Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется неотложностью задач, возникших в области воспитания, а также остротой проблем, связанных с ролью музыки в становлении гармонически развитой личности. Материалы, избранные для исследования в данной диссертации, представляют объемную базу для раскрытия этой проблемы как в области фольклора, так и композиторского творчества.
Особенности грузинской детской музыки, ее истоки, история, общественно-эстетическое функционирование и место в духовном мире подрастающего поколения изучены недостаточно полно, что тормозит дальнейшее совершенствование музыкального образования в республике.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются грузинские детские песни сельского происхождения, детская музыка в городском быту Грузии, а также методические пособия (рукописные и опубликованные) и вокальные жанры для детей в творчестве композиторов с 1920-х по 1980-е годы.
ЗАДАЧА РАБОТЫ состоит в последовательном рассмотрении этапов формирования и развития грузинской детской вокальной музыки от раннего средневековья до современности; ее функционального назначения и дидактической роли, в анализе соотношения фольклорных традиций с композиторскими опытами, в выявлении бытующих детских песен устной
традиции, в рассмотрении сочинений разных авторов от песен вплоть до кантатно-ораториальных и театральных жанров. При характеристике сочинений выявляются особенности взаимовлияния национальных и инонациональных традиций.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в классификации вокальных жанров детской музыки в народном и композиторском творчестве, выявлении их преемственности И стилевых закономерностей, определении значения детской музыки для культурной традиции Грузии и ее роли в эстетическом воспитании на разных этапах жизни детей.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ опирается на принцип историзма, принятый в советском музыковедении. Автор исходил из культурологического аспекта изучения процессов, истории музыки во взаимосвязях творчества и практики, разработанных в исследованиях и методологических трудах Б.Асафьева, С.Гинзбурга, Г.Тигранова, А.Сохора, Вл.Донадзе, Ш.Асланишвили, П.Хучуа, А.Мшвелилзе и др., а также в статьях,касающихся в той или иной степени отдельных вопросов грузинской музыки ствтьи(Гр.Чхиквадзе, В.Гвахария, Г.Орджоникидзе, А.Цулукидзе , О.Чиджавадзе и др.).
НАУЧНАЯ НОВИЗНА настоящей работы определяется введением в музыкознание большого числа новых документов, нового историко-литературного и музыкального материала. Многие сочинения впервые проанализированы, некоторые источники впервые переведены на русский язык . диссертантом. Автором работы исследованы истоки и этапы формирования и развития грузинской детской вокальной музыки, определены и систематизированы ее специфические особенности, устанавливаются музыкальные закономерности и локальные черты грузинской народной детской песни, пути становления и развития детской музыки в творчестве композиторов (песни, оперы, оперетты, кантаты, камерно-вокального цикла).
ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в направленности на теоретичес-
кое и практическое освоение богатых традиций в сфере детской грузинской музыки, а также в выявлении в ней некоторых закономерностей свойственных другим национальным культурам.
Ее результаты используются в практике преподавателей тбилисского государственного педагогического института им.Сулхан-Саба Орбелиани.
работа содержит ряд обобщений, которые могут представить интерес для построения общей теории и истории грузинской пузики;
выводы диссертации используются в работе лекторов филармонии, редакторов радио и телевидения, осуществлявших музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- диссертация может служить распространению опыта грузинской музыкальной культуры в других национальных культурах как в советской стране, так и за рубежом.
АПРОБАЦИЯ РАБОТУ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории русской и советской музыки Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова и рекомендована к защите.
Практической^апробацией работы явилось применение автором материалов, легших в основу исследования, в просветительской и педагогической работе, связанной с пропагандой детской музыки через телевидение во время работы диссертанта музыкальным редактором в детской редакции комитета по Радиовещанию и телевидению Грузинской ССР (1965-1977 гг.), а также публикация монографии - "Грузинская детская музыка" (Тб.изд. "Ганатлеба", 1984) - первой в республике работы, направленной на задачи детского музыкального просвещения .
Рукопись монографии была сдана в издательство "Ганатлеба" в 1978 г. и по ходатайству Совза композиторов Грузии (см. протокол Л 4 от II марта 1979 г.)должна была быть напечатана в 1979 г. к
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. I глава - "Детские песни в грузинском фольклоре", П - "Проблемы грузинской детской городской песни", Ш - "Вокальные жанры в творчестве композиторов, посвященном детям". В Приложении содержатся список использованной литературы и нотные примеры (113).