Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки использования народной песни на уроках гуманитарно-эстетического цикла 13
1.1. Народная песня как социально-культурный феномен 13
1.2. Народная музыка как педагогическое средство в различных цивилизациях 24
1.3. Интеграция обучения и возможные пути использования народной музыки в учебном процессе 51
1.4. Дидактический статус народной песни 65
ГЛАВА 2. Эффективность использования народной песни как интегрирующего средства обучения в образовательном процессе сельской школы, 73
2.1. Построение опытно-экспериментальной модели обучения 73
2.2. Практические предпосылки использования народной песни как интегрирующего средства обучения 82
2.3. Особенности построения процесса обучения с использованием народной песни в качестве интегрирующего дидактического средства 87
2.4. Организация эксперимента и проверка эффективности использования народной песни как интегрирующего
средства обучения 103
Заключение 122
Библиография 127
Приложения 144
- Народная песня как социально-культурный феномен
- Народная музыка как педагогическое средство в различных цивилизациях
- Построение опытно-экспериментальной модели обучения
- Практические предпосылки использования народной песни как интегрирующего средства обучения
Введение к работе
Одно из направлений работы современной школы - формирование гуманистической культуры подрастающего поколения. Эта работа обусловлена общей тенденцией гуманизации и демократизации системы образования. Гуманизация образовательного процесса предполагает усиление его культурологического компонента, который, в свою очередь, предусматривает усвоение обучающимися эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений.
Возрастающий интерес к народному искусству, обращение к вековым традициям народа отражает стремление общества к духовному самосохранению, ибо народ, не знающий своих истоков, своих корней, пребывает, по замечанию Д.С. Лихачева, в культурной амнезии, а потому не имеет будущего. Не случайно в настоящее время в центре внимания многих исследователей находятся различные проблемы воспитания подрастающего поколения средствами народного искусства (М.И. Алдошина, А.А. Данилов, Т.В. Зуева, Е.В. Малей-ченко, С.Н. Новиков, ГЛ. Новикова, Л.Н. Паукова, А.А. Полякова, Е.А. Самойлова, В. Соколова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.). На воспитательную ценность народных песен указывали в свое время А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский и др.
Музыкальный фольклор как средство нравственного, эстетического, патриотического воспитания рассматривается также и в работах современных исследователей, таких, как: В.А. Алексеев, В.Х. Арутюнян, Л.Б. Бактигулова, Г.Н. Комарова, Л.М. Кашапова, Ю.Б. Мандрик, А.Ш. Хасанов и др.
Возникнув в глубокой древности как жизненная потребность, народная песня стала неотъемлемой частью человеческого общества. Народная песня -это не только эмоциональная реакция народа на происходящие события, но и способ познания им окружающей действительности, В ней веками накапли-
вался и выкристаллизовывался социальный опыт многих поколений. Д.Б. Кабалевский подчеркивал, что народная песня - это энциклопедия жизни народа.
Народная песня является не только источником, но и проводником знаний, которые передавались веками изустно от поколения к поколению, поэтому она имеет высокую познавательную ценность. В ней актуализируются гуманитарные знания, имеющие отношение к различным областям человеческой жизни, прежде всего - к истории, литературе, языку, музыке, мифологии и т.д.
О народной песне как хранительнице и проводнике знаний, накопленных человечеством, свидетельствуют работы М.К, Азадовского, С.Н, Азбелева, В.П. Аникина, П.Г. Богатырева, Р.И. Грубера, В.Е. Гусева, Б.М. Добровольского, С.Г. Лазутина, Т.В. Поповой, B.C. Попова, Б.Н., Путилова, Ф.А. Рубцова, Г.Г. Соболевой, А.Д. Соймонова, И.И. Толстого, Т.В. Челышевой, Ю,И. Шейкина, В.М, Щурова и др.
Свойство народной песни передавать знания, накопленные в ней, открывает широкие перспективы для ее использования в педагогическом процессе (ТВ. Челышева).
Свойство музыкального фольклора концентрировать знания об истории народа и его культуре предоставляет возможности для интеграции содержания гуманитарных и эстетических дисциплин средствами народной песни.
Проблемы интеграции знаний, интерес к которым особенно возрос в восьмидесятые годы 20-го века, привлекают и сегодня как отечественных, так и зарубежных ученых. По мнению М.Н. Берулавы, будущее - за интегральной моделью обучения, а немецкие исследователи Г. Нойнер и Р. Биммель определяют интеграцию наряду с компьютеризацией и интернетом как обучающую стратегию третьего тысячелетия.
О неослабевающем интересе научной педагогической мысли к вопросам интеграции обучения свидетельствуют публикации таких авторов, как Н,С.
Антонов, B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, И.П. Волков, 3. Гельман, Ю.И, Дик, М.К. Енисеев, А.И. Еремкин, И.Д. Зверев, Р.Д. Ильченко, Т.А. Камышникова, Е.Н. Колокольцев, В.Я. Коровина, В.В, Лубенко, В.Н, Максимова, Г. Максимов, М.И. Махмутов, В. Нойман, А.Я. Наин, В,Н. Назаретян, А.И. Пайгусов, А.А. Пинский, В.В. Усанов, В.Х. Хадаев, Г.И, Школьник, О. Яворук и др.
Несмотря на многочисленность публикаций, всесторонне освещающих возможности народной песни как важного средства воспитания, использование ее в дидактическом аспекте разработано явно недостаточно; не определен дидактический статус, нет исследований, посвященных проблемам интеграции знаний учащихся средствами музыкального фольклора.
Особую значимость приобретает применение народной песни на уроках в сельской школе, Это объясняется рядом причин: во-первых, для села специфична близость к истокам народного творчества. Многие жанры народной песни считаются традиционно крестьянскими. Они возникли в крестьянской среде, изображают сельский труд, взаимоотношения людей, живущих в деревне, воспевают красоту родной природы.
Во-вторых, народная песня почитаема и ныне среди сельского населения. Благодаря особенностям жизненного уклада, именно село является той средой, в которой хранятся и передаются из поколения в поколение народные традиции, обряды и обычаи.
В-третьих, сельская школа, особенно расположенная в глубинке, является не только проводником знаний, но и центром и проводником культуры.
Результаты проведенного нами анкетирования, в котором участвовало 80 сельских школ Орловской области, показывают, что учащиеся 8-11 классов (80% опрошенных) с уважением относятся к песенному народному творчеству. Молодежи, по их мнению, необходимо знать народные песни, несмотря на то, что они не так часто звучат в средствах массовой информации. С другой стороны, «песенный запас» опрошенных невелик. Это объясняется отчасти
неудовлетворительным положением дел, касающемся преподавания музыки и пения в сельских школах Орловской области. Анкетные данные свидетельствуют о том, что этот предмет ведется специалистами лишь в 23 школах. Вместе с тем, народную песню на своих уроках используют учителя литературы (100%), учителя истории (50%). Однако учителя-гуманитарии не имеют четкого представления о путях использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения. Интегрированные уроки в школах проводятся крайне редко, хотя к идее проведения таковых все участники анкетирования относятся положительно и расценивают интегрированные уроки как один из путей повышения эффективности учебного процесса.
Таким образом, налицо противоречие между потребностью в использовании народной песни как интегрирующего средства обучения и традиционной системой обучения с присущей ей дифференцированностью предметного содержания.
С учетом вышеизложенного была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом; каковы педагогические возможности и пути использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения ? Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования - процесс обучения предметам гуманитарно-эстетического цикла в школе с использованием народной песни.
Предмет исследования - народная песня как интегрирующее средство обучения на уроках гуманитарно-эстетического цикла в сельской школе.
Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
Раскрыть дидактический статус народной песни.
Разработать дидактическую модель использования народной песни как интегрирующего средства обучения.
% 3. Обосновать критерии, показатели и уровни интеграции знаний средст-
вами народной песни.
Экспериментальным путем проверить эффективность использования народной песни как интегрирующего средства обучения.
Разработать методические рекомендации по использованию народной песни как интегрирующего средства обучения.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что народ-
% ная песня будет являться средством интеграции знаний учащихся, способст-
вующим формированию гуманитарной компетенции, при соблюдении следующих условий:
наличии общности тематики используемого песенного материала и интегрируемых предметов;
сопоставимости хронологических аспектов интегрируемых дисциплин и песенного материала;
проведении обобщающих интегрированных уроков на основе краеведения.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные
положения античных мыслителей о роли музыки в формировании личности
(Аристотель, Платон, Плутарх, Пифагор, Цицерон), концепция целостного пе
дагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский), теория интегра-
тивного обучения (Н.С. Антонов, М.Н. Берулава, Ю.И. Дик, ЛИ. Еремкин,
И.Д, Зверев, В.Н. Максимова, М.И, Махмутов), положения о модели форми
рования содержания образования в свете технологического подхода к обуче
нию (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.И. Уман), положения о
социально-педагогической значимости народного музыкального искусства
* (Э.Е. Алексеев, В.Е. Гусев, Р.И. Грубер, Д.Б, Кабалевский, Н.П. Колпакова,
ТВ. Попова, Г.Г. Соболева, Ф.А. Рубцов, М.И. Толстой, К.Д. Ушинский, Т.В. Челышева, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, В.П. Шестаков и др.)
При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования; обобщение и анализ педагогического опыта; методы эмпирического уровня (наблюдение, анкетирование, интервьюирование педагогов и детей, беседа); диагностические методы (тестирование); педагогический эксперимент и методы прикладной математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала экспериментальная площадка «Школа-лаборатория гуманитарного образования» при Орловском областном институте усовершенствования учителей, охватившая три сельские мало комплектные школы: Топковскую (Покровский район), Хо-тимль - Кузьм енковскую (Хотынецкий район) и Липовецкую (Ливенский район), а также следующие школы Орловского района: Киреевская М/К СШ и Стрелецкая СШ.
В исследовании принимали участие 142 учащихся и 170 учителей-предметников (констатирующий эксперимент) и участие 48 учащихся (формирующий эксперимент).
Исследовательская работа осуществлялась в три этапа.
Первый этап (1995 - 1997) был посвящен изучению психолого-педагогической, искусствоведческой и философской литературы, анализу разных аспектов проблемы исследования; определялись его параметры, предмет, структура, гипотеза, методология и методы, проводился констатирующий эксперимент, выявлялись условия, критерии, показатели интеграции знаний учащихся средствами народной песни.
Второй этап (1997 - 1999) был этапом разработки содержания и методики формирующего эксперимента, его проведения, в ходе которого в школьную практику внедрялась программа реализации і -го и 2-го направлений ин-
теграции, уточнялись условия эффективного использования народной песни как интегрирующего средства обучения.
Третий этап (1999 - 2001) включал в себя подведение итогов, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработку научно-практических рекомендаций и оформление результатов исследования в виде диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
Народная песня выступает в процессе обучения в качестве дидактического средства и реализует следующие функции: познавательную, междисциплинарную, конкретизирующую, ценностную и преобразующую.
Реализуя познавательную, междисциплинарную и конкретизирующую функции, народная песня способствует установлению внутри- и межпредметных связей, а также обеспечивает связь изучаемого материала с краеведением.
Ценностная функция народной песни формирует эмоционально-
ценностное отношение учащихся к изучаемому материалу и к окру
жающей действительности, Последнее становится возможным благо
даря особому свойству народной песни - валентности, те способно
сти оставлять открытыми жизненные связи, подключаться к настрое
ниям, чувствам слушателей и близко затрагивать их интересы.
В результате реализации перечисленных функций формируется интегрированное знание учащихся - гуманитарная компетенция (ГК), рассматриваемая нами в качестве основного критерия интеграции.
Преобразующая функция народной песни способствует формированию умений ГК, выступающих в качестве показателен интеграции знаний учащихся.
Процесс интеграции знаний средствами народной песни эффективен при соблюдении следующих условий: совпадения интегрируемых аспектов в плане содержания, близости хронологических аспектов интегрируемых дисциплин, проведения цикла обобщающих интегрированных уроков, где в качестве интегратора выступает краеведение. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования народной песни как интегрирующего средства обучения, определен дидактический статус народной песни, разработана дидактическая модель использования народной песни как интегрирующего средства обучения, выявлены критерии и показатели интеграции знаний учащихся средствами народной песни.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с теоретическим обоснованием был разработан цикл обобщающих интегрированных уроков с использованием народной песни в качестве интегрирующего средства обучения, предполагающий связь изучаемого материала с краеведением; разработаны методические рекомендации для учителей по использованию народной песни как интегрирующего средства обучения. Материалы диссертации могут быть использованы в общеобразовательных школах учителями истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, а также в вузах при подготовке специалистов-предметников соответствующих профилей; материала исследования могут быть также учтены при разработке программ по указанным предметам, на занятиях профильных отделений факультета дополнительных педагогических профессий.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью и научной значимостью исходных теоретических и методологических положений; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; изучением педагогической практики; организацией и проведением опытно-экспериментальной работы в базовых
школах; возможностью распространения опыта экспериментальной работы и личным участием автора в разработке и проведении экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры общей педагогики Орловского государственного университета (1997 - 2001 гг.). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись также путем участия автора в ряде научно-практических конференций, в том числе Всероссийских (Орел, 1999; Курск, 1999), межрегиональной (Брянск, 1998) и региональных (Орел, 1996, 1997; Челябинск 2000). Материалы исследования используются в ряде сельских школ Орловской области; внедрены в практику школ методические рекомендации для учителей по использованию народной песни как интегрирующего средства обучения на уроках гуманитарно-эстетического цикла.
Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (205 наименований) и приложений. Общий объем текста-216 страниц.
Введение отражает актуальность и замысел исследования. В нем определяются цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; указаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость, этапы исследования, положения, выносимые на защиту, приведены сведения о достоверности полученных в ходе исследования результатов.
Первая.глава «Теоретические предпосылки' использования народной песни на уроках гуманитарно-эстетического цикла» посвящена анализу философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования. В ней показывается социальная направленность и педагогическая значимость народной песни; в ходе ретроспективного анализа
выявляется опыт использования музыкального фольклора в различных педагогических системах, а также характеризуется современное состояние данной проблемы и определяется дидактический статус народной песни.
Вторая глава «Эффективность использования народной песни как
интегрирующего средства обучения в образовательном процессе сельской школы» описывает процесс разработки и реализации дидактической модели использования народной песни как интегрирующего средства обучения, В ней излагаются организация, ход опытно-экспериментальной работы и анализируются ее результаты.
В заключении формулируются основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования и основные положения, выносимые на защиту.
В приложениях приводятся примерные планы - конспекты интегрированных уроков с использованием народной песни в качестве интегрирующего средства обучения, отдельные исследовательские и научно-практические материалы, а также примерные варианты тестирования учащихся.
Народная песня как социально-культурный феномен
Зарождение музыки обычно относят к доисторическому прошлому, к первобытнообщинному строю [98,9; Ш, 64 - 65; 126, 6 -7; 118, 23 -24; 99, 88; 82,7].П. Монро характеризует эту ступень развития человечества как анимистическую, когда поступками полулюдей-полуживотных руководило чувство стадности. Но уже в те времена, отправляясь на охоту или рыбную ловлю, эти существа обращались за помощью к тотему, исполняя при этом определенный ритуал, сопровождаемый танцами и пением. Собственно пением в современном понимании подобное звукоизвлечение вряд ли можно было назвать. Скорее это было подражанием голосам птиц, шуму воды, шелесту листвы, завыванию ветра и т.д. Т.В, Попова [126, 6] отмечает также, что звучание древнейшей музыки было связано с «практическими и материальными потребностями людей». К этому времени относятся примитивные музыкальные инструменты, найденные археологами. Они насчитывают 10-15 тысяч лет. Это каменные и костяные «свистульки», а из «стеблей растений такие «свистульки» начали мастерить много раньше» [S2, 7]. Охотники, птицеловы постепенно научились, играя на рожках, дудочках, раковинах и т.д., искусно подражать голосам животных, заманивая их в свои сети. Так возникали первые мелодии. К древнейшим песням относятся песенные встал ки в сказках, мелодии, сопровождавшие культовые ритуалы и трудовой процесс. Первоначально древняя песня обладала не столько эстетической функцией, сколько служила одним из средств утверждения человека в окружающем его мира. Пример тому - сохранившийся до наших дней древнеславянский сигнал «ay». Т.В. Попова отмечает, что в некоторых областях этот возглас имеет отчетливую мелодическую оформленность и благодаря этому является типичной музыкальной интонацией. Его можно записать нотами. [127, 52].
Отражая повседневную жизнь людей, многие старинные песни были связаны с танцевальными движениями, как бы «иллюстрирующими» песенное содержание. Песня занимала также одно из центральных мест в народных играх и обрядах. Видимо, поэтому в деревнях, в том числе и на Орловщине, старые люди и по сей день говорят вместо «спой песню» «сыграй песню». Это подтверждает также следующее высказывание В.М. Щурова; «В селе Афанасьеву Белгородской области в 1958 году певцы старшего поколения не поняли, что от них требуется, когда собиратели попросили их спеть песню. Оказалось, что здесь «поют» в церкви, «играют» подвижные свадебные и хороводные песни, а протяжные лирические «стягивают» [135, 154]. Этот пример говорит и о том, что, будучи тесным образом связанной с определенной жизненной ситуацией, народная песня представляет собой нечто большее, чем просто процесс пения, преследующий определенные эстетические цели. Э.Е. Алексеев [10, 48] рассматривает, например, музыкальный фольклор с позиции коммуникативного акта и выделяет в фольклорно - песенной ситуации все основные компоненты речевого общения и присущие им функции:
С позиции коммуникативности рассматривает народную песню и СИ. Грица. Народная песня, по мнению автора, представляет взаимодействие двух систем коммуникации - словесной и музыкальной, каждая из которых выполняет определенные функции. Словесный текст является носителем конкретной информации, в нем заключается смысло-познавательный код песни. Мелодия не обладает свойством конкретной изобразительности, но она способна к широким семантическим обобщениям и придает тексту определенную жанровую окраску [45, 23].
Важнейшим условием существования народной песни является социальная среда, которая влияет на сохранение и распространение песни, причем, влияние среды на авторскую и народную песню различно: авторских фиксированных текста и мелодии среда, как правило, изменить не может, в то время как при устной передаче, что характерно для народной песни, средой может варьироваться как текст, так и мелодия [45, 22]. На эту особенность народной песни указывает и П.Г. Богатырев: «Когда певцы народных песен почему-то не в состоянии импровизировать, песня начинает звучать вяло: «не летит песня», по словам певцов, «духу нет», «не поется песня, не вытянешь» [30, 395].
Следующим важным условием существования народной песни является ее социальная значимость. Именно та информация, которая отражает наиболее яркие, важные и типичные события, явления и факты, фиксируясь в народной песне, обеспечивают ее жизнеспособность. «Долголетие» является показателем истинной народности лесни: подлинная народная песня, в понимании Н.П. Колпаковой, должна обладать «большой жизнеустойчивостью, не ограниченной двумя-тремя десятилетиями, и ... широким народным признанием» [77, 15].
Народная музыка как педагогическое средство в различных цивилизациях
Музыкальный фольклор известен всем цивилизациям, начиная от первобытного общества и кончая современностью. Музыка, в том числе народная, играла не последнюю роль в развитии человека.
Хронологический интервал, начавшийся примерно 35 тысяч лет тому назад и завершившийся примерно в 5-м тысячелетии до н.э., принято называть периодом нового каменного века. На этом этапе происходит накопление эмпирических средств обучающе-воспитательной направленности, и как раз в данный период возникают некоторые формы устного народного творчества, в том числе и музыкального, использовавшиеся в качестве педагогических средств. А.И.Пискунов, в частности, указывает, что функцию своеобразного средства научения выполняли мифы, сказания, легенды, а также «колыбельные и иные песни, ... создававшие образ идеального героя, которому надо было подражать» [118, 24]. Хотелось бы подчеркнуть, что в качестве педагогического средства музыкальный фольклор начал использоваться, прежде всего, в народной педагогике, задолго до возникновения школ.
Говоря о педагогике древности, нельзя не упомянуть о роли и месте музыки и пения в педагогических идеях античного мира, существовавшего от 3-го тысячелетия до н, э. вплоть до 5-го века н. э, Ряд исследователей в области истории педагогики, например, Г.Е. Жураковский, П. Монро, А.И. Пискунов, П, Соколов выделяют здесь следующие периоды: воспитание в эпоху Гомера (9-8 в.в. до н.э.), спартанское воспитание (8-5 в.в. до н.э.), воспитательная система Афин (5 в. до н.э. - 1 в. н.э.), воспитание в Древнем Риме (752 г до н.э. - 5 в, н.э.).
Анализ литературы показывает, что на протяжении всего указанного времени музыке и пению отводилась не последняя роль в воспитании и развитии подрастающего поколения.
О педагогических идеалах в эпоху Гомера мы судим по поэмам «Илиада» и 20диссея». Школ во времена Гомера еще не было, и дети получали до--машнее образование и воспитание под руководством лица, выполнявшего роль учителя. Чаще всего, им был человек преклонного возраста. Например, наставником Ахиллеса, известного героя «Илиады», был старец Феникс, у которого Ахиллес выучился игре на кифаре. Мы видим его «воспевающим славу мужей» под собственный аккомпанемент.
Песня уже в те времена была своеобразным средством не только эстетического, но и патриотического воспитания. В гимнах и героических песнях, без которых не обходилось ни одно торжество, заключалось также историческое знание. Эти песни не только восхваляли героев, но и поучали, наставляли молодежь. Посредством этих форм музыкального фольклора происходила изустная передача не только исторического, но и литературного знания, ибо фольклор всегда стоит у истоков литературы любого народа. Кроме этого, музыкальный фольклор эпохи Гомера можно рассматривать и как средство религиозного воспитания. Ни одно культовое действо не обходилось без музыки.
Например, Гомер описывает пир в честь бога Аполлона, и в ритуале восхваления последнего важным компонентом является песнопение:
« Юноши, паки вином наполнивши доверху чаши, Кубками всех обносили, от правой страны начиная. Целый ахеяне день ублажали пением бога, Громкий пеан Аполлону ахейские отроки пели, Славя его, и он веселился, внимая». [41,26] Военная подготовка также включала в себя музыкальный компонент; пение и игра на простейших духовых инструментах должны были вдохновлять воинов: описывая ночь одного из кровопролитных сражений у стен Трои, автор «Илиады» говорит, что ахейцы слышат в стане троянцев звуки свирелей и цевниц. Их мелодии вселяли в воинов мужество и уверенность в себе, а врагов заставляли трепетать:
«Так многократно вздыхал Агамемнон, глубоко от сердца, Скорбью гнетомого; самая внутренность в нем трепетала; Ибо когда озирал он троянский стан, удивлялся Их огням неисчетным, пылающим пред Илионом, Звуку свирелей, цевниц и смятенному шуму народа». [41,155-156] В течение столетий «Илиада» и «Одиссея» одинаково почитались различными племенами, населявшими Пелопоннес. Они являлись общепризнанным воспитательным и общеобразовательным средством, причем, эти поэмы исполнялись исключительно при пении. Чтобы представить себе, каким огромным авторитетом пользовались эти произведения в тогдашней Греции и какую неоценимую роль они играли в античной педагогике, достаточно привести цитату профессора Джебба: « Мальчики заучивали Гомера наизусть, священнослужители ссылались на него во многом, касавшемся богов, моралисты искали у него нравственных принципов, государственные люди - доводов и доказательств, города ссылались на него в своих притязаниях на землю или в своих правах на союз и поддержку, люди благородного происхождения находили в нем документальные доказательства славы своих предков». [98, 64]. По мнению П.Монро, для греков эти поэмы были тем же, чем была священная литература для других народов.
Даже в суровой Спарте, достигшей своего наивысшего расцвета в 6 - 5 столетиях до н.э., несмотря на пренебрежительное отношение к интеллектуальному развитию молодежи, без творений Гомера не могли обойтись: мальчики заучивали отрывки из его поэм наизусть [61, 25].
Построение опытно-экспериментальной модели обучения
В ходе исследовательской работы мы ознакомились с несколькими программами Министерства образования РФ, в которых большое внимание уделяется освоению культурного наследия прошлого. Приобщение к народному творчеству рассматривается в них как важный аспект воспитания духовно богатой личности, как средство формирования гуманистической культуры школьников, одним из проявлений которой является эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей действительности. Эти программы успешно внедряются ИУУ Орловской области в практику школ и реализуется в спецкурсах, на факультетах, в кружковой работе. Не вызывает сомнения, что приобщение школьников к музыкальному народному творчеству должно осуществляться как основными, так и вспомогательными видами и формами учебной работы. Поэтому народная песня должна занять свое достойное место и на уроках гуманитарно-эстетического цикла. Народные песни, как и любой элемент искусства, «не только не мешают восприятию научных истин, но, наоборот, способствует их сознательному и эмоциональному усвоению» [151, 88]. Сказанное выше послужило обоснованием для разработки дидактической модели использования народной песни в процессе преподавания гуманитарных и эстетических дисциплин. Работа состояла из нескольких этапов: - определение структурных компонентов модели, - выявление условий эффективного использования народной песни как интегрирующего средства обучения, - определение критериев и показателей интеграции знаний учащихся, - планирование процесса обучения, - организация и проведение опытно-экспериментальной работы, - оценка эффективности использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения. Рассмотрим указанные этапы подробнее.
При создании модели мы руководствовались положениями о дидактическом статусе народной песни, вытекающими из теоретического анализа литературы, положениями об условиях и аспектах интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Е.В.Малейченко в своем диссертационном исследовании отмечает: «Моделирование в обучении имеет два аспекта: содержание, которое необходимо усвоить школьникам и учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение» [91, 94]. Таким образом, разрабатываемая модель состоит из содержательного аспекта и аспекта реализации.
Содержательный аспект дидактической модели определяет место народной песни как интегрирующего средства в содержании обучения. В результате анализа научной литературы по исследуемому вопросу было выявлено, что гуманитарные и эстетические дисциплины интегрируются именно в плане содержания, поскольку у них общий объект изучения, а именно, человек и общество, сходная методика изучения этого объекта, общие логические законы. На это указывают, в частности, И.Д.Зверев, Н.С.Антонов, В.Н.Максимов и другие.
Компонентами интеграции являются вариативная часть учебного плана и краеведение. Интегрируемые предметы - история, литература и изобразительное искусство.
Средство интеграции - народная песня. Эффективность использования народной песни в качестве интегрирующего средства обучения обеспечивается реализацией выделенных нами функций: познавательной, междисциплинарной, конкретизирующей, ценностной и преобразующей. Познавательная функция народной песни способствует углублению внутрипредметных связей. Междисциплинарная установлению межпредметных связей. Конкретизирующая функция народной песни способствует проецированию изучаемого материала в краеведение, а ценностная - формированию эмоционально-ценностных отношений к изучаемому материалу и к окружающей действительности. Последнее становится возможным благодаря особому свойству народной песни - ее валентности, т.е. способности подключаться к настроениям, чувствам слушателей и близко затрагивать их интересы. Познавательная, междисциплинарная, конкретизирующая и ценностная функции формируют гуманитарную компетенцию учащихся. Преобразующая функция народной песни инициирует формирование умении гуманитарной компетенции.
При моделировании необходимо учитывать также не только, что именно мы интегрируем средствами народной песни, но и при каких условиях осуществляется интеграция, а также формы обучения (типы уроков, на которых интеграция наиболее эффективна).
Из анализа литературы следует, что процесс интеграции возможен при определенных условиях. Условием осуществления интеграции является наличие близкородственных тем, разделов, параграфов в содержании интегрируемых дисциплин [112,86-141]. Анализ программ по истории, литературе и изобразительному искусству для 5-11 классов общеобразовательной школы показал, что таких «точек соприкосновения» в программах одного года обучения по интегрируемым предметам мало, и осуществление интеграции без дополнительной корректировки программ было бы затруднительным. В научное прогнозирование входило также предложение о том, что использование народной песни в качестве интегрирующего средства обучения расширит возможности интеграции и что достаточным окажется совпадение программного материала по интегрируемым предметам в хронологическом аспекте. Следующее условие интеграции проведение обобщающих интегрированных уроков по литературе, истории и истории искусств на основе краеведения. Перечисленные стороны содержательного аспекта дидактической модели обучения отражены на схеме (См. Рис. 2, с. 77).
Практические предпосылки использования народной песни как интегрирующего средства обучения
Второй этап опытно-экспериментальной работы (констатирующий эксперимент) был посвящен, с одной стороны, анализу содержания обучения по предметам гуманитарно-эстетического цикла с целью изучения начального состояния исследуемой проблемы, а с другой - разработке интегративной межпредметной программы с использованием народной песни в качестве интегрирующего средства обучения. Работа состояла из следующих этапов: - анализ общекультурного уровня развития учащихся, необходимого для формирования умений гуманитарной компетенции средствами народной песни; - анализ действующих программ и выявление возможности координации содержания интегрируемых предметов; - выявление возможностей реализации 1-го направления интеграции с использованием народной песни в качестве интегрирующего средства обучения (этот путь интеграции традиционный и должен быть эксплицитно или имплицитно представлен в действующих программах); - разработка и осуществление 2-го направления интеграции средствами народной песни.
Реализация обоих путей интеграции и позволит сформировать умения гуманитарной компетенции школьников.
С целью изучения общекультурного уровня развития учащихся было предпринято анкетирование старшеклассников двух сельских школ Орловско-? го района: Стрелецкой с/ш и Киреевской м/к с/ш, - всего 94 человека). При этом принимались во внимание следующие аспекты: представление у учащихся о жанрах и тематике народной песни; связь народной песни с творчеством писателей и поэтов; отражение тематики народных песен в полотнах живописцев; представление о значении народных песен в жизни современного общества.
Содержание анкеты см. Приложение №3
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы: учащиеся считают, что молодежи необходимо знать народные песни, хоть они не так часто звучат в средствах массовой информации. У подростков имеются определенные представления о тематике и жанрах народной песни, о ее значении в жизни современного общества. Будущее, по их мнению, у народной песни есть, хотя «песенный запас» каждого из опрошенных весьма беден. Участники анкетирования лишь интуитивно догадываются о взаимосвязи народной песни с такими областями знаний, как литература, история, изобразительное искусство.
С целью изучения начального состояния исследуемой проблемы были также проанализированы действующие учебные программы по литературе, истории и изобразительному искусству.
Мы уже отмечали, что возможность интеграции содержания этих дисциплин обусловлена тем, что у них общий объект изучения, а именно: человек и общество (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова).
Основным условием осуществления интеграции по содержанию является наличие близкородственных тем в программах интегрируемых предметов, либо совпадение материала в хронологическом плане (Н.С. Антонов, М.К. Ени-сеев, И.Д. Зверев, Л.И. Пайгусов).
Анализ показал, что программы по литературе, истории и изобразительному искусству для 8-го класса близки в хронологическом аспекте. Так, по истории России в 8 классе изучается ]9 век; в курсе литературы значительное место занимает творчество русских писателей и поэтов 19-го века. Кроме того, именно в 8-м классе тема «Устное народное творчество» по литературе посвящена народной песне. По изобразительному искусству в разделе «История искусств» предусматривается знакомство с полотнами выдающихся живописцев 19-го века, в частности, с произведениями художников-передвижников.
Ко всему сказанному следует добавить, что именно 19-й век оказался знаменательным в отношении общественной оценки малых жанров устного народного творчества: именно в этот период пробуждается подлинный научный интерес к фольклору и, в частности, к русской народной песне: ее записывали и собирали многие известные люди того времени, такие как АС. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.И. Даль, М.А. Стахович, П.В. Киреевский, П.И. Якушкин и многие другие.