Введение к работе
Актуальность исследования.
Современное отечественное искусствознание исследует как весь период советского искусства, обнаруживая в нем неочевидные ранее закономерности развития, так и отдельные, локальные явления, пристальное изучение которых позволяет изменить представление об исторически недавнем художественном наследии России.
В диссертации художественная практика авторского политического плаката в России середины 1980-х - начала 1990-х годов рассмотрена в русле второго исследовательского направления на базе материала, еще не подвергавшегося целостному анализу. В его основе - собрание авторского плаката из коллекции Государственного музея политической истории России, систематизированное в процессе данного исследования.
Как известно, художественный процесс опосредованно связан с политической и социально-экономической ситуацией в стране; политика государства в большей или меньшей степени влияет на характер развития искусства. Именно политический плакат как концентрированный образ времени отражает эту ситуацию, предлагая свое осмысление формирующихся общественных позиций. Советский политический плакат получил новую жизнь в середине 1980-х - начале 1990-х годов, в период перестройки, в годы сложных изменений в обществе и государстве; в искусстве этого жанра графики появилась свобода выбора тематики, существенно изменились стилистика и художественные приемы.
Авторский плакат как целостное художественное явление сформировался в середине 1980-х годов; у его истоков оказались молодые плакатисты, стремившиеся отойти от недейственного художественного языка предшествующего десятилетия. Сегодня историческая дистанция уже позволяет проследить изменения в художественной практике политического плаката того периода, наметить его связь с общественно-историческими
4 процессами эпохи, систематизировать этот материал, учитывая при этом культурные запросы современности.
Степень разработанности проблемы.
Исследование базируется на работах из разных областей гуманитарного знания, которые могут быть условно разделены на несколько блоков.
В искусствоведческих публикациях В.П. Полонского, А.А. Сидорова, Б.С. Бутника-Сиверского, И.А. Свиридовой, Г.Л. Демосфеновой, М. Gallo, J. Foster исследован язык советского плаката и его художественные особенности.
Впервые краткий научный обзор политического плаката со времени его зарождения и до 1980 годов был дан в брошюре А.Д. Боровского (1984 г.). Автор уделил внимание творчеству художников, вскоре ставших участниками событий перестройки, воплотивших в плакатах темы и проблемы этого времени.
История плаката этого периода и его стилистика были описаны в работе Н.И. Бабуриной и Клауса Вашика «Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века» (2004 г.) в результате научного проекта, осуществленного коллективом немецкого и российских исследователей при поддержке Фонда Тиссена в 1998 - 2001 гг. В рамках проекта создана двуязычная база текстовых и изобразительных данных по русскому плакату (более 3500 изображений плакатов 1815 - 2003 гг., текстовые аннотации к ним, более 900 подробных биографий художников, 180 тематических статей), подобраны сведения о выставках, обширная библиография. Однако в этом фундаментальном обобщающем труде авторский плакат не выделен в качестве самостоятельно значимого культурного и художественного явления, история его репрезентации описана фрагментарно, а стилевая характеристика лишь намечена.
В книге «Иконография власти: советские политические плакаты при Ленине и Сталине» (1997 г.) Виктории Боннель (Victoria Bonnel),
5 профессора кафедры социологии Калифорнийского университета в Беркли (США), автор анализирует плакат на уровне визуализированных архетипов и раскрывает использование различных графических средств и приемов для решения идеологических задач. Исследование является примером применения иконографического метода в литературе об искусстве плаката.
В ином ракурсе искусство плаката конца XX века вошло в поле зрения отечественных теоретиков и историков технической эстетики и графического дизайна. Исследования Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник, СИ. Серова позволили выявить некоторые общие черты авторского плаката и причины его возникновения в искусстве 1980-х годов.
Среди публикаций в периодических изданиях особый интерес представляют статьи в журналах «Творчество» и «Реклама», посвященные выставкам авторского политического плаката.
Источником исследования выступили также альбомы с репродукциями политических плакатов периода перестройки. Так, в альбоме-каталоге Всесоюзного конкурса плакатов «Перестройка и мы» (1989 г.), посвященного 70-летию образования Ленинского комсомола, были опубликованы отзывы посетителей одноименной выставки, что позволило уточнить место авторского плаката в социально-культурном и политическом контекстах середины 1980-х - начала 1990-х годов. Автор вступительной статьи народный художник России О.М. Савостюк одним из первых заметил оживление в плакате и поддержал новые тенденции, дал оценку плакатам молодых художников.
Особое значение для данного исследования имел каталог-альбом авторского плаката из коллекции Государственного музея политической истории России (2004 г.). В издании плакаты систематизированы хронологически и по темам (бюрократия, коррупция, свобода, война, перестройка, экология и т.д.), введена в научный оборот музейная коллекция авторского плаката. Хранитель фонда И.Н. Важинская описала историю возникновения этой коллекции, обозначила жанры авторского плаката
6 периода перестройки и предложила краткую характеристику выбранной тематической систематизации. В работе раскрыто авторское понимание жанров плаката, намечена характеристика образов вождей и взаимосвязи плаката с морально-нравственным состоянием общества.
В специальном выпуске журнала «Декоративное искусство СССР» (№11, 1988 г.) большое внимание было уделено новому плакату: опубликованы заметки с круглого стола и дискуссионные статьи посвященные плакату. В этом же номере была напечатана «Справочная таблица изменений» (Юрий Курбатов), представившая плакаты с 1918 по 1988 годы. Тем самым перестроечный плакат был включен в общую канву развития плаката в России.
Новые факты, оценочные суждения были выявлены и использованы в результате опроса петербургских художников, участвовавших в становлении и развитии отечественного авторского плаката.
В целом, представленный в научной литературе обширный материал имеет аналитический и частично фактологический характер. Вместе с тем очевидно: необходим системный анализ этого явления с позиций современного искусствознания, та как отсутствует целостная художественная характеристика авторского плаката, не выявлено и его историческое развитие. Стилистические особенности авторского плаката рассматривались ранее вне контекста профессиональных суждений и дискуссий в художественных журналах середины 1980-х годов, без анализа его связей с историей периода перестройки, с общественными дискуссиями середины 1980-х годов. Следовательно, авторский плакат пока не понят как значимый культурный и художественный феномен переломного этапа в истории России.
Материальная база исследования: авторский плакат, художественная критика и социально-политические тексты в публицистике периода перестройки, фотоматериалы и документы из личных архивов художников.
Объект исследования: отечественный политический плакат XX века.
Предмет исследования: художественная практика авторского политического плаката в контексте отечественной культуры и политической ситуации середины 1980-х-начала 1990-х годов.
Гипотеза исследования: возникновение и развитие художественной практики отечественного авторского плаката - это прямое следствие культурных и общественно-политических процессов периода перестройки. Авторский плакат может быть вписан в экспериментальный пласт искусства, осмыслявшего и демонстрировавшего новыми художественными средствами фундаментальные изменения, происходившие в российской культуре этого периода.
Границы исследования: хронологические рамки охватывают период с середины 1980-х до начала 1990-х годов - время становления и развития авторского плаката.
Территориальные рамки исследования ограничены Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой середины 1980-х -начала 1990-х годов, в пределах которой выделены Ленинград и Москва как центры художественной и общественно-политической жизни.
Тематические рамки исследования: возникновение, развитие и художественные особенности авторского плаката в контексте обозначенного исторического периода.
Цель исследования: определить особенности становления, развития и репрезентации авторского плаката в российском искусстве и вербальном контексте середины 1980-х - начала 1990-х годов, а также проанализировать достижения и творческие проблемы этого художественного явления.
Задачи исследования:
-
исследовать предпосылки становления политического авторского плаката середины 1980-х - начала 1990-х годов;
-
провести историко-художественный и художественно-аксиологический анализ информационных материалов о выставках авторского плаката;
-
осуществить сравнительный анализ стилистики авторского плаката с художественными явлениями в области отечественного неофициального искусства;
-
разработать иконографическую типологию авторского плаката периода перестройки.
Методология исследования построена на сочетании
исследовательских приемов, направленных на изучение художественно-культурных, общественно-политических, социальных условий становления и развития авторского плаката.
Теоретико-методологической базой выступили как современные отечественные, так и зарубежные исследования.
-
Принципы онтологического и герменевтического анализа искусства (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер и др.) стали опорой для определения методологических установок исследования авторского плаката как особого явления культуры и искусства конца XX века.
-
Эстетическая проблематика (Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.) имела значение в связи с осмыслением художественно-эстетических особенностей авторского плаката.
3. Методологические основы иконологического анализа искусства
(Э. Панофский, А. Варбург, Э. Гомбрих, М.Я. Либман, Н.Н. Рубцов,
М.Н. Соколов) позволила выявить характерные для изученного материала
соотношения визуального и вербального компонентов.
Методика исследования построена на базе комплексного изучения и сопоставления теоретических и исторических источников, а также на исследовании конкретного художественного материала.
Методы исследования:
- метод лонгитюдного исследования использован в процессе изучения коллекции авторского плаката в Государственном музее политической истории России;
метод стилистического анализа был направлен на выявление художественных особенностей данного явления;
метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном рассмотрении конкретных плакатов;
- метод иконографии стал основой для разработки образно-
тематической типологии авторского плаката и анализа его связей с
вербальными текстами эпохи;
- метод интервьюирования позволил существенно уточнить историю
становления и развития искусства авторского политического плаката.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего проведенным комплексным изучением авторского политического плаката середины 1980-х - начала 1990-х годов. Впервые репрезентация авторского плаката периода перестройки представлена как историческая последовательность выставок, оказавших значимое воздействие на исследуемую художественную практику и ее общественный резонанс. Впервые в отечественной науке плакат был систематизирован по иконографическим группам. Проведено художественно-стилистическое сравнение авторского плаката периода перестройки с художественными явлениями в области отечественного неофициального искусства.
Теоретическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы как теоретическая (концептуальная и эмпирическая) база для дальнейших искусствоведческих исследований в области истории и художественной практики политического плаката, вопросов взаимодействия искусства и политики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть полезны при изучении и написании истории отечественного плаката рубежа XX-XXI веков. Положения и выводы диссертации актуальны для научной обработки коллекции авторского политического плаката в музее, а также могут войти в разделы лекционных курсов высшей школы.
Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях, а также в выступлениях на межвузовской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Предметы и пространства искусства II» (СПбГХПА им А.Л. Штиглица, 17 марта 2010 г.) и на научно-практической конференции, посвященной юбилею Государственного музея политической истории России «ГМПИР: 9 0 лет в пространстве истории и политики» (6 октября 2009 г., ФГУК ГМПИР).
Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры искусствоведения и культурологии СПбГХПА им. А.Л. Штиглица и были обсуждены на научном семинаре аспирантов.
Положения, выносимые на защиту.
-
Авторский плакат — значимое художественное и общественно-политическое явление середины 1980-х - начала 1990-х годов.
-
Авторский плакат — художественное явление, соотносимое как с дискурсом отечественного неофициального искусства, так и с мировой арт-практикой в области графического дизайна 1980-х годов.
3. Выставочный процесс авторского плаката оказал значимое
воздействие на развитие данной художественной практики и диалог
художников плаката с обществом.
4. Иконографическая типология политического плаката позволяет
выявить характерные для исследуемого материала соотношения визуального
и вербального компонентов и на этой основе определить иконографические
группы в авторском политическом плакате периода перестройки (понятийно-
вербальная, символико-метафорическая, образно-типологическая).
Объем и структура исследования: обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений: краткие биографические сведения о художниках - авторах плакатов периода перестройки; интервью автора с художниками плаката; альбом иллюстраций.