Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Формирование эстетической культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема 14
1. Теоретические основы проблемы формирования эстетической культуры личности 14
2. Специфика формирования эстетической культуры младших школьников 32
3. Анализ уровня сформированности эстетической культуры младших школьников 50
ГЛАВА II. Средства формирования эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку 73
1. Научное обоснование средств формирования эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку 73
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку 94
Заключение 125
Библиография 130
Приложения 146
- Теоретические основы проблемы формирования эстетической культуры личности
- Анализ уровня сформированности эстетической культуры младших школьников
- Научное обоснование средств формирования эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку
- Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку
Введение к работе
Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учётом прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у школьника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности.
Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития. Классики педагогики А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту. Сензитивность указанного периода установлена в работах В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина.
В то же время, психологические и педагогические исследования показывают, что некоторым детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности младшего школьника становится особенно важной.
В исследованиях, проведённых Н.А. Дмитриевой, Т.И. Костиной, К.В. Кулаевым, доказано, что эстетическая культура способствует
формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях, гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу ребёнка, оптимизирует его поведение. Сформированность эстетической культуры усиливает личностное отношение к выбору профессии, приводит в соответствие собственные потребности общественным идеалам, представлениям о ценностях, активизирует внутренние ресурсы, обеспечивая таким образом самореализацию личности. Важным условием экономического роста общества является подготовка эстетически образованных специалистов -профессионалов-созидателей, творческих индивидуальностей, умеющих доводить качество работы до совершенства.
Проблема формирования эстетической культуры личности рассматривалась в рамках философских и культурологических теорий Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко. Психологическое обоснование компонентов эстетической культуры (эстетического восприятия, эстетической оценки, эстетического чувства, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) содержится в трудах Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Н.Б. Крыловой, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона. В педагогической литературе вопрос формирования эстетической культуры школьников нашёл отражение в работах Н.С. Витковской, Г.С. Лабковской, Б.Т. Лихачёва, Б.М. Йеменского, И. Песталоцци, У.Ф. Суны, В.А. Сухомлинского.
Анализ философской, психологической и педагогической литературы свидетельствует о том, что ведущим средством формирования эстетической культуры личности является искусство. Это подтверждают исследования Н.А. Варки, И.Ф. Гончарова, Т.С. Комаровой, Н.Л. Лейзерова, Р. Штейнера.
Исследователями не оставлены без внимания возрастные характеристики, определяющие возможности личности в разные периоды жизни в плане формирования эстетической культуры. Этот процесс напрямую связан с психофизическими свойствами человека, имеющими отличительные особенности и в младшем (И.Л. Вахнянская, Н.С. Витковская), среднем
(Л.М. Баженова, Л.С. Беляева), и в старшем (Э.Н. Горюхина, Г.П. Шевченко) школьном возрасте.
В ходе анализа педагогической литературы отмечена неоднозначность мнений учёных относительно вопроса о месте эстетической культуры в образовательном процессе и средствах её формирования. В этом плане предпочтение предметам эстетического цикла, искусству во всех его видах отдают Б.М. Неменский, У.Ф. Суна, на воспитательных возможностях точных наук настаивают В.Г. Болтянский, В.Л. Минковский, эстетической потенциал предметов гуманитарного цикла раскрыт М.В. Алиевым, СВ. Квятковским, К.Д. Ушинским. Однако анализ литературы показывает, что эстетическая сущность английского языка как учебного предмета изучена недостаточно.
Интеграционные процессы в последнее десятилетие стимулировали в российском обществе потребность к овладению иностранными языками, что рассматривается как важная предпосылка для общения между людьми разных национальностей, получения качественного образования, профессиональной подготовки и карьерного роста. Все это обусловливает формирование новых требований к обучению иностранному языку - интенсификации процесса обучения в количественном и качественном отношении.
Проблема взаимосвязи языка, культуры и личности рассматривалась ещё античными философами (Аристотелем, Гераклитом Эфесским, Платоном, Сократом), отмечавшими важную роль языка в развитии культуры и постижении научных истин. К. Гельвеций, П. Гольбах, В.фон Гумбольдт, Ж. Ламетри рассматривали язык в качестве необходимого условия формирования общества и его культуры. Ценность языка как носителя культуры осознавали многие педагоги (Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие).
В последнее время внимание исследователей всё больше привлекают вопросы содержания обучения английскому языку на начальном этапе (И.Н. Верещагина, Н.Д. Гальскова, Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Г.В. Рогова). И.А. Зимняя, В.В. Сафонова, В.П. Фурманова утверждают, что
6 иностранный язык представляет собой благоприятную почву для формирования гуманистического отношения к миру. Вместе с тем практикой констатированы, с одной стороны, недостаточный воспитательный потенциал учебных программ начальной школы в плане формирования эстетической культуры учащихся и, с другой стороны, большие перспективы, которые открывает в этом отношении обучение английскому языку.
Анализ литературы и педагогической практики позволяет выявить противоречия:
- между интенсивным использованием иностранного языка как средства развития личности младшего школьника и недостаточным вниманием в теории и практике обучения иностранному языку к проблеме формирования эстетической культуры, которая является важным структурным компонентом общей культуры;
- между низкой степенью разработанности вопросов, связанных с формированием эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку, и практической потребностью в разработке педагогических средств её формирования.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему данного исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования педагогических средств формирования эстетической культуры младших школьников. В практическом плане - это проблема определения педагогических условий, соблюдение которых позволяет формировать у младших школьников эстетическую культуру в процессе обучения английскому языку. Актуальность проблемы и необходимость её разрешения обусловили выбор темы исследования: «Формирование эстетической культуры младших школьников».
Объект исследования - процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования - формирование эстетической культуры младших школьников как аспект процесса обучения.
Цель исследования - определить средства формирования эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза исследования. Эстетическая культура является базисным личностным качеством, позволяющим полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании. Она представляет собой сугубо индивидуальное образование, связанное с интеллектуальным и эмоциональным развитием. Формирование эстетической культуры - процесс поэтапный, в нём задействованы как внутренние механизмы, обусловленные психическими особенностями личности, так и внешние, определяемые средой и условиями деятельности. Формирование эстетической культуры младших школьников будет успешным, если:
- определение компонентов эстетической культуры личности
(эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки,
эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности)
становится основой для выявления педагогических средств их развития;
в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;
выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности;
- разработан комплекс педагогических средств, используемых при
обучении английскому языку в аспекте развития у младших школьников
компонентов эстетической культуры.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «эстетическая культура личности».
2. Определить структурные компоненты «эстетической культуры личности
младшего школьника».
Выявить специфику формирования эстетической культуры младших школьников как аспекта процесса обучения английскому языку.
Обосновать педагогические условия формирования у детей младшего школьного возраста в процессе обучения их английскому языку способности и потребности воспринимать и создавать эстетические ценности.
5. Определить результативность экспериментальной работы по
формированию эстетической культуры младших школьников в процессе
обучения их английскому языку.
Научная новизна исследования:
- конкретизировано научное представление о содержании понятия
«эстетическая культура личности», представляющего собой совокупность
эстетического сознания, включающего эстетическое восприятие, эстетическое
чувство, эстетическую оценку, эстетическое суждение, эстетический вкус,
эстетический идеал, и эстетической деятельности, обеспечивающих развитие
эстетических потребностей и эстетических способностей в восприятии и
создании эстетических ценностей;
- определены структурные компоненты «эстетической культуры личности
младшего школьника» (эстетическое восприятие, эстетическое чувство,
эстетическая оценка, эстетический вкус, эстетическая потребность,
эстетическая деятельность);
- выявлена специфика формирования эстетической культуры младших
школьников как аспекта обучения английскому языку (развитие компонентов
эстетической культуры личности осуществляется в процессе обучения
английскому языку с учётом особенностей возраста: высокой эмоциональной
восприимчивости, гибкости воображения, преобладания наглядно-образного
мышления, предрасположенности к творчеству);
- обоснованы педагогические условия формирования эстетической
культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку,
которые заключаются в использовании на уроке различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной);
- определены и экспериментально проверены средства формирования эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку (выразительное чтение, песня, видео, изобразительное творчество, игра).
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования послужат основой для обновления содержания обучения английскому языку в начальных классах в аспекте формирования эстетической культуры личности; позволят на научной основе определять критерии и уровни эстетической культуры учащихся; будут способствовать разработке вопросов повышения теоретического уровня учебного курса «Педагогика» в той его части, которая касается приобщения школьников к эстетическим ценностям. Обоснование средств формирования эстетической культуры младших школьников расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности, направленной на духовное развитие личности.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении дальнейших путей совершенствования учебно-воспитательной работы в начальных классах: в формировании эстетической культуры младших школьников, повышении качества обучения английскому языку. Разработаны методические рекомендации по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку. Предложенный комплекс средств может быть использован учителями английского языка, работающими в начальных классах, и другими специалистами в области теории и практики обучения иностранной речи.
Методологическую основу исследования составили философия как наука о законах развития природы, общества и мышления, эстетика как наука о прекрасном в действительности и искусстве, современные психологические и педагогические теории и концепции гуманизации образования.
Источниками исследования являются фундаментальные труды об эстетической культуре и её роли в формировании личности (Г.Ф. Гегель, Ю.А. Борев, А.И. Буров, М.А. Верб, У.Ф. Суна, К.Д. Ушинский); теории о природе и развитии эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетического вкуса, эстетической деятельности (Н.И. Киященко, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Г.С. Лабковская, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачёв); теории возрастной сензитивности (Л.И. Божович, Н.С. Витковская, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.Ж. Овчинникова).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
- основные положения методологии педагогики и методики исследования
(М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский,
В.М. Полонский, Т.И. Руднева);
-современные концепции гуманизации образования (В.П. Бездухов, А.Л. Бердичевский, B.C. Библер, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Мелик-Пашев и др.);
положения психологии и педагогики об игровой и художественной деятельности младших школьников (Т.С. Комарова, Т.А. Колышева, А.В. Конышева, Б.М. Теплов, М.Г. Яновская);
идеи о ценности языка как носителя культуры (М.М. Бахтин, Я.А. Коменский, Б. Кроче, А.А. Потебня и др.);
теории личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, М.Д. Горячев, Л.В. Куриленко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
положения о единстве личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
научные исследования в области раннего обучения иностранным языкам (И.В. Вронская, И.А. Зимняя, Е.И. Негневицкая, Г.В. Рогова).
База исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения средние школы №16, №141, специализированная гимназия №11 г. Самары. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 395 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (2001-2003 гг.) изучалась степень разработанности проблемы формирования
II эстетической культуры младших школьников в философской и психолого-педагогической литературе; собирался диагностический материал для констатирующего эксперимента. К концу этапа были определены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза работы.
На втором этапе (2003-2004 гг.) велось целенаправленное изучение специфики формирования эстетической культуры младших школьников в контексте их психолого-педагогических особенностей; проводилась экспериментальная работа по определению исходного уровня эстетической культуры младших школьников, были проанализированы полученные данные и сформулированы на их основе выводы; проводился эксперимент по обоснованию педагогических средств формирования эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) изучались результаты опытно-экспериментальной работы; осуществлялись анализ, обобщение и систематизация полученных данных; разрабатывались методические рекомендации по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку; проводилась проверка положений гипотезы; оформлялись результаты исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования: анализ литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный и обсервационный методы; прямое и косвенное наблюдение; анкетирование, тестирование, интервьюирование; анализ продуктов эстетической деятельности школьников; констатирующий и формирующий эксперименты; статистические методы обработки результатов.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, её соответствием проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных предмету исследования; возможностью повторения
экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью полученных экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры иностранных языков Самарского государственного университета, представлялись в докладах на всероссийских научно-практических конференциях в Самаре (июнь, ноябрь 2004 г.), Челябинске (июнь 2004 г.), Пензе (октябрь 2005 г.). Материалы диссертации отражены в статьях, опубликованных автором. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №16 г. Самары.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности младшего школьника обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.
2. Сензитивность младшего школьного возраста в плане формирования эстетической культуры объясняется особенностями мыслительной и эмоциональной сфер личности ребёнка: высокой эмоциональной восприимчивостью, гибкостью и раскованностью воображения, преобладанием
наглядно-образного мышления, действием инстинкта подражания, максимально спосбствующими освоению мира эстетически значимых предметов и явлений.
3. Постижение младшими школьниками эстетических ценностей
обеспечивается балансом таких внешних воздействующих на личность
факторов, как наука и искусство, познавательная и художественная
деятельность, что является возможным в процессе обучения английскому
языку. Стратегия деятельности преподавателя английского языка, направленная
на развитие личности младшего школьника, в том числе на формирование его
эстетической культуры, становится эффективной тогда, когда в процессе
обучения осуществляется интеграция различных видов художественно-
творческой деятельности учащихся, способствующих приобщению к
эстетическим ценностям и развитию творческих способностей.
4. Главным при определении содержания формирования эстетической
культуры должен стать моделируемый в процессе обучения английскому языку
эстетический аспект учебной деятельности, открывающий ребёнку
эстетическое богатство явлений действительности и искусства, что достигается
путём использования методов и форм, основанных на эмоциональном
восприятии учебного материала, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Средствами формирования эстетической культуры младших школьников в
процессе обучения английскому языку благодаря таким свойствам, как
наглядность, яркость, выразительность, созвучным эмоциональной сфере
ребёнка, являются выразительное чтение, игра, изобразительное творчество,
видео, песня.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.
Теоретические основы проблемы формирования эстетической культуры личности
Изучение процесса формирования эстетической культуры требует чёткого представления сущности понятия «культура». Оно является производным от латинского «cultura», означающего «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание» [141, 130].
В философии существуют различные подходы к определению понятия «культура». Эмпирический (описательный) подход представляет культуру как сумму, результат всей деятельности человека, то есть совокупность нажитых им предметов и ценностей. При оценочном (аксиологическом) подходе выделяется специальное качество - «культурность», степень проявления которого определяется путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона. Деятельностный подход рассматривает культуру как внебиологический, сугубо человеческий способ деятельности.
В современной культурологии наблюдается трансформация содержания понятия «культура» от осмысления его как необходимой индивиду системы знаний, умений, способов деятельности - к аккумулированию в рамках данного феномена сущностных сил, творческих потенций индивида в процессе деятельности.
Во всём многообразии значений понятие «культура» содержит представление об уровне достижений, отнесённых к человеку, выраженных в создаваемым им духовных и материальных ценностях. Выделяются две сферы культуры: материальная и духовная. В контексте нашего исследования больший интерес представляет вторая разновидность, которая характеризует явления, «связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека» [141, 130]. Эстетическая культура выступает здесь в качестве своеобразного связующего звена, цементирующего все другие элементы духовной культуры общества, а следовательно, эффективного инструмента реализации всех его творческих начал.
Понятие эстетической культуры включает признак «эстетический». Идеи эстетического зародились в глубокой древности и развиваются, начиная с Платона и Аристотеля, до наших дней. Эта эволюция обусловлена становлением эстетики как науки, в частности взглядов на её предмет. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» - «воспринимаемый чувством». Г.Ф. Гегель впервые в истории философской мысли сформулировал проблему эстетической чувственности, охарактеризовав её как обнаружение особого характера функционирования целостной человеческой чувственности в художественном процессе [46, 7].
Философы-материалисты Д. Дидро, Н.Г. Чернышевский считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Именно эта категория впоследствии была положена в основу эстетики, на что указывает следующее определение: эстетика - «философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты» (К. Маркс), об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека» [207, 5].
По мере того как отношения человека с миром становились разнообразнее, накапливались знания, вырабатывались новые чувственные реакции и состояния, оформлялись другие категории эстетики: «возвышенное» и «низменное», «трагическое» и «комическое». Каждая из категорий отражает знание о различных проявлениях эстетического во взаимодействии человека и действительности.
Во второй половине 50-х годов 20 века получило распространение определение ІО.Б. Борева, утверждающего, что эстетическое является метакатегорией и «отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикам жизни и искусства» [20, 38]. Таким образом, «эстетическое» - всеобъемлющее понятие, отражающее то общеее, что свойственно эстетическим явлениям, и оно получает смысл только при условии единства воспринимающего и воспринимаемого, то есть непосредственного чувствования (и вчувствования) воспринимающим содержания.
Понятие «эстетическая культура», введённое в 20 веке известным немецким учёным Э. Мейманом, подробно анализируется в современной литературе по философии и эстетике, особенно в последнее десятилетие, когда активно разрабатываются проблемы культуры вообще и эстетической культуры в частности. В широком смысле эстетика определяет «культуру эстетическую» как специализированную часть культуры, характеризующую состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений [89, 210].
Понятию «эстетическая культура» посвящены труды многих известных исследователей, среди которых Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л.Н. Коган, А.И. Комарова, Н.Б. Крылова, Г.С. Лабковская, Н.Л. Лейзеров, У.Ф. Суна. Раскрывая это понятие, М.С. Каган отмечает, что «эстетическая культура - не автономный раздел культуры, но её общий потенциал, её внешняя и внутренняя формы». Эстетическая культура, по мнению учёного, «охватывает способы организации и выражения нравственной, религиозной, политической культуры, культуры быта, общения, речи, и, подобно культуре в целом, она разномасштабна по своим проявлениям: она предстаёт перед нами и как эстетическая культура общества, и как эстетическая культура каждой его части, класса и профессиональной группы, возрастной, образовательной, и проявляется как эстетическая культура личности» [71, 186].
Исследователи обращают внимание на нетождественность эстетической и художественной культуры. В отличие от последней эстетическая культура не имеет собственного предметного состава, если учитывать приведённое выше определение, а также то, что «эстетическая энергия человеческой деятельности всепроникающа и при этом вторична, то есть организует способы действий людей и форму созидаемых ими предметов во всех сферах жизни, поведения и деятельности...» [71, 186].
Согласно теории Н.И. Киященко, эстетическая культура общества - это «совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений. И на основе эстетических отношений складывается неотделимая от предшествующего опыта эстетическая реальность, которая объективизируется в культуре в наиболее ярких её проявлениях, отображённых в художественных ценностях той или иной эпохи» [75, 108].
По мнению А.И. Комаровой, «в эстетическую культуру общества входят эстетические явления и объекты, всё многообразие эстетических ценностей, эстетические знания об их природе и функционировании; эстетическое сознание людей, их эстетическая деятельность и отношения, эстетически направленное поведение и взаимоотношения людей на основе эстетических ценностей; эстетическое воспитание как специальный канал передачи подрастающему поколению эстетико-культурных основ, способов эстетического освоения действительности, путей формирования эстетического сознания и навыков эстетической деятельности» [80, 19].
Согласно современным представлениям учёных, эстетическая культура -неотъемлемая часть культуры в целом. Это не только совокупность усвоенных ценностей как результатов предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, распространения эстетических ценностей.
Анализ уровня сформированности эстетической культуры младших школьников
Эстетическая культура личности формируется на протяжении всей жизни, но вместе с тем взрослому сложно ценить и создавать красоту, если в детстве он не был ею окружён. Пробелы в формировании эстетической восприимчивости, психологических механизмов оценочной деятельности, потребности в творчестве и навыков к нему часто оказываются невосполнимыми в дальнейшем.
С целью изучения основных компонентов эстетической культуры современных младших школьников в контексте их возраста и особенностей развития был проведён констатирующий эксперимент. Был предпринят массовый анкетный опрос детей, их родителей и учителей. Письменные ответы дополнялись данными индивидуальных и коллективных бесед с участниками эксперимента. В качестве методов исследования использовались педагогическое интервьюирование и наблюдение, анализ продуктов эстетической деятельности детей.
В исследовании принимали участие школьники 1-3-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений средних школ №16, №141 и специализированной гимназии №11, учителя и родители. Всего было опрошено 395 человек, из них 58 - учащиеся 1-х, 64 - 2-х, 71 - 3-х классов, соответственно, 193 - родители и 9 - педагоги начального образования.
При создании и корректировке методики массового обследования учащихся, их родителей и преподавателей учитывались данные аналогичных исследований (Т.С. Комаровой, Е.П. Крупника, А.Ж. Овчинниковой). Анализ этих материалов показывает, что в основном для получения искомой информации использовались открытые анкеты, вопросы которых были направлены на выяснение осведомлённости респондентов в области искусства и их отношения к художественной деятельности.
Так как уровень эстетической культуры определяется по показателям развитости отдельных её компонентов, предлагаемая в данной работе методика ориентирована не только на выявление знаний в сфере искусства, но и на оценку сформированности эстетического восприятия искусства и явлений действительности, эстетических вкусов и чувств детей, а также степени участия школьников в эстетической деятельности.
С помощью данной методики была получена информация о тенденциях и противоречиях в становлении основных компонентов эстетической культуры, которые условно разделены на три группы: познавательные (знания в области искусства), эмоционально-оценочные (способности к эстетическому восприятию, оценке, проявления эстетического чувства, вкуса) и деятельностные (потребности в том или ином виде эстетической деятельности, творческие способности). Для определения степени сформированности у младших школьников перечисленных компонентов испытуемым предлагалось ответить на вопросы анкет, вынесенных в приложения.
При составлении анкет было принято во внимание то, что значительное место в структуре эстетической культуры личности занимают познавательные элементы. Знания об эстетических качествах природы, быта, эрудированность в области искусства способствуют теоретическому оформлению вкусовых предпочтений, склонностей, служат критерием оценки общественной значимости переживаний, связанных с восприятием эстетических ценностей.
Так, первая группа вопросов (Анкеты №2, №3), предлагаемая учащимся 2-х и 3-х классов, имела целью установить уровень понимания опрашиваемыми роли искусства в жизни и эрудированность в области отдельных видов художественной деятельности. Второклассникам предлагалось выбрать правильный ответ на следующие вопросы:
На первый вопрос анкеты правильный ответ дали 84,4% второклассников, на второй - 81,2% детей. Как показал сравнительный анализ по школам, наибольшее количество верных ответов дали учащиеся школы №16 (91,3% на первый вопрос и 95,6% на второй); на втором месте — гимназия №11: 88,9% ответили на первый вопрос, 94,4% - на второй; меньше всего правильных ответов было в школе №141 (первый вопрос - 73,9%, второй - 56,5%).
По результатам ответов на третий вопрос школьники разделены на две группы: 1) справившиеся с заданием; 2) не выполнившие его. Первые два выбора не вызвали у испытуемых большого затруднения: в строке А лишнее слово правильно выделили 79,7% детей, в строке Б - 82,8%. В гимназии №11 все дети дали правильные ответы. Анализ ответов учащихся относительно последней строки показал, что многие дети встретили имена великих художников и композитора впервые: правильный выбор сделали 28,1% (гимназия №11 - 33,3%, школа №16 - 26%, №141 - 26%). Индикаторами познавательного компонента эстетической культуры учащихся 3-х классах были следующие вопросы: 1. Объясни, какую роль играет в нашей жизни искусство. 2. Назови фамилии: а) известных художников; б) известных композиторов; в) известных писателей. При оценке познавательного аспекта эстетической культуры школьников 3-х классов использовались критерии полноты и адекватности. Получены следующие результаты. В ответах на первый вопрос подавляющее большинство учащихся (85,9%) признаёт социальную обусловленность искусства и отводит ему значительное место в духовном мире человека. Многие ответы отличаются глубиной, чёткостью личностного осмысления. Вот некоторые типичные высказывания: «Искусство показывает красоту нашей жизни»; «Искусство приносит мне радость» и так далее. Некоторые испытуемые не дали никакого ответа или написали: «Не могу объяснить»; «Затрудняюсь» (9,8%). Следует отметить, что несколько ребят написали: «Искусство - это скучно» (4,2%). Сопоставление полученных данных свидетельствует, что учащиеся школы №141 показали невысокие результаты: 20,8% детей не смогли дать ответ, 8,3% высказали неверные суждения, тогда как в гимназии №11 не справившихся с заданием детей было 11,1%), а в школе №16 - 3,4%.
Анализ ответов учащихся 3-х классов на второй вопрос показал, что 23,9%) школьников написали по 2-3 фамилии художников, 11,3% вспомнили 1 фамилию, не назвали ни одного живописца 64,8%. Количество неверных ответов в школе №141 составляет 100%. С композиторами дети знакомы лучше: 2-3 фамилии назвали 50,7%, 1 фамилию - 11,3%, дали неправильный ответ 4,2%, не дали ответа 33,8%. Лучший результат показала школа №16: 93,1%) вспомнили несколько композиторов; в гимназии №11 2-3 фамилии назвали 33,3%, в школе №141 - 12,5%. С заданием 2в хорошо справились 70,4%) детей. Лучший результат показали учащиеся школы №16, назвав несколько известных им писателей (93,1%), в гимназии №11 с этим заданием справились 88,9%, в школе №141 - 29,2%.
Научное обоснование средств формирования эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку
Важнейшим средством формирования эстетической культуры является искусство. Это подтверждают труды учёных в области эстетики (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров), психологии (А.В. Бакушинский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин), педагогики (Н.А. Ветлугина, И.Ф. Гончаров, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский).
Многочисленные исследования раскрывают широкий спектр функций искусства в образовательном пространстве (компенсаторная, познавательно-эвристическая, эстетическая, общественно-преобразующая и другие). По справедливому утверждению Ю.Б. Борева, «искусство - гарант восприятия мира в его полноте, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества» [20, 236].
Однако абсолютизация искусства как фактора формирования эстетической культуры ведёт к недооценке явлений действительности в развитии эстетического мира человека. Неправомерна, на наш взгляд, тенденция принизить и роль науки в системе приобщения человека к эстетическим ценностям. Мы полностью согласны с И.Ф. Гончаровым, который утверждает, что целесообразно создать равновесие таких факторов, детерминирующих формирование эстетической культуры, как искусство, наука и действительность [49, 8].
Объективный процесс сближения, продуктивного взаимодействия науки и искусства, познавательной и художественной деятельности создаёт предпосылки для более глубокого постижения красоты. Возникает необходимость активизации формирования эстетической культуры личности в целостном образовательном пространстве. «Эта задача, - писал А.Н. Леонтьев, - хотя и неотделима от задачи собственно обучения, образования, то есть от задачи формирования собственно знаний, умений, навыков, но прямо совпадает с ней. Она требует особого внимания, особого подхода и внесения изменений в педагогические методы» [106, 76]. Анализ зарубежного опыта художественно-эстетического воспитания школьников выявил аналогичную тенденцию -преодоление разрыва между «интеллектуальной» и «эмоциональной» составляющими в педагогике, стремление к творческому использованию техники и искусства как составных компонентов культуры для воспитания целостной личности.
Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра. Л.С. Выготский назвал её «первичной драматической формой», из которой выросли различные формы собственно художественной деятельности [42, 7]. Приход ребёнка в школу обусловливает радикальное изменение его духовной активности, так как появляется новый ведущий вид деятельности - учение, или познавательная деятельность. Это требует от учителей умения переносить «действие эстетических стимулов с игровой деятельности на деятельность учебную» [207, 82]. Речь идёт о необходимости органичного включения во всю систему педагогических действий в начальной школе эстетического начала, активизации эстетического фактора воспитания. «Очень важно, — писал, опираясь на свой опыт, В.А. Сухомлинский, - чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребёнком классной дверью» [180, 95].
В этой связи представляют интерес диссертационные исследования, которые доказывают необходимость включения эстетического аспекта в целенаправленную педагогическую деятельность учителей начальных классов, безотносительно к тому, чему они учат. Каждая область знаний и каждая сфера практических умений обладает собственным эстетическим потенциалом. В изученных научных работах средствами формирования эстетической культуры в образовательном процессе называются художественное конструирование, художественно-творческая деятельность с куклами, решение математических задач, музыкальное искусство и так далее [120; 143; 191; 21].
В современных источниках по педагогике и психологии младших школьников отмечается недостаточный воспитательный потенциал учебных программ в плане развития духовной сферы учащихся и большие перспективы, которые открывает в этом отношении обучение иностранным языкам. Анализ педагогической литературы показывает, что при обучении иностранному языку практическая цель, то есть приобретение определённых речевых навыков и умений, всегда выдвигалась в качестве ведущей.
Нам представляется, что на ранней ступени обучения иностранный язык (английский) призван решить ещё одну важную задачу, чем только приобретение определённых навыков и умений. «Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребёнок развивается, воспитывается, познаёт мир и себя, то есть овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать процесс иноязычного образования» [183, 6].
Перспективность раннего обучения иностранным языкам, в частности английскому, в плане гуманитарного развития младшего школьника и приобщения его к общекультурным ценностям не подвергается сомнению. Л.С. Выготский, подчёркивая роль обучения иностранным языкам в воспитательном процессе, полагал: «Педагогическое воздействие, направляющая роль воспитания нигде не приобретают такого решающего значения для всей судьбы детской речи и детского интеллектуального развития, как в случае двуязычия детского населения» [183, 5].
В статье «К вопросу о многоязычии в детском возрасте» Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи и, следовательно, должно обнаружить в той или иной форме или степени связь с двуязычием или одноязычием в его речевом развитии» [45, 336]. Проблема взаимосвязи языка, культуры и личности обсуждается современными философами, языковедами, психологами и педагогами (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А.А. Леонтьев и другие). В частности, А.А. Леонтьев утверждал, что «преподавать язык - значит, в конечном счёте, преподавать культуру» [104, 43].
Эстетическому рассмотрению самого языка уделяли внимание многие учёные. Бенедетто Кроче в работе «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», говоря об «индивидуальной неповторимости языка», отождествлял лингвистику с эстетикой, выделяя таким образом эстетическую функцию языка. Учёный считал, что «язык есть неустанное творчество» и «каждый находит в языке момент индивидуального наслаждения, эстетического любования если не формой, то внутренним содержанием» [90, 155].
А.А. Потебня выдвинул положение, что язык является прообразом всякой творческой деятельности, а искусство родственно слову [145, 17]. Целью как языка, так и искусства является построение новых, субъективных образов. Это происходит в сознании и создающего, и воспринимающего произведение искусства или языковую фразу.
Язык и искусство тесно связаны между собой тем, что несут определённую информацию. И язык, и искусство представляют собой своеобразные системы, функционирование которых порождает необходимые для человека и общества специфические ценности, выполняют коммуникативные, познавательные, нравственные и эстетические функции.
Не только внешняя форма, но и внутренняя сущность слова определяет его эстетическое значение и несёт в себе определённый эстетический заряд. С проникновением в значение понятий и образов, выраженных словами данного языка, посредством их изучения человек получает новые эстетические впечатления, заложенные в природе каждого языка. Чувственно-выразительная форма языка как материализация мысли может вызвать эстетические переживания при передаче любой информации. Например, чувства, порождённые благозвучной английской речью, сродни чувствам, переживаемым при слушании музыки.
Эстетическое в языке особенно наглядно проявляется при передаче эмоционального состояния. Слово, сказанное или написанное в определённом контексте, произнесённое с определённой интонацией, может выражать восхищение, радость, интерес, удивление, гнев и так далее.
Специфические особенности младшего школьного возраста и эстетическая сущность самого языка требуют организации обучения не только на рациональном, но и на эмоциональном уровнях. В соответствии с этой задачей, как утверждают многие педагоги, «необходимо прививать учащимся любовь к красоте природы, развивать у них способность понимать человеческие отношения сквозь поэзию и красоту слов, умение её оценить» [129, 21]. В частности, в этом плане весьма эффективным, на наш взгляд, является организация на уроках английского языка изобразительной деятельности, игр, исполнение песен и стихов на иностранном языке.
Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что у большинства младших школьников недостаточно развиты качества, позволяющие полноценно воспринимать прекрасное и привносить красоту в окружающую жизнь. Положения современной психологии и педагогики, раскрывающие важность проблемы формирования эстетической культуры в младшем школьном возрасте, показали необходимость разработки методики обучения английскому языку детей указанной возрастной группы, где особое внимание уделялось бы развитию основных компонентов эстетической культуры личности применительно к младшему школьнику (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности и эстетической деятельности).
Мотивационной стороной эстетической культуры является эстетическая потребность, которая рассматривается и как органический результат развития тех качеств личности младшего школьника, которые составляют его эстетическую культуру, и как самостоятельное качество, напрямую стимулирующее дальнейшее развитие эстетической способности, знаменующее «победную точку» в этом сложном процессе.
Для осуществления эффективного, целенаправленного процесса формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста важно определить его приоритетные направления. В котексте данного исследования ими являются: формирование эмоционально-чувственной сферы, необходимой для эстетического восприятия и оценивания окружающей действительности, и развитие творческих способностей, влияющих на протекание эстетической деятельности. Основные принципы формирования эстетико-ориентированного восприятия младших школьников по нашей программе следующие:
1) обретение младшим школьником новых знаний об окружающей действительности должно быть не процессом простого запоминания, а следствием самостоятельного или направляемого педагогом чувственного общения ребёнка с окружающей жизнью, включая искусство и природу;
2) педагогической задачей является обогащение за счёт игровых приёмов эмоционального опыта ребёнка, то есть специальное, педагогически организованное накопление запаса чувственных впечатлений;
3) необходимыми компонентами предлагаемых заданий и игр выступают звуки, цвета и движения;
4) обязательным условием «эстетических игр» на уроках английского языка является получение преподавателем и учащимися подлинного удовольствия, стимулирующего дальнейшее развитие эстетической потребности последних.
В процессе выбора и применения методических средств формирования эстетической культуры младших школьников при обучении английскому языку делался акцент на интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной). Предлагаемая система заданий служит ориентиром для преподавателя английского языка, на основе которого он может разработать собственный материал.
Для проверки эффективности разработанной методики в 2003-2004 гг. на базе МОУ школы №16 проводился формирующий эксперимент, цель которого состояла в проверке эффективности разработанных средств с точки зрения формирования основных компонентов эстетической культуры личности младшего школьника.
В эксперименте приняли участие 44 школьника, из них 20 человек обучались в экспериментальной группе и 24 - в контрольной. Все участники эксперимента являются учащимися вторых классов. В экспериментальной группе английский язык изучался по специальной программе с использованием разработанных средств. В рамках разработанной методики в соответствии с выполняемым младшими школьниками видом деятельности были выделены следующие блоки дидактических средств.
1. Англоязычные тексты (стихотворения) для выразительного чтения и инсценирования.
2. Комплекс игр и заданий, основанных на изобразительном творчестве младших школьников.
3. Игры-драматизации как наиболее перспективное средство активизации учебно-познавательной и эстетической деятельности младших школьников.
Опыт преподавания иностранного языка, как личный, так и отражённый в методической литературе, позволяет сформулировать некоторые рекомендации, касающиеся использования поэтических произведений. Репертуар стихотворений должен быть достаточно разнообразным, включать и лирические, и шуточные тексты. При отборе стихотворений необходимо учитывать не только их небольшой объем, содержание, но и соответствие возрастным интересам учащихся. Материал должен обеспечивать максимум переживаний и впечатлений.
В опытно-экспериментальной работе мы использовали стихотворения из раздела Poems for Reading («стихотворения для чтения», которые вынесены в Приложение 3) с целью вызвать у детей переживание по поводу события, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, формируя устойчивый интерес и любовь к художественному слову. Эстетический эффект от прочитанного усиливается при выразительном чтении преподавателя и самих школьников. Примером служит детское стихотворение «Three Little Kittens» («Три маленьких котёнка»). Three little kittens They lost their mittens, And they began to cry, Oh, mother dear, We greatly fear Our mittens we have lost. Lost your mittens, You naughty kittens! Then you shall have no pie. Three Hittle kittens They have found their mittens, And they began to cry, Oh, mother dear! See here! Our mittens we have found! Found your mittens, You clever kittens, Then you shall have some pie. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими. Было отмечено, что эмоциональный опыт младших школьников обеспечивается прежде всего посредством их включения в деятельность, в данном случае - театральную. Учитель должен использовать возможности театра, организовать сценки по знакомым стихотворениям.
Очень удобными для инсценирования являются короткие англоязычные тексты из раздела «Poems for Playing» («стихотворения для инсценирования», Приложение 3), которые мы использовали в качестве паузы в середине урока. Например: Little Frogs (Маленькие лягушки) Little Frogs. Little Frogs. Walk. Walk. Walk. Little Frogs. Little Frogs. Stop. Stop. Stop. Little Frogs. Little Frogs. Hop. Hop. Hop.