Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА І. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ 13
1.1. Традиционная система образования и воспитания народов Дагестана до создания имамата Шамиля 13
1.2 Этнопедагогические воззрения народов Дагестана как предпосылки становления государственной системы образования и воспитания в имамате Шамиля 32
1.3. Влияние ученых алимов на становление и развитие государственной системы образования и воспитания в имамате 58
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ГОРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ 77
2.1. Личность имама Шамиля и его влияние на становление системы образования и воспитания горской молодежи ... 77
2.2. Развитие и распространение системы образования и воспитания в имамате Шамиля 90
2.3. Развитие системы образования и воспитания в Дагестане после падения имамата 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
БИБЛИОГРАФИЯ 131
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Традиционная система образования и воспитания народов Дагестана до создания имамата Шамиля
- Влияние ученых алимов на становление и развитие государственной системы образования и воспитания в имамате
- Личность имама Шамиля и его влияние на становление системы образования и воспитания горской молодежи
Введение к работе
Актуальность исследования.
Прошло уже около 150 лет после окончания борьбы горцев под руководством имама Шамиля, а интерес последующих поколений к тем далеким, трагическим и героическим событиям Кавказской войны не ослабевает. Учеными и поныне изучаются разные аспекты национально-освободительного движения. Наиболее полное освещение в литературе получили, на наш взгляд, военные действия и политическая обстановка как российская, так и мировая вокруг этой продолжительной колониальной войны Российской империи.
В течение XX в. не раз менялись мнения исследователей о народно-освободительной борьбе горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля и личности имама.
В 30-е годы о Шамиле писали как о легендарном герое, его биография как вождя освободительного движения изучалась в средних и высших учебных заведениях, его портреты помещались в учебниках. В 1947 г. в Москве в Институте истории АН СССР было проведено расширенное заседание ученых, на котором историк Х.Т. Аджимян выступил с докладом на тему "Об исторической сущности кавказского мюридизма". В нем Х.Т. Аджимян оценивал движение Шамиля как "феодально-реакционное" и "религиозно-изуверское". Участники заседания подвергли резкой критике точку зрения Х.Т. Аджимяна.
В 1949 г. вышла в свет монография профессора Р. М. Магомедова с кри
тикой концепции Х.Т. Аджимяна. С близких позиций выступил президент
Азербайджанского филиала Академии наук СССР академик Г. Гусейнов. В по
следовавшем выступлении в газете "Правда" и в журнале "Большевик" (№13,
1950 г.) первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана М.Д. Багирова была
подвергнута острой критике концепция P.M. Магомедова и Г. Гусейнова; за кри
тикой последовали репрессивные меры. /
22 сентября 1950 г. Президиум Академии наук СССР по докладу В. Сухотина об антинаучной оценке движения Шамиля в трудах историков АН СССР
постановил признать движение реакционным и националистическим, а Шамиля - ставленником турецких султанов и английских империалистов.
После пересмотра многих концепций и оценок в отечественной исторической науке произошел коренной перелом в трактовке движения мюридизма и народно-освободительной войны горцев под руководством имама Шамиля.
Важным этапом в разработке проблем истории Кавказской войны явился 1956 г. Значительную роль сыграло выступление профессора А. Панкратовой на собраниях актива АН СССР, а также научные сессии, прошедшие в Дагестанском и Узбекском филиалах Академии наук СССР по проблемам изучения народно-освободительных движений и присоединения народов к России. На этих цЮрумзх были приняты важные решения и рекомендации, разоблачающие антинаучные, фальсификаторские концепции многих ученых. И хотя правда о Шамиле уже прозвучала в 1956 г. в Дагестане и в Москве, лишь после 1985 г. на Всесоюзных, Всероссийских, региональных и международных конференциях справедливость была окончательно восстановлена.
В конце 80-х и в 90-х годах были проведены различные научные конференции, конгрессы, круглые столы (20-22 июня 1989 г. в Махачкале, в марте 1991 г. в Оксфордском колледже им. Св. Антония при Лондонском университете, 21 мая 1994 г. в г. Грозном, 11-13 декабря 1996 г. в г. Варшаве). Народно-освободительное движение горцев Кавказа охарактеризовано как прогрессивное и справедливое, а Шамиль признан выдающимся политическим, государственным и религиозным деятелем, талантливым полководцем, образованным человеком своего времени.
Официальное празднование 200-летия имама Шамиля было отмечено Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 17.10.97, а также постановлением правительства Российской Федерации от 25.10.97, где говорится, что "отдавая дань уважения памяти имама Шамиля, известного государственного деятеля XIX века, создавшего первое в истории многонационального края объединённое государство имамат, талантливого стратега и полководца, реформатора и демократа, на деле осуществившего принцип изначального равен-
ства людей, следует подчеркнуть, что только сегодня впервые в истории России на государственном уровне открывается возможность сказать правду о Шамиле и его эпохе". Решением Государственного Совета Республики Дагестан 1997 год был объявлен годом Шамиля. 200-летие имама праздновалось в России на государственном уровне. Торжественные собрания, международные научные конференции и другие юбилейные мероприятия проводились в Москве, Махачкале, Калуге, Киеве и других городах России и СНГ. Издано множество документов и материала по истории Кавказской войны.
Историческому прошлому Дагестана конца XVIII и первой половине XIX века, особенно периода Кавказской войны, посвящены труды многих дагестанских авторов: М.А. Абдуллаева, P.M. Магомедова, Г.Д. Да'ниялова, А.Р. Ших-саидова, Х.Х. Рамазанова, В.Г. Гаджиева. В своих исследованиях они освещали проблемы героической борьбы горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля с царским самодержавием, пришли к выводу о бесспорных достижениях гуманитарного знания в Дагестане в 19 веке, о высоком уровне развития культуры дагестанских народов того времени.
Наряду с историческими проблемами во многих работах отрывочно, вскользь* имеются сведения о системе образования, обучения и воспитания в имамате Шамиля.
О государственной структуре имамата писали такие известные ученые как С.К. Бушуев, Б.В. Скитский, Н.И. Покровский, В.Г. Гаджиев, Моше Гаммер и др. Однако о создании и развитии системы образования и воспитания в имамате как неотъемлемой и чрезвычайно важной, по нашему мнению, признака государства и его перспективного развития никто фактически не говорил.
Многие российские ученые и писатели высоко оценивали способности народов Дагестана и Чечни, объективно отражали состояние народа в период кавказской войны. Они говорили о храбрости, благородстве, самопожертвовании, стремления добыть свободу своему народу, о смекалке и т.д. Положительно отзывались о борьбе горцев под руководством Шамиля Е.П. Вишняков, Д.Г. Богданов, B.C. Гальцев, И.Н. Захарьин, М.А. Казембек, И. Кровяков и др.
Были высказывания и об образовании, и о воспитании горцев. "Если об „образовании народа судить по соразмерности числа школ с массой народонаселения, - писал П.К. Услар, - то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже многие европейские нации". Другой известный-ученый Покровский М.Н. отмечал, что "эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе".
Ценный фактический материал по интересующей нас проблеме, характеризующей состояние народного образования, содержится в работах Е.И. Козуб-ского, П.К. Услара, С. Фарфоровского, Г.Э. Алкадари, Д. Бутаева, А. Омарова. В первой половине XX века появляются исследования выдающихся востоковедов В,В. Бартольда, А.Н. Генко, И.Ю. Крачковского посвященные историческому прошлому народов Дагестана.
Целый ряд работ не лишен тенденциозного подхода в" освещении истории народного образования. Восхваляя "цивилизаторскую" политику царизма, их авторы преподносили Дагестан как край, без своей национальной культуры, где проживали "дикие племена", "туземцы", "инородцы", занимающиеся разбоем и грабежами, что оскорбляло и поныне оскорбляет национальные чувства потом-ков.
К ним относятся М.Д. Багиров, А. Скачко ("Дагестан" М., 1931г.), Х.Т. Аджимян (Об исторической сущности кавказского мюридизма" М. 1947г.), Н.А. Смирнов ("Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе". М., 1952г.), С.К. Бушуев ("Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России". М., 1955г.). В своих работах Бушуев С.К. изменил свое первоначально положительное мнение на резко отрицательное. Особо отличились наши современные историки М. Блиев, В. Дегоев, и В.Б. Виноградов. По их утверждению Кавказская война отнюдь не была национально-оборонительной борьбой, а была гражданской войной между сторонниками и противниками феодализма, принижался уровень социально-экономического развития народов Дагестана в первой половине XIX века. Однако необъектив-
ность данного подхода подчеркивалась и критиковалась другими авторами, что „нашло отражение в нашем исследовании.
Особо негативное отношение вызвал сборник документов, выпущенный в
Тбилиси в І953 году под редакцией Ш.В. Цагарейшвили с тенденциозным на
званием "Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизато
ров". .
Все вышеизложенное побудило нас провести научно-педагогическое исследование о системе образования и воспитания в имамате и придания ей имамом Шамилем особого значения.
Анализ литературы по данной проблеме показали, что в исторической и педагогической науке нет специальных исследований, посвященных изучению системы образования и воспитания, применения различных методов и приемов воспитания в имамате Шамиля.
Актуальность данной проблемы, неразработанность и необходимость ее исследования на современном этапе развития дагестанского общества и опре-делили выбор темы настоящего диссертационного исследования "Образование и воспитание в имамате Шамиля". Проблемой исследования является изучение, систематизация и научный анализ состояния системы образования и воспитания в имамате Шамиля. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - образование и практика воспитания в имамате Шамиля.
Предмет исследования - становление и развитие образования и воспитания в имамате Шамиля.
Гипотеза исследования: наше предположение о существовании в имамате Шамиля продуманной, целостной системы образования и воспитания основывалось на следующих общеизвестных исторических фактах:
- у народов Дагестана до создания имамата уже реально существовала традиционная этнокультурная и педагогическая среда с накопленным опытом образования и воспитания подрастающего поколения;
имам Шамиль и его сподвижники сумели проанализировать этнопеда-гогические воззрения народов Дагестана, дать оценку философско-религиозным основам и определить значимость образования и воспитания для сохранения и развития имамата в период борьбы горцев за свою независимость;
существующая народная система образования и воспитания получила понимание, была оценена, одобрена имамом и легла в основу создания государственной системы образования, которая поддерживалась населением, внедрялась и развивалась при оказании непосредственной поддержки и материальной помощи самих родителей и сельских общин;
сам имам не был высокообразованным и просвещенным лидером национально-освободительного движения народов Дагестана и Чечни;
осуществлялась взаимосвязь образования, воспитательных традиций, образовательных установок имама и религиозных предписаний.
Задачи исследования: - дать оценку традиционной системе образования и воспитания, этнопе-дагогическим воззрениям народов Дагестана о создания имамата;
определить роль духовных идеологов имамата и самого имама Шамиля, его влияния на создание государственной системы образования и воспитания;
раскрыть взаимосвязь воспитательных традиций и образовательных установок в процессе становления, развития и распространения системы образования и воспитания в имамате;
раскрыть роль личности имама Шамиля в становлении и развитии государственной системы образования и воспитания;
определить степень влияния сложившейся в имамате системы образования и воспитания на последующее развитие образования и воспитания в Дагестане.
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался идеей о том, что образование и педагогика - общечеловеческая ценность, им при-
суща гуманистическая тенденция и что педагогическая наука основывается на „признании философского, гносеологического плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей. Применялся конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов, явлений. Ведущими теоретико-методологическими принципами данного исследования являлись диалектический подход, целостное изучение историко-педагогических явлений, единство и взаимосвязь объективного и субъективного, связь исторического и логического, раскрытие современного и прогностического значения результатов исследования.
В работе использованы следующие методы историко-педагогического исследования: изучение первоисточников, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, теоретический анализ, сочетание ретроспективы с перспективой, обобщение и систематизация результатов.
В исследовании автор опирался на труды отечественных педагогов Ю.К. Бабанского, Н.К. Гончарова, П.Ф. Каптерева, В.М. Коротова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.; психологов В.В. Давыдова, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова. В осмыслении теоретических положений и закономерностей истории педагогики большую помощь автору.оказали труды по истории педагогики М.В. Богуславского, Л.Н. Гончарова, Н.А. Константинова, Г.Б. Корнето-ва, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, М.Г. Плоховой, А.И. Пискунова, Л.Л. Суп-руновой, Ф.А. Фрадкина, а также дагестанских историков и педагогов Ш.Д. Хасбулатова, Г.Ш. Каймаразова, Х.Х. Рамазанова, А.Х. Рамазанова, Ш.А. Мир-зоева, Б.И. Гаджиева, A.M. Халилова, P.M. Магомедова, М.Б. Рамазанова, З.Я. Якубова, В.Н. Цатурова, СМ. Мамедова, М.М. Доного, К.И. Хаджиалиева, Б.Ш. Алиевой и др.
Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы архивов: РГВИА, ЦГИА РФ, ЦТ А РД, мемуарные и художественные произведения, монографии, фольклорные материалы на русском языке и языках народов Дагестана, труды историков, писателей досоветского и советского пе-
риодов, материалы рукописного фонда института истории, археологии и этно-,графии ДНЦ РАН. Кроме того, такие источники, как "Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), "Кавказский календарь", "Кавказский сборник", "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" (СМОМПК), "Сборник сведений о кавказских горцах" (ССКГ). Труды дагестанских арабо-язычных авторов: Мухаммад Тахира аль Карахи, Гаджи-Али Чох-ского, Хайдарбека Геничутлинского, Абдурахмана Гази Кумухского.
Основные этапы исследования. На первом этапе проводилась архивная эвристика (1995-1997), разрабатывались концептуальные основы исследования, проводился сбор и анализ материалов. На втором (1997-1999) осмысливался и обобщался материал, проводилась апробация результатов, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования
впервые в отечественной историко-педагогической науке выявлена и охарактеризована система образования и воспитания в имамате Шамиля как отражение воспитательной функции образования и государственной потребности подготовки молодого поколения в духе интересов национально-освободительного движения горцев имамата;
раскрыты установленные государством (имаматом - Р.З.) содержание и направления образования и воспитания, выявлена специфика канонического образования в имамате,
- проанализированы сложившиеся в опыте коранских школ, мектебов и
медресе формы и методы обучения и воспитания, составившие систему обра
зования и воспитательной деятельности, выявлены достоинства и недостатки
этой системы.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт образования и воспитания в имамате Шамиля включает в себя характеристику правительственной школьной политики имамата, а также содержание, основные направления и опыт работы системы образования и воспитания.
Практическая значимость исследования. Результаты и выводы, полуленные в процессе исследования, представляют основу для новых работ по истории отечественной педагогики. Фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, явиться основой спецкурса по педагогике, а также использоваться в учебной и воспитательной работе учителями и классными руководителями, в системе повышения квалификации учителей и тем самым способствовать обновлению содержания педагогического образования.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования целям исследования и задачам, системой обобщенных фактов и материалов, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения;
Становление и развитие системы образования и воспитания в имамате Шамиля обусловлено становлением молодого уникального независимого государства имамат и необходимостью воспитания молодого поколения граждан в духе интересов национально-освободительного движения. Школа в процессе обучения осуществляла воспитание и развитие учащихся.
Характеристика опыта становления системы образования и воспитания в имамате Шамиля, в том числе положительных сторон этого опыта: усиление воспитательной и развивающей функции обучения; гуманизация педагогического процесса в целом, в том числе и во внеучебной работе; реализация таких принципов нравственного воспитания учащихся, как опора на общечеловеческую и мусульманскую мораль.
3. Раскрытие опыта воспитательной работы, содержащегося в мемуарной
литературе, отражение в ней государственной политики в области образования,
освещение положительных результатов воспитательной деятельности
4. Возможность использования опыта воспитательной деятельности школ в имамате в современной теории и практике воспитания учащихся образовательной школы.
Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты обсужда-лись на заседаниях кафедры педагогики Дагестанского государственного университета в 1995-1999 гг., докладывались на различных научно-практических конференциях в Махачкале, Пятигорске. Опубликованные материалы используются кафедрами педагогики Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, Дагестанского государственного педагогического университета, в педагогических колледжах и школах Дагестана, в лекциях и на семинарских занятиях по истории педагогики, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по педагогике.
Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях автора, объем которых составляет 25 страниц.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений и глоссария.
Традиционная система образования и воспитания народов Дагестана до создания имамата Шамиля
О существовании народной системы образования и воспитания в дагестанских обществах, до создания имамата Шамиля, писали многие ученые. Система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Поэтому многие находили множество признаков сходства в организации обучения учащихся в Дагестане с другими существовавшими в исламских странах системами образования и воспитания.
Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего, поэтому даже до обучения Корану, едва только ребенок начинал лепетать, старались научить его произносить отдельные молитвы. Хотя эти молитвы читались на арабском языке, без всякого понимания их содержания, родители все же требовали, чтобы ребенок знал их.
Анализ литературных источников (Г. Амиров, А. Омаров, С. Фарфоров-ский и др.) и архивных документов (РГВИА г. Москва; РГИА г. С.-Петербург; ГРА г. Махачкала и др.) позволили нам выделить основные звенья народной системы образования, возникшей в Дагестане до создания имамата Шамиля. Ими являлись: коранская школа, мектеб и медресе.
Первой ступенью была коранская школа. Главной ее функцией было обучение детей читать Коран. Такие школы имелись почти в каждом ауле. Ее создателем мог быть любой грамотный человек, знающий арабский язык. Специальных помещений для проведения занятий не было. Не было также учебников и учебного оборудования. Главное внимание уделялось обучению аджаму - арабскому письму, чтению текста Корана и заучиванию отдельных его сур и аятов.
Умение читать Коран считалось необходимым для каждого мусульманина независимо от пола и социального происхождения. Обучение чтению Корана могло проводиться индивидуально и в семье под руководством грамотных родителей и родных или в составе групп у какого-либо мусульмански образованного .человека на дому.
Примечетские (коранские) школы являлись по существу единственными очагами распространения грамотности среди местного населения. Помимо обучения чтению и письму на арабском языке дети получали сведения по астрономии, географии, а также по другим дисциплинам.
По окончании курса изучения Корана часть детей продолжала свое образование, изучая арабскую грамматику либо у местного кадия, оставаясь в родительском доме, либо в других селениях, где имелся хороший ученый, обучение при этом проводилось на средства мечети. Учащиеся, число которых не было ограничено, содержались за общественный счет.
Каждый мусульманин был обязан ежегодно, по окончании жатвы, выделять десятую часть урожая в пользу бедных и в мечеть на содержание мутали-мов (учеников). Этот сбор назывался закятом. Кроме того, в горах было много мечетей, имевших свои угодья, доходы которых также поступали в пользу мечети. Если к этим постоянным доходам присоединить еще и "садака" (богоугодные пожертвования), угощение муталимов во время мусульманских праздников Рамазана и Курбан-Байрама, на свадьбах и похоронах, то в итоге получался весьма значительный сбор с населения.
При всем этом все же не всякая мечеть располагала достаточным запасом продуктов. В этом случае муталимы отправлялись в другие аулы с сумками на плечах и по вечерам ходили по селениям, распевая молитвы, за что из каждого дома обычно могли получить муку, зерно или другие продукты. Особенно щедро подавали в месяц поста. Такие посещения аулов муталимами организовывались в четверг вечером под пятницу.
Часть детей, окончивших коранскую школу и желающих продолжить образование, за неимением у себя в ауле учителя-кадия, отправлялась на учебу в другие села, где таковые имелись. Мечеть для них с этого дня становилась и школой, где они познавали основы мусульманской науки и домом, где они проводили все свое свободное время.
Обстановка и весь быт муталимов отличались аскетизмом, постоянно приходилось заботиться о скудном пропитании.
Г. Амиров, бывший ученик коранской школы, в статье "Среди горцев Северного Дагестана" (из дневника гимназиста), помещенной в Сборнике сведений о кавказских горцах, вышедшем в 1873 году, в своих воспоминаниях так описывал коранскую школу в сельской местности Дагестана:
"Молодые горцы обучаются Корану сначала в частных школах За незначительную, плату (по рублю с мальчика). Когда кто-либо из них достигает того, что в состоянии читать Коран, то оставляет школу и отправляется искать напа-ку (пропитание) в другие аулы (в своем родном ауле нельзя получать напаку). С этого времени они носят название муталимов. Муталимы живут днем и ночью в мечети. Они готовят сами для себя пищу, чинят свою одежду. Они получают среди своих товарищей различные названия, смотря по роду занятий. Мальчики от 10 до 15 лет называются "цыгурами", их обязанность - ходить по аулу за молоком, дровами, солью, говядиной и проч.
Муталимы старше 15 лет называются собственно муталимами. Они ходят за водой, обращают по мере надобности зерновой хлеб в муку, т.е. относят его на своих плечах на мельницу и приносят назад. Они наблюдают за чистотой и порядком в мечети.
Наконец, самый старший из муталимов называется "великим" - хола му-талим. Он начальник всех муталимов и вместе с тем и повар. Он готовит утром и вечером "хинкал" для всех. Готовит он пищу в "худжре". Это - маленькая конура рядом с мечетью, со всеми необходимыми принадлежностями горской кухни, т.е. с котлом, ложками, вилками, очагом и проч. Помощник "великого муталима" в худжре есть "черехури", который зажигает огонь, ставит котел и помогает ему" [219, С.45-46].
Влияние ученых алимов на становление и развитие государственной системы образования и воспитания в имамате
В Дагестане, по традиции, талантливые люди получали образование в разных исламских центрах. Это давало возможность освоить различные формы и методы учебы, пройти школу разных по педагогическому опыту алимов, заодно и приобщиться к этническим, историческим и культурным ценностям разных народов Дагестана. Стажировка в национальных культурных центрах выводила любознательных молодых людей за рамки узконациональных интересов. Они считали для себя честью быть дагестанцами, не переставая оставаться верными представителями своих национальностей. Окончившие курс учебы в Согратле, как и в Ахтах, Тарках, Кумухе и других мусульманских образовательных центрах, получали документы, официально разрешающие им поступить в известные исламские высшие учебные заведения различных мусульманских стран, так, напріш^р.,^в_ЛСаирсклй-и<;л-амский^нив"еіЗситет АіьАхзар, занимать ответсвенные должности в соборных мечетях, религиозных учебных заведениях и шариатских судах. Гасан-Эфенди Алкадари в своей работе "Асари-Дагестан" надывает более имён выдающихся ученых Дагестана, прославившихся энциклопеличностью своих знаний, среди которых дает краткие характеристики трем согратлинским ученым и учителям. Первым он называет Магди-Мухаммада-эфенди, у которого имеются "свои произведения". Он был "весьма современным ученым, и у него есть сочинения по философии, богословию и логике". Q двух других приводятся такие сведения: "Согратлинские Гаджи Шафи-эфенди, который, получив образование в Египте и вернувшись в Дагестан, с полным усердием стал обучать население чтению Корана нараспев и преподавать в переводах на аварский язык основы и сущность предписаний религии, и Абдулла-эфенди, который обладал способностями в математике и астрономии и предсказывал некоторые явления и время лунного и солнечного затмений, предварительно высчитав, причем, так как его слово оправдывалось, дагестанцы дали ему прозвище Шай-тан-Абдулла" [23, С. 137-150].
Шейх Мухаммад Ярагский поначалу ставил вопросы о достижении свободы и равенства горцев в мирных формах. Он пытался добиваться чисто духовного самоутверждения свободы и равенства. Ему мыслилось, что стоит угнетенному корить угнетателей про себя, отрешиться от тягот жизни, мыслями слиться с богом - боль угнетения можно заглушить. Иначе говоря, он звал окружающих к моральному неприятию растущего национального и социального насилия. Было бы неправильно считать, что, когда шейх Мухаммад Ярагский говорит о "неверных", он ведет речь о неверных только в религиозном плане: "верные" - мусульмане, а "неверные" все остальные, христиане в первую очередь. В приведенной выше его речи сказано, что мусульманин как человек "не может быть ничьим рабом", он "не должен платить подати и мусульманину", то есть своему по религии "родному" правителю или любому лицу. Так что "неверными" в его мыслях и устах являются все те, кто не верен идеалам свободы и равенства, будь^нигдшверженцьі_іф.и.с-тианст-в-а-или исламатТёрмины "верь ные" и "неверные" используются им и в гражданском плане: в соответствии со степенью верности жителей Дагестана родной земле или ее захватчикам.
Шейх Мухаммад Ярагский радовался успехам имама Шамиля, да и сам помогал ему словом и наставлениями, проводя много времени среди ополченцев, которым приходилось в родных горах спасать себя от деспотизма местных и царских властей.
Как духовный глава мюридизма после смерти Мухаммада Ярагского, Джамалуддин Гази Кумухский стал той силой, когда в сложных и противоречивых ситуациях и наиболее щекотливых моментах внутренней жизни имамата к нему обращались, как к главному судье. Его слово - слово сейида-потомка Пророка Мухаммада, (по линии его внука Гусейна) всегда было решающим и обязательным к исполнению, часто даже для имама Шамиля (Прибытие в Дагестан рода Гусейна, с целью распространения там ислама, предание относит к временам халифа Абу Муслима).
Сегодня лишь специалисты имеют некоторые представления о его жизни, деятельности и научном наследии. Его философские труды, взгляды и талант организатора и педагога в свое время не только во многом легли в основу создания и развития имамата, но и снискали ему славу одного из крупнейших ученых мусульманского мира.
class2 СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ГОРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ class2
Личность имама Шамиля и его влияние на становление системы образования и воспитания горской молодежи
Масштабность любой исторической личности определяется ее историческими деяниями. Российский историк А. А. Каспари считал, что "как администратор Шамиль был одной из гениальных личностей XIX века". Шамиль вошел во всемирную историю не только как духовный лидер и руководитель освободительной борьбы горцев, умелый военный тактик и стратег, искусный политик и дальновидный дипломат, но и как великий реформатор, создавший уникальное государство Имамат. По замыслу Шамиля гордые народы Северного Кавказа должны были иметь собственное государство, которое позволило бы им всем вместе выступать на международной арене.
Имам Шамиль (1797-1871), так же как и его предшественники имамы, получил традиционное образование и воспитание своего времени. Имам во многом благодаря своим стараниям в учебе, став руководителем уникального государства имамат сам в дальнейшем внедрял свой опыт обучения в систему образования и воспитания своего народа.
Шамиль в течение 14 лет закончил усвоение знаний и мусульманских наук, обучаясь у известных алимов того времени и стал авторитетным ученым. Но вначале он был муталимом (учеником) и прожил хотя и нелегкую (как каждый муталим), но интересную жизнь в поисках знаний, перебираясь из одного селения в другое.
Завершив первоначальное образование, молодой Шамиль приступил к следующему этапу обучения в медресе, являвшимся высшей ступенью местного мусульманского образования. Шамиль брал уроки у Хаджи-Мухаммада Ир-ганайского, Лачинилава Хариколинского, Сайда Кудутлинского, Омара (2-го) из Ахальчи, Абдуллы Дибира из Ашильта, Хадиса. О последнем, в беседе с Ка-зем Беком, Шамиль сказал: "Хадцис-бтец и Хаддис-сын весьма ученые мистики в Дагестане". "Степень освоения науки, - отмечает Г.Гамзатов, находилась в стихийной зависимости как от кругозора наставника, так и от способностей и пытливости самого муталима" [61, С. 110].
К двадцати годам Шамиль окончил курсы грамматики, логики, риторики и приступил к слушанию высших курсов: философии, толкованию Корана, преданий и законоведения.
Вначале изучалось несколько книг, заключающих в себе правила арабского стихосложения. Вслед за этим начиналось изучение юридических книг, в частности книги "Махалли". Труд этот состоял из двух частей, перечислял и толковал все законы мусульман, духовные, гражданские, уголовные и военные.
Толкование смысла каждого стиха Корана с объяснением изучалось по книге "Джалал" и после этого муталим приступал к штудированию "Ибну-Гаджар" и "Джавами", книг, излагавших основы мусульманского законодательства.
Далее, по желанию муталима изучался курс математики и наука о единстве Аллаха.
И последняя книга "Акаид ан-Насафи" ("Воззрения Насафи"), изучение которой считалось полезным для мусульманина. Она доказывала с философской точки зрения сотворение мира, существование Аллаха, единство Его и то, как человек обязан исполнять молитвы. Эта книга заканчивала высший курс мусульманской учебы, характерный для дагестанского региона, который муталим проходил в течение 10-15 лет, который прошел Шамиль и который "приобрел в науках познания, коими превосходил своих товарищей" [49, С.15].
Степень изучения дисциплин, примерный перечень которых был приведен выше, с которыми по традиции ознакамливали в медресе учащихся, во многом зависела от уровня подготовки и идейного настроя преподавателя. В связи с этим муталимы нередко переходили из одного медресе в другое.
Известный современный ученый-арабист М.Г.Нурмагомедов в своих исследованиях приводит ряд книг и дисциплин, которые изучил Шамиль до того, как его провозгласили имамом: