Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие морских музеев России Курносов Сергей Юрьевич

Становление и развитие морских музеев России
<
Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России Становление и развитие морских музеев России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Курносов Сергей Юрьевич. Становление и развитие морских музеев России : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03.- Санкт-Петербург, 2003.- 504 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-24/83-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Зарождение морских коллекций и появление первых морских музеев 15

1. Создание историко-технических морских коллекций 15

2. Первые мемориальные суда 30

3. Создание естественнонаучных морских коллекций 44

4. Появление первых морских музеев в I половине XIX века 51

Глава 2. Развитие морских музеев во второй половине XIX — первой половине XX века 61

1. Технические и исторические морские музеи 61

2. Мемориальные суда 85

3. Естественнонаучные морские коллекции: появление музеев-аквариумов 93

Глава 3. Развитие морских музеев на современном этапе 98

1. Развитие отечественной сети морских музеев во второй половине XX - начале XXI века 98

2. От судов-музеев к «гаваням исторических судов» 128

3. От музеев-аквариумов к подводным паркам 159

Заключение 173

Примечания 180

Библиография 216

Приложения 245

Введение к работе

Музей как социальный институт существует уже несколько веков и то, что музейное дело в дальнейшем будет активно развиваться, не вызывает сомнений, так как это продиктовано потребностями общества. Ускорение развития цивилизации вызывает постоянный рост «реликтов», как технических, так и социальных. Устаревают, уходят в прошлое не только машины, но и события, идеи, формы опыта, нормы и стереотипы поведения. Совсем недавнее прошлое перестает казаться привычным и знакомым. На ускорение прогресса общество реагирует консервативно: появляется тяга к прошлому, интерес к истории, к памятникам старины. Поиски компенсации цивилизационной динамики привели к расцвету музейной культуры, охране памятников истории. «С помощью культивирования музейных ценностей люди стремятся сохранить свою идентичность, генетически прослеживая связь истока с современностью» [1]. Историческое сознание компенсирует издержки и нагрузки прогресса, который остановить невозможно. Таким образом, «цивилизационная динамика сопровождается прогрессирующей музеефикацией нашей цивилизации» [2].

Нынешняя эпоха характеризуется чрезвычайно возросшей скоростью накопления знаний. Информационная перенасыщенность современной культуры требует жесткого и целенаправленного отбора того, что будет передано будущему в качестве исторического источника. Невозможно сохранять всю информацию — человечество задохнется под грузом собственного прошлого. Поэтому постоянно необходимо решать, что и как следует сохранить для будущих поколений. Хранилищами наиболее ценной информации являются музеи, сберегающие «вещественные» памятники истории и часто выполняющие функции библиотеки и архива. Поэтому с развитием цивилизации значение музея будет неуклонно возрастать, а музейное дело — активно развиваться.

Чтобы понять современные проблемы и точнее предвидеть пути развития науки и техники в будущем, необходимо изучить уже пройденный путь. Изучение истории судостроения и мореходства особенно поучительно: корабль всегда был средоточием достижений науки и техники своей эпохи, прогресс в судостроении и мореходстве во все времена шел в ногу с развитием науки, торговли и промышленности.

Мировой океан занимает 70,8% поверхности нашей планеты. Океаны занимают площадь, вдвое большую, чем поверхность Марса. Одно только дно Тихого океана превышает по площади поверхность Луны. Первые живые существа возникли в океане. Трудно переоценить значение морей для прошлого и будущего человечества. История мореплавания тесно связана с историей самой цивилизации. «Человек поднял парус раньше, чем оседлал коня. Он плавал по рекам с шестом и веслами и выходил в открытое море раньше, чем стал ездить на колесах по дорогам. Первым транспортным средством были суда. Идя под парусом или плывя по течению, древний человек смог заселить острова Земли... Суда были первым важным орудием человека, осваивавшего земной шар» [3]. Модель судна, обнаруженная в Месопотамии в гробнице 4-го тысячелетия до нашей эры; письменные свидетельства о торговле между Критом и Египтом, датируемые 2500 годом до нашей эры; сражения флотов Рима и Карфагена; отвага арабских торговцев, которые в IX в. достигли Китая; китайцев, в XV в. добравшихся до берегов Африки; отчаянность викингов, которые в VIII - X вв. не только грабили города Европы, но и пускались в походы по бурным водам Северной Атлантики; великие путешествия, предпринятые в XV - XVI вв. португальскими и испанскими мореплавателями, в корне изменившие представление о мире; дальние плавания XVII - начала XX вв., не оставившие на нашей планете неоткрытых земель, — все это не только часть морского опыта, но и вехи истории человечества.

История покорения морской стихии неразрывно связана с историей науки и техники: строительство плота и лодки-долбленки, появление паруса, парового и атомного двигателя, строительство маяков, составление карт и конструирование приборов, выпуск справочников и таблиц, использование радио и радара, — эти достижения цивилизации тоже связаны с морем.

Издревле человек обожествлял океан, превознося величие и красоту морской стихии. Море всегда было источником многочисленных историй и преданий, дарило вдохновение поэтам и художникам. Без моря невозможно представить себе многие шедевры художественной литературы, начиная с «Одиссеи» Гомера. Море всегда привлекало живописцев величием и красотой, а также необходимостью справляться с технической сложностью изображения его переменчивых настроений.

Изучением и хранением опыта взаимодействия человечества с морской стихией занимаются морские музеи — «государственные, общественные или частные научные культурно-просветительские учреждения, занимающиеся сбором, хранением, изучением и популяризацией предметов культуры, связанных с историей судостроения, мореплавания и морских сражений, морских промыслов и наук о море» (определение дано И. А. Квятковским и Ю. Н. Беспятых [4]). Говоря кратко, морские музеи — это музеи, посвященные Мировому океану и взаимодействию с ним человека. В мире уже существуют сотни музеев, подпадающих под это определение, и число их интенсивно растет, что обусловлено большим интересом к морским музеям. Во многих странах они одни из самых посещаемых. Морские музеи играют заметную роль в мировой музейной жизни. В 1972 г. они образовали свою ассоциацию — Международный конгресс морских музеев (The International Congress of Maritime Museums — ICMM), который имеет статус ассоциированного комитета Международного совета музеев (ICOM). О видной роли морских музеев в музейной сети и музейном сообществе говорит хотя бы то, что три номера журнала ICOM «Museum» было полностью посвящено морским музеям и морскому наследию [5].

Специфика морских музеев и причина их популярности кроется в том, что они соединяют в себе технические и эстетические, социальные и естественнонаучные аспекты; рассказывают о технике судостроения и романтике моря, маринистической живописи и развитии морской торговли, богатстве флоры и фауны океана и морских сражениях. Но, при всей их многопрофильности, морские музеи объединяет сходство в методологии и историческом развитии.

Длительное время Россия была передовой державой в области сохранения морского наследия и создания морских музеев: здесь еще в начале XVIII в. получила небывало широкое распространение традиция сохранения исторических судов, а коллекция моделей кораблей одной из первых в мире (в 1805 г.) обрела музейный статус; во второй половине XIX - начале XX вв. петербургский Морской музей развил чрезвычайно бурную даже по современным меркам выставочную активность, а с 1904 г. он, благодаря своей экспозиции, считался одним из лучших морских музеев мира; к 1917 г. Россия обладала достаточно развитой сетью морских музеев и коллекций, а в советской России в 1937 г. профессором Р. А. Орбели впервые в мире был поднят вопрос об организованных, планомерных и систематических гидроархеологических изысканиях и о создании Музея подводной археологии. Но, несмотря на явные достижения в прошлом, в нашей стране в последние десятилетия наблюдается отставание в уровне развития морских музеев по сравнению со странами Запада. В то же время проявляется большой интерес к флоту, мореплаванию, судостроению, а следовательно и к сохранению морского наследия и музеям, хранилищам этого наследия. Однако рост количества музеев, посвященных морской тематике, в нашей стране в 1980-1990-х гг. замедлился, на свет начали появляться проекты, обреченные остаться лишь на бумаге в силу своей утопичности или незнания авторами правил современного музейного дела [6]. Создателям этих проектов просто не хватает опыта.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость обобщения знаний в области развития морских музеев для расширения представлений культурологов, историков и музейных специалистов о месте и роли морских музеев в музейной сети, для подготовки квалифицированных специалистов в области гуманитарного знания, а также для того, чтобы накопленный столетиями опыт решения проблем мог помочь современному музейному делу.

Изучением музейных проблем занимается музееведение — формирующаяся научная дисциплина. Но развитие музееведения как науки немыслимо без изучения истории музейного дела: все проблемы теории и методики становятся неразрешимыми без обобщения исторического опыта.

Степень научной разработанности проблемы. И в отечественной, и в зарубежной музееведческой литературе тема морских музеев отражена довольно слабо. На научном уровне проблема классификации морских музеев и процесс исторического развития мировой и отечественной сети музеев, посвященных морской тематике, не рассматривалась. Одна из причин этого в том, что морские музеи редко рассматривались как общность. В отечественном музееведении морские музеи при профильной классификации распределяются почти по всем группам музеев: они могут числиться историческими, техническими, отраслевыми, естественнонаучными, комплексными, а также художественными и литературными (если музей посвящен художнику или писателю-маринисту). Была попытка отнести морские музеи к одной группе отраслевых музеев (М. Б. Гнедовский [7]), но эта точка зрения не возобладала. В зарубежных музейных справочниках морские музеи также распределяют по разным разделам: «Суда и судостроение», «Морская история», «Морская археология», «Рыбный промысел», «Океанография», но также «Военная история», «Оружие и военная техника», «Научные экспедиции», «Транспорт» и пр. [8]. Эти подходы оправданы, они продиктованы многопрофильностью морских музеев, но то, что музеи, посвященные морской тематике, не рассматривались большинством музееведов как родственные учреждения, как специфический вид музеев (исключение составляют лишь труды Международного конгресса морских музеев и различных обществ, занимающихся сохранением морского наследия), наложило отпечаток на степень научной разработанности проблемы. Подавляющее большинство исследователей рассматривало морские музеи только с практической точки зрения, занималось историей, методами работы, современным состоянием какого-либо конкретного музея. Обобщающих работ крайне мало.

Из зарубежных к таким можно отнести издание «Великие морские музеи мира» («Great Maritime Museums of the World») [9]. Однако эта работа представляет собой не аналитический труд, а сборник статей, посвященных крупнейшим морским музеям и написанных их руководителями. Сборник был издан в США в 1991 г. Еще ощущались отголоски «холодной войны» и последствия «железного занавеса» между капиталистическими и социалистическими странами, сотрудничество музеев этих государств еще не было налажено в достаточной мере, на Западе не были знакомы с музейной сетью бывших «стран социализма». Поэтому в сборник «Великие морские музеи мира» не попал ни один морской музей стран бывшего «социалистического лагеря», хотя СССР, Польша, бывшая ГДР обладали крупными морскими музеями. В силу вышеизложенного книга «Великие морские музеи мира» не может претендовать на название фундаментального исследования. Ряд обобщающих статей опубликован в журнале «Museum» и изданиях Международного конгресса морских музеев [10], но число таких статей немногочисленно.

Большую пользу исследователю могут оказать изданные за рубежом справочники. Самым исчерпывающим справочником является «Каталог морских музеев и коллекций» [11]. Его полнота является даже несколько излишней, так как представлены морские коллекции неморских музеев и предмузейные собрания, что затрудняет любой статистический анализ. Но этот каталог отражает ситуацию в мире на момент издания, то есть на конец 1960-х гг., и потом представляет лишь исторический интерес. Более подобные каталоги не издавались. Лучшим справочным изданием по мемориальным судам является «Международный регистр исторических судов» [12], но в него включены сохранившиеся суда, представляющие исторический интерес, даже если судно находится на «корабельном кладбище», а не в музее. К тому же «Регистр» далеко не полон, что особенно заметно при изучении перечня мемориальных судов стран бывшего СССР. Перечень музеефицированных кораблей одного класса — подводных лодок — представлен в справочнике X. Эллерстрёма, изданном Военно-морским музеем г. Карлскруна (Швеция) [13], но этот труд устарел и также страдает неполнотой данных. Информация о некоторых морских музеях изложена в справочниках, издававшихся Международной ассоциацией музеев оружия и военной истории [14], но в них представлены лишь музеи - члены этой ассоциации (то есть преимущественно военно-морские, да и то далеко не все). Впечатление о современной мировой сети морских музеев можно составить по справочнику «Музеи мира» [15], но даже в нем перечислены не все музеи, к тому же информация крайне скудна.

В нашей стране специальные справочники по морским музеям и мемориальным судам не издавались, за исключением недавно вышедшего в свет справочника-путеводителя «Морские музеи Санкт-Петербурга» В. Д. Доценко и В.Ф.Миронова [16, мнение об этом труде представлено в прил. 4, подраздел «Санкт-Петербург». - С. К.]. Однако информацию о морских музеях можно найти в энциклопедических и справочных изданиях более общего характера [17]. Не было издано ни одной монографии, обобщающей опыт многих морских музеев, а аналитических статей на эту тему крайне мало. Выделяются две работы Ю. Н. Беспятых и И. А. Квятковского в сборниках «Человек, море, техника» — «Окна в мир моряков» (о морских музеях Балтийского региона) и «Морские музеи Англии» (редкая попытка обзора морских музеев одной страны) [18]. Больше работ, посвященных мемориальным судам, в том числе судам-музеям: статья Р. М. Мельникова «Корабли-памятники», обобщающая и анализирующая мировой опыт сохранения мемориальных судов [19], статья Е. Д. Синицина «Подводные лодки-мемориалы за рубежом» — попытка сделать обзор всех иностранных мемориальных субмарин [20], статья В. Меньшикова «Российские суда-копии», обобщающая опыт создания в нашей стране реплик — воспроизведений-«новоделов» исторических судов [21], несколько статей, ратующих за сохранение в нашей стране исторических судов [22]. Есть даже книги, посвященные историческим судам [23], но они о судах как музеефицированных, так и погибших, и имеют к музейному делу косвенное отношение. Все эти работы носят научно-популярный характер. Единственная научная работа, предназначенная для совершенствования музейного дела — «Методические рекомендации по выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. Корабли и суда Русского и Советского флота» [24]. Однако она практически неизвестна в музейных кругах и ее рекомендации практически не воплощены в жизнь.

Вообще большинство публикаций, связанных с морскими музеями, носит эмпирический, популярный, информационный или рекламный характер и относится к 1960-1990-м гг., периоду, когда в мире произошел бурный рост сети морских музеев. За рубежом большинство работ по теме представляют собой статьи, освещающие работу одного морского музея, историю одного мемориального корабля, одного события. Это публикации в сборниках отчетов Международного конгресса морских музеев, в Информационном бюллетене ICOM, в журналах «Museum», «Nautical Collector», «Ships in Scale», «Warship International», «World Ships Review», «Boatman», «Chasse-Maree» и др., а также издания самих морских музеев и обществ сохранения морского наследия. Подавляющее количество работ принадлежит авторам, проживающим в странах, где традиционно сильно развито мореходство: это англоязычные государства, страны Скандинавии, Франция, Нидерланды, Бельгия. В нашей стране значительную часть работ о морских музеях и морском культурном наследии представляют собой публикации в журналах «Советский музей» («Мир музея»), «Судостроение», «Морской сборник», «Морской флот», «Моделист-конструктор» (и его приложении «Морская коллекция»), «Техника-молодежи», «Флотомастер» и других, в научно-популярных сборниках «Человек, море, техника», «Спортсмен-подводник», «Гангут», «Цитадель», «Очерки военно-морской истории», «Морская история», в изданиях морских музеев (прежде всего Центрального военно-морского музея).

Изучение развития преобладающих в отечественной музейной сети военно-морских музеев происходило в контексте истории военно-исторических музеев страны [25], морское культурное наследие рассматривалось прежде всего с военно-исторической [26] и технической [27] точек зрения. Разрабатывалась чаще всего история какого-то конкретного музея.

Наиболее исследована история крупнейшего и старейшего отечественного морского музея — Центрального военно-морского (С. Ф. Огородников, Е. Г. Кушнарев, А. М. Разгон, А. Л. Ларионов, А. А. Шаповалов, Г. М. Рогачев, И. П. Суханов и др.) [28]. Однако обилие трудов по этой теме не означает полной ее исследованности. Во всех этих работах явно недостаточное внимание уделялось истории Модель-камеры XVIII века, считающейся родоначальницей старейшего отечественного морского музея. Большинство исследователей предпочитало довольствоваться фактами, приведенными в первом фундаментальном труде по истории музея [29]. В результате, когда появилась новая работа И. П. Пшеничного [30], основанная на дополнительных фактах, она поставила под сомнение официальную версию, вошедшую в энциклопедии и справочники. И это несмотря на то, что исследование И. П. Пшеничным истории Модель-камеры было достаточно поверхностным и противоречивым. В связи с этим возникла необходимость в дополнительном исследовании истории Модель-камеры XVIII в., так как только это может определить корни происхождения морских музеев в России.

Гораздо лучше в литературе освещены не вопросы истории самих морских музеев, а вопросы, оказавшие влияние на их развитие. В нашей стране и за рубежом достаточно хорошо разработанной является тема истории судомоделизма как основы комплектования коллекций многих морских музеев (зарубежные авторы — А. Кестер, О. Курти, Б. Лавери, С. Стефенс, Й. Литвин; отечественные — А. Л. Ларионов, Г. М. Рогачев, И. Ф. Цветков) [31]. По мере того как развивается оказывающая большое влияние на морские музеи подводная археология, изучающая памятники истории и культуры, находящиеся на дне водоемов или под донными отложениями, растет и количество публикаций на эту тему (зарубежные авторы — Э. Бреттшнейдер, Э. Клеман, М. Лазарев, Г. Ланитцки, Г. Линде, Л. Протт, А. Смирнов; отечественные — Р. А. Орбели, И. В. Демьяненко, С. Е. Еременко, А. В. Лукошков, П. Е. Сорокин, В. А. Тюленев, К. А. Шопотов и др.) [32].

Таким образом, главной проблемой для исследователей морских музеев является почти полное отсутствие фундаментальных трудов, обобщающих и анализирующих опыт развития морских музеев в мире вообще и в нашей стране в частности. Это касается именно музейной работы, истории музейного дела. О подводной археологии, исторических судах, развитии мореплавания, судостроения, морской техники и прочих вопросах, оказывавших влияние на развитие морских музеев, трудов достаточно.

Существует огромное количество источников, на основании которых можно «сложить» общую картину исторического развития морских музеев.

Возможно, именно обилие источников по данной тематике привело к тому, что фундаментальных трудов по морским музеям почти нет, а справочники и многие публикации грешат неполнотой сведений.

Источниковую базу представленной работы составляют:

1. Документальные источники — законодательные документы, акты, делопроизводственные и статистические материалы, а именно: - законодательные акты, содержащиеся в «Полном собрании законов Российской империи», приказы и положения Министерства просвещения и Министерства культуры СССР, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», приказы, уставы, положения Морского министерства Российской империи, Министерства обороны СССР и Российской Федерации, которые позволяют изучить законодательную базу развития морских музеев нашей страны; - публикации документов, прежде всего «Материалы для истории русского флота» [33] (кодекс законодательных документов и делопроизводственных материалов по истории Российского флота XVIII - начала XIX вв.) и «Письма и бумаги Петра Великого», которые позволяют изучить процесс зарождения отечественных морских предмузейных собраний и традиции сохранения исторических судов в нашей стране; - делопроизводственные материалы из архива и фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), материалы Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ) и Российского государственного исторического архива (РГИА) — они позволяют осветить историю отечественных военно-морских музеев, отдельных судов, биографии музейных деятелей, влияние выставочной деятельности на развитие морских музеев; - публикации журнала «Museum» и зарубежные издания, которые позволяют составить представление о законодательстве некоторых иностранных государств (прежде всего США и стран Европы) в области сохранения морского культурного наследия; - статистические данные, почерпнутые из материалов ЦВММ и РГАВМФ, а также из отчетов об анкетированиях, проводившихся ЦВММ в 1998-2000 гг. Привлеченные справочники по отечественным и зарубежным музеям и судам не только позволяли уточнить информацию по конкретным объектам, но также путем статистического анализа дали возможность оценить развитие морских музеев на отдельных этапах.

2. Повествовательные источники: мемуары участников и очевидцев, освещающие отдельные этапы развития конкретных морских музеев и биографии музейных деятелей; литературные произведения; -периодическая печать — газетные и журнальные публикации, освещающие проблемы и достижения конкретных морских музеев; -каталоги, путеводители, буклеты, проспекты отечественных и зарубежных музеев, позволяющие составить представление о развитии сети морских музеев вообще и конкретных музеев в частности; -каталоги, указатели, буклеты, отчеты, описания и путеводители по музейным и торгово-промышленным выставкам, позволяющие проследить взаимовлияние выставочной деятельности и развития морских музеев.

Цель работы — рассмотрение процесса становления и развития отечественных морских музеев. Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:

Определение основных этапов и направлений исторического развития морских музеев, изучение влияния развития науки, техники, музейного дела в нашей стране и мире на эволюцию морских музеев;

Выявление сходства и различий в историческом развитии отечественных и зарубежных морских музеев;

Выявление наиболее перспективных направлений развития современных морских музеев;

Определение причин отставания в развитии отечественных музеев от зарубежных и путей его преодоления; разработка рекомендаций по совершенствованию сети российских морских музеев.

Объектом исследования является отечественная и зарубежная сеть морских музеев и коллекций.

Предмет исследования — процесс накопления, сохранения и популяризации предметов морского культурного наследия как совокупности источников по истории освоения человечеством Мирового океана.

Методологической базой исследования является системный анализ музейных и предмузейных явлений и процессов, строящийся на положениях философии исторического познания, теории и методики источниковедения (Г. Люббе, И. Д. Ковальченко, Л. Н. Пушкарев) и концепции культурологии, согласно которой культура представляет целостную сложноорганизованную исторически развившуюся систему (С. Н. Иконникова, М. С. Каган). Представленное исследование берет за основу подход, развитый в 1960-х гг. в трудах НИИ музееведения (работы А. М. Разгона, Е. А. Востокова, А. Б. Закс, И. П. Иваницкого, О. В. Ионовой, А. И. Михайловской и др.) и продолженный историками музейного дела С. А. Каспаринской, Д. А. Равикович, Л. Н. Годуновой, В. Е. Тумановым, Н. В. Александровой, В. П. Грицкевичем, И. А. Куклиновой и др. В основе их исследований лежит принцип историзма, то есть подхода к изучаемому объекту как изменяющемуся во времени, непрерывно развивающемуся и зависящему от исторических процессов (в обществе, науке, технике, музейном деле). Представленная работа основывается также на сравнительном анализе: обобщив и сопоставив факты из истории отечественных и зарубежных морских музеев, автор стремился воссоздать общую картину исторического развития этого вида музеев.

Автором были использованы методы: историко-сравнительный, раскрывающий сходство и различие черт в исследуемых явлениях; историко-системный, позволяющий рассматривать все многообразие морских музеев как единую сложную систему, все части которой взаимосвязаны; историко-типологический, упорядочивающий и делящий совокупность объектов на определенные группы в зависимости от их существенных признаков; историко-генетический, позволяющий показать причинно-следственные связи, направленный на анализ развития исторических явлений. Использование статистических методов при обработке эмпирического материала дало возможность оценить развитие морских музеев на отдельных этапах, а социологических методов (анкетные опросы посетителей музея и военнослужащих) — понять отношение современной общественности к морским музеям, флоту и морскому делу.

Научная новизна работы:

1. На основании изучения источников и литературы выделены основные этапы исторического развития морских музеев: период от создания морских коллекций и предмузейных собраний до первых морских музеев (с древнейших времен до первой половины XIX в.); становление сети морских музеев (вторая половина XIX - первая половина XX в.); интенсивное развитие сети морских музеев (с 1950-х гг. до настоящего времени).

2. Определены и исследованы многие ключевые моменты в истории морских музеев, связанные с датировкой качественно новых явлений в этой области, взгляды на другие уточнены или пересмотрены.

Выделены сходства и различия в становлении и развитии отечественных и зарубежных морских музеев.

Выявлены основные тенденции эволюции морских музеев и наиболее перспективные направления их развития на современном этапе.

Раскрыты причины современного отставания в развитии отечественных морских музеев от зарубежных и пути его преодоления.

Практическая значимость работы заключается в разработке вопросов истории морских музеев, во введении в научный оборот новых фактов, а также в рекомендациях по решению практических вопросов современного музейного дела. Предложенное исследование обеспечивает возможность сопоставления развития форм и видов музейного дела в нашей стране и за рубежом, указывает, какие новые морские музеи нужно создавать в нашей стране, какие коллекции необходимо собирать и пополнять, какие направления музейной деятельности наиболее эффективны в морских музеях, какими способами создавать морской музей. Материалы исследования могут быть востребованы в процессе подготовки и последипломном совершенствовании знаний музееведов, при систематизации и уточнении сведений по истории музейного дела в научных, научно-справочных, учебных и популярных изданиях, служить для облегчения поиска и изучения источников и исследований в области морских музеев. Положения, выносимые на защиту:

Созданные в XVII - XVIII вв. коллекции судостроительных моделей положили в XIX в. начало возникновению первых технических и исторических морских музеев.

Первые морские естественнонаучные коллекции зародились в XVI -XVIII вв. и входили в состав собраний кунсткамер и «кабинетов натуралий», а в результате развития океанологических наук во второй половине XIX в. были созданы первые морские естественнонаучные музеи.

Традиция сохранения прославленных судов в качестве мемориалов уходит корнями во времена Древней Греции. В России традиция сохранения судов в качестве памятников берет начало с эпохи Петра I, причем, в отличие от зарубежья, в первой трети XVIII в. она получила очень широкое распространение. В XIX в. многие суда небольшого размера становятся музейными экспонатами, но только в XX в. появляются суда-музеи, то есть мемориальные суда с экспозицией на борту.

Сравнительный анализ истории отечественных и зарубежных морских музеев показывает: в XVIII - начале XX в. процессы становления морских предмузейных собраний и сети морских музеев в России шли синхронно с теми же процессами в других державах, а в некоторых аспектах даже опережали мировой уровень. Усилия по строительству флота и развитию науки, заимствование иностранного опыта выдвинули Россию в XVIII в. на передовые позиции в области сохранения морского наследия и позволили в XIX в. в числе первых стран приступить к созданию морских музеев. В начале XX в. Россия имела достаточно разветвленную сеть ведомственных и общественных морских музеев, и в этой области являлась одной из передовых держав.

В XX в. революционные потрясения и войны нанесли отечественной сети морских музеев значительный ущерб. Доминирование военного флота над гражданским привело к созданию многочисленных музеев и коллекций, закрытых для посещения широкой публикой, и недостаточному развитию музеев гражданского судостроения и судоходства. Государственная политика заключала развитие музеев в жесткие рамки и препятствовала заимствованию иностранного опыта. Это привело к постепенному отставанию от уровня развития зарубежных морских музеев.

6. Изучение зарубежного опыта доказывает: для того, чтобы преодолеть диспропорции в развитии отечественных морских музеев, необходимо создавать и развивать музеи гражданского судостроения и судоходства, подводной археологии, океанариумы, археологические и естественнонаучные подводные парки; активно заниматься музеефикацией исторических судов, морских укреплений и портовых сооружений, привлечением к музейной работе добровольцев-волонтеров; необходима разработка государственных мер по поиску, сохранению и музеефикации исторических судов, законодательных мер по сохранению подводного культурного наследия.

Апробация работы. Доклады по отдельным разделам диссертации были прочитаны и обсуждены на заседаниях кафедры музееведения С.-Петербургского государственного университета культуры и искусств, на конференциях: «Музеи Санкт-Петербурга. История и современность» (1997); «Музей в современной культуре» (1997); «Проблемы культуры и искусства» (1997, 1998, 2000); «Судьбы музейных коллекций» (2000). Материалы диссертации использовались при разработке проекта превращения в корабль-музей крейсера Черноморского флота «Михаил Кутузов», при создании постоянной выставки «История Центрального военно-морского музея», при подготовке предложений Центрального военно-морского музея (ЦБММ) по оказанию помощи другим флотским музеям, при ответах на письменные запросы и при многочисленных консультациях (автор является штатным сотрудником ЦВММ); оказывалась информационно-методическая помощь при разработке дипломных проектов по созданию нового морского музея студентам архитектурного факультета Академии художеств. Приложения 4 и 5 диссертации представлены в Интернете ( — в составе электронного справочника «Музеи России» и — в виде электронного справочника «Мемориальные суда России» в разделе «Научные работы сотрудников»). Положения диссертации отражены в девяти публикациях, в том числе в монографии «Морские музеи: история, современность и перспективы» (СПб., 2002).

Структура работы. Диссертация строится по тематико-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений, включающих терминологический словарь, основные документы (приказы, положения), оказавшие влияние на развитие морских музеев в нашей стране, списки мемориальных судов, современных морских музеев России и стран «ближнего зарубежья». Примечания вынесены в конец основного текста работы, их нумерация начинается заново в каждой главе.

Создание историко-технических морских коллекций

История мореплавания насчитывает около 10 тысяч лет. Морское судоходство зародилось в мезолите, не позднее VIII тысячелетия до н. э., за 3,5 тысячи лет до появления письменности. Для многих прибрежных жителей судно было средством добычи пропитания, жизненно необходимым предметом. Образ судна, пусть сначала в виде детской игрушки, с ранних лет прочно входил в быт таких людей. Не случайно примитивные модели лодок археологи много раз находили и на стоянках первобытного человека [1], и в раскопах на месте древних и средневековых поселений [2]. У многих народов искусный судостроитель и удачливый мореплаватель становились героями эпических сказаний, а само судно — предметом культа. В древности модели судов имели культовое значение в Двуречье, Египте, у жителей острова Сардиния, у этрусков. При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 г. была найдена модель гребной лодки, выполненная из серебра, вероятно, в четвертом тысячелетии до нашей эры. Она была положена в гробницу, что свидетельствует о ее культовом характере: по верованиям народов Двуречья, лодка (пусть в виде модели) должна была облегчить мертвому переход от земного к потустороннему существованию. В Древнем Египте верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Абиалус, поэтому среди предметов, положенных в гробницы, археологи очень часто находили маленькие лодочки: золотые и серебряные — в могилах знати, деревянные — в могилах бедного люда. Эти модели также были частью погребального ритуала. Национальный музей в Каире обладает обширной коллекцией моделей судов времен I - XXX династий, наглядно показывающей развитие судостроения в Древнем Египте на протяжении трех тысяч лет [3]. Все эти модели, также как найденные археологами модели судов Древней Греции и Рима, не являются точными копиями оригиналов с выдержанными пропорциями. Они изготовлены довольно грубо и стилизованно, но представляют собой уникальные источники, рассказывающие о развитии науки, техники, экономики своего времени, наглядно отображающие судостроение древности. В эпоху средневековья изготовление моделей судов было весьма распространено в Скандинавии — у народов, достигших больших успехов в мореплавании. Оно получило широкое распространение и на островах Тихого океана — с помощью миниатюрных копий подлинных катамаранов, пирог и байдар не только передавался из поколения в поколение судостроительный опыт, но и выражалась признательность морским божествам. Поэтому модель судна — уменьшенная копия средства передвижения по воде — стала в дальнейшем одним из первых относящихся к морской тематике предметов коллекционирования.

Первые морские коллекции собирались и хранились в храмах в портовых поселениях. Церковь представляла собой стабильный институт, ее реликвии тщательно сохранялись, защищенные ореолом сакральности. Традиция храмовых коллекций характерна для большинства государств мира, в том числе и для стран, где мореплавание получило широкое развитие. Например, в Китае, в храм морского божества на острове Мяодао, построенный в 1122 г., рыбаки и купцы приносили модели своих кораблей, чтобы получить божественное благословение. Собранная в храме в течение восьми столетий коллекция моделей положила начало Морскому музею города Чандао (Циндао), и потому этот музей, как считают китайские музееведы, «вероятно, один из старейших музеев мира» [4].

На самом деле храмовую коллекцию моделей еще нельзя назвать полноценным музеем, так как их цели, задачи и функции совершенно различны. К церковным коллекциям совершенно другой подход, чем к музейным предметам: если в музее экспонаты предназначены для многочисленных зрителей и исследователей, то в храме принесенные в дар предметы предназначались, прежде всего, одному «зрителю» — богу, о каком-то научном исследовании приносимых по обету даров не могло быть и речи. Поэтому в отношении храмовых коллекций необходимо употребить термин «предмузейное собрание».

Сходная картина в отношении формирования морских коллекций наблюдалась и в Европе, где интерьеры церквей некоторых приморских городов превращались, помимо культового назначения, в своеобразные экспозиции, рассказывающие о трудностях покорения морской стихии, о жизни ее покорителей и о тех, кто не вернулся в свой порт. Можно утверждать, что маринистическая живопись берет начало от выполненных по обету картин для храмовых собраний. Об этом говорят и многочисленные морские картины, сохранившиеся до наших дней в старинных храмах, и свидетельства предков: «У них [голландцев] был такой обычай: в память о спасении от большой беды заказывать [художникам] виды тех мест, где были штормы и кораблекрушения и другие происшествия» [5]. А вот как описывают очевидцы современный интерьер собора Нотр-Дам де ля Гард (Божьей матери-хранительницы) в Марселе: «...под темными сводами собора картины бушующего моря и гибнущих людей, макеты парусных и современных кораблей — живое напоминание о том, что марсельцы навеки связаны с морем, что у них и у моря одна судьба» [6]; «...все стены увешаны моделями кораблей, приношениями моряков своей покровительнице марсельской богоматери» [7]. Основными, наиболее распространенными предметами в европейских храмовых «морских» коллекциях оставались «votive models» (модели, выполненные по обету). Такие модели появились к концу средних веков во многих христианских странах, прежде всего, католических. Вотивные модели помещали в храмах либо в благодарность за чудесное спасение, либо в надежде на покровительство в будущих плаваниях. Старейшая из сохранившихся европейских моделей корабля — так называемая «Каталонская Нао» 1450 года, дающая представление о судах начала периода Великих географических открытий, — была обнаружена в 1920 г. в капелле Сен-Симон в Мутаро (Каталонский берег Испании). Ныне она находится в Морском музее принца Хендрика в Роттердаме (Нидерланды) [8].

До XVI в. практически все модели выполнялись без соблюдения масштаба (то есть их вернее было бы называть макетами), так как при их изготовлении морякам не было необходимости точно воспроизводить пропорции судна. Но к середине XVI в. в Западной Европе при создании моделей уже использовались чертежи и стал точно соблюдаться масштаб, так как в это время модель превратилась в один из главных элементов проекта судна. Начало эпохи Великих географических открытий привело к бурному развитию судостроения. В ходе развития судостроения происходил «естественный отбор» — плохо спроектированные корабли гибли, а хорошо зарекомендовавшие себя брались в качестве образца для строительства последующих судов. Запоминать и накапливать судостроительную информацию позволяли чертежи и модели. Но зрительное восприятие большинства корабельных мастеров того времени с трудом адаптировалось к переходу от обычных трехмерных пространственных представлений к двухмерному изображению корабля на чертеже [9]. Им было проще, прежде чем приступить к постройке нового корабля, сначала сделать его масштабную модель. Это привело к тому, что со второй половины XVI в. создание, сбор и хранение судостроительных моделей превращается в дело государственной важности. Модели создавались для одобрения проектов кораблей королем и руководителями морского ведомства, а затем хранились для контроля за работой судостроителей (дабы не допустить отступлений от одобренного проекта) и как вещественное воплощение судостроительного опыта, который учитывался при разработке новых проектов кораблей. Некоторые модели полностью оснащались такелажем, — их использовали в качестве учебных пособий при изучении корабельной оснастки.

Одна из древнейших в мире масштабных моделей, дошедших до наших дней — это модель галеры гроссмейстера ордена иоаннитов, хранящаяся в коллекции Центрального военно-морского музея (С.-Петербург). Ее можно отнести к типу «вотивной» модели, так как, по имеющимся данным, она была изготовлена в благодарность богу за одержанную над турками в 1565 г. победу и, прежде чем попасть в Россию в качестве подарка императору Павлу I, хранилась в одном из храмов острова Мальта [10]. Но она может рассматриваться и как судостроительная модель, так как скрупулезно передает все мельчайшие особенности конструкции корабля, и как демонстрационная модель, так как представляет собой высокий образец декоративно-прикладного искусства. Демонстрационные модели делались по специальным заказам для показа достоинств корабля высокопоставленным персонам, подарков им, для украшения дворцовых покоев. Для изготовления таких моделей, требовавших ювелирной техники исполнения, привлекались корабельных дел мастера, высококвалифицированные столяры, резчики по дереву, позолотчики и другие специалисты. С XVI в. наметилось разделение судомодельного дела на «любительское» и «профессиональное», а в XVII в. модели судов изготовлялись в Европе уже в большом количестве.

Технические и исторические морские музеи

Во второй половине XIX в. главным стимулом создания морских музеев было патриотическое стремление продемонстрировать славное морское прошлое своей страны. Этому способствовал переход от строительства деревянных парусников к стальным паровым судам, что свидетельствовало о завершении важной эпохи в истории судостроения и судоходства. Морским музеям как бы вменялось в обязанность сохранить для будущих поколений вещественную память о славной эпохе парусного флота. Бурное развитие морской техники привело к возникновению общественного интереса к флоту и судостроению. В то же время сложность новой техники поставила задачу обучения морских кадров на экспонатах морских технических музеев. Все это способствовало росту числа морских музеев, совмещавших, как правило, исторический и технический профили. Многие из морских музеев, возникших в этот период, ныне имеют статус национальных.

На рубеже XIX-XX вв. противостояние европейских держав привело к гонке морских вооружений. Но морская мощь не создается в один день, она требует многолетнего упорного созидательного труда, выработки долговременных кораблестроительных программ и регулярного целенаправленного финансирования. Чтобы добиться максимальных ассигнований на нужды флота, руководители морских ведомств стали искать средства воздействия на общественное мнение. Важным фактором пропаганды идеологии маринизма (военно-морского милитаризма) стали лиги военно-морского флота — мощные общественные организации, ратовавшие за развитие военно-морских сил своего государства.

Впервые идея создания такой организации была предложена в Великобритании анонимным автором, написавшим в 1894 г. письмо в «Тайме», в котором предлагал следующее: «Единственный способ обеспечить стабильную и эффективную морскую политику, преодолеть присущую нашему правительству инертность и его столь пагубную тенденцию к экономии..., — это организовать силу [общественного мнения — С.К.], действующую постоянно, настойчиво и сплоченно. Такая задача под силу только особой организации, созданной исключительно для данной цели» [1]. Благодаря поддержке прессы в январе 1895 г. Лига военно-морского флота Великобритании была создана.

С 1894 г. колониальные захваты стали одной из главных целей внешней политики Германии. В пользу заморской колониальной экспансии и строительства сильного флота заработала мощная пропагандистская машина кайзеровского рейха. В течение многих лет гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц (начальник германского морского штаба, асі 897 г. — морской министр), готовил Германию к строительству «большого флота». По его инициативе к популяризации флота привлекались издатели, художники и литераторы. Начал издаваться военно-морской журнал; школьникам за сочинения на морские темы выдавались награды; премировались художники и писатели, посвятившие свое творчество военно-морскому делу. Вместе с созданием морской мощи шла кропотливая подготовка общественного мнения [2]. В 1898 г. в Германии была создана своя военно-морская лига, число членов которой уже в 1901 г. достигло 600 000 человек. Число лиц, состоявших в военно-морской лиге Великобритании, в том же году составило только 15 000 человек [3].

Вслед за этими двумя морскими державами свои военно-морские лиги были созданы во Франции (1899 г.), Италии (1901 г.), США (1902 г.), России (1906 г.), Швеции (1906 г.). Воздействуя на общественное мнение, в том числе с помощью организации морских выставок и пропаганды флотской истории, морские лиги способствовали росту интереса не только к флоту, но и к морским музеям. Начался рост числа обществ любителей морской истории, которые часто выступали как прообразы современных «обществ друзей музея», организуя выставки и помогая создавать морские музеи. Во многих странах с помощью общественной поддержки на основе государственных и частных морских коллекций создавались музеи, обретавшие статус национальных. Широкое развитие получило создание при военно-морских частях исторических коллекций, а затем и музеев, в которых видели средство воспитания матросов и пропаганды флотских традиций. Заметное влияние на развитие военно-морских музеев оказала первая мировая война: фонды музеев пополнились новыми боевыми реликвиями, а после окончания войны и победители и побежденные, посвящая экспозиции морских музеев повествованиям о военных подвигах, стали разрабатывать новые методы экспозиционной работы. Новый всплеск милитаризма и мировой гонки вооружений в 1930-х гг. также отразился на морских музеях.

С «технической революцией» в области кораблестроения, поддержкой общественных организаций и пропагандой «маринизма» связано создание британского Национального морского музея. Процесс этот был долгим и сложным, в результате чего «владычица морей» оказалась обладательницей национального морского музейного собрания относительно поздно. В 1864 г. в Лондоне, в Южном Кенсингтоне, была открыта Школа кораблестроения. Коллекция моделей, хранившихся до этого в Сомерсет-хаусе, перешла в распоряжение Школы. Директор Школы кораблестроения стал числиться и руководителем созданного на основе этой коллекции «Военно-морского музея». Сам же «Военно-морской музей» был включен в состав обширного Музея Южного Кенсингтона (The South Kensington Museum), став на время его составной частью. Но в 1873 г. Школа кораблестроения вместе с коллекцией моделей («Военно-морским музеем», представлявшим собой скорее модель-камеру) переехала в пригород Лондона Гринвич. В 1910 г. было основано Общество морских исследований (The Society for Nautical Research), первоначально боровшееся за сохранение и реставрацию прославленного корабля Нельсона «Виктори», а в 1924 г. обратившееся к идее создания национального морского музея. Общество было очень влиятельной организацией, его членами были выдающиеся адмиралы, историки и политические деятели. Однако и им потребовалось десять лет, чтобы в 1934 г. было наконец принято постановление об основании Национального морского музея. Он был создан путем слияния нескольких государственных и частных коллекций моделей. В апреле 1937 г. король Георг VI торжественно открыл в Гринвиче Национальный морской музей. Однако музей был открыт для посетителей лишь два с половиной года. В годы второй мировой войны он был закрыт, однако это не помешало ему пополниться новыми поступлениями [4]. Открытый после войны британский Национальный морской музей активно развивался. Богатое морское прошлое и традиции страны быстро сделали этот относительно молодой музей самым крупным по размерам фондов морским музеем мира.

Вторая половина XIX и первая половина XX в. во многих странах стали периодом становления морских музеев, ныне являющихся крупнейшими. В Швеции на основе созданных еще в XVIII в. модель-камер были созданы Музей мореплавания в Гетеборге (1913 г.) и Государственный исторический морской музей в Стокгольме (1938 г.) [5]. В Италии уже упоминавшаяся венецианская коллекция моделей, побывав в XIX в. в руках французских и австрийских оккупационных властей, в 1866 г. была наконец передана Итальянскому королевскому флоту, а в 1923 г. на основе этой коллекции был создан государственный Исторический военно-морской музей [6]. В тот же период создаются морские музеи в других итальянских городах — Генуе (1928 г.) [7] и Милане (1922-1932 гг.) [8]. В Роттердаме (Нидерланды) в 1873 г. был создан Морской музей принца Хендрика (назван в честь своего основателя, реформатора голландского флота, брата короля Виллема III [9]) — ныне один из богатейших морских музеев Европы [10]. В 1879 г. в Болгарии при помощи российских морских офицеров было положено начало коллекции Морского музея, который был открыт в Варне в 1923 г. [11]. Создаются новые крупные морские музеи в Финляндии (Морской музей Аландских островов в порту Мариехамн, основан в 1936 г. [12]), в Испании (Барселонский Морской музей, созданный в 1929 г. и открытый для широкой публики в 1941 г. [13]), в США (в 1929 г. создан Музей морского порта города Мистик [14]; в 1930 г. открыт Музей китобойного промысла, г. Нантакет [15]). В 1943 г., к столетию со дня основания крупной датской судостроительной фирмы «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене был открыт музей этого предприятия — пожалуй, первый зарубежный музей морского завода. Однако шла вторая мировая война, и налеты британской авиации заставили всего через три месяца эвакуировать музейные коллекции. После войны, в 1946 г., Музей «Бурмейстер ог Вайн» (Burmeister & Wain Museum) был открыт вновь [16]. Ныне он носит название Музея судостроения. Вообще сеть морских музеев в мире с 1851 по 1945 г. выросла более чем в 5 раз [17].

Развитие отечественной сети морских музеев во второй половине XX - начале XXI века

После второй мировой войны начался бурный рост числа морских музеев. В ответ на ускорение прогресса в обществе усилилась тяга к прошлому, интерес к историческим памятникам, в том числе укрепилось стремление к сохранению морского наследия. Развитие техники, изменения в экономике и промышленности привели к тому, что стали уходить в прошлое многие морские промыслы. Чтобы вдохнуть новую жизнь в старые приморские города, вступившие в полосу перемен и стремящиеся обзавестись новыми достопримечательностями для привлечения туристов, стали создаваться новые морские музеи. Этому способствовал рост экономических возможностей, особенно у Соединенных Штатов, чья экономика в результате второй мировой войны лишь укрепилась. Поэтому не случайно, что именно в США число морских музеев особенно возросло, а их размеры отличаются особенной грандиозностью.

Попытаемся рассмотреть все многообразие существующих морских музеев. Морские музеи можно разделить и на следующие типы:

1. Национальные — располагаются, как правило, в столице или в крупнейшем городе-порте государства. Термин «национальный» может содержаться в названии музея (например, Национальный морской музей, Гринвич, Великобритания), может отсутствовать в официальном названии музея и являться неофициальным (например, Немецкий музей судоходства, Бремерхафен, Германия [1]) или может быть заменен другим термином (например, Центральный военно-морской музей, С.-Петербург, Россия). Основное отличие подобного музея в том, что он играет важную роль в масштабе всей страны, поэтому имеет статус национального, что дает ему право оказывать помощь другим морским музеям и быть консультативным учреждением в области морского наследия для органов государственной власти. Национальные морские музеи выделяются большими размерами своих коллекций, их экспозиция охватывает всю морскую историю страны. Часто эти музеи имеют филиалы или представляют собой целые комплексы морских культурно-просветительных учреждений.

2. Местные морские музеи. Эти музеи отличаются от национальных меньшим размером коллекций, их экспозиция посвящена истории конкретного региона, порта, общины. По подходу они сходны с обычными краеведческими музеями, но, в отличие от них, посвящены лишь одной морской тематике.

3. Специализированные морские музеи — музеи, посвященные отдельной теме, а не всем или многим аспектам морской истории (судно-музей, мемориальный музей). «Размер» подобных музеев может быть и очень крупным и очень малым.

В зависимости от доминирующего профиля коллекций морские музеи можно разделить на исторические, технические, естественнонаучные и комплексные. Эти основные классы в свою очередь делятся на виды — в зависимости от особенностей коллекций и экспозиций музеев.

1. Исторические морские музеи, рассказывая о взаимодействии человека и водной среды, делают акцент на социальном аспекте этого взаимодействия. Они включают следующие виды:

1.1. Музеи истории мореплавания, чьи экспонаты повествуют об освоении человечеством водной стихии, о географических открытиях, о развитии портов и судоходства (музеи, многие из которых являются национальными, например, Государственный морской музей Нидерландов, Немецкий музей судоходства); некоторые из этих музеев могут быть названы этнографическими, так как делают акцент на национальных особенностях морской культуры;

1.2. Военно-исторические морские музеи, чьи коллекции рассказывают о развитии военно-морского флота как государственного института, боевой службе кораблей и морских сражениях прошлого (например, российский Центральный военно-морской музей, Королевский датский Военно-морской музей [2]);

1.3. Археологические морские музеи, чьи коллекции создавались за счет находок, преимущественно, подводной археологии (например, шведский Музей корабля «Васа» [3] или датский Музей кораблей викингов [4]);

1.4. Морские музеи персоналий, посвященные личности какого-то одного прославленного моряка — флотоводца, судостроителя или мореплавателя (например, Дом-музей Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова [5] в Архангельской области, Россия, или Музей «Дом капитана Джеймса Кука» в Мельбурне, Австралия [6]).

1.5. Историко-монографические морские музеи, посвященные истории отдельного морского учреждения, научной организации, военной части, учебного заведения, (например, Музей Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения, С.-Петербург, или Музей истории Дальневосточной морской академии имени Г. И. Невельского, Владивосток, Россия). В силу особенностей развития отечественного музейного дела такие музеи характерны для нашей страны и редко встречаются за рубежом.

2. Технические морские музеи делают акцент на развитии средств покорения водной стихии. Можно выделить такие их виды:

2.1. Музеи судостроения, например, Музей истории судостроения и флота (Николаев, Украина) или Музей судостроения (Копенгаген, Дания);

2.2. Музеи морской техники, частным случаем которых являются музеи спасения на водах (демонстрируют различные типы спасательных средств и рассказывают о методах их применения).

3. Естественнонаучные или океанологические морские музеи посвящены наукам, изучающим Мировой океан. Можно выделить следующие виды:

3.1. Гидробиологические морские музеи, главное место в экспозиции которых уделяется морской флоре и фауне; к музеям этого вида относятся музеи аквариумы (океанариумы);

3.2. Гидрографические морские музеи, которые мало распространены. Гидрография — прикладная географическая наука, занимающаяся исследованием и описанием географических и геофизических характеристик океанов, морей, водохранилищ, озер и рек с целью обеспечения безопасности судоходства и мореплавания, эффективного использования средств военно-морского, транспортного и рыбопромыслового флотов. К гидрографическим морским музеям можно отнести экспозиции музеефицированных старых маяков, Музей

Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации в С.-Петербурге или музей старинных океанографических приборов при Институте талассографии («мореведения», основной профиль работы института — гидрология и физика моря) в итальянском городе Тиесте [7]. Особенно много старых маяков музеефицировано на побережье США, но и в нашей стране в старинном маяке на Белосарайской косе Азовского моря (бывшая Украинская ССР) был открыт музей, в экспозиции которого были представлены компасы и лоции, звездный глобус и штурманские карты, многочисленные материалы, рассказывающие о жизни и деятельности гидрографов Азовского пароходства [8].

4. К классу комплексных музеев можно отнести очень значительную часть морских музеев. Наиболее типичные примеры:

— суда-музеи (представляющие историческую ценность суда, на которых размещена экспозиция; но и сами по себе они являются своеобразной экспозицией). Суда-музеи неразрывно соединяют два профиля — исторический и технический: музейная экспозиция рассказывает об истории корабля, но сам корабль — произведение техники.

— музеи морских промыслов (чаще всего встречаются музеи рыболовного и китобойного промысла, например, Музей Северного рыболовного флота в Архангельске, Россия, или Музей китобойного промысла в Нантакете, США; сюда же можно отнести музеи, повествующие о способах переработки даров моря). Соединяют в себе сразу три направления — историческое, техническое и естественнонаучное.

Похожие диссертации на Становление и развитие морских музеев России