Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Бадмаева Ольга Бальжинимаевна

Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы
<
Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бадмаева Ольга Бальжинимаевна. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Улан-Удэ, 1999 174 c. РГБ ОД, 61:00-13/532-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Духовно-нравственное образование учащихся национальной школы как педагогическая проблема.

1.1. Духовно-нравственные заповеди в истории и культуре бурятского народа 10

1.2. Отражение духовного богатства и народных традиций в бурятской литературе 40

1.3.. Образовательное и воспитательное значение чтения и других форм приобщения к литературным источникам в духовно-нравственном развитии, становлении личности 69

ВЫВОДЫ по I главе 90

Глава II. Духовно-нравственное образование учащихся в процессе изучения родного языка, литературы.

II.1. Родной язык, литература как основа духовно-нравственного образования 91

II.2. Самостоятельная работа учащихся как средство формирования духовности и нравственности

II.3. Развитие творческих способностей как фактор воспитания духовно-нравственных качеств учащихся 141

ВЫВОДЫ по главе 160

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

БИБЛИОГРАФИЯ 164

Введение к работе

Образование всегда было особой системой, благодаря которой подрастающие поколения включались в уже существующую общность и становились носителями определенного образа жизни. В данное время в Российской Федерации сложилась ситуация, которая характеризуется радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни, несущими людям не только благо, но и деструктивные явления. Резкое снижение уровня производства, инфляция и безработица привели к ломке устоявшихся взглядов, вымыванию духовных ценностей и общественно-значимых ориентиров поведения, негативно отразились на образованности. Особенно тревожно выглядит тенденция снижения нравственного облика подрастающих поколений, утраты гуманистических ценностей, навязывания негативных стандартов жизни, назойливо рекламируемых средствами массовой информации.

Для части молодежи страны главными мотивами жизнедеятельности становятся потребительская психология, неприятие положительных идеалов, жажда легкой наживы. Происходит утрата формировавшихся веками нравственно-этических норм поведения и духовных ценностей народов и народностей РФ, в том числе и бурятского народа.

Результаты опроса, проведенного в школах Республики Бурятия, Усть-Ордынского, Агинского бурятских автономных округов, показали, что наблюдается снижение уровня читательской культуры школьников, а то, что некоторая часть учащихся старших классов затруднялась назвать современных писателей и что при работе над текстом произведений бурятских писателей у них наблюдался лишь констатирующий уровень восприятия литературных героев и литературных произведений, подтверждает тревожную ситуацию, связанную с утратой тех ценностей, которые составляют нравственную основу личности.

В складывающихся социокультурных условиях, когда нация нуждается в духовно-нравственном возрождении, именно национальная школа

призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития родной культуры, воспитания нового поколения, являющегося носителем своей национальной культуры, не замыкающегося в рамках своей культурной среды, способного освоить культуру других народов. О подобной необходимости академик Д.С. Лихачев пишет: "Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим... Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины" [Лихачев Д.С, 1989 ].

Богатейшие возможности родного языка и литературы, их
колоссальный образовательный и воспитательный потенциал, безусловно,
дают огромные возможности для решения проблемы духовно-

нравственного образования учащихся бурятской национальной школы.

В художественной литературе глубоко отражены вечные духовные и нравственные ценности, освоение которых незаменимо в духовно-нравственном становлении ребенка, будущего гражданина демократической России. Основательное изучение родного языка способствует повышению интереса школьников к историческому прошлому народа, предопределяет их духовный облик. К.Д. Ушинскии отмечал: "... все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляет его действительную школу, лучшим орудием передачи жизненного опыта является родной язык, устная словесность, проникающие глубоко в дух и тело ребёнка, оказывающие сильнейшее влияние на духовное развитие" [Ушинскии К.Д., 1948].

Формирование духовности имеет глубокие гуманистические основы, получившие развитие в философии Н.А.Бердяева, Ф.И.Буслаева, П.Я.Чаадаева и др. В работах П.В. Симонова, П.М. Ершова, Ю.П. Вяземского с междисциплинарных позиций рассматривается эволюция представлений о душе, духовности, духовном мире человека. Авторы подчеркивают значение духовных потребностей для теории и практики воспитания личности.

Интересными представляются общетеоретические подходы к содержанию гуманизации образования, разработанные Е.В, Бондаревской, Н.Е. Щурковой, И,С. Якиманской и др.

В этнопедагогических исследованиях В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, О.Д.Мукаевой, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе раскрыты принципы и закономерности народной педагогики, являющейся фундаментом национальной школы.

В трудах Н.К.Елаева, С.Д.Намсараева, Г.Ц.Молонова по-новому осмыслены история становления бурятской национальной школы, перспективы ее дальнейшего развития. Научно-методическим основам развития бурятской школы, этнической педагогики бурят посвящены работы М.С, Васильевой.

Культурологический аспект бурятской этнопедагогики отражен в исследованиях по истории и культуре этноса Л.Н. Гумилева, А.Я. Гуревич, Е.М. Залкинд, М.С. Каган, Е.Г. Хилтухиной. В работах Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, З.П. Морохоевой, И.С. Урбанаевой раскрывается роль личности в бурятской культуре, система ценностей бурятского общества.

Духовно-нравственное возрождение нации во многом зависит от того, насколько интенсивно национальная школа сумеет приобщить, развить у учащихся полноценное восприятие родной культуры, и в таком контексте роль языка, литературы приобретает особое значение. Привлекают внимание труды Л,С. Айзермана, О.Ю. Богдановой, М.Г. Качурина, Т,А. Ладыженской, В.П. Лазаревой, К.М. Нартова, Н.С. Русиной.

Анализ публикаций, диссертационных исследований показал, что проблема духовно-нравственного образования учащихся бурятской национальной школы не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Исходя из вышеизложенного, была определена тема исследования: "Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы».

Цель исследования: разработка теории и обоснование содержания духовно-нравственного образования учащихся бурятской национальной школы.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в бурятской национальной школе.

Предмет исследования - духовно-нравственное образование учащихся бурятских национальных школ.

В основу исследования была положена гипотеза: духовно-нравственное образование учащихся бурятских школ будет осуществляться успешно, если наряду с опорой на общечеловеческие и российские ценности будут использованы культурно-исторические традиции, идеи и идеалы бурятского народа, концентрированно отраженные в языке, фольклоре и литературе.

Цель и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования;

- раскрыть философскую, психологическую, педагогическую сущность
духовно-нравственного образования учащихся бурятской национальной
школы; дать определение понятий духовное образование, нравственное
образование;

выявить роль бурятской культуры, языка, литературы и этно-педагогического наследия в духовно-нравственном развитии и формировании учащихся;

разработать и внедрить дидактические, методические пути по реализации духовно-нравственного потенциала изучения бурятского языка и литературы;

в опытно-экспериментальной работе определить наиболее оптимальное содержание и эффективные методы учебно-воспитательной работы по осуществлению духовно-нравственного образования. Методологическую основу исследования составляют:

- философские, культурологические, психолого-педагогические и
литературоведческие научные теории о духовной культуре народов, о
духовности и нравственности, их значение в жизни человека, в воспитании и
образовании подрастающего поколения;

философские, культурологические, социологические идеи и концепции о бурятской культуре и этнопедагогике, о духовном складе бурят;

- лингвистические, литературоведческие положения ученых РФ, в том
числе и Бурятии.

Методами исследования явились анализ историко-философской, педагогической, психологической, культурологической, лингвистической, литературоведческой, методической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа и опрос, опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования сводится к следующему:

- сущность и содержание понятий духовность, духовно-нравственное
образование сформулированы с учётом национально-региональных
особенностей;

- показано содержание бурятских народных духовно-нравственных
заповедей, отраженных в бурятском фольклоре, языке и литературе;

- раскрыты пути их использования в учебно-воспитательном процессе
школы, в частности, в процессе преподавания языка и литературы,
проведения общешкольных мероприятий.

Практическая значимость исследования: раскрыты возможности использования теоретического материала и практических рекомендаций в работе учителей бурятских школ; в составлении учебных программ, учебников, учебно-методических пособий по бурятскому языку, литературе для национальных школ; при разработке лекций и спецкурсов для студентов колледжей и вузов.

Достоверность исследования обеспечивается методологической, психолого-педагогической и лингвистической обоснованностью основных теоретических подходов и положений; широким использованием и внедрением научных идей методики обучения в опыте работы бурятских национальных школ РБ; положительными результатами педагогического эксперимента, проведенного в ряде школ РБ.

Исследование осуществлено в 3 этапа.

На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучалась литература по проблемам и методам педагогических исследований; определилась предварительная гипотеза, наметились цели и задачи исследования; изучался опыт работы учителей школ РБ по проблеме с использованием наблюдения, бесед, анкетирования учителей и школьников. На этом же этапе анализировались в аспекте темы исследования программы и учебные пособия.

На втором этапе (1996-1997г\т.) проводилась опытно-экспериментальная работа в школе с использованием наблюдения, анкетирования учащихся и учителей, бесед и опросов; апробировались различные варианты обучения бурятскому языку и литературе, корректировались и активно велись поиски новых путей в преподавании бурятского языка и литературы в школе.

На третьем этапе (1997-1998г.г.) с конечной целью выявления степени эффективности разработанной нами системы обучения бурятскому языку и литературе проводился формирующий эксперимент, в котором определялись наиболее оптимальные методы, приёмы и формы обучения. Кроме того, были обобщены и сопоставлены результаты теоретических и экспериментальных исследований.

Фактическим материалом исследования послужили более 1500 различного рода работ (ответы на вопросы анкет, сочинения, письменные ответы, индивидуальные карточки и т.д.).

Апробация исследования и внедрение его результатов осуществлялось в практику работы Кижингинской средней школы №2, Средне-Кодунекой средней школы Кижинги некого района, Усть-Эгитуйской средней школы Еравнинского района, Республиканского Бурятского национального лицея-интерната №1. Материалы исследования обсуждались иа заседаниях кафедр бурятской литературы (1996-1999г.г.), педагогики (1999г.) Бурятского государственного университета, на научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников БГУ (1995~1999г.г.), на научно-практической конференции, посвященной 70-летию В.Ц. Наидакова (Улан-Удэ, 1997г.), на республиканской научно-практической конференции "Совершенствование гуманитарного образования на современном этапе в средней школе" (Улан-Удэ, 1998г.), на региональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпова (Улан-Удэ, 1999г.), на курсах повышения квалификации учителей бурятского языка и литературы в Усть-Ордынском ИПК Иркутской области.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Проблема духовно-нравственного образования учащихся имеет философский, психологический и педагогический аспекты. И каждый из этих аспектов имеет значение в воспитании у учащихся черт характера, всемерно отражающих исторически сложившийся духовный потенциал бурятского народа.

  2. Изучение духовного наследия народа, заложенного в образных средствах родного языка и в системе наиболее выразительных художественных произведений, позволяет целенаправленно ввести учащихся в это богатство, последовательно и ненавязчиво вырабатывая у них эмоционально-ценностное восприятие, обеспечивая личностный интерес и положительное отношение к лучшим проявлениям национального характера. Чтобы образование выполняло функцию такой культурной идентификации, оно должно иметь культуросообразное содержание. Это означает, что предметом изучения становятся отраженные в выразительных

средствах родного языка и в художественных произведениях образцы жизни, особенности национального характера, объектом усвоения общечеловеческие и национальные ценности, предметом воспитания -национальное самосознание представителя бурятской культуры.

  1. Духовно-нравственное образование личности может быть наиболее эффективным при условии разработки четко продуманной комплексной системы, связывающей воедино семью, дошкольные учреждения, школу и учреждения дополнительного образования. Это возможно при использовании идей личностно-ориентированного образования и воспитания учащихся, активном поиске новых путей в преподавании бурятского языка и литературы в школе, обеспечении культурологического подхода к обучению учащихся, умелом педагогическом руководстве.

  2. В духовно-нравственном воспитании учащихся бурят важнейшее место занимает национальная школа, а в ней основой является изучение родного языка и литературы и внеурочная воспитательная работа с учащимися.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Духовно-нравственные заповеди в истории и культуре бурятского народа

Проблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном, нравственном аспектах, развития и предназначения, будущего -самая основная из всех, которые когда-либо вставали перед человечеством на протяжении тысячелетий истории. История народов и человечества в целом, многообразные культуры не отрицают, что в самом человеке присутствует дух, как какое - то побуждение, как какая - то внутренняя сила, энергия.

Итак, в самом человеке присутствует идеальное, духовное, как часть всеобщего, мирового. Человек духовен в той мере, в какой абсолютный дух стал его субъективным духом. Сейчас принято говорить о таких "обликах" субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное), и универсальное (родовое) бытие человека [133,25]. Они могут быть представлены как последовательные ступени в духовном становлении человека.

Признание духовности как основного способа бытия ставит перед нами проблему ее становления, роли в жизни человека. "Духовная жизнь, -писал русский религиозный философ Н.А.Бердяев, - раскрывается по ступеням и разно качественно. В нее входит вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человечества, входит общение в любви". [17, 48] Другой русский философ И.А.Ильин, обсуждая содержание "духовности" отмечал, что она не исчерпывается мыслью, не ограничивается словами и высказываниями. Духовность человека глубже всего этого, могущественнее и священнее. Она состоит прежде всего в уверенности, что в пределах собственной души человека есть нечто лучшее, что не зависит от его произвола. "К этому лучшему и высшему надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, предаваться ему". [76, 78]

Долгое время понятие "духовность" не употреблялось в литературе советского периода, как взаимосвязанное с религией, ее влиянием на человека. В работах последних лет, в частности, Л.П. Буевой, Ю.П. Вяземского, П.М. Ершова, А.Косичева, Г.Платонова, П.В. Симонова, В.Г. Федотовой, В.И. Гусева, В.Н. Шердакова понятие духовности рассматривается с разных позиций.

Так, П.В.Симонов, П.Н.Ершов, Ю.П.Вяземский [131,352] в своем исследовании анализируют проблему духовности с междисциплинарных позиций, а именно с точки зрения физиолога, искусствоведа и писателя. Затем подчеркивают значение духовных потребностей для теории и практики воспитания личности, для художественного творчества и актуальных проблем искусствоведения. Взгляды авторов объединены одной общей идеей о том, что духовность - это проявление высоких устремлений человека к знанию и служению другим людям.

"Духовность, - пишет А.Д. Болсохоева, - предполагает способность человека следовать высшим образцам человеческой культуры. Через нее субъект получает доступ к совести, любви, чувству долга; к правосознанию и государственности; к искусству, науке, личности и религии". [19, 83]

В целом верную, хотя и требующую дальнейшего развития позицию выразили А.Косичев, Г.Платонов: "Духовность - это характеристика (модус, "режим") психики и поведения людей, характеризующаяся целостной совокупностью интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстетических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности. Содержание духовности составляет проблема смысла жизни". [81, 124]

Мы же полагаем, что духовность - это внутренний мир человека, вобравшего в себе совокупность интеллектуальных, этнокультурных знаний, эмоциональных чувств, нравственных императивов, экологических, семейных, общественных традиций этноса, проявляющихся в поведении и поступках.

Если заглянем в историю, то "поиск духовности, по мысли Ю.П.Вяземского, велся не внутри, а вовне, не в "микрокосмосе" человеческого самосознания, а в "макрокосмосе" восприятия окружающего мира. Одухотворяемый и представлявший собой не что иное, как проекцию человеческих чувств, ожиданий и знаний, мир этот постепенно расширялся". [131,64]

Отражение духовного богатства и народных традиций в бурятской литературе

Культура является великим богатством, накопленным человечеством как в материальной, так и в духовной жизни людей. Культура и духовность -понятия очень близкие, взаимопроникающие, взаимодополняющие друг друга. Они охватывают все сферы человеческого бытия. Человек и его образ, мысли и чувства, характер и поведение отразились в художественной культуре.

М.С. Каган, Е.Г. Хилтухина, размышляя о художественной культуре общества, пришли к заключению, что духовно-содержательный аспект художественной культуры выражается в определенной образной картине мира и места человека в мире [77, 109].

Выявляя особенности картины мира в традиционной культуре бурят, Т.Д. Скрынникова отмечает космологический уровень картины мира монголоязычных народов, в котором можно выделить несколько оппозиций, в частности, пара "небо-земля, высокую степень символизма, где количественные характеристики выражаются сакральными числами, например, число 9 только маркирует небесную сферу; существование культурного героя, выполнявшего цивилизаторскую роль в социуме и космосе, например, Абай Гэсэр, Хан-Хото-бабай". [132, 147]

На наш взгляд, наиболее емкое и точное определение картины мира дал А.Я. Гуревич. Он утверждает, что "такие понятия и формы восприятия действительности, как время, пространство, изменение, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение частей к целому... эти универсальные понятия в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода "модель мира", ту "сетку координат", при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании"[49, 30].

Таким образом, картина мира, предшествуя существующим в обществе мировоззрениям, верованиям, идеологиям, определяет место, ценностную значимость и права человека в обществе.

Известно, что каждый человек одновременно является и членом общества и народности. Этническая принадлежность в сознании - явление всеобщее, т.е. вне этноса нет ни одного человека на земле. Разнообразны взгляды ученых в определении понятия "этнос". Этнос - явление, определяемое общностью происхождения, - утверждают одни. Этнос -порождение культуры на базе общего языка, - полагают другие. Этнос -группа людей, похожих друг на друга, - провозглашают третьи. Четвертые считают, что этнос порождение природы. Как видим, разброс мнений велик.

Л.Н. Гумилев в своем исследовании впервые доказал, что "именно через этнические коллективы осуществляется связь человека с природной средой, так как сам этнос - явление природы" [48, 217]. По мнению ученого, этнос является не социальной, а биолого-географической категорией или общностью, возникающей в результате действия особых людей -"пассионариев1 , происхождение которых, согласно его концепции, обусловлено действием космических лучей. Для нас эта теория является очень ценной, потому что природная среда, ландшафт являются непременными условиями формирования этнической культуры бурят.

"В традиционной бурятской культуре ценность личности определялась её принадлежностью к роду, племени, тем местом, которое она занимала в структуре родо-племенного общества... Моральные принципы личности также определялись коллективом" [106, 19].

Многие исследователи, путешественники отмечают в чертах характера бурятского народа скромность, немногословие, застенчивость, сдержанность, возвышенность, созерцательность. Чем же объяснить это?

По мысли русского философа П.Я. Чаадаева, "сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке", раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе [169, 222]. Вместе с тем, отмечая наиболее характерные особенности каждого региона, П.Я. Чаадаев утверждает, что на Западе и на Востоке жизнь была сильна и плодотворна: "Там и здесь человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и возвышенных созданиях" [169, 222].

Исследователи М.С. Каган, Е.Г. Хилтухина считают, что "обращение к божеству восточного человека делает его нравственную философию созерцательной, а умонастроение - консервативным и аскетическим. Это находило непосредственное отражение в художественной культуре" [77, 67].

Таким образом, потребность уйти в себя, созерцать окружающую действительность, не отделяя себя от природы, спокойствие духа, интуиция -все идет от восточной философии.

Родной язык, литература как основа духовно-нравственного образования

"Будущее русского образования неразрывно связано с направленностью на нравственное развитие учащихся в свете национальных идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции народа, на признание обязанностей человека перед государством, обществом первостепенными по отношению к его личным правам и интересам", - размышляет В.Ю. Троицкий. [ИЗ, 50]

В общей системе образования бурятских школ эту задачу успешно решают такие самостоятельные предметы, как родной язык и литература. Язык - хранитель знаний о мире, духовной жизни нации, ее культуры, есть и средство формирования личности. Родной язык служит важнейшим средством духовного, нравственного развития не только личности, но и народа в целом. К.Д.Ушинский писал: "Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа" [157, 345].

Анализ действующих программ, учебников по бурятскому языку показал, что в 5-9 классах предусматриваются вводные уроки-беседы о языке, его богатстве, меткости, выразительности, гибкости, о языке как зеркале национальной культуры, которые несомненно не только обогащают учащихся, но и вызывают чувство гордости, что ты являешься носителем языка. При прохождении раздела "Лексика" учащиеся имеют возможность познакомиться с диалектами бурятского народа, являющимися своеобразным отражением длительной истории племен и родов, их традиций, обычаев.

На уроках по развитию речи могут быть предложены тексты, материалом которых служат все стороны жизни бурятского народа: быт, обычаи, традиции, праздники, обряды, отношение к природе, к вере, к человеку.

Таким образом, система бурятского языка представляет неисчерпаемый материал по воспитанию духовно-нравственной личности.

Главным и незаменимым источником нравственного воспитания учащихся педагоги-словесники (Е.Н.Ильин, Л.С.Айзерман, Г.И.Беленький и др.) считают литературу. Прав Д.И.Водзинский, когда пишет, что "литература как человековедение глубоко проникает во внутренний мир людей, художественно раскрывает всю гамму побудительных мотивов их деятельности вплоть до самых тонких и сокровенных". [29, 105]

На наш взгляд, глубинным смыслом располагает бурятская литература. Читая выдающиеся творения писателей, учащиеся открывают для себя смысл духовных исканий литературных героев, выбора ими жизненной общественной позиции, соотносят идеалы писателей со своими жизненными устремлениями, вырабатывают нравственную позицию.

Литературное развитие ученика непосредственно связано с общим развитием, с формированием мировоззрения, эволюции нравственных оценок и представлений. Поэтому задача курса бурятской литературы в школе - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту духовного мира личности.

Остановимся подробнее на нравственном содержании школьного курса литературы. Вопрос "что такое хорошо и что такое плохо?" учащиеся начинают решать с дошкольного возраста. Ученики начальной школы задумываются над нравственной оценкой поступков. В V - VII классах учеников уже начинают интересовать мотивы поступков героев, появляются попытки связать характер и его судьбу, оценить влияние событий на характер героя, оправдать поступок характером. Ученики VIII - IX классов, продолжая все эти нравственные искания на материале искусства, делают этический вопрос проблемой, придают ему всеобщий характер, стремятся сравнить открытые искусством явления и определить, что такое добро и зло. Жанровое разнообразие изучаемых произведений (начиная с устного народного творчества до произведений современных бурятских писателей) подготавливают учеников к самостоятельной оценке литературных явлений, В курсе 9 класса изучаются интересные и также сложные произведения, как и Кто твой учитель?" Д.Батожабая, "Северомуйская легенда" Ц.Галанова, "Большая родословная" Д.Эрдынеева, "Вечный цвет" А.Ангархаева, лиро-эпическая поэма "Камни поют" Ц - Д.Дондоковой и др. Преобразующая роль труда, добро и зло, честь и долг, человек и природа, личность и общество, взаимоотношения людей, связи и конфликты поколений - эти и другие проблемы нравственно - социального характера оказываются первостепенными и акцентируются читателем - школьником при знакомстве с данными литературными произведениями.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы