Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Котляревский, Иван Арсеньевич

Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции
<
Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Котляревский, Иван Арсеньевич. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции : Дис. ... д-ра искусствоведение : 17.00.02.- Москва, 2007

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Музыкально-теоретические системы как объект изучения

Глава первая. Определение понятия "музыкально-теоретическая система"

Глава вторая. Структура музыкально-теоретической системы 30

РАЗДЕЛ П. Основные этапы формирования музыкально-теоретических систем и их типологическая характеристика

Глава первая. Музыкально-теоретические системы в синкретическом единстве искусств и наук. ( Античность.)

Глава вторая. Музыкально-теоретические системы в синкретическом единстве искусств и наук. ( Средневековье. ) 102

Глава третья. Музыкально-теоретические системы в синкретическом единстве искусств и наук. ( Эпоха Возрождения.) 124

Глава четвёртая. Период поиска новых методологических оснований 160

Глава пятая. На пути к методологическому единству 183

Глава шестая. Историко-диалектический подход в музыкальной теории XX века 205

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Некоторые закономерности и перспективы эволюции музыкально-

теоретических систем 255

Список использованной литературы 299

Оглавление  

Введение к работе

За последние семь лет проблемы высшей школы и специального образования в целом неоднократно становились объектом пристального внимания со стороны ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Этапными документами в этом плане стали исторические решения ХХУ и ХХП съездов КПСС, Важную роль сыграли также постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" ( 1979 г.) и Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений ( 1981 г.).

Многообразные методологические, методические и организационные вопросы, затронутые в перечисленных и многих других документах, группируются вокруг следующих трёх основных проблем: повышение качества самого учебного процесса, обеспечение должной глубины знаний студентов как по общественным,так и по специальным дисциплинам и всемерное развитие творческой инициативы студентов, их профессиональной самостоятельности в сочетании с активностью и зрелостью общественно-политической позиции / 6, с. 395_7. Эти три проблемы исключительно актуальны для любой из сфер образования. Особо следует подчеркнуть их глубокую взаимосвязанность и целенаправляющую роль последней из них. Мера профессионально-творческой активности выпускников вузов определяет потенциальные возможности их вклада в строительство социалистической экономики и культуры.

Исключительное значение развитию самостоятельности будущих специалистов придавалось уже на ХХУ съезде КПСС. В отчётном докладе по этому поводу говорилось следующее: "В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации" ZT4, с. 77 J. Эта же мысль развивается на ХХУІ съезде КПСС в связи с проблемой обеспечения теснейшей связи учебного процесса с живой практической деятельностью, производственными задачами / 5, с. 60-6І_7. В рекомендациях Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук дважды обращается внимание на этот вопрос как наиболее существенный в деле подготовки молодых специалистов. В конечном итоге предлагается всемерно "повышать ответственность студентов за глубокое и творческое усвоение марксистско-ленинской теории" Г7, с. 54.7.

Все эти общие установочные положения делают очевидной важность методологического обеспечения вузовских курсов и превращения данной части их содержания в активно усваиваемый студентами материал. Особенно велико значение указанной проблемы в курсах истории той или иной области научного знания. В них тесно переплетены обобщение и критический анализ накопленного опыта с постоянной переработкой вновь поступающей информации. Последующий,небольшой исторический экскурс должен показать как в истории теоретического музыкознания сложилась ситуация, послужившая отправной точкой для настоящего исследования.

История теоретического музыкознания как особая область науки образовалась и приобрела самостоятельность сравнительно недавно. Однако предпосылки её возникновения можно обнаружить в далёкой древности, если к этой области отнести не только исследования вполне определённой направленности / 24, 25, 38, 39, 64, 70, 83, 92, 100, 114, 130, 142, 144, 170, 180, 181, 187, 201, 202, 204, 210_7, но и любые другие проявления знания об опыте предшественников в изучении музыки. В процессе накопления подобных материалов, их обработки и обобщения складывалась и сама наука - история теоретического музыкознания. Путь её становления прошёл несколько этапов, которые характеризуются различиями в целях обращения к музыкально-теоретическому наследию предшественников, в особенностях устанавливаемых отношений между старыми и новыми теориями и во взглядах на историю теоретического музыкознания в целом.

Поначалу музыкально-теоретических трудов в собственном значении этого слова не было. Опыт осмысления музыкальных явлений накапливался в мифах и легендах, в многократно пересказываемых отдельных суждениях. В них только подготавливалась почва для появления собственно теоретических концепций. Старое и новое было теснейшим образом переплетено, и поэтому история возникновения теоретических представлений, как таковая, не могла ещё быть специальным объектом рассмотрения.

Для.следующего периода характерна догматизация теоретических положений и появление первых авторитетов, чьи идеи, собственные или приписанные, воспринимались как аксиомы музыкальной теории. Такой фигурой для античности был Пифагор, а для средневековья - Боэций. К теоретическим идеям предшественников в данном случае всё ещё нет отношения как к материалу, подвергаемому историческому исследованию. Это по--прежнему органичная, часть реально функционирующего знания. Поздний период средневековья отмечен повышением внимания к практическим аспектам музыкальной теории. Оддо из Клюни, Гвидо Аретинский, Коттон выдвинули на первый план учебно-прикладную функцию музыкальной теории. Ценность теоретических построений стала определяться их практической полезностью. Это отразилось и на отношении к теоретическому наследию предшественников. Впервые именно в области музыкально-теоретических представлений возникла оппозиция нового к старому, сформулированная Гвидо Аретинским в виде отрицания практической полезности книг Боэция в силу их спекулятивной направленности. В дальнейшем тенденция обособления новых теоретических позиций от ранее существовавших продолжает развиваться, чему в значительной степени способствовало возникновение резко "контрастных" художественных направлений: первые развитые формы полифонического искусWBQ.,Jbrs Л/огга, новаторские поиски в период позднего Возрождения, монодия с сопровождением и опера - всё это требовало новых теоретических концепций и препятствовало установлению преемственности между поколениями музыкантов-учёных. Поэтому и историография теоретического музыкознания не шла дальше отдельных ссылок, упоминаний.

Тенденция противопоставления старого и нового сохранилась до конца XIX века, проявляясь в популярной идее создания универсальной и вечной на все времена теории музыки. Однако параллельно с ней с ХУШ века начинает развиваться собственно историография теоретического музыкознания, для которой теоретическое наследие прошлого становится специальным объектом исследования. Её возникновение связано с преодолением средневековых традиций и пробуждением чувства историзма, которое в области общей истории музыки начало проявляться на рубеже ХУІІ и ХУШ веков"44_7. Для истории теоретического музыкознания этот рубеж отодвигается к концу ХУШ века. На этом этапе характерна источниковедческая направленность исследований. Труды М.Герберта и Э.Куссемаккера являются классическими образцами данного направления. Оно господствует в ХУШ и первой половине XIX века, причём удельный вес новой области музыкознания продолжает в XIX веке оставаться незначительным. В предложенной в 1885 году Г.Адлером систематике музыкознания история теории музыки вообще отсутствует / І73_7. її в дальнейшем её включение в систему музыкознания как одной из музыкально-исторических дисциплин в качестве специальной отрасли весьма эпизодично / 158, 194_7. Вместе с тем, появление в 1898 году "Истории музыкальной теории" Г.Римана свидетельствует о наступлении новой фазы развития историографии теоретического музыкознания. Она приобретает, по терминологии М.Друскина / 44_7, историко-процессуальный характер,т.е. направленность на раскрытие динамики смены исторических периодов и эпох. Естественно, что историко-процессуальное рассмотрение развития музыкальной теории и в дальнейшем сочетается с источниковедческим направлением / 8, 19, 43, 133, 145, 160, 167, 199, 200_7. Появившаяся приблизительно через тридцать лет "История учений о гармонии" Л.Шевалье при явной опоре на персонализированную концепцию также содержит попытки обобщения материала путём группировки теоретических концепций по общим признакам /"170.7.

Дальнейшее развитие историко-процессуальное направление получило в "Очерках по истории теоретического музыкознания" Л.Мазеля и И.Рыжкина. Появление данного труда тем более знаменательно,, что он явился первым пособием нового курса ( первоначально - специального семинара ) - истории музыкально _ 7 теоретических систем. Появление такого курса указывает на вступление историографии теоретического музыкознания в новую фазу развития. Во-первых, это выделяет её как особую область музыкознания, во-вторых, требует равномерного развития всех направлений исторических исследований, и , в-третьих, выдвигает задачу разработки методологических проблем данной области научно-исторического знания. Последнее находится в русле всё расширяющегося в XX веке процесса обращения к научному знанию как к объекту исследования Z 27, 34, 48, 51, 58, 65, 77, 82, 97, ПО, 115, 126J7. В области исторических наук это проявляется в постановке задачи создания теории истории, что в равной степени относится как к истории музыки в целом Z 44, с. 88_7, так и к истории теоретического музыкознания. В самом общем плане указанная задача была сформулирована В.И.Лениным, который писал: "Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники" Z 3, с. I3IJ7.

Вместе с тем именно методологическая проблематика является наименее разработанной частью истории теоретического музыкознания. В некоторой степени она освещена в "Программе" к курсу истории музыкально-теоретических систем Ю.Холопова и в брошюре Г.Вирановского "Музыкально-теоретические системы". "Программа" в силу своего прикладного назначения намечает лишь самые общие положения. Среди них следует отметить указание на новый методологический подход к изучению истории теоретического музыкознания, при котором последняя "рассматривается в связи с процессом развития общества, в связи с борьбой эстетических, общенаучных, философских идей и течений" Z I05, с. 4_7. Брошюра Г.Вирановского, появившаяся после того, как были сформулированы исходные положения данной работы / 66_7, представляет собой опыт определения возможных аспектов рассмотрения музыкальных явлений, полнота раскрытия которых и возводит конкретные теоретические концепции в ранг музыкально-теоретических систем. Здесь возникает нежелательный параллелизм: музыкально-теоретическая система - теоретическая концепция Z728, с. 40J7, который создаёт серьёзные методологические трудности, особенно в самом курсе истории музыкально-теоретических систем ( более подробно см. первый раздел данной работы ). 

Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется всей сложившейся в истории теоретического музыкознания ситуацией, характеризуемой, с одной стороны, всеобщим осознанием необходимости целенаправленного изучения теоретического наследия, а с другой стороны, слабой методологической оснащённостью новой отрасли музыкознания и соответствующей учебной дисциплины. Последнее и предопределило направленность данной работы, имеющей, главным образом, методологический характер. Осознавая невозможность решения всего комплекса проблем в рамках одной работы, представилось целесообразным ограничить его теми, которые непосредственно связаны с курсом истории музыкально-теоретических систем, как наиболее практическим ответвлением от общей истории теоретического музыкознания. Центральным моментом здесь является определение понятия музыкально-теоретическая система, которое, возникнув в названии учебного курса, потребовало решения вопроса о его специфичности и характере отношений к таким близким по смыслу понятиям, как теоретическое музыкознание, музыкальная теория, наука о музыке и т.д. Поэтому предметом исследования является теоретическое музыкознание, рассматриваемое в контексте европейской культуры и с точки зрения различных форм его существования: в индивидуальных концепциях, в теориях, общих для целых школ и направлений, и, в конечном итоге, в системных образованиях музыкально-теоретического знания. Изучение логического содержания музыкально-теоретических систем и их эволюции, с учётом диалектической связи всех форм проявления музыкально-теоретического знания позволяет по-новому развернуть картину истории теоретического музыкознания с решением целого ряда методологических и методических вопросов.

В связи с изложенным выше целью данной работы является разработка методологических основ истории музыкально-теоретических систем, выступающей в качестве особого аспекта истории теоретического музыкознания. Многие из затронутых методологических вопросов могут стать отправными моментами в построении теории истории, что представляет собой перспективное расширение общей цели исследования. Её раскрытие осуществляется через решение целого ряда частных задач: I) разработку фундаментальных для данного исследования понятий; 2) определение типов отбора звукового материала и принципов его организации; 3) создание методики сравнительного описания музыкально-теоретических систем; 4) проведение классификации музыкально-теоретических систем на основе их типологических характеристик.

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы, которая в области истории теоретического музыкознания и музыкально-теоретических систем до сих пор не имела места. Впервые, пожалуй, на широком -материале ис - ю тории теоретического музыкознания осуществлено освещение сущности происходящих процессов в свете законов единства логического и исторического, диалектики единичного, особенного и всеобщего, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Принципиально важно здесь то, что эти законы не иллюстрируются историческими материалами, а используются в их эвристической функции, т.е. как инструмент изучения ещё не познанных закономерностей. Определённой новизной обладает и каждая из перечисленных частных задач как по постановке ( применительно к логическому и историческому исследованию музыкально-теоретических систем ), так и по результатам их решения. При разработке фундаментальных понятий концепции выводятся новые или существенно обновлённые определения музыкально-теоретической системы, её структуры и содержания, типов отбора звукового материала и принципов его организации, а также многих других. На их основе строится оригинальная методика сравнительного описания и музыкально-теоретических систем, и их классификации. В конечном итоге вырисовывается достаточно самостоятельная концепция логической сущности музыкально-теоретических систем и их исторического бытия вплоть до прогнозирования направлений их дальнейшей эволюции. Вместе с тем здесь же следует оговорить, что в задачи работы не входило написание истории музыкально-теоретических систем, осуществимое только усилиями многих. учёных и научно-исследовательских коллективов. Поэтому исторический материал привлекается в объёме, необходимом для подтверждения и иллюстрации выдвигаемых положений.

Практическое значение работы заключается в возможности широкого использования её материалов в музыкально-теоретических и исторических курсах. Кроме того, общее методологические и теоретико-познавательные установки могут оказаться полезными в подобных исследовательских ситуациях, в частности, при создании теории истории.

В соответствии с целью и задачами работы диссертация включает в себя теоретический раздел, посвященный определению понятия "музыкально-теоретическая система", анализу её структуры и содержания; исторический раздел, в котором осуществляется классификация системных образований по их логическому содержанию и даётся общая концепция их эволюции, и заключение, где намечены выходы в общую теорию истории музыкально-теоретических систем через анализ закономерностей их эволюции и попытку её дальнейшего прогнозирования.  

Похожие диссертации на Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания в их логическом содержании и эволюции