Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Попова Галина Семеновна

Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха)
<
Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Галина Семеновна. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1998 201 c. РГБ ОД, 61:99-13/549-9

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕИНО-БЫТОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ЯКУТСКИХ ДЕТЕЙ 16

  1. этнопедагогическое осмысление воспитания детей у народа саха 16

  2. Современные проблемы семейного воспитания детей 50

  3. Модель этнопедагогической системы традиционного семейно-бытового воспитания детей 59

ГЛАВА 2.0РГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЯКУТСКИХ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ СЕМЬИ
И БЫТА 65

  1. Программа опытно-экспериментальной работы 65

  2. Региональная специфика традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей 79

  3. Приобщение детей к исконным традициям народа как организационно-педагогическая система семейно-бытового воспитания (на примере северных улусов Республики Саха) ' 99

  1. Дифференциация воспитают детей у парода Саха 101

  2. Якутская традиционная система подготовки детей к будуїцей семейной жизни. Трудовая и профессиональная ориентация детей 119

  3. Формирование основ нравственно-этических и духовных ценностей личности 129

2.4. Пути развития традиций семейно-бытового воспитания якутских детей 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

БИБЛИОГРАФИЯ 164

ПРИЛОЖЕНИЯ 178

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Прогрессивные народные традиции возникают в результате сообразности человеческой жизнедеятельности с окружающей природой. Противоестественные, тормозящие прогресс традиции насаждаются народу административной властью и поэтому становятся временным явлением. С отменой существующего общественного строя необходимость в них исчезает. Народ обращается к своим истокам и вековым традиционным средствам сообразного с природой жития. В настоящее время нации и народности бывшего Союза, в том числе народ саха, живут в подобной ситуации.

Возрождение традиций опирается на этническое самосознание народа. Этнос возникает и развивается в результате полной гармонии общности людей с окружающей природой. Поэтому в данный момент на передний план выходит возрождение принципа природосообразности традиций семьи, сохранение генофонда нации и национального самосознания народа.

Концепция обновления и развития национальной школы послужила толчком к глубокому массовому изучению корней, сути, особенностей народной педагогики. Идет большой подъем творческого поиска в педагогической среде.

В республике всемерно решаются проблемы возрождения и самоопределения не только коренных народов, но и многих этнических групп, общин, сообществ, идет поиск путей приобщения к своим истокам. Ряд мер по возрождению национальной культуры, народной педагогики и по поддержке семьи находит широкий отклик у многих национальностей как

4 внутри, так и за пределами республики, что доказывает правильность выбранного пути.

Народ саха, представляющий собой единую нацию, но проживающий на обширной территории, согласно природно-ландшафтным условиям, состоит из нескольких региональных групп, как центральная, Еилюйская, южная и северная группы улусов. Притом, северная группа, охватывающая всю Арктическую зону республики, естественно разделяется по устьям больших рек. Народ саха, расселившийся в столь различных природных условиях, имеющий сложные исторические корни, несмотря на свою малочисленность, состоит из отличающихся друг от друга трех составляющих. Якуты, проживающие в северных улусах, в современном своем состоянии признают себя обособленной, укоренившейся В данных природных условиях частью народа саха. Со своим жизненным укладом, традициями, создавшимися в суровых условиях выживания и в полиэтнической среде обитания. Имеются объективные основания считать, что эффективность возрождения традиций народа саха, в том числе традиций воспитания детей, зависит от учета их региональной специфики, различий в причинах их отчуждения и забвения, в возможностях восстановления и дальнейшего развития.

У северных якутов в настоящее время функционирует своеобразная смесь традиций семьи и быта разных народов. Под влиянием государственного патернализма, длительного соприкосновения с коренными народностями Севера и иноязычным населением, из-за большой удаленности места проживания от центральных якутских улусов, и более суровых природно-климатических условий у северных якутов произошли более глубокие изменения в привычках, нравах,

5 обычаях, традициях, которые в годы замены диалектики всеобщего, особенного и индивидуального целью создания единой нации, всемерно поощрялись и поддерживались.

Существовала реальная угроза стирания национальных особенностей северян. А необходимость в особо бережном отношении к сохранению и развитию каждой составляющей индивидуальности малочисленного народа очевидна, ибо из частей состоит целое. "Дробление нации на несвязанные между собой части приводит к ее распаду" (39, с. 342) .

Будущее нации всецело зависит от воспитания подрастающего поколения, от сохранения его языка, культуры, традиций. Воспитание детей закладывается в семье, определяется внутрисемейными отношениями, общечеловеческими ценностями и опирается на выработанные народом традиционные методы и средства воспитания. Методы народного воспитания претворяются в жизнь в первую очередь через традиции семьи и быта. "Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими являются педагогические", - считает К.С.Чиряев (99, с,

80) .

Изучение опыта и традиций народной педагогики не только способствует возвращению семейной педагогики в естественное русло, но и выявляет национальную специфику воспитания. Тем самым практически реализует основную идею народа о гармонии человека с окружающей природой. В век острых экологических и социальных проблем становятся актуальными и приобретают общечеловеческое значение идеи гармонии человека с окружающим миром, культ Природы.

Исходя из вышеизложенного, особую значимость приобретает этнопедагогическое осмысление сущности воспитания детей на народных традициях семьи и быта с учетом данного периода исторического развития. Необходимость исследования обуславливается и тем, что проблема семейно-бытового воспитания детей на, материалах этнопедагогики народа саха с учетом ее региональной специфики еще не была предметом специального изучения. Принцип «мыслить глобально - действовать локально» применительно к этнопедагогике означает актуальность сохранения индивидуальности этнических и внутриэтнических традиционных систем воспитания подрастающих поколений.

В ходе исследования мы опирались на фундаментальные труды классиков педагогики Я.А. Коменского, А.Дистервега, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, построенных на таких идеях народной педагогики, как природосообразность, гуманизм. Теоретический анализ идей демократизма, духовности в педагогических трудах Л .Н. Толстого, К. Д. Ушинского позволили установить закономерность в самобытной системе воспитания детей в семье. Идеи культуросообразности воспитания детей питают Концепцию обновления и развития национальных школ, являющуюся основным ориентиром учебно-воспитательного процесса. Развитие личности на основе ее природных, этнических особенностей как путь обогащения общечеловеческой культуры рассматривал СИ. Гессен. Этнопедагогику как науку, народную педагогику как духовное богатство и индивидуальность нации ставит Г. Н. Волков. На его фундаментальные труды опираются многие современные авторы, исследовавшие педагогические традиции разных народов: адыгов (И.И.Бузаров, И.А.Шоров), азербайджан (А.Ш.Гашимов), армян (В.Х.Арутюнян), белорусов (А. П.Орлова). бурят (Д.М.Бурхинов,

7 Т.Д.Замбалова, Б.Ш.Моломов) , грузин (А. Ф.Хинтибидзе), дагестанцев (Ш.А.Мирзоев, З.М.Магомедова) , народов

Средней Азии и Казахстана (К.Пирлиев, А.Э.Измайлов), народов Сибири и Дальнего Востока (В.Ф.Афанасьев), русских (Г.С.Виноградов, Е.М.Христова, А.М.Леонов и др.), татар (Я.И.Ханбиков) , тувинцев (Т.Т.Мунзук, Г.Д.Сунду и др.), украинцев (М.М.Стельмахович), работы которых позволили сделать выводы о методах и средствах семейного воспитания. Основой для их систематизации мы взяли разработки И.С. Портнягина, Г.Г. Попова.

Концепция деятельностного подхода к воспитанию детей, впервые примененная в советской системе народного образования А.С.Макаренко и впоследствии разработанная С.Л.Рубинштейном, А.В.Петровским, А.Н.Леонтьевым и др./ взятая группой якутских авторов во главе с А.П. Оконешниковои за несущую идею программы приобщения детей к возрождению и развитию коренной культуры «Эркээйи», послужила нам основой для разработки организационно-педагогической системы по проблеме. Здесь также использована идея сотрудничества с детьми, отраженная в трудах многих прогрессивных российских педагогов, как П.П. Блонского, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, С.Л. Соловейчик и др., а также таких авторов, как М.Д.Гермогенова, претворивших идею сотрудничества с детьми в школах республики. Осмысление этнопсихологии саха осуществлено с помощью научных разработок У.А.Винокуровой.

Источником для изучения народной педагогики саха являются труды первых исследователей Г. Миллер, Я. Линденау, А.Ф. Миддендорф, В.Ф. Трощанского, А.Я.

Уваровского, политссыльных И. А. Худякова, Э,К.

Пекарского, В.М. Ионова, В.Л. Серошевского, описавших с позиции постороннего наблюдателя традиции семьи и быта, нравов и верования. Сравнение их описаний с научными трудами и художественными произведениями мыслителей, теоретиков, писателей из числа самого народа, начиная с А.Е. Кулаковского, Г.В. Ксенофонтова, С.А. Новгородова, В.В. Никифорова, П.А. Ойунского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, включая следующую плеяду светлых умов народа в лице Н.Е. и А.Е. Мординовых, Н.Г. Золотарева, Д. К. Сивцева и др., и кончая большими народными талантами, как СП. Данилов, B.C. Яковлев, дает более полное представление о традициях воспитания детей в семье. Этим путем идет широкое исследование педагогической мудрости народа саха (В.Ф. Афанасьев, П.П. Борисов, К.С.Чиряев, Ф.А. Васильева, Р.Я. Антонова и др.)

Основоположник музея народной педагогики К. С. Чиряев являлся вдохновителем и помощником при изучении истоков народных педагогических идей. Его убеждение в ведущей роли семьи в воспитании детей служит ориентиром для организационно-педагогической деятельности. Философское осмысление семейно-бытовых традиций Б.Н. Поповым, его взгляды на основы педагогической культуры семьи и диалектику всеобщего, особенного и индивидуального натолкнули на проблему исследования.

В Республике начались разносторонние научные исследования истоков народной педагогики саха. Ценные идеи об использовании народной педагогики в воспитнии детей мы нашли в трудах А.А. Шадриной, P.M. Вравиной, Л. И. Федоровой, А. Д. Семеновой, Е.Д. Макарова и др. В осмыслении якутского народного идеала совершенной личности использованы научные видения Л.А. Афанасьева, К.Д. Уткина, И.С. Портнягина.

По физическому совершенствованию детей и традиционным играм опирались на работы Н.К. Шамаева, В.П. Кочнева.

Утверждение об управляемости воспитательного процесса с помощью традиций народной педагогики отмечено у Д.М.Бурхинова, Д.А.Данилова, С.Д.Намсараева, А.Г.Корниловой, изучавших этническую педагогику народов Сибири. По организации воспитания в целом придерживаемся концептуальных идей, разработанных Л.И.Аманбаевой, Н.С.Сивцевой.

В последние годы появляется ряд исследований в области традиций воспитания детей у якутов (М.Г.Колодезникова - этнодидактические традиции, С.Н. Шадрина - нравственные традиции, Л.И. Омукова, А.П.Шамаева, Е.П.Чехордуна - традиции социума, Алаас К. -традиции воспитания девочек и др.)

Как видно из обзора литературы, цельная система традиционного воспитания детей изучается на разном уровне и по различным направлениям.

Но анализ разработанности выбранной нами проблемы показал, что этнопедагогическое осмысление воспитания гармоничной (кипилии), всесторенне развитой (дэгиттэр) совершенной личности (толору сайдыылаах айыы кипитэ) в народе саха еще не завершено. Кроме того, в исследованиях процесса воспитания еще не рассматривалось воспитание детей на основе семейно-бытовых традиций в целом, тем более не исследовалась региональная специфика этой проблемы.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования "Этнопедагогическая систематрадиционного семейно-бытового воспитания якутских детей" (на примере северных улусов Республики Саха).

Объект исследования: семейно-бытовые традиции воспитания детей.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия воспитания якутских детей на основе их приобщения к исконным семейно-бытовым традициям народа.

Цель исследования: определить модель этнопедагогической системы воспитания детей у народа саха на основе традиций семьи и быта и разработать организационно-педагогические условия ее восстановления у северных якутов.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи: теоретически осмыслить воспитание детей на основе исконно-якутских семейно-бытовых традиций; изучить специфику воспитания детей на основе традиций семьи и быта в северных улусах Якутии; экспериментально обосновать пути восстановления семейно-бытовых традиций воспитания якутских детей в условиях севера республики; разработать научно-практические рекомендации для северных якутов по воспитанию детей на основе прогрессивных традиций семьи и быта народа саха.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс восстановления системы традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей в северных улусах будет идти более успешно, если: система методов и средств семейного воспитания соответствует процессу природного развития ребенка; прогрессивные идеи народной педагогики положены в основу воспитания детей в семье и в коллективе; восстановление исконных семейно-бытовых традиций воспитания детей осуществляется на деятельностном подходе, подразумевающем субъектов и объектов воспитания добровольными соучастниками, сотворцами данного процесса.

Важными предпосылками эффективного решения проблемы исследования являются потребность населения в национальном самоопределении, возвращение семейного уклада, внутрисемейных отношений, процесса воспитания детей в естественное русло и отсюда вытекающая востребованность традиционных методов и средств воспитания.

Методологической основой исследования являются положения: индивидуальность ребенка - будущее семьи, рода, народа; единство национального и общечеловеческого в этнопедагогике; диалектика общего, особенного и отдельного; важная роль активности личности в ее собственном развитии и формировании в процессе целесообразной деятельности; основные положения Концепции обновления и развития национальной школы и воспитания детей в Республике Саха (Якутия); идеи природосообразного и культуросообразного воспитания личности; идея натурфилософии народа саха об единстве природы и человека; целеполагание научной педагогики о всестороннем и гармоническом развитии личности в процессе воспитания.

В ходе исследования применены следующие методы: теоретический анализ научных трудов по педагогике и смежным дисциплинам, близких по содержанию к теме исследования, и педагогических идей народа; изучение и обобщение опыта воспитания в семье, заключающееся в теоретическом осмыслении и выведении основной мысли опыта; педагогическое наблюдение, исследовательская беседа; социологические методы исследования ( анкетирование, социологический опрос семей, рейтинг); педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, естественный (выяснение состояния традиционного семейного воспитания, реализация программы эксперимента, проверка полученных данных, создание педагогических ситуаций для естественного восприятия традиций народа семьями); статистическая обработка данных исследования; изучение школьной документации.

База исследования: опытно-экспериментальная работа в шести наслегах Момского (Хонуу, Саасыыр, Буор Сысыы, Соболоох, Орто Дойду, Суот Тиит), в центрах Абыйского, Оймяконского улусов Республики Саха (Якутия).

Организация и этапы исследования:

Первый этап - подготовительный (1991-1994г.г»), включал в себя разработку теоретических и методологических основ концепции исследования, изучение и анализ литературных источников по исследуемой теме, определение предмета, цели, гипотезы и задач опытно-экспериментальной работы.

Второй этап - основной (1994-1997г.г.). Содержит опытно-экспериментальные исследования, в ходе которых проверялась достоверность положений гипотезы, систематизацию экспериментальных данных, их публикацию в периодической и педагогической печати.

Третий этап - заключительный (1997-1998г.г.) - был посвящен дополнительной систематизации и обработке результатов исследования, проверке и уточнению методологических и концептуальных положений, литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключена в выяснении уровня сохранения и функционирования исконно-якутских традиций воспитания, их региональной специфики, педагогического воздействия местных и приобретенных традиций семьи и быта северных якутов Республики Саха. Обобщен опыт семейного воспитания, определены эффективные пути и условия использования идей и опыта народной педагогики в семейно-Сытовом воспитании детей в условиях северного сельского социума как теоретически обоснованной организационно-педагогической системы.

Теоретическая ценность исследования з а ключа є т ся в концептуализации традиционного семейно-бытового воспитания народа саха, систематизации методов и традиционных средств воспитания, явлений природного развития детей, разработке модели воспитания совершенной личности человека-саха.

Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обосновании организационно-педагогической деятельности по приобщению семьи к возрождению исконных традиций семейно-бытового воспитания детей, национальному самоопределению коренных якутов северных улусов, в разработке практических рекомендаций по дальнейшему развитию народных традиций воспитания, по организации взаимодействия и взаимодополняемости институтов воспитания детей в деле педагогизации родителей. Материалы исследования могут быть использованы для самообразования учителей и учащейся молодежи.

Достоверность и научная обоснованность полученных результатов обеспечены использованием комплекса методов, соответсвующего задачам исследования, репрезентативностью опытных данных, длительностью повседневного непосредственного участия автора в функционировании предмета исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Этнопедагогическое осмысление процесса становления совершенной личности.

Разработанная систематизация: явлений природного развития личности ребенка; народных методов воспитания детей; традиционных средств воспитания детей; годичного цикла исконных традиций жизнедеятельности семьи как модель этнопедагогическои системы традиционного семейно-бытового воспитания детей.

Приобщение современных детей к возрождению и развитию коренных традиций семьи и быта (упуйуу) -основной метод их природосообразного воспитания.

Комплекс оптимальных организационно-педагогических условий для возрождения этнопедагогическои системы семейно-бытового традиционного воспитания детей и практические рекомендации по перспективному решению проблемы исследования.

Апробация результатов исследования и внедрение основных выводов и положений работы осуществлялось в семьях и школах трех улусов Индигирского региона

Республики Саха(Якутия); в выступлениях автора на научно-практических конференциях в г. Якутске (1994г.,1998г.), во Всероссийском детском лагере «Орленок» (1998г.), на X съезде учителей РС(Я) (1996г.), на авторских курсах при ИПКРО (1996г.), в докладе на республиканских педагогических чтениях (1996г.), на лекциях для студентов ЯГУ (1997г.), на региональных семинарах работников образования, на творческих встречах с родителями, педагогами и детьми экспериментальных наслегов; посредством публикации статей и брошюр, содержащих основные идеи, выводы и рекомендации исследования.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертации на Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей (На примере северных улусов Республики Саха)