Содержание к диссертации
Введение 4
Глава I. Аналитический обзор литературы 8
1. 1 Научно-методическое и медицинское обеспечение подготовки спортсменов высокого класса 8
1.2 Система спортивных соревнований и периодизация подготовки спортсменов высшей квалификации 19
1.3 Автоматизированные системы управления в спорте 28
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования 32
II. I Цель и задачи исследования 32
11.2 Методы исследования 32
11.2.1 Анализ и обобщение литературных источников 29
11.2.2 Обобщение передового практического опыта специалистов и тренеров 33
11.2.3 Педагогические, психофизиологические и медико-биологические методы информационного сопровождения 33
11.2.4. Автоматизированная система контроля АРМ «Спортивная борьба» 38
II.2.5 Педагогический эксперимент 44
И.2.6 Методы математической статистики 44
11.3 Организация исследования 45
Глава Ш. Разработка средств и методов информационного сопровождения тренировочного процесса 47
III. 1 Научно-теоретическое обоснование средств и методов информационного сопровождения тренировочного процесса.. 47 Ш.2 Автоматизированный анализ соревновательной
деятельности 53
III. 3 Автоматизированный анализ тренировочного процесса
Глава IV. Экспериментальное обоснование эффективности информационного сопровождения тренировочного процесса 74
Практические рекомендации , 81
Выводы 95
Библиография 97
Приложения 1
Введение к работе
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве России обусловили необходимость реформы образования.
Мировая политика совершенствования образования отражена в программных документах ЮНЕСКО. Образование XXI века это высшее народное образование.
В России сейчас происходит образовательная революция, которая должна сменить "образовательно-педагогическую формацию просвещения и образовательных услуг4 на "образовательно-педагогическую формацию образовательного общества". Реформирование образования предполагает приведение содержания и качества образования в соответствие с социальным заказом общества.
Качество образования является ведущим приоритетом международных организации в области науки, культуры, образования.
Любая реформа, кроме осмысления её целей и адач, должна быть обеспечена необходимыми механизмами реализации, Первым этапом реформирования системы образования а России была структурная перестройка. вклю-чаюшая выявление оптимальных структур учеоиых заведении. Для реализации идеи создания новых стрчк rvp формируется образовательно-воспитательная система, сочетающая компоненты всестороннего воспитания и хорошего индивидуального образования. Кыли созданы учебно-воспитательные комплексы YBK, ориентированные на воспитание и обучение детей дошкольного и школьного возраста. Их работа связана со многими организационно правовыми, экономическими и, главное, - педагогическими проблемами. Для их решения нужны педагогические и научно методические исследования.
При определении приоритетов педагогической науки очень важно ориентироваться на общие стратегические цели и задачи общественного развития. Главным треоова-нием к любой системе образования всегда было и остаётся воспроизводство общественного интеллекта.
Общество нуждается в инициативных, творческих людях. Формирование инициативной, творческой личности связано с раскрытием и совершенствованием потен-цнильнмх возможностей и способностей каждого человека. Развитие духовного и образовательного потенциала личности становится главной целью деятельности образовательных учреждений. В структуре образования определяющую стартовую позиции) занимает дошкольное и младшее школьное образование и воспитание.
Действительно "вес стратегии будущего начинаются в школе" їіа современном лапе развитии школьного образования существуем определенное противоречие между требованиями, предъявляемыми к ученику в старших классах школы и к студентам Вузов, и тем уровнем их подготовки» который существует в настоящее время в дошкольных и начальных школьных учебных заведениях. Это противоречие и определяет направление поиска и совершенствования педагогической деятельности при воспитании и обучении детей.
Основной задачей различных видов иосшгпишя ян C/0C ляется формирование творческой личности, её творческих
способностей. Решение пой задачи возможно при условии сформировавшегося определённого эстетического отношения к действительности и к искусству.
Анализируя различные теории эстетического воспитания можно заметить, что учёные различных эпох высоко ценили роль искусства как важнейшего средства н-тепгіе-ского воспитания, отводя ему особое место в системе гуманистического воспитания подрастающего поколения. Исключительная роль искусства состоит в том, что оно является высшей формой способа эстетического освоения действительности. Например, музыка входит в жизнь с первых дней рождения человека с песнями матери, сопровождает нас в горе и радости. последние годы заметно усилился интерес к проблемам эффективности музыкально-эстетического образования и воспитания детей. t иезема музыка ль ио-•ч Тетнческого образования и воспитания как- оиъекз анализа многопланова. иерархичиа и многоаспектна. Из всех видов чететического воспитания объектом нашею песче-довини) является музыкально- эстетическое и«чнпганнс и образование, которые являются первоначальными и основными для детей дошкольного и школьного возраста, важных задач воспитания детей, в плане освоения национальной культуры, является формирование речевой и музыкально-эстетической культуры. в настоящее время, когда в жизни наблюдаются многие негативные явления: засорение русского языка иностранными словами, увлечение низкопробной иностранной музыкой и др.
К сожалению, сегодня в школах на уроках дисциплин музыкально-эстетического цикла мало внимания уделяется анализу эстетической сущности, не раскрывается глубоко форма и содержание каждой составляющей отой интегрированной дисциплины, их взаимосвязи, не решается задача формирования творческой личности с активным эмоционально-оценочным отношением к музыкальному, хореографическому, театральному и другим искусствам. Все это говорит о существующих противоречиях в музыкально-эстетическом образовании и воспитании.
Вышеизложенное определяет мктумяъность нашеї о диссертационного исследования, призванного показать нуги совершенствования качества музыкально эстетического воспитания детей в условиях их оиучения в У В К.
Актуальность проблемы п ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы natnei о исследовании "/Дидактические основы совершенствования музыкально эстетического образования и воспитания детей в У В К".
Отсюда вытекает цель мссмедотшвиЯ, Теоретически обосновать и экспериментально проверить структуру и содержание занятий по музыкально - эстетическим дисциплинам и методику проведения этих занятий, направленных на улучшение качества музыкально эстетического образования и воспитания дошкольников и младших школьников в УБК.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены злдачи тссмсдовтнвж.
1. Изучить историю и современное состояние теории и практики обучения музыкально-эстетическим дисциплинам в условиях классной и внеклассной работы общеобразовательных и специальных школ.
Обосновать философско-эететичеекне, псих олого-педагогические и организационные условии, позволяющие педагогам обеспечить совершенствование процесса обучения и воспитания детей музыкально-, эстетическим дисциплинам.
Разработать экспериментальный интегрированный курс музыкально-эстезнчегкого обрц-іонаиня и вос-питания детей дошкольного и младінсі о школьної о возраста в УВК и определить его эффективность.
Обосновать модель поэтапного формпр(чиинеч учебно-познавательной деятельности на основе развития музыкальных и творческих способностей.
Методологической я теоретической основой исследования явились труды известных философов, педагогов, видных деятелей искусства и культуры, искусствоведов в области музыкально-эстетического воспитания детей; психолого-педагогические исследования в области детского музыкального, вокального, хореографического и театрального творчества, достижения ведущих музыкантов, хореографов, театроведов и других.
Решению нашей проблемы содействовало изучение и анализ следующих научных работ:
- Фундаментальные труды по проблемам общей и возрастной психологии: Лд .Выготского, Г.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, К.Н.Игнатьева. В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчпнской, Л.Я.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Д,Ь/ льконипа н других.
- Методологические аспекты проблемы формирования личности, её всестороннего и гармоничного развития рассматривались в работах: В.Г.Афанасьева. К.А.Ануфриеиа, Мд Кагана, В.А,Разумного и других.
- Оиюьоиолаї аыщис работы по теории учеоно воспитательного процесса: і .И.Архангельского,
1 .К.Вабанского, П.ЯЛериера, М.ІІД каткнна. В. А.Оллчтеинна, П.ФЛ алышной и других.
- Труды учений и педагогов по теории и практике воспитания: А.А.Бодалева. И.П.Волкова, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Э.И.Мозонсона, В.А.Сухомлинского, В.Н.Шацкой, С.Т.Шацкого и других.
- Проблемам эстетического воспитания и творческого развития, учащихся в условиях школы и внешкольных занятий посвящены работы: В.С.Кузина, Г,С.Комаровой, Б.Т.Лихачева, Б.М.Йеменского, ІЇ.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, В.П.Юсова и других.
Вопросы развития творческой индивидуальности рассматриваются в трудах известных педагогов, психологов, психотерапевтов, врачей: Э.Берна, Б.Спока, З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фрома, В.Франка, М.Эрикеона, Г.Бендлера и других. Ими анализируются различные аспекты детской творческой деятельности.
Теоретической и практической основой наших исследований и области музыкального и театрального образования являются работы: Б.В.Асафьева, А.Апраксиной, Ю.Б.Алиева, С.М.Бонди, Н.А.Ветлугиной. Д.Б.Кабалевского. И, Я. J Тернера, В. М. Йеменского. О.Н.Псз роиой. ГЛ.Рошаль, В.Н л пасекою, П.Л.Сац, Б.М.Теплова, В.П.Шацкой, Л.В.Школяр, Г.М.Цыннна и др.
- Формированием художественной кульзуры лич-пости, культурологическим подходом к содержанию, формам и мез одам обучения занимались. А. В. Запорожец, Н.Б.Кабанова-Миллер, А.А.Мелик-Пашаев, С, .Л. Рубинштейн, Д.К. лькошш, П.М,Якобсон и другие.
Проведённый анализ работ убедил нас в необходимости проведения исследований по дальнейшему совершенствованию качества музыкально-эстетического воспитания и образования.
На разных этапах опытно кеперимечтальноп работы использовались следующие методы шссяедовлнтш.
- изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, эстетической, методической литературы по проблеме исследования.
- изучение и анализ ранних и действующих учебных планов и программ» специальных методических пособий дошкольного и школьного цикла, а также кружков по музыкально-эстетическим дисциплинам;
- изучение, анализ и обобщение широко распространенного л индивидуального передового опыта работы учителей F школах и детских учреждения?., і целью определения уровня и качества знании, умений и навыков работа я детских садах, школах, музыкально-педагогическом училище и УВК:
работы учителей пения» хореографии, театрального искусства и др. качественных показателей процесса воспитания и образования;
- педагогический эксперимент диагностирующий, обучающий, констатирующий, анализ результатов учебной и творческой деятельности детей (тосты, концерты на детских праздниках для детей и их родителей и т.д.);
- обработка результатов эксперимента и разработка, методических рекомендаций.
В основу исследования были положены принципы системности» комплексности, деятедьностный подход, а также педагогические подходы и принципы междисциплинарного характери исследовании, саморазвития, саморе-I уиированнч и самообновления педагогических tчитем, гибкости и адаптивности» функциональной полно іы содержания образования, а также гармоничности дидактических систем.
Основной базой исследования послужил учебно-воспитательный комплекс Nil687 Геверо-Члиадної о административного округа г.Москвы.
В опытно- женериментальном исследовании приняло участие более 100 детей. В -женерименте участвуют учители п воспитатели, а также родители oiu чаемых Успешному решению многих задач исследования способствовала работа автора в течение 13 лет в музыкально-педагогическом училище в должности старшего преподавателя по классу "фортепиано". А также последующая работа более десяти лет преподавателем музыки и концертмейстером в ДК МАИ и УВК N1687 г. Москвы.
Экспериментально - исследовательскую работу (с 1988 по 1998 гг.) условно можно разделить на три периода.
В первом периоде (1988 1992 гг.) проводилась подготовительная работа по определению проблемы исследования.
Изучалась литература, программы, научно-методические материалы по рассматриваемой проблеме, теории воспитания, дидактики общеобразовательной школы, психологии, педагогики, методики преподавания. Проводились наблюдения за деятельностью учителей, детей и их родителей. Изучался опыт раооты по музыкальному, хореографическому, театральному и физическому воспитанию и обучению детей в детских садах и школах, Домах творчества детей. Посещались и анализировались уроки и концернные выступления детей.
К концу -ітого ггапа (пали определены исходные позиции исследования, wo предмет, задачи, рабочая гипотеза н методи -ні гнсрпмеїп ильнон работы. Параллельно улучшалась методика поискового -эксперимента.
Второй триод исследования (1992 1 96 гг.) включал в себя основной объем опытноокснериментальной работы. Продолжалась теоретическая разработка проблемы. Анализировались результаты проведенных экспериментов с целью выявления взаимосвязей музыкоеодержащих учебных дисциплин. Разрабатывалась концепция педагогического аспекта исследования, проводилась корректировка содержания дисциплин с практической ем» реализацией .
Уточнялось содержание учебных занятий, методические особенности, их роль и место в формировании личности.
В третий период исследования (1996 1998 п ) была завершена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы. Проведена систематизация и оооотепне полученных резулыаЧ ов экспериментальной работы. Уточнена и «корректирована методологическая turn», Нущесзвлено оформление кандидатской диссертации. Психолого-педигогичеекая концепции форми piHUI-нич более совершенно! о качества музыкально-чтетнчеекого воспитания и образования детей в процессе пнlei рированної о обучения мл в условия У ПК; - структура, содержание и методика проведения музыкальных учебных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- развитие творческих способностей детей в процессе обучения навыкам музыкально-исполнительской деятельности, протекающее не только в плане создания целостного художественного образа, но и формирование образных представлений по каждой музыкально-эстетической дисциплине и но каждому средству музыкальной выразительности:
- система дидактических средств обучения детей музыкально-эстетическим дисциплинам, обеспечивающая формирование положительных качеств личности ребенка и развитие его творческих способностей, функциональные компоненты, которой содействуют решению основных задач обрачонн-ния.
Глубина содержательных связей и их логическая взаимосвязь определяют научность исследований.
Илучнлж повязал я ісорстпчссклм залчимость исследования состоит в: использовании системного подхода к совершенствованию музыкально- к тетического воспитания и обучения детей в УВК: раскрытии психолого-недаготических особенностей обучения и зететического воспитания детей на уроках музыкально-остетических дисциплин;
- определении путей формирования у детей разных возрастных групп музыкального восприятия, вкуса, творческих способностей и эстетической культуры как фундамента развития музыкально-эстетического и другого творчества;
- разработке методических, инновационных и других аспектов системы музыкально-оететического обучения и воспитания детей в УВК и технологий, определяющих функционирование данной системы.
Рассмотренный круг вопросов обладает современной актуальностью. Ни следующих папах развития общества их решение потребует привлечения новых методов исследования, адекватных уровню развития пенхолого-педа готической, методической, музыкальной и других наук. Практическая значимость. Выявленная в ходе исследования совокупность общих дидактических требований и современное понимание каждого из них могут быть использованы в музыкально-эстетической педагогике для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему совершенствованию теории и методики развития таорческих способностей дезей при их обучении различным областям искусств.
Предложенная структура интегрированной программы "Музыкально-эстетическое воспитание и образование детей" может послужить основой для создания учебных планов и программ при обучении детей различным эстетическим и специальным дисциплинам.
Достоверность полученных результатов И ОСНОВНЫХ выводов исследования подтверждается общим методологическим подходом (целостным, системным, деятельноет-ным, личностным, комплексным) к процессу музыкально-эстетического образования и воспитания; соответствием теоретических и прикладных исследований объекту и предмету исследования, а также адекватностью поставленным задачам.
Апробация основных положений и выводов исследования осуаіествлялась в процессе экспериментальной работы на учебных занятиях с детьми в ДК МЛН и в УВК; конференциях но проблеме музыкально-эстетического воспитания и обучения детей (г.Москва, 1 95 год); на VII Всероссийской конференции (г.Нижний Нингород, 1 .;г.); па научно-методических конференциях и педагогических советах учебно-воспитательного комплекса; на заседании отделения культуры и искусства Международной академии паук и ИСКУССТВ (г.Москва. 1997г.j; публикацией тезисов докладов. Диссертационная работа является научным и методическим обоснованием деятельности педагогов и обучаемых детей на уроках и во внеклассной работе но организации учебного процесса для активного формирования творческой личности ребенка средствами музыкально-эстетических дисциплин, его обучения, воспитания и развития в условиях демократизации и гуманизации образования с учетом специфики работы УВК.
Теоретическое и прикладное решение проблемы определило структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Но введении обосновывается актуаньноггь темы, сформулированы цели и задачи исследования, показаны новизна и практическая значимость.