Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Систем образов в прозе э.оеежо 80-х годов XIX века 29 - 116
Глава II. На пути к синтезу. Художественное время в романе "ндц неманом" 117 - 177
Заключение 178-195
Список литературы 196 - 2ц<
- Систем образов в прозе э.оеежо 80-х годов XIX века
- На пути к синтезу. Художественное время в романе "ндц неманом"
Систем образов в прозе э.оеежо 80-х годов XIX века
В прозе Ожешко 80-Х годов созданы многогранные и глубоко реалистические характеры. Неповторимые своими индивидуальными особенностями, персонажи ее произведений включаются в реалистически осмысленную социальную типологию: отношение к труду, к природе, к патриотическим традициям, воспитанию молодежи. Место человека в общественной борьбе, в развитии самосознания общества неизбежно влияет на личность, и это влияние глубоко и сложно выявляется в произведениях, становится внутренним светом,оттеняющим характеры. Диалектическое соединение их социального и психологического анализа помогает художественному проникновению в глубины жизни. Характеры раскрывают для читателя происходящее, помогают понять прошлое.
Задача I главы исследования состоит в том, чтобы показать главные средства в создании системы образов произведений Ожешко 80-х годов /портрет, диалог, внутренняя речь, монолог, пейзаж, обстановка/, при помощи которых наиболее полно раскрывается центральная тема творчества Ожешко - критика пореформенного уклада и протест против порабощения.
Э.Ожешко ищет новые реалистические формы отражения социальной жизни общества. Этого она достигает использованием ряда приемов: конкретно-индивидуализированным изображением типичных представителей общества; созданием активного общественного фона, состоящего из огромного количества эпизодических персонажей, часть которых в:ступает в какие-то отношения с главными героями, а другие только упоминаются /всего в анализируемых
-32 -произведениях названо более 400 персонажей/; установлением связи между конкретными поступками персонажей и общими принципами человеческого поведения, действующими в этом обществе; использованием собирательных символических образов.
Процесс типизации нередко начинается с поисков определенного жизненного материала, прототипов. Характерной особенностью творческого метода Ю.Крашевского было то, что он использовал в качестве сюжетной основы действительные события, описывая им самим непосредственно наблюдаемые ситуации, сцены, пейзажи, вводя героев, имеющих своих реальных прототипов. Для большинства образов Э.Ожешко первоначальным впечатлением, "зародышем" также послужили ее знакомые, близкие. Сюжетные замыслы, типы и события писательница черпала из жизни. Вот что, например, пишет она своему издателю Мейету: "Хамом" я довольна. Я над ним работала очень старательно, а поскольку описывала случаи абсолютно правдивые, случившиеся с крестьянами из соседнего села Миневичи, которых хорошо знаю, возможно, крестьянская психология передана правдиво. Если Вы когда-нибудь будете в Миневичах, я покажу Вам героя этой повести ,рыбака, героиня находится в доме для умалишенных в Гродно, в повести для законченности истории она вешается, но это одно и то же" .
Прототипами Петруси /"Дзюрдзи"/ послужили Ганна Высоцкая из Понижай и Маруся Карасева из Миневичей, Анджея Корчинского /"Над Неманом"/ - Ян Каменьский, в имении которого часто бывала Ожешко. После восстания 1863 г. он был приговорен к смертной казни, которую заменили 20-летней ссылкой в Сибирь. Одна из его дочерей вышла замуж, как и героиня романа Юстына, за загродово - 33 -го шляхтича.
В письме к Мейе. _ писательница описывает свадьбу своей служанки с одним из жителей Богатыровичей. Это описание положено в основу сцены свадьбы Эльжуси Богатырович . М.Конопницкая указывала на связь произведений Ожешко с жизнью: "Ее крестьянин, ее мещанин, ее еврей, ее "загонова" шляхта - это не литературный 2 вымысел, это усиление жизненного материала" .
В письме к Т.Ежу от 21 ноября 1879 г. Э.Ожешко пишет о том, что в Гродно "глухо, как в гробу... Самая распространенная сцена публичной жизни - драка двух пьяных горожан. Типов, образов -великое убожество". В другом письме жалуется: "Думаю, что если бы Диккенс жил в Литве, он не стал бы никогда Диккенсом" . Т.Еж на это ответил: "Типы-характеры. Вы жалуетесь на отсутствие моделей в окружающем Вас мире. Разве Вы копируете модели? В тех Ваших произведениях, которые я смог прочитать, я не заметил копирования. Не копирует ни один настоящий художник, и Вы этого не делаете" .
На пути к синтезу. Художественное время в романе "ндц неманом"
Осуждение космополитизма Зыгмунта Корчпнского слышится в рассуждении автора-повествователя о творчестве: "На память ему не приходили ни Тассо, слагающий свою величайшую поэму под кровом темницы, ни Мильтон, воспевающий райский свет во мраке слепоты. Не приходило ему в голову и то, что в каждой волне воздуха, света, благоухания, в каждом придорожном камне п степной былинке, в линиях человеческого тела, в каждом вздохе живет частичка мировой души, которая невидимой нитью связана с душой художника и которая, если только в его душе действительно горит божественное пламя, пробуждает потребность творить" /т. 23, с. 41/.
Продолжая традиции Ю.Крашевского, в крестьянских повестях которого широко использовался украинский фольклорный и этнографический материал, писательница изучала этнографические особенности наднеманского села, поэтому в ее произведениях 80-х годов особое место занимают фольклорные реминисценции. Влияние народного творчества чувствуется и в образах, и в синтаксических конструкциях, птв лексике. Многие тропы и символы в поэтике польской писательницы носят фольклорный характер. В произведениях Ожешко очень много сравнений, взятых из национального фольклора и имеющих большое значение для установления эмоциональной атмосферы произведения. Кроме того, в этих сравнениях проявляется авторская оценка персонажей: "ani ptak, ani mysz... jak nietopierz..." /т.23, с. 161/; "a oczy тіаГ, jak wasilki w zycie..." /T- I2 c.308/.
Широко использует писательница народную символику. В пейзаже-за-чпне "Зимнего вечера" она пишет: "человек выглядел маленьким и хрупким, словно былинка" /т. 12, с. 279/- былинка - в народе символ страдания.
В реалистической картине свадьбы Эльпусп Богатыровпч псполь - 112 -зова но много народных песен, среди них - традиционно обрядовая песня-благодарность: Dziekuje warn, rodzone progi, Ze chodziiy po was moje nogi, Teraz nie beda. Во время фольклорной экспедиции на Сумщдне автором работы была записана украинская свадебная песня "Де б я не їздила, де б не була" с абсолютно идентичными словами:
Дякую вам, пороги, Де ходили мої ноги /варіант: Де ламали хлопці ноги/, Більш не будуть, не будуть. Образ повествователя в белорусском цикле богат, многозначен. В нем сосредоточиваются и сближаются нравственные принципы писателя с народными представлениями о духовных качествах человека. Он становится не только носителем "голоса" писательницы Ожешко, но отчасти и "голоса" народа. Подлинной плотью авторского "голоса" является народная речь. Писательница усвоила не только внешнюю оболочку, но и самую суть народной речи, часто вводила в произведения элементы сказа /рассказы старой Аксиньи в повести "Дзюрдзи", Анзельма в романе "Над Неманом", старой Насти в рассказе "3 игл ний вечер"/.
Части текста, которые принадлежат автору-рассказчику, отчетливо выделяются в повествовании: им свойственна риторическая приподнятость, некоторая поэтическая "нарядность" сравнений и оборотов. Наиболее характерно для поэтики этих частей частое употребление повторов и анафор, публицистичность, своеобразные синтаксические конструкции. Чисто авторское рассуждение: "Такие чувства живут и в НИЗШИХ кругах чеяовеческого общества, но здесь люди не выражают ах вслух и не умеют называть, поэтому в высших кругах воображают, что ах здесь совсем нет" /т. 15, с. 137/. Но чаще повествованае в прозе 80-х годов многоголосое: речь автора сливается с речью персонажа, вступает с нам во взаимосвязь: "Так она гояосала добрый час и плакала-разливалась, утирая нос рукавом" /т. 15, с. 147/.
В прозе Окешко 80-х годов создана галерея реалистических образов, представляющая сложный социальный состав населения: батраки, деревенская беднота, закаточные крестьяне, рыбаки, мелкая и средняя шляхта, аристократы, чиновники и т.д. Создавая правдивые характеры, писательница работает над социально-психологической дифференциацией героев. Но человек в художественном мире Окешко кивет не только по законам социаяьной детерминированности. Автор показывает его способность к сопротивлению отрицательному воздействию среды. Такие персонажи, как Павел Кобыцкий, Петруся, Михал Ковальчук, Кристина, Анзельм и Ян Богатыровича, Витольд Корчинокий а Юстына Ожельская, несут на себе печать оптимистической уверенности в великих возможностях человека.
Наряду с основными принципами характерологии - контекст, поступки, действия - автор белорусского цикла пользуется портретной характериствкой, индивидуализацией речи, описанием обстановки, высказыванием о персонаже других действующих лиц, авторской характеристикой, повторами и т.д.