Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Продвижение этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве Самаковская, Олеся Валериевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самаковская, Олеся Валериевна. Продвижение этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03 / Самаковская Олеся Валериевна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств].- Кемерово, 2012.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/62

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии как средство сохранения и трансляции этнокультурного наследия музеев Западной Сибири 18

1.1. Эволюция музея в контексте культуры информационного общества и развития информационно-коммуникационных технологий 18

1.2. Этнографические музеи Западной Сибири как объект исследования 61

1.3. Функциональная типология музеев в решении проблем создания музейных сайтов 101

Глава 2. Формирование контента сайтов этнографических музеев 143

2.1. Исследование виртуального представительства этнографических музеев Западной Сибири в информационном пространстве 143

2 2 Информационный образ как основа формирования контента сайтов этнографических музеев 156

2.3. Методика формирования контента сайтов этнографических музеев 171

Заключение 197

Список литературы 202

Приложения 219

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В решении проблемы сохранения уникального культурного и природного наследия отдельных стран, регионов, культурных и национальных сообществ в современном динамично меняющемся мире, подверженном действию процессов глобализации, особая роль принадлежит музеям. В условиях становления информационного общества, атрибутом которого являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), перед музеями встает новая задача - определение смысла и назначения музея в новой электронной среде, осмысление инновационных технологических возможностей, обеспечивающих доступ к культурным ценностям, сосредоточенным в музеях, для широких слоев населения. Во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии подчеркивается, что охрана и поддержка культур коренных народов, а также свободный доступ широкой публики к средствам их выражения и распространения, являются абсолютно необходимыми и обязательными в условиях глобализации.

Сохранение и продвижение культурного наследия как важнейшего фактора национальной идентичности особое значение имеет для этнографических музеев. Это обусловлено тем, что именно этнографические музеи изучают особенности национальной культуры и передают их последующим поколениям, а их главным отличием от других видов музеев является неразрывная связь с конкретным этносом.

Стремительное развитие ИКТ открыло для этнографических музеев принципиально новые возможности в решении одной из своих главных задач - предоставление доступа к этнокультурному наследию самой широкой публике, о чем свидетельствуют, в частности, материалы важнейших российских и международных конференций (например, «EVA») и проектов («Minerva», «Minerva +», «Электронная Россия» и др.).

Основную роль при этом играют сайты музеев - виртуальные представительства в сети Интернет реальных музеев, обеспечивающие непрерывный доступ к информации независимо от местонахождения пользователей и времени их обращения к музейному информационному ресурсу. Сайты этнографических музеев также имеют большое значение при решении задач популяризации, укрепления и сохранения культуры и языка различных народов.

В данном исследовании предпринимается попытка теоретически осмыслить и обосновать роль сайтов как важнейшего средства, обеспечивающего качественное представление информации о западносибирских этнографических музеях и их коллекциях в электронном информационном пространстве - Интернет.

Степень разработанности темы исследования. Тема диссертационного исследования является междисциплинарной. Она находится на стыке культурологии, музееведения, этнографии, информатики. В связи с этим весь изученный по теме диссертации массив публикаций может быть сгруппирован в четыре больших блока:

Первый блок содержит исследования, касающиеся проблем трансформации сферы культуры в целом и музейных учреждений в частности в условиях становления информационного общества.

Изучены существующие подходы в исследовании культуры информационного общества. В основу данного исследования положена классификация методологических подходов, предложенная А. Ю. Гиль. Теоретико-дескриптивный и критический подходы позволяют выделить оптимистические и пессимистические прогнозы происходящих изменений в сфере культуры.

Сторонники теоретико-дескриптивного подхода (Д. Белл, М. Кастельс, А. Тоффлер, Ю. Хабермас, А. Турен, Т. В. Андрианова, М. А. Ариарский, А. С. Дриккер, Н. В. Браккер, Л. А. Куйбышев, Н. М. Чернецкая, И. А. Негодаев, Н. И. Гендина, С. X. Ляпин, А. Б. Антопольский, А. Б. Долгий, А. В. Костина и др.) отмечают положительные стороны развития сферы культуры под влиянием ИКТ, среди которых можно выделить: виртуальность, образность, плюрализм, децентрализацию, сетевое взаимодействие, мобильность, интеграции национальных культур, возрастающий уровень образованности личности, преодоление кризиса цивилизации, свободное развитие индивида.

Сторонники критического подхода (Г. Маркузе, Ж. Бодрийяр, Т. Адорно, А. Крокер, М. Хоркхаймер, Д. Пьем, И. Л. Набок и др.), напротив, относятся с опасением к технологическим инновациям в сфере культуры. Отрицательные последствия дальнейшего развития культуры в условиях информационного общества они видят в коммерциализации, сериализации, универсальности, гибели идеалов культуры, гомогенизации культуры - приведению к единому знаменателю, ценностном выравнивании разноуровневых явлений, перенасыщении информационной среды.

Проблемам трансформации учреждений культуры под влиянием ИКТ, в частности музеев, посвящены работы российских авторов Л. Я. Ноля, А. В. Лебедева, А. В. Дремайлова, Н. А. Никишина, А. Ю. Гиль, Е. А. Кокориной, Е. Н. Мастеницы, К. А. Наседкина, И. В. Пролеткина, М. Е. Шпак, Л. Л. Калининой, О. Ю. Волкова, Н. А. Борисовой и др.

Второй блок публикаций посвящен комплексному изучению объекта исследования - этнографического музея, - проблемам его функциональной деятельности.

Целостное представление о музее, в частности этнографическом музее, - его видах, функциях, структурных компонентах, - формировалось

на основе базовых определений из нормативных, методических, учебных, справочных, научных, периодических изданий, электронных ресурсов. Особо отметим публикации по музееведению Т. Ю. Юреневой, Э. А. Шулеповой, М. Е. Каулен, И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой, С. И. Сотниковой, Е. А. Поправко, Г. Е. Костораковой, О. В. Лысиковой, А. И. Мартынова, А. М. Кулемзина, А. Д. Тельчарова, Л. М. Шляхтиной и др.

Проблемы функциональной деятельности музеев подробно рассматривались в работах А. М. Разгона, Д. А. Равикович, Е. М. Акулич, Ю. П. Пищулина, Л. Д. Прохоровой, Н. Ф. Петровой, В. Ю. Дукельского, А. И. Фролова, Е. А. Поляковой, О. Н. Труевцевой, Ю. В. Зиновьевой, Е. Г. Вансловой, В. М. Грусман, М. И. Решетниковой, М. Ю. Юхневич и др.

На основе работ Н. А. Томилова, В. М. Кимеева, Г. Г. Сорокиной, Е. Г. Артемова, А. В. Смеляковой установлены и классифицированы функции, специфичные для музеев, в фондах которых содержатся этнографические коллекции.

Третий блок публикаций включает работы по этнографии и этнографическому музееведению Западной Сибири.

Комплектованию музейных этнографических экспонатов посвящены работы В. А. Дмитриева, А. В. Коновалова, Е. Я. Тимофеевой,

A. М. Решетова, Л. П. Потапова, Н. М. Романовой.

Этнография Западной Сибири отражена в работах 3. Я. Бояршиновой, Н. А. Томилова, И. В. Захаровой, А. П. Деревянко, Т. Б. Смирновой,

B. М. Кулемзина, В. М. Кимеева, Т. И. Кимеевой, Н. П. Макарова,
В. А. Тишкова, А. В. Журавского, Г. М. Патрушевой, О. Е. Казьминой,
Г. Т. Паули и др.

Четвертый блок публикаций содержит работы, характеризующие теоретические подходы к созданию музейных сайтов.

В качестве основных документальных источников по проблемам понятийно-терминологического аппарата, отражающего использование информационно-коммуникационных технологий, использованы:

- из отечественных публикаций - ГОСТ Р «Информационно-
коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»,
«Единый глоссарий электронного государства», «Глоссарий по
информационному обществу», «Словарь актуальных музейных терминов»,
учебные пособия по информационным технологиям под редакцией
Б. Я. Советова, В. В. Цехановского, Ю. И. Еременко, Н. В. Макаровой,
Т. В. Ашутовой, Ф. С. Воройского, Ю. А. Шафрина, А. В. Федорчука,
В. И. Першикова и др.;

- из зарубежных публикаций - «Глоссарий по телекоммуникациям за
2007 год» (Telecom Glossary - 2007), соответствующий американскому

национальному стандарту по телекоммуникациям, а также «Словарь Энциклопедии Британника» (Encyclopedia Britannica Dictionary).

В диссертации проанализированы основные направления государственной информационной политики, изложенные в следующих нормативно-правовых документах: «Федеральная целевая программа Электронная Россия (2002-2010 годы)», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)», Проект концепции ФЦП «Культура России (2012-2016 годы)».

Компонентная структура, принципы проектирования основных разделов музейного сайта рассматривались в работах российский авторов Л. Я. Ноля, А. В. Лебедева, К. А. Наседкина, О. Ю. Волкова, С. С. Константиновой. Зарубежный опыт исследован в рамках электронных курсов проекта F-MU.S.EU.M (Мультимедийная система для европейских музеев) и рекомендаций итальянского Комитета WP5 Italia (Комитет по разработке прототипа культурно-массовых веб-сайтов).

Разработка методик исследования сайтов и проблемы создания информационного образа объекта сайтостроения нашли отражение в публикациях специалистов НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств (работы Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, О. И. Алдохиной и др.).

Предлагаемый диссертантом подход к формированию структуры музейного сайта согласуется с основополагающими документами, принятыми в рамках международных проектов «MINERVA» и «MINERVA PLUS»: «Принципы качества веб-сайтов по культуре. Руководство», а также «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. Рекомендации».

Проблема исследования. Несмотря на обширную базу исследований по вопросам трансформации музейной деятельности в условиях информационного общества, в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий, можно констатировать практически полное отсутствие публикаций по разработке теоретических подходов продвижения музейной информации средствами ИКТ в электронном информационном пространстве.

Объект исследования - этнографические музеи Западной Сибири.

Предмет исследования - продвижение этнографических музеев в
информационном пространстве средствами информационно-

коммуникационных технологий.

Цель исследования - теоретическое обоснование формирования контента сайтов этнографических музеев для продвижения

этнокультурного наследия народов Западной Сибири в электронном информационном пространстве.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Обосновать влияние культуры информационного общества и информационно-коммуникационных технологий на эволюцию музеев.

  2. Оценить современное состояние информатизации западносибирских музеев, имеющих этнографические коллекции, а также степень их доступности в Интернет.

  3. Охарактеризовать теоретические подходы к созданию музейных сайтов.

  4. Исследовать виртуальное представительство этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве.

  5. Разработать методику формирования контента сайтов этнографических музеев.

Методология и методы исследования. В исследовании использован комплекс методологических подходов, включая сравнительно-исторический, структурно-функциональный, типологический подходы. Сравнительно-исторический подход используется для выявления и сопоставления основных этапов развития информатизации отечественных музеев. Структурно-функциональный и типологический подходы - для определения основных характеристик, относящихся к музеям: типы, выполняемые функции, направления деятельности, категории посетителей, структурные компоненты.

В ходе исследования применялись следующие методы:

- метод терминологического анализа дефиниций - для
характеристики понятийно-терминологического аппарата в области
музееведения и выявления сущности базовых понятий исследования:
«информационное общество», «информационные технологии»,
«информационно-коммуникационные технологии», «контент сайта»;

- количественный анализ документального потока отечественных и
зарубежных публикаций по информатизации музеев, а также
диссертационных исследований по проблемам трансформации
деятельности музеев в контексте использования информационно-
коммуникационных технологий за период 2002-2011 гг. - для определения
степени изученности и уровня обобщения данных, выявления ведущих
научных центров, ведущих авторов, анализа динамики и тенденций
профессионального интереса к проблемам информатизации учреждений
культуры в целом и музеев в частности;

- семантический анализ публикаций - для выявления
оптимистических и пессимистических прогнозов происходящих
изменений в сфере культуры с приходом информационного общества

(сторонников теоретико-дескриптивного и критического подходов в исследовании культуры информационного общества);

- формализованный (аспектний) анализ публикаций - для выявления
важнейших аспектов, характеризующих объект исследования -
этнографический музей: классификационная характеристика,
выполняемые функции, направления деятельности, категории посетителей,
структурные компоненты (фонды, коллекции, выставки и др.);

- сравнительный анализ традиционных и инновационных
(современных электронных) форм работы с музейной аудиторией,
применяемых в музеях - для определения качественных изменений и
расширения способов трансляции информации в культурно-
образовательных целях с использованием информационно-
коммуникационных технологий;

- метод экспертной оценки документального потока отечественных
и зарубежных публикаций по музейному сайтостроению - для выявления
и оценки существующих способов структурирования информации на
музейных сайтах;

- социологические методы (дистанционное анкетирование,
наблюдение) - для изучения и оценки современного состояния
информатизации западносибирских музеев, имеющих этнографические
коллекции, а также степени их доступности в Интернет;

- метод контент-анализа музейных сайтов - для выявления
информационного наполнения сайтов западносибирских музеев;

- метод моделирования - для наглядного описания предлагаемого
подхода формирования контента музейного сайта.

Территориальные рамки исследования ограничиваются современными территориями Западной Сибири. В соответствии с административно-территориальным делением к Западной Сибири относятся Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области, которые входят в Сибирский федеральный округ и Тюменская область (включая Ханты-мансийский и Ямало-ненецкий автономные округа), которая входит в Уральский федеральный округ.

Основной эмпирической базой исследования явились результаты экспертного опроса руководителей музеев Западной Сибири, в фондах которых содержатся этнографические коллекции. Это 30 музеев различной формы собственности (государственные, муниципальные, ведомственные), в том числе:

- в Республике Алтай: Национальный музей Республики Алтай им. А.
В. Анохина;

- в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области:
Пуровский районный историко -краеведческий музей, Овгортский

краеведческий музей (филиал), Ямальский районный музей, Филиал Музея истории и археологии г. Надыма - «Дом природы»;

в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области: Нижневартовский краеведческий музей им. Т. Д. Шуваева, Сургутский краеведческий музей, Шеркальский этнографический музей, Краеведческий экомузей;

в Алтайском крае: Алтайский районный краеведческий музей, Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки, Залесовский районный краеведческий музей;

- в Кемеровской области: Историко-культурный и природный музей-
заповедник «Томская Писаница», Исторический музей Управления
культуры администрации Тисульского района, Музей «Археология,
этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного
университета, Новокузнецкий краеведческий музей, Крапивинский
районный краеведческий музей, Осинниковский городской краеведческий
музей администрации г. Осинники, Мысковский историко-
этнографический музей, Гурьевский городской краеведческий музей;

в Новосибирской области: Новосибирский государственный краеведческий музей, Ордынский историко-художественный музей, Каргатский историко-краеведческий музей, Искитимский городской историко-художественный музей» города Искитима;

в Омской области: Омский государственный историко-краеведческий музей, Москаленский областной музей краеведения, Музей истории Московско-Сибирского тракта, Музей археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского;

- в Томской области: Томский областной краеведческий музей, Музей
г. Северска.

Научная новизна исследования:

  1. Проведена систематизация основных направлений деятельности музеев, отражающих влияние информационно-коммуникационных технологий на продвижение музеев в электронном информационном пространстве.

  2. Выявлен уровень и определено современное состояние информатизации музеев западносибирского региона, имеющих этнографические коллекции, а также степень их доступности в Интернет, на основе результатов экспертного опроса руководителей музеев.

  3. Теоретически обоснован подход к формированию контента сайтов этнографических музеев, базирующийся на учете типа, профиля и выполняемых музеем функций, а также информационных потребностей пользователей.

  4. Разработана методика формирования контента сайтов этнографических музеев как инструмент продвижения этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве, на

основе которой созданы три варианта структуры контента музейных сайтов: для этнографических музеев, для музеев комплексного профиля, для экомузеев.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В условиях информационного общества социальная роль музеев повышается за счет трансляции информации о деятельности и хранимых в музеях культурных ценностях средствами ИКТ. Музейные сайты являются основным средством продвижения музеев в электронном информационном пространстве.

  2. Противоречие между культурным потенциалом музейных ИКТ и степенью их практической реализации в этнографических музеях Западной Сибири проявляется в слабой адаптации большинства музеев к условиям информационного общества. Доля музеев, располагающих сайтами, составляет лишь 17%. Вследствие этого хранящееся в музеях культурное наследие остается закрытым для доступа широкой публики в электронном информационном пространстве.

  3. Сдерживающим фактором, препятствующим полному и точному отражению богатых региональных музейных коллекций в Интернет, является неразработанность теории создания контента музейных сайтов. Разработка контента сайтов музеев в настоящее время носит сугубо эмпирический, субъективный характер. Недостаточность отражения информации об этнокультурном наследии западносибирских музеев в Интернет, ее некачественное представление в структуре музейных сайтов существенно ограничивают доступ пользователей к культурным ценностям.

  4. Формирование контента сайтов этнографических музеев, являющихся основным средством продвижения музеев в электронном информационном пространстве, должно базироваться на учете взаимодополняющих факторов. К числу этих факторов относятся тип музея, выполняемые музеем функции (типичные и специфичные), информационные потребности всех категорий пользователей. Разработанная структура контента сайта позволяет раскрыть функции конкретного музея, удовлетворить информационные потребности различных категорий пользователей, обеспечить продвижение наиболее важной музейной информации в глобальной сети.

5. Методика формирования контента сайтов этнографических музеев
предполагает выполнение следующих этапов: изучение понятийного
аппарата в области музееведения, этнографии; анализ учебных,
методических, нормативно-правовых, справочных изданий, в ходе
которого выявляются и упорядочиваются существенные признаки,
присущие объекту сайтостроения, определяются специфические
особенности деятельности этнографического музея; составление
обобщенной характеристики этнографического музея; постановка цели и

задач сайта этнографического музея, определение его целевой аудитории; определение семантического ядра контента сайта этнографического музея; определение состава рубрик и подрубрик сайта этнографического музея и установление их взаимосвязей.

Теоретическая значимость. Диссертация углубляет теоретические
представления о влиянии информационно-коммуникационных технологий
на расширение социальных функций музеев в эпоху информационного
общества, обобщает сведения, характеризующие изменения во всех
основных направлениях музейной деятельности, вызванные внедрением и
использованием ИКТ, раскрывает особую роль ИКТ в предоставлении
публике открытого доступа к музейным ценностям. Предложена
концепция формирования контента сайтов этнографических музеев,
интегрирующая достижения современной музеологии (исследования
типов, профилей и функций, выполняемых музеями), прикладной
культурологии (проектирование и прогнозирование культурных

процессов, развитие межкультурных коммуникаций, расширение сферы знаний в области культурного наследия) и теории информатики (изучение информационных потребностей различных категорий пользователей, принципов и методов структурирования информационных массивов), что отражает интегративные тенденции в развитии современного научного знания.

Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы этнографических музеев, позволяя с помощью современных информационно-коммуникационных технологий совершенствовать свою деятельность, адекватно представлять многонациональную культуру различных регионов России в мировом информационном пространстве. Разработанная структура контента сайта музея, созданная в ходе исследования, может служить прототипом проекта при создании или редактировании этнографических музейных сайтов. Материалы исследования могут использоваться при организации учебного процесса, в дисциплинах профессионального и специального циклов для подготовки специалистов музейной деятельности, а также в системе повышения квалификации работников музеев.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях и форумах различного уровня: IX и XI Международная конференция «EVA Москва» (Москва, 2006, 2008), Международная научно-практическая конференция «Глобализация и пути сохранения традиционной культуры» (Кемерово, 2010), Международный научно-практический форум «Славянский мир. Диалог культур» (Кемерово, 2011), III Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование молодежи в информационном обществе» (Томск, 2009), VII Всероссийская научно-практическая конференция «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов» (Санкт-Петербург,

2011), Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2008, 2009, 2010, 2011).

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Результаты исследования были использованы в работе семинара-практикума для сотрудников музеев Кемеровской области по теме «Электронные ресурсы в музее», организованном ГОУ «Областной учебно-методический центр работников культуры и искусства» совместно с музеем-заповедником «Томская Писаница» (Кемерово, 2010).

Разработанная автором диссертации структура контента сайта внедрена с 2008 года в ГАУК КО «Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская Писаница"». Сайт этого музея () занимает высокие позиции в рейтинге российских музейных сайтов (на портале ) и неоднократно был отмечен жюри профессиональных конкурсов веб-сайтов: диплом за победу в номинации «Лучший научно-познавательный ресурс» (региональный конкурс Web-ресурсов «Интернетционал 2009»), диплом за победу сайта в XX Всероссийском Интернет-конкурсе Web-ресурсов «Золотой сайт 2010» в номинации «Тематические и познавательные сайты края», диплом финалиста за победу сайта в XI Всероссийском Интернет-конкурсе Web-ресурсов «Золотой сайт 2011» в номинации «Музеи, библиотеки, архивы, галереи».

Структура работы. Структура диссертации определяется целью исследования, последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 260 страниц. Библиография включает 237 наименований.

Эволюция музея в контексте культуры информационного общества и развития информационно-коммуникационных технологий

Конец XX - начало XXI века характеризуются становлением информационного общества, в котором информация служит важнейшим показателем развития общества в целом. Стремительное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) приобретает сегодня всеобъемлющий характер, поскольку затрагивает все сферы жизнедеятельности общества - политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру, международные отношения в целом. Информационные ресурсы становятся одним из ценнейших элементов как национального, так и общечеловеческого достояния.

В настоящее время изменения, происходящие в социокультурных институтах с использованием информационных технологий, носят глобальный характер. Поскольку эти изменения возникли не внезапно, скачкообразно, а развиваются на протяжении многих лет постепенно, расширяясь и совершенствуясь с каждым годом, на наш взгляд, наблюдаются определенные признаки эволюционного процесса. Определение «эволюция» (от лат. evolutio - развёртывание) означает в широком смысле - изменение, развитие объекта [137, с.377]. Всякое эволюционное развитие базируется на способности к передаче информации: биологической, закодированной генотипе и культурной, кодирующейся в знаково-символических системах. [102, С.91]. Принцип эволюции универсален и применяется к разным объектам. Мы предполагаем, что в информационном обществе наблюдается процесс эволюции применительно к музейным учреждениям. с целью выявления основных изменений и тенденций развития музейных учреждений в условиях становления информационного общества был проанализирован документальный поток по музееведению. Основой для анализа послужили «Летописи авторефератов диссертаций» (период с 2002 по 2011гг.).

В результате было проанализировано 120 выпусков летописей, изданных за последние десять лет, по разделу «069 Музеи». Процедура отбора авторефератов диссертаций включала в себя следующие этапы:

1. Просмотр раздела «069 Музеи» с целью выявления тем авторефератов диссертаций, отражающих процессы трансформации музея в различные периоды времени. При отборе тем в состав изучаемой выборки в качестве ориентиров использовались такие ключевые слова и выражения в составе названий авторефератов, как «современные формы деятельности», «в условиях трансформации российского общества», «в современном обществе», «в информационном обществе» и т.п.

2. Анализ текста выбранных авторефератов диссертаций на наличие в них разделов, посвященных рассматриваемой нами проблематике: использование ИКТ в деятельности музея.

Результаты анализа представлены в таблице 1.1.

Анализ авторефератов диссертаций показал, что в настоящее время практика опережает теоретическое обоснование процесса использования информационно-коммуникационных технологий в музейной деятельности. Несмотря на то, что становление информационного общества и его влияние на музейную отрасль начинается со второй половины 20 столетия, научные работы, связанные с рассматриваемой проблематикой, стали появляться совсем недавно.

Исследование Т. Ю. Юреневой [229] посвящено анализу генезиса и эволюции музея в контексте исторической динамики культуры от античного времени до современности. В данном исследовании эволюция музея в XX в. рассмотрена с учетом появления новых информационных технологий в музейной практике. Автор пишет о том, что музейное сообщество получило возможность необычайно расширять свою аудиторию, выходя далеко за пределы физической зоны обслуживания посетителей, появляются виртуальные пространства, в которых посетители могут знакомиться с памятниками культуры. При этом Т. Ю. Юренева отмечает, что наметившиеся изменения в музеях с приходом информационных технологий порождают прогнозы относительно возможности исчезновения в ближайшем будущем музея как актуального культурного института. Однако, по мнению Т. Ю. Юреневой, природа музея, его специфические особенности как культурного феномена, отличающие его от всех других институтов культуры не дают оснований для таких прогнозов. В условиях, когда все возрастающий поток визуальной информации сопровождается снижением «визуальной культуры», способности к эстетическому восприятию и воображению, утратой чувства «подлинности», что, в свою очередь, негативно проявляется во всех сферах социальной и культурной жизни, значение музея только возрастает.

Подводя итоги, Т. Ю. Юренева отмечает - «Важность виртуальных музеев очевидна и бесспорна, но их появление отнюдь не отрицает необходимости существования реальных музеев и ничуть не уменьшает их значимости. Ведь встречу с подлинным шедевром человеческого гения не могут заменить никакие воспроизведения, даже если они созданы на основе самых передовых и выдающихся технологий. Реальный музей тоже позволяет переступить границы времени и пространства, но одновременно он продолжает оставаться важнейшим и незаменимым хранилищем предметов, тех элементов коллективной памяти и преемственности культуры, которые составляют основу любой цивилизации» [229].

Ю. В. Ивановой [71] рассмотрена социокультурная роль музеев в XX в. и оценка этой роли различными слоями общества. В данном исследовании проблема «виртуальных музеев» и их отношения к традиционным, основанным на предметных экспонатах, музеям. Автор отмечает, что этот ВОПРОС лишь бегло обрисован в рамках анализа статуса современных музеев. хотя проблема виртуализации культурного пространства заслуживает отдельного подробного рассмотрения.

В. М. Ахунов [10] дает целостное представление об основных направлениях культурно-образовательной деятельности художественного музея как способа актуализации русского искусства в условиях современной культуры. Отдельный параграф диссертации посвящен роли новых технологий в культурно-образовательной деятельности музея. Рассмотрено использование компьютерных технологий в экспозиционной и выставочной деятельности.

В диссертационном исследовании Н. Н. Заславец [67] рассматривается процесс применения информационных технологий в экспозиционном пространстве музея, как следствие тенденций, наблюдаемых в современном информационном обществе. Автор теоретически обосновывает процесс появления информационных средств в музейной экспозиции в рамках волновой концепции развития общества Э. Тоффлера. В исследовании представлена классификация информационных продуктов, применяемых в экспозиционно-выставочной деятельности, по различным признакам: функциональному признаку, топографическому принципу, по охвату материала по степени взаимодействия с пользователями, по способу осмотра экспозиции по мобильности. Результаты обобщенного опыта Государственного исторического музея в области разработок информационного обеспечения экспозиционно-выставочной деятельности ПОСЛУЖИЛИ основой для выработки автором рекомендаций по повышению эффективности информационных ресурсов в рамках музейной экспозиции с учетом правил их пространственного расположения и приемов компоновки материала в научном и художественном аспектах [67, с. 152].

Этнографические музеи Западной Сибири как объект исследования

Проблема, актуальность которой возрастает с каждым днем, и к которой обращено внимание общественности, - это проблема сохранения культурного наследия, в частности сохранения уникальности культуры различных народов. В решении проблем сохранения культурного наследия, в том числе - сохранении культур различных народов, особое место по праву отводится этнографическим музеям. Это обусловлено тем, что именно этнографические музеи занимаются сохранением объектов национальной культуры, а их главным отличием от других видов музеев является неразрывная связь с конкретным этносом (народом).

Стремительное развитие информатизации открыло для музеев принципиально новые возможности в реализации своих главных задач: внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в традиционные формы музейной работы ведет к изменениям в организации учета и управления музейными коллекциями, развитию научных исследований, появлению новых музейных продуктов, организации виртуальных выставок и экскурсий, ИКТ открывают новые возможности предоставления доступа к культурному наследию [88, с.56]. Доступ к культурному наследию отныне может быть открыт для самой широкой публики, оно может стать предметом обмена и распространения. Популяризация, укрепление и сохранение культуры и языка малочисленных коренных народов возможны также посредством ИКТ, и большое значение при решении этих задач имеют сайты этнографических музеев -виртуальные представительства реальных музеев.

Дальнейшее проведение исследования потребовало изучения этнокультурного наследия западносибирского региона, большая часть которого сосредоточена в музейных этнографических коллекциях, а также изучения состояния информатизации музеев.

Для реализации поставленной цели необходимо было решение следующих задач:

- рассмотреть понятия «этнографический музей», «этнографический предмет», «этнографические экспозиции»;

- выявить количество музеев Российской Федерации, в том числе Западной Сибири, содержащих этнографические коллекции;

- изучить имеющийся этнокультурный потенциал музеев Западной Сибири для вхождения в единое информационное пространство;

- проанализировать основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в этнографических музеях Западной Сибири, и проблемы, возникающие при их внедрении и использовании.

Россия представляет собой уникальную цивилизацию и является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Отличительной чертой нашей страны является полиэтничность и поликонфессиональность, этнокультурное наследие страны отличается уникальным многообразием. Культурные традиции народов отражены в фольклоре и народных промыслах, представлены огромным количеством материальных и духовных предметов [164]. Огромную роль в сохранении культурного, исторического, духовно-нравственного наследия призваны играть музеи, в частности, этнографические музеи.

Задачи любого музея, в том числе и этнографического - сохранить, приумножить и передать потомкам культурное наследие, являющееся культурным достоянием России. Д. С. Лихачев считал, что «сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [99].

Главным отличием этнографического музея от других разновидностей музеев является его неразрывная связь с конкретным народом. Именно этнографические музеи занимаются сохранением объектов национальной культуры. Этнографические музеи являются институтом социокультурной памяти народа, этнической или социальной группы. Учитывая профиль этнографических музеев, к их основному фонду относятся подлинные исторические памятники традиционно-бытовой культуры различных народов, имеющие выраженную этническую специфику - как предметы, так и фотографии, отражающие хозяйство, быт, народное искусство, верования, народные знания и т.д. [52]. Задача этнографического музея - не просто удовлетворить информационную и интеллектуальную любознательность посетителя путем показа музейных предметов, но и адаптировать его к конкретной этнографической ситуации. Иными словами, этнографический музей, обеспечивая взаимодействие посетителя музея с элементами фольклора, предметами быта, костюма и т.п., дает не просто овеществленное знание о предметах материальной культуры, а представляет собой сложный механизм социальной и этнической памяти поколений.

Профессор Н. А. Томилов выделяет способность экспозиций этнографических музеев влиять на достижение взаимопонимания между людьми разных национальностей, в том числе и по отношению к русским. В своей статье «Этнография и этнографическое музееведение Сибири во второй половине XX в.» Н. А. Томилов отмечает, что «полиэтнические экспозиции сегодня призваны раскрыть уровень и красоту культуры каждого народа и просветить население в этнографическом плане, помочь избавиться от негативных или неправильных стереотипов в представлениях о других национальностях. Но не менее важную роль призваны сыграть музеи возрождающихся к жизни народов и национальных групп, музеи как национально-культурные центры, в том числе, и экомузеи» [208, с. 17].

Основу деятельности любого музея составляют музейные фонды, состоящие из музейных предметов. Именно музейный предмет является основой всей деятельности музея, реализующей его функции. Музейный фонд этнографического музея составляют этнографические предметы (этнографические экспонаты). В работе А. В. Коновалова и Е. Я. Тимофеевой [89] значение термина «этнографический предмет» определяется, основываясь на понятиях объекта и предмета этнографии, а также на категории этнографического текста. Под объектом этнографии принято понимать этнос, в то время как предметную область науки составляет этнический слой культуры и его ядро - традиционно-бытовая культура. Категория «этнографический текст» рассматривается, в частности, как описание элементов культуры, несущих этнографическую информацию. В соответствии с этой исходной позицией этнографическим предметом является такой материальный предмет, который содержит информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Такая информация обычно проявляется в наборе следующих признаков предмета: форма, материал, способ изготовления, орнамент и сюжет, бытование. При этом бытование рассматривается в четырех аспектах: пространственном (ареал бытования), временном (длительность бытования), частотном (степень бытования) и знаковом (способ бытования) [89]. Итак, этнографический музей - учреждение, хранящее, изучающее этнические (национальные) особенности культуры и передающее их последующим поколениям.

На основании изученных работ, посвященных комплектованию музейных этнографических экспонатов [52, 53, 83, 89, 162], нами были выявлены основные формы представления этнографических собраний, отражающие систему хранения и передачи культурного наследия посредством этнографического музея. Наглядное представление этой системы приводится на рисунке 1.1.

Исследование виртуального представительства этнографических музеев Западной Сибири в информационном пространстве

Особое внимание в ходе нашего исследования уделялось анализу контента существующих музейных сайтов. Объектом исследования на данном этапе явились сайты музеев Западной Сибири, имеющих этнографические коллекции.

В ходе исследования была поставлена задача - определить количество существующих в сети электронных представительств музеев этнографического профиля, а также выяснить, насколько полно отражается на сайтах информация об этих музеях.

Анализ музейных сайтов проводился с использованием методики исследования сайтов, разработанной в НИИ ИТ СС [116], и включал следующие действия:

1. Поиск в Интернет сайтов этнографических музеев:

1.1. проведение информационного поиска по запросам «музей этнографический», «этнографический музей», «сайт этнографического музея» в поисковых системах Yandex, Rambler, Google, а также поиск соответствующих сайтов на музейном портале «Музеи России»;

1.2. выявление сайтов в соответствии с заданным запросом (выбор необходимых ссылок);

1.3. определение количества сайтов этнографических музеев.

2. Определение состава рубрик и подрубрик, выделенных в составе сайтов музеев:

2.1. определение на главной странице сайта разделов (из меню, карты сайта);

2.2. определение подразделов (по ссылкам).

3. Сравнение рубрик (подрубрик) всех сайтов:

3.1. устранение синонимии в названиях разделов;

3.2. подсчет повторяющихся на сайтах рубрик.

4. Определение еастоты встречаемости иубрри к иодрубрик кайтовв

4.1. построение таблицы «Ранжированная частота встречаемости рубрик и подрубрик сайтов»;

4.2. подведение итогов.

Результаты анализа музейных сайтов оказались следующими.

Несмотря на то, что создание сайтов в наши дни становится все более распространенной сферой информационной деятельности, оказалось, что представительство в Интернете музеев, имеющих уникальные этнографические коллекции, чрезвычайно низко.

По данным музейного портала «Музеи России» [119] общее число этнографических музеев - 504, из них 82 (16%) - имеют собственный сайт.

Всего этнографических музеев и музеев, содержащих этнографические коллекции в Западной Сибири - 88, из них лишь 15 музеев имеют собственный вебсайт, что составляет примерно 17%. Свое представительство в Сети имеют следующие музеи (см. табл.2.1.): в ходе анализа веб-ресурсов (см. табл. 2.1.) выявлено 50 рубрик и подрубрик (разделов и подразделов), определяющих структуру контента музейных сайтов, а также 11 компонентов, отвечающих за функциональные возможности рассматриваемых сайтов (см. табл. 2.2.).

В процессе исследования сайтов было установлено, что вся совокупность информации делится на несколько групп:

общая информация о музее

историческая информация

информация, носящая оперативный характер

информация о хранимых ценностях

информация о выставочной деятельности

информация о научной деятельности

информация о культурно-просветительской деятельности

информация об образовательно-воспитательной деятельности музея

информационные ресурсы

информация о сотрудничестве

функциональные возможности на сайте

другое.

Рубрики и подрубрики, отличающиеся по названию, но сходные по содержащейся в них информации, были объединены и размещены в соответствующие группы (см. табл. 2.2.)

В таблице 2.2. напротив каждой рубрики расположены порядковые номера из таблицы 2.1., указывающие на конкретные сайты. Знак «(-)» возле номера означает, что соответствующая рубрика на сайте присутствует, но информация в ней отсутствует (пустая страница), то есть данный раздел фактически является не информативным.

В последнем столбце указано количество сайтов, содержащих конкретную рубрику.

В ходе анализа музейных еайтов выявлено разнообразие рубрик и подрубрик, а также множество подходов к структурированию информации. Отмечено значительное расхождение в составе и названиях рубрик.

После устранения синонимии и подсчета количества повторяющихся рубрик были составлены таблицы, отражающие частоту встречаемости рубрик и подрубрик на обследованных музейных сайтах (см. табл. 2.3.), а также частоту рубрик, отражающих функциональные возможности музейных сайтов (см. табл. 2.4,).

Методика формирования контента сайтов этнографических музеев

Заключительный этап диссертационного исследования заключался в разработке структуры контента сайта этнографического музея.

Как показали результаты проведенного экспертного опроса, большая часть этнокультурного наследия западносибирского региона сосредоточена в музеях этнографических и комплексных (преимущественно, краеведческих музеях и музеях-заповедниках). Учитывая тот факт, что для современного музейного движения западносибирского региона характерна тенденция создания экомузеев, мы поставили задачу создания трех вариантов контента музейных сайтов:

1. для этнографического музея;

2. для музея комплексного профиля;

3. дляэкомузея.

Под формированием контента сайта нами понимается процесс создания информационной структуры, которая описывает во взаимосвязи цель, задачи, целевую аудиторию пользователей, информационные разделы и функциональные возможности сайта.

Предлагаемый в данной диссертации подход к формированию контента музейного музея, базируется на следующих тезисах:

1. Музейный сайт - это, прежде всего, средство распространения информации, характеризующееся:

- содержанием в составе контента сайта социально значимой, достоверной, полной и точной информации о музее и хранимых в нем ценностях;

- систематическим характером распространения дополнительной информации культурной направленности, нацеленной на формирование культурного опыта, самообразование личности;

- общедоступностью.

2. Музейный сайт - это средство реализации основных функций музея: функции образования и воспитания, документирования, научно исследовательской, коммуникативной, информационной.

3. Музейный сайт ориентирован ва целевую аудиторию и предназначен для удовлетворения информационных потребностей следующих категорий пользователей:

- массовые пользователи;

- потенциальные посетители (туристы);

- исследователи (ученые - музееведы, аспиранты и соискатели);

- партнеры и спонсоры;

- руководители и сотрудники данного учреждения;

- руководители и сотрудники других музеев;

- работники федеральных органов управления в сфере культуры ;

- работники органов регионального и муниципального управления в сфере культуры;

- представители туристичееких компаний;

- детская аудитория.

Таким образом, целью сайта этнографического музея является предоставление неограниченному круху пользователей Интернет полной и достоверной информации о музее, об историко-культурных ценностях, хранимых в музее, о народах, культура которых представлена в музейном собрании.

На предыдущих этапах исследования нами были сформулированы функции и задачи сайта этнографического музея.

Функции музейного сайта:

- информационная: доведение до щироких кругов населения сведений, отражающих основные направления деятельности учреждения;

- культурно-просветительская: популяризация материального и нематериального культурного наследия;

- представительская: формирование положительного имиджа музея;

- коммуникационная: возможность непосредственного взаимодействия с посетителями посредством информационно-коммуникационных технологий;

- рекламная: привлечение интереса различных категорий населения к музею, а также партнеров и спонсоров к сотрудничеству с музеем.

- трансляционная: трансляция основных функций реального музея. Задачи, поставленные перед музейный сайтом:

- предоставление общей информации о музее как об учреждении;

- предоставление справочной информации потенциальному посетителю музея;

- предоставление информации о фондах и коллекциях музея, о постоянных экспозициях, о временных выставках, проводимых в музее и за его пределами;

- предоставление информации о лекциях, занятиях, уроках, консультациях, мастер-классах, проводимых сотрудниками музея - предоставление информации о праздниках, концертах, фестивалях, проходящих в музее;

- организация образовательно-развлекательных программ;

- предоставление учебно-познавательной информации близкой тематики;

- предоставление возможности обратной связи с посетителями сайта;

- обеспечение обмена опытом между музейными специалистами;

- предоставление информации о научных экспедициях, проводимых сотрудниками музея;

- предоставление данных, носящих оперативный характер;

- формирование культурной среды региона в электронном информационном пространстве - в Интернет;

- предоставление этнографической информации, обеспечение общества знаниями, необходимыми для понимания и восприятия традиций различных народностей;

- сохранение оцифрованных объектов этнокультурного наследия посредством сети Интернет.

Исходя из данного перечня задач, была сформирована таблица, содержащая перечень задач и соответствующих им информативных характеристик или аспектов (см, табл, 2.9.), которые в комплексе должны составить семантическое ядро сайта этнографического музея.

Похожие диссертации на Продвижение этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве