Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к реализации идеи гуманизации образования в военизированном вузе 12
1.1. Гуманизация образования как социально-педагогическая проблема 12
1.2. Педагогические условия гуманизации образовательного процесса в вузе МВД с учетом его специфики 30
1.3. Педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в контексте гуманизации образования в военизированном вузе 50
Выводы 75
Глава 2. Сущность и содержание экспериментальной работы по гуманизации образовательного процесса в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин 78
2.1. Содержание и этапы экспериментальной работы по гуманизации образовательного процесса в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин 78
2.2. Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы 101
2.3. Модель становления гуманистической направленности в вузе МВД РФ 130
Выводы 145
Заключение ...147
Список литературы 155
Приложение 171
- Гуманизация образования как социально-педагогическая проблема
- Педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в контексте гуманизации образования в военизированном вузе
- Содержание и этапы экспериментальной работы по гуманизации образовательного процесса в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин
- Модель становления гуманистической направленности в вузе МВД РФ
Введение к работе
Актуальность исследования.
Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития на современном этапе означает обращенность образования к человеку. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: в самоактуализации, в самореализации, в духовном, социальном, профессиональном становлении.
Такая постановка проблемы актуальна в особой степени для
военизированного образования. Для большинства руководителей в ведомствах
силового блока, а также преподавателей образовательных учреждений данных
структур, проблема гуманизации кажется нереализуемой. По их мнению,
военнослужащие, сотрудники ОВД не должны иметь гуманистическое
мировоззрение, в их функции входит только выполнение приказов и
должностных обязанностей. Но в современном обществе востребована
личность, и дальнейшее развитие общества невозможно без её полноценного
развития и направленности на гуманистические идеалы. ч
Особую значимость приобретают сегодня научные исследования в области оценки реального состояния процесса гуманизации образования и поиска оптимальных путей его реализации. На наш взгляд, изучение гуманитарных дисциплин может рассматриваться как одно из важнейших средств гуманизации в военизированном вузе. Содержание гуманитарных дисциплин способствует осознанию и принятию учащимися универсальных человеческих ценностей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на поиск методов и форм гуманизации в образовании, многие вопросы её теоретического осмысления остаются мало исследованными, в частности, проблема гуманизации в вузе силового профиля.
4 Профессия сотрудника ОВД - гуманная, глубоко человечная
специальность. Деятельность сотрудника ОВД характеризуется
многогранностью социальных связей, повседневными непосредственными
разрешениями жизненных ситуаций, возникающих во всех сферах
жизнедеятельности людей: в быту, семье, трудовой деятельности, сфере
культуры, социального обеспечения и т. д. И нет ничего более
непрофессионального для сотрудника ОВД, чем проявление безразличия,
равнодушия к судьбе человека. Данная профессия требует от личности
объективности, обладания чувством справедливости, сострадания, личной
безупречности.
Поэтому создание педагогических условий для принятия
гуманистических идей будущими сотрудниками правоохранительной системы
общества является столь же важной научно-педагогической проблемой, как и
гуманизация образования в целом.
Выбор темы нашего исследования обусловливается рядом противоречий
между:
1) значимостью процесса гуманизации современного образования и
недостаточной реализацией этого процесса в военизированном вузе;
2) традиционной ориентацией военизированного образования на
профессиональную подготовку и отсутствием деятельности, направленной на
развитие общекультурного потенциала курсантов;
3) потребностью курсантов в общем гуманитарном развитии, в том числе
и за счёт потенциальных возможностей гуманитарных дисциплин и
недостаточной сформированностью гуманитарной среды вуза МВД.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Гуманизация образования в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально верифицировать систему педагогических условий, способствующих
5 гуманизации образовательного процесса в вузе МВД средствами
гуманитарных дисциплин.
Объект исследования: гуманизация образовательного процесса в военизированном вузе.
Предмет исследования: педагогические условия гуманизации образовательного процесса в вузе МВД средствами гуманитарных дисциплин.
Гипотеза . исследования: На основании обобщения психолого-педагогической теории и практики по проблеме исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс гуманизации профессионального образования в вузе МВД будет успешно осуществлён при реализации следующей совокупности педагогических условий:
педагогический процесс в военизированном вузе будет опираться на идеи личностно-центрированного подхода, рассматривающего курсанта как носителя общечеловеческих и культурных ценностей;
взаимодействие преподавателей и курсантов, в основе которых находятся диалогические взаимоотношения, будет осуществлено на гуманистических принципах;
в системе служебно-профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел будет создано учебно-воспитательное пространство, способствующее его личностной самоактуализации;
гуманистические системообразующие мировоззренческие компоненты станут учитываться в процессе изучения гуманитарных дисциплин, что обеспечит развитие личности курсанта;
в качестве технологической составляющей гуманизации образования вуза МВД, наряду с традиционными формами обучения, выступят альтернативные, позволяющие курсантам максимально проявить свою субъектную позицию.
Задачи исследования: В соответствии с целевой установкой в диссертационном исследовании решались следующие задачи.
Изучить и проанализировать состояние проблемы гуманизации военизированного образования в педагогической теории и практике.
Раскрыть сущность и охарактеризовать специфику образовательного процесса в системе вуза МВД.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий гуманизации военизированного образования.
Исследовать факторы, влияющие на эффективность процесса гуманизации военизированного образования, а также потенциальные возможности гуманитарных дисциплин в решении проблемы гуманизации образования ВУЗа МВД.
Определить критерии эффективности педагогических условий, влияющих на процесс гуманизации военизированного образования.
Методологическими и научно-теоретическими основами явились положения экзистенциальной философии, отраженные в трудах Н.А. Бердяева, Б.С. Братуся, С.Л. Братченко, Д. Бюджентала, С. Кьеркегора, И.О. Лосского,
A. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Ж. Сартра, П. Тиллиха,
B. Франкла, Э. Фромма, К. Юнга, и др.
Важную значимость для нашего исследования имеют работы, рассматривающие проблему гуманизации в образовании, таких авторов как В.П. Бездухов, Л.Н. Куликова, И.В. Никишина, О.Л. Подлиняев, Е.Н. Шиянов и др.
Ценными оказались для нас исследования К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулавы, П.П. Блонского, Б.С. Гершунского, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, отражающие сущность личностного развития, как педагогического феномена.
Труды А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова, А.Н. Завьялова, И.Д. Мариновской, В.Л. Цветкова, В.П. Сальникова и др. позволили охарактеризовать специфику образовательного процесса вуза силового профиля.
7 Методы исследования. В работе использовались:
теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме (философских, педагогических, психологических, социологических);
общепсихологические методы (тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ документов);
комплекс психодиагностических методик: методика «САМОАЛ», валидизированная А.В. Лазукиным, тест СЖО Д. Крамбо и Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым и т. д.;
методы педагогических наблюдений за учебной деятельностью курсантов и работой преподавателей (дискретное, включенное, контекстное, фрагментарное);
метод экспериментального исследования, диагностико-конструирующее педагогическое моделирование; преобразующий эксперимент;
- метод статистической обработки полученных данных.
Научная новизна работы заключается в том, что:
обоснован новый подход к организации учебно-воспитательного пространства в военизированном вузе, способствующий -/личностной самоактуализации курсантов;
выявлен педагогический потенциал гуманитарных дисциплин, способствующий гуманизации образовательного процесса в вузе МВД;
научно обоснована специализированная технология педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов, обеспечивающая гуманизацию образовательного процесса в системе военизированного вуза;
разработана система педагогических условий становления гуманистически-ориентированной направленности участников образовательного процесса средствами гуманитарных дисциплин.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- выявлены предпосылки, факторы, закономерности, принципы и этапы
гуманизации в образовательной системе военизированного вуза;
- конкретизировано понятие «гуманизация военизированного
образования», разработаны критерии, позволяющие диагностировать уровень гуманизации образовательного пространства вуза МВД;
разработана модель гуманистически ориентированного сотрудника ОВД - выпускника военизированного вуза;
установлены структурные компоненты, составляющие данную гуманистическую ориентированность личности курсанта, и дано их научное описание.
Практическая значимость исследования. Разработанная технология по созданию педагогических условий воспитания гуманистической направленности курсантов может использоваться в образовательном процессе военизированного вуза; разработаны рекомендации для определения подходов к организации учебного процесса в вузе правоохранительного профиля, влияющие на становление гуманистического мировоззрения обучающихся.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям гуманизации образования; применением комплексом методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертации, обеспечивающего логику преемственность и взаимозависимость результатов, полученных на разных этапах исследования. На защиту выносятся следующие положения: 1. Гуманизация образовательного процесса в вузе МВД требует специально организованного взаимодействия. преподавателя и курсанта, построенного на основе диалогического подхода и обеспечивающего реализацию субъект-субъектных отношений.
2. Успешная гуманизация образовательного процесса военизированного вуза может быть осуществлена при реализации следующих педагогических условий:
- создание соответствующего морально-психологического климата
коллектива, переход от авторитарной педагогики к педагогике сотворчества, содействующей развитию системы личностных смыслов, гуманистических по своей сути;
совершенствование гуманитарной подготовки курсантов, способствующей их духовному развитию;
становление гуманистической направленности преподавателя военизированного вуза как одного из приоритетных критериев его профессионально-педагогической культуры.
3. Становление гуманистической направленности у курсанта вуза МВД является более успешным, если наряду с изменением содержания преподавания гуманитарных дисциплин целенаправленно осуществляется фасилитация его личностного роста с использованием психолого-педагогической поддержки.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе факультета судебной экспертизы и подготовки следователей, факультета правоохранительной деятельности и факультета пожарной безопасности Восточно-Сибирского института МВД.
На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 92 преподавателя и 210 курсантов вышеуказанных факультетов. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (информационно - поисковый, 2002-2003гг.) - была изучена степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике. На этом этапе формировалась концепция исследования, разрабатывалась программа её экспериментального проведения, была выдвинута и разработана рабочая гипотеза исследования.
Второй этап (экспериментальный 2003-2006 гг.) - был организован и осуществлён педагогический эксперимент с целью проверки комплекса условий, обеспечивающих гуманизацию образовательного процесса вуза МВД
10 посредством дисциплин гуманитарного блока. В ходе исследования
проводилась корректировка программы эксперимента, уточнялись условия.
Третий этап (обобщающий, 2006-2007 гг.) - проводилось обобщение и систематизация материалов экспериментальной работы, математическая обработка и интерпретация результатов исследования, оформление диссертации и автореферата.
Апробация теоретических положений и результатов исследования проводилась в Восточно-Сибирском институте МВД России (2002 - 2007гг.).
Материалы и результаты исследования по гуманизации образовательного процесса в вузе МВД обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков, на заседаниях методического совета вуза, на заседаниях учёного совета В СИ МВД РФ, а также на межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях:
международная научно-практическая конференция «Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития» (г. Иркутск, ВСИ МВД РФ, 2003);
межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования» (г. Иркутск, ИГПУ, 2003);
региональная научно-методическая конференция «Проблемы оценки качества образования в вузе» (г. Владивосток, ТГЭУ, 2005);
общероссийская научно-практическая конференция «Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования» (г. Иркутск, ИГПУ, 2005);
общероссийская научно-практическая конференция «Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования» (г. Иркутск, ИГПУ, 2006).
Основные аспекты диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях автора, в том числе и реферируемом журнале «Вестник БГУ», общим объёмом 2,1 авторских листа.
Структура диссертации. Поставленная проблема, объект, цель и основные задачи исследования предопределили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих три параграфа, заключения, списка литературы, приложения. В тексте диссертации содержится 5 таблиц, 8 рисунков. Общий объём работы 184 страницы.
Гуманизация образования как социально-педагогическая проблема
Современный этап общественного развития характеризуется обращением к гуманистическим ценностям. Гуманизм, как нравственная мировоззренческая категория, рассматривалась и видоизменялась почти на всем протяжении развития человечества, при всем том, что в центре категории всегда оставался человек. Исторические типы цивилизации определяли и исторические типы гуманизма, устанавливали соответствующие отношения к человеку, как высшему, разумному началу. Так гуманизм древних греков определялся осмыслением места человека в гармонии с природой и основывался на глубокой вере в природосообразность, изначальную предназначенность человеческого бытия, а гуманизм эпохи Возрождения являлся антитезой теоцентрической модели человека, стремлению превратить его в раба божьего. Подвергаясь, порой уничтожению в отдельных тупиковых цивилизациях, как, например, в эпоху средневековья, но, возрождаясь в других, выступая против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и общества в целом, различных форм человеконенавистнической идеологии, гуманизм становился все более активным фактором общественного развития.
В научной литературе последних лет (Т. Гордон, И.Б. Котова, В.А. Петровский, К. Рудестам) подробно освещены вопросы, связанные с его возникновением, проанализированы этапы развития гуманистической мысли, исторические формы гуманизма [52]; [82]; [123]; [141].
Этимологический анализ понятия «гуманизм» показывает, что оно означает «человеческий», «человечный» (от латинского humanus) В.Я. Слепов, О.М. Латышев [155]. Цицерон понимал гуманизм как «человечная, человеколюбивая идеология». Гуманизм - это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества Н.Б. Крылова [83]. Анализ понятия «гуманизм» и такой его детерминанты, как «гуманизация», предпринят нами с целью обоснования содержательных основ и раскрытия сущности гуманизации образования. В зарубежной и в отечественной науке часто наблюдается смешение понятий, затрудняющее точное осмысление сущности гуманистического подхода и его принципиального отличия от всех иных психолого-педагогических концепций. Следствием этого являются крайне неоднозначные трактовки таких категорий как «гуманизм», «гуманизация» «гуманитаризация» и т. п. Как говорилось выше, исходная этимология латинского слова «humanus» означает «человечность, человеколюбие». Такое определение совпадает и с толкованием данного слова В. И. Далем: «гуманный - это человеколюбивый, милосердный...» [58]. В то время как «humanitas» означает «свойственный человеческой природе, относящийся к человеку» Дж. Дьюи [61], и именно это значение имел в виду Г. Олпорт [115], предложивший термин «Humanistic approach» (гуманистический подход), подчеркивая тем самым, что с позиции данного подхода тенденции к позитивному самоизменению, личностному росту и проактивности изначально свойственны человеку. Термин «гуманизация» трактуется как производное от понятия «гуманность». В этом случае гуманизация понимается как «...человеколюбие, доброта, любовь к людям (к детям), мягкость в человеческих отношениях» А.К. Коленеченко [77]; Р.А. Порфирьева [132]. В то же время, М. И. Петросян справедливо замечает, что понятие гуманизм гораздо шире, чем гуманность [124]. Гуманизация (по меньшей мере, с точки зрения самих основоположников гуманистического подхода) означает, прежде всего, признание человека субъектом собственного саморазвития и обеспечение условий для полноценной, свободной (предполагающей личностный выбор и ответственность за него) самоактуализации личности [129]. Гуманизм охватывает все больше сторон человеческого бытия. В этом процессе именно образование в первую очередь должно стать объектом гуманизации. Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития на современном этапе означает обращенность образования к человеку. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение высших потребностей человека: в самоактуализации, в самореализации, в духовном, социальном, профессиональном становлении [Ш]. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года роль образования на современном этапе развития России определяется: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Пафос гуманистического направления в образовании состоит в том, что оно устремлено в будущее человека, которое связывается с его собственными усилиями, собственной активностью, с разумом, а не сферой иррационального. [19]. Гуманизация образования рассматривается как преломление в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии. При этом не подразумевается его редукция, поскольку педагогическая наука имеет . 15 собственный предмет и задачи исследования. В данном случае имеется в виду тот гуманистический пафос, который был заложен в соответствующих философских и психологических концепциях. Гуманизации образования предполагает организацию учебного процесса, направленного на развитие личности, предполагающего формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями. Как научное направление гуманизация образования современной педагогической мысли может быть охарактеризована уже не как теория, а как сложившаяся образовательная парадигма, хотя и не нашедшая еще своего эффективного внедрения в практике обучения. Провозглашение приоритета гуманистических идей в образовании не является достоянием модной тенденцией сегодняшнего времени. Эти идеи в отечественной педагогике декларировались многими десятилетиями, нередко выступая поводом для различных реформ и реорганизаций как в советский, так и в современный периоды.
Педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в контексте гуманизации образования в военизированном вузе
В настоящее время среди значительного перечня дисциплин высшей школы существует блок гуманитарных предметов, преподавание которых призвано развить у обучающихся элементы гуманистического воззрения.
По мнению Нуризянова Р. М., в рамках гуманизации образования на основе развития интереса у студентов к гуманитарным дисциплинам станет возможным их ценностное и личностное самоопределение. Главной целью данного процесса становится воспитание творческой личности, способной осознать свою значимость, свою позицию в окружающем мире посредством общения, умения говорить и слушать [113].
Поэтому в рамках нашего исследования необходимо выявить, педагогический потенциал гуманитарных дисциплин для реализации идеи гуманизации в вузе МВД. По нашему мнению, у каждой дисциплины есть своя специфика в реализации этой идеи. " Выявим педагогический потенциал дисциплины «Введение в специальность» в формировании гуманистической направленности у курсантов -вузов системы МВД. Обучение в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел России существенным образом отличается от обучения в гражданских вузах. В связи с этим, основное предназначение дисциплины заключается в ознакомлении вчерашних школьников с основными правовыми понятиями, системой правоохранительных органов, психолого-педагогическими аспектами формирования личности сотрудника ОВД, квалификационными требованиями, предъявляемыми к профессии сотрудника ОВД, условиями учебной и служебной деятельности, психолого-педагогическими особенностями адаптации личности в образовательных учреждениях МВД. Знакомство с избранной профессией сотрудника ОВД помогает курсантам уяснить их будущую роль в выполнении задач, стоящих перед правоохранительными органами, осознать личный мотив выбора своей профессии. Профессия сотрудника ОВД связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка. Сотруднику ОВД приходится соприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в их сложные душевные состояния, решать конфликты, выступать в роли арбитра, педагога, воспитателя. Он должен уметь самостоятельно, с учетом всех обстоятельств, разбираться в сложных жизненных ситуациях, находить истину, объективно оценивать факторы и явления, делать правильные выводы и принимать в пределах закона наиболее оптимальные решения. Работа сотрудника ОВД требует от личности объективности, обладания чувством справедливости, сострадания, личной безупречности. В соответствии с этим, выделим основные черты, присущие профессии сотрудника ОВД: гуманизм и справедливость; государственный характер; психолого-педагогическая направленность; самостоятельность и независимость в принятии решений - на формирование которых, должна быть в дальнейшем направлена деятельность преподавателя. Важным является вопрос адаптации личности курсанта первого курса к новым условиям. Вхождение курсанта в новые специфические условия военизированного вуза, в новый коллектив являются первым серьёзным испытанием для первокурсника. Адаптацию можно рассматривать, с одной стороны, как процесс приспособления к меняющимся условиям, с другой, - как определённые свойства личности, которые характеризуют устойчивость к условиям среды и выражают уровень приспособленности к ней. Процесс профессиональной адаптации подразумевает: знакомство с условиями труда и коллективом; выработка убеждённости в правильности выбора профессии; подчинение новым профессиональным требованиям (Присяге, Уставу, приказам, распорядку дня...); вхождение в коллектив, принятие его правил, норм, традиций; приспособление к новым условиям быта, иной культурной среде. Главной задачей, в данном случае, является освоение специальности и служебных обязанностей курсантом. Устойчивая психическая адаптация позволяет осуществлять адекватное поведение в зависимости от условий существования, эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. В результате адаптации наблюдается внутренняя психическая комфортности и уравновешенности отрицательных и положительных эмоций. Дезадаптация вызывает эмоциональное напряжение. При устойчивом сложном психическом состоянии наблюдается неадекватное реагирование и поведение личности, иногда на пределе психических возможностей, а случается и функционирование психики в запредельном режиме, что приводит к нервно-психической неустойчивости и имеет разрушающие последствия. В данном . случае наблюдается эмоциональная напряжённость, преобладание тревожных эмоций, происходит потеря контроля над ситуацией и поведением. В результате можно наблюдать агрессивный характер поведения или «бегство от ситуации», с которое характеризуется тревожно-депрессивными симптомами: «уход» в переживания, чувство полной безысходности, самокопание, самообвинение, 5 замкнутость, отгороженность, погружённость в мир тягостных раздумий. При агрессивном типе поведения возможна атака на препятствия, вызывающие дезадаптацию, а также на случайные объекты (посторонних людей, членов семьи, сослуживцев). Затягивание адаптационных процессов может привести к деструктивному поведению курсантов, к срывам нервной системы. Следовательно, мы не сможем в полной мере осуществлять не только процесс самоактуализации, но и непосредственно саму технологию образования. В процессе изучения дисциплины «Введение в специальность» у первокурсников происходит осмысление предназначения профессии сотрудника органов внутренних дел, которое заключается: в стремлении служить людям, обществу; в отношении к человеку как к высшей ценности; в уважении и защите прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали; в понимании социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, от которых в решающей степени зависит общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности людей. Рассмотрим формирования гуманистической направленности у курсантов вузов системы МВД на примере организации изучения такой дисциплины, как социология. Данная дисциплина остро ставит перед курсантами и слушателями вопросы, связанные с формированием гуманистической направленности. Этот тезис может быть подтвержден словами одного из ведущих современных социологов-постмодернистов 3. Баумана: «Вероятно, социология более чем другие отрасли науки обнаруживает свою связь со здравым смыслом (с этим богатым, хотя и неорганизованным, несистематическим, зачастую непередаваемым словами знанием, которым мы пользуемся в нашей обыденной жизни), чреватую существенными для ее существования и практики проблемами» [12].
Содержание и этапы экспериментальной работы по гуманизации образовательного процесса в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин
Идея развития гуманистической направленности у курсантов вуза правоохранительного профиля для многих преподавателей данного вуза (ВСИ МВД), воспринимается довольно скептически. Действительно, свойственная военизированным вузам специфика, затрудняет возможность гуманизации учебного процесса как на методологическом, так и на практическом уровнях. В то же время в рамках настоящего исследования мы не пытаемся доказать необходимость радикальной и одномоментной смены методологической основы или же практической составляющей образовательного пространства. Мы предполагаем, что личностно-центрированный подход, как и иные гуманистически ориентированные концепции будут развиваться независимо от нашего желания или нежелания, и рано или поздно в каких-нибудь педагогических проекциях, они будут востребованы в вузах силовых структур, в которых, как мы отмечали, на данный момент господствует авторитаризм.
С точки зрения нашего исследования важной представляются идеи Л.С. Братченко, О.Л. Подлиняева о «сосуществовании разных концептуальных подходов». По их мнению, «личностно-центрированный подход, равно как и иные гуманистически ориентированные концепции, должен не прийти «на смену» существующей автократической парадигме, а существовать с ней одновременно, в качестве её реальной альтернативы. В таком случае участники педагогического взаимодействия могут иметь действительную свободу выбора между методологически разными педагогическими системами, что, во-первых, отвечает принципу плюрализма, как одного из фундаментальных принципов устройства правового общества; во-вторых, позволит избежать «революционных» потрясений в системе образования. Экспериментальная работа проводилась не только с целью проверки гипотезы настоящей диссертации, но и с целью преодоления научного скептицизма о гуманизации в вузе ведомственно-силовых структур. Поэтому для осуществления экспериментальной работы по теме нашего исследования, нами были определены участники эксперимента, куда вошли преподаватели, которые заявили о своей готовности к реальным изменениям учебно-воспитательного процесса в сторону гуманизации. Данная группа формировалась по следующим принципам: - обладание ярко выраженным гуманистическим мировоззрением; - достаточно глубокое ознакомление с основными концепциями гуманистической философии, психологии и педагогики; - осознание необходимости развития у курсантов гуманистической направленности; - создание экспериментального поля в рамках преподаваемых дисциплин; - высокий методический потенциал и владение необходимыми педагогическими технологиями; - способностью комплексного охвата социального, психологического и физиологического полей взаимодействия между курсантами и членами экспериментальной группы. Сущность экспериментальной работы заключалась в апробации специфических компонентов, обеспечивающих, в конечном итоге, гуманизацию образования в вузе МВД посредством учебных дисциплин гуманитарных наук явилась для нас основополагающей. Опираясь на анализ передового педагогического опыта, переосмысливая опыт собственной педагогической деятельности, мы изыскивали эффективные способы и приемы развития гуманистической направленности у курсантов на занятиях по социологии, культуре речи, политологии, религиоведении, профессиональной этике и эстетике, введению в специальность. При изучении этих дисциплин мы ставили целью - воспитать творческую личность, способную осознать свою значимость в окружающем мире, в умении критически мыслить, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, находить альтернативные решения, чтобы соотнести понятие свободы личности и справедливости. Особенности гуманитарных дисциплин способствовали: - реализации потенциальных возможностей курсантов «...через самопринятие и самопонимание к пониманию и принятию гуманистических взглядов, обнаружению в себе внутренних сил, к рождению смысла жизнетворения, самосозидания» [62]. - осуществлению непрерывного процесса позитивного самоизменения в направлении возрастающей конструктивности, сложности, зрелости, компетентности и других основополагающих атрибутов личностного и профессионального роста, образующих в своем единстве мировоззренческую позицию; обретать самого себя и выстраивать стратегию собственной жизни в целом; - осознанию сущности философских, психологических основ гуманистического подхода на мировоззренческом и теоретическом уровнях; - осуществлению диалогического стиля в общении, обеспечивающего симметричные, равноправные отношения с другими его участниками, ведущего к эмпатийному взаимопониманию и полноценному взаиморазвитию. Методологической основой экспериментальной работы явилась групповая фасилитация, строящаяся на личностно-центрированной концепции К. Роджерса, которая проходила в «группах встреч» [129]. Целью создания таких групп является создание условий для личностного роста каждого участника «встречи». Известно, что участники таких групп могут различаться по возрасту, образованию, специфике преподаваемых дисциплин, социальному статусу и, что самое важное, по мировоззрению. В то же время, эти группы отличаются мощным потенциалом позитивного взаимодействия, в том числе, взаимообучения и взаиморазвития; они более независимы от лидера фасилитатора [129]. Исследования А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерс, М. Рокича показывают, что на момент начала работы в «группах встреч», среди членов зачастую возникают непонимание, неудовлетворенность общением, тревожность, неуверенность, дезадаптация, «кризис компетентности» [129]. «Принятие членами группы новых элементов собственного эмоционального опыта и интеграция этих элементов с системой сложившихся ранее, относительно устойчивых (ригидных) представлений о себе, неизбежно приводят к определенным дезаптационным личностным изменениям. Ощущение все большей неадекватности (неконгруэнтности) своей привычной персоны (маски) или, в терминологии К. Роджерса, своего фасада по отношению к реальному внутреннему Я вызывает у людей очень сложную гамму противоречивых переживаний» [116], [94]. Однако в процессе работы, при безусловном и эмпатическом принятии любых проявлений личностной активности (в том числе и негативных) каждого субъекта, постепенно создается атмосфера более полного доверия, эмпатии, толерантности и взаимопомощи [129]. Создание «группы встреч» (экспериментальной группы) в наибольшей степени соответствовали задачам нашего исследования, так как в их пространстве более продуктивно реализовывались этапы становления гуманистической направленности курсанта. В связи с этим, при организации экспериментальной работы в военизированном вузе мы отдали предпочтение данной форме фасилитации процесса парадигмального переосмысления курсантом своих личностно-профессиональных мировоззренческих позиций.
Модель становления гуманистической направленности в вузе МВД РФ
На основании результатов экспериментальных и теоретических исследований можно сделать ряд определенных выводов рекомендательного характера, направленных на дальнейшее изучение проблемы становления гуманистической направленности в вузах военизированного типа.
Проблему становления гуманистической направленности следует рассматривать с определения типичных условий становления личности в вузах военизированного типа, а также с моделей взаимодействия между педагогами и курсантами в этих учебных заведениях. При этом совершенно неприемлемы те психолого-педагогические условия, в которых будет решаться данная проблема (имеется в виду система силовых ведомств вообще). Данный вывод был получен нами, на основании ознакомления с основным психолого-педагогическими концепциями становления личности в вузах военизированного типа. В этих концепциях, во-первых, чаще применяется термин формирования, а не «становления», а во-вторых, основополагающей целью процесса становления личности является избавление последней от тех поведенческих стереотипов, которые мешают полноценному развитию профессиональных качеств. Когда все стереотипы ликвидированы, а психологические тесты на профессиональную пригодность пройдены успешно, тогда военная педагогика убеждает нас в том, что становление личности идет вполне позитивно. Отсюда, на наш взгляд, преобладание в военной психолого-педагогической науке проблематики связанной с адаптивно-деятельностными характеристиками процессов становления личности.
Известно, что излишнее акцентирование внимания на профессионально ролевом статусе как основе смыслополагание бытия личности является базовой характеристикой педагогических концепций военной педагогики. Она продиктована спецификой «учреждений авторитарного типа», сущность которой в том и состоит, чтобы осуществлять полный контроль над всеми аспектами бытия личности, а также в исключении самой возможности поиска смысла. В условиях вуза военизированного типа смысл бытия дан изначально, его сущность составляет ряд принципов, которые отражены в известных афористических высказываниях, например, в безоговорочном подчинении начальнику: «Командир - всегда прав!», в безукоризненном выполнении приказа: «Приказы командира не обсуждают, а выполняют», которые является весьма ярким подтверждением отсутствия возможности актуализации гуманистической направленности. В вузах военизированного типа преобладает установка на то, что жизнь вне системы лишена смысла, она даже опасна, ибо состоит из постоянного поиска смысла, взятия на себя ответственности. Борьбы за свободу, переживание духовных кризисов, а также самостоятельного поиска осуществления жизненных проектов. Только в системе раскрывается подлинный смысл бытия личности, а значит необходимо как можно быстрее адаптироваться к системе, то есть «убрать» тревоги, страдания, поиск смысла, «сузить» мир до рамок профессиональной деятельности, чтобы рассматривать все бытие сквозь матрицу последней. Поэтому вся психология и педагогика должна стоять на страже таких ценностей, как: выполнение служебных обязанностей, рост профессионального мастерства, жертвенность во имя интересов системы и высокая значимость служебной репутации, одобренной вышестоящими инстанциями. Мы не пытаемся оспорить то, чтобы выполнять обязанности сотрудника правоохранительных органов или солдата, освоение этих ценностей жизненно важно, но с точки зрения бытия Человека - это освоение только часть смысла, да и то не самая значимая. Если же придерживаться данной концепции и отстаивать ее сверхзначимость, то это значит совершать «бегство от свободы» (по Э. Фромму), лишать себя способности осознавать уникальность и творческую самобытность личности, а также быть не готовым к тем духовным кризисам, которые могут быть вызваны деидеализацией системы и сменой социальной значимости профессиональной деятельности, а Человеком приходится оставаться. Поэтому, на наш взгляд, анализ бытия личности курсантов следует проводить не с точки зрения их профессиональной пригодности или адаптивности, а с точки зрения основных гуманистических характеристик. Для этого необходимо в первую очередь помнить о том, что анализируется становящаяся личность в условиях образовательного учреждения со специфическими чертами, придающими становлению гуманистической направленности специфические характеристики. Мы считаем, что решению этой проблемы будет способствовать потенциал учебных дисциплин, составляющих гуманитарный блок. Дисциплина «Введение в специальность» знакомит курсантов с избранной профессией сотрудника ОВД, помогает им уяснить будущую роль в выполнении задач, стоящих перед правоохранительными органами, осознать выбор своей профессии, а главное, пройти процесс адаптации без значительного нервно-психического напряжения. Устойчивая психическая адаптация призвана способствовать адекватному поведению курсанта в изменившихся условиях военизированного вуза, внутренней психической комфортности, уравновешенности отрицательных и положительных эмоций. Обосновывая гуманистическое общение на уроке русского языка и культуры речи в военизированном вузе как условие повышения личностной зрелости курсантов, мы опирались на концепцию диалога. Диалог - это наиболее естественный, соответствующий глубинной человеческой сущности стиль общения и взаимодействия, при котором учащиеся забывают об условностях, мешающих им проявлять себя на личностном уровне [129]. Общение-диалог с другим человеком предполагает «способность воспроизводить его внутренний мир в собственном» [89], даёт возможность курсанту определить и зафиксировать границы свободы одного из собеседников, признать другого человека ценностью, принять его таким, каков он есть (а не таким каким должен быть). Это и значит - перестать относиться к другому человеку как к вещи, объекту и признать его субъектность, отнестись к нему как к личности. «Я не могу ничего навязать тебе, но я могу (имею право) обратиться к тебе и быть услышанным - однако обратиться так, чтобы при этом не нарушить твои права» [37]. В этой взаимной «притирке» коммуникативных прав есть глубокий психологический смысл прежде всего в том, чтобы научиться быть собой и выражать себя, не подавляя при этом других, т. е. научиться пользоваться своей свободой» [37]. Сама система силовых ведомств предполагает общение с позиции «равный - не равный». В реальном общении в условиях вуза силового профиля достижение равноправия зачастую представляет собой сложную проблему, особенно в ситуациях, где собеседники имеют определенные объективные (неличностные) признаки неравенства, например в общении старшего по возрасту и младшего, преподавателя и курсанта и т. д. Поэтому, одна из центральных проблем в общении (диалоге ) как раз и состоит во взаимном согласовании собеседниками своих прав и свобод.