Введение к работе
Актуальность уемы исследования обусловлена; I) неуста-реваїощей эстетической ценностью музыкального искусства Индии, отличающегося непрерывностью традиции, преемственностью развития; 2) гТ.ундаменталышм значением норм музыкального мышления древности и средневековья для последующих периодов; 3) огромным влиянием Индия рассматриваемого периода на культуру стран Ю;йноЛ к Юго-Восточной Азии; 4) диалектикой развития современного музыкального искусства Индии, определяемой взаимодействием многовековых художественных традиций, сохраняющих свои коммуникативные функции, с достижениями современного творчества; 5) необходимостью верной дешифровки и комментирования многомерной терминологической семантики; 6) стремлением современного музыкознания приблизиться к пониманию всеобщих законов эволюции музыкального мышления, для чего необходимо (но определению Е.В.Герцмана) выявление исторических типов функциональных систем.
Цель исследования - вскрыть зафиксированные теорией концептуальные основы индийской музыки, сохранившиеся з силу традиции и по сел день. Достижение названной цела становится возможным з результате решения следующих задач: I) выявление генезиса и механизма взаимодействия микро- и макроструктур ладо- и формообразования на основе анализа центральных категорий, характеризующих ладотональную организацию; 2) рассмотрение наиболее характерных явлений звуковысотной организации через призму "традиционных представлений о мнре и системы ^немузыкальных коннотации.
Что касается определения аспекта исследования как ладо-тональнсго, то здесь автор разделяет точку арешш о тон, что "звуковые последовательности, использующиеся в практике искусства любой исторической эпохи, должны быть организованы л а д о ї о и а л ь н о" .
Объектом и материалом исследования для автора послужила терминологическая лексика в том виде как она дается в первоисточниках - в трактатах "Катьяшастра" Бхараты, "Данилам'.', "Брихаддеши" Ыаташи, "Сангптаратнакара" Шарнгадевы и некоторых других; ведийская акцентуация; нотные расшифровки джа-ти, выполненные нидерландской исследовательницей Э.Нийен-хёйе; собственные наблюдения автора, накопленные им в результате слушания значительного количества гракмзашісей; впечатления, полученные во время проведения Фестиваля Индии а СССР в 1987-88 гг.
Методологической основой исследования является I) марксистско-ленинский системный анализ; 2) методика комплексного анализа, разрабатываемая в трудах советских (Р.И,Грубер, И.Р.Еолян, Н.И.Конрад, 1.1.П.Котовская, Л.Ф.Лосев, М.Ё.Тарака-нон, Н.Г.Ыахназарова, Т.В.Чередниченко) и зарубежных (А.Бхаттачарья, Дне. Грэй, Н.Дкайразбхоіі, М.Датх, Э.Нипенхёйс, С.Драдшшнанавда, Л.Роуолл, П.Л.Шарма) исследователей; 3) достн.лония советской и зарубежной индологии (Ю.Ы.Алнханова, Ф.ІЇ.Я.Кеіііпер, А.А.Куценков, Ь'.Н.Ыолодцова, Т.І.Іорозова, С.Л. Невелева, В.С.Семеїщоь, В.II.Топоров, И.И.Ілелгуиоьа); 4) ос-
Герцг'ак Є.В. Античное музыкальное мышление. -Л.: Музыка, 1986. - С.7.
новіше положения теории лада и интонации (Э.Е.Ллекоеев, Б,В. Асафьев, М.Г.Араковсквй, Т.С.Бершадская, С.П.Галкцкая, Е.В. Герцмаи, И.И.Ьемцовскиіі, Э.Курт, л.С.Кушнарев, С.Б.Лупинос, В.В.Медушевокий, В.З.Пазепус, Е.Л.Николаева, Е.Л.Пинчуков, Ю,Н.Холопов, В.М.Цеханокиіі, ЬлИ.Шейкин).
ііаучная новизна исследования. В диссертации выдвигает-ся гипотеза о причине появления точной высоты звука в интонировании Самаведы как обусловленной космологическим характеров ритуала и вксоко символический поэтическим языком гимнов. Терминологическое осмысление интонирования Рагведы посредством триады "анудатта-удатта-сварита" определяется как интонационная модель мира древних: индийцев, которая воплощает представление о мире как неустойчивом равновесии космоса и хаоса и характеризуется ладовой переменностью.
В работе раскрывается общность понятии "сварита" и "свара", фиксирующих единство точечного и процессуального аспектов интонирования. Выдвигается тезис о зонности, "сотворения" звука как каноническом принципе интонирования, характерном для всей истории профессиональной музыки Индии и изначально также связанном о космологическим характером ритуала. Предлагается новая трактовка термина "шрутп", а именно,.'шрутп как тяготение, направленное к определенной ступени-сваре, а ирути как определенная акустическая точка в зву-кобысотной системе. На основе терминологической семантики пяти типов шрути делается попытка установить их акустическую величину. Как типологически сходная с категорией лада рассматривается категория "грама". Устанавливается функциональная специфика звуков грами, связываемая с понятиями "вади",
-4-,
'"самвади", "анувади" и "вивади". Предлагаемый метод установления функциональной нагрузки-свар основан на анализе внеиу-зыкалышх коннотаций. Феномен "джати" трактуется как каксн, мелодический тип, в чеы проявляется его редотзо с рагой. Специфика сястеш "лакшана" той или ішов джати расекатрива-етея паї; осмысление взаимодействия ледообразования и формообразования.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации когут быть использовали при дальнейшем научном исследовании музыкальной теории Индии, а так;ке способствовать решению важных цсторшш-теореткческих проблем музыкознания; в учебных курсах музыкально-теоретических систем, истории зарубе;люк музыки, кузшіальноії культуры стран Азии и Африки.
Апробация диссертации. Работа выполнена по плану ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР на Секторе искусств стран Азии и Африки. Обсуждена на заседании сектора искусств стран Азии и Африки ВШІИ искусствознания ? августа IS89 г. и била рекш.'.екдоваиа к загніте.
Некоторие положения диссертации излагались авїоро;;. на Всесоюзной пцдологичеекой конференции, доклад - "О социокультурном контексте интонирования Рнгведы и Сашводи" (Ыоск-ва, 1988 г.), а такке па итоговых конференциях по ШР ДВГШ (Владивосток, 1203, 1987гг.).
Структура работы 'предопределена . целью и методологией исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Работа дополнена списком использованной литературы и приложением, иллюстрирующим практический раздел Ш главы. В первой главе рассматривается тип фонации Рнгведы и
Сгмаводы н терминологически'! .аппарат их осмысления, определяется главный .принцип звукопроявлення и Формообразования в контексте традиционных представлении о миро. Во второй главе моследуютоя, главным образом, центральные категории ладото-нальиой организации (арута, свара, грама), их взаимосвязь; предпринимается попытка интерпретации названных категорий. В третьей главе взаимодействие ледообразования и формообразования проолеяиваетоя на примере категории джати и системы признаков дяат.ч - лакиана.