Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Мясцова Валентина Ивановна

Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников
<
Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мясцова Валентина Ивановна. Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Елец, 2002 271 c. РГБ ОД, 61:03-13/1261-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12

1.1. Феномен эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников 12

1.2. Влияние социально-культурной среды на эстетическое восприятие реальных объектов у младших школьников 34

1.3. Уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников 54

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 86

2.1. Осуществление связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника 88

2.2. Организация процесса осмысления младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов 124

2.3. Интерпретация выразительных средств реальных объектов в творческой деятельности учащихся начальных классов 159

Заключение 181

Список литературы 188

Приложения

Введение к работе

Современная система образования ориентирована на подготовку школьников, способных к самообразованию, духовному совершенствованию, обладающих высокой культурой мышления и ответственностью.

Педагог призван открывать перед учащимися мир прекрасного, развивать в них остроту эстетического видения реальных объектов, вырабатывать умение верно оценивать и отбирать эстетические явления. В этой связи важное значение приобретает формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников. Эстетическое восприятие формируется не спонтанно, оно является в конечном итоге результатом длительных и напряжённых усилий педагога и учащегося. Постижение эстетических явлений требует от младших школьников высшей активности чувств, мыслей, воображения. В этом процессе велико влияние социально-культурной среды. Его недооценка отрицательно сказывается не только на эстетическом, но и нравственном развитии личности. Эстетическое восприятие реальных объектов социально-культурной среды порождает эмоционально-личностное отношение к природе, культурным и историческим памятникам, народным традициям и обрядам, воспитывает чувство гордости за малую родину и позволяет осознать духовное богатство мира.

В философско-методологическом аспекте эстетическое восприятие рассматривается в работах А.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, Г.Ф. Гегеля, А.Ф. Лосева, М.С. Кагана, Б.С. Мейлаха, В.А. Разумного, Е.Г. Яковлева и др.

Исследования Е.И. Игнатьева, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, П.В. Копнина, А.Н. Коршунова акцентируют внимание на различных философских аспектах отражения действительности в чувственном образе.

Психологический механизм возникновения восприятия и его значение в умственном, эмоциональном развитии школьников раскрывается в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.М. Якобсона.

Различные аспекты этой проблемы отражены в трудах зарубежных философов и психологов: Р. Арнхейма, Г. Айзенка, У. Бронфенбреннера, Д. Гибсона, Д. Гилфорда, Ж. Пиаже, X. Эренфельса и др.

Проблема формирования восприятия в педагогике многоаспектна, основой её изучения являются: систематизация чувственного образа и рефлексия воспринятого (СП. Баранов, Л.И. Бурова, Т.М. Давыденко, А.Ж. Овчинникова, Ю.С. Поршнева и др.); исследование художественного мышления школьников (Г.В. Лабунская, А.П. Сидельковский, И.Ф. Смольянинов, Е.М. Торшилова, О.С. Чернова, Г.П. Шевченко и др.); изучение особенностей нравственно-эстетического и художественного воспитания в процессе учебной и внеклассной работы (Д.Б. Кабалевский, Н.М. Конышева, Б.Т. Лихачёв, В.М. Неменский, В.К. Рвачёва, Т.Д. Суслова, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.).

Психолого-педагогический анализ проблемы дал представление о развитии эстетического восприятия природы, музыки, изобразительного искусства и литературы (О.А. Апраксина, Г.Б. Вершинина, А.А. Люблинская и др.). На его основе удалось выделить основные направления исследования эстетического влияния среды на формирование личности, ими являются исследования: культурно-исторического прошлого края (Е.П. Белозерцев, В.Ф. Горбенко, В.П. Горлов, А. Воскресенский, СВ. Краснова, Г.П. Климова, В.П. Кузовлев, А.В. Новосельцев, Н.А. Ридингер, СА. Сионова и др.); воздействия среды на эстетическое восприятие детей (Е.И. Коротеева, И.В. Кошмина, А.Ф. Лобова, Л.П. Печко, Г.С. Тараскина и др.); формирования эстетических потребностей (И.Ф. Гончаров, Н.Б. Крылова); творческой активности субъекта (В.П. Зинчен-ко, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Терентьева, А.Б. Щербо); развития эстетических способностей (Т.Н. Кудина, B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова). В работах этих учёных идёт поиск методов и форм повышения качества усвоения школьниками знаний об эстетическом, умений воспринимать и ценить красоту мира.

Таким образом, психолого-педагогическая литература располагает большим материалом по исследованию эстетического восприятия. Однако ряд важных вопросов этой проблемы мало разработан. В частности, не нашёл должного освещения вопрос формирования эстетического восприятия реальных объек тов у младших школьников, не раскрыты в должной мере особенности влияния социально-культурной среды на эстетическое развитие личности.

Неразработанность этих аспектов проблемы не позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности эстетического восприятия, которое характеризует взаимосвязь в познании эстетических свойств объективного и субъективного, реального и воображаемого, конкретного и абстрактного.

Такое положение порождает ряд противоречий между:

- возможностями эстетического восприятия реальных объектов и использованием их в учебно-воспитательном процессе начальной школы;

- необходимостью формирования эстетического восприятия реальных объектов и отсутствием научно-методических разработок по использованию материала социально-культурной среды в эстетическом развитии личности.

С учётом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и технология реализации теоретической модели формирования эстетического восприятия реальных" объектов у младших школьников?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - эстетическое развитие младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- обосновать и апробировать на практике теоретическую модель формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

- раскрыть влияние социально-культурной среды на эстетическое восприятие реальных объектов у младших школьников;

- определить показатели и уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у детей младшего школьного возраста;

- разработать педагогические условия и технологию их реализации в процессе формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

Гипотеза исследования: эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников повысится, если:

- будут реализованы следующие педагогические условия: осуществление связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника, организация процесса осмысления младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов, интерпретация выразительных средств реальных объектов в творческой деятельности учащихся начальных классов;

- будет разработана технология, направленная на эстетическое восприятие реальных объектов у младших школьников;

Общую методологию исследования составляет синтез гносеологического, аксиологического, онтологического и культурологического подходов к эстетическому развитию личности; концептуальные положения об эстетическом и художественно-образном отражении действительности в сознании человека.

Теоретическую основу исследования составляют положения:

- рассматривающие человека как высшую ценность и самоцель общественного развития (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Г.Ф. Гегель, И. Кант, А.Ф. Лосев, Н.К. Рерих, П.А. Флоренский, Н.Г. Чернышевский и др.);

- раскрывающие проблему эстетического восприятия как интегративного свойства личности (М.С. Каган, Н.И. Крюковский, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев);

- об активности субъекта и ведущей роли творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.А. Соловьёва, Л.З. Цветанова -Чурукова, П.М. Якобсон и др.);

- о творческом развитии личности на материале среды (А.Г. Асмолов, Б.П. Белозерцев, В.П. Кузовлев, Б.Т. Лихачёв, А.Ф. Лобова, Л.П. Печко и др.);

- о сущности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников в различных видах деятельности (СП. Баранов, Л.И. Бурова, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова, Ю.С. Поршнева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга:

- библиографический (изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, дидактической, методической и краеведческой литературы);

- методы теоретического анализа (моделирование, сравнительно-сопоставительный);

- диагностические (наблюдение, беседа, интервьюирование, опрос, анкетирование);

экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);

- анализ результатов творческой деятельности младших школьников;

методы статистической обработки данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Базой исследования явились начальные классы средних общеобразовательных школ №№3,8,11,21,97 г. Ельца Липецкой области и № 36 г. Липецка. Исследование проходило с 1994 по 2002 год. В опытно-экспериментальной работе участвовало 236 учеников.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап (1994-1996 гг.) - поисково-теоретический , посвящен анализу философской, эстетической, психолого-педагогической, дидактической, методической и краеведческой литературы, разработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике школы, составлению плана экспериментальной работы.

Второй этап (1996-1999 гг.) - опытно-экспериментальный: разработаны теоретические положения исследования, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап (1999-2002 гг.) — обобщающе-аналитический: проведён качественный и количественный анализ полученных результатов, сформулированы основные выводы, осуществлено оформление диссертации.

Степень новизны исследования состоит в том, что:

- разработана научная идея, обогащающая концепцию формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников; дано ав торское определение понятия эстетического восприятия реальных объектов, расширен его объём;

- определена роль социально-культурной среды в формировании эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, выявлена специфика эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, раскрыто содержание этого процесса;

- разработана и экспериментально реализована теоретическая модель формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

- определена система основных показателей и уровней сформированно- сти эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

- разработана учебная программа по формированию эстетического восприятия реальных объектов, способствующая эффективному эстетическому развитию детей младшего школьного возраста.

Объективность, достоверность исследования обеспечивается многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; выбором системы взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования; доказательностью качественных характеристик количественными оценками, полученных в процессе статистической обработки данных.

Теоретическая значимость работы состоит:

- в углублении научной идеи об эстетическом восприятии реальных объектов у младших школьников;

- в выявлении этапов, педагогических условий и технологии их реализации, обеспечивающих эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

- в систематизации явлений окружающего мира, которые составляют основу формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении:

- диагностической методики изучения сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

- технологии формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

- авторских программ курсов по выбору: «Использование краеведческого материала в формировании эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников» и «Педагогическое краеведение».

Результаты исследования могут быть использованы в практике общеобразовательной школы и в процессе подготовки учителей начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях: методических рекомендациях, научных статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве и Ельце. Основные результаты исследования апробировались на международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России» (Москва, 2001г.), региональной научной межвузовской конференции молодых учёных (Липецк, 1993 -1994гг.), межвузовской научной конференции «Ненасилие как условие развития творческой личности» (Елец, 1997г.), научно-практической конференции преподавателей и студентов ЕГПИ по итогам НИР за 1997г., заседаниях кафедры ПНО ЕГУ им. И.А. Бунина в 2000 и 2002гг., научно-практической конференции педагогических работников (Елец, МОУ СОШ № 22, 2002г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось путём их непосредственного использования в процессе обучения студентов факультета ПиМНО (курс по выбору «Использование краеведческого материала в формировании эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников», педагогическая практика, курсовые и выпускные работы), музыкально-педагоги-ческого факультета (НЛП «МХК») и учеников педагогического класса МОУ СОШ № 22 («Педагогическое краеведение»).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическая модель формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, включающая в себя взаимосвязанные модели:

а) структурную модель эстетического восприятия реальных объектов, представляющую собой мыслительную конструкцию идеальных образов реального процесса и состоящую из чувственно-образного, эмоционального, творческого, абстрактно-логического и ценностно-ориентированного компонентов;

б) аналитическую модель эстетического восприятия реальных объектов, определяющую систему качественных оценок его сформированности у младших школьников, диагностику и прогнозирование развития эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников;

в) технологическую модель формирования эстетического восприятия реальных объектов, раскрывающую основные этапы, педагогические условия и технологию их реализации, обеспечивающие эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

2. Уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников (фрагментарный, утилитарно-рационалистический, эмоциональный, целостный). Показатели сформированности эстетического восприятия реальных объектов: полнота выразительных средств реальных объектов, адекватность, эмоциональность, ассоциативность, глубина и субъективность.

3. Система педагогических условий: осуществление связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника, организация процесса осмысления младшими школьниками эстетических свойств реальных объектов, интерпретация выразительных средств реальных объектов в творческой деятельности учащихся началы1ых классов, обеспечивающих эффективность формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

4. Технология реализации педагогических условий формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, представляющая собой последовательность целевого, содержательного, процессуального, аналитико-результативного блоков, этапов и направлений, позволившая разработать специальную программу курса уроков и внеклассных воспитательных мероприятий, обеспечивающих повышение качества учебно- воспитательного процесса.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (236 источников), приложений.

Феномен эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников

В философской и психолого-педагогической литературе понятие «эстетическое восприятие» трактуется неоднозначно. Оно рассматривается: как особая форма психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества человека становится достоянием отдельной личности и оказывает на неё специфическое воздействие (В. Бум, Э. Вильяме, Л.С. Выготский, О.С. Чернова, П.Я. Якобсон); как протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом природы, социальной жизни, произведений искусства, имеющих эстетическую ценность (А.Ф. Ефремов, М.С. Каган, И.Ф. Овсянников); как особая способность человека ощущать красоту окружающих предметов (их форму, цвет, ритм, пропорции, звук и т.д.), различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое; возвышенное и низменное, пребывая при этом в состоянии удовольствия или неудовольствия (И.А. Зязюн, Г.А. Кудина); как художественное творчество «вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием» [226, с.49]; как специфические проявления человеческой активности, непосредственно возникающей в общественном производстве и постоянно с ним связанной (В.Н. Само-хин) [171, с.72]; как форма чувственного отражения объективной реальности, которое «возникает в силу прямого воздействия объекта и тесно связано с конкретной ситуацией... При этом в образах восприятия поток информации извне преобладает над потоком информации изнутри» (Н.И. Крюковский) [90, с.7].

В научно-теоретической концепции, разработанной в Институте художественного образования, эстетической восприятие определяется как способность человека вычленять в действительности процессы, свойства, качества, порождающие эстетические переживания [227]. Интересным и для нас представляются выводы О.Н. Органовой, которая полагает, что эстетическое восприятие - процесс взаимодействия эстетического объекта с субъектом, в результате которого осуществляется удовлетворение эстетических потребностей последнего [129, с.215]. Е.Г. Яковлев эстетическое восприятие определяет «как объективно-ассоциативное, т.е. как восприятие, содержащее объективную информацию об эстетических сторонах объекта и вместе с тем характеризующее субъекта как активную, творческую натуру, в которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности [231, с.343]. По его мнению, восприятие становится эстетическим только в том случае, если «оно несёт в себе «положительный заряд», если оно даёт человеку знание о подлинно прогрессивной тенденции человеческого бытия, о подлинной красоте и гуманизме [там же, с.345-346].

Таким образом, в эстетической и педагогической литературе нет чёткого определения понятия эстетического восприятия. Нет необходимости характеризовать каждое из приведённых определений. Они то сужают, то чрезмерно расширяют смысловые границы данного понятия.

Исследование проблемы эстетического восприятия реальных объектов включает в себя несколько направлений.

Ещё Платон считал, что чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определённые образцы - идеи. С тех пор эстетическое восприятие связывают с постижением Истины, Красоты и Добра.

Впервые проблему восприятия искусства теоретически осмыслил Аристотель в его учении о катарсисе (очищении души с помощью аффектов сострадания и страха) [72]. Именно через эту категорию он анализирует эстетическое воздействие искусства, которое через сострадание и страх (в основном трагедии) осуществляет социальные задачи объединения граждан вокруг общественных целей античного полиса. У Аристотеля катарсис, осуществляемый высокой трагедией, есть процесс очищения человека от дурных эмоций, от аффектов путём воздействия на самые социально развитые эмоции: сострадание и страх [там же]. Для Аристотеля чувственное познание - истинное. Этой же точки зрения придерживались Эпикур, Эмпедокл, позднее Ф. Аквинский, В. Теле-зио [72, с.169 - 170], [233, с.И], [99, с.9].

Глубокое обоснование восприятия в эстетическом познании дал Гегель, который считал, что воспринимающий субъект должен быть определённым образом направлен на восприятие того внутреннего сияния, которое излучают эстетические объекты [72].

Гёте выделял три типа восприятия: наслаждение без рассуждений, суждения без наслаждения, наслаждение и суждение [72].

В зависимости от того, какой из компонентов является доминирующим в педагогике, намечается несколько концепций формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

Концепции Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, П.Е. Георгиевского, Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, П.А Флоренского, Ф. Шиллера, СМ. Эйзенштейна основываются на принципе бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

Г.С. Альтшуллер, A.M. Страунинг, Н.А. Терехова в формировании эстетического восприятия у младших школьников опираются на развитие воображения и упражнения в творческой деятельности на уроках музыки и изобразительного искусства. Они использовали задания с применением триза.

Уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников

Проблема формирования эстетического восприятия реальных объектов ставит перед необходимостью выявления уровней сформированности эстетического восприятия реальных объектов, которыми обладают младшие школьники до обучения.

Систематизация чувственных образов в процессе формирования эстетического восприятия с позиций синтеза гносеологического, аксиологического, онтологического и культурологического подходов происходит с разным отражением действительности. Определение характера отражения чувственных образов в эстетическом восприятии младших школьников осуществляется в ходе констатирующего эксперимента в разработанной аналитической модели (схема 4), включающей в себя систему качественных оценок (показателей) уровней сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников, их диагностику и прогнозирование развития эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

Экспериментальная работа была организована на базе МОУ СОШ №№ 3, 8, 21, МОУ школ-гимназий 11 и 97 г. Ельца Липецкой области и МОУ СОШ № 36 г. Липецка. В эксперименте участвовало 236 учащихся 2(1-3) и 3(1-4) классов, 120 человек в экспериментальной группе и 116 человек в контрольной группе. Для удобства в сравнении смысловых единиц, расчёт производился на 115 человек в ЭГ и КГ. Эксперимент осуществлялся на уроках чтения, внеклассного чтения, природоведения, введения в историю, музыки, художественного труда, изобразительного искусства, а также во внеклассной воспитательной работе.

В ходе проведения эксперимента решались следующие задачи:

1. Изучить особенности субъективного восприятия младшими школьниками реальных объектов: природные объекты (живая и неживая природа, явления природы), продукты деятельности (технические объекты, вещи), продукты художественно-эстетической деятельности (искусство), духовный мир человека и совокупность их объективных признаков.

2. Исследовать применение младшими школьниками вещественно знаковых (искусство, продукты производства), речевых (письменных, устных) и паралингвистических (жест, мимика, интонация) средств выразительности при эстетическом восприятии реальных объектов, способствующих определению смысла и значения образа.

3. Определить показатели и уровни сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

4. Наметить условия эффективного формирования эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников.

В работе над диссертационным исследованием мы опирались на комплекс показателей, разработанных ведущими отечественными специалистами в области эстетического воспитания личности (А.В. Бакушинский, СП. Баранов, Е.И. Губанова, Т.М. Давыденко, Б.И. Ивасив, Б.Т. Лихачёв, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, Ю.С. Поршнева, В.А. Сухомлинский, Б.П. Юсов и др.).

Согласно требованиям, которые предъявляет к показателям Т.М. Давыденко [50], они должны быть:

1) однозначными - однозначно пониматься и толковаться в рамках настоящего исследования;

2) адекватными - соответствовать тому явлению (процессу), для характеристики которого они предназначены;

3) обоснованными — давать возможность отделять достаточный уровень от недостаточного;

4) прогностичными - обладать способностью определять относительную устойчивость каждого уровня;

5) надёжными - расхождения во время повторной оценки не должны быть существенными.

Показателями уровней сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников является качественная характеристика существенных признаков эстетического восприятия. Как показали исследования, необходимыми и достаточными показателями сформированности эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников будут те, которые смогут отразить 3 сферы возрастного развития младшего школьника: чувственно-эмоциональную, интеллектуальную и операционально-деятельностную.

Показателями чувственно-эмоциональной сферы являются: полнота выразительных средств реальных объектов, эмоциональность; интеллектуалъной: глубина, адекватность; операционалъно-деятелъностной: ассоциативность, оригинальность, субъективность (Схема 1), (Приложение 1).

Полнота выразительных средств реальных объектов — это количество выразительных реальных объектов, выделенных признаков, свойств и связей в эстетическом восприятии младших школьников. Выразительность - это хорошо выраженный объект восприятия, яркий по своим свойствам и внешнему виду [128, с. 121], совокупность средств и образов, несущих смысловую нагрузку. Она может быть речевой и изобразительной. Л.П. Печко считает, что «понятие эстетической выразительности включает как объективные эстетические свойства предметов и явлений, так и субъективную эмоционально-чувственную и оценочную реакцию ребёнка» [139, с36].

Осуществление связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника

Реализация первого педагогического условия происходит на основе использования различных заданий репродуктивного и творческого характера, позволяющих младшему школьнику самоопределиться в эстетическом восприятии данного объекта. Оно связано с начальным этапом экспериментальной работы. При этом наблюдается субъект - субъектное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, где объекты воспринимаются им как живые существа, которые сочувствуют, сопереживают, сострадают.

Для детей 8-9 лет характерна радость восприятия, наглядно-образная память, богатство воображения и сопереживания, что открывает огромные возможности для формирования у них эстетического восприятия. Поэтому возникает необходимость в изучении связи объекта наблюдения с личным опытом младшего школьника.

Логика реализации первого педагогического условия связана с целью, содержанием, задачами, методами и формами определённого этапа формирования эстетического восприятия у младших школьников.

Целью этого условия является: осуществление связи объекта наблюдения с личным опытом ученика.

Основные задачи:

1. Выявить многообразие выразительных средств реальных объектов в эстетическом восприятии младших школьников в зависимости от физических, пространственных, временных, гравитационных, интуитивных, тактильных ощущений в реальных условиях их бытия.

2. Формировать умение наблюдать реальные объекты и выделять их выразительные детали и свойства.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на выразительный реальный объект.

Технология формирования эстетического восприятия при реализации первого педагогического условия осуществляется в трёх направлениях:

1. Восприятие выразительности реальных объектов в зависимости от анализа ощущений и личного опыта ученика.

2. Выделение многообразия реальных объектов, их эмоционального воздействия в процессе наблюдения.

3. Характеристика реальных объектов в процессе временных изменений.

Рассмотрим подробнее эти направления в опытно-экспериментальной работе.

При реализации первого направления применяются различные уроки и внеклассные воспитательные мероприятия, основанные на использовании различных типов педагогических задач, ситуаций и приёмов. В ходе исследования осуществляется целенаправленное формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников с опорой на ведущие показатели созданной аналитической модели эстетического восприятия (полнота выразительных средств реальных объектов, адекватность, оригинальность, ассоциативность, субъективность).

Методы и приёмы, используемые в этом направлении следующие: наблюдение, демонстрация, экскурсия, описание реальных объектов, беседа, рисование по памяти и по представлению, сочинение загадок, считалок, стихов, отгадывание загадок, творческие игры, выразительное чтение, сообщение новых знаний, изготовление поделок из природного материала.

Первое направление связано с восприятием ребёнком реальных объектов в реальных условиях их бытия. Наиболее успешно оно может быть реализовано на экскурсии, так как активное включение мыслительной деятельности в процессе восприятия многообразия выразительных объектов в зависимости от физических, пространственных, временных, гравитационных, интуитивных, тактильных ощущений приводит к богатейшему запасу впечатлений. «Когда ребёнок представляет реальный предмет, а не его изображение, - пишет СП. Баранов, - получается более высокое качество отражения действительности, а следовательно, будет выше и активность познания» [11, с.54].

Поскольку эстетическое восприятие реальных объектов предполагает связь объекта наблюдения с личным опытом ученика, экскурсии в природу (времена года), краеведческий музей в экспериментальных классах организовываются так, чтобы эстетическое восприятие реальных объектов способствовало:

а) целенаправленному восприятию многообразия выразительных объектов;

б) умению наблюдать реальные объекты в реальных условиях их бытия;

в) развитию эмоциональной отзывчивости на выразительный реальный объект.

В основе экскурсионного метода лежит зрительное восприятие, живое созерцание музейного объекта, непосредственное его наблюдение. Существующий в музейном обиходе афоризм «смотреть — не значит видеть» напоминает об одной из коренных задач экскурсионного метода - научить «видеть», т.е. рассматривая экспозицию в целом и отдельные её элементы, выявить их существенные черты, получить заложенную в них информацию. Подлинность и достоверность рассматриваемых предметов предопределяет эмоциональность восприятия, возникновение чувства сопереживания, приобщения к отражённым в экспозиции событиям и явлениям [183, с.73]. В контрольных классах эти свойства в определённой систематической последовательности не выделяются и сознательно не фиксируются, как существенно важные. Они рассматриваются лишь как дополнение (вспомогательное средство) к изучению определённого материала.

Похожие диссертации на Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников