Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фортепианные этюды Клода Дебюсси в контексте развития жанра Портная, Ирина Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Портная, Ирина Викторовна. Фортепианные этюды Клода Дебюсси в контексте развития жанра : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Портная Ирина Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/81

Введение к работе

Актуальность исследования. В исполнительском и педагогическом репертуаре пианистов все более значительное место занимают этюды Клода Дебюсси. Наряду с этюдами Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина они все чаще звучат на концертной эстраде, включаются как обязательные в программы международных конкурсов.

Созданные в начале XX века (1915), этюды К. Дебюсси являют собой новый этап в развитии жанра фортепианного этюда, представляют уникальное собрание пианистических приемов, изучение которых становится необходимой ступенью в воспитании современного исполнителя. В последние годы музыка Дебюсси привлекает к себе особое внимание исследователей. Однако специальных работ, рассматривающих этюды Дебюсси во взаимосвязи с другими сочинениями этого жанра, до настоящего времени не существует. Возникает потребность в теоретическом и аналитическом осмыслении места и роли этюдов Дебюсси в мировой музыкальной практике в рамках развития жанра, понимания художественного языка и особенностей прочтения авторского текста.

Для художественной культуры и искусства конца XX - начала XXI века характерны поиски аутентичности исполнительской интерпретации художественного текста в опоре на изучение культуры предшествующих эпох. В этой связи изучение творческого метода Дебюсси, особенностей его стилистики и эстетики, того влияния, которое оказали поздние сочинения Дебюсси и, в частности, этюды, на развитие европейской музыки, приобретает особенную актуальность. Интерес композитора к барочной поэтике, синтезу различных художественных течений и направлений, точность композиторских намерений, воплощенных в семантике нотного текста в самом широком понимании этого явления, необходимость адекватного прочтения авторских указаний находят отклик в современной музыкальной культуре. Отсюда исследовательский интерес к этюдам Дебюсси как квинтэссенции его композиторского письма, необходимому музыкальному материалу на пути к пониманию фортепианных произведений французского мастера.

Концентрация исследования на изучении этюдов Дебюсси в исторической ретроспективе позволяет также определить их влияние на дальнейшее развитие жанра, связанное, прежде всего, с творчеством: во Франции Ж. Роже-Дюкаса (1873-1954), О. Мессиана (1908-1992), Ж.И. Даниэль-Лесюра (1908-2002); в Венгрии Б. Бартока (1881-1945), Д. Лигети (1923-2006); в Финляндии Э. Раутаваары (р. 1928), Матти Раутио (1922-1986) и др.

Степень изученности проблемы. Проблема места, роли и значения этюдов Дебюсси в контексте развития жанра этюда не получила на сегодняшний день самостоятельного освещения. Она затрагивается лишь как один из аспектов исследования при анализе фортепианной музыки Дебюсси в монографиях, посвященных творчеству композитора, в работах, касающихся интерпретации его произведений.

Стилистические особенности этюдов Дебюсси рассматриваются в работах

В. Быкова «Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси», Л. Гаккеля «Фортепианная музыка XX века», Р. Ховата (R. Howat) «Debussy in proportion: A Musical Analysis», С. Яроцинского «Дебюсси, импрессионизм и символизм», М. Вилдон (М. Wheeldon) «Debussy's late style» и др., а также в монографиях «Клод Дебюсси» Л. Кокоревой, Ю. Кремлева, И. Мартынова. Эта тема затрагивается также в трудах Э. Денисова «О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси», «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники», Г. Хаймовского «Некоторые особенности темповых и агогических обозначений Дебюсси» и др. Исполнительские аспекты находят отражение в работах зарубежных и отечественных пианистов: М. Лонг, А. Корто, А. Ведерникова и др. Параллели между этюдами Дебюсси и фортепианным творчеством ряда композиторов второй половины XX века (или их отдельных сочинений) проводятся в работах Л. Гаккеля, Л. Раабена и др.

Объектом исследования является творчество Дебюсси в его обращении к жанру фортепианного этюда.

Предметом исследования выступает цикл из двенадцати этюдов Дебюсси. Для анализа были выбраны редакции этюдов, наиболее часто используемые в отечественной исполнительской практике, а также редакция К. Хелфера, входящая в полное собрание сочинений Дебюсси издательства Дюран (Durand-Constallat), опубликованная во Франции; интерпретации этюдов пианистами различных периодов, стран и направлений.

Цель исследования - определить место и роль этюдов Дебюсси в эволюции жанра фортепианного этюда. Задачи исследования:

выявить специфику этюда как жанра, определить основные этапы его эволюции;

выявить причины обращения Дебюсси к жанру этюда и специфику понимания им этого жанра;

исследовать интонационные и конструктивные особенности музыкального языка этюдов Дебюсси, определить их взаимосвязи с этюдами предшествующих авторов;

определить их воздействие на фортепианное письмо композиторов второй половины XX века;

сопоставить различные редакции этюдов с целью текстологического анализа и изучения целесообразности применения каждой из них в исполнительской и учебно-педагогической практике;

исследовать особенности интерпретации этюдов Дебюсси различными исполнителями;

ввести в научный и исполнительский обиход ряд материалов, малодоступных до настоящего времени. Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды

по исследованию творчества Дебюсси отечественных и зарубежных авторов: Ю. Кремлева, И. Мартынова, Э. Денисова, Р. Ховата; работы о фортепианном наследии Дебюсси: Л. Гаккеля, В. Быкова, П. Печерского, Т. Твердовской;

книги С. Яроцинского, Д. Житомирского, В. Варунца, посвященные эстетике импрессионизма и символизма и их связи с творчеством Дебюсси, а также эстетике неоклассицизма, постромантизма и постмодернизма.

Работы по истории фортепианного этюда Н. Терентьевой, В. Брянцевой, В. Дельсона, Я. Милынтейна, Б. Бородина и др. стали базой для исследования эволюции жанра и определения роли и места этюдов Дебюсси в этом процессе. При анализе произведений и интерпретаций использовалась методология, разработанная в фундаментальных музыковедческих трудах и трудах по истории и теории исполнительства Б. Асафьева, Г. Когана, С. Мальцева, Д. Рабиновича, С. Хентовой, Ю. Холопова, а также публикациях выдающихся музыкантов-пианистов М. Лонг, А. Корто. Особенности авторской записи проанализированы на основе работ Р. Ховата и изданных во Франции и Швейцарии рукописных источников .

Методы исследования: в диссертации использованы методы, способствующие раскрытию объекта исследования в его целостности: историзма, системно-комплексного, музыкально-теоретического, сравнительного и контекстуально-интерпретационного анализа. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Этюды Дебюсси занимают важное место в развитии жанра фортепианного этюда, представляя собой уникальное собрание пианистических приемов новой виртуозности, порожденной эстетикой художественных явлений начала XX века.

  2. Пограничное положение этюдов обуславливается тем, что, с одной стороны, их возникновение было определено предшествующим опытом (культурными традициями, наследием), с другой - проявление эстетических и композиционных идей, отраженных в музыкальном языке этюдов, особенностях формообразования и построения цикла нашло свое продолжение в эволюции фортепианного искусства середины XX -начале XXI века.

  3. Прочтение художественного текста Дебюсси требует пристального внимания исполнителей и исследователей в свете характерных современных тенденций исполнительского искусства. Исследование, проведенное в диссертации, позволяет высветить основные аспекты прочтения авторского текста Дебюсси, его редакторской и исполнительской интерпретаций, использование им специфической терминологии, направленное на лучшее понимание авторского замысла.

  4. Эволюция исполнительского стиля соответствовала трансформации эстетических и философских взглядов в обществе, его приоритетов. Современные интерпретации этюдов Дебюсси есть не что иное, как восприятие этой музыки сквозь призму современного искусства, мироощущения эпохи постмодернизма. Исполнительские трактовки сегодняшнего дня доказывают, насколько эта музыка современна и

How at R. Debussy's piano music: sources and performance II Debussy studies; How at R. Debussy in proportion: A Musical Analysis

Debussy CI. Etudes pour le piano. Fac-simile des esquisses autographes (1915). Introduction de Roy Howat; Debussy CI. Etudes, Fac-similes I Edition de Claude Helffer II Ouvres Completes de Claude Debussy, Serie I, Vol. 6.

созвучна наиболее общим тенденциям нынешнего исполнительского стиля. Научная новизна работы.

впервые дан комплексный анализ этюдов Дебюсси как с точки зрения особенностей музыкального языка, так и исполнительской интерпретации;

определено место, роль и значение этюдов Дебюсси в развитии жанра фортепианного этюда;

впервые конкретизируются некоторые аспекты этюдов в связи с национальными традициями французского пианизма;

впервые исследована и введена в научный обиход не публиковавшаяся ранее в отечественных музыкальных изданиях версия этюда «Для сложных арпеджио»;

прослежена константная тенденция воздействия музыкального языка этюдов на развитие фортепианного письма композиторов середины XX - начала XXI века, в том числе в жанре этюда.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что в процессе научного анализа выявлены особенности этюдов Дебюсси в контексте развития жанра, определено их место в эволюции фортепианного письма XX века как средоточие различных тенденций, нашедших свое продолжение и воплощение в явлениях современного искусства. Материалы исследования способны расширить представления о путях развития фортепианного этюда. Аналогичная методика может быть применена в работах по изучению эволюции других жанров.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть включены в учебный курс истории музыки, в том числе в качестве дополнительного материала, имеют практическую ценность для концертных исполнителей, могут использоваться при изучении истории современного фортепианного исполнительского искусства, в учебно-педагогической практике.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации и опубликованные статьи по теме диссертации могут служить методическим пособием для студентов музыкальных и музыкально-педагогических училищ, лицеев и колледжей, консерваторий, музыкальных факультетов вузов, а также применяться в учебных курсах «История фортепианного искусства», «История зарубежной музыки XX века», в специальных курсах по интерпретологии.

Апробация работы проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы зафиксированы в виде шести публикаций, а также отражены в докладах на международных научных конференциях.

Структура работы. Диссертация, выполненная на 208 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (183 наименований, в числе которых 155 работы на русском, 28 работ на английском, французском, норвежском, польском и украинском языках), приложений (в том числе содержащих копию рукописи варианта этюда «Для сложных арпеджио» (Etude

retrouvee), сравнительную таблицу темпов исполнения этюдов, дискографию этюдов и записей «Etude retrouvee», таблицу предлагаемых темпов).

Похожие диссертации на Фортепианные этюды Клода Дебюсси в контексте развития жанра