Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении Мажаренко Светлана Викторовна

Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении
<
Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мажаренко Светлана Викторовна. Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мажаренко Светлана Викторовна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2009.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1872

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении 15

1.1 Этнокультурная осведомленность как социально-педагогическая проблема 15

1.2 Историко-педагогические аспекты и современное состояние вопроса 42-67 формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении

1.3 Концепция формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении 67

Выводы 95-96

Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении 97

2.1 Организационные условия формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении 97

2.2 Педагогические условия формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении 119-143

2.3 Анализ результативности экспериментальной работы по формиро-ванию этнокультурной осведомленности дошкольников 144

Выводы 178-179

Заключение 180-185

Литература 186-210

Приложения 211 -231

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Одна из задач, стоящих перед мировым сообществом, состоит в сохранении существующих самобытных этнических групп и укреплении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Отсюда и необходимость подготовки образованных членов социума, которые могут успешно жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп, способных согласовывать национальные и международные интересы, интегрироваться в общероссийское и общемировое пространство.

Действенным средством решения этой задачи является система образования, и именно ее первая ступень, так как в дошкольном возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в детстве закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования этнокультурной осведомленности дошкольников.

Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, а также современное состояние исследований в науке по данной проблеме представлено в ряде работ. Так, актуальность проблемы осмысления целостности и взаимозависимости мира в сочетании с признанием этнокультурных различий, их права на существование освещена в трудах философов и ученых прошлого и настоящего времени (Е. Н. Аникеев, В. В. Аршавский, В. И. Вернадский, В. В. Ильин, А. С. Капто, Ф. X. Кессиди, И. Киреевский, Н. Лосский, Н. Н. Моисеев, В. С. Ро-тенберг, А. В. Семушкин, В. Соловьев, Н. Федоров, П. Я. Чаадаев).

Теоретическим и практическим аспектам образования подрастающего поколения с учетом полиэтничности среды посвящены работы таких российских ученых-исследователей, как Е. В. Бондаревская, С. К. Бондырева, 3. Т. Гасанов,

Г. Ж. Даутова, Г. Д. Дмитриев, А. Н. Джуринский, А. П. Лиферов, 3. А. Малькова, Г. В. Палаткина, Л. Л. Супрунова, В. К. Шаповалов и др.

Для понимания сущности феномена этнокультурной осведомленности (компетентности) ценным в русле нашего исследования являются труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов Н. Г. Арзамасцевой, Л. Б. Зубаревой, Н. М. Лебедевой, Г. Е. Поторочиной, Т. В. Поштаревой, В. Г. Рощупкина, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, J. Berry, P. Pedersen, D. W. Sue, Т. Cross и др.

Особый интерес для исследуемой проблемы представляют работы Л. Д. Вавиловой, М. Е. Званцовой, А. П. Ильковой, Н. К. Капустиной, Е. Н. Кергиловой, С. А. Козловой, Л. В. Любимовой, Л. В. Пименовой, С. Н. Султановой и др., касающиеся вопросов знакомства дошкольников с социокультурным (в том числе этнокультурным) разнообразием.

Таким образом, теоретический анализ литературы позволяет говорить о том, что в науке имеются существенные предпосылки для исследования общих теоретико-методических проблем образования подрастающего поколения в этнически неоднородной среде. Тем не менее, проблема формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, не являлась предметом специальных педагогических исследований.

Актуализации исследования способствовали и выявленные противоречия между: уровнем и объемом общественного знания, наследия в сфере деятельности, связанной с этнокультурной осведомленностью, и уровнем и объемом индивидуального знания и потенциала личностной культуры подрастающего поколения; имеющимся в полиэтнической среде образовательным потенциалом и его недостаточным использованием в деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) в контексте формирования этнокультурной осведомленности детей; общественной потребностью в формировании этнокультурной осведомленности детей и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений для решения этой проблемы; имеющейся практикой формирования этнокультурной осведомленности детей в ДОУ и необходимостью создания оптимальных организационно-педагогических условий обеспечения эффективно-

сти данного процесса; необходимостью разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс ДОУ передовых технологий формирования этнокультурной осведомленности детей и слабой подготовленностью педагогических кадров к этой деятельности.

Наличие обозначенных противоречий, фрагментарность имеющихся в науке знаний и механизмов решения означенного вопроса обусловили формулировку проблемы исследования: каковы теоретико-методологические основы и организационно-педагогические условия формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении? Решение этой проблемы составляет цель исследования: выявить и раскрыть теоретико-методологические основы и организационно-педагогические условия формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования: этнокультурная осведомленность дошкольников.

Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении будет наиболее эффективным, если:

его основу составят гуманистический, аксиологический, этнопедагогиче-ский подходы, которые конкретизируются принципами культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию;

в содержании образования предусмотреть введение этнокультурного компонента, обеспечивающего усвоение детьми родной этнокультуры и выведение их в российское и мировое культурное пространство;

его реализацию осуществлять посредством использования этноориентиро-ванных форм учебной и внеучебной деятельности, активных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей;

активно использовать потенциал социокультурной среды, включая семьи воспитанников;

внести необходимые коррективы в структуру управления ДОУ и в работу служб, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования этнокультурной осведомленности детей;

- предусмотреть организацию развивающей предметно-пространственной
среды этнокультурной направленности;

- обеспечить подготовку и повышение компетентности педагогических кад
ров в сфере этнокультур и организации полиэтнического образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать историко-педагогические аспекты и современное состояние исследования проблемы формирования этнокультурной осведомленности детей в педагогической теории и практике деятельности дошкольного образовательного учреждения.

  2. Раскрыть сущность этнокультурной осведомленности и специфику ее формирования у дошкольников.

  3. Разработать концепцию формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении.

  4. Выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия, способствующие повышению уровня этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Методологическую основу исследования составили гуманистический подход, согласно которому признается ценность ребенка как личности, его права на свободное развитие (в том числе и этнокультурное) и проявление своих способностей, а также осуществляется переход к многообразию, плюрализму культурных позиций, их поливариантной представленности в содержании образования; аксиологический подход, который предусматривает приобщение детей к общечеловеческим ценностям путем усвоения ценностей своей и иных этнических культур; этнопедагогический подход, предполагающий воспитание подрастающе-

го поколения на основе традиционной этнической культуры с опорой на широкие возможности средств народной педагогики. В качестве методологии исследования также выступают принципы культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию.

Теоретической основой исследования являются:

философско-педагогические воззрения В. Г. Белинского, П. П. Блонского, Н. X. Вессель, Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, Е. И. Радиной, А. С. Симонович, В. А. Сухомлинского, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского и др. на проблему воспитания подрастающего поколения на основе приобщения его к этнокультуре;

идеи формирования личности в поликультурной (полиэтнической) среде, освещенные в трудах российских ученых Е. В. Бондаревской, С. К. Бондыревой, С. Н. Вельгушевой, М. Л. Воловиковой, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриева,

A. Н. Джуринского, А. П. Лиферова, 3. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной,
Л. Л. Супруновой и зарубежных авторов Р. Люсиер, Ф. Уэль, Д. Хилл и др.;

исследования зарубежных и отечественных педагогов и психологов, рассматривающих проблему формирования этнокультурной (интеркультурной) компетентности (осведомленности) (Н. Г. Арзамасцева, Л. Б. Зубарева, Н. М. Лебедева, Г. Е. Поторочина, Т. В. Поштарева, В. Г. Рощупкин, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федорова, J. Berry, P. Pedersen, D. W. Sue, Т. Cross;

работы, освещающие проблемы этнокультурного, национального, интернационального образования дошкольников (3. Н. Аржемачева, Т. Ф. Бабыкина, Н. Н. Беспалова, М. И. Богомолова, Э. Ф. Вертякова, Г. Ж. Даутова, С. А. Козлова, Л. М. Кокуева, Т. А. Куликова, Е. А. Найденова, Н. Ф. Самсонюк, Э. К. Суслова,

B. И. Ядэшко и др.);

- идеи народной педагогики и использование ее средств в обучении, воспи
тании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах Т. Ф. Ба-
быниной, Л. Д. Вавиловой, О. Н. Грачевой, М. Е. Званцовой, М. К. Ивановой,
Г. И. Колесниковой, Л. Л. Лашковой, Г. В. Луниной, Л. В. Любимовой, О. В. Про
зоровой, Е. Н. Кергиловой, 3. Б. Цаллаговой и др.;

концепции дошкольного воспитания и построения развивающей среды для детей дошкольного возраста (Р. И. Жуковская, А. Н. Леонтьев, Е. А. Лобанова, Д. В. Менджерицкая, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, А. П. Усова, Д. Б. Эль-конин и др.), в том числе концепции, посвященные построению полиэтнической среды в образовательном учреждении (Л. Н. Бережнова, Л. Н. Давыдова, А. Я. Данилюк, Т. В. Поштарева; В. А. Пятин, А. М. Трещева, И. Л. Яцукова);

положения о национально-региональном, краеведческом аспекте содержания образования дошкольников (И. В. Александрова, М. М. Байрамбеков, Т. А. Брюханова, Г. А. Куршева, Р. М. Рамазанова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: а) теоретические: теоретический, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ литературы из разных областей знаний (философии, педагогики, психологии, культурологи, этнологии, и др.); анализ нормативно-правовых актов, документов, учебно-методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; б) эмпирические: эксперимент; наблюдение; опрос; праксиметрический метод; в) статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

База исследования и его организация. Исследование проходило на базе дошкольных образовательных учреждений г. Ставрополя (МДОУ д/с №№ 52, 59 и МДОУ ЦРР д/с № 67, 65) и Ставропольского края (МДОУ д/с № 1 «Светлячок» ст. Курской, Курского района) и включало три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2002-2003 гг.) - поисково-теоретический - связан с изучением и анализом философской, культурологической, этнологической, психологической, педагогической и учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов по теме исследования; с выявлением тенденций развития образования с учетом полиэтничности среды в отечественном и зарубежном опыте. В результате определилось проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, вырабатывались основные базовые понятия, что позволило определить теоретические и прогностические ориентиры формирования

этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении. Разрабатывалась концепция согласно предмету исследования, выстраивалась программа опытно-экспериментальной работы. Осуществлялась практика подготовки педагогов к эффективной работе в сфере полиэтнического образования.

Второй этап (2003-2008 гг.) - опытно-экспериментальный - включал в себя апробацию организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении. Проводился педагогический эксперимент; корректировалась гипотеза; уточнялись научная концепция и экспериментальные методики реализации задач исследования.

Третий этап (2008-2009 гг.) - заключительно-обобщающий - был посвящен количественному и качественному анализу экспериментальных данных; коррекции выводов; систематизации и обобщению полученных результатов; разработке и внедрению научно-практических рекомендаций; литературному оформлению диссертации.

Научная новизна исследования. Исследование следует рассматривать как научное обобщение, в котором подводятся итоги многолетних собственных исследований теоретического, экспериментального и прикладного характера, а также исследований, выполненных под нашим руководством или при личном участии автора. В работе представлена концепция формирования этнокультурной осведомленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В рамках предложенной концепции определены сущностные характеристики этнокультурной осведомленности, которые определяют специфику процесса по ее формированию у дошкольников. Новым можно считать выявление совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлен анализ историко-педагогических аспектов и современного состояния исследования проблемы формирования этнокультурной осведомленности детей в педагоги-

ческой теории и практике деятельности дошкольного образовательного учреждения. На научно-теоретическом уровне раскрыты понятия «этнокультурная осведомленность», «формирование этнокультурной осведомленности дошкольников», «развивающая предметно-пространственная среда этнокультурной направленности». В работе содержательно раскрыты принципиальные требования к познавательной информации этнокультурной тематики, предоставляемой детям-дошкольникам; выделена специфика, разработаны основные положения, лежащие в основе построения развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности; выявлены и адаптированы приоритетные модели введения этнокультурного компонента в содержание дошкольного образования, способствующего приобщению детей к родной, российской и мировой культуре; выявлены, дополнены и реализованы этноориентированные формы учебной и вне-учебной деятельности, а также активные методы, приемы, средства, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей; раскрыты пути подготовки педагогических кадров, способных успешно работать в полиэтнической образовательной среде.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации полиэтнического образования в дошкольном учреждении. Значительную практическую ценность имеют подобранные и разработанные методики измерения этнокультурной осведомленности дошкольников, комплекс методов и приемов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей; методические рекомендации по построению в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для стратегии и тактики формирования этнокультурной осведомленности, как у дошкольников, так и учащихся начальной школы. Технологии работы с детьми в области этнокультурного образования могут стать научно-методическим инструментарием ориентации ДОУ, педагогов, работников социальных служб на усиление взаимодействия всех социальных институтов и общественных организаций по успешной

адаптации (интеграции) подрастающих поколений к условиям жизнедеятельности в полиэтнической среде. Научно-методические рекомендации, изданные по материалам исследования, могут найти применение в сфере дошкольного и профессионального педагогического образования, в системе повышения квалификации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались четкостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, комплексом методов, адекватных предмету и задачам исследования, ведением научных исследований с практической деятельностью, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная осведомленность - когнитивно-аффективное образование, представляющее собой качество личности, выражающееся в наличии совокупности объективных знаний и представлений о своей и других этнических культурах, определяющих понимание существования и развития этнокультурного разнообразия и формирование позитивного отношения к нему.

2 Развивающая предметно-пространственная среда этнокультурной направленности в дошкольном образовательном учреждении - фактор, обусловливающий возникновение интереса детей к национальным объектам, явлениям и предметам материальной и духовной культуры народов, в свою очередь, стимулирующего формирование их этнокультурной осведомленности, а также как средство развития, активизации самостоятельности, самовыражения и импровизации в процессе осуществления разнообразной деятельности с этнокультурной спецификой.

3. Концепция формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении основана на совокупности следующих методологических подходов: гуманистическом, аксиологическом и этнопедагоги-ческом; принципах культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию.

4. Эффективное формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается при реализации совокупности следующих организационно-педагогических условий: наличия научно-методического совета и творческой лаборатории в структуре управления дошкольного учреждения, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования этнокультурной осведомленности детей и создание для этого необходимых условий; компетентных педагогов в сфере этнокультур и организации полиэтнического образования; материально-технического и методического обеспечения деятельности ДОУ, направленного на формирование этнокультурной осведомленности детей, организацию развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности; введения этнокультурного компонента в содержание образования; ориентация образовательного процесса не только на просветительскую, эмоционально насыщенную, но и практическую деятельность этнокультурной направленности; соответствие познавательной информации этнокультурной тематики таким требованиям как достоверность, доступность или адекватность, эмоциональная насыщенность, комплексность и антистереотипность; активизации детей, побуждении их к деятельности; направленности образовательного процесса на одновременное формирование у детей представлений о различии и сходстве культур народов и их представителей, признании и приняти-ии ими этнокультурного разнообразия; активном вовлечении родителей воспитанников и других социальных партеров в образовательный процесс этнокультурной направленности; использовании этноориентированных форм учебной и вне-учебной деятельности, активных методов и приемов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в методических рекомендациях, научных статьях. Они обсуждались и получили одобрение на семинарах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня: Международных: «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (г. Балашов, 2005 г.); «Воспитание гражданина, человека культуры и нравствен-

ности - основа социальной технологии развития современной России» (Ростов н/Д, 2006); Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования (Тамбов, 2005); «Этносоциальное взаимодействие воспитательных систем: история и современность» (Стерлитамак, 2007); межрегиональных: «Современность и духовно-нравственное развитие личности» (Ставрополь, 2002); «Педагогическая наука и практика - региону» (г. Ставрополь, 2002-2008); краевых «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (Ставрополь, 2002-2006) и др.

Результаты диссертационного исследования вошли в сборник научно-методических материалов «Полиэтническое образование: практика работы образовательных учреждений», подготовленного по итогам деятельности «творческой экспедиции» (лаборатории) по проблеме формирования этнокультурной осведомленности дошкольников организованной управлением образования при администрации г. Ставрополя; прошли широкую апробацию в массовой практике ДОУ г. Ставрополя и Ставропольского края, используются при проведении лекционных, семинарских и практических занятий, как по циклу педагогических дисциплин, так и проблемных курсов повышения квалификации педагогических работников образования при СГУ и СКИПКРО, на различных семинарах для педагогов, руководителей дошкольных образовательных учреждений и работников управления образованием.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (299 наименований) и приложения.

Историко-педагогические аспекты и современное состояние вопроса 42-67 формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении

Актуальная- детерминанта этнокультурной осведомленности в современном образовании опосредуется усилением следующих факторов: - синхронное нарастание в современном мире процессов интеграции и дифференциации, необходимость их оптимальной корреляции в аспекте сочетания глобального и индивидуального культурного сознания. усиление транскультурных миграционных процессов, сопровождаемых значительными демографическими сдвигами, возрастание роли межкультурной коммуникации. - необходимость адаптации человека к различным ценностям в условиях . существования разнородных культур, аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культурные модели, вступление в равноправный диалог. - движение сознательного мирового сообщества в направлении культуры, основанной на взаимопонимании и солидарности представителей различных культур, толерантности, открытости. стремление к снижению межэтнической напряженности в полиэтническом социуме, направленность на мирное разрешение противоречий и конфликтов. - диверсификация системы образования в аспекте соотношения инвариантного и вариативного компонентов, внедрение культуросообразного подхода и основ этнопедагогики в процессы социализации и инкультурации личности. - полиэтнический характер детских коллективов, детерминируемый повышением этнической гетерогенности общества. В ситуации наличия данных предпосылок имеет смысл предметно рассмотреть определяющее понятие нашего исследования - этнокультурную осведомленность. Анализ педагогических исследований указывает на отсутствие разработанности интересующего нас термина, за исключением работ, лишь фрагментарно рассматривающих этнокультурную осведомленность педагогов и родителей воспитанников в аспекте поликультурного образования. В психологической литературе дается определение этнической осведомленности [154], но оно не в полной мере раскрывает предмет нашего исследования. Следует отметить отсутствие трактовки этнокультурной осведомленности в словарях гуманитарного знания.

Эти обстоятельства ориентируют нас на более детальное изучение феномена этнокультурной осведомленности, исходя из теоретического анализа генерирующих его понятий с целью выработки рабочего определения и принятия его за отправную точку в нашем исследовании. Сущность явления этнокультурной осведомленности может быть раскрыта через содержание следующих основных дефиниций: «этническая культура» и «осведомленность». Понятие этнической культуры сегодня из проблемы сугубо академической и периферийной приобретает чрезвычайно широкое научное и прикладное значение. Во многом это связано с актуализацией ее родовых понятий: «этнос» и «культура». Феномен культуры является одним из самых сложных научных явлений в силу его многоаспектности и междисциплинарного характера. Его толкование имеет определенные трудности, т. к. оно далеко не однозначно в понимании представителей различных научных областей. Анализ исследований культуры в области этнографии [20; 49; 109; 290], культурологии [17; 93; 110; 112; 140], философии [19; 28; 236], педагогики [64; 78; 287; 288] демонстрирует содержательный полифонизм в определении понятия культуры с выделением различных качественных характеристик. Беспрецедентное количество интерпретаций и трактовок, акцентирующих полисемантичность данного понятия, свидетельствуют о тщетности попыток выведения универсального определения культуры. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, представляет собой явление социальное, надбиологическое, выступающее прерогативной сферой существования общества. По определению В. С. Библера, современный этап развития общества на рубеже веков характеризуется смещением эпицентра всего человеческого бытия к полису культуры [36]. Новая историческая обстановка обусловливает актуальность локальной вариативности культурного развития, выражающего индивидуально неповторимое своеобразие общества. В данном аспекте особую значимость приобретает учет такого параметра культуры, как этнос. В отечественной этнографии и этнологии, как и в случае с понятием «культуры», отсутствует общепринятая концепция этноса. Расхождения в трактовках этнической дефиниции зависят от того, какой-системообразующий признак берется исследователем за основу: а) этнообразующие факторы: территория, язык, образ жизни, самосознание [5; 48]; б) объективные данные: язык, культура [30; 228]; в)- гражданская общность[261; 263; 285]; г) этническое самосознание [146; 249]; д) пассионарность [83].

Из всего многообразия концепций, претендующих на объяснение природы и закономерностей развития этнических общностей, наиболее разработанным и устоявшимся остается подход к пониманию этноса Ю. В. Бром лея как исторически сложившейся на определенной территории устойчивой совокупности людей, обладающих общими, относительно стабильными признаками; общностью языка, культуры, психических черт, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме) [48]. Бромлею принадлежит идея типологизации этнических общностей в аспекте формационно-стадиального развития общества, согласно которой этнос может быть представлен племенем, народом, нацией.

Племя — исторически самый ранний тип этносов, характеризующийся совокупностью родов, связанных кровными узами, общностью территории, языка, элементов хозяйства, самосознанием и самоназванием на основе общих обычаев и культов [6; 248].

Народность — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации [6]. Нация — наиболее поздний тип этноса, отличающийся мощной экономической консолидацией, устойчивой общностью культуры, языка; формированием общих черт национального характера, четкого этнического самосознания [6].

Концепция формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении

В общем, мы полагаем, что целью процесса формирования этнокультурной осведомленности дошкольника является закладывание основ личности с позитивной этноидентичностью, открытой к пониманию и принятию иных культурно-ценностных оснований, ориентированной на успешную адаптацию в полиэтничной среде. Определяемая цель конкретизируется выделением следующих тактических задач: 1) закладывание позитивной культурной идентичности ребенка как субъекта этноса через освоение ценностей родной культуры; 2) развитие понимания факта существования и значимости культурных различий, а также элементов тождественности этнокультурных образцов; 3) расширение личного культурного опыта через обогащение представлений о культурно-этнической вариативности окружающего мира посредством знакомства с особенностями культуры других этнических общностей; 4) формирование толерантного мировосприятия, интереса и уважения к представителям различных этнических групп, позитивного отношения к иному образу жизни, овладение знанием о равенстве всех народов и культур; 5) воспитание открытой свободной личности, готовой принимать различные культурные реальности и способной к творческому самовыражению и самореализации в поликультурной среде в сфере этноспецифической деятельности.

Формирование этнокультурной осведомленности как педагогический процесс предполагает активное присвоение ребенком знаний из области этнических культур, своей и чужих, уяснение общего и особенного, понимание специфики проявления разных культур, принятие их как нормы.

Словарь современного русского языка определяет знания как «обладание какими-либо сведениями, осведомленность относительно чего-либо» [245]. Следовательно, базовую основу содержания этнокультурной осведомленности составляют знания этнокультурной направленности, которые трансформируются в представления об этнокультурном разнообразии, обеспечивая формирование в сознании ребенка этнической картины мира. Знания, как проверенный практикой результат познания действительности [245], характеризующийся систематичностью, объективностью, становятся основным регулятором формирующегося мировоззрения дошкольника. Понятно, что, входя в систему объективных знаний, ребенок сам никаких изменений в них не вносит, поэтому основным результатом данного процесса является изменение, прежде всего, самого ребенка. Этнокультурные представления о достижениях этнических культур помогают детям правильно воспринимать ценности культур разных народов, познать их многообразие, уяснить элементы локальности и общности, понять их взаимозависимость и взаимодополняемость в культурно-историческом развитии.

Опираясь на позиции отечественной психологии, мы считаем, что процесс формирования у дошкольников обобщенных и конкретных представлений, в том числе и этнокультурного содержания, в своей основе может иметь две тенденции [207]. Первая тенденция» связана с процессом непрерывного развития? неопределенных, диффузных знаний в знания определенные, ясные, точные. Эта тенденция лежит в основе механизма расширения и углубления представлений об окружающем мире, и ограничивается лишь накоплением этнокультурных знаний, расширением кругозора ребенка.

Вторая тенденция состоит в возникновении круга неопределенных знаний, догадок, предположений, вопросов детей, которые порождают проблем-ность познавательного материала и становятся мощным стимулом умственной активности детей, а также обеспечивают цикличность процесса усвоения знаний. В рамках данной тенденции происходит не только возникновение новых, неясных знаний о культурах, но и осуществляется преобразование ясных знаний в знания неопределенные, неясные. Вторая тенденция обеспечивает преодоление репродуктивного стиля обучения и делает процесс познания активным, порождающим у ребенка устойчивый интерес к миру культуры, потребность в получении новых знаний, проявлении самостоятельности и творчества. В данном случае знаниевая парадигма уступает место исследовательской, что предопределяет доминирование второй тенденции в повышении этнокультурной осведомленности дошкольников. Структурно содержание этнокультурной осведомленности выражается тремя компонентами, представленными сочетанием в педагогическом процессе родной, российской и мировой культур. Выделение данных компонентов обусловлено законодательной основой и к настоящему времени получило научное обоснование в работах многих отечественных ученых [33; 86; 213, 258, и др].

В качестве содержательно-информационной основы формирования этнокультурной осведомленности выступает народная культура. Народная культура - одна из сквозных линий этого процесса, которая определяется выполнением ряда функций в воспитании дошкольника: а) информационно-гностическая (видовое разнообразие традиционной культуры (фольклор, декоративно-прикладное искусство, народно-земледельческий календарь, традиции и др.) является неисчерпаемым источником систематизированных знаний, что позволяет реализовывать когнитивные потребности ребенка); б) регулятивно-мотивационная (направлена на первоначальное освоение норм морали и нравственности как основы формирования духовно-нравственных ценностей); в) репродуктивная (выступает как средство межпоколенной трансмиссии нравственных императивов общества, предусматривает возможность воспроизведения и воссоздания их, сохраняя принцип исторической преемственности поколений); г) оздоровительная (раскрывает влияние культуры на психофизиологическое состояние ребенка, его эмоционально-чувственное и духовно-нравственное становление); д) адаптивная (обеспечивает успешную социализацию ребенка в поликультурном мире на основе позитивного восприятия своей собственной и иных культур).

Организационные условия формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении

Процесс формирования этнокультурной- осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо предполагает осуществление организационно-подготовительного этапа опытно-экспериментальной деятельности. В данном параграфе мы рассмотрим, какие изменения- были произведены в организационном аспекте дошкольных образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме, без которых процесс формирования этнокультурной осведомленности детей был бы малоэффективным.

Как известно, для того чтобы дошкольное учреждение действительно начало осуществлять какие-то изменения, необходимы согласованные совместные действия административного корпуса и педагогического коллектива. С этой целью была модифицирована структура управления образовательным учреждением. При этом, в ходе организации опытно-экспериментальной деятельности мы опирались на работы таких ученых и исследователей, как К. Ю. Белая, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. П. Сергеева, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.[60; 103; 198; 242; 266; 267; 269; 270; 271], занимающихся вопросами управления образовательными учреждениями, работающих в режиме развития.

Так нами, на время опытно-экспериментальной работы, в содержание деятельности методического совета в соответствии с целями исследования входило решение задач стратегического плана. Кроме того, в его состав были введены научный руководитель (ученый вуза) и куратор (аспирант вуза), обеспечивающие научную поддержку исследования, а также было создано новое структурное подразделение — творческая лаборатория (далее — лаборатория). Данная лаборатория представляла собой добровольное объединение воспитателей групп, воспитателей-специалистов (воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель по физкультуре), музыкального руководителя, педагога-психолога дошкольного учреждения для совместного практического решения проблем, задач, направленных на формирование этнокультурной осведомленности детей.

Лабораторию мы назвали творческой потому, что, именно творческий подход, как приоритетный в ходе работы в рамках опытно-экспериментальной деятельности, является одним из высших проявлений профессионализма, кроме того, предполагалась разработка собственной педагогической концепции, авторских технологий, мероприятий, в целом наработка творческого опыта. Работа лаборатории строилась как практико-ориентированная- научно-исследовательская деятельность, несущая комплексный характер, которая воплощалась в создании развивающей предметно-пространственной среды, разработке учебно-тематических планов, конспектов занятий, игр, проведении различных мероприятий, экскурсий, изготовлении дидактических пособий, организации выставок и другой деятельности, имеющей этнокультурную направленность.

Научно-методический совет являлся управляющим и координирующим органом по реализации инновационного проекта. В его состав вошли: руководитель опытно-экспериментальной работы - заведующая дошкольным образовательным учреждением, научный руководитель и куратор опытно-экспериментальной работы - ученый и аспирант ГОУ ВПО «Ставропольский государственный, университет», ответственный исполнитель — заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе. В компетенцию научно-методического совета входило: - создание коллектива единомышленников, который разрабатывал стратегию проведения инновационных преобразований, конструктивно-методические схемы реализации концепции формирования этнокультурной осведомленности детей; - оснащение материально-технической базы и предметно-методическое обеспечение, достаточные для создания развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности; - расширение социальных связей дошкольного учреждения с родительской общественностью, различными организациями, национальными/диаспорами и центрами, культурно-просветительными учреждениями; - обеспечение подготовки и повышение компетентности педагогов в сфере этнических культур и организации полиэтнического образования дошкольников. Первым этапом работы научно-методического совета и.творческой. лаборатории было теоретическое осмысление проблемы формирования: этнокультурной осведомленности детей и разработка понятийного аппарата исследования. В результате анализа научно-педагогической и этнологической литературы, сравнения и обсуждения позиций разных ученых и практиков для. дальнейшей работы нами были рассмотрены и однозначно приняты всем педагогическим корпусом дефиниции таких понятий как «этнокультурная осведомленность», «полиэтническое образование», «этнопедагогические технологии», «народная, культура», «этнос», «традиции, обычаи, обряды», «народная педагогика» и др.

Далее, на основе осуществления теоретического анализа и обобщения научно-методической, историко-этнографической, философской, педагогической и психологической, литературы, передового педагогического опыта и массовой практики воспитания был создан банк идей и инноваций, в котором нашли отражение нововведения, концепции, опыт, методические наработки по проблеме формирования этнокультурной осведомленности дошкольников и в целом организации полиэтнического образования. С этой же целью библиотечный фонд детского сада был пополнен научной (учебники, учебно-методические пособия, монографии, сборники статей, журналы), методической (образовательные программы, методические рекомендации, методические пособия с содержанием занятий и других мероприятий), популярной (очерки, описания народов и их обычаев, эссе), энциклопедической, фольклорной (сборники пословиц и поговорок, народных традиций) литературой.

Необходимо отметить, что повышение качества формирования этнокультурной осведомленности детей находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. В связи с этим обеспечение подготовки и повышение компетентности педагогов в сфере этнических культур и организации полиэтнического, образования дошкольниковрассматривалось нами как непременное организационное условие, способствующее эффективному формированию этнокультурной осведомленности детей.

Занимаясь вопросами профессионально-педагогической- подготовки педагога в области полиэтнического образования, мы в своей работе опирались на фундаментальные научные труды И. А. Арабова, К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, О: Д. Мукаевой, Г. Ю. Нагорной, Т. А. Пигиловой, М. Г. Харитонова, в том числе на диссертационные исследования Н. Г. Арзамасцевой, Н. М. Ахмеровой, Л. Б. Зубаревой, В. А. Николаева, О. И. Понамаревой, Т. В. Поштаревой [14; 16; 22; 23; 64; 103; 185; 206; 210; 260; 280]. В целом под подготовкой педагогов в сфере полиэтнического образования понимается формирование у педагогических работников (педагогов, психологов, социальных педагогов и др.) установок, качеств, знаний, умений и навыков,, необходимых для решения задач полиэтнического образования [213].

Анализ результативности экспериментальной работы по формиро-ванию этнокультурной осведомленности дошкольников

Как отмечали мы ранее, в ходе построения,предметно-пространственной среды важно предусмотреть ее насыщение символическими артефактами этнокультурной направленности. Так, например, стены рекреаций дошкольного учреждения можно украсить декоративной росписью, произведениями искусств, отражающих своеобразие и колорит культуры народов. С этой же целью можно использовать атрибуты народных праздников. Возможно оформление дизайна помещений и участков.детского-сада в различном,этническом стиле, используя, при этом, этноспецифические архитектурные детали, ткани с этническим узором, мебель, ковры с элементами-национального декора, декоративно-прикладные изделия, произведения живописи, музыкальной культуры, ландшафтные и растительные средства, предметы быта народов и другую национальнуюатрибутику.

Заметим, что придание помещению этнического фона можно достигнуть, как используя? подлинные, реалистические предметы и их точные копии, так и с помощью прототипических — имитирующих реальные предметы особым образом — через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей.

Создавая таким образом визуальное представление об окружении, облике жилищ, предметах быта и искусства, мы показываем детям реальную и знаковую функцию вещей, объектов и в целом позволяем им «окунуться» в этническую атмосферу, почувствовать дух того или иного народа.

И, наконец, третье положение лежащее в основе построения развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности, которое связанно с необходимостью его расширения и обогащения путем реализации идеи открытости дошкольного учреждения социуму и культуре.

Открытость заключается в разблокировании границ предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, способствовании включенности воспитанников в окружающее социокультурное пространство, обеспечении выхода на взаимодействие с социальными институтами, учреждениями культуры и искусства в решении проблемы формирования этнокультурной осведомленности дошкольников.

Согласно этому положению нами были налажены тесные связи с родителями детей, учреждениями культуры и искусства (музеями, выставочными залами, театрами, библиотеками, филармониями и др.)) общественными организациями (диаспорами, культурными центрами), профессиональными и любительскими коллективами (хорами, ансамблями). При этом дети не только посещали эти организации и учреждения, но и обратно организации и учреждения реализовывали свой потенциал в образовательном учреждении (например, организовывали выставки, концерты, проводили занятия, праздники и развлечения). Это приводило к образованию общей предметно-пространственной среды, единого пространства.

В своей работе мы сотрудничали со следующими культурными и общественными центрами города, в ходе которого осуществлялись различные формы взаимодействия: - со Ставропольским государственным краеведческим музеем им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве (например, организация экскурсий в краевед ческую экспозицию по темам «Богатства бабушкиного сундучка» (быт укра инского и русского народов, проживающих на Ставрополье), «Культура и быт горских народов Северного Кавказа»); - со Ставропольским центром казачьей культуры, обществом Терских казаков и армянской общиной г. Ставрополя (например, экскурсия в музей казачества; организация на базе детского сада выставки национальных предметов быта и искусства; разыгрывание народных обрядов); - со Ставропольским краевым музеем изобразительных искусств (например, посещение детьми различных экспозиций; проведение сотрудниками музея на базе дошкольного образовательного учреждения занятий по темам «Культура и быт Японии», «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство России» и др.); - с творческими коллективами города (например, организация выступления на базе детского сада самодеятельного фольклорного ансамбля «Лада», а также ансамбля «Сударушка» из городского дома культуры, посещение детей концерта фольклорного ансамбля «Казачий пикет») и мн. др. В целом идея открытости дошкольного учреждения дает возможность не только проводить экскурсионно-просветительскую работу с детьми, но и обогатить окружающую ребенка предметно-пространственную среду путем проникновения в нее лучших образцов, общечеловеческой, этнической и региональной культуры — образцов искусства, предметов быта и декоративно-прикладного творчества. Итак, предметно-пространственная среда этнокультурной направленности определяется нами не просто как предметно-вещное окружение ребенка, а как окружение, которое он воспринимает, на которое он реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует. И построение развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности является.одним из важных организационных условий, способствующих эффективному формированию этнокультурной осведомленности детей. В итоге под развивающей предметно-пространственной средой этнокультурной направленности мы понимаем специальное пространство (место, окружение, объективную реальность), создаваемое с помощью набора материальных объектов и предметов духовной культуры народов, предназначенные для формирования этнокультурной осведомленности детей и выполняющие функции их развития. Другими словами, это своего рода предметно-пространственная поддержка образовательного процесса, обеспечивающая формирование осведомленности и разнообразие деятельности детей в области интересов, связанных с этническими культурами. Учитывая все вышеизложенное в этом параграфе, мы можем сделать вывод, что процесс формирования этнокультурной осведомленности дошкольников будет эффективным при обеспечении следующих организационных условий: - Внесение изменений в структуру управления детского сада на время опытно-экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения. А именно — создание двух подструктур: научно-методический совет и творческая лаборатория, вырабатывающих соответственно стратегические и тактические решения. - Обеспечение подготовки и повышение компетентности педагогов в сфере этнокультур и организации полиэтнического образования дошкольников. - Материально-техническое и методическое обеспечение деятельности дошкольного учреждения, предусматривающего создание банка идей и инноваций по проблеме формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, организацию развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности.

Похожие диссертации на Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении