Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воплощение античных космологических концепций в культовом зодчестве Древней Греции и Рима Поляков Евгений Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поляков Евгений Николаевич. Воплощение античных космологических концепций в культовом зодчестве Древней Греции и Рима: автореферат дис. ... доктора : 17.00.04 / Поляков Евгений Николаевич;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет"].- Барнаул, 2013

Введение к работе

Актуальность исследования. К числу важнейших задач, над решением которых работают современные историки, архитекторы и искусствоведы, относится поиск новых, оригинальных приемов повышения архитектурно-композиционной выразительности зданий и сооружений. Одним из традиционных, апробированных временем направлений творческих поисков является обращение к архитектурному наследию древнего мира, которое демонстрирует превосходные образцы гармоничного единства философского «Космоса» (города, поселения, отдельного здания или сооружения) с естественным природным окружением, ландшафтом («Хаосом»).

Эта основополагающая идея стала неотъемлемой частью культуры многих древнейших цивилизаций. В странах Древнего Востока для достижения этой цели прибегали к украшению зданий и сооружений изображениями священных животных и растений, к начертанию на стенах построек символических фигур и знаков. Именно поэтому Г.В.Ф. Гегель назвал это направление в мировой архитектуре «символическим». Нередко планы городов и даже схемы их размещения на картах государств повторяли очертания наиболее почитаемых небесных светил и созвездий (в том числе зодиакальных). Потолки гробниц и храмов украшали изображения небесного свода, полы имитировали земную твердь либо трепетную гладь мифического Океана, обожествленных рек и озер. В античных государствах для решения подобных задач предпочитали пользоваться более скрытыми, неявными аллегориями. Они проявлялись в виртуозном обыгрывании особенностей рельефа местности, во введении элементов природного происхождения в интерьеры жилых и общественных зданий, в широком применении местных строительных материалов, которые позволяли «растворять» постройки в окружающем ландшафте. Особое значение тогда придавалось «правильной» ориентации зданий по странам света с целью улучшения инсоляции комнат и защиты их от неблагоприятных климатических воздействий. В этот период были созданы теория мимесиса и получили практическую апробацию криволинейные курватуры, придавшие силуэтам несущих конструкций зданий (стен, колонн, балок) особую «органичность». Античными зодчими были также разработаны оригинальные приемы защиты построек от разрушительного воздействия природных стихий - пожаров, землетрясений, ураганов и морских приливов.

«Природные» сюжеты в античном искусстве и архитектуре, начиная со времен Витрувия, Леонардо да Винчи и Д.Б. да Виньолы, вызывают неизменный интерес у специалистов в самых различных областях науки и культуры -истории, философии, астрономии, геологии, климатологии, топографии и т. д.

Настоящее исследование посвящено истории зарождения и дальнейшего развития космологического направления в культовом зодчестве Древней Греции и Рима. Причем в этой тематике нас интересует всего лишь один аспект. А именно - архитектурное воплощение известного постулата «Храм - модель вселенной»: «Было время, когда вселенную, в самом деле, представляли в виде ко-

лоссального храма, основание которого - адская бездна, а крыша - небеса, где человек всего лишь жертва, а сама жизнь - не более чем вечная литургия, бесконечное служение непостижимому божеству...»1.

Строительство древнейших культовых построек совпало по времени с периодом самого активного в истории человечества познания законов природы, которые были крайне необходимы для развития сельского хозяйства, строительства, судоходства, торговли, военного дела. Служители храмов были не только хранителями древних знаний и традиций, организаторами религиозных обрядов и праздников, но и выдающимися учеными - философами, математиками, астрономами, зодчими. Возведенные по их проектам города и отдельные постройки нередко отображали специфику космологических воззрений своих народов, социальную структуру первых государств, уровень их военного и экономического развития. Накопленные знания частично преподносились паломникам в форме ярко раскрашенных фресок, рельефов, круглой скульптуры. Это были изображения священных животных, растений, антропоморфных богов и героев, которые являлись символическими имитациями тех или иных космических стихий и явлений. В то же время информация, предназначенная «для служебного пользования», тщательно маскировалась от посторонних глаз. Эти «тайные знания» были заложены в пространственную ориентацию зданий, в числовую и цветовую символику их композиционных элементов и деталей, в характер взаимосвязи построек с ландшафтом (рельефом, водными источниками, характером растительности) и климатическими особенностями местности (силой и направлением преобладающих ветров, количеством осадков, характером инсоляции и пр.). Знание этих природных закономерностей находило свое выражение во внешнем облике храмов, в специфике используемых строительных материалов и конструкций, в учете визуальных искажений и т. п. В любом случае настоящей обителью бога в те времена подразумевалась вся вселенная. Поэтому его материальное «жилище», в котором он являлся людям при выполнении надлежащих религиозных обрядов, должно было имитировать модель мироздания.

В течение трех тысячелетий космологические представления о строении мироздания и о «священном пространстве» претерпели существенные изменения. От примитивных воззрений на Землю как на тело гигантского животного люди, в конце концов, пришли к идеям «Вселенского Сфероса», о шарообразности нашей планеты и о бесконечности вселенной. Эти взгляды продолжали развиваться в Библии, Коране, философско-этических учениях Индии и Китая. «Природные» и космологические сюжеты, созданные в период античности, стали достоянием и органичной составляющей искусства и архитектуры более поздних эпох. Примерами тому могут служить византийская, романская и готическая архитектура, зодчество эпохи Возрождения, стили барокко, рококо, классицизм, модерн, «органическая» архитектура, метаболизм, постмодернизм. Наиболее талантливые зодчие, внимательно изучая и виртуозно интерпретируя творческое наследие своих предшественников, внесли огромный вклад в разви-

1 Евсюков В.В. Мифы о вселенной - Новосибирск: Наука, 1988 - С. 35

тие научно-философского мировоззрения, повышение общего культурного уровня своих современников. С помощью религиозной и архитектурно-художественной символики они сумели запечатлеть важнейшие этапы в развитии религиозных и научных представлений об устройстве вселенной и о первоосновах мирового порядка.

Продолжая эту многовековую традицию, настоящая работа имеет целью изучение одного из важнейших аспектов творческой программы, которой, по всей видимости, руководствовались создатели наиболее известных святилищ и храмов Древней Греции и Рима. Данный материал, во-первых, будет полезен современным реставраторам в разработке проектов сохранения уцелевших памятников античного зодчества, восстановления поврежденных и утерянных. Во-вторых, эти сведения помогут историкам и искусствоведам лучше понять концептуальную структуру раннехристианских (базиликальных, центрических и крестово-купольных) храмов. Ведь их создатели брали на вооружение наиболее прогрессивные композиционные идеи и конструктивные находки своих предшественников. А христианские священнослужители - важнейшие положения античной философии и космологии (этические учения Аристотеля, геоцентрическую систему мира Клавдия Птолемея и др.). В-третьих, нельзя забывать, что античные культурные традиции получили дальнейшее развитие в архитектуре российских православных храмов - монументальных символов Третьего Рима. Эти здания имеют ярко выраженную трехчастную структуру фасадов и внутреннего пространства, сходные принципы ориентации святилищ по странам света. А также отдельные элементы декоративного оформления (символический орнамент, тематические сюжеты иконографии, стилизованные фрагменты греко-римских архитектурных ордеров и пр.), заимствованные из античных «жилищ» богов и «священных пространств». И, наконец, в-четвертых, древнейшие космологические принципы визуального «слияния» архитектуры и природы, как отмечалось выше, были успешно апробированы наиболее выдающимися зодчими XIX-XXI столетий. Они смогут развиваться и дальше в виде оригинальных творческих концепций в конкурсном, реальном и учебном проектировании. А также в поисках инженерных идей, нацеленных на защиту зданий и сооружений от природных и техногенных катастроф, от разрушительных воздействий четырех античных «первоэлементов» вселенной (земли, огня, воздуха и воды), перед которыми даже в наши дни человек нередко остается бессильным.

Следует особо отметить, что до настоящего времени пока еще не разработано ни одной научной теории или концепции, целиком посвященной космологическим аспектам в античном культовом зодчестве. Более подробно об этом будет сказано ниже, в разделе «Степень разработанности проблемы». Именно этот аспект, в конечном итоге, определяет актуальность данного исследования, имеющего самые широкие перспективы в теории и истории архитектуры, в области «концептуального» проектирования и строительства, в деле сохранения и восстановления памятников древнего зодчества.

Степень разработанности проблемы

Поводом к проведению настоящего исследования стало знакомство с книгой В.В. Евсюкова «Мифы о вселенной»3. В ней были подробно описаны космологические модели самых различных народов мира, воплощенные в произведениях народного искусства, в фольклоре, в жилых и культовых постройках. Интерес соискателя к этой проблематике был подкреплен тем, что в течение почти трех десятилетий он читает на архитектурном факультете Томского ГАСУ курс лекций по истории архитектуры древнего мира - от первобытнообщинного периода до падения Римской империи. Поэтому возникла потребность выявить общие идейные тенденции, связующие религии, искусство и архитектуру древнейших цивилизаций Евразии. Сначала велось исследование «природных» аспектов в архитектуре стран Древнего Востока и античных государств (Ми-нойская держава, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим). По этой проблематике соискателем было опубликовано более ста пятидесяти научных работ (в их числе 1-56). На их основе подготовлена монография «Образ вселенной в культовом зодчестве древнего мира» [57]4. Однако в дальнейшем, в целях кардинального сужения сферы научных поисков, пришлось ограничиться культовой архитектурой античных государств. Точнее, ее космологическими аспектами.

Соискателем был выполнен общий обзор публикаций, посвященных искусству и архитектуре античных государств [библиотечные фонды ТГАСУ, Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева, Московского архитектурного института (государственной академии), Государственной библиотеки им. В.И. Ленина (г. Москва), Новосибирского ПСИ, Новосибирской ГАХА, ГПНТБ г. Новосибирска и др.]. Однако для более полного и объективного познания этой проблематики пришлось обратиться к работам отечественных и зарубежных специалистов в самых различных областях науки и культуры.

В первую очередь, были изучены фундаментальные труды по истории Древней Греции и Древнего Рима. В них широко освещены особенности политической организации и хозяйственного уклада античных народов - критян, греков, этрусков, римлян и др. А также отмечены специфические отличия их культуры, религиозного мировоззрения и т. д. Из отечественных исследований можно выделить фундаментальные труды Г.М. Бонгарт-Левина, Р.Ю. Виппера, В.Н. Дьякова, И.М. Дьяконова, СИ. Ковалева, К.М. Колобовой, Ю.Д. Кол-пинского, С.Я. Лурье, Н.А. Машкина, B.C. Сергеева, М.Е.Сергеенко, В.В. Струве, А.И. Тюменева, С.А. Утченко, Е.В. Федоровой и др. Из зарубежных - произведения А.Э. Боака (A.E.R. Boak), А. Боннара, Т. Моммзена, В. Тарна (W.W. Tarn), Д.О. Томсона, А.А. Тревера (А.А. Trever), Т.А. Франка (Т.А. Frank), Г. Чайлда, К. Ясперса и др. В некоторых из этих работ приведены красочные описания ритуалов закладки городов, строительства дворцовых и культовых ансам-

Евсюков В.В. Мифы о вселенной - Новосибирск: Наука, 1988 - 176 с.

Поляков Е.Н. Образ вселенной в культовом зодчестве древнего мира [Текст]: Монография. - Томск : Из-д-во Том. архит.-строит, ун-та, 2009. - 434 с.

блей, создания произведений архитектуры и монументально-декоративно-го искусства, ставших «чудесами света».

Особую ценность в этом плане представляют труды античных историков -Геродота, Ксенофонта, Павсания, Полибия, Фукидида, Ливия, Светония и др. Однако в их сочинениях описание или упоминание архитектурных памятников обычно подчинено иной задаче - охарактеризовать государственного деятеля, перечислив и описав, в целях его восхваления, те или иные его постройки. Нередко памятник архитектуры упоминается в связи с тем или иным историческим событием (взятие или разрушение города и т. п.). Поэтому античные историки обычно не вдавались в технические детали или в подробное описание этого памятника. В этом отношении археология дает гораздо больше, чем филологическая наука.

В диссертации довольно часто упоминаются результаты археологических обследований руин античных городов, дворцовых и культовых комплексов. Эти исследования дают богатый материал для суждений о характере планировки архитектурных ансамблей, об их функциональном и социальном назначении, о пространственной ориентации улиц, о местоположении культовых зданий и об их роли в структуре античного города. Капитальные исследования такого рода проведены А. Эвансом, Г. Шлиманом, Д. Пендлбери, А.Г. Галанопулосом, С. Маринатосом, Б.Н. Федоровым и другими отечественными и зарубежными специалистами. Описаниям процесса археологических раскопок посвящены труды Л.С. Ильинской, К.А. Качуриса, К. Керама, Л.П. Маринович и других ученых.

Особое внимание было уделено работам, посвященным градостроительству античных государств. В этих трудах интерес представляют, прежде всего, описания примеров органичного слияния градостроительных систем, считавшихся рукотворными моделями античного Космоса, с природным окружением (олицетворением мифического Хаоса). А также градостроительная роль культовых построек в структуре античных полисов, их пространственная ориентация, регламентированная религиозными канонами либо обусловленная сложившейся градостроительной ситуацией.

Фундаментальными исследованиями в этом направлении являются, в первую очередь, монографии А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской. Целые главы в них посвящены градостроительным принципам древневосточных и античных государств5. Интересные примеры взаимосвязи античных городов с окружающей средой, их функционального зонирования, выбора оптимальных градостроительных схем (творчество Гипподама и др.) изложено в книге А.Э. Гутнова и В.Л. Глазычева «Мир архитектуры. Лицо города». (М., 1990). Аналогичные проблемы рассмотрены также в статье Т.Н. Козиной, посвященной различным модификациям «гипподамовой системы» в эпоху эллинизма6. В качестве примеров автором были выбраны планировочные схемы Милета, Приены, Книда,

5 Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. - Изд. 2-е - М: Стройиздат, 1979 - 495 с.

Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: учебник для вузов. - М.: Стройиздат, 1984 - 376 с.

Эфеса, Александрии Египетской и других эллинистических городов. Градостроительству крупнейших античных городов - Афин, Александрии, Рима и др. - посвящены труды А.Н. Джонса (A.N.M. Jones), К. Зитте, К.М. Колобовой, В.И. Кравченко, П. Лаведана (Р Lavedan), К. Михаловского, В.И. Пилявского, Н.А. Сидоровой, Г.И. Соколова, М. Хёрлимана (М. Hurlimann) и многих других отечественных и зарубежных авторов.

К числу важнейших отечественных исследований по архитектуре Древней Греции и Рима следует, в первую очередь отнести труды М.В. Алпатова7, Ю.К. Милонова8, И.А. Бартенева, В.Д. Блаватского9, Б.П. Михайлова10, А.В. Радзюкевича, К.А. Семиной, Г.М. Скуратовского, Г.П. Степанова, В.Н. Федерякина, Б.Ф. Флетчера и других отечественных ученых. Зарубежные исследователи - В. Кох, S. Lloyd, H.W. Muller, R. Martin, R. Paribeni, H. Stierlin, J. Ward-Perkins и др. Особняком здесь стоит многотомное издание «Всеобщей истории архитектуры», точнее - его первые два тома, посвященные архитектуре крито-микенской эпохи и античных государств - Древней Греции, Этрурии, Древнего Рима (М., 1970-1973 гг.). Из этих первоисточников цитировались описания жилых, общественных, культовых зданий и сооружений

При изучении зодчества крито-микенской цивилизации было многое взято из книг А. Эванса «Дворец Миноса» (М., 1936), Н.А. Сидоровой «Искусство Эгейского мира» (М., 1972), В.М. Полевого «Искусство Греции» (М., 1984), В. Щербакова «Все об Атлантиде» (М., 1990) и других научных публикаций. К их числу относятся работы А. Бартонека, Б. Богаевского, А.А. Захарова, Т.Д. Златковской, Л.С. Ильинской, Ю.Д. Колпинского, Н.М. Никулиной, Д.В. Панченко, И.А. Рязанова. Вопросы приспособления античных конструкций для борьбы с землетрясениями подробно освещены в монографии Б.А. Кирикова11. Отдельные фактические материалы, изложенные в этих работах, были использованы в разделе, посвященной различными формами поклонения Земле и ее движущим силам.

Этрусская архитектура изучалась по трудам Я Буриана и Б. Моуховой12, А.А. Ельницкого13, Е. Ернштедта, А.И. Немировского, А.И. Харсекина и др. Этрусское искусство хорошо освещено в работах Н.М. Лосевой, Н.А. Сидоровой14, Г.И. Соколова, А.П. Чубовой и других специалистов. Сведения о трехцел-ловых храмах Этрурии, служивших метеорологическими «обсерваториями»,

6 Козина Т.Н. Некоторые вопросы градостроительства эллинизма // Вопросы всеобщей истории архитектуры,
Сб. 1: Под ред. Н.П. Былинкина. - М.: Госиздат по строительству, архитектуре и строительным материалам,
1961-С. 5-74.

7 Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. - М.: зд. Всес. Академии архитектуры,
1935-590 с.

8 Милонов Ю.К. Архитектурные формы древнего мира. / В кн. «Проблемы архитектуры», 1937, Т. 2, Кн. 2. -
С. 457-517

9 Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. - М.: Изд-во Всес. Академии архитектуры, 1939 - 162 с.

10 Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада: Основы античной теории архитектуры. - М.: Стройиздат, 1967 - 280 с.

11 Кириков Б.А. Древнейшие и новейшие сейсмостойкие конструкции. - М.: Наука, 1990 - 72 с.

12 Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. - М.: Наука, 1970 - 225 с.

Ельницкий А.А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков. / В кн. А.И. Немировского

«Идеология и культура раннего Рима» - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1964 - С. 182-204

14 Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Искусство Этрурии и Древней Италии: Очерки. - М.: Искусство, 1988 - 303 с.

приведены в «Десяти книгах об архитектуре» Витрувия (М., 1936 г. и в его ро-тапринтном переиздании 2006 г.).

Особый интерес в свете рассматриваемой темы представляют главы из монографии И.С. Николаева15, посвященные творческим принципам крупнейших зодчих древнего мира. В их числе - Иктин, Калликрат, Мнесикл, Витрувий, Це-лер, Рабирий, Аполлодор Дамасский, император Адриан и др. В книге даны интересные примеры поиска образности зданий, показаны приемы, с помощью которых зодчие нивелировали визуальные искажения, достигая гармоничного единства зданий с природным ландшафтом и городской застройкой. Оригинальные идеи о функциональной структуре древнейших храмов содержит методическое пособие П.И. Карпушина, посвященное истории зарождения культового зодчества16.

В процессе работы над диссертацией соискатель неоднократно обращался к хрестоматии В.П. Зубова и Ф.А. Петровского17, содержащей высказывания античных историков, писателей, философов и ученых об архитектуре. Он полностью солидарен с авторами книги в том, что, благодаря этим свидетельствам, «мы видим людей, которые создавали архитектурное произведение, людей, для которых оно создавалось; проникая в их психологию и социальный уклад, мы получаем представление о требованиях, которые они предъявляли к архитектуре, о тех принципах, которыми они руководствовались...»18.

До нашего времени не сохранились архитектурные трактаты, упомянутые Витрувием19. Кроме того, почти все античные литературные первоисточники не принадлежат архитекторам-профессионалам. Большинство текстов написано ораторами, поэтами, историками, географами и путешественниками, которые подходили к произведениям архитектуры по-своему. Для оратора и поэта, например, архитектурный памятник нередко становится предметом панегирического восхваления мудрости и щедрости правителя, повелевшего его воздвигнуть. Для географа-путешественника подобный объект является всего лишь редкостной достопримечательностью. В чем же заключается ценность подобных свидетельств? Дело в том, что археолог может раскопать и реконструировать десятки античных построек. Потом можно сколько угодно говорить об их достоинствах и недостатках. Но только современник, а, тем более, очевидец может пояснить, почему их строили именно так, а не иначе. В этих сочинениях с предельной точностью изложены те требования, которые общество предъявляло к образу здания. И лишь на этой основе может быть показано, каким образом античный архитектор решал эстетические проблемы без ущерба для требований утилитарных.

15 Николаев И.С. Профессия архитектора. - М: Стройиздат, 1984 - 384 с.

16 Карпушин П.И. Происхождение и развитие культового зодчества: методическое пособие. // Педагогическое
общество; ЦС. - М: 1989. - 96 с.

17 Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитекту
ры. - М: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940 - 519 с.

18 Там же, С. 2

19 Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. Ротапринтное издание. - М. : «Архитектура-С», 2006. -
328 с.

Для более глубокого понимания роли космологической символики в культовом зодчества Древней Греции и Рима пришлось познакомиться и с научными трудами, посвященными произведениям монументально-декоративного искусства этих и сопредельных с ними государств. Подобные работы можно условно разделить на три группы - труды общего культурологического плана, обзорные труды по искусству отдельных стран и узкоспециализированные работы, посвященные тому или иному виду изобразительных искусств.

К первой группе авторов принадлежат Ф. Баумгартен20, В.В. Бычков, А.И. Вощинина, Э. Гомбрих, М.В. Доброклонский, А.Ф. Лосев (цикл работ по античной эстетике)21, Л.Д. Любимов, Б.А. Тураев, Р. Менар, П.Ф. Преображенский, А.А. Яковлев, Е.Г. Яковлев, Н. Stierlin и др. В их трудах даны самые разнообразные концептуальные оценки античному искусству в целом и отдельным иго разновидностям.

Искусству Древней Греции посвятили свои книги Б.Р. Виппер, К. Кума-нецкий, В.М. Полевой22, Г.И. Соколов23 и другие искусствоведы. Зарубежные специалисты в этой области - A. Ridder, W. Deonna и др. Аналогичные очерки по древнеримскому искусству сделали К.И. Рончевский, Г.И. Соколов24, Ю.П. Суздальский и другие авторы. Изучение этих работ позволило понять суть творческих замыслов античных художников и скульпторов, а также оценить роль их произведений в образной символике многих античных памятников и градостроительных ансамблей.

Особую группу составляют публикации по античной живописи и скульптуре, игравшей важную роль в космологической идентификации античных храмов. К числу специалистов, к трудам которых довелось обратиться в процессе работы над диссертацией, относятся В.Д. Блаватский25, М.М. Кобылина26, В.П. Мальмберг27, А.П. Чубова28, G. Richter29 и др. Пристального внимания заслуживают также работы, посвященные творчеству Фидия, Мирона, Поликлета, Ско-паса, Лисиппа, Зенодора и других выдающихся скульпторов древности (авторы исследований - И.Б. Зеест, Д. Недович, С. Нюберг, С. Picard, Н. Schrader, Н. Stierlin и др.).

Проведенный библиографический обзор показал, что среди этого богатейшего научного наследия публикаций, целиком посвященных взаимодействию

20 Эллинистическо-римская культура. В изложении Ф. Баумгартена и др. / Под ред. проф. М.И. Ростовцева. -
СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1914 - 777 с.

Эллинская культура в изложении Ф. Баумгартена, Ф. Воланда, Р. Вагнера: Пер. с нем. М.И. Берг. - Вып. 1. -СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1906 - 580 с.

21 В их числе - Лосев А.Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. - М.: Искусство, 1976 - 367 с.

22 Полевой В.М. Искусство Греции, в 2-х т., Т. 1. - Изд. 2-е - М.: Советский художник, 1984 - 536 с.

23 Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. - Л.: Наука, 1980 - 271 с.

24 Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М.: Искусство, 1971 - 231 с.

25 Блаватский В.Д. Греческая скульптура. Пособие по курсу античного искусства. - М.-Л.: Искусство, 1939 -
211с.

26 Кобылина М.М. Аттическая скульптура VII-V века до н. э. - М.: Изд. МГУ, 1953 - 143 с.

27 Мальмберг В.Л. Метопы древнегреческих храмов. Исследование в области декоративной скульптуры. -
Дерпт: Матисен, 1892 - 197 с.

28 Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. - Л.: Искусство,
1986-251 с.

29 Richter G.M.A. The sculpture and sculptors of the Greeks. - New Hawen: 1930 - 613 s.

природы и культового зодчества античных государств, нет. Хотя имеется несколько монографий по истории искусств и архитектуры, в которых эта тематика затрагивалась в той или иной степени.

Например, в трехтомном издании М.Г. Бархина и Ю.С. Яралова «Мастера архитектуры об архитектуре» (М., 1972,1975) приведены высказывания известных отечественных и зару-бежных зодчих (Г.П. Гольц, В.Ф. Кринский, И.В. Жолтовский, X. Херинг, Л. Салливан, Ф.Л. Райт, К. Танге и др.) об успешном использовании «природных» мотивов в градостроительстве, в композиционных решениях различных зданий и сооружений, в их декоративных элементах и деталях.

В концептуальном плане соискателю очень помогли двухтомные монографии Н.И. Брунова «Очерки по истории архитектуры» (М.-Л., 1935-1937) и О. Шуази «История архитектуры» (М., 1935-1937). В этих изданиях приведены красочные описания различных форм взаимодействия архитектуры и природы. Это принципы «дематериализации» и «набухания» архитектурных объемов, «взаимного проникновения» интерьера и ландшафта, различные приемы коррекции визуальных искажений в объемах зданий и их декоративных деталях, «астрономическая» символика фасадов и внутренних пространств древних храмов, и многое другое. В тексте диссертации на эти работы сделано наибольшее количество ссылок. Дальнейшее развитие этих взглядов выполнено в учебном пособии А.А. Мусатова30. В нем рассмотрены способы визуальной связи наиболее известных храмов Древней Греции и Рима с природным окружением и небесным сводом, дана оригинальная трактовка функционального назначения этих построек в роли «жилищ» богов.

Первой научной работой по искусству, в заглавии которой появилось словосочетание «модель мироздания», стала книга В.П. Толстого и Д.О. Швид-ковского «Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры» (М.: НИИ PAX, 1997 - 399 с). Эта книга написана в лучших традициях культурологического анализа и может считаться образцом комплексного подхода к изучению архивных и натурных материалов. К сожалению, древнему зодчеству в ней посвящен всего лишь один раздел, в котором описаны раскопки небольшого этрусского храма.

Изучением символических аспектов в архитектуре древних цивилизаций очень активно занимается Н.Л. Павлов. В своих творческих поисках он предпочел доверяться собственной профессиональной интуиции: «Владение началами профессионального архитектурного видения и понимания смысла архитектуры, закономерностей развертывания архитектурного пространства и архитектурной формы позволит нам не через пересказ археологов, историков и исследователей древних текстов, а прямо через архитектуру приблизиться к видению и пониманию тех архаических представлений о миро-здании и миро-порядке, которые многие тысячи лет определяли развитие зодчества и культуры в целом, которые, во многом непонятые и неосознанные, определяют это развитие и

30 Мусатов, А. А. Архитектура античной Греции и античного Рима: учебное пособие. / А.А. Мусатов. - М.: «Архитектура-С», 2006 - 144 с.

поныне...»31. Конечно, нельзя согласиться со столь резким неприятием традиционных методик научных исследований. Однако целый ряд идей автора о космологической функции алтарей, о внутреннем устройстве и о принципах ориентации древнегреческих храмов был взят на вооружение.

К числу современных исследований, посвященных философским аспектам формообразования в мировом (в том числе и в античном) искусстве и архитектуре, относятся труды А.В. Иконникова «Историзм в архитектуре» (М., 1997) и «Основы архитектурной композиции» (М., 1971). Последнее издание было написано совместно с Г.П. Степановым. А также труды Ю.М. Лотмана «Статьи по семиотике культуры и искусства» (СПб, 2002) и Г.И. Ревзина «Очерки по философии архитектурной формы» (М., 2002). Большой интерес представляют также монографии А.А. Пучкова, посвященные «художественно-пластической телесности» произведений античного искусства и архитектуры32.

Можно перечислить имена еще многих теоретиков и историков архитектуры, которые внесли свою лепту в воссоздание общей картины развития античного зодчества. Их труды послужили необходимой опорой для данного исследования. Научный материал, собранный вышеназванными авторами, проливает свет на традиционные системы построения внешнего и внутреннего пространств в античных памятниках культового зодчества. Однако назрела потребность в более узкой тематической интерпретации этих интереснейших материалов применительно к архитектурной космологии. Представленная работа направлена на посильное восполнение этого пробела в истории античного зодчества.

Анализ научных и научно-популярных работ по античной истории, архитектуре, градостроительному и монументально-декоративному искусству Древней Греции и Рима позволил соискателю определиться с общим направлением дальнейших исследований. Потребовалось выяснить, каким образом развитие мифологических, научных и философских знаний о строении Земли и Солнечной системы в целом нашло отображение в архитектуре античных храмов, которые традиционно считались рукотворными «моделями» вселенной (Космоса, мироздания). Для этого пришлось обратиться к трудам специалистов в самых различных областях знаний, порою весьма далеких от архитектуры.

В первую очередь, была изучена серия научных работ по античной мифологии и религии. В них содержатся описания древнейших представлений народов Средиземноморья об общей форме и размерах Земли, о ее пространственно-тектонической структуре, вертикальных уровнях (Небо, Земля, Подземный мир), о центре мира (Пупе Земли), о качественной градации стран света, о «благоприятных» и «неблагоприятных» секторах небесного горизонта и многие другие сведения, интересные с позиций архитектурного формообразования.

1 Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. - М: ОЛМА-
ПРЕСС, 2001-С. 12

2 Пучков А.А. Парадокс античности: Принципы художественно-пластической телесности античной архитек
туры. - Киев: НИИТАГ, 1998 - 406 с.

Пучков А.А. Очерки античного архитектуроведения: Платон, Аристотель, Плотин. /Гос. НИИТИГ. - Киев: А.С.С., 2000-51 с.

Огромный вклад в эту область знаний внесли Гесиод, Цицерон, Р. Грейвс, И.Г. Гусманов, И.М. Дьяконов, Ф.Ф. Зелинский, Х.Э. Керлот, НА. Кун, А.В. Лосев, К.П. Матвеев, Р. Менар, С.Э. Миронов, А.А. Нейхардт, А.Е. Наговицын, А.А. Тахо-Годи, Н.К. Тимофеева, С.А. Токарев, Е.М. Штаерман, К. Юнг, G. Wis-sowa.

Очень многое для формирования общей концепции исследования дали труды по истории астрономии и античной космологии С. Аррениуса33, ВИ. Ба-киной34, Ф.Д. Бублейникова, Г.А. Гурева, В.В._Евсюкова35, В.В. Куницкого36, В.Е. Ларичева37, Ю.Г. Пареля, О.О. Поляковой, П.Д. Успенского и других специалистов. Особое место здесь занимают работы румынского историка религий М. Элиаде38, посвященные космогоническим мифам.

Особое внимание было уделено античной науке - географии, картографии и астрономии. Многие достижения античных ученых нашли отображение в градостроительстве и культовом зодчестве. Особый интерес представляют труды Гомера, Лукреция39, Плиния, Птолемея40, Страбона41 и др. Однако не менее важны, в свете изучаемой темы, и тематические исследования нашего времени (Б.А. Воронцов-Веьяминов, В.Г. Горбацкий42, А.И. Еремеева43, Ф.Ю. Зи-гель, Э.К. Крапп, А.Ф. Лосев, С.Я. Лурье, О. Нойгебауэр44, И.Д. Рожанский, К. Фламарион45, Д. Херрман, В. Farrington, R.R. Newton, G.A Sarton и др.).

Третьей сферой научных знаний, которая нашла отображение в данной работе, стала античная философия. Здесь интересны, прежде всего, мысли и суждения древнегреческих и римских мудрецов о форме и размерах обитаемого мира (ойкумены) и Земли в целом, об устройстве Солнечной системы, о ее движущих силах, о «первоэлементах» мироздания, о его физических свойствах. Огромную помощь в структурировании этого материала оказала небольшая статья И.А. Бондаренко «Крах геоцентрической картины мира и градостроительное мышление Нового времени»46. В ней была выстроена логическая цепочка развития философских представлений о строении вселенной от Парменида до

33 Аррениус С. Представления о мироздании на протяжении веков: пер. В. Станишевского - М.: «Сфинкс»,
1911 -216 с.

Аррениус С. Представление о строении вселенной в различные времена: пер. И.Д. Покровского. - М: Природа, 1914 - 207 с.

34 Бакина В.И. Космологические учения раннегреческих философов: учебное пособие. - М.: Изд-во Мо
сковского университета, 1999. - 103 с.

35 Евсюков В.В. Мифы о мироздании. Вселенная в религиозно-мифологических представлениях - М.: Политиз
дат, 1986-112 с.

36 Куницкий В.В. История развития взглядов на строение солнечной системы - М.: ОГИЗ, 1933 - 70 с.

37 Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной. Солнце, Луна и Небесный дракон. - Новосибирск: ВО «Наука», 1993 -
288 с.

38 Элиаде М. Космос и история. Избранные работы: пер. с франц. и англ. - М.: Прогресс, 1987 - 312 с.
Элиаде М. Священное и мирское: пер. с франц. - М.: Изд. МГУ, 1994 - 144 с.

39 Лукреций Кар. О природе вещей: пер. с лат. - М.: Художественная литература, 1983 - 383 с.

40 Птолемей, Клавдий. Тетрабиблос: пер. с англ. - М.: ТКЗ, 1992 - 168 с.

41 Страбон. География в 17 книгах. / Пер. ГА. Стратановского. - М. : Наука, 1964. - 941 с.

42 Горбацкий В.Г. Лекции по истории астрономии: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун
та, 2003 - 253 с.

43 Еремеева А.И., Цицин ФА. История астрономии. Основные этапы развития астрономической картины мира:
учебник. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1989 - 348 с.

44 Нойгебауэр О. Точные науки в древности: пер. с англ. - М.: Наука, 1968 - 223 с.

45 Фламарион К. История неба: пер. с франц. - М.: Золотой век, 1994 - 449 с.

Косьмы Индикоплова. В диссертации дан более подробный анализ этого процесса. Среди авторов научных работ, к которым нам довелось обратиться, -Платон47, Аристотель48, Г. Арним, В.Ф. Асмус, Р.С. Брамбо, Г.Ф. Гриненко, В.А. Гуркин, СВ. Житомирский, В.Т. Звиревич, А.В. Лебедев49, А.Ф. Лосев, А.О. Маковельский, А.С. Надточиев, СВ. Пролеев, М.Ю. Симаков, СН. Трубецкой, А.Н. Чанышев50, J. Burnet и др.

Подводя итог проделанной работе по изучению научных публикаций, касающихся самых различных сторон античной культуры, следует признать, что отечественными и зарубежными специалистами накоплен поистине уникальный теоретический и фактический материал. Однако анализ этого материала также показал, что подавляющее большинство трудов по истории искусств и архитектуры рассматривает религиозные и космологические аспекты спорадически, порою в виде занимательной информации. Более того, многие из этих работ посвящены либо культуре отдельных древних государств, либо конкретным памятникам архитектуры. Поэтому они не дают целостного концептуального видения этой проблематики. Столь же фрагментарно, а порою просто некомпетентно, касаются архитектурных аспектов специалисты по древней философии, религии, мифологии и космологии. Лишь во всей своей совокупности эти науки способны дать комплексное и объективное видение рассматриваемой проблемы. То есть в целом эта тематика пока еще изучена недостаточно, что еще раз подтверждает актуальность проведенного исследования.

Логика (общая стратегическая линия) исследования заключается в следующем.

Как известно, на ранней стадии становления своих цивилизаций античные народы имели довольно смутное представление об общей форме и истинных размерах нашей планеты. Их «обитаемый мир» (ойкумена) был чаще всего ограничен оборонительными укреплениями небольшого городка-государства (полиса), за пределами которых обитали порождения мифического Хаоса - зооморфные чудовища, варварские племена и народы. Поэтому древних греков и римлян гораздо больше интересовали обожествленные ими природные стихии, от которых во многом зависели здоровье и благосостояние горожан, жизнеспособность их полиса. Эти природные стихии могли вызвать массовые эпидемии, катастрофические разрушения и даже гибель полиса и его обитателей. Поэтому на первом («историческом») этапе были рассмотрены основные формы поклонения античных народов гомеровского и архаического периодов четырем «первоэлементам» вселенной - Земле, Огню (молниям), Воздуху («божественным» ветрам) и, наконец, Воде (культ бога Посейдона).

Бондаренко И.А. и др. Градостроительное искусство Нового времени и градостроительная мысль Италии, Австрии, Германии. - М. : Комкнига, 2006. - С. 7-16 Платон. Диалоги. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.

Аристотель. Сочинения в 4-х т., Т. 1 («Метафизика», «О душе»). / Ред. В.Ф. Асмус - М.: Мысль, 1976 - 550 с.

Фрагменты ранних греческих философов., Ч. 1 / Сост. А.В. Лебедев - М.: Наука, 1989 - 575 с. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира (история философии): учебник - М.: Высш. школа, 2003. - 703 с.

В VII-V веках до н. э. («осевое время», по К. Ясперсу) произошло окончательное становление политеистических форм религии, философии и прикладных наук, занимающихся систематизацией и активным изучением физических свойств и особенностей окружающего мира. В том числе областей Солнечной системы, видимых невооруженным глазом. Анализ этих направлений в развития античной культуры стал вторым («научным») этапом исследования. В диссертации было показано, как полученные эмпирическим путем знания привели древних жрецов, ученых и философов к заключению, что Земля шарообразна и является центром необъятной вселенной, наполненной множеством миров, подобных земному. Эти сведения частично реализовались в градостроительстве, в светском и культовом зодчестве Древней Греции и Рима. Однако пришлось признать, что эти архитектурные имитации мироздания не всегда были точны и информативны из-за недостаточно широкого научного кругозора античных зодчих. А также вследствие ограниченных возможностей технической базы того времени.

На третьем («практическом») этапе исследования (третья и четвертая главы) рассмотрены наиболее яркие примеры архитектурного воплощения космологической концепции «Храм - модель вселенной». Причем в процессе ее эволюционного развития. В первых разделах глав были рассмотрены «жилища» богов (антовые храмы, простили, периптеры и псевдопериптеры), отдаленно напоминавшие крито-микенские и древнегреческие мегароны, этрусско-римские атриумные дома. Второй этап развития античного храма - «священные пространства», отличающиеся большими габаритами, занимающие более обширные площади и включающие внутренние дворы (эллинистические храмы-дип-теры, гипетры и пр.). Аналогами здесь послужили древнегреческие перистиль-ные дома и колонные портики (стой), монументальные дворцовые и храмовые комплексы древневосточных государств (Древнего Египта, Ассирии, Ирана), загородные виллы и дворцовые комплексы Древнего Рима. Наконец, были рассмотрены круглые гробницы и храмы Древней Греции и Рима, которые со времен Нумы Помпилия считались архитектурными моделями «шару подобной» Земли (Овидий), - фолосы, моноптеры и ротонды. Апофеозом этих архитектурно-космологических исканий стал римский «Храм всех богов» (Пантеон), окончательно завершенный в 125 году римским императором Адрианом (117-138).

Общее видение этой проблемы и основные этапы исследования были изложены в серии тематических докладов и научных статей соискателя, опубликованных в 2009-2013 гг. [58-75]. В какой-то мере эта предварительная работа помогла конкретизировать цель и задачи настоящего исследования.

Объектом исследования стали наиболее известные святилища (теменосы), культовые здания и сооружения Древней Греции и Рима, которые на различных этапах истории этих государств выполняли функции «жилищ» богов, «священных пространств» и «моделей» вселенной.

Предметом исследования являются космологические учения и концепции античных мыслителей (жрецов, ученых, философов), посвященные устройству мироздания (Космоса, ойкумены, темплума). Отдельные положения этих учений были реализованы в произведениях культового зодчества и монументально-декоративного искусства Древней Греции и Рима.

Целью исследования является изучение античных космологических учений о геометрической форме, геологической структуре, физической природе и движущих силах нашей планеты и вселенной в целом, а также выявление основных направлений практической реализации этих знаний в культовом зодчестве и монументально-декоративном искусстве Древней Греции и Рима.

В полном соответствии с логикой и целью исследования в диссертации было намечено решить следующие задачи:

рассмотреть основные формы поклонения античных народов четырем одушевленным «первоэлементам» мироздания (Земле, Огню, Воздуху и Воде); раскрыть особенности их изображения в произведениях античного искусства, отражения их качественных различий в культовой архитектуре;

выявить и систематизировать основные тенденции в развитии представлений о форме, размерах, физических свойствах Земли и Солнечной системы в целом в античной мифологии, картографии, астрономии, философии;

обозначить важнейшие этапы космологической и типологической «трансформации» древнегреческих храмов:

«жилище» бога (храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер);

- «священное пространства» города (полиса) или государства (диптер, ги-
петр или «астрономический» храм);

- «модель вселенной» (ротонда, фолос, моноптер);

продемонстрировать важнейшие направления практической реализации в искусстве и архитектуре Древнего Рима фрагментов учений о гармоничном единстве архитектуры и природы, о «центральном огне» (культ богини Весты) и о «шару подобной» Земле (Овидий);

показать в градостроительной схеме, архитектурно-композиционной структуре и сюжетах декоративных украшений римского Пантеона («Храма всех богов») органичный синтез космологической символики древнейших цивилизаций Евразии.

Границы исследования включают несколько категорий:

типологические - исследование в основном посвящено памятникам античного культового зодчества (святилища, храмы, гробницы, астрономические обсерватории);

хронологические - исследуется исторический период, который К. Ясперс назвал «осевой эпохой» (VII в. до н. э. - II в. н. э.); в течение его произошла постепенная замена мифологических представлений о строении вселенной научно-философскими;

территориальные - анализируются преимущественно космологические доктрины и памятники монументально-декоративного искусства и культового зодчества минойского Крита, Древней Греции, Этрурии и Древнего Рима.

Методология исследования

Методология науки - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории научного познания и философии науки. Для достижения успеха в научной деятельности исследователь должен обладать эвристическим складом мышления. Однако создать уникальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы много последователей, очень сложно. Потому большая часть ученых примыкает к уже существующим научным школам и направлениям, используя проверенные временем методологические приемы для обоснования результатов собственных разработок. В этом плане настоящее исследование не стало исключением. Оно базируется на научных теориях конца XIX - XX столетий, посвященных проблемам органичного взаимодействия архитектуры и природного ландшафта. А также использованию в архитектуре и в инженерных конструкциях важнейших принципов геотектонического устройства Земли, особенностей внутреннего строения живых организмов и кристаллов («органическая» архитектура, «биоархитектура», метаболизм, архитектурная бионика, семиотика и целая серия аналогичных учений).

Намеренно ограничив себя историческими рамками ранней и зрелой античности, соискатель придерживается концепции линейного, «эволюционного» развития искусства и архитектуры, характерного именно для этого исторического периода. На каждом его этапе происходило постепенное накопление мифологических, научных и философских знаний о пространственной организации и внутреннем строении окружающего мира, о его физических и геотектонических свойствах. Это привело к возникновению целого ряда прикладных наук - геометрии, географии, картографии, астрономии. Полученные знания находили отображение в произведениях античного искусства, в градостроительстве и архитектуре, в инженерном деле (в частности, а постепенном совершенствовании стоечно-балочных и пространственных конструктивных систем). Это позволило древним зодчим органично вписывать здания или комплексы зданий в природный ландшафт и «энергетическую сетку» нашей планеты, визуально «растворяться» в них, успешнее противостоять разрушительному воздействию природных и антропогенных факторов. Методологическая основа настоящего исследования базируется также на принципе историзма, который предполагает рассмотрение всех событий и тенденций исторического процесса в динамике их становления и изменения во времени, в закономерном развитии. То есть изучение объектов исследования велось с учетом конкретных исторических условий и особенностей рассматриваемой эпохи.

В процессе работы над диссертацией были апробированы практически все научные подходы и методы (эмпирические и теоретические), используемые в современном искусствоведении. Их перечень был уточнен в ходе изучения методических рекомендаций «Историография и методология истории искусства», составленных Т.М. Степанской и Л.И. Нехвядович (Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2009. - 20 с).

При выработке общей концепции исследования и формировании структуры диссертации были использованы комплексный и системный подходы -

направления в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). Главы и разделы диссертации выстроены в строго хронологическом порядке (историко-типоло-гический подход), поскольку историк обычно берет за основу исследования те временные периоды, над которыми уже работали другие историки и периодизация которых уже имеется.

В процессе подготовки и написания первых двух глав, посвященных предпосылкам возникновения «космологического» направления в античной культуре, были использованы сравнительно-исторический (компаративный) метод и метод сравнительного анализа (О. Конт, Ф. Шеллинг, Э. Вейль, Г.В.Ф. Гегель и др.). При написании третьей и четвертой глав, посвященных архитектурной интерпретации космологических учений античных народов, пришлось обратиться к историко-социологическому методу - истолкованию искусства, как отражения социально-идеологических интересов общественных сословий, классов или политических партий (К. Маркс, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский и др.). Однако, во избежание «вульгарного социологизма», соискатель дополнил свои исследования познавательными (гносеологическими) методами современной философии и искусствоведения. Например, формально-стилистическим и структурно-семиотическим методами (Ч.С. Пирс, К. Леви-Стросс, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров и др.). А также герменевнитическим методом - «искусством толкования» произведений искусства и архитектуры, которые «поддаются» современному пониманию (Г.Г. Гадамер, Ф. Шлейермахер, Б.Г. Григорьев и др.). В процессе изучения произведений монументально-декоративного искусства (античная живопись, скульптура) пришлось обратиться к историко-гене-тическому, иконографическому (поскольку иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом.) и к иконологическому (Э. Панофский и др.) методам.

Источникоеая база исследования была определена предметом, целью и задачами работы. Исследование строилось с привлечением следующих источников:

1. Диссертации, монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов
по античному искусству и архитектуре (библиографический список включает
более четырехсот наименований); отдельную группу составляют научные пуб
ликации по истории Древней Греции и Древнего Рима, античной мифологии,
религии, космологии, философии, прикладных науках о вселенной (географии,
картографии, астрономии).

2. Трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» (М.: 2006); копии и
переводы сочинений античных авторов (ученых, философов, историков, геогра
фов, писателей, политиков) по самым различным аспектам настоящего исследо
вания.

3. Альбомы, иллюстрированные каталоги, описания и фотографии экспона
тов собраний античных древностей национальных музеев и художественных га-

лерей - Археологических музеев Ираклиона (о-в Крит), Родоса (Archaeological Musfumoe Rhodes) и Стамбула (Istanbul Archaeology Museum, Arkeoloji Muzesi), Британского музея (Лондон), ГМИН им. А.С. Пушкина (Москва), Государственных музеев Берлина (Пергамского музея, музея древней и древнейшей истории, и др.), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Египетского музея (Каир), Лувра (Париж), Национального археологического музея (Афины), Национального Римского музея (Рим), Национального археологического музея Неаполя и др.

  1. Картины и гравюры мастеров XVI-XIX вв. (Д.Б. Пиранези, Ш. Шипье, Ж. Перро, И. Дурм, Г.Доре, К.П. Брюллов и др.), посвященные памятникам античного искусства и архитектуры.

  2. Опубликованные материалы археологических раскопок конца XIX-XX столетий (Троя, Крит, Ммкены, Тиринф, Афинский акрополь, Помпеи, Римский форум и др.).

  3. Варианты реконструкции памятников античной культовой архитектуры (ортогональные проекции, перспективы, компьютерные графические визуализации, макеты) - храм Артемиды в Эфесе (VI-IV в. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (сер. V в. до н. э.), храм Аполлона в Дидимах (Малая Азия, IV-III вв. до н. э.), фолос Фимела в святилище Асклепия (Эпидавр, IV в. до н. э.), фолос Филиппа II в Олимпии (IV в. до н. э.), Капитолийский храм в Риме (VI-II вв. до н. э.), храм-ареостиль в с. Орвьето (VI в. до н. э.), «Золотой дом» (Domus Aurea) Нерона в Риме (I в. н. э.), и др.

  4. Обмерные чертежи памятников архитектуры Древней Греции и Рима -библиотечные и музейные фонды Московского архитектурного института (государственной академии), Новосибирской архитектурно-художественной академии (НГАХА).

  5. Памятники архитектуры Древней Греции (фотографии, видеосъемки) -руины Кносского дворца (XVI в. до н. э.), «Гробница Агамемнона» в Микенах (XIV век до н. э.), древний фолос Аполлона в Дельфах (ок. 580 г. до н. э.), фолос Афины Пронайи в Дельфах (VI-V вв. до н. э.), храмы Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э.), Геры в Посейдонии (ок. 540 г. до н. э.), Посейдона в Пестуме (сер. V в. до н. э.) и на мысе Суний (около 425 г. до н.э.), храмы Афинского акрополя - Парфенон (447-434 гг. до н. э.) и Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.); ми-стериальныйый храм Арсинойон (о-в Самофракия, ок. 281 г. до н. э.), Башня Ветров в Афинах (80-75 гг. до н. э.).

  6. Памятники архитектуры Древнего Рима (фотографии, видеосъемки) -фолос Весты на Римском форуме (версия III в. н. э.), храм Весты на Бычьем Рынке (II в. н. э.), храм в Ниме (Maison Carree, 20 г. до н. э.), храм Сивиллы (Весты) в Тибуре (совр. Тиволи, I в. до н. э.), форум Траяна в Риме (нач. II в. н. э.), жилые дома и виллы Помпеи (IV -I вв. до н. э.), вилла Адриана в Тибуре (совр. Тиволи, нач. II в. н. э.), Римский Пантеон (нач. II в. н. э.).

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем.

Данная работа стала первым исследованием, комплексно рассмотревшим космологические аспекты в культовом зодчестве античных государств. В ее основу был положен тезис о том, что античная космология представляет собой целостный синтез мифологических, религиозных и философских учений о форме и размерах нашей планеты, о ее геологической структуре и природных стихиях, оказывающих благотворное либо разрушительное воздействие на жизнь государств и каждого человека в отдельности. А также об окружающем Землю космическом пространстве, видимом невооруженным глазом. Приведены примеры практической реализации этих учений в градостроительстве, архитектуре и монументально-декоративном искусстве наиболее развитых в техническом отношении античных государств - Древней Греции и Рима. До написания диссертации эти аспекты были рассмотрены и обобщены в целой серии авторских работ. Некоторые из выдвинутых там положений были включены в текст диссертации и могут котироваться на уровне концептуальных открытий. Наиболее значимые из них следующие:

выявлены и систематизированы наиболее яркие аспекты минойского культа «Сотрясателя Земли» (Подземного Посейдона), воссозданные в архитектуре, конструктивной системе, в фресковой живописи и скульптуре Кносского дворца (о-в Крит);

предложена оригинальная трактовка «метеорологической» функции глубоких портиков в одно- и трехцелловых этрусских храмах (ареостилях, по Вит-рувию);

впервые выполнен комплексный анализ различных форм поклонения античных народов богу морей Посейдону, которые были реализованы в античном искусстве и архитектуре;

предложена оригинальная интерпретация космологической символики афинского Парфенона (447-434 гг. до н. э.) и его скульптурных декораций;

впервые дано космологическое толкование пространственной композиции гипетральных храмов Древней Греции, доказана ее генетическая взаимосвязь с архитектурой жилых усадеб с атриумными и перистильными внутренними дворами;

на основании античных первоисточников раскрыта преемственность между культами богинь домашнего очага Гестии (Древняя Греция) и Весты (Древний Рим) и архитектурой круглых античных храмов (фолосов, монопте-ров);

подтверждена принципиальная возможность того, что автором римского Пантеона («Храма всех богов», 125 г.) был император Адриан (76-138 гг.); впервые выполнен комплексный анализ космологической символики античных и древневосточных народов в градостроительной структуре, в функциональной и планировочной схемах, в объемной композиции этого храма и в его декоративных деталях.

Практическое значение полученных результатов

Определены перспективные направления практического использования космологической теории: разработка конкурсных заданий и программ «концептуального» проектирования, проекты реконструкции и реставрации произведений античного искусства и архитектуры по программам международных организаций (ЮНЕСКО и др.), государственных музеев и галерей. Представлены рекомендации для более высокого уровня организации научной деятельности по тематике исследования и предложения по дальнейшему расширению «временного» и «пространственного» диапазонов «космологических» исследований.

Разработаны и внедрены новые образовательные технологии на архитектурном факультете ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет». Соискателем опубликовано 28 учебно-методических работ по истории архитектуры - программ лекционных курсов, тематических олимпиад, реферативных исследований и т. п. Им также подготовлена рукопись лекционного курса по истории архитектуры - «Архитектура стран Древнего Востока» (434 с.) и «Архитектура античных государств» (504 с).

Более 40 студентов архитектурного факультета ТГАСУ, подготовившие доклады по древневосточному и античному зодчеству, стали лауреатами СНТК и конкурсов научных работ в области теории и истории архитектуры, 28 - авторами научных публикаций в различных изданиях.

Создана модель эффективной реализации полученных на лекциях знаний в учебном проектировании. Соискателем написаны 3 учебные пособия, 15 методических указаний и программ по архитектурному проектированию и объемно-пространственной композиции. Более ста курсовых и дипломных работ, выполненных под его руководством, были награждены дипломами и премиями различных творческих конкурсов. Композиционные принципы древнего зодчества были успешно апробированы в 16 из 86 выпускных квалификационных работ, выполненных под руководством соискателя на архитектурном факультете ТГАСУ и на кафедре дизайна ТИБ (Томский институт бизнеса).

На защиту выносятся:

выявленные автором древнейшие формы поклонения античных народов четырем одушевленным «первоэлементам» вселенной (Земле, Огню, Воздуху и Воде), воссозданные в произведениях искусства, в светском и культовом зодчестве Древней Греции и Рима;

систематизированные автором фрагменты античных учений о форме, размерах, физических свойствах Земли и вселенной в целом, которые нашли отображение в мифологии, картографии, астрономии и философии;

систематизированные автором важнейшие этапы в типологической трансформации древнегреческих храмов (имитации «жилищ» богов - «священные пространства» - «модели вселенной»);

раскрытые автором приемы воплощения в светском и культовом зодчестве Древнего Рима концепций о гармоничном единстве архитектуры и природы, о «центральном огне» (культ Весты), о «шарообразности» Земли;

- обнаруженный автором в композиционной структуре римского Пантеона «космополитический» синтез религиозной и философской символики античных и древневосточных государств.

Апробация результатов исследования

Настоящее исследование представляет собою итог многолетней научно-ис-следователь- ской и педагогической работы автора. В ней содержится ряд положений, которые более углубленно рассматривались в кандидатских диссертациях Н.Н. Богдановой, Н.М. Боголей, Хюинь Тан Чунга (Вьетнам).

Основные результаты докладывались на XIV-XVII научно-методических конференциях ТИСИ (Томск, 1989-1992 гг.), научно-практической конференции «Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в строительном вузе» (Новосибирск, 1990), международной конференции БИОМОД-92 (Санкт-Петербург, 1992), XLIX-LVI НТК НГАСУ (Новосибирск, 1993-1999), научно-методической конференции «Концепция гуманитарного образования в архитектурно-строительном вузе» (Томск, 1994), VI и VII духовно-исторических чтениях «Православие и Россия» (Томск, 1996-1997), Втором международном семинаре «Инновации и традиции в реформируемой школе» (Томск, ТГУ-ТГПУ-гимназия № 29, 1996), XXIX НТК Пензенской ГАСА (1997), XV-XVI НТК Красноярской ГАСА (Красноярск, 1997-1998), региональной НПК «Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока» (Новосибирск, 1997), НПК «Экологическая инфраструктура сибирского города» (Новосибирск, 1997), IV международной конференции «Экология и человек» (Томск, 1997), региональной НПК «Региональные особенности архитектурно-градостроительной организации жилой среды: тенденции, идеи, перспективы» (Новосибирск, 1998), всероссийской НПК «Сибирская архитектурно-художественная школа» (Новосибирск, 1999), НТК «Архитектура и строительство. Наука, образование, технологии, рынок» (Томск, 1999), международной НПК «Город и время» (Уфа, 2000), НПК «Научно-методические основы формирования нормативно-регламентационной базы градостроительства в Сибирском регионе» (Новосибирск, 2001), НПК «Качество урбанизированной среды: архитектурно-градостроительный аспект» (Новосибирск, 2003), всероссийской НПК «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна» (Новосибирск, 2003), на международных русско-корейских симпозиумах KORUS 1998-2004 гг., НПК «История и современность: Архитектура и градостроительство - региональный аспект» (Новосибирск, 2004), региональной НПК, посвященной 10-летию ООФ ТГАСУ (Томск, 2004), всероссийской НПК «Проблемы развития региональных архитектурных школ» (Новосибирск, 2004), VI региональной НМК «Проблемы инженерного образования» (Томск, 2008), НПК «Архитектурные проблемы развития сибирских городов» (Новосибирск, 2008), всероссийской НПК «Сибирская архитектурно-строительная школа» (Новосибирск, 2010), международной НПК «Региональные архитектурно-художественные школы» (Новосибирск, 2012).

Результаты настоящего исследования были изложены в 75 печатных работах общим объемом 41,94 п. л. (всего соискателем опубликовано более 250 научных и учебно-методи-ческих работ).

Отдельные материалы были частично реализованы в госбюджетных НИР № 1.1. (№ гос. per. 01940009935) и № 1.3 (№ гос. per. 01970005597), победивших в конкурсах грантов Российской Федерации по фундаментальным исследованиям в области архитектуры и строительных наук (1994, 1996 гг.).

Соответствие паспорту научной специализации.

В соответствии с формулой специальности 17.00.04 («Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура»), занимающейся изучением изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры в целом, а также способов и форм их взаимодействия друг с другом, в настоящем исследовании рассмотрены варианты практического воплощения античных космологических традиций в монументально-декоративном искусстве, архитектуре и градостроительстве Древней Греции и Рима. Полученные соискателем результаты соответствуют областям исследований специальности, закрепленным в п. 4. «Роль и место искусства и архитектуры в становлении и развитии духовной и материальной культуры общества», в п. 6. «Идейные искания и стилевые направления эпохи в различных видах искусства» и в п. 8. «Роль искусства и архитектуры в формировании жизненной среды».

Структура диссертации

Диссертация включает один том (372 с). В ней представлена текстовая часть - введение, четыре главы, заключение, общие выводы и результаты исследования, перечень опубликованных работ соискателя по теме исследования (75 наименований), библиографический список (400 наименований) - и иллюстративное приложение из 95 плакатов (166 рисунков, схем, таблиц и фотографий).

Похожие диссертации на Воплощение античных космологических концепций в культовом зодчестве Древней Греции и Рима