Содержание к диссертации
Введение
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНО-ПЕДАГОГИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КАЗАХСКОЙ ШКОЛЕ
1. Этнопедагогизация как условие совершенствования учебно-воспитательного процесса в национальной школе . 14-40
2. Состояние теории и практики этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в казахской школе 40-54
3. Особенности экологического сознания и поведения учащихся начальных классов в казахской школе 54-76
Выводы по 1-ой главе 76-78
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КАЗАХСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Содержание этноэкологйческого воспитания учащихся в казахской начальной школе 79-П8
2. Методы и формы этноэкологйческого воспитания учащихся в казахской начальной школе 118-138
3. Система солидарных взаимодействий учителей с родителями в формировании экологической культуры младших школьников 138-157
Выводы по П-ой главе 157-161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162-168
ЛИТЕРАТУРА 169-186
- Этнопедагогизация как условие совершенствования учебно-воспитательного процесса в национальной школе
- Содержание этноэкологйческого воспитания учащихся в казахской начальной школе
- Методы и формы этноэкологйческого воспитания учащихся в казахской начальной школе
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях возрождения национальных культур, восстановления духовности каждого народа проблема развития национальной школы является одной из главных. Дальнейшее развитие национальной школы предполагает прежде всего эткопедаго-гизацию всего образовательного процесса, а целью этого преобразования является воспитание самопознания подрастающего поколения как свидетельство принадлежности его к данной нации.
Формирование национального самосознания и его развитие, осознание себя представителем своего народа - это первая основная цель в демократическом преобразовании национальной школы. Этнопедагоги-зация учебно - воспитательного процесса касается не только специфики содержания учебных предметов, но и всех направлений воспитательной работы в школе и вне ее. Приоритетным среди этих направлений на современном этапе остается развитие экологической культуры, которую, можно трактовать как культуру отношений человека с окружающей средой, соотношения возможности человека и его свободы, что в конечном счете представляет собой культуру человеческого бытия. Эта проблема общечеловеческая и национальная одновременно. Как подчеркивал К.Д.Уишнский, природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком, так что природа - фактор и патриотический, и нравственный. Природа и Родина - это гармоничная пара, определяющая сущность эт-нопедагогизации целостного процесса учебно - воспитательной работы и в первую очередь - экологического воспитания. Проблемы взаимоотношений человека, общества и природы в современном мире входят в разряд первоочередных. Необходимым звеном реализации стратегии охраны окружающей среды является экологическое образование и воспитание, ставящее своей целью формирование у человека высокой экологической культуры, ответственного отношения к труду.
Главным в процессе становления, образования этноса является признание природы за начало всех начал, за верховное духовное начало, за своего рода божество со всеми вытекающими отсюда последствиями -чувствами древних людей, детей природы, - открытых, искренних и откровенных, с их беспредельной, самозабвенной любовью к природе, доходящей до обожествления ее, бережливым и заботливым отношением к ней.
Великий поэт и просветитель казахского народа Абай Кунанбаев, очень близкий по духу к К„Д.Ушинскому, в своих поэтических произведениях воспевал красоту природы и умело соотносил ее с человеческой жизнью, с общественной средой. В его стихах нет пейзажей без человека. Именно человек как часть природы является носителем общечеловеческих ценностей.
Поэтому экологическое образование и воспитание как части педагогической деятельности требуют прежде всего перестройки сознания самого преподавателя, а затем формирования у школьников общечеловеческого начала по отношению к природе, экономии и сбережению ее ресурсов, развития экологического сознания,которое так необходимо в наше время. Особое значение это требование приобретает по отношению к деятельности учителя, экологическое сознание которого выступает важнейшим фактором экологического воспитания будущих граждан страны. В связи с этим решение этой проблемы является социальным заказом общества, на обновление которого уповают граждане Республики Казахстан.
В последние десятилетия установился достаточно системный и целостный взгляд на экологическую культуру личности как сложную взаимосвязанную систему его отношения к природному и социальному миру и к себе самому. Природные явления включаются в систему социальных ценностей, т.к. они составляют естественную среду защиты общества. Изменение цели образовательно - воспитательного процесса в школе и
з поворот от гармоничного развития к развитию способностей и склонностей каждого ребенка позволили обратить особое внимание на формирование самосознания, саморазвития и саморегуляции личности каждого школьника. В новой педагогике много внимания уделяется развитию "Я - концепции", взаимодействию личности с другими, со всем миром ("Я и мир").
В этом контексте рассматривается и проблема экологического самосознания личности. Понимая самосознание как выстраивание отно-шений между личностным и окружающим миром, теоретики и практики последние десятилетия много внимания уделяют проблеме влияния народного воспитания на самосознание личности. Таким образом, рассматривая народную педагогику как своего рода общественное самосознание народа, современная теория и практика видят в развитии экологического самосознания актуальный социальный заказ.
В то же время ни в теории педагогики, ни тем более в массовой практике современной школы эта проблема не получила достаточного освещения. Наблюдаются противоречия между пониманием значимости этнопедагогизации и назначением методики ее формирования в массовом опыте школ. Другим противоречием является Отсутствие механизма проведения в практику концепции и модели этнопедагогизации как национальной школь!, так и образовательно -. воспитательного процесса в ней. Следующее противоречие - между пониманием необходимости интеграции всех общественных учреждений для решения этих сложных задач и отсутствием практического механизма взаимодействия всех воспитательных сил социума в этом направлении.
В настоящее время крайне недостаточно разработана методика подготовки будущего учителя к этнопедагогизации эколого - образовательного процесса. В то же время в передовом опыте проблеме этнопедагогизации обучения уделяется большое внимание: анализируются учебники и учебные пособиях целью внесения в их содержание знаний
4 по народной педагогике, обновляется содержание урока и внеурочной работы, а также формируется методика этнопедагогизации всего учебного процесса.
Осмысление специфики этнопедагогизации, содержания и процесса экологического воспитания младших школьников основано на анализе исследования ряда проблем: народной педагогики и народного воспитания, с одной стороны, проблем экологического воспитания, в том числе и в национальной школе, с другой стороны. Вечные ценности народной педагогики - ее идеи и опыт необходимо переосмыслить сквозь призму изменяющейся реальности и найти в ней то, что позволит сохранить природные богатства и традиции по охране природы.
Актуальность проблемы этнопедагогизации учебно - воспитательного процесса в национальной школе обусловлена необходимостью обновления системы образования в Казахстане, ее гуманизации, демократизации и возрождения духовных ценностей народа. В Казахстане созданы республиканские, региональные авторские учебники и программы. В республике проработана этнопедагогическая концепция национальной школы, которая помогла позднее создать дифференцированные программы по разнообразным направлениям воспитания и обучения. Появились молодежные экологические движения в защиту природы: движения "Семей - Невада", "В защиту Арала" и другие.
Передовой опыт экологического воспитания школьников заложен в образовательно - воспитательных программах "О, Родина моя" ("Елем - ай"), "Наследие отцов" ("Ата мура"), "Казахские обычаи" ("Казах дас-тури"), "Земля предков" ("Атамекен"), "Звезда" ("Жулдыз"), "Чистьш родник" ("Каусар булак"). Появились учебники "Асем саз" ("Прекрасные мелодии"), "Аден алиппеси" ("Азбука этики"), "Дуние тану" ("Познание мира").
В настоящее время исследование проблемы формирования личности средствами природы представлено в различных отраслях науки: в
5 философском плане как взаимодействие человека и природы (А.М.Коршунов, Л.М.Суворова, П.Н.Федосеев); в психологическом плане (Н.А.Вернов, СДДерябо, В.А.Ясвин) - как экологическое сознание и внутренние механизмы его формирования; в дидактическом плане (Г.Д.Гачев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Д.Иогонзен, М.И.Верзилин, И.С.Матрусов, М.Н.Мамедов, Л.П.Салеева, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельковский, Д.Й.Трайтак) -как система знаний о природе; в воспитательном плане как концепция экологической культуры школьника (Н.С.Дежникова, Б.Т.Лихачев, И.ВДветова, Е.В.Яковлева).
Теоретической базой и ориентиром в решении проблемы этнопеда-гогизации образовательно - воспитательного процесса являются работы Г.Н.Волкова, А.Л.Бугаевой, КБ.Жарыкбаева, МХ.Тайчинова, В.И.Журавлева, Б.Айтманбетова, К.С.Калиева, А.М.Мухамбаевой, К.Сейсенбаева, И.Аширбаева, А.С.Имангалиева, Т.Н.Петровой, ЮА.Рудя, АЭ.Измайлова, З.П.Тн>менцевой, К.Б.Сейталиева, Р.К.Санабасова, С.Узакбаевой, А.МЛеонова, З.Б.Цаллаговой, И.А.Шорова).
За последнее время заметно усилилось внимание к вопросу экологического воспитания младших школьников. В исследованиях последних лет по проблемам экологического воспитания младших школьников внимание обращено на формулирование экологических знаний и организацию практической деятельности в рамках учебных предметов (И.Н.Клепенина, А.А.Плешаков, М.Н.Сарибеков и др.); теоретические и научно - методические основы ознакомления младших школьников с окружающим миром (Н.Ф.Виноградова, О.А.Тарасова); формирование мотивов бережного отношения к природе (Л.П.Салеева, И.Д.Соколов); роль природы в нравственно - экологическом воспитании (С.А.Карпеев, Т.Т.Южакова и др.); использование средств народной педагогики в эко-
6 логическом воспитании (Б.ШАлиева, Н.Ш.Блягоз, Д.Р.Керимова, В.С.Нагаев, С.И.Фомина, Т.ДЗамбалова).
Однако, проблема этнопедагогизации содержания и процесса экологического воспитания младших школьников в казахской школе до сих пор никем не исследовалась, поэтому тему диссертационного исследования мы сформулировали следующим образом:
"Этнопедагогизапия экологического воспитания младших учащихся в казахской школе".
Объектом исследования является целостный учебно - воспитательный процесс в казахской начальной школе.
Предмет исследования - процесс этнопедагогизации экологического воспитания младших школьников казахской школы.
Цель исследования - выявление педагогических условий этнопедагогизации содержания и процесса экологического воспитания школьников казахской школы.
В соответствии с целями, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
выявить особенности народной философии, педагогики и этики казахов, влияющие на экологическое воспитание школьника;
проанализировать современную теорию и практику этнопедагогизации учебно - воспитательного процесса в казахской начальной школе в контексте экологического воспитания;
определить содержание, формы и методы этнопедагогизации экологического воспитания в начальной казахской школе;
разработать рекомендации по использованию народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования. Совершенствование процесса этнопедагогизации экологического воспитания младшего школьника возможно:
- если учитываются не только психологические и индивидуальные
особенности ребенка, но и специфика его мировоззрения;
если в учебно - воспитательном процессе учитываются прогрессивные традиции народной педагогики казахов;
если экологическое воспитание является составной частью общей духовной культуры, личности школьника (а именно: национальной культуры, культуры семейных отношений, правовой природоохранительной культуры);
если осуществляется взаимодействие между народной и научной педагогикой в подготовке и повышении квалификации учителя;
- если происходит поэтапное формирование экологических пред
ставлений, чувств, сознания, поведения, отношения к действительности в
процессе одновременного воздействия на интеллект, эмоциональную,
волевую сферы личности младшего школьника.
Методология исследования. Методологической основой исследования являются идеи философов - экологов и культурологов о взаимообусловленности и взаимосвязи человека с окружающей средой (В.В.Вернадский, Э.О.Трусов, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, К.И.Шилин, А.Д.Уреул и др.), психологов и педагогов о единстве формирования, воспитания и развития личности (Л.С.Выготский, А.А.Бодалев, В.М.Коротов, Б.ТЛихачев, В.С.Мухина, Д.БЗльконин и др.), об индивидуальных и возрастных различиях и необходимости их учета в педагогическом процессе (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.), об отношениях как одной из форм деятельности (А.Ф.Лазурский, П.П.Блонский, А.А.Люблинская, А.С.Макаренко, С.Т.Щацкий, В.Н.Мясшцев и др.).
Ведущие идеи исследования опираются на личностно - деятельно-стный подход как условие развития личности, ее потенциальные возможности в процессе экологического воспитания в современной казахской школе. Источниками исследования явились научные труды по проблемам народной педагогики, экологического воспитания школьников; нормативные документы, программы, учебники, учебно - методические
8 пособия, а также собственный опыт педагогической работы автора в школе, пединституте в качестве учителя, преподавателя, старшего преподавателя и методиста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической и этнопе-дагогической литературы по теме исследования; эмпирические методы: анкетирование, интервью, опросы, наблюдения, педагогические игровые ситуации; социологе - педагогический анализ школьных программ и учебников, устные и письменные опроеы учащихся, студентов, учителей, преподавателей внешкольных учреждений, родителей; анализ педагогической документации, анализ продуктов детского творчества; статистические методы; опытно - экспериментальное изучение проблемы.
Сбор массового материала проводился в школах №№ 1, 7, 8, ІЗ в городе Атырау, а также в ряде сельских школ. Экспериментальной базой исследования явилась школа № ІЗ гАтырау и сельская школа им. Джамбула Балыкшинского района, а также студенты дошкольного и психолого - педагогического отделения начального обучения. Всего экспериментом охвачено 197 учащихся, 65 студентов, 23 учителя, 7 преподавателей ВУЗа.
Этапы исследования. На 1-ом этапе (1989 - 1993 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, анализ современного ее состояния, обновлялась теоретическая модель этнопедагогизации воспитательного процесса. На П-ом этапе (1993 - 1996 гт.) проводилось опытно -экспериментальное исследование условий реализации разработанной модели: формирующий эксперимент, направленный на выявление уровня экологического сознания и поведения младших школьников на основе народных традиций, включающих природоохранительную работу. 111-й этап (1996 - 1998 гг.) - анализ и обобщение результатов опытно -экспериментальной работы, формулировки выводов; систематизация
9 результатов исследования и внедрение методических рекомендаций в практику школы.
Достоверность научных результатов исследования была обеспечена сочетанием теоретического анализа на базе современных знаний, дополнительной проверкой научных данных на практике, составлением уровней развития экологического еознания и поведения школьников до начала опытно - экспериментальной работы и после ее завершения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и народной педагогики Атырауского университета. Автор неоднократно выступала с докладами на конференциях молодых учителей, ученых в г. Атырау (1994, 1996, 1997 гг.); на научно - практической конференции Института повышения квалификации при АПН СССР (1991 г.). По материалам исследования читались лекции на курсах областного института усовершенствования учителей, на методических семинарах учителей СШ №№ 1, 7, 13 и в сельской школе в пос.Балыкши.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования закдю-чается в_следующем: этнопедагогическое наследие казахского народа впервые рассмотрено с точки зрения его экологической направленности. На основе изучения особенностей казахского фольклорного материала, обычаев и традиций дана характеристика философско - мировоззренческих корней духовной жизни народа (религия, природа, труд, традиция, искусство, быт народа) и специфики этноэкологического воспитания в казахской школе. Выявлены и обоснованы условия эффективного использования средств этнопедагогики в образовательно - воспитательном процессе начальной ступени национальной (казахской) школы; соблюдение взаимосвязи этноэкологических знаний, представлений, сознания, поведения, отношений учащихся; учет уровня экологической воспитанности младших школьников с целью активизации; использование средств национальной культуры и искусства как единого механизма ду~
10 ховной среды, включающей общечеловеческие и национальные ценности, традиции, культуру отношений с целью выявления в них этноэколо-гических знаний для совершенствования образовательно - воспитательного процесса в национальной школе; усиление ориентации учащихся начальных классов на изучение народных знаний по экологии я организации природоохранительной работы в природе с учетом имеющихся этноэкологических знаний, сознания и норм поведения; развитие творческой готовности младшего школьника к этноэкологическому восприятию новых ситуаций в природе и к систематической природоохранительной работе в ней при условии синхронности деятельности и ее осознания, а также осмысления впечатлений от природных явлений.
Разработана теоретико - методическая модель поэтапного формирования элементарного этноэкологаческого сознания и поведения младшего школьника в природе, которая состоит из следующих этапов:
на первом этапе создается положительно - эмоциональное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям казахского народа, в которых особенно выделяется отношение к природе, представляющих собой гармоничную пару, определяющую сущность этноэколо-гического процесса;
на втором этапе организуется систематическое изучение этноэкологических знаний и использование их в природоохранительной работе;
на третьем этапе осуществляются разные виды природоохранительной деятельности, что вызывает у младших школьников потребность в добывании новых знаний о родной природе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методической системы организации работы по этнопедагогизации экологического воспитания младших школьников. Совершенствование данного процесса возможно при учете особенностей младшего школьника и его потребностей и мировозрения, при рассмотрении экологического воспитания как составной части общей духовной культуры
11 школьника. Автором исследования разработаны два учебно - методических пособия для учителей, преподавателей ВУЗов, социальных работников, родитедей и студентов педагогических ВУЗов, что позволило привлечь к использованию результатов исследования самый широкий круг участников.
На защиту выносятся следующие положения:
- целостный и системный взгляд на процесс формирования эколо
гической культуры личности как сложной взаимосвязанной системы ее
отношений к природному и социальному миру и к себе самому, что
включает в себя прежде всего развитие этноэкологического сознания
школьника как понимания, сочувствия и особого этноэкологического
отношения к природе и к деятельности в ней;
этноэкологические знания как средство формирования национального мироощущения, мировосприятия, миропонимания личности, культуры межнациональных отношений как органического единства внутренне воспитанных и внешне проявляющихся морально-этических форм взаимодействия личности с природой и обществом;
особенности этнопсихологии казахов, их приоритетное отношение к природе как к философско-мировоззренческим корням духовной жизни народа; воспитание такого отношения всем укладом жизни казахов, духовным наследием казахских жырау, акынов, аксакалов-мыслителей;
система критериев элементарного этноэкологического сознания младших школьников, включающего в себя:
а) знание традиций и прогрессивных идей казахского этноса, в том
числе знаний о природе; понимание соотношения взаимосвязей этниче
ского и экологического в сознании предков;
б) осознание своих чувств, представлений о природных явлениях
окружающей действительности;
в) использование этноэкологических знаний в современной природоохранительной деятельности.
Структура исследования: диссертация состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Этнопедагогизация как условие совершенствования учебно-воспитательного процесса в национальной школе
Этнопедагогизация - производное направление от этнопедагогики (науки, предметом которой является народная педагогика, народное воспитание), она характеризуется пронизыванием всего учебно-воспитательного процесса прогрессивными идеями этнопедагогического наследия; разумным введением его во все стороны жизнедеятельности человека, в его воспитание, в социально-экономическую, духовную жизнь с целью их совершенствования.
Народная педагогика изучает народные воспитательные традиции, обычаи, культуру, в которых хранится и передается социальный опыт. Через традиции у подрастающего поколения формируется национальное самосознание, происходит приобщение к духовному богатству народа. Традиции сильны своей целесообразностью и психологическим механизмом воздействия на душу ребенка, соответственно и продуктивными результатами.
Народная педагогика служит сохранению определенного порядка вещей» определенного образа жизни и правил, тех норм, навыков, которые давали бы человеческому сообществу и его культуре максимальные шансы на сохранение и развитие. Народная педагогика сохраняет педагогическую историю народа, этноиедагогика имеет своим предметом историю, теорию и практику воспитания личности на народных традициях и культуре.
Для определения предмета народной педагогики важны результаты исследований А.Л.Бугаевой, Г.И.Батуриной, А.И.Леонова, Т.Ф.Кузиной, З.П.Тюменцевой, Э.И.Сокольниковой, З.Б.Цаллаговой. Особенное значение имеют труды Т.Н.Петровой по исторической этновлияния соответствущей среды, где в естественных условиях главенствующим компонентом является этнический, В связи с этим основная задача этнопедагогической концепции состоит в раскрытии и научно-теоретическом объяснении национального своеобразия, складывавшегося на протяжении всей истории народа.
Этнопедагогизация является процессом, и она, как всякий процесс, имеет цель, задачи, этапы, содержание, формы, методы деятельности и обратный результат. Этнопедагогизация образовательно воспитательного процесса, предполагает обязательный учет этнопсихологических особенностей школьников - црдставителей данного этноса и специфику их национального самосознания.
Основная задача этнопедагогики как науки - выявление особенностей этнической культуры, ее системы традиционного народного воспитания и поиск педагогических условий совершенствования образовательно-воспитательного процесса средствами этнопедагогизации.
Народная педагогика является одним из компонентов духовной культуры человеческого сообщества. Но и сама культура является лишь одним из элементов другой, более сложной системы - человеческого сообщества со всем разнообразием отношений, в которых и формируются педагогические знания. Педагогические знания появляются как ответ на экономические, культурные, социальные запросы общества.
В систематизации этих взаимозависимостей трудно не согласиться с Р.К.Санабасовой, которая включает в центр многофакторных связей человека с сообществом людей с присущей ему историей социальную организацию, материальную и духовную культуру, географическую среду в которых и выдвигаются и решаются запросы человека и общества. Народная педагогика помогает решать их, выступая в роли гаранта и хранителя культуры традиций, как на уровне макрокосмоса (общество, природа, окружающая среда), таки на уровне микрокосмоса (отдельный индивидуум), где протекает внутрення духовная жизнь человека и его рода. Другими словами народная педагогика формируется на базе всех многочисленных компонентов, присущих социальному организму. Она имеет свои принципы, основы, содержание, этнокультурные механизмы передачи опыта предшествующих поколений.
Сущностное и наиболее значимое содержание национальных ценностей - приоритетные аксиологические ориентиры приходят к школьнику через образование.
В контексте педагогического исследования проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в национальной школе поиски ее решения находятся, на наш взгляд, на пути выявления в духовной культуре народа, в процессах социализации, экологизации общества позитивных тенденций, которые могут быть включены в его воспитательный потенциал.
Предполагая, что этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в школе окажет влияние на всю жизнедеятельность ребенка ( в семье, школе, социуме), мы рассматриваем основные положения современных исследований, чтобы построить теоретико-методическую модель развития личности школьника на основе этнопедагогизации его деятельности.
Содержание этноэкологйческого воспитания учащихся в казахской начальной школе
Вне всякого сомнения, определяющее влияние на формирование сознания и поведения учащихся, в том числе и экологической культуры, оказывает в процессе воспитывающего обучения преимущественно урок. Педагогическая ценность урока состоит в том, что на нем решаются не только познавательные, развивающие, но и воспитательные задачи. Ни с чем не сравнима роль учителей начальных классов в осуществлении всех намеченных педагогических задач, в том числе, связанных с формированием заботливого, ответственного отношения младших школьников к природе. Учитель, ведущий уроки почти по всем предметам учебного плана, руководствуется программными требованиями по экологическо 80 му воспитанию, спецификой предметов, реальным уровнем воспитанности детей. При этом он имеет возможность творчески варьировать расположение природоведческого материала в учебном процессе и активно дополнять его этнопедагогическими элементами, содержащимися в казахском фольклоре, прогрессивных традициях, обычаях, опыте трудовой и природоохранительной деятельности казахского народа.
В соответствии с избранной темой исследования и вытекающими из нее задачами мы начали опытно-практическую работу, которая проводилась на протяжении ряда этапов. Осуществлению ее программы предшествовала специальная подготовительная работа: организовано педагогическое наблюдение за учащимися экспериментальных и контрольных классов; изучен и обобщен практический опыт учителей, который с наибольшей полнотой отражает решение задач экологического воспитания с опорой на прогрессивные идеи народной педагогики.
Программа опытно-экспериментальной работы включала в себя
ряд направлений: - определить роль и выявить возможности традиций казахского народа в экологическом воспитании младших школьников;
- отобрать материалы, включенные в содержание ряда предметов и в содержание внеклассной и внешкольной работы;
- выявить процесс формирования элементарного этноэкологиче-ского сознания младших школьников (этапы, задачи каждого этапа; методы и приемы организации процесса, обратный контроль);
- разработать, обосновать и проверить теоретико-методическую модель процесса этнопедагогизации содержания экологического воспитания младших школьников в условиях казахской школы;
- определить методику дифференцированного подхода к начальному развитию этноэкологического сознания младших школьников, имеющих высокий, средний и низкий уровень. Опытно-экспериментальная работа основывалась на выявлении закономерности этноэкологических представлений младших школьников казахской школы, связанных с национальным мироощущением, ми-ровоспитанием и миропониманием, а также с учетом новообразований младших школьников (потребности в нравственно-этических знаниях, новых впечатлениях, гибкость в воображении, любознательности, развитие эмоционально-нравственной сферы личности, усиление произвольности и способности в саморегуляции).
Педагогическими условиями, включенными в теоретико-методическую модель процесса развития элементарного этноэкологи-ческого сознания младших школьников, стали следущие:
- активное введение младших школьников в природу с целью ее изучения и охраны (система природоохранительных заданий с учетом уровня развития этноэкологического сознания школьников );
- использование национальной культуры, прогрессивных традиций, фольклора, а также произведений выдающихся казахских ученых, поэтов и писателей прошлого с целью выявления и учета этноэкологических традиций (система интегрированных занятий по тематическим блокам);
- одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности младшего школьника.
Критерии и показатели сформированности элементарного этно-экологического сознания младших школьников включают в себя:
- эмоционально-нравственое отношение к природе, сочувствие ей, осознание важности ее для человека;
- рефлексия на отношение к природе предков (принятие и использование норм отношений к природе);
- выявление необходимых и достаточных знаний о природе к способам ее охраны; - оценка своего экологического поведения с учетом традиций народной педагогики в природоохранной сфере.
Методы и формы этноэкологйческого воспитания учащихся в казахской начальной школе
Формирующий эксперимент проводился в двух направлениях: - изучали и выявляли дидактические основания для построения тематических блоков, методы ведения базовых и инновационных знании для каждого предмета (чтение» письмо, изобразительное искусство, музыка, природоведение, фольклор, художественный труд и др.). Одновременно учителя-экспериментаторы работали с новыми учебниками:"Познание мира" ("Дуние тану"Х "Традиции народного воспитания" ("Халык талим тарбиеси");
- выявляли дидактические требования, содержание тематических занятий;
- уточняли методы и формы этноэкологаческого воспитания в казахской школе.
По второму направлению были проведены срезы уровней развития элементарного этноэкологаческого сознания и дальнейшего дифференцированного подхода к группам с разным уровнем развития этноэкологаческого сознания.
Эколого-воспитательная работа не ограничивается формированием ответственного отношения детей к природе только в процессе воспитывающего учения. В ходе исследования уделялось пристальное внимание организации конкретных видов деятельности во внеучебное время. Была разработана тематика внеклассных природоведческих мероприятий, которая включала мир растений, Животных, неживую природу. При их проведении мы опирались на различные жанры устного поэтического творчества казахского народа, игры, песни, детский фольклор и др. Для обогащения экологических знаний и развития нравственно-эстетического отношения к природной среде широко использовались фронтальные виды работы с младшими школьниками. С целью приобщения детей к проведению наблюдений, активно-созидательному труду в природе больше применялись индивидуальные и групповые виды деятельности.
Содержательная краеведческая работа в начальных классах позволяет вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками природоохранительной деятельности. Опора на местный краеведческий материал, условия природного окружения дают возможность эффективно организовать разнообразные внеклассные, внешкольные мероприя 120 тия и наметить их связь с общественно полезным трудом детей по охране объектов живой и неживой природы.
В процессе нашего исследования учащиеся активно вовлекались в различные формы внеурочной деятельности: экскурсии, беседы, краеведческую и опытническую работу, натуралистические кружки, утренники, сборы, вечера, праздники и пр.
Правильное восприятие природы и соответствующее к ней отно- , шение развиваются на экскурсиях, являющихся одной из важных форм природоведческой внеклассной работы в начальных классах. Общение с природой - самое эффективное средство экологического воспитания младших школьников. ВА.Сухомлинский считал, что активизация чувственного познания детей - основа для формирования у них эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств. Он оценивал природу, как "вечный источник мысли" и "добрых чувств". Доброта и еще раз доброта - это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому" (187, 126). Хорошо организованное общение с природой способоствует углублению природоведческих знаний, обогащению чувств, воспитанию эстетического отношения к объектам и явлениям природы, содействует развитию волевых качеств и самооценки личности.
Изучение реальных объектов и явлений не может происходить только с опорой на словесные методы обучения. Важным методом познания, которое при изучении природоведения имеет более важное значение в сравнении с другими учебными предметами. На это неоднократно указывал К.Д.Ушинский Он считал, что "учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен организовать самостоятельные наблюдения учащихся над явлениями природы, упражнять их способность наблюдения, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному, анализирующему" (203, 507).