Введение к работе
Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI века - эпоха интенсивного сближения китайской и российской цивилизаций. Возникают и множатся контакты в политико-экономической, образовательной и культурной сферах, что подтверждается объявлением 2007 года «Годом Китая в России».
В этих условиях все больше возрастает интерес к двустороннему изучению художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия стран, постижению своеобразия национальных традиций и их истоков.
В связи с этим особую актуальность приобретает исследование «начала начал» китайской музыки - народной песни, являющейся основой как собственно музыкальных, так и многих жанров смежных видов искусств. Народная песня по праву считается настоящей сокровищницей культуры Китая. В народно-песенном творчестве как в зеркале отразилась история страны, думы и чаяния людей; из него во все времена черпали темы и сюжеты профессиональные композиторы, мастера поэтического и театрально-драматического искусства.
Вместе с тем, китайская народная песня заслуживает внимания не только лишь как «база» для формирования различных направлений в китайской культуре и искусстве. Разнообразие, богатство и художественные достоинства огромного пласта китайских народных песен дают основания рассматривать их и как важнейшее самостоятельное явление, имеющее свою историю, традиции, тенденции развития, структуру и особенности.
Таким образом, представляется несомненной насущная необходимость и актуальность трудов, посвященных изучению и систематизации китайского музыкального фольклора, обнаружению и постижению его генезиса, истории и жанровой специфики.
Степень изученности проблемы. Проблема целостного исследования народных песен в настоящее время еще не получила должного освещения. Несмотря на то, что в Китае существует множество изданных сборников национального музыкального фольклора и ряда посвященных ему научных трудов, в них, как правило, затрагиваются лишь исторические аспекты возникновения и формирования отдельных жанров народной песни. Эта проблематика становится основой работ Ван Чжэнь Я, Ван Юнь Си, Диан Мин Дунь, Дин Шань Де, Иуй Цы Чжен, Ма Кэ, Чжан Дон Дон, Чжоу Цин Цин и др. Вопросы современной народной песни рассматриваются в публикациях обзорного характера Лю Дин Чжи, Лиан Мао Чунь, Ван Юй Хе, Ся Е, У Гоу Дун и др. Попытки систематизации китайских народных песен по районам, годам возникновения, языковым особенностям, характеру исполнения предприняты Мяо Дин, Циао Цзань Чжон, Иуй Цы Чжен, Чжоу Цин Цин. Вместе с тем предлагаемые названными авторами подходы не охватывают проблематику классификации данной сферы культуры в комплексе.
В российском музыкознании существуют работы, посвященные музыкальной культуре Китая, в их числе - труды Г.Шнеерсона, И.Лисевича, Б.Друмевой, У Ген-Ира, Ф.Арзаманова, С.Серовой, Е.Васильченко, М. Кравцо-
вой, В.Малявина и других авторов. Однако собственно китайская народная песня как объект приложения научных интересов фигурирует лишь в филологических исследованиях И.Лисевича, Б.Друмевой, в качестве отдельного раздела в труде В. Малявина; несколько большее внимание ей уделяется в музыковедческой работе У Ген-Ира.
При всей ценности трудов названных авторов нельзя не отметить, что остается широкое поле для исследования исторической, жанровой и региональной проблематики китайской народной песни.
Объектом исследования является китайская народная песня от истоков до наших дней.
Предметом исследования выступают проблемы генезиса, истории развития, классификации и региональных особенностей китайской народной песни.
Цель работы: рассмотрение феномена китайской народной песни в его генетическом, историко-музыкальном, структурно-содержательном и региональном аспектах.
Задачи исследования:
проанализировать историко-социальные условия возникновения народной песни;
рассмотреть основные этапы ее эволюции в контексте общего культурно-исторического развития Китая;
выявить темы, образы и жанры народной песни в каждый исторический период;
обозначить имеющиеся в китайской науке принципы систематизации народной песни;
на их основе обосновать необходимость классификации песни по инте-гративному принципу, включающему жанровые признаки, условия возникновения и географию функционирования;
определить жанровые разновидности китайской народной песни и охарактеризовать их общие закономерности;
исследовать региональные особенности, специфику возникновения, развития и бытования жанров народных песен в отдельных провинциях Китая.
Теоретико-методологической основой диссертации послужила концепция изучения китайской народной песни в контексте культуры и искусства страны, представленная в трудах по истории музыки Китая и его музыкального фольклора (Диан Мин Дунь, Ван Иао Хуа, Ван Юе Хуа, Дин Шань Де, Иуй Цы Чжен, Ли Чунь И, Ма Кэ, Мяо Дин, Циао Цзань Чжон, Сун Я Сюн, Хе Цзиань Янь, Чжен Цу Сиан, Ян Мэн Лю, Чжоу Цин Цин), в которых выкристаллизовались основные методы и направления исследования национальных, в том числе народно-песенных традиций.
Источниковедческую базу для настоящего исследования составили изданные в Китае сборники народных песен различных провинций, а также общие собрания музыкального фольклора.
При анализе конкретных образцов народно-песенного творчества автор опирался на методологию, разработанную в фундаментальных трудах Диан Мин Дунь, Мяо Дин, У Гоу Дун, Циао Цзань Чжон, Чжоу Цин Цин.
На формирование концепции диссертации также оказала влияние традиция понимания фольклора как развитой многокомпонентной системы, сложившаяся в российском этномузыкознании и представленная трудами А.Банина, Н.Владыкиной-Бачинской, Е.Гиппиус, Б.Ефименковой, Д.Зеленина, И.Земцовского, К.Квитки, М.Лобанова, Г.Науменко, Т.Поповой и других исследователей.
Методы исследования: в диссертации использованы методы исторического, историко-географического, источниковедческого, музыкально-теоретического, интонационного, сравнительного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
Китайская народная песня в своем генезисе и последующей эволюции отражала историю страны, ее общественно-политический и художественный континуум. Социальные условия и культурный контекст обусловили содержательные и жанровые особенности народно-песенного творчества.
Во все исторические эпохи народная песня служила основой формирования или стимулировала развитие как собственно музыкальных (опера), так и жанров смежных видов искусств (танец, поэзия, драма).
Метод классификации песни по интегративному принципу, включающему жанровые признаки, условия возникновения и географию функционирования дает возможность целостного представления о китайском музыкальном фольклоре, его индивидуальном своеобразии.
Основными жанрами народно-песенного творчества Китая, выкристаллизовавшимися в трудовой и общественной практике, являются хаоцзы, горские песни и бытовые песни. Указанные жанры и их разновидности характерны практически для всех провинций страны.
Бытование народных песен в различных провинциях Китая характеризуется как общими для этого феномена закономерностями, так и специфическими. Общие закономерности заключаются в функционировании на всей территории Китая триады вышеназванных жанров. Специфика определяется, во-первых, сосуществованием наряду с универсальными (хаоцзы, горские песни и бытовые песни) региональных жанровых разновидностей (янгэ, хуа эр, синтянью, хуагу и другие), во-вторых, их взаимопроникновением и взаимовлиянием и, в-третьих, ладовым своеобразием народно-песенного творчества каждой провинции.
Научная новизна заключается в том, что:
впервые проведено целостное исследование китайской народной песни в историко-социальном и культурном контекстах;
введен в научный обиход российского музыкознания ранее неизученный пласт китайского музыкального фольклора;
предложен подход к классификации народной песни по новому принципу, основанному на совмещении таких параметров, как жанровые признаки, условия возникновения, география функционирования;
предпринята попытка выявить общее и индивидуальное в народно-песенном творчестве различных провинций Китая.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:
выявлены особенности эволюции китайского народно-песенного творчества в контексте истории и культуры страны;
обоснована новая классификация народных песен по интегративному признаку;
раскрыты общие черты и региональные особенности китайских народных песен.
Практическая значимость заключается в том, что основные положения и результаты исследования направлены на уточнение аппарата систематизации китайского музыкального фольклора, на прояснение его многообразных связей с социокультурным континуумом. Материалы диссертации могут стать базой для дальнейшего изучения феномена песенного творчества не только Китая, но и других восточных государств.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть включены в содержание учебных дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор стран Востока», «История музыки стран Востока», использованы в научных работах, семинарах, при составлении учебных программ.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях.
Структура работы. Диссертация (158 с.) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.