Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Имитационное моделирование в деловой игре "принятие управленческих решений в вертикально интегрированной организации" Горшков Дмитрий Александрович

Имитационное моделирование в деловой игре
<
Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре Имитационное моделирование в деловой игре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горшков Дмитрий Александрович. Имитационное моделирование в деловой игре "принятие управленческих решений в вертикально интегрированной организации" : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.13 Москва, 2006 135 с. РГБ ОД, 61:06-8/4673

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Совершенствование процессов управления в вертикально интегрированной организации 12

1.1 Управление вертикально интегрированной организацией 12

1.2 Основные подходы к совершенствованию процессов управления организацией 15

1.3 Деловая игра как отражение процесса совершенствования управления организацией 19

Глава 2. Имитационное моделирование функционирования вертикально интегрированной организации 26

2.1 Структурная схема деловой игры 26

2.2 Имитационная модель как основа деловой игры 29

2.3 Модель рынка товаров как основа имитационной модели функционирования вертикально интегрированной организации в конкурентной среде 42

Глава 3. Принятие управленческих решений по результатам деловой игры 59

3.1 Полная программная реализация имитационной модели вертикально интегрированной организации 59

3.2 Формирование алгоритма проведения деловой игры 92

3.3 Анализ результатов проведения деловой игры 96

Заключение 103

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность проблемы

По оценкам экспертов метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране[93]. В этом смысле первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений.

Первая деловая игра («Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы») была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте и была названа ее автором «организационно-производственным испытанием». В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий.

Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях и т.п.

Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, фиксируют, что свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации[39].

По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на

личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем»[39].

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском «игростроении». С момента звенигородской встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные.

1970-80 годы -— время всплеска деловых игр, когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе, а с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей [28].

В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических (например, «Введение арендного подряда» на пивоваренном заводе Омска, «Введение хозрасчета в конструкторско-технологических подразделениях» Центра атомного судостроения в г. Северодвинске, «Реорганизация верфи» Николаевск-на-Амуре), экологических (например, игра, посвященная решению задачи сохранения экологии озера Байкал) и даже политических (например, выборы руководителя на ВАЗе) проблем.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру[93].

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн менеджмент ассоциейшн» к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1957 году (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр.

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм, На западе ДИ уже давно стали непременным элементом университетских учебных программ в сфере экономики и управления[24]. Однако мало кому известно, что родились они в нашей стране.

В середине 50-х годов за развитие ДИ взялась Американская ассоциация менеджмента. Одна из наиболее актуальных для США того времени проблем — развитие крупной производственной компании — стала темой первой игры, получившей широкую известность. Она позволяла быстро и эффективно обучить менеджеров практическим навыкам управления

предприятием. По данным некоторых исследователей, к 1980 г. в США насчитывалось около 100 деловых игр.

Первая компьютерная деловая игра (КДИ) была создана в США в 1956 г. и моделировала деятельность фирм-производителей и их конкуренцию на рынке готовой продукции[54]. В нашей стране также предпринимались попытки создания такого рода программных продуктов, однако КДИ, разработанные до 90-х годов, базировались на принципах плановой экономики и были рассчитаны на устаревшую сегодня вычислительную технику-Сегодня с помощью современных средств разработки и математических методов моделирования стало возможным создавать игры, хорошо адаптированные для не очень опытных в компьютерном отношении участников. Благодаря высокой скорости обработки данных за 2—3 часа можно пройти гораздо больше циклов игры, чем прежде, — например, "прожить" несколько лет в роли директора предприятия. К тому же индивидуальные КДИ позволяют проводить игру без партнеров и часто даже без преподавателя, выполняя тем самым роль неких тренажеров, которые можно использовать для самосовершенствования.

Наиболее известным примером КДИ для экономического образования являются разработки московской компании КОББИ[73]. В программный комплекс входит девять игр ("Рынок ценных бумаг", "Конкуренция", "Спрос", "Менеджер", "Рыночное равновесие", "Аукцион", "Инвестор", "Бухучет" и "Предприниматель"), посвященных определенным темам. Так, в игре "Инвестор" изучаются задачи, связанные с определением оптимального вида, срока и суммы вклада, величины дохода и доходности, а также валютный рынок и рынок ссудных капиталов; в игре "Бухучет", помимо модуля ведения бухгалтерского учета, имеется модуль принятия хозяйственных решений, с помощью которого можно научиться решать задачи производственного менеджмента и финансового анализа; в игре "Рыночное равновесие" также два модуля — "Управление предприятием"

7 (отрабатываются навыки принятия решений, связанных с объемом производства и сбыта, ценой продажи) и "Прогнозирование рыночного равновесия" (данная проблема изучается на основе построения кривых спроса и предложения).

Игра "Предприниматель" [74] представляет собой универсальный продукт. С его помощью можно изучать и темы, содержащиеся в других играх (производственный менеджмент, конкуренция, операции с банком и пр.), и такие экономические реалии, как инфляция, налогообложение прибыли.

В настоящее время весьма актуальной проблемой в крупных компаниях является подбор и обучение квалифицированных кадров. В данной работе предлагается рассмотреть, как можно решить проблему подбора и оценки кадров, а также отработки принятий управленческих решений на разных управленческих уровнях с помощью деловой игры[69]. В основу этой игры положена математическая модель, в которой, в свою очередь, используется имитационное моделирование.

Необходимость разработки перспективных методологий как инструмента выявления проблемных ситуаций продиктована сегодня практикой развития всей современной постиндустриальной экономики. Показатели улучшаются путем моделирования неоправданно сложных и стихийно сложившихся бизнес-процессов, которые не отвечают современным требованиям в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Инструментом для моделирования была выбрано имитационное моделирование, отражающее принципы системной динамики. Дело в том, что нефтяной холдинг по своей сути является сложной системой. К сожалению, не всегда возможно объяснение поведения сложной системы математическими формами. Объяснения поведения подобных сверхсложных объектов должны включать как строго количественные, так и качественные характеристики.

Плодотворным подходом к исследованию поведения сложных систем явилась разработка и внедрение методов системной динамики, идеи которой

8 были заложены Дж. Форрестером[101] и творчески развиты отечественными исследователями в работах по стратегическому планированию широкомасштабных проектов специального назначения. Сам Форрестер успешно использовал системную динамику для анализа функционирования организационных структур промышленных фирм, изучения динамики развития процессов урбанизации, анализа управления сложными процессами развития региональных экономик и т.д. Известны факты применения подходов и методов системной динамики в работах по модернизации и усовершенствованию армейских организационных структур, в проектах по комплексной реорганизации промышленных корпораций и т. д.

Перманентный рост мощности персональных компьютеров инициировал также разработку и внедрение в практику бизнеса сугубо персонифицированных аналитических пакетов, базирующихся на идеях имитационного моделирования и методах системной динамики. Коммерческий успех сопровождает сегодня на Западе целый ряд подобных программных продуктов (Ithink фирмы High Performance Systems Inc., Powersim фирмы Powersim AS и др.), разнообразных по спектрам применения, функциональным возможностям и цене. Практика применения показала жизнеспособность этих, во многом сходных программных продуктов, возможность их эффективного применения как в качестве персонифицированных инструментов в организационных структурах малого бизнеса, так и как специализированных платформ для разработки концептуальных схем и сопровождения «пилотных» проектов сложных корпоративных приложений[7]. Для написания имитационной модели холдинга был использован как раз один из таких программных продуктов, а именно - Powersim Studio.

Основной контур обратной связи: модель - принятие решения человеком - изменение состояния моделируемой системы. Такое взаимодействие позволяет сгенерировать виртуальную среду, в которой

9 возможна отработка управленческих решений (а также их последующие анализ и оценка) в условиях, максимально приближенных к настоящим.

Полученная в результате исследования имитационная модель развития вертикально-интегрированной нефтяной компании в конкурентной среде будет способствовать решению целого ряда актуальных проблем отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Прежде всего это развитие у персонала системного восприятия нефтяного бизнеса, а также предоставление возможности отработки принятых решений в виртуальной динамичной среде, максимально приближенной к реалистичной и оценке менеджеров в реальной ситуации принятия управленческих решений.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование методики подбора и обучения квалифицированных кадров.

В соответствии с этой целью поставлены и решены следующие задачи исследования:

- доказать целесообразность использования деловой игры в качестве
основной составляющей методики подбора и обучения кадров;

выявить составляющие контура обратной связи деловой игры;

провести сравнительный анализ возможностей современных программных продуктов для имитационного моделирования;

определить основные принципы построения механизма управления вертикально-интегрированной нефтяной компании, раскрыв особенности организации предлагаемого механизма моделирования этого механизма;

систематизировать и обобщить основные подходы к моделированию механизмов управления и моделированию механизмов рыночных отношений;

- построить имитационную модель, позволяющую прогнозировать динамику
основных показателей деятельности вертикально-интегрированной нефтяной
компании;

реализовать структурное описание имитационной модели в виде модели-программы на выходном языке системы Powersim;

опробовать модель в эксплуатационном режиме.

Объектом исследования является имитационная модель вертикально интегрированной организации.

Предметом исследования являются эксплуатационные возможности деловой игры.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили основные положения экономической теории, а также труды отечественных, зарубежных ученых по проблемам управления промышленными предприятиями, научные труды в области имитационного моделирования экономических процессов, аналитические материалы периодических изданий, научных сборников.

Поставленные в работе задачи решаются с использованием системного и комплексного подхода к исследуемым процессам, системного анализа, экономико-математического моделирования и ряда консалтинговых техник.

Научная новизна исследования заключается в совершенствовании методов моделирования принятия управленческих решений за счет разработки оригинальной имитационной модели деятельности вертикально-интегрированной нефтяной компании. При построении модели используется математический аппарат системной динамики. Модель позволяет ставить эксперименты, прогнозировать, и планировать финансово-экономические показатели. Моделируется полный технологический процесс, который включает в себя ряд подпроцессов: добычи, переработки, распределения и продажи, управления финансовыми потоками, функционирования нефтяных рынков и рынков нефтепродуктов, и другие. К новым научным результатам также относятся:

- применение комплексного подхода к расширенной имитационной модели на различных стадиях исследования;

применения имитационной модели как основы для отображения принципа вертикальной интеграции;

применение оригинальной методики имитационного моделирования рынков;

- применение имитационной модели как основы для деловой игры.
Практическая значимость исследования: разработанная

имитационная модель получила практическую реализацию: как часть деловой игры «развитие вертикально-интегрированной компании в конкурентной среде», что позволило провести ряд экспериментов, оценив динамику краткосрочного развития на примере нефтяной компании (а именно, в течение трех лет), и как часть системы дистанционного обучения работников данной отрасли, представленной центром корпоративного обучения нефтяной компании ЮКОС. Использованная в системе дистанционного обучения рыночная модель позволила ставить эксперименты в долгосрочном периоде на срок до 25 лет.

Деловая игра позволяет проводить обучение работе управленческого персонала, осуществлять ранжирование потенциального резерва управляющего персонала, служит вспомогательным инструментом для сотрудников кадровых служб и представителей высшего управленческого звена при проведении оценки компетентности менеджеров.

Также модель деловой игры была положена в основу стратегической модели нефтяной компании, основывающейся на реальных данных и позволяющей прогнозировать последствия принятия управленческих решений на срок до 5 лет.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования: по теме диссертации опубликовано 4 печатные работы общим объемом 1,2 печатных листа.

Логика и структура диссертационного исследования состоит из 114 страниц машинописного текста, включающего в себя введение, три главы, заключение, список литературы, 17 рисунков, 10 таблиц, 1 приложения.

Основные подходы к совершенствованию процессов управления организацией

Попробуем разобраться, что необходимо для повышения эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Быстрое развитие вертикально интегрированных компаний и демонстрируемая многими из них на протяжении десятилетий жизнеспособность объясняются, прежде всего, их более высокой эффективностью по сравнению с неинтегрированными фирмами. Уменьшение издержек производства, распределения и сбыта продукции, а вследствие этого увеличение прибыли и отдачи от инвестиций - вот на что рассчитывают компании, принимая решение о вертикальной интеграции.

Источники повышения эффективности в вертикально интегрированных компаниях весьма разнообразны. Основными же являются следующие: - возможность организации интенсивного информационного обмена между ее подразделениями, что позволяет координировать планы и графики поставок сырья, материалов и полуфабрикатов, их переработки и доставки конечной продукции потребителю; возможность существенного ускорения всего цикла материалодвижения и соответственно ускорения оборота капитала и окупаемости затрат; - возможность экономии на издержках рыночных трансакций (издержки, связанные с поиском поставщика, ведением переговоров о сделках, в случае нарушений условий контракта и т.д. - особенно велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой).

Для обеспечения экономического роста требуется выявление рыночных возможностей в сферах, где компания будет иметь явное конкурентное преимущество. Стратегию роста возможно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми компания может воспользоваться при существующих масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста).

Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда компания не до конца использовала возможности, присущие ее традиционным рынкам. Можно отличить следующие три основные разновидности возможностей интенсивного роста: - глубокое внедрение на рынок, заключающееся в изыскании компанией путей увеличения сбыта своих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга; - расширение границ рынка, заключающееся в попытках компании увеличить сбыт благодаря внедрению существующих товаров на новые рынки; совершенствование товара, заключающееся в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных товаров для существующих рынков.

Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у сферы деятельности компании прочные позиции и/или когда компания может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали.

Регрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под жесткий контроль систему распределения. Горизонтальная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий-конкурентов.

Диверсификационный рост оправдан в тех случаях, когда отрасль не дает компании возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее. Диверсификация не означает, что компании следует браться за любую подвернувшуюся возможность. Компания должна выявить для себя направления, которые будут содействовать устранению имеющихся у нее недостатков.

В настоящее время наблюдается тенденция превращения крупных компаний, заинтересованных в своем дальнейшем росте, в транснациональные компании[34]. Из этноцентрических компаний, рассматривающих свои зарубежные операции как нечто второстепенное, они трансформируются в геоцентрические компании, считающие единым рынком весь мир.

Деловая игра как отражение процесса совершенствования управления организацией

На современном этапе развития экономики, уже не для кого не секрет, что привлечение квалифицированных сотрудников во многом обеспечивает успех компании на рынке. Поэтому все больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы подбора новых работников, отвечающих современным требованиям. Однако при организации системы подбора кадров многие предприятия сталкиваются с рядом проблем.

При этом можно выделить главную проблему, на которой сосредоточено наше исследование: проблему обучения и отбора (поиска) новых работников. Её пытаются решать бессистемно, нетехнологично, без учета существующего опыта работы в этой области. Плохо организованный подбор персонала может привести также к таким нежелательным явлениям, таким как: высокая текучесть кадров, плохой морально-психологический климат в подразделениях компании, низкой трудовой и исполнительской дисциплине.

В данной работе рассматривается один из достаточно новых, но, при правильной организации, очень эффективный метод обучения и оценки персонала. Этим методом является деловая игра, которая относится к групповым методам подбора. Групповые методы отбора применяют тогда, когда есть возможность собрать ряд кандидатов вместе. При этом специалист, занимающийся подбором, оценивает их достоинства и недостатки в процессе использования групповых оценочных процедур. Использование групповых методов при отборе предполагает наличие четких критериев и способов выявления с их помощью таких показателей, которые позволяют определять преимущества одних кандидатов перед другими[59].

Определяемое в общей форме понятие - игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра - это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива[67]. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры состоит в способности, отображая, преображать действительность.

В игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры - та область действительности, которая воспроизводится в игре. Содержание игры - то, что воспроизводится в качестве центрального, характерного момента деятельности и отношений между менеджерами в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое отражение реальной действительности[16].

Итак, игра как метод построения игрового процесса в целях освоения социальной реальности включает следующие компоненты: 1) игровые роли и их принятие, 2) построенные по определенным правилам игровые действия, 3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).

Моделирование в игре - это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами[25]. Модель игры приводится в действие с помощью ее правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из социального контекста, в котором развертывается игровой процесс, взяты из реальной жизни или же придуманы.

В данном случае нас интересуют исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда[82]). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет если..?» (т.н. «what-if»). Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций.

Следует учесть, что игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры[6б]. Специфичной является ролевая игра.

Ролевая игра - это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска (в том смысле, что последствия принятия решения, в отличие от реальной ситуации, не приведут к реальным потерям для организации) ситуации обнаруживают свои значимые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании [6 7].

Имитационная модель как основа деловой игры

Фактически деловая игра состоит из принятия командами (человеческий фактор) управленческих решений и обработки информации по соответствующему алгоритму.

Обработка информации по соответствующему алгоритму представляет собой имитационную модель. Имитационная модель имеет блочный характер; каждый блок обрабатывает определенный алгоритм, характерный для нефтяной отрасли. В указанные блоки информация поступает или из других блоков или от команды (человеческий фактор). Основой же имитационной модели деловой игры является рынок, моделирование которого подробно рассмотрено в конце второй главы, подробное рассмотрение других блоков имитационной модели - в начале главы третьей. Сейчас же подробнее остановимся на собственно методе имитационного моделирования и причинах его использования нами для построения модели.

Одна из важных особенностей автоматизации управления — принципиальная невозможность проведения реальных экспериментов до завершения проекта. Возможным выходом является использование имитационных моделей. Сущность метода имитационного моделирования состоит в построении так называемой имитационной модели исследуемого объекта и целенаправленном экспериментировании с такой моделью для получения ответов на те или иные вопросы[6]. Говоря о методе имитационного моделирования, как правило, имеют в виду метод, ориентированный на применение компьютерных технологий, хотя могут использоваться любые средства, включая лист бумаги и карандаш.

Другой важный аспект - использование имитационных моделей в процессе эксплуатации информационных технологий управления для Принятия решений. Такие модели создаются в процессе проектирования, чтобы их можно было непрерывно модернизировать и корректировать в соответствии с изменяющимися условиями работы пользователей[40]. Эти же. модели могут быть использованы для обучения персонала перед вводом в действие информационных технологий в эксплуатацию и для проведения деловых игр.

Имитационное моделирование — это метод исследования, заключающийся в имитации на ЭВМ с помощью комплекса программ процесса функционирования технологии или отдельных ее частей и элементов[6]. Сущность метода имитационного моделирования заключается в разработке таких алгоритмов и программ» которые имитируют поведение системы, ее свойства и характеристики в необходимом для исследования составе, объеме и области изменения параметров.

Принципиальные возможности метода весьма велики, он позволяет при необходимости исследовать системы любой сложности и назначения с любой степенью детализации. Ограничениями являются лишь мощность используемой ЭВМ и трудоемкость подготовки сложного комплекса программ. Методы имитационного моделирования развиваются в основном в направлении исследования степени подобия имитационных моделей реальным системам и разработки типовых методов и приемов создания имитационных моделей[4].

Имитационное моделирование используется в основном для следующих применений: при исследовании сложных внутренних и внешних взаимодействий динамических систем с целью их оптимизации. Для этого на модели изучают закономерности взаимосвязи переменных, вносит в модель изменения и наблюдают их влияние на поведение системы; для прогнозирования поведения системы в будущем на основе моделирования развития самой системы и ее внешней среды; в целях обучения персонала, которое может быть двух типов[8]: о индивидуальное обучение оператора, управляющего некоторым технологическим процессом или устройством, и обучение группа людей, осуществляющих коллективное управление сложным производственным или экономическим объектом. В первом случае модель ориентирована на тренировку психофизиологических характеристик человека, поэтому модели называются тренажерами[77]. о Модели второго типа гораздо сложнее. Они описывают некоторые аспекты функционирования предприятия или фирмы и ориентированы на выдачу некоторых технико-экономических характеристик при воздействии на входные параметры управляющей системы (чаще всего не отдельного человека, а группы людей, выполняющих различные функции управления). Макетирование проектируемой технологии и соответствующей части управляемого объекта осуществляется с целью проверки предполагаемых проектных решений, именно оно позволяет в наиболее наглядной и понятной форме продемонстрировать работу автоматизированной технологии.

Формирование алгоритма проведения деловой игры

Для проведения деловой игры необходимо обеспечить соответствующие средства вычислительной техники[66]. Далее собираются команды игроков из потенциальных управленцев нефтяной компанией. Предполагается проведение деловой игры в течении определенного временного периода ( например, недели). В заключение проведения деловой игры дается анализ поведения каждой из команд с указанием ошибок и не рационального принятия управленческих решений в той или иной ситуации.

В каждом временном шаге вначале каждой команде выделяется время на принятие управленческих решений. Далее в том же шаге осуществляется имитация работы рынка. После имитации работы рынка формируется пакет информации для проведения следующего шага деловой игры.

Схема проведения деловой игры. 1. В данной деловой игре участвую несколько отдельных нефтяных компаний, которые располагаются на отдельных рабочих местах (в рабочих местах может быть до четырех вычислительных машин) и расчетного центра, который располагается на сервере. 2. Все имитационные модели компаний располагаются на сервере; на сервере же располагаются все модели рынков и список проектов, которые участвуют в деловой игре. 3. Деловая игра развивается поэтапно во времени:

Этап 1: Вступительная лекция. Лекция состоит из двух основных частей. Первая (обязательная) часть подразумевает первичное знакомство с правилами игры и игровым интерфейсом. Приводятся два-три произвольных примера решений и заполнения экранов ввода данных, демонстрируется реакция модели на такие решения, объясняется в общих чертах игровая механика. Вторая честь лекции проводится в случае, если игра тематическая и проводится с упором на какой-либо отдельный ее аспект. В этом случае может быть дана дополнительная информация по экономической теории, либо рассказано о принципах вертикальной интеграции, а также об особенностях производственно-сбытовой деятельности организации, в которой работают или собираются работать игроки - в зависимости от того, на чем планируется заострить внимание игроков непосредственно во время проведения игры.

Этап 2: Первый временной промежуток деловой игры, в течение которого имитируется производственная деятельность компании; выбираются квоты на продажу и покупку нефти и нефтепродуктов; формируется заявка на покупку проектов.

Этап 3: Производится аукцион заранее объявленных проектов.

Этап 4: По спец сигналу формируется прогнозная декларация (протокол), в которую вносятся квоты на покупку и продажу нефти и нефтепродуктов; предполагаемые производственные характеристики компании; задаются проекты, которые собирается покупать компания в свободной продаже (кроме тех, которые проходят через аукцион).

Этап 5: Сформированные прогнозные декларации каждой компании передаются на расчетный центр, куда одновременно приносит результаты аукциона аукционист.

Этап 6: На расчетном центре имитируется производственная деятельность каждой компании, и формируются данные в отчетной декларации (протоколе), которая в дальнейшем будет передана из сервера на рабочие места.

Этап 7: На рынках, которые расположены в расчетном центре, производится продажа и покупка нефти и нефтепродуктов, результаты которых также вносятся в отчетную декларацию (протокол).

Этап 8: В расчетном центре, где хранятся имитационные модели, изменяются структуры этих моделей за счет адаптации их приобретенными компанией проектами (при этом учитываются и проекты, выигранные на аукционе).

Этап 9: По результатам работы расчетного центра на этапах 6-8 формируется отчетная декларация для каждой компании.

Этап 10. По сигналу с расчетного центра деловая игра переходит ко второму промежутку времени: получается с распределительного центра отчетная декларация и в дальнейшем игра продолжается с Этапа 2.

Перед выполнением Этапа 2 необходимо определить характеристики 40 месторождений (как в данном случае, так и во всех последующих варианты рассматриваются на уровне разработки модели компании): а) год эксплуатации (год эксплуатации месторождений меняется от О лет до 25 лет); б) объем балансовых запасов (также рассматривается для 40 месторождений и измеряется млн. тонн; характеристика задается перед игрой идеологическим центром деловой игры); в) Объем извлекаемых запасов (объем балансовых и извлекаемых запасов связан между собой определенными соотношениями); г) годовой объем добычи (зависит от технического обеспечения месторождения и от инфраструктуры); д) тенденция изменения ( является фактически функцией от времени эксплуатации и технического обеспечения и варьируется вокруг единицы, т.е. если тенденция немного меньше единицы., то это соответствует стагнации месторождения, если немного больше единицы- молодое перспективное месторождение и если единица - то это нормальное месторождение); е) технологические потери; ж) норма переменных затрат (характеристика, которая зависит от извлекаемых запасов); з) норма постоянных затрат (характеристика, которая зависит от извлекаемых запасов месторождения);

Похожие диссертации на Имитационное моделирование в деловой игре "принятие управленческих решений в вертикально интегрированной организации"