Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Мустафина Гульнара Акрямовна

Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды
<
Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мустафина Гульнара Акрямовна. Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2001 253 c. РГБ ОД, 61:02-13/109-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Ретроспективный анализ роли домашней предметно- пространственной среды в эстетическом воспитании младших школьников 18-119

1.1. Предметное пространство дома как источник эстетического развития детей 18

1.2. Теоретический анализ роли предметно-эстетической среды в развитии личности 35

1.3. Сущность эстетики домашнего быта 71

1.4. Педагогический потенциал предметного пространства дома в эстетическом воспитании младших школьников 89

Выводы по главе 1 115

Глава II. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий организации Эстетического воспитания младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды 120-208

2.1. Критерии эстетической воспитанности младших школьников средствами предметного пространства жилища 120

2.2. Подготовка и проведение констатирующего эксперимента 137

2.3. Педагогические условия организации эстетического воспитания младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды 159

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 184

Выводы по главе II 197

Заключение 202-208

Список литературы 209-237

Приложение 238-253

№№ 1-4- Анкеты 238

№№ 5-8 - Иллюстрации 244

Предметное пространство дома как источник эстетического развития детей

«Идеалы гуманизма возникли, как следствие стремления людей привести в настоящую жизнь сущие ее формы в соответствии с желаемым должным. Гуманистические порывы и стремления людей зародились еще в первобытном строе» (255, с.20). В условиях родового строя, человек постепенно выделяясь из животного мира, начинал осознавать собственное отношение к природе, к другим людям, к самому себе.

Как следствие вытекает вывод о том, что одним из основополагающих принципов педагогики как науки о воспитании человека является принцип гуманизма. Он пронизывает все принципы воспитания и обогащает их содержание.

Содержание и требования эстетики входят составной и неотъемлемой частью в программу гуманистического воспитания, планомерного, целенаправленного и систематического формирования всесторонне развитой личности. Как утверждал В.А.Сухомлинский: «Через красивое - к человеческому - такова закономерность воспитания».

Давно замечено, что жизнь, творчество и красота неразрывно связаны между собой. Эта связь проявляется в труде и быту, во время отдыха и общения. И никто из нас не может обойтись без эстетических понятий и оценок - прекрасного, возвышенного, безобразного и других. С их помощью мы выражаем свое отношение к явлениям природы, предметам материального мира, поступкам людей и произведениям искусства.

История развития эстетики как науки была своеобразной и удивительной. Возникла она в глубокой древности и насчитывает более двух с половиной тысяч лет. И хотя сохранились фрагменты научных сочинений, написанных в Древней Ассирии и с Древней Индии, Вавилоне и Египте, Китае и Японии, которые содержат в себе мысли, относящиеся к этой науке, историю свою она начинает в Древней Греции.

В переводе с греческого слово aesthetic - «эстетика» означает ((чувствующий», то есть способность воспринимать мир чувствами. «В человеке пробуждается способность созерцать, воспринимать красоту, чувствовать окружающий мир, испытывая при этом особое удовольствие и наслаждение» (339, с.8). Еще задолго до того, как наши предки научились лепить и рисовать, за многие тысячелетия до возникновения искусства в сегодняшнем понимании этого слова, возникает и формируется у людей эстетическое чувство.

Уже тогда появлялись мысли об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности людей, и было замечено, что люди познают мир при помощи органов чувств и осмысливают все разумом. Эстетическое чувство появилось по мере развития общественного человека, в процессе познания окружающей среды, природы, совершенствования его трудовой деятельности. Путь, пройденный человеком в целом, так или иначе «повторяет» каждый человек в отдельности.

Контуры науки эстетики обрисовались только к началу XVIII века. Еще через сто с лишним лет она заняла определенное место среди других наук.

Как известно, любая конкретная наука изучает законы той или иной области природы и общества. Она стремится не просто описать, изложить факты, явления и события, но и проникнуть в их суть, открыть законы, выявить цели и задачи.

В настоящее время наука эстетика выражает гораздо более широкое содержание, которое было рассмотрено и изложено в работах многих философов, ученых, искусствоведов, этнографов, педагогов. В общем плане, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. В области эстетики это прекрасное связано с искусством, художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Например, В.И.Толстых дает следующее определение: «Наука эстетики изучает общие законы и особенности эстетической деятельности человека в сфере труда и быта, а также законы и особенности художественной деятельности (искусства)» (338, с.6). Так как эстетика рассматривает не только самые многообразные проявления и формы эстетической деятельности людей, пишет автор, но она также является могучим средством познания и преобразования окружающей действительности. Эстетическое - это понятие широкое, собирательное. В него входят прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, красивое и некрасивое, трагическое и комическое и как они проявляются в природе, обществе и искусстве, утверждает автор (338, с.6). В связи с этим «эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями цивилизации» и дать каждому младшему школьнику начала эстетических знаний (338, с.373).

Огромную роль эстетическое воспитание играет в формировании нравственности. Так, например, Ш.М.Герман и В.К.Скатерщиков утверждают, что «эстетическое воспитание - это важнейшее средство формирование духовного мира, политических убеждений, нравственных принципов человека, особенно его нравственного облика» (113, с. 184).

А.М.Горький называл эстетику «этикой будущего». «Чем больше я читаю, - писал он, - тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь» (119, с.386).

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, безобразное, в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» (263, с.6).

А. С.Макаренко утверждал, что «это воспитание через красоту, воспитание красотой» (227, с. 106).

Б .Г. Лихачев уделяет также большое внимание эстетическому развитию детей. «Важнейшая задача эстетического воспитания, - пишет он, - научить ребенка видеть в окружающем мире: природе, искусстве, домашней среде, человеческих отношениях; духовное богатство, благородство, доброту, порядочность, сердечность и на основе этого утверждать, развивать прекрасное в самом себе» (217, с.41).

По мнению других ученых, эстетическое воспитание - это часть духовной сферы общества, определяющей цели, задачи развития творческих способностей, интеллектуальных и эмоциональных свойств человека и общества в целом. Эстетическое воспитание, по их мнению, должно строиться на гуманитарной основе образования и не сводиться только к определенному комплексу мероприятий, направленных на повышение культуры личности (139, с.125).

Проанализировав различные трактовки понятия «эстетическое воспитание» в научной, искусствоведческой, педагогической литературе, нами было выявлено следующее определение.

Эстетическое воспитание - это формирование эстетических чувств и эмоций, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей ребенка и утверждение его эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности. Необходимо заметить, что сущностные силы человека - это, по определению К.Маркса, «богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо; чувствующий красоту формы глаз и т.д. - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям... Это высшие духовные чувства общественного человека» (238, с.122).

Таким образом, вытекает вывод о том, что основными функциями эстетического воспитания являются формирование эстетика-ценностной ориентации личности ребенка и развитие ее эстетико-творческих способностей.

Каждый возрастной период детской жизни можно рассматривать как своеобразное и полноценное проявление жизненных сил и в каждом возрастном периоде у детей обнаруживается ведущая потребность, удовлетворение которой способствует развитию многообразия деятельности, интересов, способностей и т.д. При этом очень важно, чтобы любая деятельность ребенка несла на себе печать творчества.

Путь эстетического развития ребенка, направлен, прежде всего, на активное и внимательное восприятие окружающего мира, начиная от природы, общения людей между собой, домашнего быта и традиций и заканчивая восприятием красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности человека, оказывающее значительно более глубокое и серьезное влияние, если он начинается в самом раннем возрасте.

В связи с этим рассмотрим более подробно особенности формирования и развития потребностей детей младшего школьного возраста. «... Потребности следует рассматривать как ядро личности, как самую единственную ее характеристику» (311, с.22). «Наряду с другими потребностями (в пище, одежде, жилище) у человека есть и потребность в прекрасном», - отмечает В.И.Толстых (335, с.7). Одним из важнейших условий наличия эстетических потребностей, чувств, переживаний, - пишет автор, - является глубокое интеллектуальное развитие человека (336, с.373).

Теоретический анализ роли предметно-эстетической среды в развитии личности

Среда - понятие древнего происхождения, пришло к нам из глубины веков. «Вспомнил Бог об Аврааме, и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот» (Библия).

За время своего существования это понятие обросло различными историческими смыслами и культурными значениями. Среду отождествляют с почвой, веществом, пространством, окружением, предметами и прочее.

Эстетическое освоение предметно-пространственной среды всегда осуществлялась в двух направлениях. Наряду с философским осмыслением красоты предметного мира в соответствии с общественно-эстетическим идеалом в каждый конкретно исторический период происходило практическое преобразование среды обитания человека (152, с.4). Хотя, теоретические обобщения и практические преобразования не всегда соответствовали друг другу по уровню своего развития, но они являются свидетельством исторического процесса формирования эстетики как науки.

Прежде всего, современная эстетическая наука поднялась до осознания необходимости создания теории влияния предметно-вещного пространства на эстетическое развитие людей. Обращаясь к прошлому, можно выделить ряд исторических периодов в освоении красоты вещи и предметного мира. Существенный вклад в эстетическое преобразование предметно-бытового мира были сделаны в античную эпоху, эпоху Возрождения, в средние века, затем в эпоху Просвещения и т.д. Мы хотели бы остановиться на характеристике основных этапов становления эстетической мысли в изучении красоты предметно-пространственной среды.

1. Эпоха Античности.

Первые эстетические учения о красоте предметного мира, утверждает Л.В. Земляну хина в книге «Эстетика, этнография, быт» зародились в глубокой древности, более двадцати пяти столетий тому назад в эпоху античности (152, с.7). Они составляли неотъемлемую часть философских знаний о прекрасном и имели в своей основе общую картину мира, представления о Вселенной как о едином, неделимом космосе. Целостность понимания природы оказывала воздействие на философские воззрения, эстетические представления о красоте предметного мира, о единстве проявления в нем материальной и духовной жизни общества.

Следует согласиться с автором, что «единство высокой духовности и бытовой повседневности стало общим принципом эстетического осмысления мира в эпоху античности. Красота для людей того времени была не только актом сознания, духовности, но и материальной деятельности, реализующейся в искусстве, предметно-вещных формах, бытовой среде» (152, с. 10).

Для осмысления красоты предметно мира мы можем обратиться к литературно-художественным памятникам того времени. Например, в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Гесиода «Труды и дни» (VIII век до н.э.) воссоздается широкое полотно социальной действительности, дается правдивое, почти документальное воспроизведение событий и жизненных ситуаций, которые своеобразно преломляются через бытовую повседневность. Поэтому сегодня мы можем использовать художественную литературу, наряду с археологическими памятниками, находками, в качестве источника изучения быта, уклада жизни и эстетической направленности людей одного из древнейших периодов истории.

Здесь также представляет интерес эстетический анализ жизненного уклада и быта в эпоху античности, сделанный исследователями последних лет на материале древнегреческого эпоса (А.В.Иконников, Г.С.Кнабе, А.ФЛосев, М.Ф.Овсянников, В.Татаркевич, В.И.Уколова и других), в основном изучавших литературное наследие Гомера.

Например, Гомер подробно описывает роскошный пир, которым царь Агамемнон ознаменовал победу героя ахеян Аякса над всемогущим героем Трои Гектором. В нем принимают участия не только простые воины, но и отличившиеся в сражениях герои: «рассекает тушу Ахиллес благородный,

Менетид благовидный разводит жаркий огонь», «Пелид вертела над огнем простилает и священною солью кропит».

Как правило, не забывали и об эстетическом обустройстве пиршества. Автор «Илиады» повествует о том, как «Патрокл по столу в красивых корзинах хлебы расставляет», «почетных гостей усаживают на креслах», «на пышных коврах пурпуровых», воздают хвалу победителям, преподносят им в дар не только бесценные сокровища, но и необходимые для жизни предметы быта: прекрасно расписанные кувшины, лохани, треножники, красивые изделия из железа, меди, золота, дарят коней, жен, к рукоделию искусных. Отличившихся в сражениях воинов награждают особо драгоценными подарками: престижным считалось получить в дар щит, золотой кинжал, золотое ожерелье, запястье, персидское платье, коней с золотой уздой или с колесницей античных героев. Также обменивались дарами и сражавшиеся друг с другом герои, выражая тем самым взаимное уважение и преклонение перед мужеством и стойкостью соперника: «Гектор...меч подает среброзвоздный вместе с ножнами его и красивым ремнем перевесным, сын Теламона вручает блистающий пурпуром пояс».

Обычаи, быт, верования различных народов, как реально существующих, так и мифологических, широко представленный в другой поэме Гомера -«Одиссее». Сюжетная линия поэмы позволяет автору создать этнографически точную картину быта его современников.

Так, например, занесенный злосчастной судьбой к феакийскому царю Алкиною, Одиссей знакомиться с обрядами гостеприимства этого народа: «Благородный племени старец» обращается к царю с просьбой достойно принять прибывшего издалека гостя: «с пепла поднявшись, на стул среброкованный с нами его ты сесть пригласи и глашатаю в чаши вина дорогого влить повели...».

Труд и домашний быт различных народов представлены в «Одиссее» во всех подробностях. Особенно автора восхищает все то удивительное и талантливое, что создано руками человека. Его не перестают удивлять ремесла, подобные искусству, умение изготавливать драгоценные одеяния, ризы, столь плотные ткани, что «в них не впивалось и тонкое масло». Эстетически оформленная вещь, преподносимая в дар, также приобретала символическое значение.

Внимание к горестям и несчастьям Телемаха, мечущегося в поисках Одиссея, передается через драгоценный подарок, который царь Менелай вручает ему при прощании: «я из многих сокровищ, которыми здесь обладаю, самое редкое выбрал тебе на прощальный подарок; дам пировую кратеру богатую; эта кратера вся из серебра, но края золотые, искусной работы Бога Гефеста...».

«Если в античной эстетике раннего периода в образных описаниях предметно-бытовой среды запечатлелось естественное влечение человека к красоте вещи, то в более зрелый классический период формируются различные концепции, школы, направления, рассматривающие различные соотношения категорий пользы и красоты, утилитарно-практического и эстетического в их органичной целостности» (171, с.68).

Различные учения об эстетической природе вещи основываются на философских трудах и представлениях о мире Протагора, Сократа, Аристотеля, Демокрита и других мыслителей древности (V-IV в. до н.э.).

Например, Сократ развивал учение о прекрасном в устных диалогах, которые затем передают в своих сочинениях его ученики Платон и Ксенофонт. В понимании красоты Сократ основывался на философском осмыслении мира. Как материалист он ищет красоту в реальных вещах и предметах, окружающих человека. В бесконечном разнообразии красоты отдельных предметов Сократ находил общие наиболее характерные черты прекрасного.

По мнению, относительность красоты вещей порождается их различной соотнесенностью с жизнью человека, его практической деятельностью. Следует согласиться с автором, который утверждает, что красота сама по себе, вне связи с человеком не имеет смысла. Человек испытывает благо как от общения с искусством, так и с эстетически оформленным пространством, бытовыми вещами, архитектурными постройками. «Целесообразность постройки домов, предназначенных для повседневной жизни, предполагают не только красоту и эстетическую выразительность внешних форм, но и удобство, комфорт, благополучие», - утверждал Сократ.

Критерии эстетической воспитанности младших школьников средствами предметного пространства жилища

Вопросы формирования эстетического развития детей средствами домашней предметно-пространственной среды, как показывает теоретическое исследование, особо актуальны в настоящее время. Но сегодня уже недостаточны теоретические представления о воспитательных возможностях микросреды дома, и недостаточно ставить вопрос об эстетическом воздействии вещно-бытовой среды на личность ребенка. В настоящее время необходимо знать, как же практически осуществляется воспитательное воздействие домашней предметно-пространственной среды на духовно-эстетический мир детей, нужна также разработка методов и принципов практической организации воспитательного процесса на основе знания закономерностей связи развивающейся личности ребенка и средой своего обитания.

Разработка методики и определение критериев эстетического воспитания одна из важнейших условий диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представление о сущности детской личности, ее основополагающих ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого необходимо опираться и учитывать возрастные особенности детей.

Педагогам и родителям важно учитывать основные особенности развития личности в определенной возрастной группе, их возрастные возможности усвоения детьми окружающей действительности, эстетическая направленность их содержания, неразрывность связи с жизнью, соответствие детским устремлениям и увлечениям.

В младшем школьном возрасте дети накапливают и укрепляют знания об окружающей среде, об эстетических ценностях, культурном поведении. Поддерживаем высказывание Б.Т.Лихачева, который утверждает, что «при оценки эстетического развития детей младшего школьного возраста, учитывается не только прочность их умений, навыков, привычек, но и знания эстетических требований, умения критиковать негативные, неэстетические стороны окружающей их действительности, умение видеть и различать «красивое» и «некрасивое»» (218, с.293).

Целесообразность модели воспитательного пространства определяется системой критериев оценки ее эффективности. Выделение критериев всегда выступает как самый сложный вопрос любого исследования. В данном случае это усложняется необходимостью выявления эффективности эстетического воспитания младших школьников в условиях домашней предметно-пространственной среды и ее влияния.

Под критерием эстетической воспитанности детей средствами домашней предметно-пространственной среды мы понимаем показатель, на основе, которого определяется уровень эстетического развития младшего школьника посредством микросреды дома.

Исследование и анализ педагогической литературы подтверждает сложность выработки критериев эстетической воспитанности детей через домашнюю предметно-пространственную среду, с помощью которых можно было бы определить степень и уровень эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Если брать воспитательный процесс в целом, то решением проблемы разработки критериев воспитанности и сформированности детей занимались: В.А.Караковский, В.Н.Мясищев, З.Г. Нигматов, Г.С.Закиров, Р.А.Фахрутдинова и другие.

Например, В.Н.Мясищев, указывая на наличие больших трудностей, делает попытку выявить критерии степени общей сформированное детей. Мы хотели бы перечислить некоторые из них, которые имеют непосредственное отношение к нашей работе:

1) преодоление трудностей в удовлетворении потребностей;

2) устойчивость тяготения во времени;

3) внутреннее побуждение, которое отчетливо или скрыто, выражается в речи;

4) соотношение потребностей и требований окружающего.

Внешние требования, указывает В.Н.Мясищев, могут быть внутренним препятствием к осуществлению потребностей, к их торможению, «Потребность может быть осознана, т.е. отражена в речи, но не скрыта» (151, с.ЗЗ).

Как мы видим, перечисленные критерии весьма общи, и могут быть приложены ко многим воспитательным аспектам, но по ним трудно судить о степени эстетической сформированности детей средствами домашней предметно-пространственной среды.

При проведении исследования А.В.Плеханова в работе «Формирование потребности в знаниях у учащихся восьмилетней школы» для выявления критериев сформированности у школьников знаний, использовал следующие данные: прочность усвоенных знаний; прилежность в обучении; устойчивость познавательных процессов и характер мотивов учения и поведения» (151, с.34).

Но эти критерии также не раскрывают всех возможностей предметно-пространственной среды дома в эстетическом воспитании детей.

Следует остановиться на исследовании Г.С.Закирова, которым были взяты следующие показатели уровня самообразования:

1) длительное и устойчивое занятие избранной областью знаний;

2) проявление волевых усилий в преодолении препятствий на пути к удовлетворению потребности;

3) использование свободного времени преимущественно для занятий по потребности;

4) умение творчески применять самостоятельно приобретенные знания в различных условиях учебной и практической деятельности и другие.

Ряд критериев в области средового воспитания приводит В.Г.Бачарова:

1) динамика отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым ценностям;

2) результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий среды обитания;

3) оценка психологической обстановки, микроклимата в социуме и др.

Проблеме воспитания ребенка в окружающей его среде посвящена работа М.И.Рожкова, который делает акцент на самых общих критериях:

1) качественный рост воспитанности, выражающийся в развитии личности и всех сущностных сфер человека;

2) взаимодействие различных институтов, участвующий в воспитательной работы (школы, семьи, учреждений дополнительного образования, дошкольных учреждений, средств массовой информации и т.д.);

3) создание воспитательных систем в каждом образовательном учреждении;

4) педагогизация окружения ребенка.

При проведении научного исследования, имеющего непосредственное отношение к данной проблеме, Р.А.Фахрутдинова выявляет пять групп критериев:

1) критерий отношений, отражающий глубинное влияние на сознание детей и родителей (отношение ребенка к родителям, разнообразной деятельности в ближайшем социальном окружении; отношение родителей к ребенку; отношение детей друг к другу и т.д.);

2) критерий факта, который включает в себя: интересы детей в досуговой сфере; нестандартные показатели достижений (победы на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях); уровень развития детей; уровень воспитанности и другие;

3) критерий содержания, отражающий существо педагогической деятельности; полнота охвата всех сфер процесса воспитания школьников (школы, семьи, улицы, общественных институтов); вариативность содержания развития ребенка во всех сферах его жизнедеятельности; педагогизация окружающей среды и другие;

4) критерий системы, в который включены: взаимосвязь учебного, воспитательного процессов и внешкольной деятельности детей (комплексность, целостность, действенность); управление взаимодействием школы и среды (планирование, контроль, регулирование, анализ) и т.д.

5) критерий реальности означает соответствие результатов требованиям сегодняшней ситуации места и времени.

Определение критериев воспитанности (нравственной, трудовой, музыкальной, художественной, эстетической и т.д.) требует четкого представления о конечных целях и задачах проводимой воспитательной работы. В области эстетического воспитания школьников, как это уже отмечалось в параграфе 1.1, можно выделить следующие основные задачи:

- расширение и углубление знаний учащихся о теории и истории искусства, освоение содержания эстетических ценностей;

- духовное обогащение ребенка, формирование его эстетического отношения к художественной культуре, искусству и окружающей действительности;

- развитие сущностных сил младшего школьника, его способности к эстетическому творчеству;

- постепенное преобразование личности ребенка, его стремления к прекрасному и стремление к общественно ценной деятельности по «законам красоты».

По сути, эти задачи, составляющие цель эстетического воспитания, являются одновременно и исходной точкой развития педагогической деятельности в данной области воспитания, ибо они позволяют рассмотреть, что, чем и как возможно осуществить измерения в области эстетической воспитанности детей, какова степень эффективного движения школьника к достаточно богатому эстетическому отношению к искусству, жизни и окружающей среде.

Необходимо уточнить то, что конкретно подлежит замеру при определении эстетической воспитанности младших школьников.

Эстетически воспитанный человек - это человек, чьи чувства, мысли, поступки соответствуют гуманистическим представлениям о совершенстве и красоте. А это значит, что эстетическое воспитание нельзя сводить только к умению красиво вести себя в обществе, со вкусом одеваться. Следует согласиться с автором В.И.Толстых, что «эстетическое воспитание неразрывно связано с его мировоззрением, образом жизни, поведением, умением трудиться и способностью создавать прекрасное вокруг себя, облагораживать быт и повседневную жизнь» (339, с. ] 2).

Эстетическая воспитанность личности основывается на органичном единстве развитых природных сил, способности восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе -своему поведению, труду, к людям и общественным отношениям, к природной и предметно-пространственной среде.

Подготовка и проведение констатирующего эксперимента

Практическому подтверждению выдвинутых педагогических положений была посвящена опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в 1998-2001 гг. в семьях и школах городов Казани, Набережных Челнов, і Лениногорска, Балтасинского, Атнинского, Лениногорского районов

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность целостной методики эстетического воспитания младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды. Для этого была разработана экспериментальная программа, представлявшая собой совокупность последовательных этапов:

- на I этапе были определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы (1998-1999 гг.), отобраны экспериментальные семьи, где проживают дети младшего школьного возраста, проведен констатирующий эксперимент по определению общего исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников средствами домашнего предметно-пространственного окружения (параграф 2.2);

- II этап (1998-2000 гг.) заключался в проведении формирующего эксперимента по эстетическому воспитанию младших школьников посредством домашнего быта (параграф 2.3);

- на Ш этапе (2000-2001 гг.) анализировались данные проведенной опытно-экспериментальной работы, уточнялись и обобщались ее результаты и формировались выводы (параграф 2.4).

Задачами данной экспериментальной работы явились следующие:

- выявление исходного уровня эстетического развития детей средствами микросреды дома;

- преобразование уровня эстетической воспитанности младших школьников в домашней предметно-пространственной среде посредством экспериментальной методики;

- измерение динамики уровня эстетического развития детей младшего школьного возраста в экспериментальных семьях;

- общая оценка эффективности полученных результатов в эксперименте и получение обобщающих выводов.

Для того чтобы изучить, в какой мере в настоящее время решается задача эстетического воспитания младших школьников в микросреде дома на практике, необходимо было проведение соответствующего эмпирического исследования и изучение имеющегося педагогического опыта.

Для выяснения данной проблемы мы выделили следующие пути изучения эстетического развития младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды в современных условиях:

- изучение содержания и методов организации домашнего предметного пространства, опыта родителей, отдельных педагогов и исследователей средового подхода в эстетическом воспитании младших школьников;

- получение представления и диагностика общего уровня эстетической воспитанности младших школьников средствами домашнего быта.

Использованные нами методы в данной экспериментальной работе могут быть охарактеризованы с точки зрения поэтапности формирования эстетической воспитанности младших школьников. Методы опытно-экспериментальной работы мы разбили на три этапа эстетического развития детей средствами домашнего предметно-вещного пространства: - подготовительный; - формирующий; - контрольный.

Например, на подготовительном этапе исследования для получения представления об общем уровне эстетического развития детей нами были использованы такие методы как беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, проверка эмпирических навыков и т.д.

На следующем формирующем этапе были использованы методы беседы, создания специальных эстетических ситуаций, организации творческой художественно-оформительской деятельности, стимулирования, поощрения и т.д.

На контрольном этапе исследования использовались методы: тестирование, проверка эмпирических умений и навыков, беседа, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами микросреды дома.

Изучение было начато с определения исходного уровня общей эстетической воспитанности детей средствами домашнего быта, которое проводилось в течение одного года (с 1998 по 1999 гг.).

Задачами констатирующего эксперимента явились следующие:

- констатация исходного уровня общей эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста;

- констатация исходного уровня участия детей в создании эстетической среды дома;

- констатация исходного уровня внимания родителей, родственников на эстетическое воспитание младших школьников средствами домашнего быта;

- констатация исходного уровня участия учителей в эстетическом развитии детей через микросреду дома;

- оценка и анализ выводов полученных результатов констатирующего эксперимента.

На данном этапе были отобраны экспериментальные семьи в гг. Казани, Набережных Челнов и Лениногорска, Балтасинском, Атнинском и Лениногорском районах Республики Татарстан, где проживают дети младшего школьного возраста, а также в школах №№ 5,7,11 г.Лениногорска и № 80 г.Казани.

Экспериментальные семьи отбирались, в основном, по принципу экономического и социального равенства, так как в современном обществе духовные, интеллектуальные и жизненные уровни семей очень различны.

Таким образом, экспериментом были охвачены 108 семей (177 родителей), имеющие различное социальное положение: 63% составляла интеллигенция, 14% - домохозяйки и временно неработающие, 23% - служащие предприятий, рабочие. Из них 18% опрошенных являются неполными семьями.

В исследовании участвовало 127 детей младшего школьного возраста из выше перечисленных районов и городов республики (51 - мальчиков и 76 -девочек), также 171 родителей (77 - мужчин и 94 - женщин), имеющих детей младшего школьного возраста и 43 учителя начальных классов, которые в течение трех лет находились под нашим постоянным наблюдением.

Для изучения исходного уровня эстетического развития детей нами были использованы разнообразные методы научно-педагогических исследований с детьми, родителями, старшими членами семьи и учителями: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервью, проверка эмпирических навыков, беседа, анализ творческих работ; различные формы и приемы изучения: ознакомление с творческими работами детей, их участием в кружках, студиях и факультативных занятиях художественно-изобразительного цикла, посещение театров, музеев, художественных выставок и т.д.

Следует напомнить, что методы обучения и воспитания это - способы обучающей и воспитывающей работы и организация учебно-воспитательной деятельности детей по решению различных педагогических задач, то есть понятие метод характеризует внутреннюю сторону учебно-воспитательного процесса. Прием же - это «составная часть или отдельная сторона, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Отдельные приемы могут входить в состав различных методов» (135, с. 167). Осуществление обучения и воспитания требует знания и умелого использования разнообразных форм учебно-воспитательного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации. Форма обучения и воспитания обозначает внешнюю сторону организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с количеством, временем, местом и порядком осуществления данного процесса (358, с.238).

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды