Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Никифорова Вера Николаевна

Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе
<
Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никифорова Вера Николаевна. Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 1999 242 c. РГБ ОД, 61:99-13/771-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и практические предпосылки формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе 16

1.1. Проблема формирования духовных потребностей личности в трактовке зарубежных и отечественных исследователей 16

1.2. Своеобразие формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе 56

1.3. Формирование духовных потребностей у воспитанников в опыте Симбирской чувашской школы И. Яковлева 77

1.4. Использование национальных традиций и других средств народной педагогики в формировании духовных потребностей у подростков 96

Глава 2. Пути и методы формирования духовных потребностей у подростков национальных школ 113

2.1. Состояние формирования духовных потребностей учащихся на практике в условиях современной национальной школы 113

2.2. Условия формирования духовных потребностей у подростков в процессе преподавания гуманитарных наук и во внеклассной работе 130

2.3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности научно-методических рекомендаций исследования 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 198

ЛИТЕРАТУРА 206

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы. Современная школа призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовных ценностей в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей, т.к. в новой идее образования открытие и освоение школьником окружающего мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, "выслушивание" своей природы и духовности; выращивание в себе новых сил, потребностей, способностей, ощущений, переживаний.

В новых социально-экономических, политических условиях "Закон Российской Федерации об образовании" (1992 г.) нацеливает учительство на формирование личности, интегрированной в современное ему общество и заботящейся о совершенствовании этого общества.

В настоящее время мы переживаем принципиально такую «историческую ситуацию, которая характеризуется... разрывами в общественной жизни: между политическими процессами и структурами власти, между формами культуры и экономическим укладом, между формальными организациями и неформальными движениями, между потребностями и перспективами развития. Сложившаяся система образования не способна сшить эти разрывы. Более того, образование хронически опаздывает, оказывается в роли догоняющего саму жизнь» (Виктор Слободчиков). Главная болевая точка - разрушенные связи > между поколениями: отчуждение и противостояние в семье, в школе, в местах общего жительства, отсутствие жизнеспособных общностей людей - неоформленные социальные, культурные, национальные, образовательные ценности и смыслы.

Трудности и сложности проблемы ощущаются на каждом шагу, особенно в условиях городской школы. Свои проблемы есть и у национальной городской школы. Они связаны и с отдельными недоразумениями в сфере межэтнических отношений, и с неоднозначным отношением учащихся и родителей к регионально-этническому компоненту учебного плана, и классово-сословным расслоением общества, и с безнаказанностью, вседозволенностью, ослаблением борьбы правоохранительных органов, хулиганством, уголовщиной, частично - и с бесправием педагогических коллективов и др., и с заметным ухудшением состава учительских кадров. Самой серьезной причиной роста бездуховности является общее снижение внимания школьных коллективов к воспитательной работе. За последние 3-5 лет в результате систематических наблюдений сложилось впечатление о недостаточно эффективном использовании, прежде всего преподавателями гуманитарных дисциплин (русского и чувашского языков, литературы, истории и культуры родного края), отведенного по расписанию времени и возможностей внеклассной работы с учащимися. Падает общественная активность учителей. Все меньше уже и того энтузиастского, подвижнического бескорыстия, что было раньше, и это совокупно не может не сказываться на духовно-нравственном воспитании и прежде всего на формировании духовных потребностей подростков.

Нельзя не сказать особо и об усилении негативного влияния некоторых семей на состояние духовности и нравственности. Ученики воочию видят и убеждаются в том, что лучше всех в жизни устраиваются люди бесчестные, дельцы, торгаши. Под влиянием незаконно разбогатевших родителей появляется у подростков цинизм, высокомерие к тем, кто честно трудится, учится, соблюдает требования школьного распорядка, выполняет нормы общественной морали; проявление таких чувств, как милосердие, бескорыстие, добропорядочность, любовь, порой понимается перевернуто. Все это оказывает прямое развращающее влияние не только на ближайшее окружение подростков, но имеет косвенное воздействие на отдаленный социум. Так, примеры бездуховности расходятся как бы по кругу, охватывая все новые и новые группы учащихся. В школах появляются не наблюдавшиеся ранее виды нарушений дисциплины, бездуховности: циничные оскорбления, доходящие порой до издевательств, жестокие избиения учащихся, вымогательства, рэкет, «дедовщина» и т. д.

Наши исследования проходили в сельских и городских школах Чувашской Республики. Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство подростков не всегда соизмеряют свои поступки с общественными ценностями. В системе потребностей учащихся среднего подросткового возраста преобладают материальные потребности, страсть к деньгам. Так, например, в исследуемых школах, в начале нашего эксперимента выявилось, что у 92,7% учащихся материальные потребности преобладают над духовными.

В национальных школах Вурнарского, Канашского, Марпосадского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского, Ядринского районов и гг. Но-вочебоксарска и Чебоксар республики такие качества, как бескорыстие, чуткость, сострадание, великодушие, непримиримость к злу, учащимися не названы как главные в системе нравственных ценностей. Задание «дать определение слову «духовность» вызвало у 72% опрошенных затруднения. Вопрос «Как вы понимаете духовные потребности?» у многих вызвал недоумение, часть учащихся ответ связали лишь с религией, с верой в Бога.

Формирование духовности, духовных потребностей - чрезвычайно актуальная социально-педагогическая проблема. Ее актуальность в определенной степени объясняется и тем, что до сих пор нет в науке общепризнанного определения слова «духовность», в последнем (четвертом) издании СЭС (под ред. A.M. Прохорова, 1990) среди 80 тыс. статей слово «духовность» даже не упоминается.

Слово «духовность» образовано от слова «дух». В Библии находим такое объяснение: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор.15-44). По-разному объясняют слово "дух" наши толковые словари. По В.И. Далю, например, духовно-бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. У СИ. Ожегова дух - психические способности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельности; начало, определяющее поведение, действия. В русско-чувашском словаре И.А. Андреева: " І.астан; 2.(моральное состояние) камал-туйам; не падать духом; 3. (содержание, отличительная особенность) астан...; 4. разг.(дыхание) сывлаш; З.миф.рел. чун, сывлаш.

Философское понятие духовность» многозначно. С «духовным», «духовностью» в человеке всегда связывали устремленность к «возвышенному», идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, «постоянный возврат человека к человеческому в себе, к тому, что есть человеческое долженствование» (Л.А. Степашко). Духовность трактуется и как способность создавать внутренний мир, мир идеальных сущностей - индивидуальных смыслов, способность, изначально присущая человеку как природному существу.

В определении педагогического смысла понятия «духовность» мы придерживаемся работ академика Г.Н. Волкова. Он в своих трудах предлагает вечные духовно-нравственные и педагогические ценности рассматривать как высшие общечеловеческие. К ним он относит любовь к детям - культ ребенка; любовь к матери, переходящую в культ, преданность семье и памяти предков- культ предков, трудолюбие, любовь к человеку, к Родине; искренность и открытость, честность; чувство справедливости и взаимной терпимости, благодарности и т.д. Усвоение духовных ценностей на основе постижения культуры других народов, других поколений обогащает не только отдельного человека, но и целые народы. Так, традиционный чувашский этикет представляет бесспорную ценность в плане воспитательного влияния на школьную молодежь. Многие его положения согласуются с современными нравственными нормами. Нужно отметить, крестьянский этикет, до сих пор бытующий среди старшего поколения всех национальностей, имеет положи- тельное значение и в регулировании межличностных отношений и даже в условиях города, где многие жители являются переселенцами из сельской местности.

Главным и основным показателем духовности человека чуваши считали "камал" (Т.Н. Петрова). Около ста значений имеет это слово и каждое связано с самочувствием человека, со свойством его личности, но главное значение его - доброта, добро, неспособность делать зло - ыра камал (Н.И. Ашмарин). В условиях национальной школы положительное значение имеют прогрессивные достижения народной педагогики и этики.

Исходя из темы исследования, определяем понятие «потребность».

Потребность выражает состояние мозга и организма. И.П. Павлов говорил о "неотступном думанье" о "ходе познания", "об интеллектуальной страсти", которые представляют выражение потребности в интеллектуальной деятельности. Потребность мобилизует и высшие процессы нервно-психической деятельности человека, его творческое воображение, в котором сознание не только отражает, но и творит действительный мир.

Духовная потребность, как отмечают психологи, является ведущим интегральным качеством личности и подразумевает определенный уровень сформированной духовной культуры человека, связанной с моралью, социально-этическими нормами поведения.

В этих рассуждениях, бесспорно, больше не лингводидактического или чисто лингвистического смысла, а педагогического. Приоритетность же педагогического смысла слов <<духовность», «потребность», «духовные потребности» в контексте духовно-нравственного воспитывающего обучения оправдывает себя вполне. Самое главное - помогает нам концентрировать внимание на одной из решающих проблем современной национальной школы.

Идея гуманистической отечественной системы воспитания вбирает в себя все положительное, что было выработано прогрессивной педагогикой (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев и др.), опирается на национальные и общечеловеческие ценности.

Проблема духовных потребностей глубоко разработана в философской литературе: содержательная сторона духовных потребностей как основы деятельности человека (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо); природа духовных потребностей, ее связь с эмоциями, интересами личности (К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо), общие принципы духовной деятельности (И. Кант). Проблема духовности в отечественной философско-науковедческой литературе долгое время развивалась в контексте религиозного (христианского) миросозерцания (Н.А. Бердяев, А.И. Ильин, В. Соловьев, В.В. Розанов, И.О. Лос-ский и др.).

Серьезное внимание уделяется проблеме духовных потребностей в отечественной и зарубежной психологической литературе : потребность как объективная нужда организма, как осознание этой нужды -С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев; характер духовных потребностей и их место в структуре личности - В.Н. Мясищев; их место в процессе нравственного развития личности - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович; связь духовных потребностей с восприятием, эмоциями, вниманием, мышлением - Л.С. Выготский, П.М. Якобсон; роль деятельности в формировании духовных потребностей - А.Н. Леонтьев, роль установки - Д.Н. Узнадзе; значение самооценки, умений в развитии потребностей - А.А. Бодалев.

Проблемы возникновения и развития духовных потребностей рассмотрены и в педагогической науке. Проблема возникновения и формирования духовных потребностей изучена К.Д. Ушинским, роль социального фактора в формировании духовных потребностей волновала А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, методы формирования духовных потребностей личности предложены В.А. Сухомлинским.

За последние годы известные педагоги В.И. Андреев, Л.С. Айзерман, Н.П. Болдырев, Г.Д. Гачев, С.А. Гуревич, В.В. Давыдов, B.C. Ильин, В.М. Коротов, Т.Н. Каплан, И.С. Марьенко, Н.Я. Мещерякова, Е.Ф. Харламов, А.В. Шемшурина, М.Е. Щуркова, Г.И. Щукина и другие внесли заметный вклад в разработку теории и методики формирования духовных потребностей учащихся.

Особый интерес для нашей работы представляли следующие перспективные направления: народная педагогика как научный национальный и общечеловеческий феномен (Г,Н. Волков, В.А. Иванов, В.Н. Иванов, И.В. Павлов, Т.Н. Петрова, Л.Ю. Сироткин); детская среда в народном воспитании (М.К. Енисеев, А.Н. Николаева, Я.И. Ханбиков); педагогическое наследие чувашского просветителя И.Я. Яковлева (Г.Н. Волков, Н.Г. Краснов, А.Е. Земляков); гуманистическая направленность народного воспитания (Е.В. Васильев, В.Г. Максимов, З.Г. Нигматов, К.А. Петров, Г.С. Сидоров); национальная культура, традиции и элементы национальной философии (З.С. Белова, Д.Е. Иванов, А.И. Петрухин, Э.З. Феизов); этнопсихологический аспект межличностных отношений (И.К Афанасьев, Л.П. Клементьев); дидактический аспект художественного воспитания (В.К. Кириллов, Н.Г. Счетчиков); народные эстетические идеалы в этнопедагогических классах (Г.А. Никитин, М.Г. Харитонов); народность физического воспитания (О.А. Маркиянов); этика и эстетика семейного воспитания (СМ. Иванов, Э.И. Сокольникова).

Современные исследователи чувашской истории, народного искусства (А.Г. Григорьев, В.Д. Димитриев, Н.Е. Егоров, М.И. Скворцов, А.К. Салмин, В.Г. Родионов, А,А. Трофимов) внесли значительный вклад в переосмысление художественно-эстетических ценностей, в определение места духовной культуры в воспитательном процессе в национальной школе.

Вместе с тем многие вопросы формирования духовных потребностей не нашли еще достаточно полного раскрытия; в частности, проблемы, связанные с подростковым возрастом, требуют дальнейшего изучения.

Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формирование духовных потребностей, индивидуального мироощущения, программы жизненного пути, определенная работа над собой, в результате чего возникает в человеке разум ("человек в человеке"). С этого момента у подростка начинает формироваться собственное отношение к социальным явлениям, обогащается содержательная сторона духовных потребностей как основа их деятельности. Более того, он может начать сам образовывать себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием. Формирование духовных потребностей подростка через вечные духовные ценности особенно актуально сегодня, когда на глазах меняется целый ряд социальных ориентиров.

Подросток живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Как показывает анализ опыта работы школ, нередко вопросы духовного воспитания подростков педагоги решают без учета национальных особенностей, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. Поэтому особую актуальность приобретает проблема воспитания единства духовного сознания и поведения подростка в национальной школе в условиях двуязычия, которая в научной литературе отражена слабо. Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между требованием общества к воспитанию единства гражданского сознания и поведения у подростков и уровнем наших знаний о педагогических условиях осуществления данного требования в современной национальной школе. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы настоящего исследования: «Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе (на примере деятельности школ Чувашии)».

Проблема исследования состоит в поиске научно обоснованного ответа на вопрос: каковы педагогические условия, методы и средства формирования духовных потребностей подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы? Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование духовных потребностей подростков в современной национальной школе будет наиболее успешным, если: а)оно осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в ходе приобщения их к национальным и общечеловеческим ценностям; б)в этом процессе целенаправленно используются разнообразные виды учебной и вне учебной деятельности (учение, труд, поисковая работа, игра), традиционная национальная культура, социально-этическое, художественно-эстетическое, экологическое просвещение; в) обеспечивается привлечение учащихся к различным видам, формам и методам творческой деятельности с их ориентацией на духовные ценности и переходящие из поколения в поколение ценности своего рода; г) используется в работе с подростками опыт чувашского народа, связанного с бережным отношением к духовным ценностям.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность педагогов в современной национальной (чувашской) школе по формированию духовных потребностей у подростков.

Предмет исследования: процесс формирования духовных потребностей подростков как основа их нравственного самосовершенствования.

Исходя из предмета, гипотезы и цели, ставились и решались следующие задачи исследования: - изучить состояние исследуемой проблемы в современной педагогической теории и практике, разработать критерии, позволяющие судить об уровне сформированности духовных потребностей у подростков; раскрыть возможности использования опыта Симбирской чувашской школы и национальных традиций в формировании духовных потребностей у подростков; выявить и обосновать оптимальные педагогические условия эффективного формирования в учебно-воспитательном процессе духовных потребностей у учащихся среднего звена в национальной школе; разработать и экспериментально проверить научно-методические рекомендации по формированию духовных потребностей на уроках литературы, истории культуры родного края и во внеклассной и внешкольной деятельности.

Методологической основой исследования явились : концепция целостной личности, рассматриваемая в философской и психолого-педагогической литературе; учение о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние особенностей быта, традиций и обычаев, всего духовного облика нации; положения о приоритете общечеловеческих ценносей в содержании формирования духовных потребностей, о ведущей роли общения и практической деятельности; концепция развития национальной школы Чувашской Республики; современные положения психолого-педагогической науки об образовании и воспитании.

Для решения поставленных задач исследования применялся комплекс психолого-педагогических методов: теоретический анализ научно-педагогической, психологической, философской литературы; изучение и анализ учебно-методической документации школ; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение; беседы с учителями и родителями; анкетирование; сопоставительный анализ данных экспериментальных и контрольных классов.

Экспериментальной базой исследования являлись: Сеспельская средняя школа Канашского района, средняя школа №16 г. Новочебоксарска, То-ликовская средняя школа Чебоксарского района, школы Цивильского района (№№1, 2) Чувашской Республики и др. В основу диссертации положен целостный педагогический опыт школ республики, а также личный опыт диссертанта в качестве учителя литературы, классного руководителя, заместителя директора по учебно - воспитательной работе в средней школе №16 г. Ново-чебоксарска и старшего преподавателя Чувашского республиканского института образования. Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап (1994-1996) был посвящен теоретическому осмыслению избранной темы, изучению массового практического опыта, выявлению типичных затруднений педагогов, возникающих в работе с подростками.

На втором этапе (1996-1998) проводилась опытно экспериментальная работа в названных школах по решению проблемы исследования. Это позволило уточнить и обогатить его гипотезу, обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей у подростков в национальной (чувашской) школе.

На заключительном этапе (1998-1999) проводился анализ, сопоставление и обобщение материалов опытной работы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем раскрыта сущность формирования духовных потребностей подростков в современной национальной (чувашской) школе в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и организации внеклассной и внешкольной деятельности; определены критерии, позволяющие судить об уровне сформированности духовности у учащихся 5-9 классов; показаны возможности использования народных традиций, опыта Симбирской чувашской школы по формированию духовных потребностей и определены эффективные пути приобщения учащихся к национальным и общечеловеческим ценностям; разработана методика педагогического руководства самовоспитанием подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем методические рекомендации могут быть использованы учителями, воспитателями, руководителями школ в совершенствовании педагогического процесса по формированию духовных потребностей у подростков в национальной школе, в подготовке студентов педвузов, в системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций работы обеспечиваются исходными методологическими позициями, структурно-логической схемой диссертационной работы, фактами реального опыта и экспериментальной работы автора исследования, непосредственного ее участия будучи учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе №16 г.Новочебоксарска, Сеспельской средней школе Канашского района, старшим преподавателем кафедры многоязычия и литературного образования Чувашского республиканского института образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений на педсоветах, методобъединениях учителей республики, на курсах повышения квалификации учителей и руководителей школ в Чувашском республиканском институте образования учителей; на Международных, Всесоюзных, Всероссийских, Межрегиональных, Республиканских научно-практических конференциях.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 23 работы, из них - 2 программы, 5 учебно-методических пособий, 18 : статьи в журналах и тезисы выступлений на научно-практических конференциях

База исследования. Школы №16 г. Новочебоксарска, №№1, 2 г. Ци-вильска, станции «Опытная» Цивильского района, Толиковская средняя школа Чебоксарского района, Сеспельская средняя школа Канашского района Чувашской Республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Определение гуманитарного образования в структуре и динамике формирования духовных потребностей в условиях взаимодействия (диалога) культур.

Конкретизация частных и общих дидактических требований к преподаванию гуманитарных дисциплин в связи с духовным обогащением личностных потребностей подростка.

Пути использования традиционной национальной культуры, обновленного содержания современных гуманитарных учебных дисциплин (литературы, истории культуры родного края), различных видов внеклассной и внешкольной деятельности в формировании духовных потребностей у подростков.

Проблема формирования духовных потребностей личности в трактовке зарубежных и отечественных исследователей

Приступая к исследованию, мы сочли необходимым для понимания сущности воспитания единства сознания и поведения личности сначала определить сущность и содержание понятий "духовность", "духовная потребность", "потребность". По логике следует: данный вопрос должен рассматриваться в плане историко-философско-педагогического анализа, т.к. от содержания, вкладываемого в эти понятия, существенно зависят пути решения теоретических и практических проблем, важных для организации процесса формирования и развития духовных потребностей у учащихся в современной (национальной) школе. В трудах великих мыслителей Востока и Запада и отечественных исследователей доказано, что духовные потребности не возникают стихийно, а формируются в сознании личности при помощи ряда целенаправленных воспитательных воздействий.

Логика анализа в данном параграфе настоятельно требует выявление состояния проблемы начать с трактовки духовности мыслителями Востока и Запада.

Трактовка духовности мыслителями Востока и Запада Духовность для античного мыслителя - это прежде всего жизнь по установленным (природой, обществом, "Учителем" и т.п.) нормам и правилам. Этим, в частности, объясняется менторский, наставительный тон учений античности о духовной сфере жизни индивида (117). "Сократовский тип" духовности основан на принципах познания, самопознания, изучения философии. Реализация же "истинных", "правильных" знаний ведет к добродетели ("добро" - "делать"). Бездуховность, безнравственность возникают, по мнению Сократа, оттого, что люди не знают, что есть добро и что есть зло. Именно незнание толкает человека в "животное" (и, следовательно, бездуховное) существование. Дух неотделим от знания, и задача состоит лишь в том, чтобы это знание человеку дать (Т.Н.Каплан).

Ученик Сократа Платон также пытается "оторвать" духовные состояния индивида от "чувственных наслаждений", "дабы выработать у себя привычку быть свободным человеком, и для того, чтобы "пользоваться незыблемым миром и философски созерцать природу - не для толпы и театральных зрелищ, но и во имя вящего процветания истины". И Платон ставит вопрос: «Что же может контролировать развитие духовности?», просит определить, "что следует и чего не следует делать" личности. Сам же отвечает - "разум" ("разумность"), который он образно назвал "глазом души". Соответственно, мерой духовности объявляется степень "разумности" личности (166).

Аристотелевский "разум" духовен. В отличие "от рассудка", который ко всему относится "внешним" образом, аристотелевский "разум" все "внешнее" делает своим "внутренним". Такой "разум", ставя перед человеком высшие цели, побуждает его активно действовать, реализовывать свой духовный потенциал. Действие, по Аристотелю, является одним из ведущих принципов духовного развития (166)- помимо знания, индивиду необходимо "постоянное упражнение характера". По мнению Аристотеля, духовные качества формируются в деятельности, приносящей, с одной стороны, пользу самому человеку, с другой, - всем людям.

Формально идеал духовности стоиков отличается от идеала эпикурейцев. Стоики прежде ориентированы на бесстрастность, моральную "выпрям-ленность", следование по пути "обязанности и долга". При всей специфичности учений философских школ стоиков и эпикурейцев, обе школы явились отражением попыток индивида "уйти" в свой собственный мир, отгородиться от неустойчивого внешнего мира, сохранив свой личный покой.

Пришедшее на смену античному философскому мышлению средневековое мышление является иным. Бог вбирает в себя всю природную и общественную активность, все творческие начала, всю духовность. При этом идеи равенства всех и каждого перед Богом, воздаяния за добродетельную, духовную жизнь несли с собой духовный заряд надежды и утешения. "Христианский тип" духовности впервые в истории человечества ярко проявил в себе значимость общечеловеческих ценностей.

Какая характеристика роднит Бога и человека? Для средневекового мыслителя - это дух. Дух в глазах средневекового мыслителя самостоятелен, способен сберечь от муки и страдания душу человека.

Представления о духовности в Средневековье развивались на фоне все большего разделения сфер и души. Душа человека объявлялась неким завершающим моментом тела, она ситуативна, переменчива. Душа - часть целого, но никак не абсолютное начало. Дух - абсолютное начало, он соотносится с над космическим творцом, и его "глубины" скрыты от самого человека, они доступны лишь Богу. Следовательно, путь духовного развития - это путь исповеди и покаяния. "Исповедь" Августина - лирико-философская автобиография - написана в "жанре" самоанализа. Продолжая традицию античных исследований духовности, берет начало в сократовском призыве "Познай самого себя!" (6,с.541). Духовный потенциал "Исповеди" Августина в "открытии" духовности имеет определенное значение в духовно- теоретическом аспекте. Священными объявляются и нормы, принципы духовной жизни, смыслообразующие цели и идеи, то, "во имя чего" живет человек. Постепенно духовность человека приобретает общекультурный характер, что особенно четко проявляется на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения.

Своеобразие формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе

Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей. Ценности в нашем понимании -это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемом , как благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека. В ценности отражено отношение индивида к предмету, событию, явления.

Ценность чего-то для подростка определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет, событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни подростка.

Деятельность подростка можно условно разделить на два вида: активность по выживанию в узком и широком смыслах слова и свободная реализация себя, обретение и утверждение смысла за пределами вынужденной работы (игра, творчество, учеба).

В своем поведении, в принятии решений подросток исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат»- систему ценностных ориентации. Ценностные ориентации, как пишут философы и психологи, представляют собой одну из важнейших потребностей человека.

Важнейшей сферой общества, в которую заключен его интеллектуальный и нравственный потенциал, является образование. В его рамках, в целостном педагогическом процессе осуществляется формирование духовных потребностей личности, передачи ему накопленного социального опыта и культуры. До недавнего времени в педагогической теории и практике вопросы формирования духовных потребностей решались без учета национальных ценностей, особенностей, традиций, обычаев, опыта народной педагогики, больше говорили об интернациональном, игнорируя национальное, так как «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью», писал К.Д. Ушинский (257, т.2., с.62). Великий педагог пришел к выводу, что общая система воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдуманна. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» (там же, с Л 63). Педагог подчеркивал, что на воспитание большое внимание оказывает культура, быт, история народа. В национальный компонент образования вводятся предметы: чувашеве-дение, фольклор с особым вниманием к эпосу "Улып", чувашский национальный этикет; история чувашского народа, традиционная культура воспитания (народная педагогика), изучение восточных языков.

Современная чувашская школа, как и школы России, уходит от единообразия. Происходит не только изменение содержания образования, воспитания, но и мировоззрения учителей, которое связано с изменившейся общественно-политической, социально-экономической, духовно-культурной жизнью общества, текущей образовательной политикой государства. У многих учителей растет творческий подход к работе. Это показала аттестация учителей и работников образования республики. Передовые учителя вместе с учеными педагогами активно включились в создание новых учебных программ, учебников, пособий, стали внедрять в учебный процесс индивидуальную технологию обучения. Открылись различные курсы повышения квалификации, переподготовки учителей в Чувашском институте образования, укрепились связи с вузами республики и т.д.

Всякое мастерство достигается путем упражнения, с течением времени, по мере накопления опыта. Никто не может стать сразу же. как только он пожелал заниматься этим делом. То же самое относится и к «искусству жизни». Демокрит утверждал: «...мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». Философская мысль никогда не забывала об 2искусстве жизни». Достаточно назвать «Опыты» Монтеня, «Максимы и моральные размышления» Ларошфуко, «Этику» Спинозы , сочинения Локка, Руссо, Гельвеция, Канта и других мыслителей. Но какой опыт надо приобретать для овладения этим искусством? Ответ напрашивается сам собой: человек овладевает «искусством жизни» по мере того, как он приобретает жизненный опыт.

Подростковый возраст - очень важный и сложный период человеческой жизни. Это не только время игр, развлечений, но и время труда, первых самостоятельных решений. Следует учитывать и то, что в жизни подростка весьма велика неопределенность. Под этим словом мы имеем в виду неполноту знаний подростка об окружающем мире и о самом себе.

Состояние формирования духовных потребностей учащихся на практике в условиях современной национальной школы

На формирование духовных потребностей непосредственное влияние оказывает процесс обучения.

Самой широкой и обязательной сферой деятельности школьника на всех возрастных ступенях является учение, процесс знакомства в систематическом курсе с художественными произведениями и условие необходимых теоретических и историко-литературных знаний. Необходимо при этом учитывать, что специальные способности формируются комплексно и в прямой зависимости от общих умственных способностей, поэтому только в сфере систематического обучения и возможны необходимая индивидуализация, дифференцированный подход к способным и неспособным, разработка педагогических рекомендаций, содействующих созданию условий для формирования духовных потребностей на основе литературного развития.

Воспитательное значение процесса усвоения знаний заключается в том, что научные знания зачастую перерастают в убеждения, мировоззрение школьников определяет их поведение в группе сверстников, помогает выбрать будущую профессию. Учащиеся постигают ту истину, что без знаний невозможен путь к гармонии человеческих отношений, мира в целом. В процессе обучения школьники приходят к выводу о том, что безнравственный, но умственно-развитый человек приносит не пользу, а гибель человеческой цивилизации, так как результаты своего труда делает средством личного благополучия и выгоды. Знания помогают учащемуся эстетически оценивать окружающую действительность, свои способности и возможности- Изучение учебных предметов, наконец, способствует развитию всех психологических процессов и мыслительной деятельности. В процессе приобретения знаний учащийся формирует себя как духовно-нравственную личность. На уроках ученик активизирует свои духовные силы. Все виды самостоятельной и активной деятельности на занятиях способствуют формированию интересов, склонностей, потребности в самовыражении через творческий труд, в ответственности. Подросток на уроке включается в групповые и коллективные виды работ, испытывает желание помочь товарищу. У него формируется потребность в самовыражении, в сочувствии, соучастии. Требовательно-деловой, но доброжелательный стиль урока, а также оптимистический прогноз результатов деятельности ученика вызывают у него положительные эмоции, способствующие формированию потребности в самоуважении, самосознании, самосовершенствовании именно через оказанную помощь, проявленное милосердие.

На начальном этапе исследования на основании изучения документации нами было выяснено его состояние в школах Чувашской Республики.

Психологические знания являются важным воспитательным инструментом любого воспитателя. В тех школах, где психология и педагогика преподается как учебный предмет, редко встает вопрос о дисциплине учащихся, активно идет процесс самовоспитания учащихся и учителя. В ряде городских школ Чувашии преподают «Психологию», «Этику и эстетику», «Этику делового общения», «Общение», «Риторику» и др., которые благотворно влияют на формирование духовных потребностей учащихся, К сожалению, без правильной организации жизнедеятельности учащихся знания, полученные на уроках, остаются в памяти невостребованными.

Начиная с 1988 г., в школах Чувашской Республики стали преподавать «Историю культуры родного края», что положительно повлияло на активное формирование общей культуры этноса наряду с изучением истории своего рода, семьи учащиеся узнавали и мудрость народной педагогики, разучивали детские и молодежные игры, старинные песни, пословицы и поговорки, узнавали об известных и малоизвестных народных воспитателях, педагогах, традициях и обычаях. Ценные сведения из области культуры и истории чувашского народа учащиеся получали не только на уроках, но и в беседах с родителями, бабушками и дедушками, что способствовало укреплению связей между разными поколениями.

Практическое применение учащимися знаний по народной педагогике развивает у подростков не только педагогические умения и навыки, но формирует духовные потребности: самовоспитание и самореализацию; Опыт работ педагогических классов в десятках школ Чувашской Республики свидетельствует о благотворном влиянии педагогики на развитие личности учащихся, на формирование и развитие их интересов, способностей. Возрождая свои народные педагогические традиции по подготовке учащихся к воспитанию детей в современной школе, мы значительно усилим возможности семьи и общества в общем воспитательном процессе.

Изучение экологии как духовной культуры вносит заметный вклад в формирование духовных потребностей учащихся. Формирование культуры индивидуального поведения неразрывно связано с развитием навыка соблюдения этических и правовых норм поведения в окружающей природе. Экология природы напрямую связана с экологией души.

Как показали данные опроса, чем старше становятся наши учащиеся, тем больше снижается у них интерес к природе, животным, растениям, к практическим делам по их охране при условии недостаточной работы по формированию духовных потребностей - делать «для других» бескорыстно, не ожидая похвал, награды, денег за выполненную работу.

Похожие диссертации на Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе