Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе
1.1. Сущность и содержание этической культуры 19
1.2. Особенности процесса формирования этической культуры у учащихся начальных классов в чувашской национальной школе 37
1.3. Основные показатели сформированности этической культуры у учащихся начальных классов 72
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе
2.1. Организация и содержание опытно- экспериментальной работы по формированию этической культуры у учащихся начальных классов 89
2.2. Педагогические условия формирования этической культуры 126
Заключение... 143
Библиографический список использованной литературы... 147
Приложения 167
- Сущность и содержание этической культуры
- Особенности процесса формирования этической культуры у учащихся начальных классов в чувашской национальной школе
- Организация и содержание опытно- экспериментальной работы по формированию этической культуры у учащихся начальных классов
- Педагогические условия формирования этической культуры
Введение к работе
Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.
Президент Чувашии Николай Федоров 17 февраля 2005 г. обратился с ежегодным Посланием к Государственному Совету. В нем он выразил мнение о том, что путь в будущее открыт только духовному человеку. Без опоры на высокую культуру невозможно воспитать настоящего гражданина -патриота, труженика, заботливого семьянина, творческую и успешную личность.
Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности. На сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации.
Социокультурная ситуация развития Чувашии в новом тысячелетии характеризуется: во-первых, обращением к культуре Запада, во-вторых, возникновением потребности возрождения народной культуры, привязанности к «родному пепелищу». Пробуждение народного
самосознания, прежде всего, выразилось в изучении родного языка,
к литературы, культуры родного края в учебных заведениях Чувашии.
r v Ещё Я.А. Коменский в своих трудах убедительно доказывал
эффективность народного воспитания и утверждал, что мудрость предков -зеркало для потомков. Народная педагогика - этнопедагогика - вот что важно для современной школы, на это нужно делать основной акцент в деле воспитания целостной личности с развитым мышлением, с этически культурным сознанием. Обществу требуется личность, опирающаяся на этнопедагогику и уважающая заветы предков.
Проблемы этнопедагогики затронуты в таких правовых актах, как «Конвенция о правах ребенка», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Всеобщая декларация прав человека», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Вопросы народной педагогики также нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). XV Сессия рассмотрела аксиологические проблемы народной педагогики (1994 г.). XVII Сессия Научного Совета РАО затронула тему дальнейшего развития этнопедагогики (1996 г.). XIX Сессия (1998 г.) была посвящена историческому опыту реализации идей народной педагогики. XX
v ІW Сессия (2000 г.) явилась предметом обсуждения проблемы духовности в
педагогической теории и практике.
Изучение проблемы формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе еще не стало предметом конкретных диссертационных исследований.
В 1958 г. вышла в свет книга Г.Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая положила начало многостороннему вниманию и
^fjfc исследованию этнопедагогических проблем. Мы гордимся тем, что сын
чувашской земли, Г.Н. Волков, обратил многотысячные взоры к воспитательному наследию наших прародителей. Его исследования
послужили толчком к диалогу культур многих наций, национальностей таких, как чуваши, башкиры, татары, марийцы, калмыки, казахи, буряты, якуты и др..
Проблеме народной педагогики в национальной школе уделяли большое внимание многие педагоги-исследователи: Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Н. Ульянов, К.Д. Ушинский, И.Я. Яковлев и др.
История свидетельствует, что при официальном провозглашении расцвета национальных языков происходило снижение их роли. Этому во многом способствовали перевод национальных школ в конце пятидесятых и начале шестидесятых годов на русский язык обучения, резкое сокращение издания литературы на родном языке. Так, в Чувашской Республике в 1959 году национальные школы перешли на русский язык обучения, начиная с 5 класса. Не стало родного языка и литературы в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Не пользовались ими в детских дошкольных учреждениях. Чувашское книжное издательство значительно сократило выпуск книг на родном языке.
С началом перестроечных времен остро встал вопрос возрождения чувашского языка в образовательных учреждениях Чувашской Республики. В настоящее время по статистике в соответствии с Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" в 182 школах 113 тысяч учащихся (51 %) изучают чувашский язык как учебный предмет. В школах г. Чебоксары в последние годы открыты классы, работающие по чувашской национальной программе.
Статистика говорит, что почти половина чувашей проживает за пределами Чувашской Республики. В местах их компактного проживания функционирует более 300 чувашских школ. С 1992 года между Министерством образования Чувашской Республики и органами управления образованием субъектов Российской Федерации заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в развитии школ чувашской диаспоры.
Актуальность проблемы формирования этической культуры обосновывается рядом нормативных актов: Законов Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании"; Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике"; «Декларацией прав и свобод человека и гражданина», принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации; Федеративным Договором, подписанным в марте 1992 года субъектами Российской Федерации; «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года»; «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», принятой Правительством России в 2000 г.; «Концепцией национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г.; «Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 года».
Все они убедительно доказывают значимость проблемы формирования высоконравственного подрастающего поколения в рамках родной и мировых культур. Особую актуальность приобретает процесс диалога культур, толерантности, национальной терпимости, уважительного отношения к культурному наследию и языкам других народов. В Законе Российской Федерации об образовании указывается: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений».
Вопросы народной педагогики и развития национальной школы явились
предметом исследования многих ученых: К.Ш. Ахиярова, У.Ш. Атангулова,
* В.И.Баймурзиной, З.Ф. Исламовой, Л.М. Кашаповой, С.А. Мухамедьянова,
Л.Х. Салимовой, A.M. Сафина, Р.А. Хамидулиной (Башкортостан), З.Г.
Нигматова, Я.И. Ханбикова (Татарстан), П.А. Апакаева (Марий Эл), М.И.
Стельмаховича (Украина), А.Ф. Хинтибидзе (Грузия), А.П.Орловой (Белоруссия), К. Першева (Туркмения), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Ш. Мирзоева, 3. Якубова, P.M. Пашевой (Дагестан), С.Д. Намсараева (Бурятия), О.Д. Мукаевой (Калмыкия), Б. Апашева, А.Э. Измайлова (Киргизия), В.А. Артюнян (Армения), М.Б. Гуртуевой, Ю.С. Кимова (Кабардино-Балкария), М.Г. Загазежева, Е.Е. Хатаева, Х.Х. Хадикова (Северная Осетия), З.К. Меретуковой, К.Б. Семенова (Карачаево-Черкесия), В.Ф. Афанасьева, М.Н. Егорова (Якутия), И.А. Шорова (Адыгея) и мн. др. В том числе и чувашских ученых-педагогов - Г.Н. Волкова, А.Е. Землякова, Н.Г. Краснова, Л.В. Кузнецовой, М.Я. Сироткина, Т.Н. Петровой, М.Г. Харитонова и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования этической культуры у учащихся начальных классов исследовалась многими учеными. Однако в них недостаточно изучена проблема формирования этической культуры средствами народной педагогики в чувашской национальной школе.
Несмотря на усиление внимания к изучению проблем нравственного развития личности учащихся начальных классов, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным. На наш взгляд, актуальным является определение и обоснование педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе. Налицо противоречие между: а) потребностью в развитии личности, обладающей высоким уровнем сформированности этической культуры, и недостаточной разработанностью научно-педагогических и методических основ процесса воспитания молодежи, в том числе формирования этической культуры у учащихся начальных классов; б) признанием богатого опыта духовно-нравственного воспитания, заложенного в средствах народной педагогики, и отсутствием научных работ, освещающих историческое наследие духовного воспитания детей; в) реально существующими воспитательными возможностями образовательного учреждения по формированию этической
.ty
культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью принципов, методов, форм, средств организации учебно-воспитательного процесса.
С учетом этих противоречий мы сформулировали проблему исследования: каковы педагогические условия, при которых формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики будет наиболее эффективно?
В свете этих противоречий возникает необходимость в поиске путей решения данной проблемы. Важность и актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе».
Цель исследования: выявить теоретически и обосновать экспериментально педагогические условия успешного формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе.
Объектом исследования является система учебно-воспитательной работы с учащимися начальных классов в чувашской национальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе.
На предварительном этапе исследования нами была выдвинута его рабочая
гипотеза, которая заключалась в следующем: формирование этической
культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в
чувашской национальной школе будет более успешным, если проводится
работа, предполагающая:
W|^ «разработку программы формирования этической культуры и создание
фольклорной национально-культурной среды;
последовательное и систематическое проведение мероприятий, направленных на формирование этической культуры с использованием педагогического потенциала школы и семьи;
формирование этической культуры на основе этнопедагогического диалога народной и мировой культур;
формирование у учащихся начальных классов способности к восприятию ими ценностей народной культуры.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и содержание понятия «этическая культура».
Исследовать особенности процесса формирования этической культуры у учащихся начальных классов в чувашской национальной школе.
Разработать систему формирования этической культуры у учащихся начальных классов в условиях чувашской национальной школы.
Выявить теоретически и обосновать экспериментально педагогические условия успешного формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики.
Методологическую основу исследования составили общефилософские теории: диалектического метода познания как основы научной педагогики; о роли народа в создании духовной и материальной культуры; системного подхода к изучаемым явлениям; о творческом развитии личности; социальной детерминизации личностного развития; роли активной деятельности в личностном самоопределении и формировании; связи теории с практикой; достоверности и объективности фактов.
В работе руководствовались философскими и этнофилософскими положениями о признании целостности мировой культуры и своеобразия её проявления в различных странах, нациях и этносах; теориями о социальной активности сущности человека, его деятельностной природе; диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в содержании нравственной личности, а также научными трудами
отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, социологов. При определении понятия «этической культуры» мы опирались на педагогическую концепцию А.И. Шемшуриной и этнопедагогическую концепцию Г.Н. Волкова. Этической культуре придается значение широкого осмысления жизнедеятельности человека. Она охватывает моральные принципы поведения и сферу нравственных отношений к окружающему миру. Нравственная культура является составной частью этической культуры личности и включает широкий круг ценностных ориентации и духовных потребностей. Она лежит в основе образа жизни человека. Теоретическую основу исследования составили:
концепции воспитания этически культурной личности: исторически сложившиеся (А.Ф. Афанасьев, В.Г. Белинский, И.И. Бецкой, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптеров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.М. Ястребцов и др.) и современные (О.С. Богданова, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, Л. Кольберг, И.С. Марьенко, В.М. Коротов, А.Е. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.);
философские положения об этике (К. Войтыла, Ю.В. Гридчин, А.А. Гусейнов, И. Кант, П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой, Э.З. Феизов, Р.Я. Яковлев и др.);
общая теория культуры (А.И. Арнольдов, Л.М. Баткин, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Э.В. Ильенков и др.);
исследования о сущности педагогического процесса (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, М.К. Енисеев, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, О.Г. Максимова, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Т.А. Стефановская, В.А. Сухомлинский, Е.А. Шиянова и мн. др.);
теория развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);
подходы к проблеме классификации нравственных ценностей (В.А. Блюмкин, А.В. Иващенко, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.В. Павлов,
И.П. Подласый, Г.П. Савкина, В.А. Сластенин, Н.В. Фролова, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.);
(iV
положения о развитии национальной школы (Г.А. Анисимов, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, М.И. Гарипов, В.М. Егоров, Е.П. Жирков, Л.А. Завацкая, А.Ф. Иванова, А.А. Меденцев, В.П. Ковалев, Г.В. Кондратов, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, В.К. Федулов, М.Г. Харитонов, А.Н. Чалов, В.А. Челнокова, Д.С. Ягафарова и др.);
диагностические методики нравственной воспитанности (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Э.П. Козлов, В.Г. Максимов, Г.А. Урунтаева, Л.М. Фридман, М.И. Шилова и др.).
^
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования:
теоретико-методологические: анализ философских, культурологических, антропологических, психологических и педагогических трудов; методы абстракции и конкретизации, анализа и синтеза, сравнения и противопоставления, систематизации и классификации;
экспериментально-эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, педагогический эксперимент; наблюдение, устный и письменный опросы, тестирование, метод коллективного
"^х обсуждения; анализ школьной документации; количественный и
качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; математическая и статистическая обработка результатов эксперимента.
ч^
Внедрение результатов исследования осуществлялось начиная с 1999 года в ходе преподавательской деятельности соискателя на базе Чувашского национального лицея-интерната им. Г.С. Лебедева в г. Чебоксары и на основе авторского учебно-методического пособия «Формирование этической культуры учащихся младших классов средствами народной педагогики в
ч- База исследования. Опытно-экспериментальная работа по проверке выдвинутой нами гипотезы велась в течение 6 лет (1999 - 2005 гг.) в Чувашском национальном лицее-интернате им. Г.С. Лебедева г. Чебоксары, Траковской чувашско-немецкой гимназии Красноармейского района Чувашской Республики. Всего исследованием было охвачено 83 учащихся, 31 педагог, 83 родителя учащихся. Этапы исследования. На I этапе, констатирующем (1998 - 1999 гг.), осуществлен выбор темы; изучена философская, психолого-педагогическая, историческая, методическая и периодическая литература; исследован опыт работы учителей и воспитателей национальных школ Чувашской Республики; проведено теоретическое осмысление темы исследования и её актуальности; определены объект и предмет исследования; выявлены цель и задачи исследования, сформулирована его гипотеза; разработана рабочая программа опытно-экспериментальной работы; определены и теоретически обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования этической культуры у учащихся начальных классов. На II этапе, формирующем (1999 - 2004 гг.), проведена предварительная проверка эффективности разработанной программы «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе»; подготовлено и опубликовано, рекомендованное Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, учебно-методическое пособие по теме диссертационного исследования. На III этапе, итоговом (2004 - 2005 гг.), проведен анализ опытно-экспериментальной работы, подведены итоги, сформулированы выводы, осуществлено литературное оформление диссертации и продолжено внедрение программы «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе» в практику чувашских национальных школ. Научная новизна исследования определяется тем, что полученные в нем результаты в своей совокупности содержат решение важнейшей научной проблемы - формирование этической культуры у учащихся начальных классов. В работе: классифицированы средства народной педагогики чувашей, применяемые-при формировании этической культуры; определены основные показатели и уровни сформированности этической культуры у учащихся начальных классов; разработана система формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе; апробирована авторская программа «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе»; выявлены и обоснованы педагогические условия успешного формирования Теоретическая значимость исследования заключается в том, что «общечеловеческие ценности», «этическая культура», «средства народной* (миролюбивый, терпеливый) в контексте исследуемой проблемы. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная система формирования этической культуры у учащихся начальных классов в чувашской национальной школе внедрена в практику деятельности Чувашского национального лицея-интерната им. Г.С. Лебедева г. Чебоксары, Траковской чувашско-немецкой гимназии, Октябрьской и Приволжской средних общеобразовательных школ Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Разработанные и апробированные программа «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе» и учебно-методическое пособие «Формирование этической культуры у учащихся младших классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе» могут быть использованы учителями начальных классов, методистами и родителями при формировании этической культуры у учащихся начальных классов. Достоверность и обоснованность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечиваются его методологической основой и применением комплекса научных методов, соответствующих цели и задачам исследования, позволивших доказать выдвинутую гипотезу, репрезентативностью выборки и многократной экспертизой поэтапных итогов опытно-экспериментальной работы, на основе которой выявлены педагогические условия, обеспечивающие развитие этической культуры у учащихся начальных классов, методом вторичной обработки результатов (t -критерий Стьюдента), многолетним опытом работы соискателя в качестве воспитателя начальных классов Чувашского национального лицея-интерната им. Г.С. Лебедева Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на основе организации опытно-экспериментальной работы в чувашских национальных школах. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня: Международной научно-практической конференции «И.Я. Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе» (Чебоксары, 2003 г.), IV республиканской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Чувашии: теория и практика» (Чебоксары, 2003 г.), III-IV Всероссийских научно-практических конференциях «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе» (Чебоксары, 2004 -2005г.), семинаре «Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2004 - 2005г.), Кроме этого, материалы исследования освещались на заседаниях и методологических семинарах кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения, а также на педагогических советах и заседаниях методических объединений, ежегодных научно-практических конференциях, проходивших в Чувашском национальном лицее-интернате им. Г.С. Лебедева (2000-2004 гг.), и в телепередаче Чувашского государственного телевидения «Семья». По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ, в их числе учебно-методическое пособие «Формирование этической культуры у учащихся младших классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе». Основные положения, выносимые на защиту: 1. Современная школа в воспитании личности ребенка с раннего возраста призвана акцентировать свое внимание на духовно-нравственных и национально-культурных ценностях. Оптимальные условия для удовлетворения создаются в национальной школе, в которой учебно-воспитательный процесс осуществляется с систематическим и целенаправленным использованием средств народной педагогики. Наше теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что основными социально-педагогическими особенностями национальной школы являются: родной язык как основа всей системы учебно-воспитательного процесса, благодаря которому создается естественная языковая среда, создающая атмосферу дружбы и взаимопомощи между учащимися, родителями и учителями, учителями и учениками; использование на уроках средств народной педагогики, накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев, благодаря которым формируются этические качества. 2. Одним из важных компонентов процесса воспитания учащихся начальных классов является формирование их этической культуры, определенный уровень нравственной воспитанности личности, совокупность и сформированность качеств, усвоенных социально-передаваемых норм поведения и личного отношения к обществу (бережливость, патриотизм), к людям (уважение к старшим, доброта, честность, дружба), к себе (скромность), к труду и учебе (трудолюбие, прилежание). Его эффективность зависит от целого ряда факторов, в том числе и от « умелого использования средств народной педагогики и правильной координации. Важным средством повышения уровня сформированности этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе является внедрение в учебный план начальной школы программы «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе». Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами v народной педагогики в чувашской национальной школе способствует: а) ознакомлению учащихся начальных классов с этнопедагогическим творчеством чувашского народа через пословицы. . поговорки, сказки, загадки, рассказы, песни, игры, имеющие нравственное содержание; б) составлению и анализу первоначальных представлений об общечеловеческих, национальных и личностных ценностях; в) формированию у учащихся начальных классов нравственного сознания; г) воспитанию глубоких нравственных убеждений; д) выработке привычки" применения полученных знаний в реальном поведении. 3. Теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа 4. Основными показателями сформированности этической культуры у Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Диссертация изложена на 166 страницах машинописного текста, содержит 5 таблиц, 1 рисунок. Приложение изложено на 74 страницах. Во введении обоснована актуальность темы; дана общая характеристика-исследования, сформулированы проблема, цель, задачи исследования, определены объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза, показана научная новизна и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту. В первой главе - «Теоретические основы формирования этической чувашской национальной школе» - определены исходные теоретические «у положения исследуемой проблемы. На основе анализа научной литературы раскрыты сущность и содержание этической культуры, особенности процесса формирования этической культуры у учащихся начальных классов в чувашской национальной школе. Кроме того, рассмотрены и обоснованы основные показатели сформированности этической культуры у учащихся начальных классов. Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по формированию этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе» - представлена экспериментальная работа по апробации авторской программы «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе», рассмотрены организация и содержание опытно-экспериментальной работы, а также на основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы выделены педагогические условия эффективного формирования этической культуры у учащихся начальных классов. В заключении диссертации обобщены результаты исследования, подведены его итоги, позволившие подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, сформулированы основные {^, выводы, намечены перспективы дальнейших научных разработок, связанных с данной проблемой исследования. В приложениях содержатся конкретные материалы опытно-экспериментальной работы. сН- * Воспитание детей - это сложный непрерывный процесс, на который влияют множество факторов, стихийных (природные и общественные) и специально создаваемых. Каждое поколение призвано обеспечить счастливую жизнь своих потомков. Однако «смысл имеет только жизнь, согласная с убеждениями; подлинной реализацией убеждений является поступок; наилучший способ самореализации личности - ее нравственная деятельность» - Сократ [93,15]. Приобщение ребенка к этической культуре должно стать педагогически инструментированным процессом активного познания и усвоения общечеловеческих ценностей, построенном на тесном взаимодействии знания, чувства, поведения. В последние годы наблюдается тенденция к разработке специализированных этических курсов (П.С. Гуревич, Э.П. Козлов, Л.И. Маленкова, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, А.И. Шемшурина, Ю.К. Шрейдер, Н.Е. Щуркова). Наметившаяся тенденция подчеркивает насущную потребность педагогической практики в теоретическом и методическом осмыслении процесса этического воспитания и в то же время находит недостаточность имеющейся литературы в научном и методическом его оснащении. Осмысливая проблему этического воспитания, мы опирались на такие ключевые понятия, как культура, этика, мораль, нравственность, общечеловеческие ценности, этическая культура, камал, сапайлах, сапарлах, сипет и др. Педагоги и философы все чаще поднимают вопросы взаимоотношения человека и культуры, проблемы развития культурного потенциала современного общества, вновь анализируется наследие С.С. Аверенцева, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Освальда Шпенглера и др. Это связано с тем, что современной школой ставятся задачи формирования и воспитания культурной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Современное российское образование ориентировано на повышение культурного потенциала молодого поколения. В XX в. появляется ряд наук, изучающих и рассматривающих культуру и культуры (культурная и социологическая антропология, культурология, социология культуры и философия культуры, этнография, этнология). Существование множества мнений, трактовок, определений не привело к единому пониманию культуры. Термин «культура» (от лат. - «culture») - первоначально означал возделывание и обработку почвы, в дальнейшем воспитание и развитие. Данная интерпретация помогает нам понять всю сущность культуры, т.е. это путь к развитию личности, способной создавать не только личные, но и общественные блага, приобщить ближних к культуре, поделиться своими знаниями, умениями. Это то, что делает нравственность и культуру понятиями одного порядка. В Большой Советской Энциклопедии сказано: «культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [45, 594]. Чаще всего культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура - это то, что создано людьми в результате материальной деятельности. Сюда входят предметы обихода, необходимые нам вещи, одежда, технические средства связи и коммуникации, жилища, орудия труда и мн.др. Под духовной культурой подразумевается сфера познания, духовного производства, мировоззрение, моральные установки, ценности людей, а также эстетика, искусство, философия и в широком смысле - наука. По мнению А. Кребера и К. Клакхона, существует шесть основных классов определений культуры, используемых в антропологии: 1. Описательные определения, содержащие попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, используемых в антропологии. 2. Исторические определения - например, аккумуляция традиций в процессе существования культуры (культурное наследие). 3. Нормативные определения - описание разделяемых норм и правил, управляющих человеческим поведением. 4. Психологические определения, опирающиеся на психологические феномены - например, приспособление, культурную адаптацию, решение проблем, обучение, навыки. 5. Структурные определения относятся к моделям организации культуры - не комплекс обычаев, а способ формирования единой модели внутренне связанных феноменов. 6. Генетические определения, основанные на происхождении или генезисе культур: культура как результат адаптации группы к среде обитания рождается в социальном взаимодействии и творческом развитии [162, 50]. В нашем исследовании проведен теоретический анализ понятия «культура» и сделано заключение о том, что ученые рассматривают культуру как сложное, системное многоаспектное социальное явление: творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил (И.А. Арнольдов); систему знаний, более или менее разделяемых членами данного общества, совокупность усвоенных социально передаваемых форм поведения или обычаев (Р. Бенедикт); всеобщность духовного образа жизни человека, самодетерминацию индивида в горизонте личности, изобретение «мира впервые» (B.C. Библер); социальную память человека (Ю.Б. Борев); систему ценностей и универсальную технологию (Э.С. Маркарян); определенный способ и поле деятельности человека (B.C. Семенов); культурную ценность, направляющую духовную и практическую деятельность человека (Э.В. Соколов). Теоретический анализ позволил нам выделить следующее: культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, которые вырабатываются человечеством в процессе трудовой деятельности, направленной на преобразование самой личности, окружающей природы и общества. Многообразие трактовок понятия «культура» объясняется многоликостью и многогранностью нашего общества. В настоящее время страна пережила политический, экономический и социальный кризис, влияющий на нравственные устои общества. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных целей, задач и ценностей вызвали нежелательные последствия в нравственном становлении учащихся начальных классов. Школа как социальный институт может дать ребенку приоритетное направление в формировании этической культуры. Важность этической культуры подчеркивали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Особенности формирования этической культуры у учащихся начальных классов рассмотрены в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, B.C. Мухиной, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой, Д.Б. Эльконина и других. В силу специфики возраста, формирование этической культуры именно в начальной школе является наиболее эффективным (Г.С. Абрамова, Д.А. Белухин, О.С. Богданова, О.Д. Калинина). В отечественной педагогике формирование этической культуры рассматривается как процесс превращения моральных требований, предъявляемых обществом, во внутренние стимулы личности (Н.И. Болдырев, Э.П. Козлов, А.А. Липкина, Н.М. Трофимова, И.Ф. Харламов и др.). Функциями формирования этической культуры являются: передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание знания об этических нормах; формирование ценностных ориентации; включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений (Р.Г. Амосова, О.С. Богданова, Т.В. Вершинина, И.А. Каиров). В современной психолого-педагогической литературе признано, что формирование этической культуры и развитие личности начинается со старшего дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, Н.А. Ветлугина, A.M. Виноградова, М.М. Конина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Л.Б. Фесюкова и мн. др.). Б.Т. Лихачев исходил из положения, что ребенок в своем морально-нравственном развитии проходит три условных стадии. Первая стадия характеризуется преобладанием естественного эгоизма. Ребенок еще не имеет нравственных представлений, понятий. В своем поведении он руководствуется указаниями взрослых. На практике он совершает как нравственные, так и безнравственные поступки. Несмотря на постоянное накопление нравственного опыта, ребенок ощущает постоянное воздействие со стороны взрослых. Если правильно организовать воспитательный процесс, не подавляя сущность ребенка, т.е. создать условия, в которых он может проявить свою внутреннюю активность, то это позволит ему войти в систему предморальных отношений. Вторая стадия морально-нравственного развития — это непосредственно моральное воспитание. Усваивая нравственные знания, понятия, нормы, представления, ребенок накапливает свой нравственный опыт. Сведения об окружающей действительности и общественных явлениях ребенок черпает не только в школе, но и в процессе участия в разнообразных видах деятельности, просмотра телепередач, общения со сверстниками и взрослыми, чтения литературы, из наблюдений за окружающими событиями. Полученная информация не всегда может научить ребенка истинным правилам нравственности. В огромной поступающей информации ребенку приходится разбираться самостоятельно, и, что характерно для его возраста, это ему чаще всего непосильно. Осмыслить поступившие сведения ребенку легче под руководством учителя на уроках этической культуры, которые помогут осознать информацию, получить знания, сформировать нравственное сознание. Третья стадия - стадия свободного интеллектуально-нравственного саморазвития. Человек, достигший этой стадии, способен на основе внутренне принятых им общественно ценных идеалов и принципов делать самостоятельный выбор поведения, которое будет высоконравственным [140, 39]. Мы в своем исследовании намерены остановиться на второй стадии морально-нравственного развития, выделенной Б.Т. Лихачевым. С точки зрения Пиаже, дети 5-7 лет — нравственные реалисты, считающие правила поведения абсолютными; к 8 годам дети приходят к осознанию относительности этих правил и пониманию того, что они создаются людьми в целях облегчения воздействия. Моральное рассуждение проходит в своем развитии ряд стадий, ведомое когнитивным развитием и взаимодействиями со сверстниками. Одна современная теория, построенная на стадиальном подходе Пиаже, сформулирована Лоуренсом Кольбергом [105, 292]. Разработка системы формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики шла по следующим направлениям: наметить основное содержание работы по формированию этической культуры у учащихся младших классов; охарактеризовать принципы воспитательной работы по приобщению учащихся начальных классов к этической культуре; рассмотреть основные формы воспитания, применяемые при формировании этической культуры младших школьников; изложить методы учебно-воспитательной работы; сделать анализ средств народной педагогики, применяемых при формировании этической культуры младших школьников. При исследовании структуры педагогического процесса мы обратили внимание, что ведущие педагоги выделяют в нем следующие подструктуры: цель, принципы, содержание, методы, формы, средства. Целью опытно-экспериментальной работы было выявление педагогических условий эффективного формирования этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе. При рассмотрении принципов воспитательной работы мы использовали исследовательские методы анализа и синтеза, сравнения и противопоставления, систематизации и классификации. Нами были изучены научные публикации ученых-педагогов (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Т.А. Стефановская, Е.А. Шиянова и др.). Ведущими, на наш взгляд, принципами формирования этической культуры являются народные проверенные временем, которые позволят улучшить процесс формирования этической культуры у учащихся начальных классов. Идея народности в воспитании подрастающего поколения лежала в основе педагогического учения К.Д. Ушинского. Этот великий русский педагог не раз повторял: «Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [117, 221]. В своей статье «О народности в общественном воспитании» он анализирует западную педагогику и делает акцент на том, что механическое перенесение этой педагогики на русскую почву нецелесообразно. Основное внимание следует уделять народной педагогике, народности как фактору воспитания, в которой сосредоточена сила и ум народных масс. Лучшим выражением народности является родной язык - «сокровищница духа народа». «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, народа нет более!» - отмечал К.Д. Ушинский [117, 222]. Идею народности глубоко поддержал и внедрил в практику Симбирской учительской школы патриарх чувашской педагогики, создатель чувашской письменности и букваря И.Я. Яковлев. Наше исследование проходило в национальной школе, в которой чувашский, родной язык являлся основой воспитания и обучения учащихся. Уроки родного языка воспитывали любовь к Родине, чувство патриотизма, уважения к своей культуре и культуре других народов. В работе, направленной на формирование этической культуры, нами использовались считалки, песенки, поговорки, пословицы, которые затем исполнялись детьми в игре. Среди детей большой интерес вызвали скороговорки, в которых присутствует игра слов. Загадки развивали не только родную речь, но и мышление. Велика роль сказок в обучении родному языку. Например, педагогами начальных классов лицея для развития чувашской речи младших школьников использовались следующие сказки: народные «Упа» («Медведь»), «Улап ачи» («Ребенок богатырь»), И.Я. Яковлева «Ук ?а уйарни» («Деление денег») и др. Сообразно с народностью мы выделили следующие принципы: Принцип природосообразности — один из основных принципов педагогики. «Великая дидактика» Я.А. Коменского положила начало для широкого рассмотрения этого принципа. Коменский при обосновании возрастной периодизации делает ссылки на природные возрастные особенности детей, которые стали объектом внимания многих педагогов прошлого (Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Адольф Дистерверг, И.Я. Яковлев и мн.др.). Гельвеций считал, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Положение Дидро о значении, которое имеют природные различия людей в их развитии, о необходимости считаться в воспитании с особенностями физической организации и психики ребенка, заслуживает положительной оценки. Ж.-Ж. Руссо резко критиковал воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывающее ни возрастных и индивидуальных особенностей, ни потребностей жизни. И.Г. Песталоцци считал, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Суть принципа природосообразности в контексте нашего исследования заключается в обосновании естественного формирования этической культуры сообразно с возрастными и психологическими особенностями учащихся начальных классов. Это развитость эмоционально-чувственной сферы, новизна школьных условий, друзья и товарищи по учебе, общая цель деятельности учитель, как идеал, объект для подражания и мн. др. Характеризуя содержание работы с детьми младшего школьного возраста по формированию этической культуры, мы в сущности повторяем точку зрения Я.А. Коменского, который говорил, что правильное воспитание должно сообразоваться с природой. Он считал, что человек как часть природы подчиняется её главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Проанализировав различные подходы к определению сущности понятия «педагогические условия» (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.Г. Максимов), мы считаем, что в основу педагогических условий формирования этической культуры у учащихся начальных классов должны быть положены условия, способствующие реализации экспериментальной программы (см. приложение 1-2) и представляющие собой такие обстоятельства эффективного функционирования процесса формирования этической культуры, которые явились результатом целенаправленного применения системы формирования этической культуры у учащихся начальных классов в чувашской национальной школе. Важным этапом прогнозирования результатов эксперимента была разработка программы опытно-экспериментальной работы по формированию этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе (приложение 2). Она содержит в себе идею эксперимента, замысел, цель, задачи, гипотезу, диагностический инструментарий, содержание эксперимента, прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции и пр. В связи с этим важное значение имеют вышедшие в 1998 году «Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Под ред. М.Н. Лазутовой, B.C. Леднева, Н.Д. Никандрова. Авторы стандартов относят основы этики (морали) к базовым отраслям общественных знаний: «Одновременно систематическое изучение морали в школе будет углублять процесс нравственного воспитания, и способствовать нравственному развитию учащегося и организации общей работы по их нравственному воспитанию в учебно-воспитательном процессе» [213,153]. Опытно-экспериментальная работа по проверке выдвинутой нами гипотезы велась 5 лет (1999 - 2004 гг.) в Чувашском национальном лицее-интернате им. Г.С. Лебедева в г. Чебоксары и в Траковской чувашско-немецкой гимназии Красноармейского района Чувашской Республики. В нашем исследовании все классы имели одинаковые условия, как экспериментальные, так и контрольные: школы национальные, учащиеся из сельской местности, учителя в этих классах имеют высшее образование, примерно одинаковый уровень сформированности этической культуры на начало эксперимента (см. приложение 4.3). Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. На констатирующем этапе был изучен опыт работы учителей и воспитателей начальных классов национальных школ Чувашской Республики. Результаты этого этапа исследования нами изложены в третьем параграфе первой главы нашей работы и в Приложении 4. Обоснование педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования этической культуры у учащихся начальных классов, осуществлялось в формирующем этапе эксперименте. В ходе формирующего эксперимента была разработана и экспериментально апробирована в Чувашском национальном лицее-интернате им. Г.С. Лебедева в г. Чебоксары программа «Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе». Главной целью опытно-экспериментальной работы было выявление педагогических условий эффективного формирования этической культуры младших школьников средствами народной педагогики в чувашской национальной школе. Для того, чтобы выявить эффективность разработанной программы формирования этической культуры, нами было проведено опытно-экспериментальное изучение уровней сформированности основных выделенных нами этических качеств (трудолюбие, бережливость, патриотизм, уважение к старшим, доброта, честность, прилежание, дружба, скромность). Основными задачами обработки результатов опытно-экспериментальной работы стали: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; раскрытие на основе результатов опытно-экспериментальной работы условий эффективности формирования этической культуры младших школьников. Исследование полученных данных проходило в два этапа. I этап. Первоначальная обработка результатов, непосредственно отражающая показатели производимых измерений, получаемых при использовании самой методики диагностирования (см. параграф 3 главы I). На этом этапе производились вычисления элементарных математических статистик, характеризующих выборочное распределение данных, для чего использовались методы определения выборочного среднего, выборочной дисперсии. 77 этап. Вторичная обработка результатов. Здесь производились расчеты, с помощью которых на базе первоначальных данных выявлялись скрытые в них статистические закономерности для выявления сведений о динамике происходивших изменений в показателях применялись следующие методы математической статистики: дисперсионный анализ, t -критерий Стьюдента. Далее рассмотрим вычисления элементарных математических статистик, начав с I этапа. I этап. Первоначальная обработка результатов Разработанная нами программа была апробирована в Национальном лицее-интернате им. Г.С. Лебедева г. Чебоксары. В опытно-экспериментальной работе мы охватили 2 класса с общим составом 45 человек (22 учащихся 1-А класса и 23 учащихся 1-Б класса) Чувашского национального лицея-интерната г. Чебоксары и два контрольных класса с общим составом 38 человек (21 учащийся 1-А класса и 17 учащихся 1-Б класса) Траковской чувашско-немецкой гимназии Красноармейского района Чувашской Республики. Экспериментальные классы Чувашского национального лицея-интерната г. Чебоксары были обозначены нами как № 1 и № 2. Контрольные классы Траковской чувашско-немецкой гимназии мы обозначили как № 3 и № 4. Мы посчитали целесообразным обозначить уровни сформированности этической культуры следующим образом: низкий уровень - 1, ниже среднего - 2, средний — 3, выше среднего - 4, высокий - 5. В нашей работе кроме экспериментальных классов принимали участие и контрольные классы № 3 и № 4. Это создает более четкую и ясную картину результатов нашей опытно-экспериментальной работы. Как было сказано, все классы (экспериментальные и контрольные) имели одинаковые условия. Во время проведения эксперимента мы вели сравнение и анализ среди экспериментальных и контрольных групп. Итак, диагностику сформированности этической культуры мы провели: в начале 1 класса, в конце 1 класса, в конце 2 класса, в конце 3 класса, в конце 4 класса (Приложение 4.3).
этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной"
педагогики в чувашской национальной школе.
результаты исследования вносят определенный вклад в теорию
формирования этической культуры у школьников. Разработанная и
экспериментально апробированная авторская программа «Формирование
этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной
педагогики в чувашской национальной школе» дала возможность выявить
педагогические условия эффективного формирования этической культуры у
учащихся начальных классов. Сформулированы и уточнены основные
понятия: «культура», «этика», «мораль», «нравственность»,
педагогики», «национальная школа», «камал» (вежливость, добросердечие),
«сапайлах» (воспитанный, сдержанный, скромный), «сапар»
показали, что основными и достаточными педагогическими условиями
совершенствования процесса формирования этической культуры у учащихся
начальных классов средствами народной педагогики в чувашской
национальной школе являются: четко определенные цель, содержание,
принципы, формы, методы и средства работы по формированию этической
культуры; классификация средств народной педагогики и оптимальное их
использование в процессе формирования этической культуры; специально
организованная систематическая воспитательная работа с коллективом
учащихся и их родителями; применение разнообразных видов деятельности-
на уроках и вне занятий в целях формирования этических качеств;
использование идеи о неразрывной связи родной и мировой культур.
учащихся начальных классов являются: трудолюбие, бережливость,
патриотизм, уважение к старшим, доброта, честность, прилежание, дружба,
скромность.Сущность и содержание этической культуры
Особенности процесса формирования этической культуры у учащихся начальных классов в чувашской национальной школе
Организация и содержание опытно- экспериментальной работы по формированию этической культуры у учащихся начальных классов
Педагогические условия формирования этической культуры
Похожие диссертации на Формирование этической культуры у учащихся начальных классов средствами народной педагогики в чувашской национальной школе