Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Курский музыкальный техникум как региональный центр подготовки специалистов в области музыкального искусства : 1920-1941 гг. Яковлева Елена Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Елена Николаевна. Курский музыкальный техникум как региональный центр подготовки специалистов в области музыкального искусства : 1920-1941 гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Яковлева Елена Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2008.- 268 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/75

Введение к работе

з

Актуальность исследования определяется вниманием, которое на современном этапе укрепления Российской Федерации уделяется развитию регионов. Курский регион отличается многообразием проявлений элементов музыкальной культуры, но, к сожалению, недостаточно представлен в обобщающих и специальных трудах. Курский край, как часть Черноземного центра страны, с давних времен занимал достойное место в общероссийском культурном пространстве. Являясь одним из провинциальных очагов русской музыкальной культуры и просвещения, он уже в конце первой половины XIX века включился в освоение европейских музыкальных ценностей.

В разные исторические периоды Курский регион питал музыкальную культуру России выдающимися исполнителями, педагогами, композиторами. До революции - это создатель первой русской оратории С.А. Дегтярев, соратник М.А. Балакирева по организации бесплатной музыкальной школы Г.Я. Ломакин, уникальная исполнительница народной песни Н.В. Плевицкая (Винникова), скрипач-виртуоз М.Г. Эрденко; в советское время - выдающийся композитор XX века Г.В. Свиридов; солисты Большого театра И.П. Бурлак, В.В. Ивановский, Г.М. Нэлепп; композиторы Л.И. Ингорь, В.А. Щербаков, Ф.В. Гольцев; джазовый пианист, лауреат международных фестивалей джазовой музыки Л.В. Винцкевич; заслуженная артистка России Н.Г. Пикуль; заслуженный деятель искусств, руководитель лауреата всероссийских и международных конкурсов хоровой капеллы «Курск» Е.Д. Легостаев и многие другие музыканты.

Курский музыкальный техникум, учреждение которого состоялось в начале 1920-х годов, стал наследником дореволюционного опыта подготовки специалистов в области музыкального искусства . Из стен этого профессионального учебного заведения только в междувоенный период вышли многие известные музыкальные деятели: лауреат Ленинской премии, народный артист РСФСР Г.В. Свиридов; профессор Киевской консерватории, автор ряда фундаментальных теоретических работ С.А. Павлюченко; скрипач мирового уровня Д.В. Пономарев; заслуженный работник культуры, композитор Л.И. Ингорь.

В последние годы отмечается возрастание интереса к деятельности специального музыкального учебного заведения Курского региона; особое внимание к нему ощущается в связи с юбилейной датой - 85-летием образования. За время своего существования Курский музыкальный техникум трижды менял название: музыкальное училище (1936 г.) - музыкальное училище имени Г.В. Свиридова (1998 г.) - музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова (2003 г.), что, впрочем, на целях и задачах его деятельности никак не отражалось. Сложившаяся и достаточно успешно работающая на протяжении более полутора столетий система специального музыкального

1 Уже в самой первой в Курске музыкальной школе М.П. Гердличко (1843 г.) ставились задачи специального обучения музыкальному ремеслу.

образования в Курском крае, как и в других российских регионах, существенно отличается от столичной и несет целый ряд специфических особенностей. Своевременный научный анализ истории и практики функционирования Курского музыкального техникума как регионального центра подготовки специалистов в области музыкального искусства в 1920-1941 гг. важен не только для исторического искусствознания, но и для современности.

Исследование профессионального опыта Курского музыкального техникума позволяет по-новому взглянуть на становление музыкальной культуры провинции, развитие исполнительского искусства, выявить особенности подготовки кадров, не только сохранившие свою значимость для сегодняшнего дня, но и приобретающие особую актуальность в свете развития современной музыкальной культуры.

Нынешнее состояние российского общества во многом напоминает эпоху культурного перелома времени рождения нового в недрах старого. Изучение становления системы подготовки профессиональных музыкантов во вновь создаваемых экономических условиях после грандиозной разрухи времен Гражданской войны дает возможность по-новому оценить кризисные явления сегодняшнего дня в системе подготовки специалистов в области музыкального искусства, что остро необходимо и весьма актуально сегодня.

Музыкальная культура XXI века проявляет стремление вернуть утраченное и забытое, что невозможно без обращения к традициям, истории возникновения и становления музыкальных учебных заведений, системе подготовки профессиональных кадров, сущности просветительной деятельности центров музыкальной культуры регионов. Изучение деятельности Курского музыкального техникума как регионального центра подготовки специалистов в области музыкального искусства в 1920-1941 гг., выявление его специфических черт особенно актуально в настоящее время. Недостаточность подобного рода исследований затрудняет создание нового содержания подготовки специалистов-музыкантов.

Степень изученности проблемы. Несмотря на явные достижения Курского музыкального техникума в подготовке специалистов в области музыкального искусства, степень изученности истории его функционирования может быть оценена как весьма низкая. Отдельные статьи, в которых сообщается о деятельности учебного заведения в 1920-е -1930-е годы, скорее можно отнести к жанру художественной литературы о музыке. Упоминаемые в них факты в лучшем случае описываются по устным воспоминаниям современников о музыкальной жизни того времени, поэтому публикации страдают недостоверностью и искажениями.

Историографию можно классифицировать по нескольким параметрам: 1) с методологических позиций подхода к изучению истории, политизации и адогматизма: то есть советский и постсоветский период; 2) общие и частные проблемы изучения музыкальной культуры регионов.

О необходимости изучения музыкальной жизни не только столиц, но и всей России писали Н.Ф. Финдейзен, Б.В. Асафьев, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер и другие музыковеды. Значимость воссоздания истории

музыкальной культуры регионов подчеркивали в своих трудах М.П. Алексеев, И.Ф. Петровская, В.В. Медушевский. В советский период исследовались различные аспекты музыкального краеведения: история музыкального театра (Ю.В. Келдыш, Е.М. Левашев); концертная жизнь (Н.И. Тетерина); театр и музыка (И.Ф. Петровская). Провинциальной культуре России посвящены работы С.К. Лащенко (концертная жизнь); В.Н.Романовой, Е.М. Левашева (музыкальный театр); М.А. Этингера (музыкальная культура Астрахани); В. Коллар (музыкальная жизнь Нижнего Новгорода).

Всесторонняя картина становления, развития музыкальной культуры и просвещения представлена в работах Б.В. Асафьева, М.В. Иванова-Борецкого, Е.Ф. Бронфин, а также в сборниках статей, материалов и документов первых лет советского музыкального строительства. Научно-историческую значимость составляют труды Л.М. Зака, П.И. Кабанова, З.В. Степанова.

В 1970-1980-е годы появляются первые научные работы, связанные с провинциальной музыкальной культурой (Г.М. Кантор, И.Ю. Харкеевич). Музыкальному краеведению Курского края посвящены научно-популярные статьи Ю.А. Бугрова, М.Л. Космовской, И.Ю. Татарской (1980-е - начало 1990-х гг.). Однако ни одной статьи, связанной с историей единственного в регионе центра подготовки профессиональных музыкантов, в этот период написано не было. Общероссийская историография деятельности аналогичных учебных заведений насчитывает немало работ: Ф.А. Ротштейна, Н.И. Шувалова, Б.Д. Владимирского (Московский государственный музыкальный техникум имени Гнесиных); М. Литвинова (Воронежское музыкальное училище); СВ. Казака и СМ. Лемберской (Горьковское музыкальное училище); Ю.Л. Ефимова (Ивановское музыкальное училище).

В постсоветский период в условиях изменения общественных потребностей и приоритетов появляются новые научные труды по вопросам музыкальной культуры (Е.Б. Долинская) и педагогики (Е.В. Николаева, Н.А. Терентьева); истории музыкального образования, концертной жизни (И.Ф. Петровская, Т.П. Самсонова, Н.А. Миронова); музыкальной культуры провинции (Н.А. Воробьева, О. Савин, Е.Г. Сковикова, Г. Щуров).

В 1990-е годы общекульторологические и исторические труды курских исследователей А.Ю. Друговской, З.Д. Ильиной, И.Г. Косихиной и ряда других авторов, связанные с проблемами культуры, глубоко освещают культуру провинции в целом. Музыкальной культуре посвящены лишь некоторые работы: трехтомник Ю.А. Бугрова «Свет Курских рамп» (о театральной, концертной жизни Курской губернии (области)); публикации Л.А. Марченко, И.Ю. Татарской; ряд статей о музыкальных деятелях региона в интернете.

В 2000-е годы изучение истории музыкальной культуры Курского края выходит на уровень научного изучения документов и материалов. Диссертационные исследования Ю.А. Бугрова и Т.А. Брежневой посвящены дореволюционному периоду истории музыкальной культуры и образования. Наиболее изученным в настоящее время является история музыкальной культуры Курской губернии. Второй по степени изученности стал период с

1958 года по настоящее время. Исторический промежуток между Гражданской войной и Великой Отечественной войной остается «белым пятном».

Изложенное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в возможности отступления от сложившихся представлений о музыкальном прошлом края; воссоздании истории его музыкальной культуры со спецификой профессиональной подготовки специалистов в области музыкального искусства, особенностями и своеобразием функционирования Курского музыкального техникума в конкретный период.

Хронологические рамки исследования (1920-1941 гг.) были избраны как наименее научно изученный период функционирования Курского музыкального техникума. При этом нижняя временная грань определена событиями послеоктябрьского периода - окончанием боевых действий Гражданской войны и началом культурного строительства в советской России, верхняя - оккупацией Курской области немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

Географические границы исследования включают в себя территорию, которая по 1928 год была Курской губернией, с 1928 года - Курским округом в составе Центрально-Черноземной области, с 1934 года - Курской областью. Многие культурные явления, происходящие в Курском регионе, сходны с состоянием и развитием общероссийских процессов.

Объект исследования - Курский музыкальный техникум.

Предмет исследования - условия организации и особенности функционирования Курского музыкального техникума как регионального центра подготовки специалистов в области музыкального искусства в 1920-1941 гг..

Цель работы - научно обосновать региональную специфику подготовки кадров и особенности функционирования Курского музыкального техникума в системе провинциальной музыкальной культуры.

Задачи исследования:

- выявить значимость Курского музыкального техникума для строительства и
развития музыкальной культуры региона, основываясь на архивных источниках
и материалах региональной периодической печати;

раскрыть особенности функционирования Курского профессионального музыкального учебного заведения в 1920-1941гг.;

систематизировать направления деятельности техникума в конкретный период;

проанализировать основные аспекты учебно-производственного процесса Курского музыкального техникума;

изучить концертно-исполнительскую практику учебного заведения в русле общероссийских традиций; определить ее значимость в развитии музыкального искусства региона, формировании эстетического сознания курян.

Гипотеза. Музыкальная жизнь Курского края в 20-30-е годы XX века создавалась деятельностью музыкантов (преподавателей и учащихся) единственного в регионе специального профессионального учебного заведения

в области музыкального искусства, которое готовило специалистов не только для региона, но и для всей России.

Теоретико-методологической основой диссертации стали труды историков русской музыкальной культуры Н.Ф. Финдейзена, Б.В. Асафьева, Б.С. Штейнпресса, М.А. Этингера. Важное значение имели работы И.Ф. Петровской, В.В. Медушевского, Ю.В. Келдыша, Е.Б. Долинской, Е.В. Николаевой, Н.А. Терентьевой, Н.А. Мироновой. Они помогли изучить деятельность Курского музыкального техникума как регионального центра подготовки специалистов в области музыкального искусства в широком контексте культуры и искусства. Исследования, посвященные музыкальной жизни столиц (Ю.В. Келдыша, Е.М. Левашева, Н.И. Тетериной) и провинции (С.К. Лащенко, В.Н.Романовой, Е.М. Левашева, М.А. Этингера), привели к пониманию значимости места и роли провинциальной музыкальной культуры в становлении и развитии культуры России.

Широко использовался также обширный свод трудов курских историков: Л. Зака, П. Кабанова, 3. Степанова. Общекультурологические и исторические изыскания А.Ю. Друговской, З.Д. Ильиной, И.Г. Косихиной позволили воссоздать более полное и широкое представление о культуре курской провинции в целом. Изучение исследований Ю.А. Бугрова, Т.А. Брежневой; статей и публикаций М.Л. Космовской, Л.А. Марченко. И.Ю. Татарской послужило раскрытию проблем региональной музыкальной культуры.

Огромную ценность для диссертации составили публикации курской периодической печати.

Методы исследования. Предлагаемое исследование потребовало привлечения ряда методов. Системный метод позволил охватить проблему в ее функциональной целостности, показать все сферы деятельности техникума: учебно-воспитательную, производственную, культурно-просветительную, концертную, общественную, политико-массовую, их взаимосвязь и влияние на развитие музыкальной культуры региона. Определение хронологических рамок предполагает использование метода историко-философского анализа. При сравнении деятельности техникума в разные периоды, при изучении вопроса преемственности подготовки кадров использовался метод сравнительного анализа. Принцип объективности позволил создать достоверную и точную картину становления и развития Курского музыкального техникума до начала Великой Отечественной войны.

В исследовании нашли широкое применение методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и сравнения, исторического и логического. Применение этих методов позволило правильно подобрать и проанализировать источники, установить закономерности развития изучаемых процессов, привести к целостному представлению об историческом развитии профессионального музыкального учебного заведения региона в сопоставлении и сравнении с общероссийской культурной традицией. Диалектический метод позволил понять становление и внутреннюю взаимосвязь рассматриваемых аспектов проблемы.

Источниковую базу исследования составили архивные материалы и
опубликованные документы. Изучение широкого круга источников позволило
реализовать поставленную цель. Многие из них впервые вводятся автором в
научный оборот. Опубликованные материалы включают в себя

нормативно-правовые документы органов государственной власти; справочную, статистическую, мемуарную и эпистолярную литературу; монографические исследования. Условно их можно разделить на несколько подгрупп.

К первой подгруппе относятся законодательные акты народного образования первых лет советской власти, постановления, приказы партии и правительства по народному образованию и просвещению.

Особую ценность для изучения деятельности Курского музыкального техникума составляют нормативно-правовые документы. Они составляют вторую подгруппу. К ним относятся программы, учебные планы, положения и уставы музыкальных техникумов, а также официальные распоряжения, материалы конференций, многотиражные издания.

Отдельная подгруппа источников - статистические материалы и сборники документов, справочные издания, энциклопедии, которые значительно расширяют информацию о культурной жизни региона исследуемого периода, давая факты исторического развития курской музыкальной культуры и общие сведения о деятельности специальных музыкальных учебных заведений в 1920-1941 годах.

К немногочисленной подгруппе источников, использованных в данной работе, относятся мемуары и эпистолярная литература. Воспоминания современников, их непосредственное восприятие происходящих событий позволили воссоздать культурную атмосферу 1920-1930-х годов, установить взаимосвязь работы Курского музыкального техникума с потребностями общества в подготовке специалистов в сфере музыкального искусства.

Немало достоверных сведений дала региональная периодическая печать. Заметки о Курском музыкальном техникуме, анонсы и рецензии на концертные выступления будущих специалистов-музыкантов, опубликованные в газетах «Курская правда» и «Молодая гвардия», заметно расширили информацию, полученную из иных источников, и дали возможность ее перепроверки.

Архивные документы и материалы, связанные с деятельностью Курского музыкального техникума, удалось обнаружить в двух центральных архивах страны: Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) и Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Важным источником, раскрывающим процесс рождения специального музыкального учебного заведения Курской губернии, является фонд ИРМО (ЦГИА. Санкт-Петербург. Ф. 408). Анализ протоколов заседаний Главной дирекции ИРМО за 1880-е и 1900-1915-й годы деятельности позволяет уточнить даты и хронологические вехи истории становления музыкальных классов ИРМО. Содержательная информация об организации профессиональных учебных заведений в первые годы советской власти была обнаружена в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в фонде Главпрофобра РСФСР (Ф. 1565).

Основной источниковой базой работы стали региональные государственные хранилища. В ГАКО находится ряд ценных для исследования документов: сведения о состоянии и функционировании Курского музыкального техникума содержатся в фондах губернского отдела народного образования (Ф. 309) и городского отдела народного образования (Ф. 2647). Однако большая часть документов, свидетельствующих о развитии учебного заведения в исследуемый период, оказалась ныне утраченной.

Воссоздание истории музыкального техникума в 1930-е годы стало возможным после исследования документальных источников партийного архива Курского обкома КПСС (Ф. 1397) в Государственном архиве общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Именно здесь находятся материалы, раскрывающие новые грани функционирования техникума в довоенное десятилетие.

На основе эпистолярных материалов, отчетов о производственной работе техникума - концертах, конкурсах, конференциях, хранящихся в кабинете истории Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова, Курском областном краеведческом музее, Доме-музее Г.В. Свиридова в городе Фатеже, был сделан вывод об удивительной интенсивности работы Курского музыкального техникума как регионального центра подготовки специалистов музыкального искусства и просвещения в 1920-1941 гг..

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Становление и развитие Курского музыкального техникума осуществлялось
поэтапно и определялось ходом культурно-исторических процессов,
происходящих в стране. Каждый из этих этапов отличался своими
своеобразными чертами, которые в совокупности представляли общую линию
системы подготовки специалистов в области музыкального искусства.

2. В организации работы техникума особую роль сыграли сложившиеся
традиции дореволюционного специального музыкального учебного заведения
губернии - Курских музыкальных классов ИРМО и та особая духовная
атмосфера, которая отличала регион на данном историческом этапе. Работа
учителей-музыкантов, внесших значительный вклад в русское музыкальное
искусство, обеспечивала высокое качество обучения в профессиональном
учебном заведении.

3. Многогранная, насыщенная культурно-просветительная деятельность
Курского музыкального техникума в 1920-е годы имела целенаправленный и
организованный характер. Она способствовала развитию
музыкально-исполнительского искусства региона, формированию
эстетического сознания курян. Концертная практика развивалась в русле
общероссийских традиций.

4. Коренные изменения, происходившие в функционировании Курского
музыкального техникума в 1930-е годы, были свойственны всем
профессиональным музыкальным учебным заведениям в СССР и связывались с
интенсивностью развивающегося культурного строительства в регионе.
Производственная практика техникума определялась организацией концертов и
руководством художественной самодеятельностью.

5. Развитие современного профессионального музыкального учебного заведения, в котором происходит обновление содержания и форм деятельности, становится целесообразным, если оно использует прежний практический опыт подготовки специалистов в регионе, не разрушая достигнутого, а приумножая его в новых социально-политических и культурных условиях. Научная новизна заключается в том, что:

- впервые проведено системное исследование, посвященное проблеме
подготовки специалистов в области музыкального искусства в Курском регионе
и музыкальном техникуме;

- выявлена роль специального учебного заведения в развитии провинциальной
музыкальной культуры в конкретный период;

- проведен анализ исторического опыта функционирования Курского
музыкального техникума (1920-1941 гг.);

установлен круг документальных материалов, архивных источников и публикаций курской периодики, позволяющих установить новые факты, необходимые для осознания процесса формирования и эволюции специального музыкального учебного заведения Курского региона;

обосновано значение подготовки специалистов Курским музыкальным техникумом для строительства региональной музыкальной культуры, развития исполнительского искусства.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

выявлена региональная специфика подготовки специалистов в области музыкального искусства;

предложена систематизация основных направлений функционирования музыкального учебного заведения;

- доказана возможность использования опыта работы Курского музыкального
техникума в настоящее время.

Практическая значимость заключается в том, что основные положения и результаты исследования, равно как и разработанная систематизация аспектов деятельности Курского музыкального техникума, направлены на уточнение и постижение принципов подготовки специалистов в области музыкального искусства в Курском регионе, на выявление связей специального учебного заведения с культурой и искусством прошлого и настоящего. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения региональной музыкальной культуры, профессионального опыта специального музыкального учебного заведения. Предложенная систематизация и методы исследования применимы к анализу функционирования любого российского музыкального учебного заведения. Идеи и подходы диссертации могут послужить развитию и совершенствованию краеведческого направления в музыкознании.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы исследования и публикации могут быть использованы в научных изысканиях, в учебных курсах «Музыкальное искусство в контексте мировой художественной культуры», «История отечественной музыки», «История отечественной музыки XX века»,

«Музыкальное краеведение», «Источниковедение» высших и средних музыкальных учебных заведений; в лекционно-просветительской деятельности. Материалы диссертации могут быть применены при составлении образовательных программ и учебных курсов, учитывающих особенности развития региональной музыкальной культуры.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в выступлениях на научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета искусств Курского государственного университета, учебных занятий в Курском музыкальном колледже имени Г.В. Свиридова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двенадцати приложений. Содержание диссертации изложено на 268 страницах машинописного текста.

Похожие диссертации на Курский музыкальный техникум как региональный центр подготовки специалистов в области музыкального искусства : 1920-1941 гг.