Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико - методологические основы и условия формирования правовой культуры школьников
1.1. Правовая культура школьников в структуре личностного развития человека 12
1.2. Проблемы развития правовой культуры школьников в психолого-педагогической литературе 35
1.3. Условия педагогического обеспечения формирования правовой культуры школьников 53
Выводы 68
Глава 2. Пути и условия формирования правовой культуры подростков в образовательной среде
2.1. Модель педагогического обеспечения формирования правовой культуры школьников 71
2.2. Общая характеристика и технология опытно-экспериментальной работы 87
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 112
Выводы 134
Заключение 136
Библиография 139
Приложения
- Правовая культура школьников в структуре личностного развития человека
- Проблемы развития правовой культуры школьников в психолого-педагогической литературе
- Модель педагогического обеспечения формирования правовой культуры школьников
- Общая характеристика и технология опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования проблемы формирования правовой культуры школьников обусловлена общей ситуацией общественно-экономического развития страны, происходящим реформированием системы образования, противоречием между необходимостью формирования активной гражданской позиции и недостаточным уровнем правовой подготовленности, кризисом в правовом сознании молодежи Государство, находящееся в состоянии перехода к нормам правового общества, испытывает потребность в гражданине, ориентированном на эффективное использование правовой культуры, на безусловное исполнение законов и творческое осуществление своих прав Низкий уровень правосознания подростков, социальный нигилизм оказывают серьёзное влияние на процессы маргинализации и криминализации всего социума в целом
Научные разработки в плане осмысления различных проблем формирования правовой культуры отличаются определенным разнообразием взглядов и независимостью подходов Изучение философско-социологической, психолого-педагогической литературы показывает, что накоплены ценные идеи, разработаны концепции и теоретические положения, посвященные этой теме, намечены связанные с этим пути, формы, методы и технологии современного образования Вместе с тем, есть основания считать, что определенная часть имеющихся схем и концепций в области формирования правовой культуры не в полной мере сохраняет актуальность в условиях динамичности современной парадигмы социально-правового состояния общества
Анализируя проблему нашего исследования, мы отметим наиболее значимую группу современных теоретических обоснований, которые представлены в трудах С С Алексеева, В.СНерсесянца, ИФФарбера и др (социальная ценность права), НМКейзерова, А П.Семитко, Г Н Филонова и др.(формирование у школьников понятия правовой культуры), В О Мушинский, А Ф Никитин, Я.В Соколов, Н Г.Суворова и др (вопросы содержания и методики правового образования в школе)
Существенным идейным обоснованием для исследования/~ч
проблемы формирования правовой культуры у молодого поколения,
особенно школьного возраста, являются принципы, изложенные в трудах
отечественных психологов - АС Асмолова, В М Бехтерева,
А А Бодалева, Л СВыготского, В В Давыдова, И.С Кона, А.Н Леонтьева, А.В Петровского, С Л.Рубинштейна, Д И.Фельдшгейна и др, зарубежных психологов -Э Дюркгейма, А Маслоу, Ж Пиаже, К Роджерса, Э.Эриксона и др ; педагогов - И П Иванова, А.С Макаренко, В А Сухомлинского, К Д Ушинского и др
Ознакомление с современным характером исследований позволяет нам сделать вывод о том, что проблема формирования правовой культуры школьников в условиях нестабильного социального развития ещё недостаточно теоретически разработана, далека от практической реализации и не соответствует потребностям общества, следовательно, наблюдается разрыв в причинных связях между «возможностью» и «действительностью» В итоге складывается ситуация, требующая особого внимания со стороны педагогов-исследователей
Наше исследование - это еще одна попытка, ещё один вариант возможного решения возникшей проблемы. В основе работы заложена идея целенаправленного и всестороннего педагогического воздействия на самосознание обучающихся путем передачи системы правовых знаний, развития чувства уважения к законам государства, к правам и обязанностям гражданина, воспитания ответственности за судьбу общества с мотивацией готовности к активному противодействию правовому нигилизму
Объект исследования: воспитание правовой культуры у школьников как современное явление и процесс
Предмет исследования: педагогические условия формирования правовой культуры учащихся общеобразовательной школы.
Цель исследования: обоснование концептуальных подходов и педагогических условий формирования правовой культуры школьников в современном социуме
Гипотеза исследования: достижение позитивных результатов в формировании правовой культуры обучающихся в школьном воспитательном процессе возможно, если.
учитываются особенности современного общества в контексте 4
соотнесения с отечественным социально-педагогическим опытом и определения современных подходов к воспитанию;
обеспечивается системное функционирование воспитательной деятельности, основанной на высоком уровне правовой культуры современного гражданского общества, активизируется практическая, эмоционально-мотивационная парадигма правосознания и социально значимых намерений школьников;
осуществляется целенаправленная комплексная и объективная диагностика этапов становления личностных основ правовой культуры обучающихся при активной педагогической поддержке их социально значимой практической деятельности.
Задачи исследования:
Обосновать и разработать концептуальные идеи формирования правовой культуры обучающихся в современной общеобразовательной школе
Определить технологические аспекты и содержание модели становления правовой культуры школьников
3 Проверить опытно-экспериментальным путём
функциональную жизнеспособность разработанной модели
4 Разработать научно-практические рекомендации по
формированию правовой культуры обучающихся в школе
Методологической основой исследования являются научные положения о диалектическом характере функционирования социума; онтологические, гносеологические и аксиологические принципы становления правосознания как социально-ценностного явления, идеи гуманизации и демократизации образования; психолого-педагогическая теория личности как субъекта активной творческой деятельности
В диссертации использовались такие традиционные методы познания общественных явлений, как институциональный, исторический, диалектический, структурно-функциональный и сравнительный, а также педагогические методы диагностический (наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение творческих проектов учащихся и тд), прогностический (моделирование социально значимой деятельности, рефлексия), формирующий (теоретическая подготовка и практическая деятельность в социуме, консультирование, педагогический
эксперимент), статистический (обработка данных педагогического эксперимента).
База исследования: средние общеобразовательные учреждения и Управление образованием мэрии города Якутска.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе, дгшгностико-прогносттеском (1996 -1999гг), изучалась и анализировалась философско-социологическая и психолого-педагогическая литература, обобщался и осмысливался эмпирический материал, определялись методологические основы исследования и понятийно-научный аппарат, конкретизировались цели и задачи опытно- экспериментальной работы
На втором этапе, поисково-практическом, (1999 - 2002гг), осуществлялось внедрение деятельностной модели воспитательной работы по формированию правовых ориентиров учащихся, в процессе опытно-экспериментальной работы корректировались условия выделения более эффективных путей реализации поставленных задач, определялась эффективность содержания, форм, методов и содержание становления правовой культуры подростков в общеобразовательной школе.
На третьем этапе, обобщающем (2002 - 2006гг ), проверялись,
корректировались положения разработанной модели в процессе опытно-
экспериментального исследования, обрабатывались данные
эксперимента; уточнялись теоретико-экспериментальные выводы,
разрабатывались научно-методические рекомендации для педагогов,
родителей, учащихся в целях внедрения их в практику воспитания,
оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования:
- уточнены педагогические основы формирования правовой
культуры учащихся в современных условиях развития общества,
определены психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности современного правового воспитания на основе комплексного педагогического воздействия через активизацию социально значимой деятельности школьников,
разработаны содержание и технология формирования правовой культуры в школе, основанные на практике воспитания правосознания
обучающихся в деятельности структур управления образованием,
- обоснована возможность создания центра правовой культуры школьников в форме учебно-воспитательного модуля с мотивацией условий для широкой социально значимой деятельности и появления добровольных, самоуправляемых детских организаций как прообраза структур правового общества
Теоретическая значимость исследования. Теоретически обоснованы необходимость и педагогическая целесообразность обновления сущности и содержания правового воспитания учащихся в современных условиях на основе идей правового общества; выявлены и обоснованы педагогические условия формирования правовой культуры школьников в комплексной воспитательной деятельности школы
Практическая значимость исследования. Результаты исследования внедрены в образовательную школьную систему Республики Саха (Якутия), стали основой для деятельности школьных инспекторов прав при Якутском городском управлении образованием, создания подростковых правозащитных объединений
Методологические положения, теоретические материалы использованы на курсах повышения квалификации работников образования, при разработке новых программных и курсовых материалов, в том числе, по правам ребенка, политологии, праву, гражданскому воспитанию, в создании городской системы ученического самоуправления Сформулированные и обоснованные в диссертации положения имеют перспективные основания для организации комплексной воспитательной деятельности по формированию ведущих идей правового общества в общеобразовательных учреждениях любого типа
Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, длительностью наблюдений, объективным анализом практической педагогической деятельности, оптимальной реализацией программы исследования в соответствии с заявленными целью и задачами, проведением опытно-экспериментальной работы с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, логике и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования
осуществлялись в 1996-2006 гг посредством
отчётов по опытной работе в Министерстве образования Республики Саха (Якутия), в администрации города, на экспертной комиссии Якутского городского управления образованием,
- публикаций результатов исследования, выступлений на
всероссийских, региональных и республиканских научно-практических
конференциях «Охрана прав и интересов несовершеннолетних»
(г Якутск, 2004г ), «Организация работы по профилактике аддиктивного
поведения подростков» (г Москва, 2004г), «Пути совершенствования
профилактики злоупотребления психоактивными веществами
несовершеннолетними и молодежью» (г Якутск, 2005г), «Образование
детей с ограниченными возможностями» (г Москва, 2005г ), «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (г Якутск, 2006г);
реализации концепции исследования в практической деятельности городской комиссии по делам несовершеннолетних;
- работы в качестве руководителя городского управления
образованием,
- использования результатов исследования в системе повышения
квалификации работников образования.
На защиту выносятся следующие положения:
Позитивное воздействие на формирование правовой культуры школьников путем интеграции их в социальную среду через целевое и обоснованное участие в жизнедеятельности социума, педагогически организуемое в логической последовательности «заинтересованность -интерес - увлеченность - самореализация - стремление к нравственно-правовым идеалам»
Правовая культура учащихся формируется в образовательном пространстве школы, где создана нравственно-правовая среда, обеспечивающая систематическое ознакомление учащихся с прогрессивными признаками правового общества, а также взаимодействие и сотрудничество школьников с учителями, родителями, различными социальными институтами в духе соблюдения прав человека
Воспитательная модель «Правовое государство - школа» с 8
системой добровольных, самоуправляемых ученических общественных организаций (отряд «Юные стражи правопорядка», операции «Всеобуч», «Подросток», «Лето», месячники профилактики правонарушений и др ) создает условия, максимально приближенные к реальной действительности, где учащиеся закрепляют правовые знания и приобретают практические умения и навыки правовой культуры в соответствии с прогрессивными устоями правового общества Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Правовая культура школьников в структуре личностного развития человека
Одно из важнейших проявлений культуры социума - это состояние законности, где право выступает критерием уровня развития цивилизованности в стране. Право - это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. В науке есть множество определений права, однако, исходя из идеи гуманистической ценности правосознания, мы придерживаемся определения И.А.Ильина: право есть система установленных и санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы при минимуме карательного насилия [56, с. 11 ].
Рассмотрение исторического процесса формирования правовой культуры у подрастающего поколения связано с именами таких выдающихся мыслителей, как Конфуций, Протагор, В.Мономах, С.Полоцкий, Д.Локк, М.М.Сперанский, И.И.Бецкой, Ф.В. Кречетов и др. Культура всегда отождествлялась с разнообразными сферами жизнедеятельности общества, к которым относится и право. Она определяет систему ценностей, норм и убеждений членов общества, в котором важное место в социальной регуляции занимают правовые идеалы, отражающие специфику разных исторических эпох. Воспитание правовой культуры с древних времён занимало особое место в формировании личности растущего человека. Одним из древнейших документов, подтверждающих это, является "Поучение гераклеопольского фараона своему сыну", где будущему наследнику рекомендуется придерживаться справедливых решений по отношению к знатным и простым людям, избегать незаконных пагубных поступков. Классическим правом Древнего Востока считается свод законов царя Хаммурапи ( XVIII в. до н.э.), предписывающий основы правовой культуры: «Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы притеснённому оказывалась справедливость» [105, с.21]; по мнению Конфуция, идеальный гражданин должен основывать свои поступки на основе порядка (ли), человечности (жэнь) и нормах обязательного и чётко расписанного ритуала. Он утверждал, что управление людьми более успешно не наказанием, а воспитанием [89, с. 19, с.38].
Характеризуя древнее право, нельзя ограничиваться сферой должного, указанной нормами закона или правовыми представлениями о справедливом. Всюду, где возникало имущественное и социальное неравенство, вместе с правом появлялась и преступность, порождённая стяжательством, нарушениями обычаев и законов. Часто преступали черту закона и пренебрегали нормами морали представители власть имущих. Особенностью древнего права была чрезвычайная жестокость и примитивный характер наказания. Правонарушителя не стремились перевоспитать - его карали, а иногда восполняли урон, нанесённый жертве преступления или пострадавшей стороне.
Плодотворные идеи относительно правового воспитания мы находим в трудах античных философов. В них рекомендуется изучение права с раннего детства, воспитание в духе уважения к справедливым законам и сознательного им подчинения. Свободнорождённый гражданин, по мнению Аристотеля и Платона, принадлежит государству, ощущает себя его частицей. При этом утверждается принцип взаимоотношений гражданина и государства, суть которого - во взаимных обязанностях и ответственности. Целью воспитания является воспитание воина - патриота, активного законопослушного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего, правовых функций [10, с. 168-177]
Однако в содержании практически всех философских и правовых учений античности выражались реальные интересы правящего социального слоя общества и оставались без должного внимания интересы остального населения, что приводило к снижению у них уровня правовой культуры, порождало правовой нигилизм [Там же, с.231]. И недаром Протагор указывал на особую значимость воспитания подрастающего поколения в духе уважения законов государства, отстаивал принципы построения процесса воспитания на принципах справедливости, законности и порядка. [88,с. 58].
В античных городах-государствах (полисах) зарождались демократические режимы, которые в некоторых отношениях остаются и поныне образцом для подражания в решении проблем формирования правовой культуры. История афинского государства-полиса показала, что уровень развития правовой культуры населения обуславливается сочетанием трёх дополнительных условий: - богатое государство с процветающей экономикой; - наличие внутренней стабильности общества и отсутствие внешней угрозы; - повседневное участие граждан в делах самоуправления [55, с.72]
Граждане Древнего Рима с гордостью осознавали себя свободными и полноправными хозяевами своего государства. Римский гражданин, глава фамилии, выступал хранителем духовной атмосферы в обществе, суровой простоты нравов предков, на заветах которых строилась жизнь в семье и гражданской общине. В римских источниках существует немало сведений об обязательном изучении законов юными гражданами и воспитании в духе неукоснительного исполнения их в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Римский историк Тит Ливии считал одним из эталонов поведения истинного гражданина действия консула Тита Манлия, который приговорил собственного сына к смерти за нарушение воинских законов. Его сын, нарушив действующие в римской армии правила, самостоятельно вступил в сражение и одержал победу, но отец при всех воинах объявил: «Раз мой сын не почитает ни консульской власти, ни отцовской, подрывает в войске послушание, на котором доныне стояло Римское государство, то пусть лучше наша семья будет наказана за этот поступок, чем государство пострадает от дурного примера» [156, с.150].
Таким образом, именно в эпоху античности зародились основные идеи о правовом регулировании в обществе и приобщении к правововй культуре подрастающего поколения.
Период возникновения новых религиозных систем в эпоху Средневековья К.Ясперс назвал "осевым временем", когда "произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью" [208,с. 19]. Христианство зародилось в эпоху напряжённого духовного поиска, появления новых идей, радикальной смены ценностей как религия угнетённых, жаждущих всеобщей справедливости и равенства. В понимании человеческой реальности, своеобразия человеческого места в обществе средневековая правовая система христианства была по настоящему оригинальной. Особенно следует поставить ей в заслугу развитие таких понятий, как откровение, вера, любовь, угрызения совести, сострадание. Этические правила и нормы выступали возможностью достижения высоконравственных идеалов. Напряжённость религиозной жизни, её теоцентризм приводили к трансформации религиозных установок в правила поведения, которые превращались в элементы правовой культуры. Средневековые философы Плотин (III в.), Аврелий Августин (IV в.) , Фома Аквинский (XIII в.) и др. в соответствии с содержанием христианства при осмыслении состояния общества ставили на первое место не политику, не экономику, а нравственные принципы. Основные идеи средневековой мысли, ставшие главными для развития европейской правовой культуры, а именно, принцип абсолютной личности, теоцентризм и средневековый антропоцентризм провозглашали, что человек - это созданное Богом, причастное к добру привилегированное существо [91, с.232-237 ].
Проблемы развития правовой культуры школьников в психолого-педагогической литературе
Время учёбы в школе - один из наиболее сложных и важных периодов формирования нравственно- правовых основ личности учащихся, тем более, что будущее России определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления. В данном разделе нашего исследования рассматриваются психолого-педагогические предпосылки формирования в школе правовой культуры. И объектом является школьный социум, который наиболее подвержен влиянию окружающего мира, предметом - психолого-педагогические основы воспитания правовой культуры обучающихся.
Характерной чертой психологического развития подростков является стремление к самостоятельности и рост самосознания, мотивация к самоанализу своих интересов и поступков. Исключительная восприимчивость, стремление ко всему новому, необычному, интересному, необходимость определения своего места в жизни, неустойчивая шкала идеалов и ценностей, проблемы морального выбора, сомнения и колебания, эмоциональность - это лишь краткий перечень проблем учащихся, которые являются предметом исследования психологической, педагогической науки. Подростку наиболее присущи противоречивость поведения и кризисный период развития, который, по мнению С.Холла, соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит состояние хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с социальной жизнью [124, с.291].
Данную проблему рассмотрим посредством анализа мыслей и идей зарубежных и отечественных психологов. Из проанализированной литературы зарубежных специалистов мы выделили идеи и положения, разработанные Э.Дюркгеймом, Э.Эриксоном, Ж.Пиаже, К.Роджерсом, А.Маслоу, которые позволяют нам глубже вникнуть в суть изучаемого явления [49, 205, 126, 140, 98]. Интересную мысль социально обусловленного личностного развития мы находим у Э.Дюркгейма, который рассматривал в качестве основных детерминант человеческого поведения понятие коллективных представлений. Коллективные представления это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установок и т.п., которые независимы от индивида. В каждом, по его идее, присутствуют два существа -индивидуальное и социальное. Э.Дюркгейм считает главной целью воспитания - формирование в человеке социального существа: «Нужно, чтобы к...эгоистичному и асоциальному существу как можно быстрее добавилось другое существо, способное вести нравственную и социальную жизнь. Вот в чём состоит дело воспитания...» [49, с.55-56].
Идеи Э.Эриксона о социальных, культурных, исторических детерминантах психики субъекта, синхронные с идеей Э.Дюркгейма, положены в основу концепции об отношениях Я и общество. В этом ключе им выдвинуто раскрывающее сущность правовой культуры понятие идентичность как тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе её развития. Быть самим собой в глазах других, в том числе и в собственных глазах, - движущая сила развития [205, с. 28 ].
Механизмы реализации концепции об отражениях «Я» и общества разработаны в теории социального научения, где социализация выступает как процесс усвоения индивидом определённой системы норм, социально-правовых знаний данной культуры. Ведущий теоретик социального научения А.Бандура считал, чтобы научиться новому, нужно пройти через этап имитации необходимого поведения через наблюдение, имитацию (подражание) и идентификацию. Идентификация - процесс, в котором личность воспроизводит мысли, чувства и ценности другого, выступающего в качестве модели, при этом учитывается ещё влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, сверстники и т.д. Аналогичную точку зрения находим и у Ж.Пиаже. Он обосновал, что основой психического развития является развитие интеллекта, определяющее развитие восприятия и памяти, усвоение норм взаимоотношений с другими, становление правил, эмоций, чувств и так далее. Ж. Пиаже в качестве основных процессов, определяющих развитие, выделял адаптацию, состоящую из ассимиляции и аккомодации (изменение в соответствии с новой ситуацией) и уравновешивание [126, с. 109].
Мысли и идеи приведённых выше авторов значительно дополняет точка зрения К. Роджерса. В ней нам импонирует его предположение о самоопределении людей через собственный уникальный опыт или «феноменальное поле». В поле опыта находится самость - организованный образ, гештальт, находящийся в процессе ситуативных изменений. Идеальная самость - это представление о себе, каким человек более всего хотел располагать, какому он придаёт наибольшую ценность для себя. Разрыв между идеальной самостью и Я-реальным - симптом внутреннего неблагополучия и страдания. Отсюда важное понятие в теоретических построениях К. Роджерса - конгруэнтность - степень соответствия между тем, что человек говорит, и тем, что он переживает. Стремление человека к большей когруэнтности и к большему реалистичному функционированию - это тенденция к самоактуализации.
Важнейшее научное открытие К. Роджерса заключается в установлении необходимых условий гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения. Это - безоценочное позитивное принятие другого человека, эмпатичное слушание и конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение в общении с ним [140, с.230 -237]. По А.Маслоу, с помощью самоактуализации человек наиболее полно использует свой талант и способности, при самодостаточности и мотивации духовно-нравственного роста [98, с. 106 -118]. Как видно, по своей экзистенциалистской философской сущности, каждый из рассмотренных исследователей достаточно автономен, но в своих идеях, в рамках «теории личности» внёс конкретный вклад в формирование типологии личности гражданского общества, что имеет интерес в решении проблем становления правовой культуры.
Рассмотрим положения относительно формирования правовой культуры, разработанные отечественными психологами. Привлекает внимание связь коренных социальных вопросов с задачами воспитания и тезис Л.С. Выготского о бесконечной пластичности человеческого материала при позитивно организованной социальной среде. По его справедливому заключению, моральное воспитание должно быть конкретным и правдивым, добросердечным, потому что «...моральное несовершенство всегда опытного происхождения и означает ...дефект воспитания» [32,с.261]. Идеи Л.С. Выготского, в какой-то мере полемичны принципам самоактуализации, т.к. он считает, что «свободное воспитание надо понимать исключительно как максимально свободное в пределах общего воспитательного плана и социальной среды»[33, с. 270].
Модель педагогического обеспечения формирования правовой культуры школьников
Формирование правовой культуры в условиях школы может быть представлено как моделирование специальных условий, обеспечивающих устойчивые, социально-педагогические взаимоотношения учащихся и взрослых на основе равноправного партнёрства в деле совершенствования окружающего их социума. Одним из главных условий определения содержания учебно-воспитательной работы по формированию правовой культуры школьников является определение его главных факторов, принципов и критериев.
Ведущим фактором является цель образования, которая, на наш взгляд, концентрированно раскрыта В.А. Сластёниным: развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально-значимую деятельность; формирование отношения к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности; обогащение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для применения в жизни усваиваемой культуры [154, с.81].
Вторым фактором содержания процесса формирования правовой культуры школьников мы считаем практическую деятельность обучающегося сегодня и его готовность вступить в самостоятельную нравственно-правовую сферу деятельности в будущем. Этот фактор многообразен по своим сферам деятельности и разнообразием сторон общественной жизни, с которыми ежедневно сталкиваются школьники. Таблица 5. Содержание компонентов структуры правовой культуры
Когнитивный компонент содержания правовой культуры 1 .Историко-правовые знания о стране, усвоение основных категорий и понятий 2.3нания нормативных актов, Конституции РФ, законов о правах ребёнка З.Знание о связях и средствах регулирования жизни людей 4.Понимание морально-правовых обязанностей перед социумом
В процессе изучения литературы и обобщения практики был собран материал, позволяющий раскрыть содержание компонентов структуры правовой культуры. Как сложное личностное образование правовая культура имеет такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-волевой, инструментально-деятельностный (см. схему 2). Структура когнитивного компонента содержания правовой культуры составляют знания историко-правовых, национально-этнических, духовно-интеллектуальных традиций своего народа, страны, понятия о правах и обязанностях личности.
Эмоционально-волевой (эмотивный) компонент включает в себя патриотическо-гражданственные качества, чувство долга, ответственность, инициативу и самостоятельность, способность критического осмысления событий, оценки поступков нравственных и безнравственных.
Инструментально-деятельностный компонент содержания правовой культуры включает готовность к позитивным, социально-одобряемым действиям по утверждению в обществе высокого нравственно-правового уровня.
Ответственную функцию в структуре содержания процесса формирования правовой культуры выполняет когнитивный компонент. Критерием когнитивного компонента является достаточность историко-правовых знаний о прошлом и настоящем нашего Отечества. В когнитивном компоненте содержания правовой культуры выделяются основные понятия и категории: «человек-личность-гражданин»; «право-общество»; «свобода-ответственность»; «право-мораль»; «человек-культура»; «брак-семья»; «социальная структура общества-социальные отношения»; «политическая система общества»; «нации-межнациональные отношения»; «правовое государство»; «личность-государство» и др.
Достаточность знаний определяется: способностью обучающихся соотносить свои поступки и поступки окружающих с требованиями закона; уровнем качества выполненных школьниками ситуационных заданий, адекватным событиям реальной жизни; уровнем знаний о правах и обязанностях человека, правах ребёнка, Конституции РФ, международных правовых локументов, прежде всего, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.
Формируясь под воздействием разнообразных факторов, правовая культура представляет собой сложное, системное образование. В ней проявляется интеллектуальная, волевая и эмоциональная сфера психики человека в определённом подвижном состоянии. Высокоразвитое чувство гражданственного долга, ответственности за свои дела и поступки, активное усвоение социальных ролей, отношений и поступков, инициатива и творчество при выполнении общественно важных поручений создают атмосферу сопричастности школьников ко всему, что происходит в нашей стране и мире.
Активная гражданская позиция учащегося как нравственно-правовое выражение его социальной деятельности опирается на диалектическое единство объективного и субъективного, внешнего и внутреннего. Это также подтверждается специалистами, которые подчёркивают, что «... для личности любая степень активности выступает одновременно и как внутренняя и как внешняя: участвуя в общественной деятельности, школьник руководствуется определёнными мотивами, размышляет над тем, что он делает» [184,с. 85].
Такое единство внешнего и внутреннего выражается в показателях, по которым можно определить позиции данного школьника в социально-значимой деятельности применительно к особенностям правовой культуры. За основу мы берём показатели, систематизированные К.Д. Радиной: - положительное отношение школьника к делам и начинаниям коллектива, готовность их выполнить; - наличие опыта участия в них, что связано с выполнением конкретных поручений, обязанностей; - наличие определённого уровня организации умений, оптимального для данного возраста; - чувство ответственности за свою работу перед коллективом; - благоприятное положение школьника в деловом и межличностном общении, что выражается в его высоком общественном статусе и правильной оценке своего положения [138, с.39 ].
На основе обобщения практики и своего опыта мы уточняем основные показатели, определяющие гражданскую направленность личности школьника: формирование нравственно - правовых ориентации, становление мотивации участия в социально значимой деятельности, характер и содержание этой деятельности.
Повышению эффективности процесса становления нравственно-правового мировоззрения способствует реализация деятельностного подхода в системе работы школы. Приоритетная роль в этом принадлежит практико-ориентированным формам и методам работы школы через организацию деятельности школьники по самостоятельному выбору, осмыслению и моделированию социально-правовых ситуаций, аргументации принятых решений и выводов, рефлексию собственной позиции, правовое осознание поступков и действий. При этом у школьников формируются определённые навыки, необходимые для социальной адаптации к реалиям правового гражданского общества. К подобным навыкам мы относим: продуктивное творческое сотрудничество в группе, исполнение разных социальных ролей, установление межличностной коммуникации; - составление социально - значимого проекта, способность делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств, оформлять результаты; - практическую реализацияю проекта в школьном или внешкольном социуме; - проведение простейшего социологического анализа по итогам реализации проекта, выявление его нравственно - правовой значимости; - использование итоговых результатов в школьном и внешкольном информационном пространстве.
Общая характеристика и технология опытно-экспериментальной работы
В практической жизни уровень правовой культуры школьников отчётливо отражается в их эмоциях и чувствах, идеях и убеждениях, знаниях и поступках. Действительно, как отмечал И.А.Ильин, «...честным и законопослушным можно быть только по личной убеждённости, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке» [56,с.44]. Законопослушное поведение основано чаще всего на угрозе принуждения, в то время как законоуважение -на глубоком осознании необходимости следовать закону, праву. Такая добровольная позиция индивида, соблюдение закона «не на страх, а на совесть» есть основное качество правовой культуры.
Объективность результатов опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры подростков достигалась через конкретность целей, анализ состояния уровня правовой культуры и отношения школьников к выполнению правовых норм, на путях создания необходимых условий реализации поставленных задач. В целом опытно-экспериментальная работа состояла из трёх взаимосвязанных этапов: диагностического, созидательного, аналитического.
На первом этапе анализировалось состояние сформированности уровня правовой культуры в образовательных учреждениях города Якутска по трём показателям: - развитие связей образовательных учреждений с общественными и государственными структурами в целях совместного сотрудничества в повышении уровня правовой культуры; - деятельность комиссии по делам несовершеннолетних мэрии города по повышению уровня правовой культуры школьников; - эффективность модели школьного самоуправления как фактора становления правовой культуры.
На втором (созидательном) и третьем, аналитическом этапе опытной работы были определены основные методы отбора содержания процесса формирования правовой культуры среди школьников, которые апробированы на практике и проанализированы.
Управление образованием мэрии г. Якутска ведёт последовательную, конструктивную опытно-экспериментальную работу по формированию основ правовой культуры школьников на основе разностороннего развития личности каждого учащегося. Становление нравственно-правовых основ школьников, развитие у них качеств социально-активной личности осуществляется через сочетание учебной и воспитательной работы на базе общего и дополнительного образования. Активизации процесса закрепления основ правовой культуры способствует комплексное преподавание дополнительных учебных дисциплин, организация ученических общественных организаций и творческих групп школьников на основе договорного сотрудничества городских образовательных учреждений с различными государственными и общественными организациями, такими как: - Министерство образования PC (Я); - Министерство по делам молодёжи PC (Я); - Департамент по прогнозированию и подготовке кадров PC (Я); - Союз детских организаций и объединений PC (Я); - Управление образования ЦАО г. Москвы; - Аппарат Уполномоченного по правам человека и правам ребёнка в Республике Саха/Якутия/; - Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова: кафедры психологии, философии, политологии, теории экономики, военной подготовки, правоведения; - Пединститут ЯГУ и Саха Государственная педакадемия (США); - Республиканский и городской военные комиссариаты; - Академия духовности РС(Я) и Академия «Шаг в будущее»; - Республиканская налоговая инспекция, ФСБ, МВД, МЧС и воинские части территориальной дислокации; - Ассоциация ветеранов спецподразделений и участников боевых действий; - Республиканский совет ветеранов войны; - Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних PC (Я); - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав мэрии г. Якутска; - Средства массовой информации: парламентская газета «Ил Тумэн», редакции газет «Якутия», «Юность Севера», «Эхо столицы» и др. национальная телерадиовещательная корпорация, телерадиоакадемия «Полярная звезда», Медиа -холдинг «Столица»; - Партии, конфессиональные и общественные организации («Отважный», «Подросток», «Шурави» и т.д.); - Республиканский дискуссионный общественно-политический клуб «Кустук» - «Радуга»; - Театральные коллективы, музеи, архивы и библиотеки г. Якутска.
В предпрофильных и профильных классах (9-11-е) школ города преподаются дополнительные учебные дисциплины в урочное и внеурочное время: философия, политология, правоведение, журналистика, культура речи и сценическое искусство, танец и музыка, теория и практика организаторской деятельности, правовые и обществоведческие спецкурсы и т.д.
Важной составляющей формирования правовой культуры в учебных учреждениях Управления образованием является вовлечение учащихся в коллективную, общественно - значимую деятельность через использование разнообразных ситуационно-игровых технологий на основе разновозрастных творческих групп. Деятельностное формирование нравственно-правовых категорий активного гражданина осуществляется в трёх организационно взаимосвязанных, воспитательных модулях: модуль класса, модуль школьного социума, модуль внешкольного объективно действующего социального пространства.
На модуле класса и школы формирование правовой культуры осуществляется через ситуационно-игровой проект «Школа - правовое государство» с вовлечением учащихся в традиционно-правовое поле гражданского общества и структурных элементов демократического социума, т.е., конституции, трёх ветвей власти, самоуправления, свободных выборов и средств информации, детских общественных разновозрастных организаций. На модуле внешкольного пространства происходит нравственно мотивационный выход школьников на реально существующие правообразующие структуры нашего общества через активное участие в практической социально творческой деятельности: в средствах массовой информации, общественных и государственных организациях, городском и республиканском самоуправлении.