Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. К ПРОБЛЕМЕ ЭТНОГЕНЕЗА ДОЛГАН 24
1.1. К вопросу о происхождении долган 24
1.2. Взаимодействие музыкальной культуры долган с якутской, эвенкийской, эвенской, нганасанской и русской 32
1.3. Музыкальная культура долган и енисейских народов (кетов) 49
ГЛАВА II. ЖАНРОВЫЙ КОНТЕКСТ ДОЛГАНСКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ 67
2.1. Общая характеристика долганского музыкального фольклора. взаимодействие вокальных традиций и системы традиционных жанров, классификация песенных жанров 67
2.2. Жанровый контекст песенной традиции долган 72
2.2.1. Звукоподражания 72
2.2.2. Шаманское камлание — ойуун кыырыыта 83
2.2.3. Круговые танцы 99
2.2.4. Инструментальная музыка 119
2.2.5. Эпос олонгко 130
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДОЛГАНСКИХ ПЕСЕН 166
3.1. Песенные жанры 166
3.2. Особенности долганского языка 183
3.3. Долганский песенный стих и его музыкально-ритмическое воплощение 185
3.3.1. Песни со свободным стихом - верлибром 757
3.3.2. Песни с тоническим стихосложением 217
3.3.3. Песни с силлабическими текстами 228
3.3.4. Песни с тонико-силлабическим стихосложением 245
3.3.5. Песни без развернутого поэтического текста 256
ГЛАВА IV. ЗВУКОВЫСОТНЫЕ, ТЕМБРОВЫЕ, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛГАНСКИХ ПЕСЕН 271
4.1. Звуковысотная и ладоинтонационная организация 271
4.2. Типы и стили интонирования, тембровая классификация 295
4.3. Композиционная структура песен, роль дыхания 305
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 313
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 318
ПРИЛОЖЕНИЕ I. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 345
ПРИЛОЖЕНИЕ П. ТАБЛИЦЫ 398
ПРИЛОЖЕНИЕ III. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ ДОЛГАНСКИХ
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 425
- К вопросу о происхождении долган
- Общая характеристика долганского музыкального фольклора. взаимодействие вокальных традиций и системы традиционных жанров, классификация песенных жанров
- Песенные жанры
Введение к работе
Актуальность темы. Изучение музыкальной культуры этноса долган, одного из двадцати восьми малочисленных народов Севера и Арктики, проживающих на территории России, представляет одну из актуальных задач отечественного этномузыкознания. Обращение к теме исследования вызвано:
Современной проблемой исчезающих культур. Не случайно 1993 г. был объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом аборигенов (коренных малочисленных народов) мира, а 1994-2004 гг. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1993г. №48/163 были провозглашены Международным десятилетием коренных народов мира [245, с.5].
Интересом к уникальной музыкальной культуре тюркоязычного народа долган, обладающего разветвленной системой жанров (шаманского камлания, круговых танцев, инструментальной музыки, эпоса, песен), богатыми музыкальными традициями, сложившимися в результате взаимовлияния разных культур с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Системным исследованием музыкальных культур народов Сибири, которое без изучения долганской музыкальной культуры было бы недостаточно полным [189; 190].
4. Решением конкретных задач путем анализа разных уровней:
музыкально-этнографического - для выяснения природы интонирования,
артикулирования, тембрового пения, музицирования, музыковедческого - по
ритмической, звуковысотной, ладовой, композиционной структуре
традиционных жанров, необходимых для разрешения общесибирских
проблем по этномузыкознанию.
Цель и задачи диссертации. Цель данной диссертации - раскрыть сущность и своеобразие долганской песенной традиции, ее жанровую структуру, взаимодействие с другими жанрами традиционной музыкальной культуры, а также ее этнокультурный контекст в круге северных народов
5 Азии. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
сравнить материальную и музыкальную культуру долган с культурами соседних народов (якутов, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, русских), енисейских народов (кетов, коттов, аринов, асанов) и очертить основные этнографические сходства, наметить генетические, исторические культурно-контактные связи долган с рассматриваемыми народами, определить общие черты, признаки, стилевые элементы в их музыкальных культурах;
дать общую характеристику долганскому музыкальному фольклору, его вокальным традициям, системе традиционных жанров, классифицировать песенные жанры;
- рассмотреть жанровый контекст долганской песенной традиции
(звукоподражания, шаманское камлание - ойуун кыырыыта1, круговые
танцы, инструментальную музыку, героический эпос олонгко) с учетом
взаимосвязей между традиционными жанрами;
- раскрыть звуковысотные, ритмические, композиционные и тембровые
аспекты различных жанров традиционной долганской музыкальной культуры
и их связи с песенной традицией;
детально описать компоненты долганских народных песен, их типологию на основе основных признаков организации пропеваемого текста, во взаимодействии музыкальных структур с системой стихосложения.
установить главные стилистические черты долганской песенной традиции (ритмико-синтаксическую, звуковысотную, ладоинтонационную организацию, композиционную структуру, типы и стили интонирования, тембры) в их взаимосвязи с жанровым контекстом.
Методологическая база. В данном исследовании автор использовал метод системного анализа, опирающийся на системный подход, который
1 В настоящем исследовании национальные написания слов, названий предметов материальной культуры, песенных жанров и жанров традиционной музыкальной культуры даются курсивом.
«ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину» [70, с.ЗОЗ]. В исследовании «единой теоретической картиной» выступает пока еще никому не известная традиционная музыкальная культура долган, основанная на песенной традиции. Чтобы изучить главный объект исследования - песенную традицию в системе традиционной музыки долган, необходимо иметь представление не только о песне, но и о традиционных жанрах. В связи с этим изучается не только песенная традиция, но и весь жанровый контекст - звукоподражания, шаманское камлание, круговые танцы, инструментальная музыка и эпос -олонгко.
В рассмотрении данного материала задействованы многие методы, среди которых главными являются метод системного анализа [70, с.ЗОЗ], типологический метод, связанный с его типологическим подходом в культурно-историческом аспекте [70, с.337] и сравнительный метод [70, с.320].
Данные методы могли быть осуществлены на основе скрупулезного сбора музыкального материала, фактов, идей, мыслей, которые в дальнейшем были распределены по признакам и классифицированы. Далее, полный сбор признаков в их совокупности заставлет размышлять о характере и типе долганской музыкальной культуры, его особенностях в строении песен, манере пения в эпосе, круговых танцах, в шаманском камлании и в песенных жанрах: «Почему именно такая манера пения, именно такая драматургия, композиция, такая форма и такой мелос?». Данные три метода помогли выстроить диссертацию с вопроса этногенеза долган до системы традиционных жанров и выделить в них главные черты и закономерности, определить песенную традицию как центра всей системы жанров традиционной музыкальной культуры, имеющей свои стилистические особенности, которые влияют на ее жанровый контекст.
Благодаря методу системного анализа и типологическому методу
автору диссертации удалось дифференцировать, классифицировать песенные
жанры по типу стихосложения и определить стилистические черты
по ритмико-синтаксической, звуковысотной, ладовой организации,
композиционной структуре, стилям и манере пения, сопровождаемыми
тембровыми красками. Параллельно с этим стилистические особенности
песенной традиции долган находились в постоянном сравнении с жанровым
( контекстом. Это помогло определить место песенной традиции в системе
традиционной музыкальной культуры и проследить, как она взаимодействует
со всеми другими традициями и жанрами.
Кроме этих трех главных методов в отдельных главах диссертации применяются другие более конкретные методы.
При рассмотрении звуковысотной организации образцов долганского фольклора и подготовке нотных расшифровок применяется теория ранних форм интонирования, развитая Э.Е.Алексеевым [16—19], а также методика анализа песенных культур народов Сибири, изложенная в работах Н.М.Кондратьевой, В.В.Мазепуса, Г.Б.Сыченко [145-149].
При анализе тембровых особенностей долганских образцов широко применяется артикуляционная теория этномузыкальных тембров В.В.Мазепуса [176; 177; 178].
Ритмическая структура долганских песен исследовалась с учетом подходов, изложенных в трудах М.Харлапа [289], А.А.Банина [48;49], Б.Б.Ефименковой [102], А.В.Рудневой [254;255], М.Г.Кондратьева [142; 143], В.В.Мазепуса, О.В.Новиковой [179], Н.М.Скворцовой [263;264], Г.Б.Сыченко [271;272].
Для описания этногенеза долган, их межкультурных связей послужили: - работы историка-этнографа С.И.Николаева-Сомо5отто о взаимосвязи долган, якутов, эвенков с енисейскими народами [200;201;203], о хороводных танцах народов Якутии [199], возникших на основе подражания брачному танцу стерхов-кыталы/с; его мысли об общности шаманского камлания
8 и героического эпоса олонгко;
гипотеза А.П.Дульзона [73], И.Е.Фишера, М.А.Кастрена и Г.Н. Прокофьева [241] о том, что предками современных ненцев, энцев, нганасан и селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но и племена Крайнего Севера, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времен;
гипотеза А.П.Дульзона о том, что енисейские народы являются древними обитателями юга и средней части Западной Сибири и Красноярского края [73];
- очерк Г.В.Ксенофонтова «Шаманство северных якутов» [157. Т.1.
С. 328-340];
труды Н.А.Алексеева «Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири» [9], « Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» [10];
книга П.Е.Ефремова «Долганское олонхо» [104];
Терминологический аппарат и нотная запись. Терминология долганского музыкального фольклора в большей степени опирается на якутскую основу. На это указывают общие названия эпоса олонгко (у якутов
- олонхо), песни-ырыа, танца-унгкуу и окуокай2, музыкального инструмента
бубна-дунг)р, народно-песенных жанров: алгыс - благопожелание, ойуун
ырыата — шаманская песня, курум ырыата — свадебная песня, биИик
ырыата — колыбельная, суол ырыата — дорожная, уол ырыата - песня
юноши, кыыс ырыата - песня девушки в песенной лирике туоисуу ырыа
[216;315].
Как видно из перечисления народно-песенных жанров, многие названия образуются от термина ырыа-песня и присоединенного слова, указывающего на ее предназначение. Кроме того, долганы сохранили терминологию: сатыы (пешее) олонгко и ырыалаак (поющееся) олонгко,
В литературе обычно пишут осуохай в связи с тем, что в русском алфавите нет буквы А. По мнению автора диссертации, в настоящее время, когда появилась возможность правильно писать якутские, долганские слова через букву h, то нет необходимости заменять ее буквой с в словах ohyoxau, кылыИах и т.д.
9 бэтиэхтээкин или тыын былдьасыкыыта — перехват дыхания, которые в якутском музыкальном фольклоре на сегодняшний день утрачены.
Шуточные песни и частушки сохранили одноименные русские названия.
Якутская основа в терминологии долганского музыкального фольклора послужила отправной точкой в определении манер пения, которые принадлежат автору исследования. Термин дъигикитэн ыллаакын образован от глагольных основ дьигикий 'дрожать, трястись' [315, с. 128] и ыллаа 'петь, воспевать' [Там же, с.525], что означает 'петь с дрожанием в голосе' или вибрирующее, тремолирующее пение. Название манеры интонирования в узкощелевой, звонкой, звонко-шепотной фонациях бэйэ куолакынан ыллааНын возникло на основе прилагательного бэйэ 'собственный', существительного куолас 'голос' и глагола ыллаа 'петь, воспевать' [Там же, с.98,188,525], что в переводе означает 'петь собственным голосом' или в «естественной» манере пения. Из терминологии в песенных разделах олонгко новым является термин сукувхтэринэн араартаан ыллааНын (от существительного сукувх 'слог'; глаголов араартаан 'разделить по частям, на части', ыллаа 'петь, воспевать' [Там же, с.351,44,525], означающий «скандированное пение по слогам» в олонгко «Мередян Мэргэн» в исполнении Н.П.Христофорова-Мочуор.
Таким образом, терминологический аппарат долганского музыкального фольклора, с одной стороны, связан с его жанрово-тематическим содержанием и функциональным предназначением, а с другой - отражает его историческое взаимодействие с различными музыкальными культурами. А в силу своего большего тяготения и схожести с якутским музыкальным фольклором некоторые термины образованы автором исследования на якутской основе.
Одной из значительных сторон исследования являются расшифровки звучащего материала, впервые вводимого в музыкальную науку. И очень важно, чтобы эта трудная, кропотливая работа была выполнена самим
10 автором. Во-первых, полностью расшифрованный материал помогает глубже вникнуть в природу изучаемой культуры. Во-вторых, служит «аналитической кухней» для ее теоретического осмысления. В данной работе приведены лишь отрывки нотировок, выполненные автором по музыкальному фольклору долган, кетов. Полностью публикуются лишь звукоподражания.
Новизна исследования. Специальное изучение традиционной музыкальной культуры долган с сравнительным анализом материальной и музыкальной культуры окружающих долган народов, а также с культурой енисейских народов предпринято автором исследования впервые. Поэтому все, что связано с музыкальной культурой долган в данном исследовании, рассматривается впервые.
Научная новизна работы определяется самой постановкой проблемы и связана с названием темы: «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган». В частности, новыми являются:
раскрытие этногенеза долган путем сравнительного анализа материальной и музыкальной культуры долган с другими народами, с которыми они были связаны на разных этапах исторического развития;
освещение вокальных традиций и традиционной музыкальной культуры долган, описание системы традиционных жанров с классификацией песенных жанров, эпоса олонгко, инструментальной и танцевальной музыки;
реконструкция шаманского камлания, бубна-дунгур, баргаана-хамыса;
описание круговых танцев хэйро, окуокай с утверждением их происхождения от брачных танцев белых журавлей - стерхов-кыталык;
5) установление системы стихосложения песенного текста
с определением четырех типов (свободного стиха - верлибра, тонического,
силлабического и тонико-силлабического), послуживших основой
Тонико-силлабическая система - это система, в которой одновременно действуют два принципа организации - тонический и силлабический, т.е. регулярным является и количество слов, и количество слогов в строке. Эти количества не обязательно равны между собой. Общепринятого названия этой системы нет. Термин «тонико-силлабический» используется в работе В.В.Мазепуса «Лекции по курсу «Основы
ритмических моделей песен;
6) определение стилистических особенностей долганских песен
и жанрового контекста песенной традиции (звукоподражаний, шаманского
камлания, круговых танцев, инструментальной музыки и эпоса ырыалаак
олонгко) на основе стиховой структуры поющегося текста;
вычленение звуковысотных ячеек долганских песен, с помощью которых раскрыты звукоряды, ладовые структуры, характерные особенности олиготоники с ее внутриладовыми микроальтерационными закономерностями;
описание и классификация тембров, типов интонирования, стиля пения дьигиНитэн ыллаакын в узкощелевой фонации с одиннадцатью его разновидностями;
сравнительный анализ долганских песен с песнями, напевами круговых танцев соседних народов (якутов, эвенков, эвенов, нганасан) и енисейских народов (кетов);
введение в научный оборот:
музыкальной терминологии, связанной с народными названиями песенных жанров, традиционных жанров, стиля и манер пения, музыкальных инструментов;
образцов звукоподражаний, пения, курлыканья, криков стерхов- кыталык, хамысных наигрышей, традиционных жанров и песенного фольклора долган, круговых танцев, а также образцов сравниваемого с долганским материалом музыкального фольклора кетов.
Музыкальный материал. При работе над диссертацией было использовано более двухсот напевов долганских народных песен, круговых танцев, песенных разделов олонгко, двух шаманских песен, а также пятидесяти звукоподражаний, пения стерхов-кыталык, серых журавлей, которые были собраны автором диссертации в период с 1987 по 2003 гг. во
стиховедения». - Новосибирск, 1994 (рукопись).
12 время трех экспедиций на Таймыр (1987,1989,1990 гг.)4, командировок по северным и южным улусам Якутии (Анабарский, Аллаиховский, Жиганский, Оленекский, Олекминский). Из этого материала в Приложении I диссертации задействованы нотировки: восемнадцати звукоподражаний, восьми сигналов и пения стерхов, серых журавлей в живой природе, «Шаманской песни Агафьи Сотниковой», 65 напевов долганских песен, двух напевов круговых танцев хэйро, окуокай, напева олекминского окуохая, хамысного наигрыша, тринадцати напевов олонгко «Аталами», «Сын Неба», звукорядные и ритмические формулы олонгко «Аталами», «Сын Неба», «К0т9-М0нг0», «Мередян Мэргэн».
Экспедиционные материалы по изучению традиционной музыкальной культуры долган (1964 - 1991 гг.). Первые экспедиции по изучению долганской истории, этнографии, материальной культуры, фольклора, языка не носили целенаправленного характера. Долганская культура изучалась отдельными учеными-энтузиастами, такими, как Б.О.Долгих [89; 91-93; 95-97] и А.А.Попов [88; 218-237], начиная с 20-30-х гг. XX в. Первая статья «Население Таймыра и прилегающих к нему районов» Б.О.Долгих [89], написанная по материалам Приполярной переписи 1926-1927гг., явилась началом исследования долганской культуры в различных ее областях.
Начиная с 1960-х гг. XX в., специальные экспедиции по сбору устного фольклора долган, носившие филологический характер, были организованы ИЯЛИ ЯФ АН СССР. Ценным материалом этих экспедиций были шесть героических сказаний-олонг/ео: «Богатырь Железный Ниптя», «Родившийся с солнцем К6т0-М9нг0» в исполнении Ф.С.Сахатина, «Сын лошади Аталами-богатырь», «Братья К0му0урдээк УОстээк и Оттоной-богатырь» И.А.Еремина-Суутук, «Три сестры» Н.Д.Большакова-Бытыкыай, «Тойон Джолдо» Н.П.Христофорова-Мочуор. Из них «Сын лошади Аталами-богатырь» и «Родившийся с солнцем К0т0-М0нг0» были копией материалов
Подробно об экспедициях см. ниже.
13 Таймырского окружного радио, записанных корреспондентом М.П.Харлампьевым, два олонгко («Три сестры» и «Тойон Джолдо»), к сожалению, были зафиксированы лишь в рукописи, а не на магнитофонной ленте, что лишило музыковедов-исследователей возможности анализа стилистических особенностей песенных разделов и музыкальной драматургии сказаний. Экспедиции 1964 и 1968 гг. сыграли положительную роль в сборе героического эпоса и устного фольклора. Из двенадцати олонгко долганской коллекции шесть были собраны во время этих поездок [21-23; 30; 31; 104-106].
Со второй половины 1980-х гг. к филологам подключаются музыковеды, композиторы собиравшие долганский фольклорно-этнографический материал для 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Участниками комплексных экспедиций были: в 1986 г. - студент Новосибирской консерватории А.В.Самойлов; в 1987 г. - П.Е.Ефремов, Г.Г.Алексеева, Ф.М.Зыков, Н.И.Максимов; в 1990 - Г.Г.Алексеева, в 1991 - аспиранты Новосибирской консерватории В.С.Никифорова, О.Э.Добжанская и техник С.В.Григоровских.
А.В. Самойлов в 1986 г. записал два поющихся олонгко («Эр Со5оток» и «Мередян Мэргэн») от последнего олонгкосута в этой традиции Н.П.Христофорова-Мочуор из п. Хета, образцы различных песенных жанров (всего 11) от П.П.Михайлова, А.Д.Михайловой, И.А.Чуприна из п. Кресты.
В 1987г. были обследованы устный и музыкальный фольклор верхних (увкээгилэр) и нижних (аллараагылар) долган-сш;а в п. Новорыбное, Сындасско, Хета. Общее количество собранного материала представляет 31 фонограмму: три сказки без песенных вставок, шесть преданий, одно сатыы олонгко, два ырыалаак, северный оИуокай, два алгыса, хэйро, звукоподражания и одиннадцать песен. Произведения устного фольклора были записаны от З.А.Антоновой, Г.Н.Рудинской, С.И.Поротова, олонгкосута Е.Н.Портнягина-Итии (п. Новорыбное), Л.Н.Поротова (п. Хета). Музыкальный фольклор - от Е.А.Жарковой, Е.С.Киргизовой, Н.Г.Чуприна,
14 Б.В.Батагай, В.Л.Кудрякова, С.Н.Киргизова-Ыккаан (п. Сындасско), Н.П.Христофорова-Мочуор (п. Хета).
Экспедиция 1989 г. поставила перед собой более широкую задачу: наряду с долганским материалом собрать музыкальный фольклор окружающих долган народов: энцев, ненцев, нганасан, анабарских, ессейских и оленекских якутов. Для этого с 11 по 15 апреля в г. Дудинке из фондов Таймырского окружного радио были скопированы образцы долганского, нганасанского и ненецкого фольклора. Материалы по долганам были прокомментированы Огдо Аксеновой, а по нганасанам и ненцам переведены на русский язык редакторами ненецкого вещания - Т.Н.Вэнго, нганасанского - Ларисой Турдагиной. Кроме того, в п.Хатанга экспедиция участвовала в работе конференции «Преподавание родного и русского языков в национальных школах. Основные тенденции взаимодействия родных и русского языков». В результате работы экспедиции с 3 по 21 мая 1989 г. были скопированы из фондов радио 32 образца фольклора народов Таймыра. Записаны: ситэбэ «Чуренфонгалмуй» от жителя п.Усть-Авам нганасанина М.С.Турдагина; энецкая детская личная песня, сказка без песни «Ларанкуо» -«Неночка», сказка с песней «Ехоры Хахаури» от исполнительницы энецкого фольклора, проживающей в с.Потапово В.Ф.Болиной. От жителей п.Кресты Е.И.Молчановой, А.А.Суздаловой, Ф.А.Поротовой-Гидатовой, И.А.Поротова записаны жанры долганского песнетворчества: туоисуу ырыа, рассказы о жизни, частушки. В г.Дудинке Огдо Аксенова поделилась своими размышлениями по поводу развития долганской культуры, прочла свои стихи и напела личные напевы родственников и знакомых, исполнила долганские народные песни.
В 1990 г., в декабре, Таймырский национальный округ отмечал 60-летие со дня образования. На этом празднике были широко представлены в концертном исполнении старинные обряды, традиционный устный и музыкальный фольклор каждого коренного народа Таймыра и их современные песни, танцы, инструментальная музыка. Автор этих строк
15 записала все концерты, а также вне официальной обстановки - песни от народных певцов.
Экспедиция 1991 г. обогатила долганскую коллекцию 89 образцами песенного фольклора. К сожалению, не удалось привезти ни одного образца эпоса олонгко в связи с отсутствием сказителей. Последний долганский олонгкосут Е.Н.Портнягин-Иитии умер в декабре 1990г. во время празднования 60-летия Таймырского национального округа.
Собранный материал охватывает всю традиционную музыкальную культуру долган благодаря тому, что корреспонденты Таймырского радио и исследователи-долгановеды успели записать бытующие образцы этой культуры, начиная с 1960-х гг. прошлого столетия. Были записаны звукоподражания, героический эпос олонгко {сатыы - речевое и ырыалаак олонгко - эпос с пением), фрагменты из шаманского камлания - призыв помощников-гагар, северный оЬуокай и хэйро, хамысные наигрыши и образцы десяти песенных жанров. Общее количество собранного материала семи экспедиций составляет более десяти олонгко, двухсот песен, шести танцев, пяти хомусных наигрышей, более пятидесяти звукоподражаний от пятидесяти исполнителей. Богатое музыкальное, культурное наследие долган (от эпоса до различных жанров музыкального фольклора) представляет солидный задел для полноценного изучения этногенеза и стилистических особенностей долганской музыкальной культуры. А материалы по музыкальному фольклору энцев, ненцев, нганасан помогут выяснить вопрос взаимодействия культур народов Таймыра.
Экспедиционные материалы хранятся в ИГИ АН PC (Я) у В.В.Илларионова, в личном архиве Г.Г.Алексеевой и Ю.И.Шейкина. Сегодня они активно задействованы в пропаганде музыкальной культуры долган, а также других народов Таймыра, служат источником научных исследований.
Кроме экспедиционных материалов, в качестве сравнительного анализа в диссертации йотированы восемнадцать образцов кетского фольклора из
фондов фонограмархива Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома) в записях И.Суслова 1914 г. (инв. №1157-1159), Н.Каргера 1928-1929 гг. (инв. №1192 - два образца, 1203 - два образца, 1204 - три образца, 1205 -три образца), В.Анучина 1908 г. (инв. №2280, 2283, 2296 - три образца). Особую группу составляют опубликованные образцы музыкального фольклора якутов, эвенков, эвенов, нганасан в записях М.Н.Жиркова [109; 144], Г.А.Григоряна [80;144;306], С.А.Кондратьева [144], А.М.Айзенштадта [2], Э.Е.Алексеева [16;17], Т.В.Павловой [213;214], О.Э.Добжанской [86;87]. Из этих песен в приложении к диссертации приведены нотные примеры из книги А.М.Айзенштадта «Песенная культура эвенков» №32,33,59,61,140 [2].
Исходные материалы диссертации составили музыкальные записи, идеи, мысли 47 носителей долганского музыкального фольклора, знатоков старины, этнографии, фольклора народов Севера, Арктики и Северо-Востока Азии5. Известные этнографы, филологи, историки, предоставили свои знания, опыт, образцы традиционных жанров. К носителям песенного фольклора долган, донесших до наших дней древние исполнительские традиции, можно отнести исполнителей народных песен: Огдо Аксенову (анкетные данные №1)6, Т.Т.Бетту (9), Е.А.Жаркову (13), Е.С.Киргизову (15), В.Л.Кудрякова (16), Е.И.Молчанову (19), Ф.А.Поротову (28), А.А.Суздалову (39), К.Н.Уксусникова (41), Е.Т.Уксусникову (42), В.И.Чарду (44), И.А.Чуприна (46); олонгкосутов И.А.Антонова-Иникен (4), И.А.Еремина-Суутук (10), Е.Н.Портнягина-Итии (30), Ф.С.Сахатина-Ьолоо (33), Н.П. Христофорова-Мочуор (43).
Огромную помощь оказали консультации С.И.Николаева-Сомо5отто (20) - по традиционным жанрам фольклора, по этногенезу долган и межэтническим родовым связям народов Якутии, Таймыра, енисейских народов. М.А.Анисимовой (3), К.Н.Уксусникова (41), З.К.Степанова (38) -в представлении шаманского камлания, вубяа-дунгур. Благодаря описанию
5 Анкетные данные см. в Приложении III.
6 Далее будут указаны номера анкетных данных исполнителей.
17 П.И.Семеновой (35) автор диссертации смогла воссоздать строение долганского хамыса. Большой знаток жизни аборигенов Оленекского бассейна Х.Н.Семенов (34) разъяснил значение предметов материальной культуры северных народов, музыкальных инструментов и их роль в жизни долган. М.С.Тумусов-Тумус Мэхээлэ (40) - прекрасный имитатор тембрового пения народов Севера, Арктики и Сибири, народный философ и носитель музыкального фольклора народа саха объяснил народную этимологию стилей пения на основе анатомии человека. И.И.Дьячковский-Кыталык Уйбаан (47) предоставил записи криков, пения белых журавлей -сторхов-кыталык в живой природе и рассказал о всех видах журавлей, их повадках, характерах, брачных танцах. И.Е.Алексеев-Хомус Уйбаан (2) помог расшифровать наигрыши на долганском хамысе, разъяснил комплекс исполнительских средств, связанный с техникой владения голосовыми связками, артикуляционными органами речи человека при игре на хамысе и исполнении долганских песен.
Анализ литературы. Использованную при подготовке диссертации литературу можно разделить на четыре группы.
Первую группу составляет литература о народах Севера, которая раскрывает психологию, мировоззрение, образ жизни, труд, материальную и духовную культуру северного человека. К ней относятся работы А.А.Алексеева [8], А.А.Бурыкина [55] В.И.Иохельсона [129-131], Тэки Одулока-Спиридонова Н.И. [282; 283], СН.Курилова [160], Н.Н.Курилова [161], А.В.Кривошапкина [152], Г.М.Василевич [58-60], А.Н.Мыреевой [191], Г.И.Варламовой-Кэптукэ [57]
Вторую группу составляет литература по этнографии северных народов - труды В.С.Гурвич [82-85], Г.В.Ксенофонтова [154-157], С.И.Николаева-Сомо5отто [196-204], Б.О.Долгих [89-97], А.А.Попова [218-237].
Третья группа - музыковедческая литература, необходимая для осмысления музыкального материала, его расшифровки, понятия его
18 структуры, формы, композиции. Ее составляют фундаментальные теоретические труды Б.В. Асафьева [45;46], Л.А.Мазеля [170], В.А.Цуккермана [171], И.В.Способина [268], Ю.Н.Тюлина [284], С.С.Григорьева [78], К.В.Квитки [139], А.В.Рудневой [254-257], И.И.Земцовского [113-123], В.М.Щурова [303], М.Г.Харлапа [289].
Четвертая группа - литература по долганскому этносу и по теме данной диссертации.
Первые упоминания о долганах появились во второй половине XIX в. в заметках А.Ф.Миддендорфа, М.А.Кастрена [185]. После них в начале XX в. были опубликованы статьи В.Н.Васильева по результатам Хатангской экспедиции 1905-1907 гг., где он описывает предметы быта долган-якутов Енисейской губернии [64], пишет об изображении долгано-якутских духов как атрибутов шаманства [65].
Непосредственное изучение быта, культуры и фольклора долган началось с 1930-х гг. XX столетия благодаря Андрею Александровичу Попову. Он был сыном потомственного священнослужителя, русским уроженцем с. Угулят Вилюйского улуса Якутии, прекрасно владеющим якутским и долганским языками, впоследствии ставший крупным этнографом-сибиреведом. Фактически он является первым исследователем этнографии и устного народного творчества долган [218-237]. Кроме этнографических материалов, он первым записал тексты долганских олонгко, жанры устного фольклора. Особую ценность представляет его труд «Долганский фольклор» и вступительная статья к этому изданию «О жизни и устно-народном творчестве долган» [224].
Продолжателем А.А.Попова по изучению долган является его земляк П.Е.Ефремов - автор книги «Долганское олонхо» [102], составитель 19 тома «Фольклор долган» из 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [288].
Язык долган начал изучаться с 1940-х гг. прошлого века. Первыми исследованиями являются работы Е.И.Убрятовой «О языке долган» [285],
19 «Язык норильских долган» [286]. В них автор рассматривает долганский язык как язык самостоятельного этноса. Мысль Е.И.Убрятовой о самостоятельности долганского языка подтверждается в работах филологов Н.М.Артемьева [42;43], Н.П.Бельтюковой [51], В.М.Наделяева [192].
В 1975 г. вышел первый йотированный сборник «Песни долган» Огдо Аксеновой [5]. К первым научным публикациям относятся статьи автора диссертации по общей характеристике долганского музыкального фольклора, его истоках и стилистических особенностях песенных разделов олонгко, песенных жанров [21-23; 25; 30; 32; 34; 38]. В марте 1995 г. была защищена кандидатская диссертация В.С.Никифоровой «Локальные традиции в музыке олонхо», где автор в сравнительном анализе эпических сказаний долган и якутов-оленеводов коснулась долганского эпоса. Этой проблеме посвящена II глава «Музыкальная стилистика олонхо долган и северо-западных саха» [195]. И последним изданием, включающим раздел об общей характеристике музыкального фольклора долган, является «Фольклор долган» - 19 том из 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [288].
Современное состояние изучения долганского фольклора подробно и объективно описано лингвистом Н.М.Артемьевым в статье «Зарубежные публикации по долганскому фольклору» [44].
Он справедливо замечает, что в настоящее время выходит много изданий на русском языке в Москве, Красноярске, Дудинке. Они носят познавательный, культурно-образовательный характер, например, К.И.Лабанаускас «Долганские песни». - Дудинка, 1993; С.Н.Катыгинский «Долганские национальные игры». - СПб., 2001.
О зарубежных публикациях Н.М.Артемьев пишет: «...В последние годы серьезное внимание культуре долган уделяется в Японии» [44, с.41]. И действительно, материалы, присланные из Японии автору диссертации исследователем-якутоведом и долгановедом Сетсу Фудзисиро, свидетельствуют о глубоких исследованиях, проводимых в Университете
20 Киото и в Токийском Университете по изучению тюркских языков, в том числе и долганского. В 1999 г. Университет Киото опубликовал сборник научных трудов «Исследования по тюркским языкам - описание и языковые контакты» в рамках проекта Министерства Просвещения Японии «Исследования тюркских языков в Северной и Центральной Евразии» (1996-1999) под руководством профессора М. Сёгато.
Недавно в Японии издана книга, в которую вошли все произведения Е.Е.Аксеновой - Огдо Аксеновой на долганском, русском и японском языках
[7].
Издание полного собрания сочинений Огдо Аксеновой - это большой вклад исследователей в пропаганду творчества поэтессы, творчество которой является раскрытием души своего народа, его мировоззрения, обычаев, духовной культуры.
Практическая ценность. Результаты исследования представляют новую разработку по этногенезу долган и их традиционной музыкальной культуре. Материалы диссертации могут быть использованы:
при дальнейшем изучении долганской музыкальной культуры;
в сравнительном этномузыкознании при исследовании музыкальных культур народов Севера, Арктики и Сибири. Йотированные и описанные жанры долганского музыкального фольклора могут сыграть существенную роль в этом процессе.
в учебных процессах. Данное исследование может найти практическое применение в учебных заведениях учреждений культуры и искусства (музыкальных школах, средних специальных учебных заведениях, институтах культуры и искусства, консерваториях) в преподавании курсов: «Фольклор сибирских народов», «История музыкальной культуры народов Севера, Арктики и Сибири», «Традиционная музыкальная культура народов мира».
21 Апробация исследования.
1. Диссертация обсуждалась на шести заседаниях кафедры
этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки.
2. Концепция диссертации прошла апробацию на семнадцати научных
республиканских (Якутия), российских, международных конференциях, двух
съездах долган и Семинаре ЮНЕСКО:
«Проблемы изучения музыки эпоса» (г. Клайпеда, 1988);
«Типология жанровых систем народных музыкальных культур» (г. Алма-Ата, 1989);
.«Музыкальный фольклор тюркских народов» (г. Алма-Ата, 1990);
«Хоомей (горловое пение) - феномен народов Центральной Азии» (г.Кызыл, 1992);
Первый съезд долган (п. Урунг-Хая Анабарского улуса PC (Я) - 1992);
«Проблемы коренных малочисленных народов мира» (г. Москва, 1993);
«Языки, культура, будущее народов Арктики» (г. Якутск, 1993);
«Аборигены Сибири: проблемы исчезающих языков и культур» (г.Новосибирск, 1995);
«Проблемы музыкального образования в PC (Я)» (г. Якутск, 1998);
«Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов» (г. Якутск, 2000);
Семинар по выполнению Рекомендации ЮНЕСКО (1989) о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации (г. Якутск, 2001);
«Взаимодействие культур народов Якутии в XII-XXI вв.» (г. Якутск, 2002);
«Дэгэрэн ырыа уонна билиННи кэм» - «Песни дэгэрэн и современность» (г. Якутск, 2002);
«Танцевальная культура: истоки и поиски» (г. Якутск, 2002);
«Духовная культура народов Севера и Арктики в начале третьего тысячелетия» (г. Якутск, 2002);
«Музыка и ритуал» (г. Новосибирск, 2002);
«Художественное образование и духовное развитие личности» (г. Якутск, 2002);
Всероссийский научный полевой симпозиум (к 100-летию со дня рождения А.А.Попова и 125-летию со дня рождения В.Н.Васильева) (г.Якутск, 2003);
Второй съезд долган (п. Урунг-Хая Анабарского улуса РС(Я), 2003);
«Фольклор палеоазиатских народов» (г. Якутск, 2003).
3. Материалы диссертации отражены в семнадцати публикациях научных статей в сборниках, вышедших в Якутске, Новосибирске, Москве, Клайпеде, Париже общим объемом 3,5 п. л. [21-38].
Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка литературы и трех приложений. Во Введении обосновываются актуальность темы исследования, методологическая база, терминологический аппарат, формулируются цель и задачи, представляются музыкальный материал, данные об экспедициях, носителях-информантах, раскрывается новизна, практическая ценность исследования, а также ее апробация. Значительную часть Введения занимает анализ литературы.
В Главе I «К проблеме этногенеза долган» через сравнительный анализ материальной и музыкальной культуры долган с культурами других народов намечаются генетические и исторические культурно-контактные связи долганского народа.
К вопросу о происхождении долган
Настоящая глава носит музыкально-этнографический характер. Она ставит своей целью сравнить долганскую музыкальную культуру с музыкальными культурами соседних народов (якутов, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, русских), енисейских народов (кетов, коттов, аринов, асанов) и попытаться найти в них черты сходства.
Эта линия поисков музыкально-стилевой общности долган с названными народами идет в двух направлениях: сначала выявляются общие точки соприкосновения в материальной культуре, в типах хозяйствования и уклада жизни и только затем - в музыкальном фольклоре. Такой подход в комплексе составляет своеобразную систему соизмерений в описании аналитического материала разных культур с одних и тех же позиций; помогает не только объективно выявить этнографические сходства, установить генетические, исторические культурно-контактные связи долган с другими народами, но и содействует определению типологических общих черт, признаков, стилевых элементов в сравниваемых музыкальных культурах.
Комплексный подход, предпринятый впервые автором данного исследования, предполагает рассмотрение долганской музыкальной культуры в двух блоках, в каждом из которых выдерживается предлагаемая схема. Первый блок посвящен традиционной группе сопоставлений: долганская музыкальная культура сравнивается с культурами народов, с которыми долганы живут вместе на протяжении нескольких столетий (якутской, эвенкийской, эвенской, нганасанской и русской). Второй блок -особый. Его особенность заключается в принципиальной новизне сопоставления музыкальной культуры долган с енисейскими народами (кетами, коттами, аринами, асанами).
На первый взгдяд, у долган с енисейскими народами не должно быть ничего общего ввиду территориальной отдаленности. Но моменты общности в материальной культуре, укладе хозяйства, образе жизни и в музыкальной культуре позволяют предположить, что в далеком прошлом между этими народами были близкие и глубокие связи.
Впервые в сибирском этномузыкознании долганская музыкальная культура сравнивается с кетской, параллели которой с долганской музыкальной традицией открывают совершенно новый пласт взаимосвязей енисейских народов не только с народами Якутии, Таймыра, но и всей Северной Азии. Принципиальная новизна подходов, значимость сопоставлений материальной и музыкальной культуры енисейских народов с культурами долган, якутов и эвенков вызвали необходимость выделения этого материала в отдельный раздел.
Музыкально-этнографическая характеристика долган предваряется рассмотрением вопроса об их происхождении.
Долганский музыкальный фольклор невозможно изучать изолированно, в отрыве от музыкальных традиций окружающих народов. Это связано с жизнью в суровых климатических условиях с оленеводческим, рыболовецким и охотничьим укладом хозяйства, полностью зависящим от окружающей природы. Тесная связь с природой, которая кормит, одевает и воспитывает человека, характерна для всех коренных этносов северных территорий Европы, Азии и Америки [249]. «Наследниками и носителями циркумполярной культуры, особенностью которой в отличие от иных цивилизаций является экологический и гуманистический характер взаимодействия человека, социальных сообществ людей с природой, ныне являются аборигены Севера. Указанные особенности определяют принцип, форму и тип циркумполярной культуры как самобытной части земной цивилизации» [250, с. 5]
Разные, непохожие друг на друга, отличающиеся индивидуальным своеобразием жанры музыкального фольклора этих народов в целом составляют единую циркумполярную музыкальную культуру, истоки, взаимосвязи, стилистические особенности которой пока еще почти не изучены. Это относится, в частности, к этногенезу долган и связанному с ним влиянию музыкального фольклора окружающих их народов на формирование и развитие долганской музыкальной культуры.
Общая характеристика долганского музыкального фольклора. взаимодействие вокальных традиций и системы традиционных жанров, классификация песенных жанров
Если Глава I была посвящена музыкальной этнографии и затрагивала генетические и историко-культурные связи долган с другими народами, в результате которых и сложилась данная культура, вобравшая в себя музыкальные традиции разных народов, то Глава II представляет традиционные непесенные жанры долганского музыкального фольклора, выросшие из вокальных традиций долган.
Рассмотрение песенного контекста важно для понятия сути долганской музыкальной культуры, ее системы жанров, в которой песенная традиция занимает ключевую позицию, хотя она и не одинакова в своем проявлении в тех или других жанрах. Это видно по отношению к песие-ырыа и по использованию ее богатых традиций в каждом из жанров долганского музыкального фольклора. С одной стороны, песня внедряется в традиционные жанры и изнутри видоизменяет их, играет активную роль и образует центр системы музыкальных жанров. С другой стороны, сами непесенные жанры подготавливают песенную традицию.
В настоящей главе мы ставим перед собой следующие задачи:
- показать вокальные традиции народа, из которых выросла система жанров долганской музыкальной культуры;
- объяснить различие между вокальными традициями, песенными и непесенными жанрами;
- дать общую классификацию песенных жанров;
- представить целостное описание жанрового контекста долганской песенной традиции во взаимосвязи с вокальными традициями и долганской песенной традицией.
Раскрытие этих задач требует постоянного сравнительного анализа материалов первых двух глав. Например, чтобы показать проникновение песни во все другие традиционные непесенные жанры, нужно опираться на сравнение вокальных традиций и непесенных жанров с песенной традицией, представленной в третьей главе. И наоборот, чтобы прояснить какие нити ведут от вокальных традиций и непесенных жанров к сложению песенных традиций, ее стилистических особенностей, типологических признаков, изложенные в третьей главе, необходимо постоянно возвращаться к вокальным традициям и непесенным жанрам. Только такой двухсторонний музыкально-стилистический анализ материалов второй и третьей глав, взаимодополняющих друг друга, могут дать объективные ответы на главные вопросы диссертации:
- как вокальные традиции долган, непесенные жанры подготовили саму песенную традицию;
- каковы типологические черты долганской песенной традиции;
- какова роль песни как центра системы традиционных музыкальных жанров.
Долганский музыкальный фольклор по своей природе имеет монодийный характер и относится к «сольно-песенным культурам раннего типа» [18, с.20]. Одноголосное пение лежит в основе песенного творчества долган, эпоса олонгко. Многоголосное и ансамблевое пение отсутствуют. Только круговые танцы хэйро и окуокай исполняются при совместном пении, когда ведущему-запевале вторят все участники в унисон. Из музыкальных инструментов бытует хамыс - баргаан, имитирующий пение птиц. Долганы интонируют в стиле кв м в г в й ырыата или дьигикитэн ыллааНын — вибрирующее и тремолирующее пение в узкощелевой фонации. Для него «характерны близко сведенные сильно напряженные связки... Важное свойство этой фонации заключается в том, что она позволяет существенно уменьшить расход воздуха при интонировании и, тем самым, обеспечивает возможность исполнения довольно больших отрезков произведения на одном выдохе» [177, с.38]. Обязательным атрибутом шаманских камланий является дунгур- бубен - инструмент исключительно принадлежащий шаману.
Главной особенностью долганской музыкальной культуры является ее синкретизм, возникший из обрядов, ритуалов. Обряды и ритуалы, в свою очередь, построены на четырех вокальных традициях, объединенных пением и сигнальным интонированием:
- звукоподражание голосам птиц, зверей и домашних животных, основанное на сигнальном интонировании;
- шаманское камлание - ойуун кыырыыта, значительную часть которого занимает пение - вокальное интонирование в сочетании с речитативом, звукоподражаниями и стилем кутуруу - пением, понятным только абааНы;
- круговые танцы хэйро и оИуокай с пением, близким сигнальному интонированию в звукоподражаниях;
- песня-ырыа — вокальное интонирование
Песенные жанры
Песенные жанры долган отражают жизнь народа во всех его проявлениях. В общей характеристике жанров традиционной долганской музыкальной культуры песенные жанры классифицируются как обрядовые, бытовые и лирические. К обрядовым жанрам относятся свадебные - курум ырыата и алгысы-благопожелания; к бытовым — бэтиэхтээкин или тыын былдъасыкыыта — перехват дыхания, колыбельные - биНик ырыата, трудовые, дорожные - суол ырыата, шуточные и частушки, приветственные. Песенная лирика включает импровизации, личные песни на мотивы родных, близких, лирические туойсуу ырыа - песни, воспевающие девушек и юношей, а также песни о любви к родителям, родному краю.
В силу того, что строение долганских песен непосредственно связано с особенностями поющегося текста, в каждом из этих десяти жанров долганской песенной традиции действуют разные закономерности. Поэтому песенные жанры долган не являются совершенно однозначными в стилистическом отношении. Один и тот же текст долганские исполнители могут спеть разными средствами музыкальной выразительности, которые в первую очередь зависят от стиля пения. А так как исполнитель в одном жанре поет разными «голосами», то он может любой тип стихосложения оформить по-разному, например, поместить верлибр со строками разной длины в четко организованную музыкальную формулу, или, наоборот, песню со строгим силлабическим стихосложением превратить в верлибр с помощью распеваемых слогов в манере aha5ac дор5ооннору тардан ыллыыр - пение с растягиванием гласных.
Такие трансформации возможны благодаря тому удивительному обстоятельству, что в долганской культуре сосуществует несколько принципиально различных систем стихосложения. Прежде всего, это свободный стих, или верлибр, для которого характерно отсутствие какого-либо регулярного внутристрокового ритма (иначе - вторичного ритма). Далее, выделяются различные виды силлабики, т.е. системы, в которой счетной единицей длины строки является слог, а вторичный ритм обусловлен регулярностью слогового объема строк. В тонической системе счетной единицей оказывается фонетическое слово, и количество слов в строке определено постоянно (т.е. на всем протяжении песни) действующей закономерностью [74]. Наконец, в некоторых песнях регулярны как слоговой объем, так и количество слов в строке, т.е. одновременно действуют и силлабический, и тонический принципы. Общепринятого названия такая система не имеет; мы будем называть ее тонико-силлабической (в отличие от силлабической, где определяются отдельные места ударений).
Исходя из этого, классификация песенных жанров долган ведется по функциональному значению, а их стилистические особенности изучаются по типу стихосложения - поэтому весь долганский песенный материал, рассматриваемый в данной главе, подразделен на пять групп: песни со свободным стихом-верлибром, тоническим, силлабическим, тонико-силлабическим стихом и песни без развернутого поэтического текста (и, тем самым, без какой-либо выраженной системы стихосложения).
Традиционные обозначения песенных жанров долган совпадает с якутской, основывается на слове ырыа и указывает на функциональную принадлежность песен. В обрядовых жанрах идентичны якутским алгыс -благопожелание, курум ырыата — свадебная песня, в бытовых -бэтиэхтээкин или тыын былдьасыкыыта — перехват дыхания, бээйдээкин или биУіик ырыата - колыбельная песня, суол ырыата — дорожная, в песенной лирике - туойсуу ырыа - песня-воспевание. Из десяти разновидностей долганских песен четыре не имеют народных терминологических обозначений: трудовые, шуточные и частушки, приветственные из бытовых жанров и личные песни из песенной лирики.