Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ 12
1.1 Основные направления немецкой философии образования XX века 12
1.2 Реализация идей немецкой философии образования в художественно-эстетическом воспитании Германии начала XX века 29
1.3 Реализация идей немецкой философии образования в музыкальном воспитании Германии начала XX века 48
Выводы 66
Глава II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 69
2.1 Организация школьного музыкального образования Германии 69
2.2 Анализ программ по предмету «Музыка» для народных школ Баварии 84
2.3 Возможности использования опыта музыкального воспитания Германии в российской школе 102
В ы воды 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
Библиография 121
- Основные направления немецкой философии образования XX века
- Организация школьного музыкального образования Германии
- Анализ программ по предмету «Музыка» для народных школ Баварии
Введение к работе
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена утверждением гуманистических ценностей и приоритетов в современном отечественном музыкальном воспитании. Гуманистические тенденции проявляются в обновлении содержания музыкального образования и воспитания, в развитии его форм, в совершенствовании методов и технологий, в изменении педагогических отношений участников воспитательного процесса.
Одно из требований, предъявляемых к воспитанию нашего времени -понимание и принятие чужой культуры. Только при встрече, взаимодействии, диалоге разных культур становятся видимыми и понятными основы и особенности собственной культуры. Назревшая необходимость воспитания человека, способного не только к манифестации своих культурных ценностей, но и к принятию иной культурной позиции, также является основанием для обращения к данной проблеме.
Гуманистическая направленность российского и немецкого музыкального воспитания позволяет говорить о возможности установления культурного диалога между нашими странами в сфере музыкальной педагогики, изучения конструктивного потенциала немецкой музыкально-педагогической практики с целью творческого применения в российском массовом музыкальном воспитании.
Гуманистическая направленность школьного музыкального воспитания современной Германии объясняется, по мнению исследователей, рядом причин. Среди них - многовековое развитие немецкой философии, мощный пласт историко-педагогических традиций страны, сохранение и культивирование народных, национальных истоков. Под гуманистической направленностью современного немецкого музыкального воспитания мы понимаем исторически сложившуюся совокупность педагогических взглядов,
связанную с признанием достоинства и свободы личности ребенка,
ее всестороннего развития, диалогичности отношений участников
воспитательного процесса на фоне атмосферы радости и творчества.
В процессе выявления гуманистической направленности музыкального
воспитания современной Германии мы опирались на исследования
теоретико-методологических основ педагогики ФРГ (А.И. Пискунов,
О.Д. Федотова, Т.Ф. Яркина и др.), немецкой философии образования
(Л.А. Беляева, В.Б. Куликов и др.), особенностей высшего образования
современной Германии (А. Болотова, Л.Д. Соловьева, Г. Шеффер),
организационных аспектов немецкой образовательной системы
(М.А. Васильева, Л.И. Писарева и др.), особенностей профессионального
образования в ФРГ (Э.Ф. Зеер, Л.И. Корнеева), истоков немецкого
специального музыкального образования (Е.Л. Гуревич) и особенностей
современного художественного образования Германии (Л.В. Быкасова).
В нашей стране также хорошо известны педагогика Р. Штайнера
(Ф. Вайтман, А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Пинский и др.), музыкально-
педагогическая система К. Орфа, создание которой начиналось именно
в Баварии (Л.А. Баренбойм, В.А. Жилин, Т.Э. Тютюнникова и др.),
труды Г. Кершенштейнера о трудовом воспитании (А.И. Пискунов,
Н.В. Сперанский и др.). Что же касается степени изученности
современного немецкого опыта в деле массового музыкального воспитания и его гуманистической направленности, то эти вопросы музыкальной педагогики остаются до сих пор мало освещенными, несмотря на все возрастающий интерес российских педагогов-практиков к особенностям музыкального воспитания в других странах.
Недостаточные освещение и анализ становления и развития гуманистической направленности современного немецкого школьного
музыкального воспитания предопределили обращение к решению данной проблемы и обусловили выбор темы диссертации.
Настоящая работа основывается на документах и учебных материалах народных школ федеральной земли Бавария. В основу структуры школы после объединения Германии в 1991г. была положена западногерманская модель. Федеральная земля Бавария (столица г.Мюнхен) расположена на юге страны и является наиболее крупной по территории и численности населения административной единицей Германии. Изучение немецкой школьной образовательной системы позволяет заключить, что различия в учебных планах федеральных земель Германии касаются, как правило, количества часов, отводимых на те или иные предметы, и содержания выпускных экзаменов. В целом же картина школьного образования по стране едина и может быть представлена на примере детального изучения системы народного образования одной из федеральных земель - Баварии.
Налицо противоречие между потребностью общества
в установлении культурного диалога между Россией и Германией в сфере музыкальной педагогики и недостаточностью научных исследований по проблемам немецкого музыкального воспитания в отечественной музыкальной педагогике.
Проблема исследования заключается в выявлении и определении гуманистической направленности немецкого школьного музыкального воспитания.
Тема исследования: «Гуманистическая направленность музыкального воспитания в народных школах современной Германии /на примере федеральной земли Бавария/».
Объектом исследования является процесс музыкального воспитания в народных школах Германии.
Предметом исследования является гуманистическая направленность школьного музыкального воспитания Баварии.
Цель исследования заключается в выявлении, определении и обосновании особенностей музыкального воспитания современной Германии, подтверждающих его гуманистическую направленность.
Гипотеза исследования: выявление, определение и обоснование гуманистической направленности школьного музыкального воспитания современной Германии предполагает:
раскрытие субъект-субъектных педагогических отношений в процессе музыкального воспитания;
рассмотрение способов реализации потенциальных возможностей ребенка, учитывающих его индивидуальные потребности, интересы, музыкальные способности;
определение условий создания атмосферы радости и творчества на уроках музыки в немецких народных школах. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Опираясь на философские основы немецкого музыкального воспитания, раскрыть значение субъект-субъектных педагогических отношений в процессе школьного музыкального воспитания современной Германии.
Выявить теоретические основы немецкой художественно-эстетической педагогики, позволяющие реализовать индивидуальные потребности, интересы, способности каждого ребенка в процессе музыкального воспитания.
Определить условия, способствующие созданию атмосферы радости и творчества на уроках музыки в немецких народных школах.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют теория немецкой "диалогической философии" (О.Ф. Больнов, М. Бубер, В.Б. Куликов), проблема предпонимания в немецкой философской
герменевтике (Л.А. Беляева, Х.Г. Гадамер, В. Дильтей, М. Хайдеггер,
О.Д. Федотова), теория немецкой педагогической герменевтики
(И.Г. Гердер, А.В. Гулыга), теория немецкой педагогической антропологии
(О.Ф. Больнов, В.Б. Куликов, Г. Ноль), экспериментальная методика
художественного воспитания Г. Кершенштейнера (А. Бернштейн,
К. Лампрехт, Г. Кершенштейнер), принципы художественно-эстетического
воспитания в вальдорфских школах (Ф. Карлгрен, Р. Штайнер,
К. Штокмайер и др.)» принципы музыкального воспитания К. Орфа
(Л.А. Баренбойм, В. Келлер, О.Т. Леонтьева, К. Орф и др.),
гуманистические традиции немецкой педагогики и образования
(А. Болотова, Е.Л. Гуревич, Г. Шеффер и др.), исследования
организации учебно-воспитательного процесса немецких школ
(Б. Биньковски, М.А. Васильева, и др.), документы и методические материалы Министерства образования, культуры, науки и искусства Баварии и института научных исследований в области школьной педагогики и образования Баварии (ISB).
Основные этапы исследования:
Первый этап (1999-2000 гг.) - поисково-теоретический: анализ философской, историко-педагогической, учебно-методической литературы; определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования; изучение конкретного опыта работы преподавателей музыки начальной и основной школ г.Аихаха, г.Аугсбурга, г.Кюбаха (федеральная земля Бавария), анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме музыкального воспитания и образования.
Второй этап (2000-2001 гг.) - определение теоретических аспектов проблемы гуманистической направленности музыкального воспитания в народных школах современной Германии, уточнение концептуальных
положений работы; апробация фрагментов исследования на педагогических семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях.
Третий этап (2001-2002 гг.) - заключительно-обобщающий: окончательный анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, оформление текста диссертации.
Для реализации цели и задач исследования использовались различные методы научного познания. Среди них теоретические: комплексный анализ и синтез философской, педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение, изучение архивных материалов, статей, учебных программ. Эмпирические: наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, изучение практического опыта немецких учителей музыки; сравнительный анализ действующих учебников по предмету «Музыка» немецких народных школ. Итогом стали обобщение и систематизация теоретических основ и практических результатов по проблеме исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Выявлены теоретико-методологические основы современной немецкой школьной музыкально-педагогической практики, раскрывающие значение субъект-субъектных педагогических отношений, личностного подхода и педагогической атмосферы процесса немецкого школьного музыкального воспитания.
Осуществлен анализ особенностей современного немецкого школьного музыкального воспитания в аспекте выявления гуманистической направленности данного процесса.
3. Выявлены и обоснованы возможности использования
конструктивного потенциала немецкого школьного музыкального
воспитания в российской музыкально-педагогической практике.
Теоретическая значимость исследования: определено понятие «гуманистическая направленность современного немецкого школьного музыкального воспитания», понимаемая как исторически сложившаяся совокупность педагогических взглядов, связанных с признанием достоинства и свободы личности ребенка, ее всестороннего развития, диалогичности отношений участников воспитательного процесса на фоне атмосферы радости и творчества; обосновано значение гуманистической направленности современного немецкого школьного музыкального воспитания для отечественной музыкальной педагогики.
Практическая значимость заключается в обосновании возможностей использования конструктивного потенциала немецкого школьного музыкального воспитания в условиях российской музыкально-педагогической практики.
Диссертация опирается на широкий круг источников, основную группу
которых составили документы и материалы библиотек университета
г.Аугсбурга, учебно-образовательной Академии г.Диллингена, начальной
и основной школ г.Аихаха федеральной земли Бавария. Помимо архивных,
справочных, учебно-методических источников, относящихся
непосредственно к данному региону, была изучена литература по истории немецкой философии и педагогики, школы, культуры, музыкального образования и воспитания, труды немецких философов, педагогов и музыкантов-просветителей, работы по современным проблемам музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования, а также практический опыт учителей музыки народных школ г.Аихаха, г.Аугсбурга, г.Кюбаха. В связи со спецификой исследования часть документов была изучена автором на немецком языке.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается широким использованием оригинальных материалов по
системе немецкого школьного образования, научной логикой исследования, методологической обоснованностью научных положений, ретроспективным анализом литературы по исследуемой проблеме, применением адекватных предмету методов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
заседаниях кафедры возрастной педагогики и педагогических
технологий УрГПУ; на межрегиональной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной
работы в современных условиях» (г.Екатеринбург, 1999),
Всероссийской межвузовской научно-практической конференции
«Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии
личности» (г.Екатеринбург, 2000), 1-ой Международной межвузовской
научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование
в социокультурном развитии личности» (г.Екатеринбург, 2001), на
педагогических чтениях школ г.Екатеринбурга и г.Кирова;
в публикациях материалов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Теоретико-методологические основы современного
немецкого музыкального воспитания раскрывают значение
субъект-субъектных педагогических отношений, личностного подхода и
педагогической атмосферы музыкальных занятий в народных школах
Германии.
2. Гуманистическая направленность современного
немецкого школьного музыкального воспитания выражается в том, что:
воспитательные отношения строятся на основе диалога
и представляют собой субъект-субъектные отношения участников
воспитательного процесса;
воспитательный процесс базируется на уважении личности ребенка и ориентирован на реализацию его индивидуальных потребностей, интересов, способностей;
воспитательный процесс осуществляется в атмосфере радости и творчества.
3. Условия для реализации гуманистической направленности процесса современного немецкого школьного музыкального воспитания:
активное творческое участие ребенка в процессе восприятия музыкального искусства;
практическое освоение ребенком элементов, составляющих синтетическую природу музыкального искусства (слово, звук, жест);
обращение к национальным истокам (немецкий фольклор);
комплекс разнообразных форм его организации.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений.
Основные направления немецкой философии образования XX века
Человек, его реальное самоосуществление - вот что определяет гуманистическую направленность основных философских течений XX века, определяет теоретическую программу человекознания, углубленное исследование человеческого начала воспитания. Ведь гуманизация, с философской точки зрения, - это «очеловечивание» образовательного процесса, где ребенок, личность — цель образовательного процесса, а сам процесс -средство. Сфера взаимодействия философии и педагогики и есть та область знания, где воспитание рассматривается с точки зрения человеческой сущности, когда человек является самоцелью собственного развития. Философия формирует теоретический багаж педагогического знания в качестве исходного, базисного материала и на его основе педагогика моделирует целостную картину воспитания человека. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть преобладающие тенденции в современном эстетическом образовании Германии через призму теории ценностей немецкой философии образования и, по возможности, детально проследить философско-теоретические основы немецкого художественно-эстетического воспитания в целом (и музыкального в частности).
Немецкая философия образования изобилует самыми разнообразными взглядами и подходами, в ней находят отражения практически все основные философские течения XX столетия. Но в рамках данного параграфа мы ограничимся кратким обзором концепций, которые, во-первых, предвосхищают несомненный поворот в современной мировой системе образования от сознания нормативного к сознанию ценностно-личностному и, во-вторых, находят свое практическое воплощение в современной немецкой педагогике.
Одно из основных требований, предъявляемых к образованию нашего времени — понимание и принятие чужой культуры. Только при встрече, взаимодействии, диалоге разных культур становятся видимыми и понятными основания и особенности собственной культуры. Встреча, диалог, понимание чужой и, следовательно, своей культуры — это активное отношение, не только манифестация и артикуляция своей культурной позиции и ценностей, но не меньше - высвобождение места, территории, условий для иной культурной позиции и ценностей [98, с. 7].
Философское основание этой идеи мы находим у Мартина Бубера (1878 1965), который применяет принципы своей «диалогической философии» следующим образом. В противовес прежним концепциям образования, делавшим акцент на изолированном существовании «Я» и на его самосознании, М. Бубер трактует образование как встречу «Я» и «ТЫ», как взаимное отношение между людьми, основанное на любви. Человек как диалогическое существо воспринимается в своей сущности через многообразие устанавливаемых отношений с другими людьми, как бы существует в некоем поле притяжения с другими, потенциальной всеохватывающей симпатии со всем окружающим миром. Воспитательное отношение, согласно М. Буберу, есть диалогическое отношение. Чтобы раскрыть потенциал ученика, надо видеть в нем конкретную личность во всем богатстве присущей ей субъективности. Воспитатель усматривает в подопечном не простую сумму качеств, стремлений и сдерживающих факторов. Он воспринимает его в некоей цельности. Но для этого важно, чтобы ученик каждый раз оказывался партнером во взаимоотношениях с воспитателем [36, с. 245]. Правда, это отношение в педагогическом процессе не взаимно (как в дружбе), а асимметрично, характеризуется «односторонним опытом охватывания», исходящим в первую очередь от учителя, а не ученика [128, с. 36]. Учитель также замыкает воспитательное отношение, ставит в нем последнюю точку. Образование, по М. Буберу - непреднамеренное, нецелесообразное воздействие учителя на ученика, осуществляющееся в игре, непосредственном участии в труде и совместной деятельности. В ходе детализации исходного проекта "диалогического образования" сам М. Бубер и его последователи проводят различие между актуальным и латентным диалогом, включают в диалогическое отношение между «Я» и «ТЫ» область «МЫ» для фиксации диалогических отношений между учителем и классом, учителем и школьным коллективом, находят пути объединения диалогического и предметно-интенциального определения образования.
Организация школьного музыкального образования Германии
Целью данного параграфа является освещение организационного аспекта школьного музыкального образования Германии на примере анализа организационно-педагогического комплекса системы народного образования федеральной земли Бавария.
Система школьного образования в Германии дифференцированная, в стране нет четко определенного и единственного пути получения школьного образования. Система состоит из нескольких типов школ, каждый из которых открывает определенные возможности и перспективы для своих учащихся. Заметим, что принцип индивидуального учета способностей каждого ученика при выборе типа школы включает и право родителей выбирать для своих детей путь получения школьного образования (в соответствии с уставом и возможностями отдельных типов школ) [161, с. 15].
После объединения Германии перед страной встала проблема необходимости сведения воедино систем образования, существовавших в западной и восточной ее частях. В основу новой структуры школы была положена западногерманская модель, описание которой и будет представлено в данном параграфе (схема системы народного образования Баварии в Приложении 1).
Образование в Германии начинается в дошкольных учреждениях, однако на этой ступени не является обязательным. Дети, достигшие шестилетнего возраста, принимаются в первый класс четырехлетней начальной школы (Grundschule), которая служит фундаментом в общем школьном образовании. Основной акцент в этот период делается на всестороннее развитие детской индивидуальности, познавательного интереса и таких способностей, как фантазия, инициатива, самостоятельность и общение в коллективе.
В I-II классах все уроки ведет один преподаватель, с III класса к работе постепенно подключаются учителя-предметники, чтобы облегчить детям переход на вторую ступень обучения. В школах Баварии первые два года преподаются такие предметы, как немецкий (родной) язык (литературу рассматривают как продукт языка и не выделяют в отдельный предмет), математика, страноведение, религиозное, музыкальное, эстетическое воспитание, ритмика, труд и спорт [123, с. 27]. Учитель не имеет строго определенного учебного плана, предписывающего, что и как нужно преподавать по каждому из перечисленных предметов, и действует по своему усмотрению. Для развития индивидуальных способностей каждого ребенка наряду с классной работой существуют формы индивидуального, парного и группового обучения. Результаты начинают оценивать в баллах лишь на третьем году обучения [20, с. 131].
По окончании Grundschule ребенок может продолжить свое обучение либо в гимназии (если, конечно, результаты его учебы соответствуют гимназическим требованиям), либо остаться в народной школе и просто перейти в V класс Hauptschule - основной (или базовой) школы. Такой социальный институт Германии как народная школа (Volksschule) состоит из начальной школы (Grundschule, I - IV класс) и основной школы (Hauptschule,V - IX, X класс). Любой ребенок в Германии, независимо от своих способностей и дальнейших устремлений, обязательно заканчивает первое, младшее звено школы, отсюда и ее определение - «народная». Далее ребенок может продолжить свое обучение в V классе основной школы (Hauptschule) или перейти в V класс гимназии (по статистике 1995 года в стенах народной школы оставалось 65,6% учащихся, в гимназию же переходило 33,6 % учащихся) [123, с. 27]. Основная школа (Hauptschule) — второе, старшее звено народной школы. Обучение здесь длится 5 либо 6 лет. Учащиеся получают в ней общее обязательное образование (аналог российских 9-ти классов), приобретают практические знания и умения, проходят практикум на производстве и готовятся к самым разным профессиям в области ремесла, в промышленности, в системе торговли, в сфере услуг и т.д. [161, с. 4]. По окончании IX класса ученики могут получить государственное свидетельство двух образцов: обычное свидетельство (Erfolgreicher Hauptschulabschluss) об успешном окончании народной школы, которое выдается без сдачи выпускных экзаменов (предусмотрены лишь обычные письменные и устные экзамены, а также ряд практических заданий); и «Quali», то есть свидетельство о квалифицированном окончании школы, оно выдается после сдачи экзаменов по ряду основных или дополнительных предметов (по выбору учащегося). Если средний экзаменационный балл составляет 3,0, то ученику выдается квалификационный аттестат зрелости, «Quali», который дает право поступления в профессиональные учебные заведения более высокого уровня. Существует и третий образец выпускного свидетельства Hauptschule - «Mittlere Schulabschluss». Такое свидетельство получают лишь выпускники X класса Hauptschule, введенного в систему школьного образования Баварии с 1998-1999 учебного года. Прием в X класс ведется добровольно, но с учетом успеваемости (общий балл по основным предметам и по «Quali» должен быть не более 2,0) [123, с. 30]. Подобное свидетельство выдается после успешной сдачи выпускного экзамена и дает его обладателям право реально претендовать в дальнейшем на обучение в вузе.
Анализ программ по предмету «Музыка» для народных школ Баварии
В данном параграфе будет проведен анализ содержательных особенностей учебных программ по предмету «Музыка» для народных школ федеральной земли Бавария с целью изучения и освещения определяющих подходов в массовом музыкальном образовании Германии, а также выявления соответствия современной музыкально-педагогической практики теоретико-методологическим основам немецкого художественно-эстетического и музыкального образования.
Центром массового музыкального образования в Германии считается общеобразовательная школа. В ходе анализа критических и обзорных статей, посвященных вопросам современной немецкой образовательной политики, выявлено, что музыкальное образование в немецких школах призвано помочь каждому учащемуся открыть путь к пониманию музыки во всем ее многообразии, иметь представление о ней как об автономном искусстве и, главное, способствовать становлению всеобщей, то есть охватывающей всех граждан, музыкальной культуры [14, с. 101].
Под массовым музыкальным образованием подразумевается такой процесс школьного воспитания, который предоставляет каждому учащемуся возможность развить свои музыкальные способности. По мнению профессора Б.Биньковски (ФРГ), музыкальные способности не представляют собой чего-то непосредственно врожденного: они являются результатом активного столкновения человека с музыкой в конкретной музыкальной деятельности, поэтому каждый ребенок способен к музыкальному обучению [14, с. 102]. Эти утверждения отражают суть современного массового музыкального образования Германии, включающего многие аспекты. Опираясь на позиции немецких специалистов в области музыкальной педагогики и материалы программ по предмету «Музыка» для народных школ Баварии, обозначим важнейшие из них:
1. Музыкальное воспитание должно развивать у возможно большего числа учащихся способность к самостоятельному музицированию, так как оно открывает путь к лучшему пониманию музыки, способствует развитию творческих сил каждого учащегося, а также обучает основным элементам музыки и движения в вокальной или инструментальной форме, в виде игры соло или участия в ансамблях.
2. Музыкальное воспитание в школе должно способствовать осознанному, дифференцированному слушанию музыки через развитие умения различать ее и судить о ней; реально может помочь освободиться от пассивного следования слуховым привычкам, сформированным и утвердившимся благодаря распространению акустических средств массовой информации.
3. Направленность массового музыкального воспитания во многом определяется местом, занимаемым музыкой в общей системе образования, то есть в едином представлении о цели всего образовательного процесса - о воспитании современного человека. Музыка апеллирует к пониманию и воле, к чувству и к творческой фантазии. Формируя чувственное и рациональное восприятие, эффективную восприимчивость и разум, она способствует развитию таких свойств и способностей, которые не только пойдут на благо самой музыке, но смогут сделать индивидуум восприимчивым как к другим областям духовной жизни, так и к постоянно и быстро изменяющемуся окружающему миру [14, 133, 147].
4. Музыкальное искусство - часть всеобщей культуры, поэтому урок музыки на всем протяжении обучения должен быть непосредственно связан с другими предметами, что необходимо для формирования целостного впечатления о музыке в ходе обучения (как в культурно-историческом плане, так и в плане ее взаимодействия с другими видами искусства) [141, 143].
5. Отметим еще одну особенность массового музыкального воспитания, которая касается понятия свободного времени, признанного насущной проблемой общественной жизни страны. Благодаря многообразному знакомству с музыкой каждый человек может содержательно проводить часть своего досуга, либо музицируя сам, либо слушая музыку и продолжая тем самым развивать свои индивидуальные способности. В ходе всего обучения должен учитываться опыт внешкольного знакомства с музыкой (в родительском доме и в свободное время), а также приниматься во внимание состав класса при выборе песен и фрагментов для слушания (включать в репертуар песни на диалекте, религиозные гимны, песни, танцы из европейских и внеевропейских стран и др.) [14, 120, 141].
Таким образом, современная концепция музыкального образования исходит из общей цели воспитания всесторонне развитого, культурного и готового к требованиям современного общества человека. Отправной точкой в музыкальном воспитании является умение самостоятельно включаться в процесс познания и в ходе творчества постепенно постигать и уметь оперировать возможно большим количеством элементов музыкального искусства (начиная с освоения «звуков тела» и заканчивая джазовыми импровизациями). Постепенное расширение горизонтов и возможностей познания музыки через личное активное участие каждого ребенка способствует свободе личностных проявлений «через развитие способности ощущать, воспринимать и выражать себя во время пения, ритмичных движений, музицирования и слушания музыки» [141, с. 115], осознанию себя как индивидуальности и в то же время как части творческого коллектива, развитию природных способностей, накоплению прочувствованных, личностных знаний, что в результате приводит учащихся, во-первых, к естественному пониманию, принятию музыки во всем многообразии ее элементов, и, во-вторых, к целостному восприятию музыки как части всей культуры человечества.