Введение к работе
Актуальность исследования. Сольное многоголосие (сольная многоголосная фонация) – явление традиционной тюрко-монгольской культуры, которое состоит в одновременном звучании нескольких голосов, извлекаемых одним исполнителем. Устоявшееся название данного феномена – горловое пение; также его именуют двухголосным пением, гортанным двухголосием, обертоновым пением, сольным двухголосием и др.. В Российской Федерации горловое пение в наибольшей степени представлено в музыкально-этнических традициях башкир, тувинцев, алтайцев, хакасов, якутов. Башкирское горловое пение называется узляу (башк. «л», что можно перевести как «рвать(ся)», «тужиться» (архаизм)). Родственное ему тувинское горловое пение (изученное намного глубже и шире, чем узляу, в связи с чем оказалось возможным воспользоваться некоторыми результатами его исследований) носит название хоомей (тув. «хмей» – горло, носоглотка).
Сложность изучения сольного многоголосия вызвана тем, что оно существует как поликонтекстуальный феномен общественной жизни различных этносов. Сольное многоголосие представляет собой одновременно:
– собственно вокальное корпоромузыкальное явление (возникающее в результате исполнения солистом – певцом-горловиком);
– инструментальное явление (возникающее в результате горлового пения, сопровождающего исполнение на духовом инструменте, трубка которого служит как бы «продолжением» вокального тракта);
– вокально-инструментальное явление смешанного типа (где звукообразование происходит при одновременной игре на варгане – в частности, на башкирском кубызе);
– «полновесную» фольклорную традицию, проникающую в профессиональную музыку и становящуюся её важным выразительным средством;
– отдельный жанр (например, у тувинцев) и часть более крупных музыкально-эпических жанровых систем (например, башкирских кюев, алтайского кая, якутского кылысаха);
– формообразующее средство, используемое в кульминациях, скажем, башкирских кюев, алтайского кая как смысловой итог повествования;
– эффект музыкальной драматургии и звукоизобразительное средство, применяемое как контрастное фрагментарное включение, вставка.
Изучение сольной многоголосной фонации представляет собой серьёзную научную проблему. Если ранее, по мнению учёных (Л.Н. Лебединский, Х.С. Ихтисамов, Р.Г. Рахимов, А.Н. Аксёнов, Б.П. Маслов, В.Т. Чернов), горловое пение трактовалось как двухголосие, то в наши дни такая позиция опровергается исследованиями, проведёнными с помощью компьютерных звуковых редакторов и программ: вместо акустически чётко различимого двухголосия в компьютерных расшифровках образцов горлового пения наглядно видна «удивительно подвижная многослойность, что окончательно опровергает мнение о нём как о “сольном двухголосии”».
Сложность проблемы заключается в её междисциплинарном характере. Неслучайно Е.К. Карелина указывает, что «в изучении феномена горлового пения пересекаются интересы как гуманитариев, так и представителей естественных и точных наук (физиков, акустиков, физиологов, врачей). Механизм звукообразования в горловом пении до сих пор остаётся наиболее интригующим вопросом» (курсив мой – Г.Б.).
Степень изученности проблемы. Исследование феномена подобного звукоизвлечения имеет долгую историю: от первых результатов его этнографической фиксации, полученных в ходе краеведческих изысканий (во второй половине XIX в.), трактовки горлового пения как объекта музыкального фольклора (в 1930-1960-е гг.), осмысления явлений физиологии и акустики, обеспечивающих процесс двухголосной фонации (в 1970-80 гг.), – до современных междисциплинарных трудов (первые из них – на рубеже ХХ–XXI вв.), привлекающих инновационный ресурс музыкально-информационных технологий, вплоть до рассмотрения вопросов восприятия явлений горлового пения, в том числе и определёнными гендерными группами, и влияние горлового пения как на слушателей, так и на самих исполнителей.
Уже с первых шагов научных изысканий в области механизмов, причин, особенностей многоголосной фонации закономерно возникали и попытки её объяснения, причём со стороны самых различных областей научно-гуманитарного знания: религии, этнографии, географии (ареала распространения этого феномена), филологии, физиологии и анатомии исполнителей, фониатрии, музыкальной акустики (с точки зрения обертонального состава мелодической линии верхнего голоса).
Несмотря на то что явление горлового пения активно изучалось ещё с середины XIX века, основное внимание исследователей было уделено музыковедческому анализу именно верхней (мелодической) линии (А.В. Анохин, А.Н. Аксёнов, Л.Н. Лебединский, Х.С. Ихтисамов, Р.Г. Рахимов и др.). Единой концепции звукообразования бурдона выдвинуто не было (ввиду того что он не рассматривался в качестве базового элемента звукообразования, формирующего сольное многоголосие): так, Л.Д. Дмитриев, Б.П. Чернов и В.Т. Маслов считали, что бурдон формируется голосовыми складками, а обертоны из него извлекаются свистковым механизмом, локализованным в ложных голосовых (вестибулярных) складках человека.
На сегодняшний день существует большое количество работ, посвящённых изучению многоголосной фонации, рассматривающих роль башкирского узляу и тувинского хоомея в мировоззрении народов Урала и Саяно-Алтая, их типологию и стилевое разнообразие, бурдонно-обертоновый состав музыкальной ткани, культурологический и художественный, фольклорный и этнический аспекты сольного двухголосия, то есть исследующих узляу и хоомей как отдельные, самостоятельные локальные, этнорегиональные типы музыкальной практики. Однако до сих пор не существует музыковедческих изысканий, касающихся изучения сольного многоголосия через сравнительно-типологический анализ подобных практик, который и предлагается в настоящем исследовании.
Объект исследования – сольное многоголосие, которое рассматривается на материале его этнорегиональных, локальных вариантов – башкирского узляу и родственного ему тувинского хоомея.
Предмет исследования – музыкально-акустические явления, возникающие при многоголосной фонации в результате совместного звучания бурдонного баса и верхних голосов.
Цель исследования – выявить механизмы звукообразования при бурдонно-обертоновом горловом пении. В связи с этим были выдвинуты следующие задачи:
1) найти акустико-физиологические закономерности звукообразования и звукоизвлечения на материале башкирского узляу;
2) определить способы формирования голосов различных тесситур (от бурдонного баса до свиста) при многоголосной фонации;
3) описать процессы и механизмы звукообразования в голосовом аппарате человека при бурдонно-обертоновом горловом пении (как двух-, так и многоголосной фонации);
4) найти причины стилевого разнообразия горлового пения (которое актуально как для башкирского узляу, так и для тувинского хоомея);
5) изучить способы образования многоголосия при исполнении башкирского узляу и тувинского хоомея в разных певческих регистрах;
6) прояснить круг вопросов, возникающих в контексте проблем корректного нотирования образцов горлового пения, поскольку мелодическая линия верхнего голоса построена на обертонах (гармониках), фактическая высота звучания которых не всегда совпадает с высотами нот в условиях равномерно-темперированного строя.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в российском музыкознании статус научного объекта приобретают принципы звукообразования бурдонного баса, который при сольной многоголосной фонации становится «базисом» для мелодической линии верхнего голоса, построенной на обертонах от этого баса. Через изучение этих принципов раскрываются вопросы, связанные с объяснением широчайшего диапазона бурдона, тембрального разнообразия и регистрового размаха голосов в образцах горлового пения, приводящие в совокупности к полистилию. Башкирский узляу как явление многоголосной фонации впервые рассматривается через исследование его музыкально-акустических основ. Объясняются принципы и возможности формирования не только двух-, но и трёх-, четырёх- и даже пятиголосия, обосновываются способы звукоизвлечения при показанных принципах и механизмах звукообразования. Благодаря этому создаётся научно-теоретическая перспектива рассматривать узляу не как традиционно понимаемое двухголосие, а как многоголосие сонорно-гетерофонного склада. Впервые произведён компаративный анализ башкирского узляу и тувинского хоомея, понимаемых как различные этнорегиональные, локальные «варианты» звукоизвлечения, основанные на едином «инварианте» механизма звукообразования. Впервые даётся периодизация этапов научных изысканий, проводившихся в области исследований данных этнорегиональных вариантов горлового пения: показаны три этапа научного дискурса, описывающего исследования феномена в рамках «узляуведения» и «хоомееведения». Предложена новая акустико-физиологическая концепция звукообразования при горловом двухголосии, основанная на свистковом и вибрационном механизмах верхнего голоса, сформированного вестибулярной складкой, и бурдона, извлекаемого голосовыми складками.
Материалом исследования стали аудиозаписи примеров многоголосной фонации, в том числе самостоятельно расшифрованные (как с помощью традиционной нотации, так и с привлечением программного обеспечения – музыкального редактора Melodyne).
Теоретическая и практическая значимость. Данная работа ставит как научные, так и учебно-методические цели. Её материалы используются в качестве учебного пособия по курсам «Этномузыкология», «Башкирское народное музыкальное творчество», «Искусство башкирского народа», «Художественная культура Башкортостана» в Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова и в музыкальных училищах Республики Башкортостан. Феномен сольного многоголосия также рассматривается в курсах «Музыкальная акустика» и «Физика звука» (на специальности «Музыкальная звукорежиссура») как интересный пример «исключения из правил» с изучением механизма звукообразования многоголосия при кажущемся единственном источнике звука – голосовом тракте человека.
Методология и методы исследования. Междисциплинарный характер заявленной проблематики и разнообразие поставленных задач предопределили необходимость привлечения различных подходов в изучении сольной многоголосной фонации. Данный феномен рассматривается в нескольких аспектах: музыковедческом и этномузыковедческом, музыкально-акустическом, этнокультурологическом, психоакустическом, нейропсихоакустическом, медико-физиологическом:
- в области этномузыкологии это исследования узляу в традиционной музыкальной культуре и этноорганологическое осмысление башкирской народной инструментальной культуры Р.Г. Рахимова, «резонансная» концепция А.Н. Аксёнова, сравнительное изучение двухголосного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов Х.С. Ихтисамова, исследования тувинского хоомея З.К. Кыргыс, Е.К. Карелиной, В.Ю. Сузукей и др.;
- в области акустики – положения музыкальной акустики, акустика голоса и психоакустика И.А. Алдошиной, методика «резонансного пения» В.П. Морозова, метод «звучащих спектров» и корреляционно-спектральный метод М.А. Ондара и А.С. Сарыглар, артикуляционно-акустическое определение тембров В.В. Мазепуса и др.
Для изучения этнорегиональных вариантов горлового пения (башкирского узляу и тувинского хоомея), а также обзора ретроспективы их исследований были использованы положения компаративистского способа изысканий и методов типологического и классификационного анализа. Для формирования концепции диссертации существенную роль также сыграли сведения из смежных дисциплин, таких как: физиология человека (теория пятислойного строения голосовых складок М. Харано), механизмы высокочастотного и аэродинамического свиста Л.Б. Дмитриева, Б.П. Чернова, В.Т. Маслова и А.В. Харуто, модель звукообразования и восприятия А.В. Харуто, «акустический и артикуляционный аспекты» К.А. Бичелдей, «фарингализация бурдона» и «фальцетно-флажолетный» верхний голос В.Н. Шевцова, «узкощелевая фонация» В.О. Куулара, «коррелированная ларингализация» и «артикуляционная классификация тембров» В.В. Мазепуса, «принцип бурдонно-обертоновых сочетаний» и понятие «сонорного фона» В.Ю. Сузукей, нейропсихоакустическая теория голосообразования В.П. Багрунова и др.
Понятийно-терминологический аппарат. Представилась важной необходимость чётко разграничить следующие существенные для работы понятия: звукообразование – как инвариантный акустико-физиологический механизм формирования бурдонного баса, возникший в контексте некогда единой тюрко-монгольской традиционной культуры и обеспечивающий возможность сольной многоголосной фонации, и непосредственно звукоизвлечение – как этническую практику многоголосной фонации, имеющую этнорегиональные, локальные варианты – например, башкирский узляу, тувинский хоомей и др.
Положения, выносимые на защиту:
-
Музыкально-акустические основы многоголосной фонации лежат в озвучивании (вокализации) ряда обертонов, извлекаемых из бурдонного баса и сонорного фона. В формировании бурдонного баса и остальных мелодических голосов, составляющих многоголосную ткань при горловом пении, участвует бронхиальная система исполнителя-горловика (башкирского узляусы, тувинского хоомейжи, алтайского кайчи, хакасского хайджи и др.), что достигается путём многолетних тренировок. Следует отметить, что само устоявшееся название данного явления «горловое пение» не должно вводить в заблуждение относительно «места фактического звукообразования».
-
Музыкально-стилевая система различных видов развитого сольного многоголосия (башкирского узляу и тувинского хоомея) является однотипной (имеет общий генез). Региональные, этнотерриториальные и локальные типы звукоизвлечения при исполнении различных стилей и субстилей горлового пения являются вариантами некоего единого инвариантного механизма звукообразования, заключённого в Урало-Саяно-Алтайской традиции сольного многоголосия, сохранившейся до наших дней.
-
Регистровое разнообразие и размах, тембральное «окрашивание», а в целом – слуховой фонически-аудиальный образ-тембр (своего рода исполнительский стиль и его субстили при многоголосной фонации) – связаны с использованием как приёмов напряжения отдельных частей бронхиальной системы и голосового тракта, так и с подключением различных резонаторов (грудных, головных, лобно-носовых, затылочных и др.): при сольном двухголосии отдельные части бронхиальной системы могут работать либо попарно между собой, либо в сочетании с голосовыми или вестибулярными складками; при многоголосной же фонации наблюдается «комплексная» работа всех отделов бронхиальной системы и голосообразующего тракта.
-
История исследования горлового пения (узляу и хоомея) имеет собственную периодизацию, в которой чётко выделяются три этапа, условно обозначенные как ранний – этнографический, собственно музыковедческий и современный – междисциплинарный.
Степень достоверности и апробация результатов. Работа на разных стадиях обсуждалась на кафедре этномузыкологии Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова и была рекомендована к защите 04.10.2013 г. Основные положения диссертационного исследования были освещены в выступлениях на Региональной научно-практической конференции «Газиз Альмухаметов и музыкальная культура Башкортостана» (Уфа, 2006), на II Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» (Астрахань, 2008), на Международной научно-практической конференции «Роль современного искусства народов России в воспитании межнационального согласия и патриотизма» (Уфа, 2012), на Международной научной конференции «Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве» (Казань, 2013), а также в публикациях по теме работы, в том числе в журналах «Проблемы музыкальной науки», «Голос и речь», входящих в список ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из основного текста, Списка литературы, Глоссария и Приложений. Основной текст включает Введение, две Главы (первая состоит из пяти параграфов, вторая – из четырёх) и Заключение. Список литературы содержит 268 наименований, в том числе 11 на иностранных языках. Глоссарий включает 59 пояснений. Приложение I состоит из 23 нотных примеров; Приложение II содержит 6 рисунков и 7 текстовых фрагментов; Приложение III представляет собой Список произведений, в которых к приёмам узляу обратились профессиональные башкирские композиторы, Приложение IV – список аудиопримеров и сами аудиоприложения с записями горлового пения (тувинского, башкирского, алтайского, хакасского и мн. др.), а также с образцами использования горлового пения в современных обработках народных и авторских песен, в рок-, поп- и этноджазовых композициях и в кавер-версиях музыкальных хитов.