Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фатализм и случайность будущего (Логический анализ)(А.С. Карпенко. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., Наука. 1990, 214 с.) Карпенко, Александр Степанович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карпенко, Александр Степанович. Фатализм и случайность будущего (Логический анализ)(А.С. Карпенко. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., Наука. 1990, 214 с.) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.07.- Москва, 1991.- 37 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/2058-x

Введение к работе

'i''ii";l

Актуальность тели. Глобальной логико-философской проблемой является взаимоотношение между истиной, временем и необходимостью. Особая значимость этой проблематики становится очевидной, когда мы сталкиваемся с различными фаталистическими аргументами, цель которых - доказать, что будущее предопределено и поэтому человек не имеет свободы воли. Последнее указывает на актуальность темы, получившей название "Фатализм и случайность будущего", где, с одной строны, требуется самый тщательный анализ принципов (логических, теологических, онтологических), лежащих в основе различных доктрин фатализма, а с другой стороны, - обоснование способов опровержения этих доктрин с тем, чтобы показать, что будущее не является фатальным, а значит человек свободен и морально ответствен за свои поступки.

Доктрина. утверждающая, что одних законов логики вполне достаточно для доказательства того, что все в мире происходит по необходимости, получила название логического фажалиэла. В свою очередь, аргумент о том, что всеведение Бога влечет необходимость всего происходящего, называется аргументом теологического фашлизда. Опровержение обоих фаталистических аргументов потребовало создание различных теорий истины. времени и модальности. В ходе дискуссий, которые идут уже третье тысячелетие, при обсуждении фаталистических аргументов в центре внимания оказались такие вопросы, как истинностный (логический) статус высказываний о будущих случайных событиях и о будущем вообще, статус самих логических законов, асимметрия времени и способы ее выражения в логической форме, принцип неизменяемости прошлого, взаимосвязь прошлого с будущим, и т.д.

Оказалось, что ухазанные вопросы и в особенности принципы, лежащие в основе доктрин фатализма, связаны с социальными проблемами современности, в результате чего приходим к логико-философскому пониманию тоталитаризма и тоталитарного мышления. Актуальность этой тематики пояснений не требует.

Стоит особо подчеркнуть, что проблема фатализма обсуждается в диссертации не в том его житейсхо-обыденном понимании: "Что бы человек ни сделал, с ним случится непременно то, что ему на роду написано". - а именно исследуются логические реконструкции фаталистических аргументов. Логическая проблематика выходит на первое место, когда анализируются различные способы опровержения фаталистических аргументов средствами современной логихи.

Дело в том, что для опровержения фаталистических аргументов недостаточно только признать наличие объективной случайности. Надо еще это выразить непротиворечивым образом логическими средствами. Поэтому рассматриваемые проблемы имеют исключительную значимость для возникновения и развития разного рода неклассических логик, среди которых особый.интерес представляют модально-временные логихи, моделируемые на временных структурах, линейных в прошлое и ветвящихся в будущее. Ветвление времени в будущее оэанчает, что ход Истории имеет альтернативы, и в каждой точке ветвления человек имеет возможность совершить выбор. В этом также заключается один из смыслов случайности будущего в противоположность предопределенному будущему, где не может быть ни случайности, ни выбора.

Особое место среди исследуемых в диссертации логических проблем' занимает проблема логического статуса высказываний о будущих (случайных) событиях. От ее решения зависит не только способ обоснования или опровержения фаталистических аргументов, но и новый подход к пониманию того, что такое логика. Отвлекаясь от конкретного содержания, уже на алгебро-логичесхом уровне приходим к тому, что в качестве истинностных значений могут выступать некоторые структуры. Отсюда логика понимается как исчисление определенных структур.

Сиепень разравояанносяи проОлели. В античности, начиная с Аристотеля, а затеи в особенности » средневековье проблемы логического и теологического фатализма вызвали напряженные дискуссии. Эти дискуссии возродились с особой силой в XX веке, прежде всего благодаря развитие символическое логики. В этом

з '

обсуждении приняли участие такие известные логики как Ч. С. Пирс, Я. Лукасевич. А. Н. Прапор, У, Куайн, Я. Хинтикка. Г. фон Вригт. Н. Решер, Б. ван Фраассен, Р. Томасон, С. Мак-Колл, Р. Мак-Артур, и др. В cbod очередь это способствовало более тщательному философскому анализу указанных проблем. Здесь стоит выделить монографию Д. Фреде1, которая примечательна широким использованием античных первоисточников. Обзор фиіософов позднего средневековья, пытавшихся решить проблему теологического фатализма, дан С. Нормором2. Фатализм как логический Оеперлиниэл обстоятельно рассмотрен И. Збигневым3.

Начиная со статьи профессора Д. Вильямса4. представителя американской аналитической философии, количество работ по логическому и теологическому фатализму сильно возросло, а сани дискуссии продолжается и по сей день. Среди советских философов, обративших внимание на аристотелевскую проблему высказываний о будущих случайностях. следует отметить А.С. Ахмановаг, А.А.Ивина6 и 3. Н. Микеладэе7. Однако все три указанные работы косят довольно-таки частный характер.

Цель и основные заОачи исследования. Основной целью работы является анализ генезиса дискуссий о логическом и теологическом фатализме. При этом предпринята попытка совместить исторический ход дискуссий с логическим развитием возникаощих

Frede О. Aristotle» und die 'Seeschlacht". Das РгоЫеа der Contingently Future In De Interpretation» 9. Gdttlngen, 1970. См. переработанный и сокращенный вариант втоа книга: The ea-battle reconsidered: a defence оГ the traditional Interpretation // Oxford studies. 1995. Vol.3. P.31-87. 2

Noraore С Future contingents // The Cambridge history of

later aedleval philosophy. Cambridge. 1982. P.358-391. 3

Jordan Z.A. Logical deteralnlsa // Notre Das* Journal of Foraal Logic. 1963. Vol.4. P.1-38.

Ullltaas D. The sea-fight tomorrow // Structure, netod and eanlng. Essays In honor of Henry H.Sheffer. N.Y. 1951. P.282-306. s

Аіманов i.e. Логическое учение Аристотеля. M., i960. Гл.б.

Ивнн А.А. Каузальное определение истины // Философские неуки.

1978. Л 4. С.85-93.

Микелазде З.Н. Основоположения логики Аристотеля. Соч. Т.2.

П.. 1978. С.5-50.

различных проблем. Все это предполагает анализ исходных логических принципов, лежащих в основе конструирования фаталистических аргументов. Кроме логико-философского осмысления дискуссий о фатализме ставится такке задача установления прямой связи обсуждаемых вопросов с социальными проблемами современности.

Научная кобизка иЬсдебовакия. В ходе исследования получены следующие результаты:

используя обширный фактический материал, дан логический анализ дискуссий о фатализме;

показано, что функция конструирования фаталистических аргументов состоит в выявлении тех трудностей, которые возникают при использовании таких понятий как "будущее", "прошлое". "истинность о будущем", "истинность о прошлом", "всеведение Бога", "неизменяемость прошлого", и т. д;

впервые в отечественной литературе проведен логико-философский анализ доктрины теологического фатализма;

выявлено, что разного рода фаталистические аргументы основываются на принципе неизленяелости прошлого;

установлена глубокая связь принципов логического и теологического фатализма с пояалишаризлол:

показано, что различные способы опровержения фаталистических аргументов привели к возникновению таких неклассических логик, как многоэначеные, некоторые виды модальных, временные и комбинированные системы логих, особое место среди которых занимают модально-временные логики;

приведена систематизация различных подходов к решению проблемы истинностного статуса высказываний о будущих (случайных) событиях;

разработан новый семантический подход к многозначным логикам, получивший название факпор-селанпики. Обнаружено, что теория супероценок ван Фраассена и квази-истинностно-функци-ональную теорию Репера можно выразить в терминах фактор-семантики.

- проводится мысль, которая обосновывается алгебро-логическими результатами, что современный этап развития логики

характеризуется структурализацией самих истинностных значений, в результате чего приходим к идее о внутреннем и внешнем ал-гебро-логическом уровнях логики.

Практическая значилоспъ рабоаы. Полученные в диссертации результаты убедительно показывает, как фундаментальные философские проблемы воздействуют на развитие самой логики. В то же самое время имеет место и обратный процесс, когда современная логическая техника применяется для анализа старых философских проблем. Такое взаимодействие философии и логики является весьма плодотворным для обеих наук.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки курсов "Философия и логика". "Логика в социологии", "Введение в неклассические логики".

По материалам диссертации были разработаны и прочннаты спецкурсы "Пропозициональная многозначная логика" (1983, 1985 гг.) и "Фатализм и логические реконструкции индетерминизма" (1987 г. ) для студентов философского факультета Московского государственного университета.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании сектора логики Института философии АИ СССР: Основные идеи диссертации изложены в монографии, а также в серии статей, опубликованных в сборниках и журналах.

Результаты диссертации обсуждались автором в докладах и в выступуплениях на семинарах, симпозиумах, конференциях, в том числе следующих:

Координационное совещание по модальным и интенсиональным логикам (Москва, 1978).

II Советско-финский коллоквиум по логике (Москва, 1979).

Симпозиум по логике Аристотеля (Тбилиси, 1983).

IV Советско-финский коллоквиум по логике (Телави, 1985).
IX Всесоюзная конференция по логике, методологии и фил
ософии науки (Харьков. 1986).

Всесоюзная конференция "Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии" (Москва, 1986).

I Советско-польский симпозиум по логике (Москва, 1986).

V Совестко-финский коллоквиум по логике (Турку, 1987).
VIII Международный конгресс по логике, методологии и

философии науки (Москва, 1987).

Доклад в Доме Ученых АН СССР (Москва, 1990).

Структура диссертации. Диссертация представлена в виде монографии на 214 страницах и состоит из предисловия, трех глав и заключения. Кроме списка использованной литературы (311 названий) приведен также выборочный список новейшей литературы.

Похожие диссертации на Фатализм и случайность будущего (Логический анализ)(А.С. Карпенко. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., Наука. 1990, 214 с.)