Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДШНЫХ СВЯЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С БИОЛОГИЕЙ
I. Теоретические основы межпредметных связей 18
2.Психолого-педагогические основы межпредметных связей 26
3.Возможности осуществления межпредметных связей изобразительного искусства с биологией в условиях современной школы 36
4.Роль и место межпредметных связей изобрази тельного искусства с биологией в учебно воспитательной работе школы 44
Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С БИОЛОГИЕЙ В ШКОЛЕ
I. Компоненты межпредметных связей изобразительного искусства с биологией 54
2.Исследование методов активизации творческой деятельности учащихся средствами межцредметных связей 64
3.Исследование влияния взаимосвязи изобразительного искусства с биологией на повышение уровня изобразительных знаний и навыков школьников 98
Глава Ш. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
I. Методика взаимосвязи изобразительного искусства с биологией в школе 117
2.Методика преподавания изобразительного искусства на основе взаимосвязи с биологией
в 4-х классах 132
3.Методика преподавания изобразительного искусства на основе взаимосвязи с биологией в 5-6 классах 141
4.Методика обучения изобразительному искусству на основе взаимосвязи с биологией во внеклассной работе 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162
- Теоретические основы межпредметных связей
- Компоненты межпредметных связей изобразительного искусства с биологией
- Методика взаимосвязи изобразительного искусства с биологией в школе
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА, ИСТОРИЯ ВОПРОСА, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЛИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В период развитого социализма, характеризующийся бурным развитием науки, техники, искусства, выдвигаются новые задачи всестороннего развития подрастающего поколения.
Коммунистическая партия и Советское правительство поставили новые, важные задачи перед общеобразовательными школами и указали конкретные меры для решения этих задач в постановлениях июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР об "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /12/, /13/. Данные постановления партии и правительства требуют от современной школы комплексного подхода к воспитанию, углублению политехнических знаний и умений, всемерного развития системы эстетического воспитания школьников.
Решение этих задач в общеобразовательной школе обеспечивается применением новых современных методов и принципов обучения и воспитания, проверенных на практике, строгим соблюдением в учебном процессе дидактических принципов доступности, научности,системности обучения, взаимосвязи учебного материала и методов обучения различным общеобразовательным дисциплинам. Получаемые в школе знания и навыки необходимо подкрепить практической связью с жизнью, производством. В этом аспекте межпредметные связи школьных дисциплин приобретают особое значение. В.И.Ленин указывал: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить
5 все его стороны, все связи и'"опосредствования" /6, с.290/.
Реализация межпредметяых связей различных учебных предметов в общеобразовательной школе повышает интерес учащихся к изучаемым предметам, служит действенным средством коммунистического воспитания школьников. Современные требования педагогической науки и школьной практики определяют актуальность разработки осуществления и внедрения межпредметных связей и, в частности, связей между предметами "изобразительное искусство" и "биология". Об этом убедительно свидетельствует изучение опыта работы учителей по названным дисциплинам в общеобразовательных школах Ташкентской,Ферганской, Наманганской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Біухарской областей Узбекской ССР, а также многолетний педагогический опыт диссертанта.
Следует подчеркнуть, что в условиях технической революции, бурного развития науки и искусства уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе имеют важное значение не только для эстетического воспитания подрастающего поколения, но и приобретают исключительное значение в политехническом образовании школьников - будущих активных строителей коммунизма.Как подчеркивает Н.Н.Ростовцев: "Умение рисовать помогает всем; агроному,шо-феру, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию, и, конечно, еще в большей степени - архитектору, конструктору и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с рисованием. Все это говорит о большом практическом значении рисования в деле подготовки подрастающего поколения к жизни" /79, с.95/.
О необходимости строить процесс обучения на основе взаимосвязи учебных предметов говорили и выдающиеся педагоги прошлого.
Первые теоретические обоснования связей предметов при их изу- чении мы находим в трудах великого славянского педагога Яна Амоса Коменского,который не только указал на необходимость изучения всех предметов в школе в их взаимосвязи - "Все что находится во взаимной связи,должно преподаваться в такой же связи" /51,с. 144/, но и обосновал эффективные пути их реализации: "Надо так распределять учебный материал, чтобы последующий урок обосновывался с предыдущим уроком, чтобы последующий урок закреплял предыдущий; и далее - науки, изучаемые на протяжении всей жизни, должны дополнять одна другую, создавая единую энциклопедию... изучаемые науки необходимо обосновать достаточными доказательствами,чтобы своевременно не оставалось сомнений, чтобы забыть ее" /51,с.150-151/.
Прославленный английский педагог Джон Локк отмечал, что межпредметные связи во время получения учащимися новых знаний играют важную роль для понимания в широком плане явлений действительности, их сущности /38/.ЇЇОСТЄПЄННО, с развитием педагогической мысли и расширением образования в различных странах,все большее понимание и научное обоснование находит мысль о межпредметных связях.
Особенно большой вклад в разработку этой проблемы сделал известный швейцарский ученый И.Г.Песталопди. Он теоретически обосновал и практически доказал необходимость взаимосвязи многих предметов в начальных классах. Он говорил: "Если необходимо изучить квадрат,то проводится беседа о квадрате, а затем чертят рисунок квадрата" /74, с.175/.
Один из известных представителей германской педагогики И.Ф. Гербарт занимался исследованием психологических основ межпредметных связей. Он обосновал эффективность межпредметной связи при изучении ряда учебных предметов. Также определил "внутрипредмет- ные" и "межпредметные связи" .Но он поставил учебный предмет географию на первое место, будто география - основной предмет - имеет специальное значение.
Еще Гербарт разработал 4 этапа классно-урочной системы,но эта система была консервативного характера /34, с.197/.
Учитель немецких педагогов А.Дистервег указывал на важное значение системы межпредметных связей. Он указывал на два направления межпредметных связей: связь близких друг к другу учебных предметов и взаимосвязь учебных предметов различных циклов. ,
Дистервег был против смешения дисциплин в преподавании учебных предметов. В своем произведении "Руководство к образованию немецких учителей" он говорил: "Весь материал изучаемых наук взаимосвязан и дополняет друг друга" /40, с.197/. Он всесторонне рассмотрел межпредметные связи и дал высокую оценку их эффективности.
Вопросы межпредметных связей отдельных школьных учебных предметов нашли отражение в педагогических теориях ряда известных русских педагогов и революционных демократов XIX века:В.Ф.Одоевского, В.Г.Белинского, Н.ГЛернышевского, К.Д.Ушинского, В.Я. Стоюнина, Д.Д.Семенова, В.И.Водовозова и др.
Так, Чернышевский писал, что при изучении любой науки "Надо иметь в виду, что изучение одной науки приносит пользу другой науке" /91, с.261/.
Большое внимание уделял вопросам межпредметных связей учебных предметов в своих педагогических сочинениях великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он более подробно излагал значение межпредметных связей в обучении различным предметам.
Ушинский отмечал, что "...голова, вооруженная разрозненными, не связанными знаниями, напоминает беспорядочную кладовую, где даже хозяин ничего не может найти" /86, с.313/. Считал, что учащихся необходимо обучать знаниям и навыкам в связи с природой, жизнью, производством, что обучение должно быть всесторонне насыщенным доказательствами и фактами, которые дополняют друг друга, а основой этого должны стать межпредметные связи. Также он раскрыл методику осуществления межпредметных связей в преподавании ряда учебных предметов.
Эти вопросы нашли отражение в учебных планах и в объяснительных записках к ним Петербургского (Смольного) женского института, ^ где работал К.Д.Упшнский над совершенствованием учебно-воспитательного процесса на основе взаимосвязи учебных дисциплин.
Проблему межпредметных связей К.Д.Упшнский признал одной из важных средств в формировании всесторонних подробных и системных знаний учащихся.
Таким образом, мы проанализировали педагогические взгляды зарубежных, русских педагогов-классиков, и пришли к выводу о том, что многие выдающиеся педагоги дали высокую оценку системе межпредметных связей; они выдвинули задачу использования межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе, стремились теоретически обосновать и методически доказать взаимосвязи отдельных предметов.
С первых лет Советской власти Коммунистическая партия,Советское правительство уделяли огромное внимание воспитанию молодого поколения, его обучению, вооружению политехническими знаниями. Однако из-за отсутствия необходимого опыта в организации и содержании учебно-воспитательной работы новой советской школы имели место серьезные недостатки, на которые, в частности,было указано в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года "Об учеб-
9 ных программах и режиме в начальной и средней школе". В этом постановлении отмечалось, что наряду со значительным улучшением содержания программ в них имелись существенные недостатки. Главные из них: перегрузка учебным материалом, вследствие чего ряд учебных предметов изучается поверхностно, так как не отводится специального времени на усвоение и закрепление знаний; слабо прослеживается или отсутствует вовсе связь между программами по отдельным предметам и другие /7/,
Эти недостатки своевременно заметила Н.К.Крупская и показала основную причину этих ошибок, в том что в данных программах не брали во внимание объективные связи, которые существуют в природе и обществе.
Н.К.Крупская особо подчеркивала роль и значение проблемы межпредметных связей в обучении и воспитании подрастающего поколения. Она часто указывала на необходимость изучения всех учебных предметов с точки зрения марксизма и диалектического метода,на основе межпредметных связей /53/.
Начиная со второй половины 50-х годов, вопрос межпредметных связей поднимается вновь.
М.А.Данилов, Б.П.Есшюв, Н.М.Скаткин, Ю.А.Самарин, Н.А.Менчин-ская и другие педагоги и психологи работали над теоретическими основами межпредметных связей и дали методическое и дидактическое направление по осуществлению преподавания школьных предметов.
Первые результаты исследований по проблемам межпредметных связей были доложены, рассмотрены на заседаниях совета АШ РСФСР,конференциях и совещаниях (Ленинграде, Алма-Ате, Душанбе и др.).
В последующие годы дальнейшее развитие советская общеобразовательная школа, наряду с другими вопросами теории и практики коммунистического воспитания и обучения школьников, находит в доку-
10 ментах партии и правительства, в частности, в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", где широкое отражение получили вопросы укрепления межпредметных связей учебных дисциплин, как необходимое условие успешной подготовки молодежи к жизни, производительному труду, овладения системой знаний об окружающем мире /12/.
Вопросам разработки межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе,так же как и в высшей и средней специальной школах,посвящен ряд статей в научной литературе, в журналах "Народное образование", "Советская педагогика", "Вестник высшей школы", "Среднее специальное образование" и в методических журналах. Большое внимание уделяется теоретическому обоснованию и методическому анализу межпредметных связей в современных учебниках педагогики.Различные стороны научной разработки проблемы межпредметных связей рассматриваются в диссертациях и монографиях Н.МЛеркес-Заде, Ю.В.Васильева,П.Н.Кулагина,А.И.Сергеевой, А.Абас-Заде, Г.Д.Глейзера, К.П.Королева, В.Н.Янцена, В.П.Шумана, О.З.Зикрина, Г.С.Нога, А.А.Лошкаревой, Ю.Вайткевичус, Н.И.Федорак, Р.Коххарова, Б.Хусанова, М.Журабаева, Х.Валиева и
Е.М.Бельская пишет в своей "дидактике ботаники": "Курс ботаники связывается с другими школьными учебными предметами, такими как: "природоведение, география, трудовое обучение, рисование и физкультура. Эта связь систематизирует и расширяет знания учащихся" /24, с.16/.
В ряде научно-методических работ по изобразительному искусству, изданных в последние годы, говорится о необходимости осуществления межпредметных связей в систематическом обучении этому предмету, їшс, в пособии Н.Н.Ростовцева "Методика преподавания изо- бразительного искусства в школе" указывается на необходимость связывать обучение изобразительному искусству с учебным материалом по другим учебным предметам, что повышает эффективность уроков изобразительного искусства и уроков по другим дисциплинам. "Если не каждый ученик сможет сразу увидеть все особенности строения натуры, - указывает Н.Н.Ростовцев, - то мы объясним это не тем, что он видит натуру по-иному, а лишь его недостаточным знанием предмета. Познание натуры у школьника должно быть объективным, правильным, возникающим на основе серьезных научных знаний" /79, O.I20/.
Это показание в пользу преподавания изобразительного искусства в общей системе с другими науками на основе осуществления межпредметных связей.
В.С.Кузин, под руководством которого разработаны современные программы по изобразительному искусству и методике его преподавания в общеобразовательной школе, педагогических училищах и институтах, во многих своих работах подчеркивает важность межпредметных связей. В его методическом пособии "Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе" рассматриваются межпредметные связи рисования,музыки,литературы и других учебных дисциплин /54/. В опубликованной в журнале "Школа и производство" статье "О связи рисования с трудом" /102/ В.С.Кузин освещает проблему связи уроков труда и изобразительного искусства. Указав главный исследовательский аспект с точки зрения методики, В.С.Кузин поставил данную проблему на первое место,уделив основное внимание раскрытию "межпредметных связей изобразительного искусства с другими учебными предметами и их роли в повышении эффективности учебно-воспитательной работы с детьми" /127, с.9/.
В диссертации К.В.Павлик "Взаимосвязи в преподавании изобра-
12 зительного искусства и труда в 1-2 классах общеобразовательных школ" :(1972) межпредаетные связи занятий изобразительным искусством и трудом в первых двух классах начальной школы исследуются в методическом аспекте /НО/.
Большое внимание межпредметным связям изобразительного искусства с другими учебными дисциплинами уделяется в методическом пособии "Рисование с натуры" Р.Хасанова.Он подчеркивает:"..«нельзя забывать межпредметные связи изобразительного искусства с другими учебными предметами. Потому что урок, связанный с уроками по другим предметам, дает правильное определение цели темы" /90,' с. 18/.
В диссертационной работе А.Иногамова "Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искусства" (1979) исследуются педагогические и психологические основы трудового воспитания в процессе обучения изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе /124/.
Е.В. Шорохов в пособии "Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе" указывает,что составление тематической композиции является одним из наиболее сложных заданий, для его выполнения учащимся необходимо использовать знания и навыки из других разделов изобразительного искусства /92/. Поэтому, считает автор названного пособия, задания по тематическому рисованию необходимо постоянно связывать с ранее пройденным материалом по другим учебным разделам программы. В этом же пособии Е.В.Шорохов останавливается и на вопросах организации экскурсий на природу, которые следует проводить совместно с преподавателями ботаники и географии.
Таким образом многие ученые, преподаватели, методисты,занимающиеся разработкой методики обучения изобразительному искусству, уделяют большое внимание "межпредметным" и "внутрипредметным" ІЗ связям занятий изобразительным искусством и труда, литературы,музыки, географии, биологии по другим общеобразовательным предметам.
Однако, как свидетельствует анализ специальной научно-методической литературы, изучение реального состояния преподавания изобразительного искусства и других учебных предметов в общеобразовательных школах Узбекской ССР, многие важнейшие стороны проблемы межпредоетных связей научно не разработаны, методически не определены и в педагогической практике часто не реализуются.В частности, совершенно не исследовалась проблема взаимосвязи изобразительного искусства и биологии, отсутствуют рекомендации по осуществлению этих связей в процессе обучения данным учебным предметам, тогда как учитель изобразительного искусства не может не использовать на уроках рисования многих сведений из курса биологии -многие объекты действительности, изучаемые на уроках биологии, служат предметами изучения и изображения на уроках изобразительного искусства. С другой стороны, на уроках биологии можно шире использовать знания учащихся,полученные на занятиях по изобразительному искусству, а изучение ряда тем по биологии предусматривает обязательное выполнение педагогических рисунков, зарисовок, графиков и т.п.
Все вышесказанное определило выбор темы данной диссертации и ее актуальность: раскрытие и научное обоснование межпредметных связей в процессе преподавания изобразительного искусства и биологии (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека). v
Проблемой нашего исследования являлось научное изучение и экспериментальное обоснование систем межпредметных связей учебных предметов изобразительного искусства и биологии, разработка на их основе методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках изобразитель-
14 ного искусства. Последнее явилось и целью нашего исследования.
В соответствии с указанной проблемой цели и задачи исследования формулировались следующим образом:
Выявить роль и место межпредметных связей изобразительного искусства и биологии в повышении эффективности уроков и внеклассных занятий по данным учебным предметам.
Раскрыть научные основы связи изобразительного искусства с биологией.
Установить наиболее эффективные условия осуществления межпредметных связей изобразительного искусства с биологией на основе экспериментального исследования.
Определить организационные формы, принципы и методы осуществления межпредметных связей в обучении изобразительному искусству и биологии.
Разработать эффективную методику обучения изобразительному искусству на основе межпредметных связей изобразительного искусства и биологии.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс преподавания, изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе Узбекской ССР.
Предмет исследования - процесс осуществления межпредметных связей на уроках и внеклассных работах изобразительного искусства в общеобразовательных школах Узбекистана.
Определяя цель и задачи исследования, организуя эксперимент, мы исходили из следующей гипотезы: в условиях общеобразовательной школы повышение интереса и внимания учащихся к урокам и предметам изобразительного искусства и биологии, обеспечение дидактически-обоснованных условий организации и проведения классных и внеклассных занятий по данным учебным предметам,повышение эффективности
15 выработки у школьников графических знаний и умений, формирование основ материалистического мировоззрения, овладения общей культурой обусловливается раскрытием и научным обоснованием межпредметных связей школьных предметов изобразительного искусства и биологии, разработкой на этой основе методических рекомендаций.
Для решения поставленных задач были использованы методы научно-педагогического исследования.
Изучение произведений классиков марксизма-ленинизма,постановлений и решений партии и правительства в области народного просвещения и образования, постановлений и решений по вопросам обучения и воспитания школьников Министерства просвещения СССР и УзССР.
Изучение и анализ произведений классиков-педагогов и психологов, освещающих данную проблему.
Изучение трудов советских педагогов, психологов и методистов с целью определения теоретических основ исследуемой проблемы.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта (анкетирование беседы, целенаправленное наблюдение); анализ работы кафедр, методических кабинетов и лабораторий институтов усовершенствования учителей.
Наблюдение и анкетирование.
6. Психолого-педагогический, развивающий эксперимент. Эксперимент проводился в 4-Ю классах общеобразовательных школ $7, 8, 26, 16, 27/2 и 90 гг.Ташкента и Намангана,Ташкентской и Наманганской областей. В процессе эксперимента было собрано и проанализировано более 2000 рисунков учащихся.Исследование проводилось в течение 1972-1983 гг. Эксперименту предшествовал первый этап исследования, который заключался в изучении реального состояния обучения изобразительному искусству в школах Узбекской ССР на основе посещения уроков и анализа педагогического опыта более 100 лучших учителей и методистов, на основе бесед с тремястами учителями и их ответов на вопросы анкет.
Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма по проблемам коммунистического воспитания и обучения подрастающего поколения, а также директивные материалы Коммунистической партии и Советского государства о народном образовании.
Научная новизна исследования - проблема межпредметных связей изобразительного искусства и биологии в общеобразовательной школе исследуется и разрабатывается на научной и экспериментальной основе; в соответствии с дидактическими примерами и закономерностями общей, возрастной и педагогической психологии разработано новое содержание предмета и методики преподавания изобразительного искусства, учитывающее межпредметные связи изобразительного искусства и биологии; вскрыты резервы повышения эффективности обучения учащихся 4-6 классов изобразительному искусству в условиях общеобразовательных школ Узбекской ССР.
Практическая ценность исследования заключается: в установлении конкретных межпредметных связей уроков изобразительного искусства и биологии в соответствии с современными требованиями педагогической науки, дидактики и теории коммунистического воспитания; в раскрытии, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективных методов, приемов обучения учащихся 4-6 классов изобразительному искусству на основе межпредметных связей изобразительного искусства и биологии; в разработке системы методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства, активизации мысли-
17 тельной и творчески-художественной деятельности школьников.
Достоверность проведенного научного исследования доказана итогами анализа экспериментальных уроков, проведенных в школах Наманганской и Ташкентской областей, в гг.Ташкенте и Намангане, результатами обобщения анкетных данных, бесед с учителями и учащимися общеобразовательных школ, обобщения передового опыта работы учителей и методистов Узбекской ССР.
Достоверность полученных выводов подтверждается также сравнительным анализом результатов, полученных в ряде исследований по проблемам теории и методики обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и друтих союзных республик.
Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ гг.Ташкента, Намангана, Ташкентской и Наманганской областей и посредством публикаций в методических пособиях" и статьях широко используются учителями изобразительного искусства Узбекской ССР.
Теоретические основы межпредметных связей
Теория педагогического образования определяет важность связи изучаемого материала по конкретному учебному предмету с другими предметами. Это обусловливает сознательное, активное, систематическое усвоение учащимися знаний, связанных с жизнью. Применение принципа межпредметных связей в преподавании учебного материала помогает учащимся связывать воедино получаемые знания и умения, подготавливает к применению их в жизни. Это также способствует продуктивному повторению пройденного материала, закреплению знаний и навыков,полученных на предыдущих занятиях, что является залогом прочного усвоения. Уроки, проведенные и основанные на принципе межпредметных связей, повышают психологическую и творческую активность учащихся.
Методические вопросы межпредметных связей, дидактические и психологические закономерности исследуются в целом ряде работ. Так, Н.МЛеркес-Заде, Ю.В.Васильев, В.Н.Янцен, В.Н.Федорова,М.Н. Скаткин, Д.М.Кирюшкин исследовали дидактические, а П.Г.Кулагин, В.П.Шуман, Н.С.Антонов, К.П.Королева, Ю.Вайткевичус и другие -методические аспекты межпредметных связей.
Дидактические аспект рассмотрения проблемы предполагает изучение связи программы и учебного материала с теоретической точки зрения. Н.МЛеркес-Заде, исследуя дидактический аспект проблемы, устанавливает три принципа межпредаетных связей: I) предшествующая связь; 2) сопутствующая связь; 3) перспективная связь /112/.
Автор исследования обосновывает семь функций межпредметных связей: сравнительную, причинно-слелственную, индуктивную,дедуктивную, аналитическую, синтетическую, обобщающую. В исследовании определяется количество времени, затрачиваемое на межпредметные связи, и количество учебного времени, которое экономится за счет этого фактора.
К.П.Королева устанавливает четыре вида межпредметных связей: между фактами и понятиями, между методами исследования и научным мышлением, между общими умениями и навыками, связи обучения со способом познавательной деятельности /126/.
class2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С БИОЛОГИЕЙ В ШКОЛЕ class2
Компоненты межпредметных связей изобразительного искусства с биологией
Чтобы научно обосновать связи изобразительного искусства с биологией (ботаникой, зоологией, анатомией и физиологией человека), теоретически и методически расширить их, был проведен эксперимент в 4-6 классах, который проводился в два периода .Первый -эксперимент в Туракурганском районе Наманганской области в средних школах № 7 и № 8 (учителя А.Валиев,Б.Орипов),а также в средней школе & 26 г.Намангана (учитель О.Дадаханов). Он проводился в 1972-73, 1973-74, 1974-75 учебных годах, в 4-5 - 5-6 классах. Второй период включал эксперимент в 1977-78 учебном году, в 4 классе, в 1978-79 учебном году - в 5 классе, в 1979-80 году в 6 классе. В 1980-83 годах по отдельным вопросам межпредметных связей были проведены экспериментальные уроки и занятия под руководством и наблвдением диссертанта в экспериментальных жолах Узбекского научно-исследовательского института Ташкентской области средней школе ІЬ 27/2 Ташкентского района (учитель К.Мансуров), в средней школе 1Ь 16 Калининского района (учитель Б. Ори-пов), в средней школе & 90 г.Ташкента (учитель Б.Кохаров).В каждый из данных периодов ставились задачи:
I. Определение условий осуществления связей изобразительного искусства с биологией - в целях повышения эффективности обучения изобразительному искусству. 2. Определение форм, принципов и методов связи изобразительного искусства с биологией.
3. Определение связи разделов и тем изобразительного искусства с разделами и темами биологии.
4. Изучение повышения интереса учащихся к изучаемому предмету на основе связей изобразительного искусства с биологией,их самостоятельности на уроке, инициативы, творчества, уровень сформи-рованности пространственности воображения, логического мышления
и основ материалистического мировоззрения.
5. Изучение степени обогащения знаний и навыков учащихся при обучении графике.
6. Изучение роли и места межпредметных связей в организации и проведении внеклассной работы по изобразительному искусству.
Экспериментальное обучение проводилось в три этапа.
class3 МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ class3
Методика взаимосвязи изобразительного искусства с биологией в школе
Одним из эффективных факторов привития учащимся знании и навыков по изобразительному искусству на требуемом уровне является правильная дидактическая и методическая организация занятий и использование во время их проведения самых современных и эффективных методов. Одним из главных условий правильной организации урока с методической и дидактической стороны и проведения его на высоком уровне в соответствии с поставленной целью является обеспечение связи с друтими учебными предметами. Это было подтверждено многолетним опытом работы автора и экспериментами,проведенными в 1972-1982 гг.
Связь изобразительного искусства с другими учебными предметами выражается в творческом использовании материалов этих предметов при объяснении изображаемого объекта, предмета, события, формы, строения, цвета, элементов композиции, а также сюжета и содержания художественного произведения.