Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционный свадебный обряд Орловской области : музыкально-этнографический аспект Чернобаева, Оксана Вячеславна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чернобаева, Оксана Вячеславна. Традиционный свадебный обряд Орловской области : музыкально-этнографический аспект : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Чернобаева Оксана Вячеславна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Саратов, 2013.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/110

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема изучения свадебных традиций отдельных регионов России до сих пор остаётся открытой в современной этномузыкологии. На первый взгляд, её разработке посвящены многие исследования, научные статьи. Однако в действительности русский свадебный обряд в его региональных разновидностях принадлежит к числу недостаточно исследованных. В этом ключе справедливой остаётся мысль учёных Д.М. Балашова и В.И. Жекулиной: «Чем больше будет появляться работ с широким комплексным охватом местного свадебного материала, тем скорее мы продвинемся к существенному пониманию истории русской свадьбы». В.А. Лапин утверждает, что «каждое знакомство с новой региональной свадебной традицией – событие в нашем постижении своей культуры».

Актуальность данного исследования состоит в необходимости получении новых научных данных и систематизации одной из ярких в отечественной народной культуре – орловской свадебной музыкальной традиции. Стоит отметить, что на сегодняшний день накопление музыкального материала по орловскому свадебному фольклору остаётся фрагментарным, попыток его теоретического осмысления не предпринималось. Несмотря на то, что в последние десятилетия в Орловской области ведётся планомерная исследовательская работа по собиранию, расшифровке и анализу песенных образцов, свадебный фольклор исследуемого региона не попадает в сферу научных интересов музыкантов-фольклористов как отдельное самостоятельное явление. Вместе с тем, в системе традиционной песенной культуры орловского региона свадебные песни выделяются своей яркостью, самобытностью, спецификой музыкального стиля.

Актуально комплексное рассмотрение свадебного обряда Орловской области в контексте структурно-типологического анализа явлений традиционной культуры. Суть этого подхода состоит в анализе структуры обряда с точки зрения теории символических языков-кодов, составляющих единый «фольклорно-этнографический текст» (термин А.М. Мехнецова). Исследуются акциональный, предметный, вербальный, персональный, локативный, темпоральный, музыкальный коды (А.К. Байбурин, А.В. Гура, Б.Б. Ефименкова, Г.А. Левинтон, Е.С. Узенёва). Важными являются разработки Б.Б. Ефименковой, которая впервые в этномузыкознании включает музыкально-обрядовый фольклор в систему семиотических средств ритуала, рассматривая свадебные песни и причитания как один из его языков. Исследователь предлагает дифференцировать музыкальный компонент свадьбы по двум основным функциям: инициационной и коммуникативно-обменной. По её словам, «в разных местных традициях облик и удельный вес каждой из линий свадьбы не одинаковы. Их соотношение и форма воплощения характеризуют глубинную модель свадьбы и выступают важнейшим критерием в её типологии».

Необходимо отметить появление ряда музыковедческих работ, в которых проводится комплексное изучение свадебных традиций различных регионов России. К таковым можно отнести исследования Н.В. Бикметовой, Л.В. Дёминой, С.А. Жигановой, Н.П. Ивановой, В.П. Калюжной, Е.М. Шишкиной. И других, которые позволяют существенно продвинуться в изучении свадебной обрядовой культуры.

Бесспорно, назрела необходимость в комплексном изучении традиционной орловской свадьбы с акцентом на её музыкальной составляющей. Разносторонняя характеристика свадебного обряда Орловщины позволит наиболее полно и отчётливо представить картину его бытования, выявить специфику местной традиции, а также типологическое сходство со свадьбой других регионов России.

Степень научной разработанности вопроса. Поэтические тексты свадебных песен Орловской области и этнографические сведения, отражающие особенности бытования свадебной обрядности региона, впервые встречаются в работах собирателей и исследователей фольклора XIX века: П.М. Апостольского, Е.Н. Головинской, Н.И. Голубеева, В. Добровольского, Н. П. Иваненко, А. Лакшова, П.В. Киреевского, В. Ключарева, И.П. Сахарова, П. Соколовского, А.В. Терещенко, И. Успенского, Д. Ханыкова, П.В. Шейна, П.И. Якушкина.

Первые нотные образцы свадебных песен Орловской области опубликованы в сборниках русских народных песен композиторов XIX – XX веков: М.А. Стаховича, К.П. Вильбоа, Н.А. Римского-Корсакого, С.А. Кондратьева.

В XX веке значительный вклад в дело организации собирания и популяризации музыкально-поэтических текстов свадебного фольклора Орловской области вносят Л.С. Афанасьев, Н.М. Владыкина-Бачинская, Л.В. Кулаковский, Л.Л. Куприянова, Р.А. Масленникова. В числе современных исследователей, обращавшихся к орловскому свадебному фольклору можно назвать: В.В. Белозёрову, О.В. Бережнову, И.В. Бутримову, В.И. Костина, М.В. Костромичёву, Э.В. Сальникову, С.Н. Чабан.

Проанализировав работы, содержащие материалы традиционной орловской свадьбы, следует отметить, что они рассредоточены и помещены в различных изданиях: краеведческой литературе, местных песенных сборниках, периодической печати, научных статьях. Большая часть хранится в личных рукописных фондах собирателей, в кабинетах народной музыки ВУЗов искусств России и ближнего зарубежья и остаётся малодоступной исследователям. К тому же, в значительной части опубликованных работ рассматриваемая проблема затрагивается косвенно, и, чаще всего, без привлечения музыкального материала. Настоящая диссертация является первым опытом комплексного исследования региональной традиции в отечественном музыкознании, выявляющим стилистические особенности музыки свадебного обряда Орловской области.

Объектом исследования в диссертации выступает традиционный свадебный обряд Орловской области.

Предмет исследования – песенный фольклор в составе языковой системы фольклорно-этнографического текста свадьбы. Проблемным аспектом предмета исследования является выявление сущностных характеристик рассматриваемой обрядности с последующим их разграничением на этнографические и музыкальные атрибутивные показатели.

Цель исследования состоит в обосновании музыкально-этнографической специфики традиционного свадебного обряда Орловской области посредством комплексного многоаспектного подхода к его изучению. Такой взгляд на проблему потребовал решения ряда задач:

включение семиотического подхода к рассмотрению явлений традиционной свадебной обрядовой культуры;

проанализировать фольклорно-этнографический текст орловской свадьбы с позиции символических языков-кодов;

рассмотреть функционально-семантическое поле основных конструктивных элементов текста обряда;

осуществить структурно-типологическую систематизацию напевов орловской свадьбы;

дать характеристику ритмического и звуковысотного строения музыкально-фольклорных текстов с точки зрения соотношения обрядовой функции и структурных компонентов напева (ритма, лада, мелодии, фактуры) в ритуале.

Материалом исследования послужили песенные и этнографические материалы, собранные автором в процессе научно-исследовательской экспедиционной работы, проводимой в исследуемом регионе в период с 2002 по 2011 годы. По результатам этой работы можно утверждать, что орловская песенная традиция, функционирующая в современной бытовой исполнительской практике, претерпела значительную трансформацию. На это указывает изменение жанрового состава записываемого песенного репертуара (ведущее место принадлежит семейным балладам и любовным романсам). Поэтому в качестве основных источников для изучения рассматриваемой обрядности привлечены записи орловских свадебных песен 1984 – 1990-х годов, хранящиеся в лаборатории народной музыки кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, а также опубликованные статьи, нотные сборники и архивные сведения, содержащие материалы традиционной орловской свадьбы.

Методологические основы диссертации. При изучении материала орловской свадьбы используется системный метод, ключевые положения которого применяются в исследовании обрядовых ритуалов Т.А. Агапкиной, А.К. Байбуриным, Г.А. Левинтоном, Е.С. Новик, О.А. Пашиной, В.Я. Проппом.

Для анализа кодов ритуала применяется структурно-семиотический метод, встречающийся в этнографических (А.К. Байбурин, Г.А. Левинтон, Е.М. Мелетинский), этнолингвистических (С.М. Толстая, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, Е.С. Узенёва) и этномузыковедческих (Б.Б. Ефименкова, Т.И. Калужникова, О.А. Пашина) исследованиях.

Для выявления музыкальной стилистики свадебных песен автор прибегает к структурно-типологическому методу. Основы структурно-типологического изучения музыкально-фольклорных текстов изложены в трудах Е.В. Гиппиуса, Б.Б. Ефименковой, М.А. Енговатовой, К.В. Квитки, О.А. Пашиной.

Теоретической базой настоящего исследования являются основополагающие труды виднейших отечественных фольклористов. В области ритмической организации народной песни – работы Е.В. Гиппиуса, Б.Б. Ефименковой, К.В. Квитки, А.В. Рудневой, В.Н. Холоповой, В.М. Щурова. В области ладовых закономерностей – исследования Э.Е. Алексеева, Т.С. Бершадской, А.Д. Кастальского, О.И. Кулапиной, Ф.А. Рубцова, А.В. Рудневой, Н.М. Савельевой, П.П. Сокальского, Л.Л. Христиансена, В.М. Щурова. В области русской народной песенной мелодики – работы Б.Б. Ефименковой, М.А. Енговатовой, И.И. Земцовского, Л.А. Мазеля, А.В. Рудневой, Н.М. Савельевой, В.А. Цуккермана, В.М. Щурова. В вопросах народного многоголосия – опора на труды Т.С. Бершадской, Н.А. Гарбузова, Е.В. Гиппиуса, М.А. Енговатовой, А.Д. Кастальского, А.В. Рудневой, Т.С. Рудиченко, Н.М. Савельевой, В.М. Щурова.

Основной теоретической идеей работы является научная гипотеза автора об архаичности и «пограничном» статусе орловского свадебного диалекта и интеграции в нём музыкально-этнографических признаков южнорусской, среднерусской и западнорусской свадебных традиций. Этапами доказательства гипотезы являются:

структурно-типологическое исследование свадебного обряда как целостного явления, состоящего из двух основных компонентов: этнографического и музыкального;

рассмотрение функциональной направленности семиотических единиц языков-кодов свадьбы с позиции инициационной и коммуникативно-обменной линий;

определение места и роли песен в системе свадебного обрядового комплекса, выявление принципов внутрижанровой дифференциации свадебного фольклора;

раскрытие музыкальной стилистики песенных образцов, составляющих музыкальный код свадьбы, на уровне композиционной структуры, ритмики, мелодики, ладовых свойств, вида многоголосной фактуры.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

Впервые в этномузыкологии в качестве объекта исследования выступает традиционный свадебный обряд Орловской области, что вносит определенный вклад в изучение музыкально-этнографических диалектов русской свадьбы в контексте решения глобальной научной проблемы – составления музыкально-этнографического атласа свадебных диалектов России.

Изучение традиционного свадебного обряда Орловской области проводится комплексно, с позиции рассмотрения его как «фольклорно-этнографического текста» и образующих этот текст языков-кодов, где изучению музыкального кода – важной составной части языковой системы ритуала – отводится центральная роль.

Впервые по отношению к музыкально-фольклорным текстам орловской свадьбы применён метод структурно-типологического исследования, способствующий выявлению музыкальной стилистики песенных образцов на уровне их композиционной структуры, ритмической, мелодической, ладовой организации, вида многоголосия.

Существенным является вовлечение в научный обиход обширного корпуса нового музыкально-этнографического материала, который значительно обогащает представление как об особенностях бытования свадебного обряда на данной территории, так и о традиционной песенной культуре исследуемого региона в целом.

В научный обиход впервые введены архивные материалы и опубликованные издания конца XIX начала XX веков, содержащие материал по традиционной орловской свадьбе.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Традиционный свадебный обряд Орловской области по своей структуре и этнографическому компоненту в своих основных частях является вариантом южнорусского свадебного обряда, в котором свадебные песни играют важнейшую структурообразующую роль и имеют определенное семантическое значение.

    2. В музыкально-стилистическом отношении свадебный фольклор Орловской области принадлежит к наиболее древнему пласту народного песенного творчества, черты которого формировались под влиянием музыкальных традиций соседних территорий Запада, Юга и Центральной России.

    3. По совокупности музыкально-этнографических признаков традиционный свадебный обряд Орловской области занимает промежуточное положение в типологии восточнославянских свадебных обрядов, интегрируя в себе черты западнорусской, среднерусской и южнорусской свадебных традиций.

    4. Функционально-семантическая взаимосвязь структурообразующих напев элементов проявляется в свадебном ритуале в большей степени на ритмическом и ладовом уровне, которые становятся доминирующими факторами музыкального стиля.

    Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в установлении типологии орловской свадьбы и презентации научных выводов в области музыкально-стилистических характеристик традиционных свадебных песен Орловской области, что является весьма существенным в определении регионального песенного стиля и имеет значительную ценность для последующего изучения орловской песенной традиции в целом.

    Материалы исследования могут найти применение в учебно-педагогической и концертно-исполнительской деятельности. Они способны значительно расширить содержание училищных и вузовских курсов по предметам народное музыкальное творчество, теория музыкального фольклора, народные певческие стили, музыкально-стилистический анализ народной песни. Песенные образцы, вошедшие в Приложение к диссертации, могут быть применены на занятиях по хоровому классу, вокальному ансамблю, дирижёрско-хоровой подготовке, вокальной подготовке, а также могут обогатить репертуар профессиональных и любительских фольклорных ансамблей.

    Положения и выводы работы помогут актуализировать экспедиционно-собирательскую деятельность этномузыкологов в данном регионе.

    Похожие диссертации на Традиционный свадебный обряд Орловской области : музыкально-этнографический аспект