Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Фукара, Катерина

Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв.
<
Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фукара, Катерина. Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Фукара Катерина; [Место защиты: Моск. гос. акад. Худож. ин-т им. В.И. Сурикова].- Москва, 2010.- 278 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/70

Содержание к диссертации

Введение

Глава I : Формирование культа святых воинов в христианском искусстве Кипра .

1 Историко-культурный контекст формирования культа святых воинов на Кипре 17

2 Святой воин в эпоху раннего Христианства 32

3 Складывание иконографии святых воинов в христианском исскустве...50

4. Влияние народной культуры на образ святого воина 65

5. Происхождение мотива всадника 75-

Глава II : Проблемы изображения святого Георгия в кипрском средневековом искусстве .

1. Эволюция образа святого Георгия 84

2. Формирование иконографического типа «Святой Георгий с отроком» в искусстве средневекового Кипра 107

Глава III: Особенности развития образов святых воинов в XI-XVI вв. на Кипре .

1. Образ св. Димитрия в кипрском монументальном искусстве 129

2. Образы святых воиннов 140

Заключение... 158

Список Литературы 167

Приложения

Введение к работе

Данная работа посвящена проблемам иконографии и символики образов святых воинов в монументальной живописи Кипра XI-XVT вв. В кипрском средневековом искусстве святые воины занимают значительное место в храмовой декорации. Образы святых воинов с древних времен и до наших дней играют важную роль в жизни кипрского народа. В мировой культуре Кипр справедливо называется островом Святых, так как более двухсот Святых упоминаются в различных источниках в раннехристианском и в средневековом периодах. Редчайшие стенные росписи и иконы кипрских церквей, изображающие святых воинов, являются не только сокровищами культурного наследия Кипра, но и мирового. Святые воины тесно связаны с историей острова, где они выступают борцами против зла и выходят победителями. Многолетняя народная традиция, легенды и искусство сделали святых воинов символами героизма и доблести. Особенно часто встречаются иконописные изображения таких святых воинов, как святой Георгий-знаменосец, святой Димитрий Солунский, святой Феодор Стратилат, святой Феодор Тирон, святой Христофор, святой Меркурий, святой Артемий. В целом кипрская живопись является неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Кипр однозначно играл главенствующую роль в культурной жизни восточного Средиземноморья, благодаря своему стратегически важному географическому местоположению. -Актуальность темы диссертационного исследования определяется прежде всего недостаточной изученностью самой темы образов святых воинов в кипрской монументальной живописи XI-XVI вв. На примерах дошедших до нас памятников монументальной живописи мы можем проследить насколько значимым явился образ святого воина в данный период на Кипре и насколько этот образ повлиял на формирование менталитета и культурного наследия киприотов. Одним из главных центров почитания культа святого воина, согласно многочисленным исследованиям, явилась Каппадокия, где сохранились важные примеры конных изображений. К сожалению, кипрские памятники, представляющие не меньший интерес для исследования, были обделены вниманием. Следует заметить, что отсутствие внимания к развитию образа святого воина со стороны искусствоведов определяется, в числе прочего, и рядом объективных культурно-исторических обстоятельств. Исследование же данной темы может поспособствовать не только для изучения данной области, но и отразить ход событий в близлежащих странах, имеющих непосредственные политико-экономические отношения с жителями острова.  

Историко-культурный контекст формирования культа святых воинов на Кипре

Культура Кипра сыграла большую роль в развитии христианского искусства на Востоке. После 395 г. остров официально становится частью Восточной Римской империи (Византийского государства), наследуя византийскую организацию управления в социальной, экономической и духовной жизни. Официально христианство распространяется на Кипре от апостолов Варнавы и Павла в 45г.п.Х. В конце IV в. христианство завладело всем островом. Противостание кипрских епископов привели к тому, что церковь Кипра стала автокефальной в 3-ем Игуменском Синоде Константинополя в 488г.п.Х. во время императора Зинона . Новая религия изменила положение людей в мире, которые теперь пытаются найти другое, новое выражение космотеории через искусство. Если раньше христиане поклонялись в катакомбах, так как до IV в. были в изгнании, то сейчас стали воздвигать храмы типа базилик как и во всём византийском мире. Чтобы выразить догмы новой религии, храмы украшались в различной технике живописи. Кипр справедливо был назван диахроническим музеем ,христианского_ средневекового искусства Востока. Во время эволюции византийской культуры, Кипр активно участвовал во всех сферах духовной деятельности, являясь неотъемлемой частью Греческого мира. Об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники архитектуры и уникальные произведения живописи. Зарождение христианского искусства и его дальнейшее развитие в византийскую эпоху происходило после долгих ферментации многовековой борьбы между Востоком и Грецией.

Византийское искусство на Кипре развивалось по своим законам: духовное и художественное развитие тормозилось такими историческими катаклизмами, как арабские нашествия с VII по X вв: и иконоборчество. В раннехристианский период (с IV по VII вв.) - росписи, мозаики и некоторые редкие иконы, сохранившиеся на Кипре, отражают идеалы византийского искусства. После завоевания Кипра арабами из Сирии и Египта, остров становится «яблоком раздора» за контроль на море. В 649 г. арабы под предводительством Эмира Сирии Моавиа сделали свой первый налет на Кипр ". Около 120.000 киприотов были убиты и взяты в плен. Источники, в основном арабские, упоминают разбросанные во времени события: вторжения с последующим заселением, распределение налогов между арабским халифом и Византийской империей и значительные перемещения осужденных и поселенцев . Единственное представление о статусе государства на острове имеется в письме, секретно направленном Патриархом Николаосом в 913 г. халифу Ал Мухдатиру34. Согласно этому письму, жители Кипра были поделены между Римской и сарациновой властью и были обязаны платить дань халифату. Некоторые арабские географы дают нам минимальные сведения о роли Кипра в торговле на Средиземноморье . Все они ссылаются на богатство острова и даже на расцвет коммерческой деятельности. Существуют записи, восхваляющие плодородие jjeMJiH, а также производстве смолы, мастики, шелковых и шерстяных тканей, которые экспортировались в страны ислама и Византийской империи. Кипр участвует в регенерации городского развития, в восстановлении городской деятельности ремесел и промыслов. Культура Кипра всегда была частью «Византийской Вселенной», как говорит Спирос Врионис36, остров был культурной провинцией Византии. Несмотря на передвижение людей- (арабов, армян), большинство жителей продолжали говорить на греческом языке, являлись православными христианами, чья связь с Константинополем не прерывалась.

Высланные с Ближнего Востока иконофилы, получившие убежище на Кипре, перенесли на остров искусство иконописи Малой Азии. Живопись заимствует у Востока многие композиционные элементы, художественный язык, который привнесли, в частности, сирийцы и палестинцы, гонимые арабами в 813 г . Естественно, что прибывшие на Кипр монахи, привезли с собой из монастырей наиболее важные на их взгляд иконы и предметы поклонения. Принимая во внимание каждый из привезенных предметов поклонения, монахи воздвигали монастыри, которым давали название своей предыдущей обители. Таким образом, можно объяснить существование на Кипре монастырей, имеющих одинаковые названия с монастырями Константинополя и Малой Азии. К сожалению, эти монастыри не сохранились до наших времен и мы не имеем, таким образом, образцов настенной живописи, зародившейся в них. Вероятнее всего в них были представлены тенденции, господствующие в Константинополе и Малой Азии, отголоски которых мы позднее наблюдаем в изобразительном искусстве Кипра среднего jro3flHero H3aHTmicKoro периода и в период господства Франков. Кроме того, было несомненно оказано влияние и были выявлены художественные тенденции, зародившиеся в Александрии и Египте в целом, с которым у Кипра были тесные связи, что подтверждается богословскими текстами, написанными на Кипре в VII веке .

Святой воин в эпоху раннего Христианства

С древних времен образ святого воина постепенно эволюционировал, приобретал новые черты и менял свое значение. Важнейшую роль в его „формировании безусловно сыграла вызантийская традиция. Византия была миром высоких духовных и интеллектуальных ценностей. В государстве духовенство и церковь играли ведущую роль. Статус святого воина был очень высок, представлял собой продукт социальной действительности и коллективных потребностей и отвечал интересам правящего класса и настроениям общества в целом.

Осознание важности роли воина в обществе повлияло на ход исторического процесса, затронув церковь, религиозную мысль, политику, экономику, общественное устройство, литературу и искусство. Популярность святых воинов получала распространение одновременно с подъемом статуса византийского воина.

Роль святых менялась и приспосабливалась в зависимости от тех или иных факторов. Общество могло приспособить святых воинов согласно своим потребностям и, в частности, могло свободно наделить их сверхъестественными качествами. Для того, чтобы изучить вопрос об отношении общества к святым воинам, следует рассмотреть данный аспект на протяжении веков. Мы постараемся проследить, как данный образ развивается и меняет свою сущность в иконографии в зависимости от эпохи.

В ранних изображениях святые мученики предстают в мирском обличий. Изменения в иконографии отражают потребность общества в определенных свойствах святого. Это связано с реальными событиями. На земле, где войны и народные бедствия сменяли друг друга, это, прежде всего, святой воин-избавитель. Таким является и святой Димитрий. Прежде, чем получить в иконографии обличье воина, в ранних изображениях он был одет как аристократ, и лишь постепенно облик его менялся. Салоникийцы делают Святого Димитрия покровителем своего города: появившийся сверхъестественным путем с целью спасти их, он предстает перед ними воином. Однако в ранней иконографии Димитрий изображается в одеяниях ипата (аристократа). Постепенно изображение Димитрия меняется, и новые элементы незаметно закрепляются в его новом образе - образе воина. В начале VII века тюркские племена - авары, и славяне жили мирно. Однако на протяжении VI - VII вв. Салоники переживали яростные нападения в основном со стороны славян и аваров, которые неоднократно осаждали их. В это сложное время городу было необходимо найти своего военного защитника, который должен был быть идеальным гражданином и хорошим воином. Это не мог быть никто иной, кроме Димитрия, который стал великомучеником в годы гонения христиан императором Диоклетианом в начале IV в. Согласно рассказам архиепископа Иоанниса и анонимному источнику, повествующему о чудесах святого, Димитрий лучше всего проявляет себя как воин в конце VI -начале VIIвв.

Вера в святого воина-защитника и освободителя вселяла в общество уверенность, относительно своей силы и непобедимости, помогала в победе над врагом, объединяла людей, поднимала дух. Святые воины являлись залогом политического успеха и Божией благодати, объединяющим людей своего рода тотемом, сверхъестественной силой, пронизывающей реальный мир, невидимыми рыцарями, сражающимися со злом.

Прежде чем рассматривать иконографию и развитие образов святых воинов в искусстве, было бы хорошо определить их место в культурном контексте. Византийская культура была гибридной - она включала в себя элементы старых и новых традиций Завета, античности и других источников. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества, которые оказали влияние, особенно, на восточные регионы империи и на Египет.

На западе. Ветхий Завет был известен главным образом в Латинской Вульгате. Лишь со времен Реформации серьезное внимание было уделено тексту на иврите, в то время как книги, которые существовали только на греческом языке, были далеко отложены в сторону как апокрифические. Все было иначе на Востоке. Там не только книги, которые были переведены с иврита, но и так называемые второканонические тексты, существующие только на греческом языке, были включены в Септуагинту. Дополненные псевдоэпиграфами сведения всегда принимались византийской традицией. Нет сомнений, что текст на иврите является более точным источником для изучения израильской традиции. Когда Ветхий Завет был цитирован в Новом Завете, то его текст совпадал с одной из версий текста Септуагинты.

Когда раннехристианские Отцы церкви и их византийские преемники толковали текст Септуагинты, их метод был в целом типологическим.

Эволюция образа святого Георгия

Церковное искусство Кипра, вобравшее в себя различные тенденции восточного христианства, с одной стороны, и Византии, с другой, представляет собой многообразную и по-своему самобытную картину. Влияние византийского исскуства по-разному проявляется в различных отраслях кипрской средневековой художественной культуры. Так, оно прослеживается в иконописи, а соотвественно и в почитании и интерпретации образа святого Георгия. В кипрском искусстве XII-XVI веков не наблюдается серьезных изменений иконографического типа святого: почти всегда святой изображается воином, и очень редко мы встречаем его в виде мученика. В большинстве храмов изображение святого Георгия следует популярному в XII веке иконографическому типу воина -он изображается фронтально во весь рост или по пояс, в доспехах и с оружием. Важно отметить, что в XIII веке на Кипре основная иконография святого будет в виде победоносного воина на коне с изображением «чуда со змеем» и «чуда с отроком». В то же время наблюдаются изменения в деталях одежды и в технике живописи. Стоит обратить внимание на иконографию святого в церкви Панагия Форвиотиса Асину в Никитари187 и в церкви Панагия Мутула . В Асине на щите Георгия появляются крест и полумесяц в окружении звезд, а в церкви Панагия Мутула встречается образ змея с человеческой головой. Почему художники именно в XIII в. на Кипре начали добавлять элементы новой иконографии образа святого Георгия Победоносца?

Образ Георгия в кипрском искустве развивался как героический символ победы добра над злом. Георгий в течение времени будет выступать.то как простой мученик, стойкий проповедник, то как смелый воин, то как бесстрашный искатель приключений, то как гордый триумфатор, заступник и защитник людей, освободитель принцессы. Как литература, так и фольклор оказывали воздействие на формирование его образа. Один из ранних дошедших до наших времен образов Георгия встречается (илл.12) в медальонах на арках церкви Св. Троицы монастыря Иоанна Златоуста189 (1110-1118). Тот же тип изображения мученика в медальоне встречается на северной стене 18 Капеллы в Бауите VI в., а также и на керамической иконе из Никомидий X-XI в. На Кипре это единственное из сохранившихся изображений, где Георгий представлен в виде мученика. На сводах арок изображены пять медальонов диаметром около 62 сантиметров, каждый из которых содержит бюст святого воина. Рамки медальонов желтые, с тонкой черной линией со внутренней стороны и белой линией вдоль внешней окружности. Георгий представлен по пояс в одежде мученика. На нем надета красная хламида и плащ с тавлионами, скрепленный фибулой на правом плече. В правой руке он держит крест, а его левая ладонь поднята верх. Фон медальона алый. Слева от него в медальоне расположен святой Димитрий в зеленой хламиде на фоне зеленого медальона, справа от св.Георгия изображен св. Прокопий в пурпурной хламиде на зеленом фоне медальона, далее следует св. Евсигний в синей хламиде на красном фоне. Ниже находящиеся два медальона повреждены. Особенно выразительно лицо Георгия: серьезный, острый и слегка раздраженный взгляд, указывающий на некую внутреннюю напряженность, зрачки глаз направлены на восток. Святой предстает в образе безбородого юноши. Правильный овал лица обрамлен густой шапкой коричневых волос, расположенные в три ряда кудри почти покрывают уши. Пристально глядящие в сторону глаза, выразительные, летящие, темные, красиво изгибающиеся брови, прямой нос, небольшие губы подчеркивают красоту юного Георгия, а также указывают на элегантный стиль живописи комнинского периода. Художник использует нежные и мягкие оттенки: оливковый, охра, коричневый, винно-красный и ДР Как и в близких к Константинополю регионах, сельские церкви на Кипре, росписанные до Четвертого крестового похода, демонстрируют портреты святых воинов в медальонах или изображают их фронтально стоящими, в соответствии с византийским форматом. Кипр, в отличие от Греции, уже с XII в. начинает изображать воинов верхом на коне (в Греции такие примеры встречаются в XIII - XIV вв.). Святые воины начинают «скакать» по внутренней стене храма - что явилось элементом декора внутреннего убранства церкви во времена правления крестоносцев. Изменения в формате и чрезвычайно возросших масштабах конного святого придает образу несоразмерную важность.

Фрески в церкви святого Антония в селе Кэлья190 хороший пример- где сохранилось три конных изображения Святого Георгия: два в северозападной части (первой половины XII в.) и одно на северо-восточной стёне (второй половины XII — начала XIII в.). Не скачет, а величественно парит на гранях подкупольных столпов небесный всадник Георгий Победоносец. В одной из росписи сохранилось имя Георгия. В иконографии святого преобладает героический образ воина на коне, полюбившийся многим народам, особо чтившим роль воинского дела в защите государственности. Все изображения святого Георгия (илл.13,14,15) дошли до нас в плохом состоянии, но можно различить его воинское одеяние. Изображения выделяются своими архаическими формами. По технике живописи их можно отнести к художественному методу XI века (трактовка и лепка форм, линии лика,, большие миндалевидные глаза, рисунок губ, знаковость и условность в сокращение надписи : АГИОС изображается с одной буквой А в круге). В одном из конных изображений плохо сохранилась часть змия, пронзаемого Георгием. На Кипре чудо со змием станет популярным с XII в. Из ранних примеров можно привести церковь св.Мавры в Ризокарпасо(ХП в).

Образ св. Димитрия в кипрском монументальном искусстве

Св. Димитрий - один из наиболее почитаемых в православном мире святых. С XII века на Кипре наряду со святым Георгием появляются фрески с изображением св. Димитрия. Этот образ встречается почти в каждом храме. Часто он изображается вместе со святым Георгием, но занимает второстепенное место. Посвященные св. Димитрию монастыри и церкви на Кипре не были столь многочисленны как храмы Георгия, тем не менее они существуют. В Греции и на Кипре святой получил эпитет «Мироточец», поскольку мощи его источали миро. Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название -Солунь). Святой Димитрий с раннехристианского времени почитался как покровитель Фессалоник. Рассмотрим развитие образа святого Димитрия в общих чертах. Важным источником для создания образа святого Димитрия стало его «Житие». Иконография св. Димитрия почти на всем протяжении своей истории обладала тесной связью с основным центром почитания святого — г. Фессалониками. С раннехристианского периода и до наших дней характерные черты образа св. Димитрия сохранились неизменными. Из сохранившихся изображений св. Димитрия древнейшими являются мозаичные композиции V- VII вв. в базилике в Фессалониках. На них святой появляется фронтально стоящим, юным, безбородым, с короткими русыми волосами, с большими миндалевидными глазами, с тоненькими саблеобразными бровями, с длинным, слегка расширенным к низу носом и тонкими поджатыми губами (с едва заметной улыбкой). Он облачен в патрицианские одежды, на нем надет длинный, доходящий до пят, орнаментированный хитон и белый плащ с нашитым голубым куском ткани, известным как тавлион (знак отличия военного высокого звена). Он показан в позе оранты (молящийся, с согнутыми руками и повернутыми к небу ладонями). Такое изображение святого нас убеждает в том, что мастера росписей и мозаик брали за образец древние иконы молящегося святого. Во всех этих случаях изображение образа святого доказывает существование глубокой иконографической традиции, исходящей от икон. В целом это поза оранты, как нам уже известно, произошла от древнего надгробного искусства христиан. Со временем они стремились изобразить душу покойного, и каким-то аллегорическим способом переняли черты покойного и перенесли их на настоящий портрет. Другими словами, святых уже с раннехристианского времени было принято изображать в позе моления. В VI и VII веках Димитрий изображается как покровитель церковных защитников и гражданских офицеров, строителей и дарителей его храма. В других случаях он принимает маленьких больных детей, или ведёт к алтарю верующих, которые вопрошают его о помощи. Не только мозаики Салоник, но и некоторые храмы являются уникальным источником информации об иконографии святого. В доиконоборческий период важным подтверждением этого являются два изображения святого, сохранившиеся в памятниках Италии. Самая древняя - мозаично-декоративная часть находится в храме святого Аполинария в Равенне, построенном и украшенным мозаикой около 500 года. Святой Димитрий изображен между святым Себастьяном и святым Поликарпом, в большом шествии мучеников, которые держат венцы мученичества, направляются к престолу Христа. Образ святого встречается еще и на фреске в храме Санта Мария Антиква в Риме (ок. 649г.). Образ святого Димитрия распространяется в основном в византийском искусстве после периода иконоборства (726-843). Почитание св. Димитрия стремительно входит в жизнь народа. Об этом сведетельствуют миниатюра высокого качества, триптих из слоновой кости, гробницы, амулеты, эмалевые и сцеанитовые иконы, а также монументальная и станковая живопись. В большинстве случаев доминирует ранневизантийская традиция, изображающая святого как мученика или в позе оранты. В XII веке с приходом к власти в Византии династии Комнинов и Ангеллов в изображении святого Димитрия отдается предпочтение иконографическому типу воина. Белая хламида заменяется железными доспехами, святой держит меч и представляется в позе стража. Этот переход не случаен: бесконечные и кровопролитные битвы против различных противников способствуют развитию военного духа, который усиливается во время правления военных императоров: Василия Македона, Никифора Фоки, Иоанна Джимиски и Василия Вульгароктона. В результате сложился новый извод Димитрия воина, согласно которому он предстает облаченным в доспехи и плащ. Обмундирование святого состоит, как правило, из лука колчана со стрелами, щита и шлема. В правой руке он держит копье, меч или стрелы.

Похожие диссертации на Образы святых воинов в монументальной живописи Кипра XI - XVI вв.