Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века Волдаева Вероника Юрьевна

Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века
<
Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волдаева Вероника Юрьевна. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2009.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/163

Содержание к диссертации

Введение

Глава I История деятельности фирмы «Сазиков». Процесс становления и развития 24

Выводы к Главе I 144

Приложения к Главе I:

1. Родословная семьи Сазиковых 152

2. Перечень Всероссийских, Всемирных и Международных художественно-промышленных выставок, в которых принимала участи фирма Сазиковых, с указанием полученных ею наград 153

Изображение медали Лондонской Всемирной выставки 1851 года 154

Глава II Коллекция изделий фирмы «Сазиков» из собрания Гохрана России 155

Выводы к Главе II 178

Список иллюстраций к тексту II главы 181

Иллюстрации к Главе II 183

Глава III Клеймение изделий фирмы «Сазиков» 209

Выводы к главе III 222

Схема периодизации клейм фирмы «Сазиковъ» 223

Заключение 225

Источники 227

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы

Большой интерес к русскому искусству XIX века, как в нашей стране, так и за рубежом делает остро актуальным вопрос экспертизы и атрибуции предметов декоративно-прикладного искусства, в частности памятников золотого и серебряного дела.

Достаточно хорошо изучена деятельность ювелирной фирмы «Фаберже», значительно меньше исследованы история и творчество крупнейших художественно-промышленных фирм XIX века - Сазиковых, Губкиных, Овчинниковых, Хлебниковых, Морозовых, Верховцевых, Адлер, Немировых-Колодкиных и т.д.

Своё особое место в русском ювелирном искусстве занимает творчество фирмы Сазиковых, которая являлась одним из основоположников нового направления – историзма. Отсутствие фундаментальных научных работ, связанных с её деятельностью, вызвало необходимую потребность в глобальном и детальном научном изучении её художественного наследия.

Состояние и степень изученности темы

Специальных работ, посвященных исследованию деятельности фирмы Сазиковых, нет.

Историографию о творчестве этой фирмы можно начать с изданной в 1861 году книги профессора технологии императорского Московского университета М.Я. Киттары «Обозрение Санктпетербургской выставки русской мануфактурной промышленности», где в общем контексте описания всей выставки дается лишь краткая характеристика предметам фирмы Сазиковых на ней представленным. Профессор М.Я. Киттары определил место фирмы среди себе подобных, подчеркнув «… Самое громкое имя в России… в отношении искусства… имя Сазикова». В данной работе, как показали наши исследования, имеются, к сожалению, неверные датировки деятельности фирмы: основание фабрики в Москве он относит к 1810 году, а в Петербурге к 1832 году.

В работе 1907 года «Описи серебра Двора Его Императорского Величества» А.Е. Фелькерзама, известного исследователя, искусствоведа дореволюционной России, хранителя Галереи императорских драгоценностей, приводятся некоторые сведения о владельцах фирмы, времени возникновения и завершения её деятельности. Однако, указанные им даты, связанные с историей фирмы, ошибочны. Так, открытие мастерской в Москве он датирует 1812 годом, а смерть Павла Фёдоровича Сазикова – основателя фирмы, он относит к 30-м годам XIX века. На самом деле П.Ф. Сазиков скончался в 1845 году. Дата смерти П.Ф. Сазикова, неточно установленная А.Е. Фелькерзамом, указывается и ныне в работах почти всех современных исследователей. Неверно он называет время завершения деятельности московского и петербургского отделений фирмы.

Творчество фирмы Сазикова привлекало внимание и советских исследователей.

Коллективом авторов, ведущих научных сотрудников Государственного Эрмитажа, З.А. Бернякович, Т.М. Соколовой и М.Н. Торнеус в 1956 году была издана работа «Художественное серебро XVI – начала XX веков». В ней опубликованы интереснейшие произведения фирмы Сазиковых, из собрания этого музея, а также ценные сведения по их атрибуции.

В книге «Оружейная палата» 1964 года в разделе «Русское художественное серебро XVIII – начала XX века» его автор К.В. Донова приводит некоторые сведения об истории фирмы Сазиковых, называет ряд имен известных скульпторов с ней сотрудничавших, отмечает большую значимость её работ для характеристики ювелирного искусства XIX века, дает серьёзный художественный анализ одной из крупных сохранившихся работ фирмы «Витязь в дозоре» из собрания Оружейной палаты.

В многотомном труде «История русского искусства» была опубликована в 1965 году статья Н.Р. Левинсон «Художественная промышленность», касающаяся вопросов развития прикладного искусства второй половины XIX века. В ней автор уделяет фирме Сазиковых весьма скромное внимание, указывая лишь серебряные изделия, представленные на Лондонской всемирной выставке 1851 года.

В фундаментальном труде по истории золотого и серебряного дела России XV-XX веков коллектива авторов Государственного Исторического музея, вышедшем в свет в 1967 году, были опубликованы новые научные данные о фирме Сазиковых – обнаруженные ими неизвестные ранее клейма фирмы, а также некоторые сведения о её деятельности. Данные эти вошли в общий контекст исследования ювелирного искусства, в том числе и XIX века, что дало возможность выявить значение творчества фирмы и её место в художественной жизни России. Эта работа была впоследствии дополнена и издана в 1983 году, а также переиздана в 1995 году.

В 1972 году старшим научным сотрудником ГИМа Б.Л. Ульяновой была защищена диссертация по теме «Русское художественное серебро второй половины XIX – начала XX вв. (Москва и Петербург)», где ею отмечена значительная роль фирмы Сазиковых в развитии искусства скульптуры малых форм, которые позволяют говорить о нем (Сазикове) «как о первоклассном мастере, поражающем… высокой техникой литья, чеканки, тонким художественным вкусом».

Для изучения предметного ряда изделий 40-60-х годов XIX века фирмы Сазиковых весьма ценными являются публикации памятников из собрания Оружейной палаты, осуществлённые в 1984 году С.Я. Коварской в альбоме «Русское серебро XIV – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля».

В книге В.В. Скурлова и Г.Г. Смородиновой «Фаберже и русские придворные ювелиры», вышедшей в 1992 году дается краткая характеристика деятельности фирмы и акцентируется внимание на заслуги её в развитии «русской темы» в создании скульптуры малых форм.

В альбоме «Русское серебро. Вторая половина XIX – начало XX века» А.А. Гилодо в разделе «Список фирм» включены сведения о фирме Сазиковых, являющиеся в ряде случаев не только неточными, но и ошибочными. Так, приводятся данные о том, что фирма была основана в 1793 году. Наши исследования показали, что только в 1796 году семейство Сазиковых, в те годы не имевшее ещё даже такой фамилии, прибыло в Москву «из крестьян Московской губернии». 1877 год назван как время закрытия петербургского отделения фирмы, что также не соответствует документальным источникам. Приводится в указанной работе и схема клейм фирмы, с попыткой отнести то или иное клеймо определенному владельцу. В ней имеются следующие данные: «с 1837 года клеймо под двуглавым орлом (поставщик Двора)». Владелец фирмы действительно носил согласно указа императора звание «придворного фабриканта», но клейма фирмы, содержащие в своем составе изображение двуглавого орла, как показали наши исследования, появились на изделиях позднее - в 1842 году. Тем не менее указанная работа имеет весьма ценный для исследователей иллюстративный материал - в котором отражены изображения предметов фирмы Сазиковых (и аннотации к ним) из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

В каталог Государственного Эрмитажа «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е – 1890-е», изданном в 1996 году были включены некоторые сведения об изделиях фирмы Сазикова из собрания Эрмитажа, представленных на выставке. Авторы раздела, посвященного художественному серебру, научные сотрудники Эрмитажа М.Н. Лопато, К.А. Орлова, Л.А. Завадская подчеркнули высокие художественные достоинства произведений фирмы Сазиковых, талант её мастеров.

В обеих публикациях «Михаил Быковский» (1988 г.) и «Русский стиль» (1996 г.) – исследованиях известного искусствоведа Е.И. Кириченко содержится ценный научный материал для изучения истории фирмы Сазиковых. Она отмечает тесную творческую связь крупного архитектора М.Д. Быковского с Павлом Фёдоровичем и Игнатием Павловичем Сазиковыми и его влияние на художественную деятельность фирмы.

В работах Т.Н. Мунтян «Фаберже. Великие ювелиры России» (2000 г.) и А.Н. Иванова «Мастера золотого и серебряного дела в России» (2002 г.) изложены краткие справочные сведения о фирме Сазиковых. Необходимо также отметить, что в указанные публикации авторы поместили фотографические изображения ряда клейм фирмы ранее известные только по зарисовкам.

Зарубежные специалисты также проявили некоторое внимание к истории деятельности фирмы Сазиковых.

Ценным для исследования этой темы является помещённая в статье американского автора Герарда Хилла фотография императорского приза в виде скульптурного изображения двуглавого орла (выс. 51,5 см) работы мастеров петербургской фабрики фирмы 1851 года. Этот приз от имени императора был вручен «господину Бержу», чья яхта «Джорджия» победила в соревновании морских легких судов. Статья автора посвящена, к сожалению, только фирме Фаберже. Но публикация данного памятника середины XIX века, находящегося ныне в частном собрании за рубежом, дает представление о великолепной работе мастеров-серебряников и характеризует стилевые особенности произведений фирмы в контексте времени. Необходимо отметить, что в ходе исследования нами было обнаружено литографированное изображение этого предмета середины XIX века художника В.Ф. Тимма, который сумел подчеркнуть все достоинства данного произведения.

В работе «Russian art at Hillwood» американского автора из музея русского искусства в Хиллвуде (под Вашингтоном) Катрины Тейлор публикуются семь предметов с черневым декором, выполненных в 1860 году московскими мастерами фирмы Сазиковых. Так как черневых изделий изучаемой нами фирмы, сохранилось мало, то данный материал представляет определённую научную ценность.

Высокий уровень скульптуры малых форм в произведениях фирмы Сазиковых отметила известная американская исследовательница из музея Хиллвуда Энн Одом в своей статье «Московские мастерские Фаберже».

Таким образом, опубликованные работы, касающиеся в той или иной степени творчества фирмы Сазиковых, имеют определённую значимость для её характеристики, но носят, к сожалению, общий характер. А отсутствие опоры на документальные архивные источники не дает возможности составить целостное последовательное представление о деятельности фирмы и её мастерах.

Объект исследования - история и ювелирное искусство фирмы Сазиковых.

Предмет исследования – история возникновения и становления фирмы Сазиковых, её творческая деятельность, участие в формировании художественных направлений в золотом и серебряном деле России XIX века, ведущая роль в создании «русского стиля».

Временные границы исследования – конец XVIII века – II половина 80-х годов XIX столетия.

Цель и задачи исследования – воссоздать историю творческого формирования и художественного развития фирмы Сазиковых, определить характерные стилистические особенности свойственные произведениям её школы на основе изучения впервые выявленного большого объёма архивных документов и памятников ювелирного искусства. Обозначить место творческой деятельности фирмы в русском а, в определённой степени, и в европейском искусстве того времени.

Источниковедческая база исследования

Для того чтобы реализовать поставленную задачу – создать исследование о творческой деятельности фирмы Сазиковых и представителях этой династии ювелиров был привлечен большой, ранее не исследованный вещевой, документальный и литературный материал.

Основным источником работы являлись вещественные памятники из драгоценных металлов, хранящиеся, прежде всего, в Госфонде России, а также в крупнейших собраниях нашей страны: Государственной Оружейной палате, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Военно-морском музее Петербурга, Музее-усадьбе П.И. Чайковского в Клину, Музее-усадьбе Ф.И. Тютчева в Мураново, Русском национальном музее.

Тщательное изучение разнообразных изделий собрания Гохрана России и привлечение памятников из музейных коллекций дало возможность с достаточной полнотой исследовать как технику изготовления, так и стилевые характеристики изделий исследуемой фирмы.

В представленной работе фактически впервые вводится в научный оборот большая часть предметов коллекции Гохрана.

Не менее важным источником, чем памятники материальной культуры, служит впервые привлекаемый обширный документальный материал из архивов Москвы и Петербурга.

Были изучены документы фондов: Московской дворцовой конторы, Мастерской и Оружейной палаты в РГАДА, Канцелярии московского генерал-губернатора, Канцелярии московского губернатора, Московской купеческой управы, Московской Ремесленной управы, Московской городской шестигласной думы, Московского окружного суда, Московской казенной палаты, Московской управы Благочиния, Московского губернского правления, Купеческого отделения дома Московского градского общества, Московского отделения Совета Торговли и Мануфактур Министерства финансов, Московского городского общественного управления, Московского Коммерческого училища на Остоженке в Центральном историческом архиве Москвы; фонды «различных частей Москвы», включающие дела на земельные со строениями владения в архиве научно-технической документации Москвы; в Центральном историческом архиве – Канцелярии министерства императорского Двора, Кабинета Его Императорского Величества, Департамента мануфактур и внутренней торговли; в Государственном историческом архиве С.Петербурга – Канцелярии петербургского градоначальника, Петербургской городской управы, Императорского Петроградского Коммерческого училища, Петербургской Купеческой управы.

Благодаря этим документам удалось найти редкие, ранее неизвестные сведения о деятельности фирмы и её владельцах, ряде мастеров-серебряников, работавших на фабриках в различные годы существования производства, их социальном и имущественном положении; определить порядок работ, установленный Сазиковыми на своих предприятиях. Документы позволили выявить и крупные заказы, исполнявшиеся фирмой для Императорского Двора, а в некоторых случаях - проследить и историю создания предметов, их стилистические особенности.

Помимо вещевого и архивного материалов были привлечены для исследования и другие исторические источники, опубликованные в XIX веке: описания различных всемирных, международных и российских художественно-промышленных выставок, периодические издания – газеты, журналы, интересующего нас времени, книги по истории Москвы, Московской губернии, Петербурга и других городов; научно-справочные издания по биографиям художников, скульпторов, архитекторов, адресно-справочные издания.

Методы исследования

Основным в методике исследования стал принцип комплексного подхода – единства исторических и эмпирических методов исследования, междисциплинарного анализа и сравнительного изучения научной искусствоведческой, исторической, культурологической, архивной и специальной по вопросам изготовления ювелирных произведений литературы с целью воссоздания истории творческой деятельности фирмы Сазиковых.

Системный подход, использованный в качестве ведущего метода исследования, позволил выявить и проанализировать взаимосвязи, возникающие между положениями в исторической науке и искусствоведении и практическим опытом изучения материальных памятников ювелирного искусства, и интегрировать их в разработку основных идей данной диссертации.

При изучении памятников золотого и серебряного дела были применены методы художественно-стилистического и сравнительного анализов, что позволило выявить характерные черты, свойственные произведениям фирмы Сазиковых и определить время включения её в творческий процесс разработки различных стилистических направлений искусства историзма (1830-е – 1880-е годы), а также увидеть общие признаки, ранее не выявленные исследователями некоторых орнаментальных направлений художественного оформления произведений целого ряда ювелирных производств того времени.

Методы визуально-графического и источниковедческого анализов, а также метод реконструкции дали возможность впервые исследовать вопрос клеймения изделий фирмы Сазиковых практически за весь период её существования, подвергнув их систематизации и периодизации и ввести указанный подход в научный оборот.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

Впервые на основе архивных документов дается последовательное изложение истории возникновения фирмы Сазиковых в Москве, а затем и в Петербурге, организации процесса работ, развития и роста её как художественно-промышленного предприятия. Обнаруженные материалы позволили расширить сведения о творческой взаимосвязи с крупными архитекторами, скульпторами и художниками, были выявлены новые имена в их среде, с которыми фирма имела тесные творческие контакты.

Впервые определена особая роль Павла Игнатьевича Сазикова (внука основателя фирмы) и как художника фирмы, и как организатора её рабочих процессов.

Благодаря вновь выявленным документам впервые анализируются описания ряда ныне утраченных фундаментальных работ фирмы Сазиковых, сделанные современниками их создателей. Детальный характер передачи видимых ими памятников позволяет сегодня судить об их форме и стилистических особенностях.

На основе изучения архивных источников, впервые приводятся сведения связанные с жизнью и творчеством ранее неизвестных мастеров фирмы.

Важно отметить, что впервые вводятся в научный оборот исследовательские материалы по предметам коллекции изделий фирмы Сазиковых из собрания Гохрана. В ряде случаев нами были предложены гипотезы об авторстве художника, чьи эскизы легли в основу исполнения некоторых таких произведений.

Изучение большого количества вещевого материала и привлечение документов архивов дали возможность выявить новые клейма фирмы и вместе с известными уже – они были нами подвергнуты систематизации и периодизации. Вопрос клеймения изделий фирмы в таком исследовательском аспекте поднимается в первый раз.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что впервые вводится в научный оборот воссозданная история деятельности крупнейшей ювелирной школы – фирмы Сазиковых, без представления о которой невозможно сложить целостную картину золотого и серебряного дела в России XIX столетия.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы:

- для экспертизы и атрибуции памятников золотого и серебряного дела;

- для научно-исследовательской работы при изучении соответствующего раздела декоративно-прикладного искусства;

- для различных видов музейной деятельности (создание постоянных экспозиций, выставок, при чтении курса лекций, проведении семинаров и практических занятий с научными сотрудниками и экскурсоводами музеев и галерей);

- в образовательном процессе при составлении курсов лекций по истории русского декоративно-прикладного и ювелирного искусства;

- в работе современных художников-ювелиров, развивающих и продолжающих традиции прошлого;

- для историко-архитектурных исследований, связанных с градостроительным обликом Москвы XIX века.

На защиту выносятся следующие положения:

- воссозданная история творчества ювелирной фирмы Сазиковых, как неотъемлемой части русского ювелирного искусства;

- изделия фирмы Сазиковых из собрания Гохрана – яркие образцы художественного языка фирмы в эпоху историзма, позволяющие определить время вхождения её художников и мастеров в разработку различных форм и орнаментации тех или иных стилевых направлений и обозначить некоторые индивидуальные творческие черты свойственные работам её мастеров;

- научное обоснование подхода к клеймению произведений фирмы Сазиковых за весь период её творческой деятельности.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования широко использовались для атрибуции памятников, входящих в коллекцию Госфонда РФ и определили критерии вхождения их в состав собрания Гохрана России.

Материалы диссертации нашли отражение в научных разработках тематико-экспозиционных планов многочисленных российских и международных выставок, проводившихся Гохраном за последние пятнадцать лет. Они легли в основу тематико-экспозиционных планов двух экспозиций «открытого хранения» ценностей коллекции Госфонда, находящегося на территории Гохрана, с которыми многократно знакомились научные сотрудники музеев России и зарубежных стран (Израиль, Германия, Дания, Финляндия и т.д.)

Некоторые положения исследования были включены в доклад, прочитанный на научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративного искусства».

По теме диссертации проводились занятия со слушателями антикварных курсов и Таможенной Академии.

Внедрение результатов исследования включало также участие диссертанта:

- в публикациях в научных журналах;

- в составлении каталогов выставок;

- в работе диссертанта в качестве члена жюри российских конкурсов ювелирного искусства;

- при проведении экспертизы изделий для правоохранительных органов РФ.

Диссертационное исследование было обсуждено на заседании сектора искусствоведения РИК.

Структура диссертации.

Родословная семьи Сазиковых

По теме диссертации проводились занятия со слушателями антикварных курсов и Таможенной Академии. Внедрение результатов исследования включало также участие диссертанта: - в публикациях в научных журналах; - в составлении каталогов выставок; - в работе диссертанта в качестве члена жюри российских конкурсов ювелирного искусства; - при проведении экспертизы изделий для правоохранительных органов РФ. Диссертационное исследование было обсуждено на заседании сектора искусствоведения РИК. Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Текст рукописи первой главы дополнен двумя приложениями: 1. Родословная семьи Сазиковых; 2. Перечень Всероссийских, Всемирных и Международных выставок, в которых принимала участие фирма Сазиковых, с указанием полученных ею наград. Здесь же представлено изображение медали Лондонской Всемирной выставки 1851 года.

Текст рукописи второй главы сопровождается иллюстрациями предметов коллекции Гохрана и аннотациями к ним; к тексту третьей главы прилагается схема клеймения изделий фирмы за весь период её деятельности.

В ведении даётся характеристика времени основания, становления и развития фирмы Сазиковых — конец XVIII — XIX в., которое падает на период капиталистического развития России, появления новых социально-экономических отношений в обществе.

Первая глава «История деятельности фирмы «Сазиков». Процесс становления и развития» посвящена вопросу времени появления семьи Сазиковых в Москве и организации ими мастерской золотых и серебряных дел, росту и развитию производства, превращению мастерской в одно из крупнейших: художественно-промышленных предприятий- России ЗО-ТС Х годов: XIX века; получившее мировое; признание своеш творческой) деятельности. В: этой главе значительное: место отведено вопросу личностю владельцев фирмы и членов их семьи-на разных.этапах, её- существования;: с этой1 проблемой тесно связано восхождение фирмы на: высшую- ступень. славы; и; постепенный- спад и: фактически, её: ликвидация! Архивные: документы, раскрывающие многие стороны деятельности: фирмь ПОЗВОЛИЛИ; познакомиться с ранее неизвестными именами: её мастеров, осветить их- образ жизни, её профессиональную сторону. Именам художников; архитекторов; и скульпторов, связанных своим творчеством с фирмой Сазиковых. дают возможность понять, почему высокопрофессиональные мастера, фирмы делали- такие искусные предметы из драгоценного; материала и; позволили фирме выделиться среди остальных, занять, свое: высокое место- в мире ювелирного искусства. Таким образом, найденный. и изученный; намш объёмный: архивный и разнообразный источниковедческий; -материал- (в: томг числе ж изобразительный ряд) дал возможность, впервые скрупулезно? и- точно? проследить, процесс развития1 деятельности- фирмы, на протяжении? всего периода, еёсуществования. , Во второй главе «Коллекцияшзделий?фирмьії«Єазиков»изїсобранияі» Еохрана? России» на основе исследования , её произведений; показаны. особенности развития формой орнаментации предметов-в. периоды господства ; того или иного художественного направления эпохи- историзма.. Дается; характеристика различных технических: приемов.: обработки и; украшения-: драгоценных металлов мастерами фирмьііЄазиковьіх.. Определены» некоторые: стилевые особенности свойственные только- её: изделиям? и впервые обозначено время обращения фирмы: в: своем: творчестве к разработке декора присущего разным художественным этапам в развитии искусства XIX. века.. Определены имена некоторых художников; скульпторов, и: архитекторов;, чьи эскизы; легли в основу работы при изготовлении; ряда.изделий из;коллекции: Гохрана, то есть тех, кто прямо или косвенно осуществлял художественное руководство её деятельностью.

Третья глава «Клеймение изделий фирмы «Сазиков» рассказывает об исследовании клеймения изделий фирмы на протяжении всего времени её существования. При этом привлечённый обширный вещевой и архивный материал дали возможность выявить закономерности в клеймении изделий, ввести в научный оборот новые клейма, раскрыв их принадлежность тому или иному владельцу фирмы из семьи Сазиковых. Клейма были подвергнуты периодизации, что помогло более точно атрибуировать изделия коллекции Гохрана.

Заключение содержит основные выводы, сформировавшиеся в ходе научного исследования, позволяющие сказать, что фирма Сазиковых представляла собой самостоятельную творческую школу и одновременно являлась частью русской ювелирной школы XIX века. По теме диссертации автором опубликованы следующие работы: Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века // Вестник Московского государственного областного университета. М, 2007. № 3, с. 91-97. Ювелирная фирма Сазиковых. По материалам коллекции Гохрана России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2007. № 6, с. 210-213. Значение Всероссийских и международных художественно-промышленных выставок XIX века в творческой деятельности ювелирной фирмы Сазиковых // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2008. № 5, с. 292-295.

Перечень Всероссийских, Всемирных и Международных художественно-промышленных выставок, в которых принимала участи фирма Сазиковых, с указанием полученных ею наград

По итогам выставки Игнатий Павлович был награждён орденом Св.Станислава III степени." D

Фирма Сазиковых выполняла многочисленные частные заказы, некоторые из которых сегодня могли бы иллюстрировать собой крупные исторические события, происходившие в России XIX века. Так, один из политических деятелей XIX столетия Джаншиев Г.А. в своей книге «Эпоха Великих реформ» рассказывая о деятельности «Губернского Тверского Комитета», связанной с разработкой Положения об отмене крепостного права в России, отмечает: «5 февраля 1859 года был закрыт Губернский Тверской Комитет. На другой день члены его давали обед..., где предводителю [тверского] дворянства Алексею Михайловичу Унковскому, много и честно потрудившемуся на пользу народа, был поднесён членами Комитета эмблематический подарок: изящный серебряный кубок работы Сазикова; на крышке кубка стоит крестьянин без шапки и с низким поклоном держит на подносе хлеб-соль, в знак благодарности за волю и землю».246

Мы не будем касаться характеристики реформ по отмене крепостного права, этот вопрос не входит в область наших исследований. Нам важны сведения о предмете, созданном мастерами фирмы, о элементах композиции его составляющих. Они говорят о том, как и те, которые упоминались нами выше, что серебряная скульптура малых форм (жанровые композиции) активно используется при исполнении работ. Такие работы составляют собой действенное воплощение того, что сегодня мы называем «русским стилем».

Исходя из анализа значительного количества исторических источников середины XIX века, включая и архивные документы, можно сделать вывод, что фирма Сазиковых к началу 1860-х годов была самым крупным и хорошо оснащённым ювелирным производством среди представителей своей отрасли в Москве по сравнению с такими не менее известными именами, как Губкины, Полтавцевы, Антиповы. Что же касается её коллег в Петербурге, то она стояла в одном ряду с фирмами - «Никольс и Плинке» и «Верховцевы» -самыми крупными и известными именами в это время Петербурга и всей России.

Как свидетельствует «квартальный надзиратель 3 квартала Мясницкой части Давыдов» в январе 1862 года на фабрике И.П .Сазикова в Москве работало 72 мастера и 8 учеников; за которых он заплатил в «Московскую Шестигласную Думу акцизный взнос 24 рубля».247

На фабрике находилось 14 верстаков, использовались «машины для штамповки, выдавки, точения, вальцовки, паяния и аппарат для гальванизирования», имелась также 1 машина для гильоширования.2

Практически также была оснащена фабрика в Петербурге. Для сравнения скажем, что фабрика одного из ведущих серебряников Москвы Полтавцева имела в своём штате в это время 50 мастеров и 16 учеников. Имелись на ней и машины, но в меньшем количестве.249

Ещё в начале 1850-х годов «известный фабрикант наш г.Сазиков нашёл нужным, после путешествия своего за границей, по обозрении иностранных фабрик, ввести и в своём заведении благодетельное начало разделения труда, которое приведено было в исполнение относительно посудчиков, шлифовщиков и полировщиков. Последняя мера эта достигнута была с большим трудом, ибо работники только при весьма значительной прибавке жалованья соглашались заниматься одною полировкою вещей, находя для себя невыгодным разучиться, как, они выражались, серебряному мастерству... на других фабриках... такого рода разделение труда в то время ещё не существовало. Не смотря однакоже на эти препятствия, г.Сазиков успел приучить своих рабочих к усовершенствованию, требуемому необходимостью современного развития всех отраслей промышленности и в настоящее время (1860-е годы) во всех почти фабриках, шлифовкою и

Это последнее справедливое высказывание Ильи Арсеньева, автора цитируемого нами «Обозрения» ювелирного дела России начала 1860-х годов, всецело подтверждается предметами из коллекции Гохрана. Отличная полировка создает изысканный вид самой простой ложке, которую сделали мастера фирмы Сазиковых.

В 1865 году в Москве в течение целого месяца, с 15 мая по 15 июня, «в помещении дома Российского Благородного Собрания» проходила Всероссийская выставка мануфактурных изделий."51

Фирма Сазиковых принимала в ней участие. Профессиональный авторитет Сергея Игнатьевича Сазикова среди представителей его области деятельности был столь велик, что он вошёл в состав «экспертной комиссии VI отдела Предметов, имеющих наибольшую связь с художеством».

Наряду с ним, членами комиссии были И.А.Зевакин - ювелир, сын известного мастера-серебряника и ювелира Москвы I половины XIX в., именитые скульпторы Н.А.Рамазанов и В.С.Бровский, влиятельные промышленники В.А.Хлудов и В.Н.Мамонтов, известный музыкант Н.Рубинштейн. И нельзя не сказать о том, что председателем комиссии был директор Строгановского центрального училища технического рисования В.И.Бутовский.25"

Изображение медали Лондонской Всемирной выставки 1851 года

Таким образом, названные нами,выше элементы декора свидетельствуют о том, что при изготовлении изделий мастера хотя и обращались к памятникам прошлых столетий, но собственные работы исполняли в своём понимании и трактовке.

Полагаем, что при создании декора изделий в «русском стиле», описанных нами выше, использовались рисунки двух художников ФТ.Солнцева и А.М.Горностаева, тесно, сотрудничавших в эти годы с фирмой Сазиковых. Сохранился ряд работ, выполненных по их рисункам — в Государственной Публичной библиотеке (С.-Петербург) - оклад 1852 года (илл. 15) первопечатного издания Апостола (художник А.М.Горностаев) и чайно-кофейный сервиз 1848 года (художник Ф.Г.Солнцев), находящийся в одной из частных коллекций. Элементы их декора могут служить аналогиями орнаментации изделий Госфонда.

Повышенный интерес в обществе к так называемой «русской идее» вызвал к жизни необходимость в художественно-промышленной среде обратить своё внимание на народное творчество. Мастера-серебряники обогатили и разнообразили язык формировавшегося национального русского стиля появлением новых форм и декоративного оформления. Передавая в серебре другие материалы, из которых были созданы первоисточники -бересту, иву, ткань, дерево и т.д. - посредством их имитации, они блестяще справились с задачей, оставив превосходные образцы своего искусства. Изделия этого времени представляют собой неисчерпаемый материал для изучения техники художественной обработки драгоценных металлов.

В коллекции Гохрана наиболее ранними произведениями фирмы Сазиковых, выполненными в этой стилистике, являются- пепельница петербургской работы 1856 года в виде лаптя и созданная московскими мастерами в 1858 году коробка для чая, повторяющая полностью берестяной туесок. Пепельница (инв. № 654, илл. 16) сделана в технике литья и благодаря удачной восковой или гипсовой модели мастеру удалось натуралистично передать природный материал и форму изделия. Поскольку пепельница имеет на себе клеймо «ПС», которое как мы считаем, принадлежало Павлу Сазикову, сыну Игнатия Павловича, можно предположить, что модель для её создания исполнена именно им. Коробка для чая сделана в виде туеска цилиндрической формы, со съёмной крышкой, лицевая сторона которой покрыта гравировкой, передающей текстуру дерева. Поверхность коробки (инв. № 879, илл. 17) выполнена с помощью-вальцов, но только работа чеканщика и позолотчика дала возможность создать имитацию тёплого природного материала - бересты, из которой изначально крестьяне мастерили такого рода предметы. Мы установили, что декорировка изделий подобным образом была продумана рисовальщиками фирмы для разнообразных по назначению вещей, то есть применялась при исполнении предметов разной формы и временной диапазон её использования был весьма велик. Именно об этом говорят прекрасно сохранившиеся изделия коллекции Гохрана московской работы - подстаканник 1870 года (инв. № 2643, илл. 18), чайник 1872 года (б/н, илл. 19), коробка для чая в виде большого берестяного туеска 1876 года (б/н), лопатка для масла и щипцы для сахара (инв. № 9482/1-2, илл. 20) II половины 1880-х годов.

В ходе изучения предметов подобного рода выявлена особенность присущая изделиям фирмы Сазиковых: для натуралистично переданного декора - оплетения берестой какой-либо поверхности, мастера использовали ручную доработку чеканом лицевой стороны предметов, придавая тем самым им большую нарядность и декоративность.

Изделия коллекции дают возможность сделать вывод о временных рамках исполнения фирмой произведений, художественный язык которых, связан с народным искусством - середина 1850-х годов и до конца существования фирмы.

Здесь необходимо остановиться на одном весьма важном моменте. В предметный мир людей, представлявших два сословия России — дворянство и крупное купечество, входили вещи весьма не традиционные для них. Особенно это касалось дворянства. Как предметы европейские, знакомые им - чайно-кофейные сервизы, столовое серебро, украшенные «берестой» по поверхности, так и изделия народного быта - туески, лукошки, лапти и т.д., имеющие практическое назначение в виде различных коробочек, сахарниц, пепельниц не могли не воздействовать на их эстетические взгляды. Ведь моду на предметы народного типа поддерживал даже император, покупая их и создавая интерьеры в «русском стиле».

Безусловно работы фирмы Сазиковых, изготовленные с особой тщательностью, за этим её владельцы очень следили, и можно сказать гармоничностью, способствовали приобщению аристократического сословия к эстетике нового для них «русского стиля».

Но наши исследования позволяют сказать, что к теме имитации — передаче в серебре других материалов — фирма Сазиковых обратилась в более ранний период. Это вторая половина 40-х годов XIX века, о чём указывалось в I главе нашей работы. Её мастера создают предметы, в композицию которых входят детали в виде ткани (тарелка для трюфелей 1849 г. (илл. 21) - Государственный Эрмитаж, «одежда на престол соборной церкви города Шуи» 1846-1847 гг. - не сохранилась).

В коллекции Гохрана находятся три работы фирмы, свидетельствующие о прекрасном умении её мастеров передавать в серебре фактуру ткани, причём самой разнообразной. Это солонка в виде мешочка (инв. № 2644, илл. 22), изготовленная в Петербурге в 1869 году и две сухарницы, представляющие собой корзинки из сплетённых ивовых прутьев с наброшенной салфеткой, московской работы 1879 (инв. № 1110) и 1882 годов (инв. № 18, илл. 23). Солонка-мешочек выполнена в технике литья. Для её изготовления была использована настоящая холщовая ткань (не очень грубых нитей), поскольку безукоризненно переданы структура полотна, его плетение и форма самого миниатюрного мешочка в открытом виде, с характерными при этом состоянии складками и изгибами. Для получения такого изделия необходимо было приготовить модель, которая оттискивалась в особом формовочном песке. Как отмечали старые мастера, «если песок хорошо составлен, то при надавливании пальцем получается столь нежный оттиск, что заметны мельчайшие морщинки кожи. Отливка выходит нежная и отчётливая».399 Что же говорить о холщовой ткани в данном случае? Считалось, что такой способ «выделки изделий» стоит намного дешевле ручной работы, поскольку «приготовленная модель» позволяет «отлить сколько угодно тождественных изделий». Тем не менее, благодаря тому, что в собрании Гохрана есть довольно значительное количество предметов, относящихся к типологической группе солонок-мешочков, можно сказать, что работа мастеров фирмы Сазиковых не только не уступает им в художественных достоинствах, но по некоторым признакам и превосходит их. Большая часть названных нами солонок-мешочков, выполнена в разных мастерских Москвы и Петербурга с помощью резьбы, гравировки, чеканки, то есть более дорогого ручного способа обработки металла. Но больше, чем в других изделиях, в солонке фирмы Сазиковых мастерам удалось передать в миниатюрном варианте, предмет бытовавший в народной среде, и сделать это довольно изящно и реалистично. Для объективности характеристики описываемого нами изделия необходимо сказать, что по эстетической выразительности к нему приближается солонка-мешочек (илл. 24) работы мастеров известной петербургской фирмы семьи Болиных, также из собрания Гохрана. Но она исполнена в 1880-е - 1890-е годы, что ещё раз подтверждает справедливое высказывание мастеров XIX века - «русские серебряники... получают сведения по мастерству... исключительно на практике».401 Безусловно такой практической школой для многих ювелирных производств России являлись работы мастеров фирмы Сазиковых, которые можно было видеть и в её магазинах и на художественно-промышленных выставках.

Схема периодизации клейм фирмы «Сазиковъ»

Такая закономерность прослеживается не только для клеймения изделий фирмы Сазиковых, но как показывают наши исследования предметов ряда других крупных ведущих ювелирных фирм России середины XIX — начала XX века, и для них. Это такие фирмы, как «Хлебников», «П.Овчинников», «Фаберже» и т.д.

Изображение двуглавого орла, помещаемое с полным именником, как правило располагалось над щитком или слева от него, реже всего оно встречается справа. Изображение двуглавого орла входило иногда в единый штемпель вместе с наименованием фирмы, а иногда представляло собой самостоятельный штемпель, ставившийся, как указывалось нами ранее, рядом с клеймом фирмы. Это объясняется тем, что существовавшие правила клеймения изделий на этот счёт не устанавливали никакого порядка.

В 1845 году Игнатий Павлович открывает фабрику в Петербурге, арендовав помещение в доме Штакельберга в Чернышёвом переулке (ныне это улица Ломоносова). Самым ранним в коллекции Госфонда по времени исполнения из петербургских работ фирмы является чайник 1850 года. Изделия коллекции второй половины 1840-х годов отмечены только московским клеймом.

Анализ клейм на изделиях за этот период деятельности фирмы позволил выявить ещё одну важную закономерность. Если на предметах, сделанных в 1850-1855 годах рядом с петербургским (причём только с петербургским!) клеймом фирмы имеется только щиток с Государственным гербом, то в 1856 году появляется ещё один (почти круглой формы) с силуэтным изображением мужского и женского профилей, обращенных влево. Мы сравнивали это клеймо с изображением, размещённым на лицевой стороне медали Лондонской выставки 1851 года, которой фирма была награждена как призёр. Медаль имеет погрудное изображение королевы Виктории и её супруга принца Альберта, патрона экспозиции выставки. Практически точно такое же изображение дано в клейме, только в миниатюрном виде, даже передана прическа королевы Виктории, так как хорошо читается пучок, который её завершает.

Таким образом, составной частью в клеймо только петербургского отделения фирмы вошло уменьшенное до размеров клейма изображение этой медали.

Вероятно, Игнатий Павлович подавал прошение о получении «права клеймить свои изделия этой медалью», это была первая Всемирная выставка и фирма «награждалась 1-го достоинства Советской медалью (prise medaille), каковых в Россию поступило только три медали.. .»422

На многих изделиях из коллекции клейма чёткие, хорошо читаемые, до мельчайших подробностей. Это неслучайно, так как «все клейма для всех мастеров изготовлялись на Монетном Дворе, по мере надобности почти ежегодно. Готовые клейма отправлялись из Монетного Двора в Департамент горных и соляных дел для выдачи». Заметим, что согласно правилам того времени, мастера и владельцы производств обязаны были ставить свои клейма-именники до предъявления изделий государственному пробиреру.

Необходимо остановиться ещё на одном весьма существенном факте в истории клеймения фирмы семьи Сазиковых. Два её изделия из нашей коллекции, исполненные в 1856 году в Петербурге, имеют очень интересные клейма. Это лоточек в виде виноградного листа и пепельница, представляющая собой миниатюрный лапоть, «сплетённый» из лыка. На лоточке клейма - «П.САЗИКОВЪ.» и «ПС» под двуглавым орлом в самостоятельном овальной формы щитке. На пепельнице в виде лаптя клеймо «ПС» аналогичное клейму на лоточке («ПС»), но без изображения знака Поставщика Императорского Двора. Мы считаем, что данные клейма принадлежали старшему сыну Игнатия Павловича - Павлу, талантливому скульптору и рисовальщику. «П.САЗИКОВЪ» и «ПС» - обозначает Павел Сазиков. Отец возлагал на него большие надежды, которым не суждено было сбыться, так как 4 мая 1856 года Павел Игнатьевич умер. Очевидно после успеха фирмы на выставке 1851 года в Лондоне, к которому Павел имел самое прямое отношение, отец принял решение о введении в клеймение изделий фирмы клейма, принадлежащего Павлу Сазикову. Но это пока только наши предположения, основанные на информации, почерпнутой благодаря изделиям коллекции и фактам из истории деятельности фирмы, которые могли послужить поводом к принятию такого решения главою фирмы И.П.Сазиковым.

Неожиданно важные сведения дал визуальный сравнительный анализ изображения клейм, описанного выше лоточка 1856 года и клейм изделий петербургской фабрики, изготовленных после 1882 года. Они оказались абсолютно идентичными. Можно сделать вывод, что после смерти Павла Сазикова штемпели клейм были не уничтожены, а долго хранились в семье. И после того, как владельцем петербургской фабрики в 1882 году стал племянник Павла Игнатьевича тоже Павел, штемпели вновь стали использоваться для клеймения изделий.

После смерти в январе 1868 года Игнатия Павловича Сазикова фирма переходит согласно завещания в совместную собственность двух его сыновей - Сергея (1823-1880) и Валентина (1830-1877). В завещании говорилось: «я бы желал, чтобы дети мои производили торговлю [и производство] для взаимной их самих пользы общую не разделённую на тех же основаниях, как при жизни моей, под фирмою: братья Сергей и Валентин Сазиковы с равносильною деятельностью и любовью к своему Делу: ибо сила не в силе, а сила в единомыслии и единстве».424

Похожие диссертации на Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века