Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке
1.1. Методологические подходы к гуманизации личности подростка средствами музыкального искусства 12
1.2. Содержание процесса обучения музыке как фактор гуманизации личности подростка 46
1.3. Гуманистический потенциал современных технологий обучения музыке 71
Выводы по первой главе 94
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке
2.1. Педагогические условия гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке 96
2.2. Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы 120
Выводы по второй главе 145
Заключение 146
Литература 149
Приложения 172
- Методологические подходы к гуманизации личности подростка средствами музыкального искусства
- Гуманистический потенциал современных технологий обучения музыке
- Педагогические условия гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке
- Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в российском обществе характеризуется отсутствием в общественном сознании четких мировоззренческих ориентиров, резкой сменой традиционных духовно-нравственных ценностей, недооценкой роли эстетической культуры в образовании и воспитании подрастающего поколения. Дефицит культуры и духовности негативно влияет на молодежь, особенно на подростков, что проявляется в отсутствии нравственности, милосердия, сострадания к ближнему, нигилистическом отношении к традициям народа, ценностям истории, искусства.
В Законе РФ «Об образовании» (1996г.) указано, что в целях преодоления кризиса в духовной жизни общества необходимо обеспечить «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В связи с этим художественное музыкальное образование детей и юношества приобретает особое значение как один из важнейших факторов развития целостной личности во всем богатстве ее интеллектуального, духовного и творческого потенциала.
Искусство является одним из важнейших средств обогащения духовного мира и жизненного опыта школьника, что особенно важно в период становления личности в возрасте 12-15 лет. Трудно переоценить важность эстетического и особенно музыкального воспитания. Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания в целом, которое играет особую роль в формировании гуманной личности подростка, что определяется спецификой музыки как глубоко эмоционально воздействующего вида искусства, с одной стороны, и спецификой подросткового возраста - с другой.
Изучение развития и воспитания личности средствами музыкального искусства становится все более востребованным в музыкальной педагогике и практике эстетического воспитания детей и юношества.
Специфику музыкально-эстетического воспитания, формирование музыкальной культуры, особенности работы с учащимися разных возрастных групп исследовали Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Л.В. Горюнова, А,Я. Зись, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, Н.Л. Лейзеров, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, С.Х. Раппопорт, Р.А. Тельчарова и др. Сущность теории музыкального восприятия раскрывается в трудах психологов С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова; педагогов Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной и музыковедов Л.А. Мазеля, Ю.Н. Тюлина, Б.Л. Яворского и др.
Для изучения интересующей нас проблематики особенно актуальными явились работы последних десятилетий, в которых философско-теоретический уровень исследования проблем музыкально-эстетического воспитания непосредственно связан с осмыслением его практических аспектов. Теоретико-методологическое обоснование и реализация процесса развития личности средствами искусства рассматриваются в работах И.В. Арановской, Е.А, Бодиной, Л.Н. Болынуновой, В.В. Власенко, М.М. Князевой, Е.П. Крупника, О.В. Куликовской, Ж.В. Латышевой, Н.А. Люрья, А.Н. Малюкова, Л.П. Масловой, СО. Мильтоняна, Е.В. Николаевой, В.И. Петрушина, Е.В. Романовской, В.А. Школяр.
Одним из существенных вопросов современной педагогики является исследование гуманистического потенциала музыкального искусства и его влияния на формирование сознания и духовного мира личности. Музыкальное искусство, в особенности исполнительская деятельность в сфере музыки, обладает в этом отношении неограниченными возможностями. Специфика музыки как эстетического явления заключается в ее многостороннем целостном воздействии на личность. Доказано, что в результате длительного общения с музыкальным искусством под влиянием образно-эмоционального содержания произведений развиваются такие стороны личности школьника, как эстетические чувства, потребности, художественный вкус; формируются мировоззрение, личные и общественные представления; складывается
нравственный и эстетический идеал. Однако, несмотря на интерес исследователей к данной проблеме, в полной мере не определены подходы к гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке, не получила экспериментального подтверждения зависимость между обучением музыке и уровнем сформированностн гуманности у подростков. Анализ практики дополнительного музыкального образования показал, что педагоги недостаточно полно используют гуманистический потенциал музыкальных произведений, что приводит к низкой эффективности воспитания у учащихся гуманности в процессе обучения музыке.
Все это позволяет выявить следующие противоречия:
между потребностью общества в воспитании гуманной личности и недостаточной разработанностью в педагогике проблемы гуманизации воспитательного процесса в сфере дополнительного образования;
между значительным гуманистическим потенциалом музыкального искусства и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий его реализации в работе с учащимися подросткового возраста.
Выделенные противоречия выдвигают проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие гуманизацию личности подростка в процессе обучения музыке?
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в школе искусств.
Предмет исследования - гуманизация личности подростка в процессе обучения музыке в школе искусств.
Гипотеза исследования - гуманизация личности подростка в процессе обучения музыке возможна, если соблюдены следующие педагогические условия:
- отбор музыкального репертуара осуществляется с учетом возрастных
особенностей подростков и уровня их духовно-нравственного развития;
- применяется личностно-ориентированный подход к организации
учебно-воспитательного процесса с использованием гуманистического
потенциала современных технологий обучения музыке;
- обеспечивается диалогическое взаимодействие педагогов и родителей
учащихся, направленное на педагогическую поддержку подростков и
воспитание у них гуманности.
Определение объекта, предмета и гипотезы позволяет сформулировать задачи исследования:
определить сущность и содержание гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке;
проанализировать современное состояние проблемы воспитания гуманности у подростков в процессе обучения музыке в сфере дополнительного образования;
раскрыть гуманистический потенциал современных технологий обучения музыке в системе дополнительного образования;
- выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические
условия гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г.
Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.
Петровский и др.); положения общепсихологической и психолого-
педагогической теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л.
Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); теоретико-методологические положения
гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу,
Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов и
др.); методология культурологического подхода к формированию личности
(Б.В. Асафьев, М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, В.В. Власенко, НА. Люрья,
В.М. Розин, Н.А. Терентьева и др.); концепция личностно-ориентированного
обучения (ДА. Белухин, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, Т.В. Лаврикова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); концептуальные положения о влиянии музыкально-эстетического воспитания на развитие личности (О.А. Апраксина, И.В. Арановская, Л.А. Баренбойм, Е.А. Бодина, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и
др.)-
Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовался комплекс следующих методов:
изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
изучение, анализ и обобщение передового педагогического и собственного опыта работы автора по данной проблеме;
методы эмпирического исследования (педагогическое наблюдение, беседы, опрос и др.);
психодиагностические методики (тестирование, экспертные оценки и
др-);
опытно-экспериментальная работа с учащимися, включающая констатирующий и формирующий этапы;
методы статистической обработки опытно-экспериментальных данных.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1999 - 2001 г.г.) осуществлялось изучение теоретических основ гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке путем анализа философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований; изучалась практическая деятельность детских музыкальных школ и школ искусств; были определены цель, объект, гипотеза, задачи исследования, разработаны план и программа опытно-экспериментальной работы, проведен подбор необходимых диагностических процедур.
На втором этапе (2001 - 2003 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа: констатирующий эксперимент позволил определить содержание, механизм и специфику воздействия обучения музыке на воспитание гуманности у учащихся подросткового возраста; формирующий эксперимент был направлен на апробацию выявленных педагогических условий гуманизации личности подростков в процессе обучения музыке. В ходе разработки основных аспектов исследования проверялась и уточнялась гипотеза.
На третьем этапе (2004 - 2005 г.г.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента; формулировались и проверялись выводы исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ДОД «Детская школа искусств» Центра образования № 18 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. В эксперименте приняли участие 59 учащихся, разделенных на две группы.
Научная новизна исследования представлена следующими результатами:
- выявлены и обоснованы педагогические условия гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке (осуществление отбора музыкального репертуара с учетом возрастных особенностей подростков и уровня их духовно-нравственного развития; применение личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса с использованием гуманистического потенциала современных технологий обучения музыке; обеспечение диалогического взаимодействия педагогов и родителей учащихся, направленного на педагогическую поддержку подростков и воспитание у них гуманности);
- разработаны личностно-ориентированные педагогические технологии воспитания гуманности у подростков в процессе обучения музыке
(технология подготовки и организации внеурочных форм воспитательной работы, интерпретации и анализа музыкальных произведений, использования различных форм музыкально-творческой деятельности учащихся; организации взаимодействия педагогов и родителей в оказании педагогической поддержки подросткам);
- разработано диагностическое обеспечение процесса гуманизации личности подростка средствами музыкального искусства.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют существующие концепции формирования личности подростка. В работе теоретически и технологически решена проблема гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности реализации гуманистического потенциала музыкального искусства в воспитании гуманности у подростков. Уточнена сущность гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке, заключающаяся в формировании у него нравственных чувств, норм и ценностей, реализуемых в поведении в актах содействия, соучастия, помощи окружающим, а также в эмоционально-ценностном отношении к явлениям музыкального искусства как значимым составляющим человеческой культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование результатов исследования способствует совершенствованию процесса воспитания гуманности у подростков в процессе обучения музыке. Разработанные автором технологии подготовки и организации внеурочных форм воспитательной работы, интерпретации и анализа музыкальных произведений, апробированные в школе искусств, направлены на совершенствование процесса гуманизации личности учащихся. Практические рекомендации исследования могут использоваться в системе музыкального образования и повышения квалификации музыкально-педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием фундаментальных теоретических положений,
адекватных объекту и цели данного исследования; разносторонним анализом полученных результатов; моделированием педагогических ситуаций, многолетним опытом работы автора в качестве преподавателя детской школы искусств.
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: Международных «Качество образования и управление по результатам» (Йошкар-Ола, апрель 2001г.), «Десять лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы и перспективы развития» (Йошкар-Ола, март 2003г.); Всероссийских (Москва, октябрь 1998г.; Йошкар-Ола, май 2001г., март 2004г.); Межрегиональных (Йошкар-Ола, октябрь 2002г.); Республиканских (Йошкар-Ола, март 1997г., май 2001г., апрель 2002г., март 2005г.). Материалы диссертации апробировались на педагогических чтениях, методических семинарах по проблемам музыкально-эстетического воспитания для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Республики Марий Эл в период с 1998 по 2006 г.г. в процессе руководства автором работой фортепианной секции Межрайонного методического объединения № 1 РМЭ. Основные аспекты исследования отражены в 13 публикациях, в докладах на заседаниях руководителей методических объединений Республики Марий Эл, на курсах повышения квалификации музыкально-педагогических кадров.
Внедрение результатов исследования в учебно-воспитательный процесс осуществлялось на фортепианном отделении ГОУ ДОД Республики Марий Эл «Детская школа искусств» Центра образования № 18 г. Йошкар-Олы.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Гуманизация личности подростка в процессе обучения музыке заключается в формировании у него нравственных чувств, норм и ценностей, реализуемых в поведении в актах содействия, соучастия, помощи окружающим, а также в эмоционально-ценностном отношении к явлениям
музыкального искусства как значимым составляющим человеческой
культуры.
^ 2. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями
гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке в школе искусств являются:
- осуществление отбора музыкального репертуара с учетом
возрастных особенностей подростков и уровня их духовно-нравственного
развития;
- применение личностно-ориентированного подхода к организации
учебно-воспитательного процесса с использованием гуманистического
потенциала современных технологий обучения музыке;
^ - обеспечение диалогического взаимодействия педагогов и родителей
учащихся, направленного на педагогическую поддержку подростков и формирование у них гуманных качеств личности.
3. Воспитание гуманности у подростков в процессе обучения музыке
возможно при использовании личностно-ориентированных педагогических
технологий: подготовки и организации внеурочных форм воспитательной
работы, интерпретации и анализа музыкальных произведений, организации
различных форм музыкально-творческой деятельности учащихся,
взаимодействия педагогов и родителей в оказании педагогической поддержки
подростков.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.,
«і
Методологические подходы к гуманизации личности подростка средствами музыкального искусства
В последнюю четверть XX века идеи гуманизации образования и воспитания становятся доминантой отечественной педагогики. Актуальность гуманистической парадигмы образования и воспитания обусловлена необходимостью перехода к новым типам мышления и способам преобразования действительности, которые отражают приоритет общечеловеческих ценностей, утверждают идеалы свободы и демократии в жизнедеятельности человека и общества.
Гуманистическая образовательная парадигма как целостная совокупность идей, принципов, идеалов и соответствующих им технологий направлена на реализацию идей гуманизма: « признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия общественных отношений» [161,320].
В психологии и педагогике понимание гуманизации образования представлено достаточно широко. Современные исследователи (М.Н. Берулава, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин и др.) определяют такие сущностные характеристики гуманистической парадигмы образования, как всестороннее развитие личностью своих способностей, потребностей и интересов (самоактуализация), восприятие нового опыта и осознанный выбор значимых для себя знаний и поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
Следует отметить, что до сих пор термин «гуманизация» имеет неустойчивую содержательную характеристику, отсутствует четко выделенная сущность этого понятия. В отечественных энциклопедических изданиях этот термин появляется после 2000 года. С позиций современного научного знания гуманизация рассматривается как «усиление гуманистических начал и утверждение общечеловеческих ценностей в обществе, направленных на культурное и нравственное развитие человеческих способностей» [76, 59], трактуется как «процесс, направленный на смягчение нравов, на обеспечение более полного соблюдения прав и свобод личности, на всестороннее развитие человека и общества в целом» [220, 201].
Гуманизация раскрывается через понятие гуманность, понимаемое как обусловленная нравственными нормами и ценностями система качеств личности, «которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи» [190, 21].
Отечественные ученые трактуют гуманность как проявление человеколюбия и таких качеств, как достоинство, доброта, тактичность, образованность, духовная культура, утонченный вкус, воспитанность. Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова рассматривают гуманность не как черту личности, а как ее основополагающее качество, выражающее отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление жить для блага людей. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности [271].
В межличностных отношениях гуманность проявляется в положительном отношении к окружающим людям, готовности оказать им помощь, умении понять другого человека (рефлексии), способности к сочувствию (эмпатии) и терпимости к чужим мнениям и поведению (толерантности).
Таким образом, сущность гуманизации личности подростка заключается в процессе воспитания у него гуманности как системы личностных установок на социальные объекты, которая обусловлена нравственными нормами и ценностями, представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Выбор для исследования учащихся подросткового возраста не был случайным. Стремительные психофизические изменения организма, высокая интенсивность становления интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств подростков способствуют оптимизации личностного развития и разнообразию индивидуальных проявлений.
Рассматривая подростковый возраст как период с 11 - 12 до 15 лет, Д.Б. Эльконин определил его ведущую деятельность - интимно-личностное общение. Развитие социальной деятельности в этом периоде происходит за счет углубления общения со сверстниками. «Деятельность общения выступает здесь своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми людьми. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение» [279, 73]. Возникающее у подростков «чувство взрослости» (Л.С. Выготский) является основным новообразованием подросткового возраста.
У подростков развивается способность к рефлексивному мышлению и абстрагированию («стадия формальных операций» - Ж. Пиаже), дающая возможность формирования самосознания как особой формы отражения своего существования, собственной системы мотивов, смыслов, ценностей. Формирующееся к концу подросткового возраста самосознание, А.Н. Леонтьев называет «вторым рождением личности», в то время как «первым рождением личности» считается возникновение социального сознания. Отношения со сверстниками, построенные на основе полного доверия и общности внутренней жизни, делают интимно-личностное общение той деятельностью, внутри которой формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, т.е. личные смыслы жизни. Таким образом, в общении формируется самосознание как «социальное сознание, перенесенное внутрь» (Л.С. Выготский), Однако в целом подростковый возраст характеризуется как период кризиса, которому присущи неустойчивость эмоций, суждений, поведения, вызванные психобиологическими особенностями полового созревания. В подростковом возрасте возрастает интерес к собственной личности, возникает желание изменить себя, стать более совершенным. Определяя подростковый возраст как наиболее благоприятный для духовно-нравственного развития личности, Бернард Шоу называет подростка «существом с разверстой душой». Он не обладает устойчивыми душевными реакциями, у него еще не сформированы принципы отношения к действительности и другим людям, в его «духовном облике... происходят бурные, в определенном смысле противоречивые явления, которые надо направлять в правильное русло здорового нравственного развития» [218,36].
Гуманистический потенциал современных технологий обучения музыке
Педагогическая технология предполагает разработку содержания и способов организации деятельности учащихся. В сфере научных знаний педагогическая технология определяется как система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников [175, 73]. Педагогическая технология позволяет точно воспроизводить действия, гарантирующие последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса [240,407].
Е.В. Бондаревская обоснованно считает, что гуманистический смысл педагогических технологий личностно-ориентированного обучения заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению [50, 15]. Она определяет сущностные характеристики педагогических технологий личностно-ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения [50, 17]. Концепция личностно-ориентированной музыкальной педагогики основана на том, что педагог формирует гуманные качества личности своего ученика, способствует индивидуализации процесса становления его личности в соответствии с ее особенностями и реальностями окружающего мира. Задача педагога - учитывая запросы и потребности ученика, помочь ему найти свое место в обществе, ощутить свою личную и общественную пользу, почувствовать гармонию с самим собой и внешним миром.
В отличие от традиционных дидактических систем, в которых педагогические технологии основывались на объяснении, личностно-ориентированное обучение строится на понимании и взаимопонимании. Ранее мы обращали внимание на положения диалоговой концепции культуры М.М. Бахтина [31], идеи которой развиты и перенесены в педагогический процесс B.C. Библером [38]. Отличием личностно-ориентированных педагогических технологий от традиционных является переход от объяснения, в котором существует одно сознание, один субъект и монолог, к пониманию, для которого характерны два сознания, два субъекта, взаимопонимание и диалог. Понимание предполагает отказ от взгляда на ученика сверху и основано на общении, равенстве и сотрудничестве.
В личностно-ориентированном музыкальном образовании педагог, отказываясь от социальной дистанции между собой и учеником, использует формы обучения, основанные на принципах обратных связей - диалоге, дискуссии, собеседовании, игре. В исследованиях педагогического общения в работах А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, Л.Ю. Сироткина отмечены факторы, стимулирующие диалогическое взаимодействие между педагогом и учащимися: - общность ценностных ориентации и направленности общения, обеспечивающая устойчивость позиций учащегося, преемственность определенного вида деятельности и типа поведения, активность в достижении значимых целей; - конструктивное сотрудничество; - заинтересованность в общении, предполагающая возникновение и развитие эмпатии и идентификации; - гуманистический характер общения (доверительность, дружеское участие и т.д.) [217,124]. В процессе музыкального обучения развитию личности ученика благоприятствует демократический стиль общения, при котором учитель не пытается своим авторитетом подавить мнение ученика, вопросы решаются в ходе дискуссии. В.И. Петрушин определяет характерные черты демократического стиля общения: - признание за учеником права на самостоятельность суждения и поощрение такой самостоятельности; - построение воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания; - стремление формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость; - желание педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу; - умение видеть трудности переходного периода и способность педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков [170,301]. Весь комплекс задач музыкального обучения должен быть нацелен на оптимизацию созидательных качеств личности. Причастность к самостоятельному творчеству способствует реализации желания выразить себя, актуализировать и развить свои возможности. Деятельностно-творческий характер педагогических технологий личностно-ориентированного обучения музыке заключается в вовлечении учащихся в музыкальную деятельность в самых различных формах: пассивных (использование музыки как фона на занятиях и в быту, прослушивание аудиозаписей, посещение концертов и музыкальных спектаклей), полуактивных (чтение специальной литературы, коллекционирование аудиозаписей, посещение лекций, участие в работе музыкального клуба и др.) и активных (сольное исполнительство, коллективное музицирование, обучение пению и игре на музыкальных инструментах, сочинение музыки и импровизация).
Детское музыкальное творчество связано с созданием нового для ребенка явления, с желанием проявить свою индивидуальность в новом качестве. Для этого необходимо расширять рамки музыкальной деятельности, не ограничивая ее слушанием музыки, пением и игрой на инструменте. Значительное место в педагогической практике отводится системе музицирования: подбору по слуху, чтению нот с листа, игре в ансамбле, аккомпанементу, гармонизации мелодий. Цель заключается в том, чтобы музицирование прочно вошло в жизнь семьи и школы как важный элемент окружающей ребенка эстетической среды. По нашим наблюдениям, звучащая музыкальная среда сама начинает обучать и воспитывать.
Педагогические условия гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке
Анализ учебно-воспитательного процесса в школах искусств выявил существование противоречия между значительным гуманистическим потенциалом музыкального образования и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий его реализации в работе с подростками. Как показала практика, личностному развитию учащихся не всегда уделяется должное внимание, работа в этом направлении проводится эпизодически и поверхностно.
Прежде чем рассматривать педагогические условия гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке, уточним смысл понятия «условие». В философии условие понимается как совокупность процессов, отношений, нечто внешнее, необходимое для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта, явления [251, 677]. Условия определяют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается.
В педагогической литературе ставится вопрос о необходимых и достаточных условиях. Под необходимыми условиями понимается существенный компонент комплекса мер педагогического процесса, из наличия которого следуют педагогические условия достижения цели, без которых она не может быть достигнута (М.Е. Дуранов, А.Я. Наин, Н.М. Яковлева и др.).
К педагогическим относятся только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и обеспечивают наиболее эффективное его протекание (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Ю.Л. Львова, В.Г. Максимов и др.). Педагогические условия не следует сводить только к внешним обстоятельствам, к совокупности объектов, т.к. развитие личности в педагогическом процессе представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.
В.В. Сериков справедливо замечает, что роль педагога заключается в создании условий, в которых «человек, получающий образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности» [215, 12]. Поэтому мы исходим из того, что педагогические условия - это взаимодействующий комплекс мер, который обеспечивает гуманизацию личности подростка в процессе обучения музыке.
Анализ литературы по теме исследования, изучение учебно-воспитательного процесса учреждений дополнительного образования, обобщение опыта собственной педагогической деятельности и данных констатирующего эксперимента позволили выделить следующие педагогические условия: - осуществление отбора музыкального репертуара с учетом возрастных особенностей подростков и уровня их духовно-нравственного развития; - применение личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса с использованием гуманистического потенциала современных технологий обучения музыке; - обеспечение диалогического взаимодействия педагогов и родителей учащихся, направленного на педагогическую поддержку подростков и формирование у них гуманных качеств личности.
1. Осуществление отбора музыкального репертуара с учетом возрастных особенностей подростков и уровня их духовно-нравственного развития Реализация этого условия требует теоретического осмысления сущности музыкального образования, эстетического воспитания и гуманизации личности. Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания, которое представляет собой получение «эстетических знаний, умение ими пользоваться для эстетического восприятия явлений и осознания их оценок, способность самостоятельно оценивать объекты с эстетических позиций, относиться к эстетическим явлениям как к личной ценности, т.е. уметь переживать воздействие эстетических объектов и сопереживать им» [212,129].
Отбор репертуара, лежащего в основе музыкального обучения и воспитания, является одной из труднейших педагогических задач. По мнению Б.Л. Яворского, следует нести детям только яркие художественные образы, передающие глубокие человеческие чувства, способные вызывать сильные впечатления и эмоциональные реакции. «Только такая музыка в состоянии привести в действие потенциальные творческие силы ребят. И не надо идти на поводу бытующих предрассудков, по которым «дети не поймут взрослой музыки». Вопрос только в доступности содержания, в силе музыкального воздействия, в качестве подачи» [282,117].
Индивидуально-личностное восприятие музыки подростком обусловлено особенностями его духовного мира, уровнем общего и музыкального развития. Его музыкальный кругозор в целом достаточно многообразен, но в нем преобладают произведения героического, лирического, сказочного содержания. Это связано с тем, что с его внутренним миром особенно гармонируют произведения, воплощающие жизнеутверждающее начало. Героические и лирические аспекты содержания музыкальных произведений наиболее значимы для подростка и вызывают у него сильную эмоциональную отзывчивость. Путем избирательного отношения к художественному материалу он откликается на то, что входит в сферу его интересов, склонностей и жизненного опыта.
Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы
С целью экспериментальной апробации педагогических условий гуманизации процесса обучения музыке в период с 2000 по 2004 г.г. была проведена опытно-экспериментальная работа в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Центра образования № 18 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл, В ней участвовали 59 учащихся подросткового возраста 5-7 классов. В экспериментальную группу входили 29 учащихся школы искусств, в контрольную - 30 учащихся общеобразовательной школы.
Исходя из цели диссертационного исследования, были определены следующие задачи экспериментальной работы, соответствующие каждому из ее этапов. На констатирующем этапе (1999 - 2001 г.г.) ставились следующие задачи: - отобрать и подготовить комплекс диагностических методик, соответствующих целям, задачам и характеру исследования; - провести диагностику исходного уровня развития гуманных личностных качеств подростков; - определить исходное состояние проявления гуманных качеств в межличностных отношениях учащихся; - выявить исходный уровень сформированное интереса к музыке у подростков. Формирующий этап (2001 - 2003 г.г.) предполагал решение следующих задач: - апробировать педагогические условия гуманизации процесса обучения музыке; - реализовать разработанные педагогические технологии развития гуманных качеств личности подростка. На итоговом этапе (2003-2004 г.г.) было намечено: - сравнить уровни развития гуманных качеств личности у подростков в экспериментальной и контрольной группах; - сопоставить динамику сформированное интереса к музыке у учащихся экспериментальной и контрольной групп; - обработать, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сделав соответствующие научно-педагогические выводы. В процессе опытно-экспериментальной работы проверялась теоретическая обоснованность педагогических условий гуманизации личности подростка средствами музыкального искусства путем их моделирования в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств. В работе использовался комплекс диагностических методов, адекватных поставленным задачам.
Метод наблюдения за действиями учащихся позволил проанализировать лежащие в их основе психологические явления и представить перспективу воспитательных воздействий на подростка, дал возможность в естественных условиях оценить действия учащихся независимо от степени их подготовки.
Метод изучения продуктов творчества применялся нами для изучения особенностей воздействия обучения музыке на гуманное воспитание личности подростка. Анализировались концертные выступления учащихся, их сочинения, устные сообщения, подборки стихотворных эпиграфов к исполняемым произведениям и др.
Педагогический эксперимент проводился с целью апробации педагогических условий гуманизации личности подростка в процессе обучения музыке. Он позволил оценить эффективность предложенных педагогических условий в рамках личностно-ориентированного обучения музыке в классе фортепиано.
Опрос использовался для получения информации, заключенной в словесных сообщениях учащихся. Опрос проводился в форме анкетирования (письменные ответы), интервью (устные ответы) и беседы (обсуждение отдельных вопросов). В результате был получен материал для сравнительной оценки уровня сформированное гуманных качеств личности учащихся экспериментальной и контрольной групп. В ходе бесед сложилось представление о целях, интересах, переживаниях подростков, о проблемах, возникающих у них в процессе обучения музыке. Учащиеся могли выбрать тему для сочинения о музыке из предложенного списка, что позволило им свободно изложить свои мысли и чувства. Эти сочинения стали формой заочной беседы с подростками и дали возможность получить информацию о таких духовно-нравственных качествах личности, связанных с музыкой, как понимание прекрасного, формирование музыкального вкуса, расширение общего кругозора. Диагностическая оценка осуществлялась в соответствии с задачами обучения музыке и основной целью проводимого опытно-экспериментального исследования.
Тестирование учащихся явилось одним из источников получения достоверной надежной информации о качествах личности, подлежащих педагогическому воздействию. Диагностическая работа имела целью разработку на основании ее результатов соответствующих рекомендаций по оптимизации процесса гуманизации личности учащихся. Тестирование потребовалось для контроля за динамикой этого процесса, предупреждения возможных отклонений, определения эффективности предложенных мер и разработки программы на ближайшую перспективу для каждого подростка.
Тестирование учащихся с целью изучения уровня развития гуманных качеств личности проводилось на основе многофакторного опросника Р. Кеттелла в вариантах для подростков 11-12 лет и 13 - 15 лет, который содержит перечень биполярных показателей обобщенных черт личности (Приложение 2). Исследование направлялось на выявление не всех свойств личности подростка, а лишь тех качеств, которые характеризуют гуманно развитую личность (доброжелательность, отзывчивость, милосердие, тактичность, совестливость, терпимость, сочувствие и др.).
Нам пришлось отказаться от использования предлагаемого В.И. Андреевым теста оценки духовно-нравственного развития ученика, основанного на методе баллирования [9, кн. 2, 299], так как предлагаемая стандартизация в оценке гуманных качеств личности ученика и определение уровня его духовно-нравственного развития в цифрах представляется некорректной. Следует подчеркнуть, что в нашем исследовании цифровые показатели использовались только для статистического учета полученных результатов.
Метод экспертной оценки применялся для определения уровня гуманистического развития подростков. Для получения независимых экспертных оценок использовался тест интерперсональной диагностики Т. Лири, в котором личностные качества конкретного ученика оцениваются учителями, родителями и одноклассниками (Приложение 3). Эксперты отмечали различные характеристики объекта наблюдения, которые соответствуют уровню его актуального, т.е. достигнутого духовно-нравственного развития. По результатам тестирования делались выводы и давались рекомендации по дальнейшему гуманистическому развитию каждого подростка.