Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Становление Комитета музеологии (ИКОФОМ) как международной неправительственной организации музеологического сообщества
1.1. Предпосылки формирования международного сообщества музеологов 23
1.2. Образование ИКОФОМ 57
1.3. Организационное развитие ИКОФОМ 76
Глава II. Вклад ИКОФОМ в становление музеологии как научной дисциплины и развитие международного культурного сотрудничества
2.1. Организация дискуссий по проблемам музеологии 101
2.2. Участие в профессиональной подготовке музейных работников 142
Заключение 168
Список источников и литературы 173
Приложения 187
- Предпосылки формирования международного сообщества музеологов
- Организационное развитие ИКОФОМ
- Организация дискуссий по проблемам музеологии
- Участие в профессиональной подготовке музейных работников
Введение к работе
Актуальность темы обусловлена изменениями общественного отношения к сохранению, изучению и использованию культурного наследия, которые носят глобальный характер и особенно заметно проявляются в работе неправительственных организаций как национальных (региональных, местных), так и международных. Колоссальный скачок в развитии средств коммуникации, улучшение межгосударственных отношений и связанное с этим процессом упрощение прямых контактов между деятелями науки, культуры, искусства, возможность обсуждения проблем в любых дискуссионных форматах — всё это сказалось на повышении роли международных неправительственных организаций.
Международный комитет музеологии (ИКОФОМ), образованный в 1977 году Международным советом музеев (ИКОМ), влиятельной неправительственной организацией, действующей под эгидой ЮНЕСКО, за годы своего существования превратился в авторитетное межнациональное сообщество учёных и профессиональных музейных работников, осуществляющее координацию методологических исследований, анализ и распространение уникального национального опыта участия музеев в процессе сохранения и воспроизводства мирового культурного наследия. Сложившиеся формы и методы организации международного сотрудничества в этой сфере, несомненно, заслуживают внимания ученых в различных областях знания: истории, археологии, этнологии, искусствоведения, культурологии, социологии, политологии, международного права.
Актуальность исследования усиливается сложностью глобальных экономических проблем, пагубно сказывающихся на сохранении культурного наследия во многих странах мира. Решение проблем методологического, теоретического, научно-прикладного характера требует объединения усилий учёных и практиков и оптимизации технологий межнационального общения в рамках неправительственных организаций.
Степень изученности темы характеризуется относительно небольшим в количественном отношении объёмом публикаций и отсутствием специальных монографических исследований. Наиболее значимые работы в этой области написаны зарубежными исследователями.
Первыми научными исследованиями деятельности Комитета можно считать труды его организаторов. Я. Елинек, являясь председателем консультативного комитета ИКОМ в 1964-1970 и президентом ИКОМ в 1971-1977 годы, часто обращался к вопросу деятельности музеев по удовлетворению реальных культурных потребностей изменяющегося общества. По его мнению, необходимо превратить Международный совет музеев в широкую демократическую международную организацию, создавать и развивать музеологию как особую профессиональную дисциплину.
В 1981 году В. Софка (Швеция) опубликовал статью, в которой подвёл итоги выполнения Комитетом музеологии первой трёхгодичной программы (1977-1979 гг.). Проанализировав основные направления деятельности Комитета, автор пишет о новых формах работы, достижениях и неудачах первых международных музеологических форумов, проблемах подготовки изданий, планах на будущее. Особое внимание уделено созданию журнала «Museological Working Papers (MUWOP)» (Рабочие записки по музеологии). В другой статье, опубликованной в этом же сборнике, В. Софка предлагает пути развития отношений ИКОФОМ с другими международными комитетами ИКОМ.
Наибольшее количество научных статей о деятельности Комитета написано членами Комитета музеологии. Статья одного из основателей ИКОМ, члена правления ИКОФОМ, организатора музейного дела в Чехословакии, выдающегося археолога, музеолога З. Странского посвящена деятельности И. Неуступного. Теоретическое наследие выдающегося музеолога XX века спустя 30 лет было отмечено в России научной статьёй В.Г. Ананьева.
С точки зрения интересующей нас тематики наибольший интерес представляет диссертационное исследование президента Комитета музеологии (1989-1993 гг.), профессора кафедры культурного наследия Академии Рейнвар- да (Амстердам, Нидерланды) П. ван Менша. Достоинство работы заключается в последовательной хронологической реконструкции процесса формирования теории музеологии и основных событий в деятельности Комитета музеологии до 1989 года. Анализируя работу Комитета, автор выделяет два периода 19771982 гг. и 1983-1989 гг., связанных с президентством Я. Елинека и В. Софки, говорит об объективных и субъективных условиях и факторах, способствующих деятельности Комитета. В исследовании приводятся статистические данные о росте численности Комитета музеологии. Научный интерес представляют и наблюдения за развитием издательской деятельности. К сожалению, исследование, богатое фактическим материалом, ограничено хронологическими рамками, включающими лишь первый двенадцатилетний период.
В 1995 году в «Исследовательской серии ИКОФОМ» была опубликована работа президента Комитета музеологии (1982-1989 гг.) В. Софки. Наибольший интерес представляют пятый и шестой разделы, в которых описывается процесс формирования организационной структуры Комитета, подбора кадров, поиска средств для изданий и продолжительных дискуссий по определению тематики симпозиумов.
С появлением в России журналов «Музей» и «Вопросы музеологии» теоретическая и практическая деятельность Комитета становится объектом пристального внимания ученых кафедр музеологии вузов Москвы и Санкт- Петербурга.
В 2007 году музеологами Франции Ф. Мересом и А. Девалье, входящими в состав правления Комитета музеологии, была подготовлена коллективная монография на французском языке. Английская версия книги появилась в том же году. Музеологи и практические работники музеев 16 стран мира дали в ней определения феномена «музей» в новой, современной интерпретации. Тема становления музееведческой терминологии была продолжена в России членами ИКОФОМ на страницах журнала «Музей».
В 2008 году в ТГУ состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием, посвященная обсуждению проблем развития музеев высших учебных заведений. Информация о Комитете музеологии, его целях, задачах и функциях содержалась в докладе Э.И. Черняка.
Международная научная конференция «Музеология в начале III тысячелетия», организованная членами Комитета музеологии Я. Долаком и П. Некуза в 2009 году в Техническом университете г. Брно, привлекла внимание ученых к проблемам истории, теоретической и практической деятельности Комитета музеологии. Особый интерес представляет статья P. Холмана о деятельности Международной музеологической школы в г. Брно.
2010 год отмечен появлением краткого словаря «Ключевые концепции музеологии», подготовленного группой авторов - членов правления Комитета музеологии. Публикация является комплексным, междисциплинарным исследованием, результатом международного сотрудничества музеологов разных стран и национальностей.
Деятельность Комитета музеологии и его структурного подразделения в Сибири, представлена в монографии О.Н. Шелегиной. Автор связывает деятельность Комитета музеологии Сибири с проблемами адаптации музеев в условиях глобализации.
Академический уровень дискуссий, глубокие знания теории музеологии, представленные специалистами научных школ на симпозиумах ИКОФОМ, отражены в ежегодных сборниках, опубликованных к музейным форумам. В исследовании использованы труды наиболее авторитетных ученых, представляющих разные страны мира.
Итогом тридцатилетнего периода деятельности Комитета по развитию теории музеологии является капитальный труд, изданный в 2011 г. во Франции, включающий 500 музеологических терминов.
Оценивая в целом процесс изучения истории создания и деятельности Комитета музеологии, можно сделать вывод о том, что накопление знаний по истории ИКОФОМ носило эпизодический характер. К наиболее изученным периодам следует отнести образование и первые 12 лет его деятельности. Отметим преобладание исследований зарубежных авторов, которые были непосредственными участниками описываемых ими событий, и появление интереса к деятельности Комитета среди музеологов ведущих стран мира.
Объект исследования - процесс международного сотрудничества в области музеологии, который рассматривается в диссертации как система взаимоотношений его участников — учёных, профессиональных музейных работников.
Предмет исследования - история создания и деятельность Международного комитета музеологии (ИКОФОМ), изменение содержания, форм, методов его работы, роли в процессе развития международного сотрудничества в области музеологии.
Территориальные рамки исследования носят условный характер и определяются постоянно увеличивающимся количеством участников процесса международного сотрудничества. В настоящее время оно составляет 65 стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 70-х годов ХХ века по начало XXI века, в который актуализировалась общественная потребность в конституировании новой области теоретического знания — музео- логии, а результатом организационных усилий стало образование в 1977 году Международного комитета музеологии.
Цель исследования - историческая реконструкция процесса создания и деятельности Международного комитета музеологии, выявление системных изменений, происходивших в рассматриваемое время в международном сотрудничестве в области музеологии.
Достижение цели предполагает постановку и решение следующих задач:
определить основные предпосылки формирования международного сообщества музеологов;
выявить объективные условия и субъективные факторы образования ИКОФОМ;
охарактеризовать особенности организационного развития Комитета в различные периоды времени;
определить вклад Международного комитета музеологии в становление музеологии как научной дисциплины и в развитие международного культурного сотрудничества;
составить хронику деятельности Комитета музеологии в составе Международного совета музеев.
Методология и методы исследования. В исследовании применялись материалистические взгляды на историю международного сотрудничества в области музеологии, рассматриваемого, прежде всего, как деятельность людей, основной движущей силой которых являются потребности. В данном случае потребности в сохранении и воспроизводстве культурного наследия, когнитивные, коммуникативные и другие виды потребностей.
В основу изучения объекта исследования положены системный и сравнительно-исторический методы. Применение системного подхода ориентирует на определение всех составляющих процесса сотрудничества в их взаимозависимости, даёт возможность показать взаимодействие Международного комитета музеологии с другими организациями, определить социальные механизмы под
держания целостности организационной системы. Это позволяет создать системную модель объекта исследования и зафиксировать его основные изменения, используя при этом традиционные исторические методы (генетический, сравнительный, типологический, синхронный и др.) для объяснения этих изменений.
Сравнительно-исторический метод реализован в виде двух его разновидностей. Историко-генетический анализ развития международного сотрудничества в области музеологии даёт основание рассматривать его как социальный процесс, имеющий определённую динамику. Сравнительно-типологический метод позволил провести некоторые аналогии, выяснить сходство и различия изучаемых явлений в деятельности музеев разных стран мира, оценить разнообразие подходов, существующих в рамках формирующейся научной теории - музеологии, сверить «когнитивные координаты» с опытом работы зарубежных коллег.
Хронологический метод использован с целью составления хроники деятельности ИКОФОМ.
Источники исследования. Деятельность Комитета музеологии достаточно широко представлена различными типами источников, позволяющих воссоздать процесс его становления, роста численности и авторитета, формирования специфики деятельности в разных странах мира.
В работе использованы следующие виды письменных источников:
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Комитета музеологии в области охраны памятников истории и культуры - Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, вступившая в силу в декабре 1975 г., в которой определены основные направления общей политики государств по сохранению наследия; четыре закона СССР и РФ, регулирующие отношения в сфере охраны, использования и популяризации памятников истории и культуры;2 разработаны региональные законы об объектах культурного наследия в субъектах РФ.
Всемирное культурное и природное наследие. Документы, комментарии, списки объектов. - М.: Институт Наследия, 1999. - 337 с.
Закон СССР от 29 октября 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», Закон РФ от 24 мая 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
-
-
Уставные документы, регламентирующие деятельность Комитета му- зеологии. Главный нормативный документ для ИКОФОМ и его структурных подразделений - Устав ИКОМ. В нём определены цели, задачи, функции, структура организаций, их права и обязанности. Комитет музеологии, действующий в составе ИКОМ, имеет свой документ, определяющий его работу - Регламент (Rules of Procedure).
-
Делопроизводственная документация ИКОФОМ представлена отчётно- плановыми материалами. Ежегодно отчеты и планы комитетов и подкомитетов в письменном и электронном виде сдаются президенту Комитета музеологии. Наибольшую ценность для анализа деятельности ИКОФОМ имеют отчёты его исполкома (Activity reports to the Executive Council and the Advisory Committee of ICOM) в ИКОМ (1978-2011 гг.) и отчеты подкомитетов (ИКОФОМЛАМ, ИКО- ФОМСИБ). Сводные отчеты отправляются в Документационный Центр ИКОМ в Париже и публикуются в ICOFOM Study Series. С 2011 года отчеты выставляются на официальном сайте ИКОФОМ.
Важным источником изучения истории ИКОФОМ являются резолюции Генеральных ассамблей ИКОМ, отчеты комитетов, подготовленных к ассамблеям, в которых сконцентрирован итог их деятельности.
-
-
Публикации в периодических изданиях и материалы научных конференций - ежеквартальный журнал ЮНЕСКО «Muzeum»; журнал «Советский музей», с 1993 года изменивший свое название на «Мир музея»; ведущий отраслевой научно-практический журнал «Музей», выпускающийся при информационной поддержке Союза музеев России, Бюро ЮНЕСКО в Москве; периодическое научное издание «Вопросы музеологии». В состав его общественной редакционной коллегии были включены члены правления Комитета музеологии.
Главным научным изданием ИКОФОМ является «Исследовательская серия ИКОФОМ» (ICOFOM Study Series - ISS) - сборники материалов симпозиумов, ставшие местом научных дискуссий для теоретиков и практиков музейного дела, издаваемые на английском, французском и испанском языках. Данный источник стал определяющим при написании работы. Отметим, что ISS до создания официального сайта имели ограниченный оборот, так как распространялись
только среди участников симпозиумов.
Важным периодическим изданием Комитета являются «Музеологические новости» (Museological News (MN). Первый выпуск был опубликован в мае 1981 г. До девятого выпуска «Музеологические новости» издавались ежегодно.
Издательской серией Комитета в конце 1970-х годов были «Рабочие записки по музеологии» («Museological Working Papers» (MuWoP).
-
-
Справочные и библиографические издания - первый том Международной музеологической библиографии (1969); справочник членов ИКОМ (1992); «Музеологический словарь» (1986) на 20 языках; «Российская музейная энциклопедия» (2001), а так же справочники «Музейный компас Баварии», «Музейный компас Сибири: Ямало-Ненецкий автономный округ» и др.
-
Монографии, подготовленные членами Комитета музеологии, являются важными источниками, отражающими развитие теории музеологии и практической деятельности музеев в различных странах мира (Германии, Франции, России, Нидерландах).
-
Мемуары. Важным источникам являются воспоминания членов Комитета и, прежде всего, записки о многолетней деятельности в ИКОФОМ Почетного президента Комитета, основателя международной музеологической школы в Университете Масарика г. Брно В. Софки.
-
Статистические материалы ИКОФОМ содержат сведения о численности, месте работы и жительства, профессиональной карьере и другие данные о членах Комитета ИКОФОМ и подкомитетов. Подробные списки раз в 3 года подаются в ИКОМ, публикуются в отчетах ИКОФОМ в изданиях «Museological News» и ISS.
Начиная с 1995 г. информация о деятельности ИКОМ представлена на веб-сайте. Обновленная версия сайта ИКОФОМ была разработана в конце 2010 г. Наибольший интерес представляют опубликованные здесь первые выпуски ICOFOM Study series (ISS), Museological News (MN), Museological working papers (MuWoP).
Автором использовались также фотодокументы, выставленные на сайтах и хранящиеся в личных архивах членов Комитета.
Научная новизна работы заключается в комплексном решении проблем исторической реконструкции процесса организационного развития и практической деятельности Комитета музеологии, основанном на ранее не использованных источниках. Отсутствие аналогичных исследований предопределило необходимость междисциплинарного анализа объекта изучения. Впервые дается системное описание международного сотрудничества в области музеологии.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться при подготовке общих и специальных курсов лекций и семинаров по музеологии и культурологии в вузах.
Выводы и рекомендации, относящиеся к современному этапу развития музеологии, могут быть использованы сотрудниками музеев, органами управления культурой, общественными организациями.
Практическая значимость заключается также в возможности использования научной литературы и источников, переведённых на русский язык, приложений для изучения истории музейного дела в разных странах мира.
Положения, выносимые на защиту:
1. Образование ИКОФОМ явилось следствием осознания международной общественностью необходимости консолидации усилий, направленных на сохранение культурного наследия. Субъективными факторами институциа- лизации международного музеологического сообщества стало появление плеяды ученых, заложивших основы теоретического осмысления музейного процесса во всем его единстве и многообразии, и необходимости передачи этих знаний
музейным практикам;
-
-
-
-
В процессе своего развития ИКОФОМ обрел все обязательные атрибуты самостоятельного структурного подразделения международной неправительственной организации, выработал систему постановки и обсуждения актуальных теоретических проблем, распространения научных знаний и практического опыта международного музейного сообщества, внес существенный вклад в становление и развитие музеологии как научной дисциплины как в университетских, так и в музейных сообществах.
-
Комитет музеологии сыграл важную роль в формировании международной системы подготовки профессиональных музейных кадров. Опыт организации Международных музеологических школ, включавший чтение лекций и проведение мастер-классов музеологами и наиболее выдающимися и авторитетными специалистами музеев, был распространен и успешно внедрён в разных странах мира.
-
Признание музеологии в качестве самостоятельной научной дисциплины было достигнуто во многом благодаря организации широких обсуждений актуальных проблем развития музеев на научных симпозиумах и конференциях. Значительную роль в распространении музеологического знания сыграли научные издания ИКОФОМ.
-
В результате многолетней деятельности ИКОФОМ удалось объединить ученых и профессиональных музейных работников, создать условия для расширения международных контактов, интеграции профессиональных знаний, укрепления международного сотрудничества специалистов, что отвечает интересам всех государств, способствует сохранению объектов культурного наследия.
Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в 12 публикациях. Отдельные аспекты работы были представлены и обсуждались на международных симпозиумах Комитета музеологии в Китае (Чанше, 2008; Тайпее, 2009; Шанхае, 2010) на международном форуме деятелей культуры и искусства, культурологов, арт- менеджеров, экспертов, историков, философов и журналистов Центральной Азии в Киргизии (Бишкек, 2008), всероссийской конференции с международным участием в Томском государственном университете (Томск, 2008), Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (Улан-Удэ, 2011).
Предпосылки формирования международного сообщества музеологов
История международной неправительственной организации Комитет музеологии (ИКОФОМ) Международного совета музеев (ИКОМ) начинается задолго до мая 1977 года, когда в торжественной обстановке XII Генеральной Ассамблеи ИКОМ было объявлено о рождении новой международной организации музеологов. Созданию международного сообщества предшествовал долгий путь становления и организационного развития.
Рождение Комитета было бы невозможным без появления плеяды выдающихся ученых, связанных общностью взглядов, направленных на изучение феномена «музей», истории его деятельности. Прежде чем стать самостоятельной отраслью знания со всеми присущими науке атрибутами, музео-логия (музееведение) прошла долгий путь развития. 1
Известный чешский музеолог 3. Странски выделил три этапа развития музеологии: стадия становления (предыстория), стадия объединения (теоретико-синтетическая) и стадия зрелости. Стадия становления, по мнению ученого, носит преднаучный, эмпирически-описателъный характер.2
Исследователь Сибири, этнолог Н.А. Томилов выделяет три периода развития музеологии. Первый период — донаучный - по мнению ученого, продолжался вплоть до середины XIX века.1 Второй период связан с возникновением музееведения как самостоятельной отрасли научных знаний в середине — второй пол. XIX века. Третий период охватывает хронологические рамки с 1930-х годов и вплоть до настоящего времени. В нем выделяется два этапа. Первый продолжался до конца Второй мировой войны и характеризуется, прежде всего, тем, что музеология получает признание как специфическая отрасль науки, имеющая междисциплинарный характер. Второй этап начинается со второй половины 1940-х годов и продолжается в наши дни. Этот период характеризуют более интенсивная методологическая и в целом теоретическая направленность исследований, признание музеологии научной дисциплиной, значительное расширение сети музеологических учреждений, консолидация музеологов в сообщество, в том числе и в рамках Международного совета музеев (ИКОМ). Автор говорит о возможности выделения и четвертого периода, связанного с анализом внедрения в музейное дело электронно-вычислительной техники, кибернетического мышления и появления научных исследований по использованию кибернетических систем в хранении, передаче, переработке и осмыслении музейной информации.2
Предложенная периодизация не вызывает возражений, при этом необходимо связывать последние четыре десятилетия с деятельностью Комитета музеологии Международного совета музеев, положившего начало международному теоретическому осмыслению науки, открытым международным дискуссиям по актуальным проблемам музееведения, развитию международого сотрудничества, интеграции музеев в международное музейное и культурное пространство.
История музейного дела, является не только фрагментом общей панорамы культурной жизни, но и, в силу своего социального предназначения, отражает её развитие, даёт объективное представление о сохранении наследия, составляющем национальное достояние народов.
История формирования музеев - это длительный процесс, который имеет свое начало и в своём развитии проходит определенные стадии.
Прежде чем говорить об истории создания международного Комитета музеологии, необходимо разобраться с эволюцией определения понятия «музей», которое имеет свою этимологию и отражает процесс интенсивного развития музейной практики и потребность её теоретического исследования учеными разных стран мира.
Вопросу определения феномена «музей» посвящены исследования историков, философов, музеологов, культурологов. 1
Понятие «музей» постоянно корректировалось в соответствии с экономическими и политическими событиями, происходящими в обществе. Начиная с создания Международного совета музеев (1СОМ) в 1946 году это определение обновляется в соответствии с фактами глобального изменения общества и самого музея.2
Этимология понятия «музей» переносит нас в Древнюю Грецию, где слово «мусеон» означало место, посвященное музам, святилище, храм муз (девяти дочерей Зевса и богини Мнемосины - покровительниц искусства, литературы, наук). В IV в. до н.э. мусеи были местом культа погребальных церемоний, а также местом соревнований между членами литературных и философских обществ. Модель мусея Александрии, с его хранилищами рукописей, материальных предметов, картинной галереей, библиотекой, астрономической обсерваторией, лабораторией, зоологическим и ботаническим садами, стала образцом при создании музеев в античном миреД В Древней Греции понятие «музей» было конкретизировано. Собрания живописи называли «пинакотеки» (гр. Р1пах - доска, картина и theke - хранилище), собрания скульптур - «глиптотеки» (гр. Gliptos - вырезанный и theke - хранилище).2 В это же время вёлся учет коллекций, их систематизация и классификация, зарождались основы «экскурсионного» обслуживания посетителей.
В эпоху Возрождения «музей» приобрел уже свое конкретное значение. Протомузейные учреждения называли «студиоло», «антиквариум», «кунсткамера», «галерея», «дом-музей», «гардароба» и пр., а термин «музей» стали трактовать как синоним слова «коллекция». С конца XIII века «музеями» называли здание, используемое для хранения и представления артефактов.
В XVI веке складываются основные черты музейного учреждения, построенного по определенному замыслу архитекторов, сложившимися системами организации фондов, экспозиций, системой учета. В XVIII-XX веках формируются основные функции музея и конкретизируется понятие. В Уставе Международного совета музеев, принятого в 1974 году, было дано определение понятия «музей», которое почти на полвека определило сущность деятельности музея как социокультурного института: «Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».1
В Федеральном законе Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года №54-ФЗ термин музей определен более лаконично; «Музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций»
Организационное развитие ИКОФОМ
В Правилах деятельности ИКОФОМ («Rules of Procedure») определена миссия комитета - «поддерживать цели и задачи ИКОМ, в частности, в области музеологии; формулировать и выполнять программу деятельности, связанной с музеологией, осуществлять критический анализ музеологической теории и практики, проводить исследования в области музеологии, объединять музеологические школы, способствовать совершенствованию обучения музейных работников, создавать возможность обсуждения, сотрудничества, и обмена информацией между музеями, с национальными комитетами и местными организациями ИКОМ, представлять более широкие интересы ИКОМ».1
Благодаря инициативе Ж. Ривьера и Я. Еленека, поддержанной секретарями ИКОФОМ А. Девалье и Г. Турпин и финансовой поддержке национального Комитета ИКОМ Франции, в октябре 1982 г. в Париже был проведен Ежегодный симпозиум ИКОФОМ по теме «Система музеологии и междисциплинарность».
Это был очень важный симпозиум, крайне необходимый для оздоровления деятельности комитета. Загруженность административной работой и болезнь помешали Я. Елинеку исполнять обязанность президента ИКОФОМ, И последние годы он уже практически не руководил комитетом .
В работе симпозиума приняли участие музеологи Франции, Чехословакии, Испании, Новой Зеландии, Португалии, Югославии. Были сформированы 3 рабочие группы для подготовки к Генеральной конференции ИКОМ и Ежегодному симпозиуму ИКОФОМ в Лондоне. Предполагалось издать второй номер «Рабочих записок по музеологии» (MuWop). Средства на издание были получены по гранту правительства Швеции и Национального музея античности г. Стокгольма/ Журнал включал два новых раздела: новости музеологии и дискуссии в области музеологии. В план издательской деятельности входили и четыре выпуска «Музеологических новостей»2. Правлением комитета была определена тема симпозиума в Лондоне - «Музей-территория-общество: новые практики - новые тенденции».
Встреча позволила решить организационные вопросы и приступить к реализации новых проектов, которые в течение шести последующих лет будут осуществляться под руководством в. Софки (1983-1989 гг.) .
С 24 июля по 2 августа в 1983 г. в Лондоне (Великобритания) прошла XIII Генеральная конференция ИКОМ по теме «Музеи и развивающийся мир». Д. Льюис (Великобритания) стал седьмым президентом ИКОМ, сменив Ю.Ландэ. В целях подготовки следующей Генеральной конференции в структуре ИКОМ было создано новое подразделение - секретариат ИКОМ по Латинской Америке и Карибскому бассейну. Такое внимание к странам Латинской Америки было не случайным: приближалась Генеральная конференция, местом проведения которой был избран г. Буэнос-Айрес.
Ежегодный симпозиум Комитета музеологии, организованный в Лондоне, явился точкой отсчета для нового руководства Комитетом и значительного влияния на его деятельность В. Софки. Подводя итог своей деятельности в качестве президента ИКОФОМ 1977-1983 гг., Я. Елинек писал: «Я верю, что ИКОФОМ под руководством нового президента станет значимым комитетом для нашего профессионального развития и деятельности Между 1 народного совета музеев» .
Работа по подготовке к Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне была тщательно спланирована и представлена в подробном отчете, опубликованном в «Музеологических новостях»2. Интересный проект по изданию «Исследовательской серии ИКОФОМ» (ISS) был реализован в период подготовки к симпозиуму в Лондоне: издание этой серии вышло в 3-х томах, которые получили название «Красная», «Зеленая» и «Белая» книги. Каждый том был выпущен тиражом в 350 экземпляров и отпечатан в Стокгольме .
Летом (с 25 июля по 2 августа) 1983 г. в Лондоне состоялась XIII Генеральная ассамблея Международного совета музеев. В рамках ассамблеи прошел VI Ежегодный симпозиум Комитета музеологии по теме «Музеи -территория - общество», куда собрались представители более 50 музеев. Программа симпозиума ИКОФОМ включала участие в работе Генеральной конференции, научные дискуссии (коллоквиум), собрание ИКОФОМ, экскурсионную программу.
В ноябре 1983 года численность ИКОФОМ составляла 144 члена из 48 стран1, в том числе: из Франции - (17); Канады (10); Мексики - (11); США -(11); Италии - (4); ФРГ - (7); ГДР - (5); России (6); Новой Зеландии - (5), Аргентины (2), Бразилии- (4), Венесуэлы - (4).
Франция обладала наибольшим представительством в ИКОФОМ. Наблюдались также сравнительно высокие темпы роста представительства в Латинской и Северной Америке. Большой приток участников из Бразилии, Аргентины и Венесуэлы был связан с подготовкой Генеральной конференции ИКОМ в г. Буэнос-Айрес (Аргентина) в 1986 г. Число членов ИКОФОМ в Африке и Восточной Европе оставалось крайне низким .
Временно исполняя обязанности председателя Комитета, В. Софка стремился, в первую очередь, укрепить его позиции. Программа трехлетнего периода 1983-1986 гг. представляла собой четко структурированную концепцию развития деятельности Комитета на ближайшую и отдаленную перспективу. Тщательно были продуманы стратегия, тактика, политика и методологическая основа деятельности ИКОФОМ. В особый пункт программы были вынесены «Цели и политика ИКОФОМ», включающие такие разделы, как роль музеев в пределах сообщества, обмен опытом сотрудников музея, стратегия ИКОМ. Базовый документ «Цели и политика ИКОФОМ» стал основой для дальнейшего развития долгосрочной программы. Особое внимание обращалось на программы ЮНЕСКО в области сохранения культурного наследия, подготовки музейных кадров, развития теории музеологии. Предполагалось более активное включение представителей музеев стран Латинской Америки, Азии, Океании и Африки в деятельность Комитета.
Долгосрочная программа деятельности ИКОФОМ включала следующие формы работы: симпозиумы, лекции, семинары, публикации и музеоло-гические выставки. Ядром деятельности Комитета являлся ежегодный симпозиум, который рассматривался как место для прямых дискуссий и дебатов по музеологическим вопросам. В дополнение к дискуссиям симпозиума наиболее известные музеологи читали лекции в музеях и университетах. На практике эта идея претворилась в организации семинаров, сессий, мастер-классов, на которых группа приглашенных лекторов представляла для обсуждения свои идеи, опыт, проекты. При этом максимально были учтены интересы различных стран в развитии сотрудничества Стратегия деятельности Комитета была рассчитана на длительную и ближайшую перспективу, с указанием конкретных дат и ответственных по выполнению программы.
Важно отметить, что отдельным пунктом программы рассматривались перспективы в развитии сотрудничества с другими международными комитетами ИКОМ и международными организациями. Особое внимание обращалось на бюджет и возможности его пополнения. Долгосрочная программа, таким образом, переводилась в конкретную трехлетнюю программу. Долгосрочная программа и Трёхгодичная программа ИКОФОМ, были обсуждены и окончательно приняты в 1986 году на собрании Комитета в Буэнос-Айресе.
На VI Ежегодном собрании ИКОФОМ 1983 года в Лондоне В. Софка был единогласно избран председателем. На протяжении двух сроков своего председательства В. Софка предложил новые методы работы, которые постепенно стали основой деятельности ИКОФОМ. По итогам симпозиума в Лондоне были приняты два документа; Документ 1 «Цели и политика ИКО-ФОМ» и Документ 2 «Программа, рассчитанная на длительную перспективу» В соответствии с принятыми документами важное внимание уделялось методологии и методике работы комитета. Тематика каждого симпозиума должна была концентрироваться на таких проблемах, как: предмет и общество; предмет и музей; музей и общество. Эти проблемы, в первую очередь, становились предметом дискуссий, семинаров, лекций.
Были определены также и подтемы дискуссий. Так, тема «Музей и общество» включала следующие подтемы: «Существенная роль музеев для будущего»; «Нетрадиционные функции музеев»; тема «Музеология» - «Манипуляция или помощь»; «Музеи и упущенный посетитель»; «Перспективы му-зеологии в ожидании посетителя». Тема «Предмет и музей» распределилась на подтемы: «Музеи и памятники, архивы, библиотеки»; «Нематериальное наследие: как представить в музеях?»; «Сохранение против доступа». Тема «Предмет и общество» - на «Образовательное воздействие объектов»; «Музейная коммуникация»; «Знаки, символы и концепты: семантика и музеология»; «Групповая динамика в музейной коммуникации»; «Критерии представления коллекции»4.
Организация дискуссий по проблемам музеологии
Комитет музеологии (ИКОФОМ) создавался как основной, базовый комитет ИКОМ по организации международных музеологических дискуссий. Поэтому уже при его создании были поставлены следующие задачи: формулировать и выполнять программу деятельности, связанную с музеологией, в частности, осуществлять критический анализ музеологической теории и практики; проводить исследования в сфере музеологии; объединять музеоло-гический опыт в ходе работы музеев и обучения музейных сотрудников; создавать условия для обсуждения, сотрудничества и обмена информацией между музеями, университетами; разрабатывать программы по подготовке музейных работников и других сотрудников, задействованных в сфере музеологии; сотрудничать с национальными комитетами и местными организациями ИКОМ, а также с другими международными комитетами и связанными с ними организациями в делах, касающихся целей и задач ИКОФОМ. 1
Ежегодные симпозиумы - основная форма деятельности Комитета -служили местом открытых дискуссий по проблемам музеологии. Все рабочие материалы симпозиумов распространялись среди членов комитета.
Учитывая междисциплинарный характер музеологии, к участию в дискуссиях приглашались теоретики и практики музейного дела и специалисты -эксперты различных областей социального знания многих стран мира. Признание музеологии как академической науки во многом произошло благодаря многолетней кропотливой деятельности Комитета музеологии Международного совета музеев. 1
Сегодня в нашей стране написаны и изданы десятки учебников музеологии24, дисциплина преподаётся во многих вузах страны, краткая информация о деятельности Комитета включена в Российскую музейную энциклопедию. В изданиях и на официальном сайте Международного совета музеев России постоянно публикуется информация о деятельности Комитета музео-логии.4
Члены правления Комитета приглашаются на самые престижные научные конференции, их труды печатаются и переводятся на многие языки мира. В Сибири, например, в конференциях, состоявшихся в Красноярске, Новосибирске, Барнауле, Белокурихе, Омске, Тюмени, Улан-Уде, Абакане, Минусинске неоднократно принимали участие члены правления Комитета (В. Софка, X. Фирегг, М. Шерер, Э. Девис, Л. Маранда. Деятельность Комитета вызывает интерес исследователей . Деятельность Комитета широко известна сибирским специалистам-музеологам и практическим работникам музеев. Признание музеологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, как в университетских, так и в музейных сообществах было достигнуто во многом благодаря организации широких обсуждений актуальных проблем развития музеев в изменяющемся мире. Важно подчеркнуть, что научные дискуссии, организованные ИКОФОМ, всегда были публичными, широко транслировалось через средства массовой информации. Публикация материалов симпозиумов осуществлялась в журналах Комитета, изданиях ИКОМ и региональных организаций. Комитетом музеологии за тридцатичетырехлетний период существования было организовано и проведено в разных странах мира более 40 симпозиумов; подготовлено к публикации более 100 томов научных изданий. 1
Однако создание Комитета было сопряжено со многими трудностями. О проблемах организации Комитета вспоминал В. Софка: «Первоначально нужно было выявить специалистов - музеологов в разных странах мира; привлечь их к работе в Комитете; преодолеть языковые различия участников (специалисты не владели английским языком); найти средства для оплаты командировочных расходов, а затем уже приступать к проведению теоретических дискуссий».2 В начале 1980 года он написал всем национальным и международным комитетам ИКОМ письмо с указанием темы дискуссии и просьбой поддержать этот проект. Было разослано 176 писем, на которые были получены ответы; при этом 15 комитетов (10 национальных и 5 международных) сопроводили свои письма подробными комментариями, более 30 участников проекта в течение лета 1980 года вели письменный диалог с редактором по основным положениям, предложенным к обсуждению.
Трудная работа по подбору специалистов не всегда была успешной 7- В дискуссиях первого симпозиума в Варшаве смогли принять участие лишь 2 члена правления Комитета. О том, насколько трудно рождалась теория, определялось её место в системе наук, формулировались основные понятия, структура, свидетельствуют воспоминания 3. Странского.4
Важно, что уже в начальный период организации Комитета, его организаторы пришли к единому мнению, что в центре внимания любой дискуссии должны быть три основные темы - «музей, музейный предмет, общество». Выбранная для обсуждения тема должна разрабатываться в течение последующих трёх лет, год от года углубляться и конкретизироваться.
Дебаты, как правило, начинались с обсуждения проблемы членами правления Комитета. Затем процедура подготовки к прениям выглядела следующим образом: формулировки тем дискуссий предлагались к обсуждению членам Комитета, рассылались авторитетным музеологам и практикам. Руководители музеев, музейные исследователи, участвующие в дискуссиях, представляли в письменном виде свои определения координатору проекта, который должен был организовать обмен комментариями между членами
Комитета и участниками дебатов по поводу полученных материалов. Лишь после этого предпринимались попытки сформулировать общее определение. 1 Наиболее авторитетными учеными формулировались так называемые провоцирующие эссе (Museologicalprovocations), которые тоже рассылались всем членам Комитета, после чего созывалось заседание рабочей группы, и только после этого тема выносилась на симпозиум. Разнообразие тематики научных симпозиумов можно проследить по Хронике деятельности Комитета музеологии, представленной в Приложении.
Для более подробного рассмотрения основных тем, сгруппируем их по содержанию основных дискуссий;
1. научно-исследовательская работа в музеях (1979, 1980, 1982, 1983, 1987, 1989, 1992, 1999, 2009);
2. теория коммуникации (1991, 1994, 1995, 2002 и 2011);
3. коллекционирование (1984, 1985, 1994, 1997);
4. новая музеология и экомузеи (1984);
5. проблемы наследия: нематериального, мирового (1990, 2006, 2004,2010);
6. музеология и культурная самобытность (1986);
7. музеология и развивающиеся страны (1988);
8. прогноз - как инструмент музеологии (1989);
9. музеи, музеология и глобализация (2008).
К обсуждению ключевой темы «Научно-исследовательская работа в музеях: возможности и границы» члены правления ИКОФОМ готовились более двух лет и впоследствии еще неоднократно возвращались к ней. Работа исследователей по формированию теории была самой важной и значимой как для ИКОМа, так и Комитета музеологии. Первая трехгодичная программа дискуссий была сформирована в мае 1977 года, на XII Генеральной Ассамблее ИКОМ в Москве (СССР). В основе программы были три пункта: (а) исследования в музеях; (б) отношения между государственными органами власти, другими источниками финансирования и музеями; (в) отношения между музеями и другими учреждениями культуры в области организации и проведения научных исследований. 1
Первый симпозиум Комитета музеологии открылся в Варшаве (Польская Народная Республика) 24 сентября 1978 года. Тема симпозиума -«Научно-исследовательская работа в музеях: возможности и границы». К обсуждению были предложены следующие проблемы: 1) музеи как образовательные учреждения; 2) научно-исследовательская работа в музеях; 3) могут ли локальные музеи проводить исследования?
В дискуссии приняли участие лишь семь членов Комитета, при этом все участники сошлись во мнении, что научно-исследовательская работа составляет значительную часть деятельности любого музея. Некоторые выступающие остановились на специфике музейного научного исследования, связанного с изучением музейного предмета
Участие в профессиональной подготовке музейных работников
Кодекс музейной этики ИКОМ, являющийся для музеев средством регламентации профессионального поведения, определяет общие требования, которыми могут и должны руководствоваться в своей деятельности работники музеев во всем мире. В документе подчеркивается необходимость укомплектования штата музея высококвалифицированными сотрудниками. «Необходим приём на работу квалифицированных сотрудников, компетентных для выполнения всех обязанностей». От членов музейной профессии требуется соответствующая академическая, техническая и профессиональная подготовка, и они должны иметь возможность переподготовки и повышения квалификации, чтобы выполнять свои обязанности в музее и охранять национальное достояние.2
В 1970-е годы музеология получила международное признание и, по инициативе Президента ИКОМ Я. Елинека и Комитета музеологии стала утверждаться, как университетская дисциплина и была включена в программы преподавания многих университетов. Выступая с докладом на Симпозиуме Международного Комитета музеологии, проходившем с 24 по 30 сентября 1977 года в Польше, Я. Ели-нек отмечал необходимость организации в каждой стране музеологических институтов или их подразделений. «Международный Центр музеологических исследований облегчит обмен идеями и результатами исследований в этой области... Курсы по музеологии должны быть организованны для всех будущих работников музеев. Персонал, уже работающий в музеях, также должен иметь возможность дальнейшего повышения квалификации. Необходимо рассмотреть возможность учреждения международного Центра обучения му зеологии».
Университетский курс музеологии впервые в Европе стал читаться в университетах Великобритании: Лейстерском (с 1966 г.). Манчестерском (с 1971 г.). Лондонском (с 1986 г.).2
Наиболее авторитетными университетами, занимающимися подготовкой музеологов в Европе, являлись Лейстерский (Великобритания), Будапештский университет имени Лоранда Этвёша (Венгрия), Пражский Карлов университет. Университет им. Масарика в Брно (Чехия). В Азии - Шанхайский (Shanghai Jiao Tong University) (КНР), в Австралии - Сиднейский, в США Университет Вашингтона - и др. В это же время создавались специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой музейных кадров: Академия Рейнварда в Амстердаме (Нидерланды), Школа Лувра в Париже (Франция), Институт музеологии при Университете в Хромее (Норвегия); Международная музеологиче-ская школа в Целе (Словения), Институт музеологии (Аргентина), Региональная школа музеологии при Институте культуры (Колумбия), университет музеологии в Нью-Йорке (США) и др. 1
В 1994 году в Академии Рейнвардта (Нидерланды) на факультете музеологии, в Школе искусств, была открыта международная магистратура по специальности «музеология». Четырехгодичный курс обучения очень быстро заслужил международное признание и авторитет, получил финансовую поддержку и оказался под контролем Международного совета музеев.2 Кроме того. Академия Рейнварда открыла полный курс высшего профессионального образования в области практической работы музеев.3 Курс акцентировал внимание на управлении, охране музейных коллекций и коммуникационной деятельности. Особое внимание уделялось методике построения экспозиций и выставок, исследованию интересов посетителей. В связи с появлением концепции новой музеологии, в программу обучения была включена теория и практика охраны окружающей среды.4
Процесс разработки программ и лекционных курсов по дисциплине «музеология», создание кафедр, факультетов был достаточно длительным и не всегда простым. Во многих странах на утверждение музеологии в качестве учебной дисциплины ушли годы и десятилетия.
Формирование и развитие музеологического образования в Чехословакии, например, растянулось на более чем десятилетний период, о чём достаточно подробно написал в своей статье Странский Д
В 1963 году по инициативе Я. Елинека и 3. Странского (Чехословакия) была организована секция музеологии в Моравском музее (г. Брно) и заочный факультет музеологии в университете г. Брно. В 1965 году была организована аспирантура по музеологии для работников музеев с университетским образованием, причём к 1978 году число аспирантов составляло уже 400 человек.
В 1969 году на факультете музеологии университета в г. Брно был организован международный семинар по музеологии, на котором обсуждались концепция музеологии, объект, предмет, методы, структура, место в науке -словом то, что составляло основу при определении понятия «музеология». В 1973 году на факультете была создана большая антропологическая выставка, заинтересовавшая международную общественность и ИКОМ.2 В 1974 году деятельность факультета была свёрнута, а музеологические исследования попали в разряд неблагонадёжных.
Постепенно в 1985 году усилиями Я. Елинека удалось убедить руководителя факультета археологии в важности музейного дела и музеологии, в необходимости практической поддержки плана создания Международной музеологической школы.
В 1986 году был, наконец, открыт первый курс Международной музеологической школы, что стало возможным благодаря финансовой поддержке ЮНЕСКО.
В 1990 году - после крушения коммунистического режима - университет в Брно восстановил своё первоначальное название - «Университет им. Т. Масарика», а факультет музеологии продолжил своё существование как интегрирующая часть, объединяющая факультет искусств и факультет философии.
В 1992 году факультет музеологии был укомплектован тремя специалистами, которые стали одновременно и сотрудниками Университета Т. Масарика и Международной летней музеологической школы, которая, в свою очередь, была интегрирована в структуру полномочий ректората университета. Деканом факультета и директором Музеологической школы был назначен 3. Странски. Официальные власти признали музеологию как область научных исследований университета, и университет Масарика стал единственным в Чешской Республике вузом, осуществляющим подготовку специалистов в области музеологии.
В 1993 году было положено начало организации объединенных с магистратурой и аспирантурой ежегодных курсов по музеологии, в то же время продолжалось обучение слушателей Международной музеологической школы из разных стран мира
3. Странски внимательно следил за развитием науки в разных странах, поддерживая отношения с ведущими специалистами - музеологами мира и формирующимися научными школами. Выступая на очередном заседании ИКОФОМ в г. Тессалоники (Греция), в 1993 г., подводя итоги деятельности по организации системы музеологического образования, сказал: «В настоящее время во многих странах мира всех континентов сложилась стройная си схема организации музеологического обучения».! ц в этом была немалая заслуга международной деятельности Комитета музеологии.
Традиции сложившейся системы образования в области музеологии в Чехии продолжил ученик и преемник 3. Странски - Я. Долак, профессор, секретарь Комитета музеологии, заведующий кафедрой ЮНЕСКО музеологии и мирового наследия Университета им. Т. Масарика (г. Брно, Чехия).
Похожие диссертации на История образования и деятельность Комитета музеологии Международного совета музеев
-
-
-
-
-
-
-