Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СВЯЩНОЙ КНИГЕ 30Р0АСТШЗМА "АВЕСТА" 1.Возникновение первоначальных педагогических
знаний и авестийского алфавита 25
2.Отражение педагогической мысли в "Авесте" 65
З.Пути и средства воспитания в "Авесте" 103
4.Нравственная сущность "Авесты" 129
ГЛАВА ІІ.ОБІІРСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И СОСТОЯНИЕ ПВДАГОгаЧЕОШЙ ШСЛИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ аха-шщов
41.Общественно- политическая и культурная жизнь в
Ахаменидский период 144
2.Цели,содержание,формы воспитания и обучения в
период Ахаменидов 160
3. Система обучения и воспитания эпохи Ахаменидов 192
ГЛАВА III.ШОНА И ІЩАГОГИЧЕСКАЯ ШСЛЬ ПРЕДКОВ ТАДЖИКОВ
В III-JT ВВ.ДО Н.Э. И І-Ш вв.н.э.
1.Социально-политическая и экономическая жизнь в
период завоевания Средней Азии и Ирана Александ
ром Македонским 220
2.Культура,школа и педагогическая мысль в период
эллинизма 232
3.Экономика,культура и педагогическая мысль перио
да правления кушанов 250
ГЛАВА Г/.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШСЛЬ И ШКОЛА ПРЕДКОВ ТАДЖИКОВ
ДО АРАБСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ (Ш-УП ВВ.)
1.Политика, культура и наука в сасанидекое время 281
2.Школа и развитие педагогической мысли 295
3.Нравственно-дидактические произведения саса-
нидского периода и их роль в развитии педаго
гической мысли таджикского народа 325
ВЫВОДЫ И ЗАКЛШЕНИЕ 362
БИБЛИОГРАФИЯ 374
-_ з -
Введение к работе
Актуальность проблемы.На исходе двадцатого века,когда к завершению близится не только столетие,но и тысячелетие,обостряется желание оглянуться на пройденный человечеством путь,научно осмыслить и подытожить его.Чрезвычайная сложность этой задачи усугубляется проблемами,которые перед наукой ставят драматические события новейшей истории.Продуктивное осмысление этих проблем представляется возможным только при условии всестороннего исполь-. ~. зования накопленного опыта,в том числе в сфере образования.В то
і-."-.sef. і
; же время тотальный отказ от прежних духовных ценностей провоцирует ситуации,чреватые культурными кризисами.
Сказанное в первую очередь касается ищущей новый путь социа-I льного развития Республики Таджикистан:для неё научное исследо-|| вание вопросов,связанных с закономерностями сохранения и мсполъ-||і зования обществом воспитательного опыта и образовательных тради-Щ ций прошлого,становятся особенно важным.
Образование - важнейшая сфера жизни общества,определяющая g его экономический,интеллектуальный и нравственный потенциал.Оно І|трес-ует приоритетного развития на подлинно научной основе,когда I все составляющие этого ёмкого общественного явления будут системно осмыслены и обеспечены.Образование тесно связанно с экономикой, культурой,техникой,производством,религией,политикой,что ещё раз подчеркивает его роль в развитии общества.От того,как будет образованно и воспитанно подрастающее поколение,будет зависеть развитие и процветание государства в будущем.
Правительство,общественные деятели,ученые,педагогическая общественность Республики Таджикистан,понимая важность рассматриваемой проблемы,разработали Концепцию национальной школы,и в 1994
году был введен в действие новый Закон Республики Таджикистан "Об образовании" - научно обоснованный законодательный акт,провозгласивший образование в Республике,обладающим стратегическим значением и приоритетно развиваемой сферой деятельности,лежащей в основе развития личности, общества, государства.В нем поставлены задачи обучения и воспитания в условиях демократического правового светского государствам именно,"подготовка высокообразованных, творчески мыслящих,гармонично развитых граждан,обладающих глубокими знаниями,умениями,профессиональными навыками,проникнутых идеями миролюбия, гуманизма,патриотизма, социальной справедливости, соблюдения признанных гуманистических ценностей,прав и законов" (94,33).
В нате время,когда в обществе происходят кардинальные реформы и преобразования,одной из важнейших проблем является уровень образования граждан,нравственное оздоровление и гуманизация общества.В её решении огромную роль должна сыграть педагогическая наука. В этом плане историко-педагогическал наука приобретает еще большую значимость.Ибо ее главное предназначение состоит в изучении истории школы,практики воспитания,педагогического наследия прошлого, богатого гуманистическими идеями и общечеловеческими ценностями.
Без изучения и сохранения национальных воспитательных традиций и духовных ценностей прошлого невозможно представить современную педагогическую науку .В связи с этим Президент Республики Таджикистан Э.Рахмонов в своей книге "Молодежь - будущее нации" пишет,что "государство,которое мы строим,конечно,должно учитывать опыт создания государственности мировых цивилизованных стран и общепринятые демократические нормы, опираясь при этом на историчес-
- 5 -кие,к^ьт^рные,психологические традиции,духовные и н^вственные ценности нашего народа" (188,62).
Многие педагогические идеи основывались на содержательных воззрениях мыслителей Востока и,в частности,Средней Азии и Ирана. С этой точки зрения есть необходимость объективно оценить взгляды на воспитание и развитие человека для того,чтобы возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания в новых исторических условиях.
Педагогическое наследие таджиков- богатейший пласт культуры, практически еще не освоенный историко-недагогической наукой."Чем скорее и чем полнее востоковедение будет признано равноправным с западноведением,тем полнее будет наука о человечестве11 (43,194). Эта мысль видного востоковеда В.М.Алексеева, относящаяся к исто-рико-педагогической науке,не нашла должного отражения в педагогическом наследии таджиков с древнейших времен до нашествия арабов. С другой стороны,учителям таджикских школ,ищущим в условиях перехода к новым государственным учебным стандартам новые методы и средства обучения,пути повышения эффективности своего педагогического труда, стремящихся глубже познать основные закономерности воспитания и обучения,близки и понятны прогрессивные педагогические взгляды таджикских мыслителей.В них они могут найти не только материалы,представляющие историко-педагогический интерес,но и полезные педагогические рекомендации,глубоко связанные с нашей действительностью.
В процессе учебно-воспитательной работы педагоги всегда нацеливают учащихся и студентов на то,чтобы они ценили и уважали культуру каждого народа,их обычаи и традиции,хранили,приумножали и развивали общечеловеческие прогрессивные идеалы народов мира.
В этом плане показ вклада народов Востока в сокровищницу мировой культуры,в том числе педагогической мысли,-одна из серьезнейших и актуальных задач,которые стоят перед учеными в связи с необходимостью совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей.
Педагогические взгляды о воспитании и образовании таджикских и персидских мыслителей веками оказывали и продолжают окалывать свое влияние на миллионы людей,проживающих не только в регионах Востока.Но,к сожалению,историко-педагогическая наука располагает лишь несколькими исследованиями,посвященными истории воспитания и педагогической мысли таджикского народа.Отсутствие знаний о педагогической мысли и истории школы с древнейших времен до нашествия арабов,является препятствием к созданию научной концепции единого историко-педагогического процесса.
Мы ставили своей целью исследовать истоки таджикской педагогики с практикой и идеями о воспитании и образовании с древности до возникновения ислама,учитывая тот очевидный факт,что в истории педагогики до сих пор бытуют и преобладают отжившие свой век несбалансированные представления яо роли и месте различных народов и,главным образом,народов Востока во всемирно-историческом процессе" (179,4).
Автор отдает себе отчет в сложности поставленной перед ним задачи и отнюдь не претендует на исчерпывающий охват темы по всем вопросам истории школы,воспитания и развития педагогической мысли таджикского народа с древности до возникновения ислама.йы сосредоточили свое внимание на наиболее крупных вопросах истории воспитания: общая характеристика исторических условий,определяющих становление и развитие педагогической мысли,характеристика древнейших
- 7 -школ и педагогических идей,основные этапы развития образования, анализ системы воспитания у предков таджикского народа.
Педагогическая мысль таджикского народа была составной частью философских,религиозных,этических и иных учений о человеке и не существовала как самостоятельная отрасль знаний.С этой точки зрения педагогические знания относятся к одной из самых первоначальных специальностей,а педагогические мысли- к древнейшим отраслям человеческого мышления.Первые проблески и зачатки педагогических идей совпадают с формированием человеческого рода.До появления письменности знания, навыки и умения передавались устно от поколения к поколению как народная мудрость,составная часть фольклора, пополняясь и видоизменяясь на каждом историческом этапе.Поэтому древнейшую педагогическую мысль на первом этапе её существования следует рассматривать как народную педагогику,когда появились первые педагогические идеи.
Развитие педагогической мысли непосредственно и органически связано с общим историческим процессом развития общества,то есть с развитием производительных сил и производственных отношений, науки и духовной жизни народов в целом.Поэтому,с точки зрения историзма,вак и любую другую науку,её необходимо изучать в историческом аспекте,исходя из того,что в каждый отдельный исторический период педагогическая мысль была тесно связана с общеисторическим процессом.
Несмотря на ограниченность имеющихся сведений о поэтапном и эволюционном ходе развития педагогической мысли таджикского народа мы стремились на основании имеющихся материалов проследить развитие педагогических идей в тесной связи с общественно-политической и культурной жизнью наших предков.
Таджикские мыслители и просветители,развивая великие ледаго- гические идеалы своих предшественников,внесли большой вклад в
просвещение умов подрастающего поколения,стараясь пробудить в нем чувство любви к Родине,стремление к знаниям,борьбе за торжество высоких человеческих идеалов,искоренение несправедливости и улучшение жизни людей.Они осуждали и критиковали реакционную антинародную политику царских правительств,препятствовавших движению народа по пути прогресса и цивилизации.Они рассматривали образование как средство всесторонней реорганизации социальной,экономической и духовной жизни.Мыслители были убеждены,что одной из главных причин застоя в обществе является необразованность народа. Экономическое,социальное и культурное развитие они связывали с развитием науки,освобождением научной деятельности от религиозной мистики и,главное,с утверждением системы светского образования, и Поэтому выявление общей характеристики истории школы и развития педагогической мысли иранских племен до возникновения ислама представляет большой научный и практический интерес для историко-г педагогической науки.
Исходя из этого и для правильного освещения хода поэтапного развития педагогической мысли мы в своих исследованиях опирались на работы ведущих педагогов,востоковедов,историков,этнографов, философов:И.С.Брагинского,Е.Э.Бертельса,З.В.Бартольда,Б.Г.Гафуро-ва,А.М.Богоутдинова,А.И.Пискунова,К.И.Салимовой,З.А.Мальковой, И.О.Обидова,Н.Н.Негматова,Ю.Якубова и др.Они помогают воссоздать общую картину исторического развития,определить специфические особенности каждого исторического периода,сопоставить общее и особенное,вникнуть в историю культуры и философию народов и использовать данные этих наук для того,чтобы выявить факторы,влияю-
- 9 -щие на развитие педагогической мысли таджикского народа в ранние века истории.
Особый интерес представили для нас такие труды,посвященные древней цивилизации и расцвету науки таджикского и иранского народов, авторами которых являются:С.С.Айни,А.Н.Болдырев,М.М.Дьяков, Г. А. Кошеленко,Б.Я.Ст авиский, М.Н.Боголюбов, М .А. Дандамаев, Б. Г. Луконин, Б.А.Литеинский,М.Е.Массой и др.
В Республике Таджикистан проделана определенная работа по изучению истории педагогической мысли таджикского народа.йздан ряд монографий и сборников,в которых анализируются педагогические взгляды таких таджикских мыслителей прошлого,как:Фирдоуси,Абуали ибн Сино,Носир Хусрав,Саади,Джами и др (45).
Имеются отдельные обобщающие работы А.Садыкова "Нравственные воззрения мыслителей Востока" (Душанбе, 1989),У.Султонова "Социально-философские и нравственные воззрения Авиценны" (Душанбе,1975), М.К.Мирбабаева "Этические взгляды Джалалиддина Давони" (Душанбе, 1992),Н.Кулматова "Этические взгляды Саади" (Душанбе, 1968) и др.
Проведенное исследование еще раз показало,насколько богата и многогранна история духовной культуры,в частности,история педагогической мысли народов Средней Азии и Ирана,что имеет большое значение в воспитании педагогической культуры, в формировании мышления, в привитии человеку высоких нравственных идеалов и приобщении его к общечеловеческим ценностям.
В процессе разработки данной темы автор опирался также на труды ученых по проблемам национально-освободительного движения, общественно-политической мысли ш просветительства в Сирии,Египте, Турции,Афганистане,Индии и Пакистане,т.к.у них много общего с Ираном и Таджики станом. В этом отношении большую ценность предста-
- 10 -вили работы З.И.Левина (134),Д.Ж.Желтякова (93),Х.Назарова (166), Н.А.Дворянкова (87),Д.Я.0чильдиева (178),С.Мирзоева (163),Ш.Имо-мова (101),Л.Р.Гордон-Полонской (81) и др.
Важное значение для оценки систем школ и педагогической мысли, имели исследования историков и педагогов о системе просвещения, теории и практики школьного образования в развивающихся странах-Е.А.Дорошенко (90),Т.Й.Кухтиной (131),Т.П.Дадашева (84),М.И.Кондакова (116) .Н.А.Константинова (П7),Б.Л.Вульфсона (78),В.П.Лап-чинской (133),Л.Н.Гончарова (82) и др.
Большую помощь в исследовании вышеназванной проблемы оказало изучение работ ученых-педагогов,посвященных развитию системы образования и педагогической мысли народов СНГ и мира,а именно А. Саади (193),А.М.Тагиева (213),А.Ю.Саидова (200),Т.Таджибаева (214), ВЛ.Борисенкова (64),Х.Х.Толлашева (217) и др.
Следует заметить,что большой вклад в изучение истории школы и педагогической мысли древнего Востока наряду с учеными Таджикистана внесли специалисты Москвы,Санкт-Петербурга,Ташкента,Алма-аты и отдельных республик бывшего Союза. Особенно хочется отметить сборник "Фчерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока" и учебное пособие "Очерки истории школы и педагогики за рубежом" ч. 1-2,изданные под редакцией К.И.Салимо-вой (196-197).В этих книгах рассматриваются вопросы возникновения и развития школы в рабовладельческом и феодальном обществе, педагогические идеи, связанные с мусульманскими культурными традициями в странах древнего и средневекового Востока.На основе данных современной науки в них раскрывается содержание важнейших этапов развития теории и практики воспитания в странах Запада и Востока.
- II -
Вместе с тем имеются еще проблемы,без серьезного исследования которых трудно будет воссоздать историю развития педагогической мысли таджикского народа.Достаточно отметить,что еще не изучена (по источникам) история педагогической,этической и эстетической мысли,не проанализированны вопросы истории возникновения различных школ и практики воспитания.
К числу неисследованных относится проблема истории школ и развития педагогической мысли с древнейших времен до нашествия арабов.Доисламское педагогическое наследие таджиков оказало огромное влияние на становление и развитие педагогической мысли народов древнего и средневекового Востока.Однако,несмотря на это, вопросы истории школы и педагогической мысли этого периода не нашли должного отражения в отечественной и зарубежной историко-педагогической литературе.Опубликованная автором монография "История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновения ислама)" (112) и ряд научных статей восполняют этот существенный пробел.
О педагогических знаниях упоминается в "Авесте"- священной книге зороастрийской религии.Из общего содержания этого памятника складывается моральный кодекс чело века. Содержание многих гат памятника свидетельствует о том,что зороастризмом высоко почитались семья как основная и органическая ячейка общества,основы семейной морали'.правдивость друг перед другом,коллективный труд,честность и стремление к добру.
В этой связи необходимо отметить книгу "Авеста:Избранные гимны" в переводе Й.М.Стеблин-Каменского (2),которая наряду с источниками на персидском языке оказала нам неоценимую помощь.В ней нами найдены очень ценные педагогические мысли о нравственном,
- 12 -эстетическом и семейном воспитании предков таджикского народа.
Работа О.М.Чунаковой "Изведать дороги и пути праведныхп (28) тоже представила большой интерес в нашей работе.Эта книга содержит перевод двадцати назидательных текстов,сохранившихся в старейшей пехлевийской рукописи ХІУ в.,и комментарии к ним.Эти сочинения рассматриваются как источник многих важных сведений по культуре,этике и доисламской педагогической мысли таджикского народа.
Работа известного британского ираниста М.Бойс "Зороастрий-цы.Верования и обычаи" (II) посвящена зороастрийской религии. Она включает обширный и разнообразный материал о верованиях и обрядах последователей зороастризма в государствах Ахаменидов, Селевекидов,Аршакидов и Сасанидов.Вопросы истории школы и педагогической мысли в этой работе не рассматриваются.
Доисламская педагогическая мысль таджиков в Республике Таджикистан И странах СНГ почти не иэучена.В некоторых философских, исторических и литературоведческих исследованиях и работах,авторы иногда наряду с основными темами затрагивают отдельные вопросы развития педагогической мысли таджиков в древности.В частности, в работе И.С.Брагинского "Из истории таджикской и персидской литератур" (71) дается литературный анализ памятников древнеиранс-кой письменности: "Авеста","Младшая Авеста","Ядгар Зареран", "Драхт Асурик" и др. А.М.Богоутдинов в "Очерках по истории таджикской философии" (66) назвал зороастрийскуго триаду:"добрая мысль","доброе слово","доброе дело"- основой нравственного воспитания предков таджикского народа.
Работа Ш.Давонаева "Тарджумай хол ва ойину ахлоки Зардушт" ("Биография,религия и мораль Заратуштра") (88) в основном содер-
- ІЗ -жит сведения о религии и биографии Заратуштры,а также дает комментарии к книге одного из персоязычных поэтов Индии ХУІІ в. Фонии Кашмири "Дабистони мазохиб" ("Школа верований").В книге Х.ОДуминзода "Зардушт ва ойини у" ("Заратуштра и его религия") (164) рассматриваются философские проблемы зороастризма.
А.Джалилов (86) в работе "Из истории культурной жизни таджикского народа в раннем средневековье" исследует историю культурной жизни таджикского народа в условиях раннего Средневековья.
Первой специальной работой,посвященной истории педагогической мысли таджиков,является докторская диссертация М.Арипова (45) "Из истории развития педагогической мысли таджикского народа", которая представляет большой интерес.Но она в основном посвящена педагогическим воззрениям 1Удаки,Носира Хисрава,Саади,Джами и другим мыслителям эпохи Средневековья.
В докторской диссертации А.Пахлавонова "Педагогическая мысль таджикского народа в УІ-УІІ вв" (180) показывается вклад таджикских мыслителей УІ-УІІ вв. Виной,Хилоли,Восифи и Сайидо в решение коренных проблем воспитания и образования,в развитие прогрессивных взглядов на цели,задачи и методы воспитания.
В книге Х.С.Авзалова "Школа и педагогическая мысль в Иране в конце Х1Х-начала XX вв."(40) содержатся материалы по истории педагогики в восточных странах.Особое внимание уделено эпохе становления ранне-буржуазного национального самосознания в Иране в форме просветительства.
Ценной для нас явилась работа Лутфуллоева М. "Возрождение педагогики Аджама" (147),в которой автор исследует некоторые аспекты рассматриваемой нами проблемы.В его работе показано значение педагогических идей Бузургмихра,Фрияна и наставлений Адурбада.
- 14 ~
Имеется ряд других исследований,в которых в разной степени затрагиваются интересующие нас проблемы истории школы и педагогической мысли.В их числе труды Ю.Н.Нуралиева (171),Л.С.Блик-штейна (62),А.К.Мирбабаева (157),Б.А.Ранова (186),В.А.Василенко (73),В.А.Кодагиной (120),В.Н.Романова (187),Н.М.Волынской (75), Г.М.Бонгард-^Іевина (67),М.С.Асимова (4б),А.Афсахзод (48),А.Ф. Леонова (135) и др.
Из зарубежных востоковедов иранец И.Саддик (27) в работе "Таърихи фарканги Эрон" ("История культуры Ирана") дает общую характеристику истории развития культуры и школ до нашествия арабов в Иране и Средней Азии.
Иранский автор А.Бежан в исследовании "Чашмандози тарбият дар Эрон пет аз ислом" ("Взгляд на воспитание в доисламском Иране") (7),описывает некоторые формы,методы,цели и задачи воспитания доисламского Ирана.Необходимо отметить,что его работа содержит более подробный анализ истории школы и педагогической мысли доисламского лериода,чем остальные работы его соотечественников.
В ряде исследований иранских историков,литературоведов,философов и лингвистов,как:М.Табрези (270),З.Сафо (23),Р.Шафак (271), М.Авранг (264),Д.Эрони (255),А.Дкахониён (44),Х.Парниё (253),М. Рашшод (165),Х.Разави (269),С.Х.Наср (256) и др. вопросы,касающиеся темы нашего исследования,рассматриваются эпизодически.
Автором изучены также работы других иранских исследователей по общим вопросам просвещения Ирана:М.Машаихи (273),М.%ина (2б), Х.Амида (275),А.Кани (274),Р.Арастеха (287) и др.
Из европейских ученых прежде всего следует упомянуть работы Э .Брауна, А .Кристинсена, А. Альтекара,Б. Ландсбергера, А. Арберри ,Я. Рип-ки,Р.Фрай и др. Для нас наибольший интерес представляют работы
- 15 -Э.Брауна (292) и А.Арберри (286). Э.Браун,характеризуя литературу Персии,останавливается на педагогических идеях,содержащихся в ней.Однако с сожалением приходится констатировать,что Э.Браун не раскрыл нравственного значения литературных памятников доисламского периода.
Иного мнения,чем Э.Браун,придерживается другой английский востоковед А.Арберри,который считает этические сочинения Средневековья непосредственным продолжением доисламской назидательной литературы.
Указанные труды посвящены изучению разнообразных аспектов истории школы и развития педагогической мысли таджикского народа послеисламского периода. Но их анализ показывает,что доисламское развитие этой отрасли науки до сих пор не исследована.
Для данного периода истории таджикского народа характерны большие перемены в политической,экономической и культурной жизни. К их числу можно отнести создание огромных государств (Ахаменид-ская,Кушанская,Сасанидская империи и др.) в результате непрерывных завоевательных войн и междоусобиц.Этот фактор ставит ещё одну проблему перед историком педагогики:завоевания одних народов другими приводило неизбежно либо к ассимиляции культуры побежденных народов,либо к взаимопроникновению их культур.Изучение истории воспитания,школы и педагогической мысли в прошлом,анализ основных положений педагогического наследия в разные периоды её развития свидетельствуют о неоценимом вкладе народов Средней Азии и Ирана, в частности таджиков,в развитие мировой педагогической науки.
Экономическая, социальная, политическая и духовная специфика жизни народов Средней Азии и Ирана в древности наложила существенный отпечаток на развитие педагогической мысли в этом регионе.Та-
кая общественная специфика стимулировала разработку в рамках педагогической мысли проблем,связанных с осмыслением целей и путей формирования таких типов личностей,которые четко знали свое место в жестокой социальной структуре,беспрекословно подчинялись бюрократическому аппарату восточной деспотии .Действительно,в условиях деспотизма человек никогда не воспринимался независимой,дееспособной личностью,гражданином.С другой стороны,наличие сельской общины способствовало консервации представлений о воспитании народных масс,уходящими своими корнями в эпоху разложения доклассового общества.Безраздельное господство религиозного мировоззрения, что было типично для древней Средней Азда и Ирана,заставляло уделять особое внимание проблемам религиозного воспитания,впитавшего в себя во многом и нравственное воспитание.Воеточная деспотия в ранние века породила такие формы воспитания,каких почти не знала история человечества,в том числе воспитание беспрекословного подчинения и ограничения желаний у зороастрийцев в "Авесте" или система обучения в 1>нди Шапурской академии.
Разработка сущности этих и иных противоречий;а также анализ истории воспитания,школы и развития педагогической мысли таджикского народа с древнейших времен (УІІ-УІ вв.до н.э.) до возникновения ислама составляет концептуальную идею настоящего исследования.
Проблема исследования вытекает из существующего противоречия, сущность которого определяется необходимостью использования в процессе воспитания и обучения прогрессивных педагогических идей прошлого и недостаточной их изученностью исторической педагогической наукой.
Исходя из этого и определен выбор темы исследования "История
- 17 -воспитания,школы и педагогической мысли таджикского народа с древнейших времен до возникновения ислама**.
Предметом исследования послужило историко-педагогическое наследие и письменные памятники таджикского народа с древнейших времен до возникновения ислама.
Объектом исследования явились состояние воспитания,школы и развитие педагогической мысли таджикского народа с древнейших времен до нашествия арабов.
Цель исследования состоит в анализе истории воспитания,школы и развития педагогических идей с древнейших времен до нашествия арабов и выявлении общих закономерностей и специфических особенностей данного периода.
Исходя из цели исследования была выдвинута рабочая гипотеза. Объективное изучение истории воспитания,гаколы и развитие педагогической мысли таджикского народа в древние времена до возникновения ислама и построение на данной основе педагогической концепции исследуемого периода позволит восполнить недостаточное изучение проблемы истории пелагогики таджикского народа и определить его значимость в становлении педагогического сознания современного общества.
Определение цели и гипотезы позволило выделить следующие задачи:
выявить политические,исторические,социально-экономические и культурные условия становления и развития Средней Азии и Ирана в древние времена до возникновения ислама, показать их влияние на процесс воспитания и развития педагогической мысли;
определить место воспитания и школ в развитии педагогической мысли таджикского народа;
раскрыть общие и специфические особенности воспитания,школ и педагогических идей в данный период;
выявить наиболее распространенные и эффективные педагогические методы,способы и идеи по проблемам теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения.
Мет од о л о гиче скую основу ^ссле^овашя составили философские положения об исторической вваимосвязи общественных явлений,человеческой деятельности,об учете исторического опыта при осмыслении современных задач воспитания;фундаментальные положения педагогики о приоритете воспитания в развитии человеческой личности;роли истории педагогики в раскрытии кардинальных педагогических проблем.
Источниковедческую базу исследования составили:
I.Древние таджикско-персидские памятники письменной культуры: "Авеста", "Динкард*,"Бандахишн" и др.
2.Письменные памятники пехлевийской литературы:"Ядгар Заре-ран",пКарнамаки Артахшери Папакан","Дарахт Асурик","Хусрави Ка-вадан уд Редак","Менаги хирад" и др.
3.Фундаментальные мысли о школьном образовании К.И.Салимовой, А.И.Пискунова,лЛ.Гончарова,Н.Д.Константинова,М.А.Арипова,И.О. Обидова,М.Л.Лутфуллоева,Х.С.Авзалова,И.А.Арабова и др.
4.Философская и историческая литература:Б.Г.Гафуров "Таджики**, А.М.Богоутдинов "Очерки по истории таджикской философии".
5.Труды русских и таджикских востоко-литературоведов:В.В.Бар-тольда,А.Э. Берт ельса,Е.Э.Бертельса,С. Б. Брагинского, А. Н.Болдырева, С.Айни,Р.Хади-Заде,А.Афсахзода,С.Саъдиева и др.
б.Таджикская советская энщклопедия,"Гияс-ул~лугот", "Словарь педагогических терминов","Словарь литературоведческих терминов",
- 19 -"Философский словарь" и др.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1)Анализ философской,историко-педагогической литературы,фундаментальных трудов востоковедов,посвященных истории школн,воспитанию и педагогической мысли таджикского народа в древние времена до возникновения ислама.
2)Изучение письменных памятников древности и пехлевийской литературы,как:"Авеста","Динкрад","Хурда Авеста" ,"Ядгар Зареран", "Драхт асурик" и др.
3)Отбор,систематизация и обобщение педагогической мысли изучаемого периода.
4)Сопоставительный анализ,оценка педагогических взглядов,школ и народных традиций.
5)Беседы и интервью в ходе встреч с историками,востоковедами, педагогами и литературоведами.
Основные этапы исследования:
1Л989-1993гг.~ ознакомление с материалами,дающими представление о состоянии педагогической мысли таджикского народа с древнейших времен до возникновения ислама.Важно было выявить условия, способствующие претворению в жизнь передовых идей обучения и воспитания, а также причины,тормозящие их развитие.Отсюда наше внимание было сосредоточено на изучении истории общественной,политической и культурной жизни Средней Азии и Ирана.Давалось теоретическое .обоснование изучаемой проблемы.
II.I993-I996 гг.- установление связей между педагогической мыслью ранних веков с педагогическими взглядами периода пехлевийской дидактической литературы;изучение влияния передовых педаго-
-.логических идей Авесты на педагогические идеи периода правления Ахаменидов и Саманидов;рассмотрение специфических особенностей педагогических взглядов,выявление закономерностей становления школы и педагогической мысли в последующие периоды до распространения ислама.
III.1996-1999 гг.- определение и систематизирование материалов об истории школы,воспитании и педагогических взглядах,характеристика педагогической мысли свойственной векам,обработка и интерпритирование полученного материала, оформление выводов и рекомендаций исследования.
5i3JL2S 222ї*зна Е2!М:эТ0 первое монографическое исследование по изучению истории воспитания,школы и педагогической мысли ранних веков до возникновения ислама.Систематизирована педагогическая мысль таджикского, народа с древнейших времен,проана-лизированны педагогические идеи древних и пехлевийских письменных памятников по воспитанию человека в целом на идеале человека будущего;представлена система педагогических взглядов,направленная на гармоническое развитие личноститеоретически обоснованы реальные условия и противоречия Средней Азии и Ирана в рассматриваемый период,связанные с экономическим и культурным отставанием страны и противоречиями религиирассмотрены развитие педагогической мысли и закономерности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в различных типах школ (храмы, дабистоны,дабиристаны,монастыри,академии),а также влияние педагогических идей древних письменных памятников на развитие педагогической мысли народов Востока.
- Рассмотрены развитие педагогической мысли и закономерности воспитания подрастающего поколения в пехлевийской назидательной
- 21 -литературе и придворных школах.
- Доказано влияние педагогических идей ранних веков на развитие педагогической мысли народов Востока в последующие периоды.
9еМ2Н22 ШШ2.9!к %<&йШ2ШШ заключается в том,что дан всесторонний анализ истории воспитания,школы и педагогической мысли изучаемого периода,исследованы закономерности развития образования и воспитания таджикского и иранского народов в Древнем мире на конкретном историческом материале и дошедших до наших дней оригинальных письменных памятниках.Анализ и оценка истории воспитания,школы и педагогических идей далекого прошлого позволили выделить ряд рекомендаций по воспитанию и образованию молодежи в современный период.Материалы,полученные в ходе исследова-ния,могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики и истории таджикского народа и разработке спецкурсов и спецсеминаров по теории и истории национальной педагогики в вузах республики,институтах повышения квалификации учителей,при создании монографий фундаментальных исследований,научных и дипломных работ,составлении учебных пособий и программ по истории таджикской педагогики;при создании научно-критического текста и популярного издания памятников таджиков.Факты и выводы,содержащиеся в исследовании,могут оказать помощь педагогическим и научным работникам, а. также родителям в воспитании молодежи в духе патриотиз-ма,уважения к духовным и культурным ценностям народов Востока и Таджикистана в частности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена изучением разнообразных литературных источников,значительная часть терминов которых введена в научный оборот с учетом современных философских,культурологических концепций при анализе исследуемого историко-педагогического материала,а также совокупно-
- 22 -сти различных методов изучения, адекватных цели и задачам исследования.
52МЁЙ адресаций результатов проведенного исследования в практику явилось обсуждение диссертации в лаборатории истории педагогики и национальной школы Таджикского научно-исследовательского института педагогических наук,в отделе истории,науки и техники Института истории,археологии и этнографии АН Таджикистана, на научном совете Таджикского научно- исследовательского института педнаук,а также на заседании кафедры педагогики в Государственном университете им.рудаки города Куляба.Результаты исследования в виде сообщений и докладов " ''."' излагались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Кулябского государственного университета,Душанбинского педагогического университета им.К.Джураева,а также в лаборатории истории педагогики и национальной школы Таджикского научно-исследовательского института педагогических наукС 1994-1999гг.).
Основные выводы и положения исследования в настоящее время используются при чтении спецкурса по истории педагогической мысли народов Востока в Таджикском государственном педагогическом университете и Кулябском педагогическом училище.По материалам исследования автором подготовлены и прочитаны лекции среди учителей Хатлонской области и в Центральном иснтитуте переподготовки и повышения квалификации работников образования и методических служб в г.Душанбе.
9Ш2ШШ. 222Ш5ШШ»2Н222й2ё 2 защиту:
I.Изучение специфики взаимодействия социально-педагогических факторов развития Средней Азии и Ирана в древности до возникновения ислама предопределили основные препосылки становления истории
- 23 -воспитания,школы и развития педагогической мысли таджикского народа исследуемого периода;возникновение и формирование пехлевийской и манихейской дидактической литературы назидательного характера,способствующей совершенствованию учебно-воспитательной работы в школах различного типа (храмы,дабистаны,дабириста-ны,1Ундишапурская академия,гимназии) распространение педагогической мысли среди народа.Негативные аспекты становления и развития педагогической мысли обусловлены отсутствием в Средней Азии и Иране в ранние века государственной системы образования и сильным влиянием зороастрийского духовенства на обучение и воспитание молодого поколения;господством древних предрассудков и других отживающих систем,против чего выступили прогрессивные деятели и мыслители.
2.1а основе процесса взаимодействия народной педагогики,педагогических идей "Авесты",пехлевийской литературы назидательного характера развивалась новая,прогрессивная педагогическая мысль,оказавшая сильное влияние на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
3.Педагогические идеи письменных памятников:*Авесты**,"Дин-карда", "Хурда Авеста" и пехлевийская назидательная литература -подняли на новую ступень развитие личности посредством умственного, нравственного, духовного,физического и трудового воспитания молодежи.
4.Педагогические идеи письменных памятников пехлевийской литературы в ранние века до возникновения ислама способствовали становлению процесса обучения и воспитания в учебных заведениях того времени: выдвинутые ими методы, средства обучения и воспитания явились предпосылкой научно обоснованного подхода к решению
- 24 -проблем теории воспитания и дидактики.
2їЕЇШі ffiEE322- Диссертация состоит из введения,четырех глав,заключения и списка использованной литературы.