П. Гусев считает, что разучивать в течение одного занятия весь комплекс упражнений урока не целесообразно. При проведении урока большую роль играет показ каждого упражнения под музыку. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза приводит к переохлаждению мышечного аппарата исполнителей. Для отдыха рекомендуется исполнить одно-два танцевальных движения в середине зала.

Музыка должна соответствовать характеру танца, что предполагает использование рояля. Творческий контакт педагога и концертмейстера является основой проведения каждого занятия"". Соединение учебных элементов движения с танцевальными позволяет получить интересные комбинации.

Продолжительность учебной комбинации - от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4). Поэтому комбинации состоят из 26-32 тактов. Будущие педагоги-хореографы должны знать, что упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4). Для построения такой учебной комбинации достаточно 8-16 тактов. При сочинении комбинации на материале народного танца необходимо учитывать не только его характер, но и решаемую педагогическую задачу. Г.П. Гусев убедительно показывает, что в сочинении учебной композиции главным принципом является принцип - от простого к сложному. Технология упражнения у станка основана на пяти открытых позициях ног, пяти прямых позициях, пяти свободных позициях и двух закрытых позициях. Позиции рук (семь позиций). Положения ноги: нога вытянута, нога присогнута, подъем вытянут, подъем сокращен, положение скошенного подъема и др. Положения кисти: кисть повернута ладонью вниз, кисть опущена вниз, кисть повернута ладонью вверх, кисть поднята вверх. Рассмотрены четыре основных положения головы: прямо, повернута, наклонена, отклонена назад.

Оптимальное взаимодействие организационно педагогических условий в развитии умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ

К педагогическим условиям развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ относятся мотивационная, операциональная и рефлексивная готовность педагогов; готовность учащихся младших классов действовать в учебно-творческом процессе; преодоление психологического барьера, связанного с применением теоретического материала в ходе выполнения педагогических заданий; настроенность на успех.

К педагогическим условиям развития умений и навыков классического танца относятся: последовательность включения различных приемов, обеспечиваемых практическим действием в сочетании с традиционными методами показа элементов классического танца непосредственно педагогом, осуществляемыми в зависимости от этапов развития двигательного навыка с соблюдением принципа возрастной доступности и учетом нарастающей сложности восприятия движения, постепенности усложнения материала.

Коллективные формы балетного искусства характеризуются необходимостью преодоления противоречий между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером будущего труда. Необходимо умение реализовать использование традиционного показа и рассказа, кратко и доходчиво объяснять упражнение, фиксировать ошибку, находить причину ошибок, анализировать технику выполненного движения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, разделить упражнение на составные части, определять последовательность обучения различным двигательным действиям с учетом закономерностей положительного переноса навыков и др.

Эффективность организационно-педагогических условий помимо; выявленной тенденции интенсификации учебного процесса, связанного с освоением новых движений и комбинаций движений в рамках учебной программы дисциплины «Классический танец». Организационно-педагогические условия есть системообразующий учебно-творческий процесс как базового состояния обучения, позволяющего одновременно и осуществлять профессиональную ориентацию, и развивать информационную культуру учащихся младших классов в контексте профессиональной деятельности артиста балета.

Модель организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ отражает динамику данного процесса: цели, задачи, общепедагогическое и научно-методическое и технологическое обеспечение развития творческого потенциала, показателей результата.

Результативность организационно-педагогических условий развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ находится в зависимости от интеграции: организационных условий: учет возрастных особенностей подростков; осуществление мотивации на развитие музыкально-творческого интереса на занятиях классического танца; создание педагогических ситуаций с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития творческого потенциала; высокий уровень творческой профессиональной культуры педагога; использование индивидуальных, дифференцированных заданий; постановка руководителем интересной и понятной цели занятия; реализация основных теоретических подходов планирования всей деятельности; - педагогических условий: эмоциональная насыщенность занятий; создание атмосферы сотворчества, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия учащихся; включение содержания занятий образцов народной и классической музыки; реализация развития творческого потенциала в свободно выбранном учащимся виде музыкально-творческой деятельности, что способствует его субъективности; наличие гуманистически ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала учащихся; возможность самоуправления с элементами включенности семьи, позволяющее реализовать учащимся свои индивидуальные интересы, укрепить и развить умения и навыки классического танца, обеспечить включение родителей в процесс воспитания.

По итогам эксперимента сделаны следующие выводы: Проведение педагогического эксперимента позволило проверить на практике теоретически обоснованное предположение о необходимости целенаправленного управления вниманием учащихся при использовании цифровых видеоматериалов для поддержки учебно-воспитательного процесса формирования двигательных навыков.

Констатирующий эксперимент показал, что без целенаправленного формирования специфического для артиста балета «орфокинезического внимания» готовность учащихся к активному восприятию информации с целью получения нового знания о технике исполнения движений и комбинаций их элементов на основе использования наглядных средств обучения остается неудовлетворительной.

Результаты экспериментального обучения показали эффективность разработанных приемов и средств использования цифровых видеоматериалов для поддержки учебно-воспитательного процесса формирования двигательных навыков, в основе которых лежит идея о необходимости целенаправленного управления вниманием обучаемых при восприятии наглядного материала с целью актуализации (развертывания и расширенного формирования) ориентировочной основы построения двигательного действия, которой обладает ученик, на основе предшествующего опыта обучения движениям классического танца. Практическое применение экспериментальной методики дало положительные результаты, что позволяет считать данную методику эффективной.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ