Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Хидуева Зарема Абдулхаликовна

Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе
<
Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хидуева Зарема Абдулхаликовна. Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Махачкала, 2004 156 c. РГБ ОД, 61:04-10/1573

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Генезис кумыкской публицистики

1. Эпистолярные истоки публицистики . 13-39

2. Предисловие как публицистический жанр кумыкской литературы . 40 - 50

ГЛАВА 2. Вклад кумыкских просветителей в национальную публицистику

1. Публицистическое наследие Нухая Батырмурзаева . 51 - 66

2. Своеобразие публицистики Абусуфьяна Акаева. 67 - 89

ГЛАВА 3. Публицистика революционной эпохи

1. Публицистическая деятельность Темирболата Бейболатова . 90-103

2. Развитие публицистики в творчестве Зайналабида Батырмурзаева. 104- 120

3. Публицистика Уллубия Буйнакского и Джалалутдина Коркмасова. 121 - 134

4. Литературно-общественное значение публицистики Гайдара Бамматова. 135-143

Заключение 144- 148

Библиография 149-156

Введение к работе

Публицистика (от латинского publicus - общественный) - вид литературы, освещающий актуальные вопросы политики и общественной жизни в периодической печати и отдельных изданиях. На обусловленность публицистики насущными вопросами общественной жизни указывал Н. Г. Чернышевский, писавший по этому поводу: «Отвлечённые истины могут быть уместны в учёном трактате, но слова публициста должны прежде всего сообразовываться с живыми потребностями известного общества в данную минуту»1. Главная функция публицистики - формирование общественного мнения и воздействие через него на сознание масс и общественную практику. А. М. Горький называл публицистику «социальной педагогикой»2.

Публицистика, по определению В. В. Учёновой, - «специфическая область общественно-политической творческой деятельности, преследующая цель актуального идеологического воздействия на общественное мнение, на сознание и поведение масс. Актуальное воздействие предполагает единство оперативности и социальной значимости публицистической информации. Это всегда политически и идеологически чётко ориентированное воздействие, имеющее целью реальный социально-преобразовательный эффект»3. Е П. Прохоров выделяет публицистику в особый тип литературного творчества, «соединяющий в себе качества художественного отображения жизни и её научно-социологического исследования»4. В популярных справочниках находим следующие определения: публицистика - это «род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Носит классовый и партийный характер; играет важную политическую и идеологическую роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации»1; публицистика - это «вид литературы, посвященный обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение»2.

Публицистика выражается во множестве литературных форм и жанров. К ним относятся: статья, корреспонденция, заметка, репортаж, хроника, очерк, фельетон, памфлет, отчёт, путевые заметки, интервью, рецензия, обзор печати, обозрение, комментарий, письмо, зарисовка, воззвание, прокламация, речь, доклад, беседа, этюд, эссе и другие.

В этих суждениях отмечены главные особенности публицистического вида творчества: его насыщенность общественно-политическим содержанием, острая злободневность, агитационность, адресованность широкой аудитории, практическое назначение, социально-педагогическая сущность. Эти и другие высказывания теоретиков публицистики являются важнейшим фактором, основой в осмыслении отдельных аспектов проблемы национальной публицистики.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего теоретического осмысления генезиса и путей развития кумыкской публицистики, игравшей особую роль в литературе кумыков, специального исследования вклада в публицистику таких крупных деятелей, как Н. и 3. Батырмурзаевы, Абусуфьян, Т. Бейболатов, У. Буйнакский, Дж. Корк-масов и Г. Бамматов. Публицистика в истории кумыкской литературы выступает разведчиком социальных процессов и стремится найти оптимальные способы решения назревших проблем общественно-политической жизни и культурного развития Дагестана.

1 Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. - С. 1092.

2 Словарь иностранных слов. - М., 1982. - С. 140.

В трудах дагестанских критиков и литературоведов проблема развития публицистики в кумыкской литературе не обойдена. Однако до настоящего времени нет специального монографического исследования, прослеживающего в комплексе историю становления и развития кумыкской публицистики. Поэтому представляется актуальным обращение к таким аспектам проблемы, как генезис, история формирования, эволюция кумыкской публицистики, а также её теоретическое осмысление на основе творческого наследия кумыкских просветителей и революционных демократов.

Актуальность данного исследования заключается ещё в том, что при изучении многих аспектов общественной жизни публицистические произведения как летопись современной истории, наравне с архивными материалами, служила и будет служить одним из важнейших источников отражения сложных общественных отношений.

Степень изученности. Специальные работы по всестороннему теоретическому осмыслению путей развития кумыкской публицистики практически отсутствуют. Правда, отдельные аспекты этой актуальной проблемы получили освещение в трудах, посвященных вопросам периодической печати Дагестана, Ш. М. Магомедова, Дж. Н. Ахмедова, М. Д. Бутаева, Г. Ш. Каймара-зова, «Истории Дагестана» и др .

О развитии публицистической мысли в годы революционных преобразований в Дагестане пишет К. И. Абуков. «Однако, - отмечает автор, - национальные литературы народностей Дагестана не способны были ещё охватить, художественно осмыслить калейдоскопическую смену событий, ответить на злободневные вопросы бурного, полного противоречиями времени.

Этот существенный пробел в какой-то мере старалась восполнить, компенсировать публицистика»1.

Характеризуя кумыкскую публицистику 1917 - 1918 годов, профессор А.-К. Ю. Абдуллатипов отмечает, что «...прогрессивная кумыкская публицистика периода Февральской, Октябрьской революций и гражданской войны, начавшая свой путь с осмысления общенациональных проблем национального освобождения, поднятия общего уровня народа путём его просвещения, создания очагов культуры и образования, изучения духовного наследия, фольклора и истории, создания профессионального театра, профессиональной музыки, новых литературных жанров, а также создания национальной печати постепенно перешла к осмыслению проблем социальной борьбы...»2.

Публицистическая поэзия освещена в литературоведческих работах исследователей кумыкской литературы. Г. Б. Мусаханова в своих «Очерках кумыкской дореволюционной литературы», исследуя жизнь и деятельность классиков кумыкской литературы Й. Казака, М.-Э. Османова, М. Алибекова, Н. и 3. Батырмурзаевых, выясняя особенности их художественного творчества, как рационалистичность суждений «склонность к обобщениям», «меткость и афористичность языка», подчёркивает и публицистическую остроту их произведений. Рассматривая поэзию 3. Батырмурзаева, исследователь верно утверждает их агитационно-публицистическую направленность. «Особенностями жанра стихов (агитационной публицистики), - пишет Г. Б. Мусаханова, - обусловлено их художественное своеобразие: наличие в них призывов и лозунгов, обращений, приподнятость и патетичность стиля»3.

Профессор 3. Н. Акавов в своей монографии «Нравственные истоки» исследует эпистолярное наследие Магомед-Эфенди Османова4. Поэтические послания М.-Э. Османова анализируются в сравнении с посланиями в стихах Йырчы Казака. Наиболее конкретная характеристика эпистолярной поэзии Й. Казака дана в другой книге 3. Н. Акавова «Диалог времён»1.

Публицистичность поэтических произведений Маная Алибекова отмечается в трудах Г. Б. Мусахановой, С. М. Алиева, А.-К. Ю. Абдуллатипова, 3. Н. Акавова и других. «М. Алибеков, - пишет доцент С. М. Алиев, - обогатил кумыкскую поэзию агитационной лирикой, поэтической пропагандой. Значение письменного слова он поднял на небывалую высоту»2. Верно и другое замечание исследователя, когда он пишет, что «публицистический очерк, статья должны были первыми разведать пласты народной жизни, довести до сознания масс политику партии, разъяснить народу пути развития культуры в настоящем, заглянуть в будущее и ...осветить современную действительность»3.

Кандидатская диссертация Р. 3. Акавова «Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала XX века» является обобщающим исследованием в дагестанском литературоведении творчества Маная Алибекова, где впервые предпринимается попытка показать тенденциозный и полемический характер художественной публицистики поэта. «Проблемно-тематически М. Алибеков прочно связан с жизнью народа, его социальным положением, нуждами, заботами, благополучием - общественно-значимыми и актуальными проблемами современной жизни.

Способы, приёмы отражения, выражения разрабатываемых тем насквозь проникнуты тенденциозностью, духом полемики. М. Алибеков берёт на вооружение ораторское искусство, его стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность, свойственные художественной публицистике»4, -пишет Р. 3. Акавов.

Современным осмыслением кумыкской публицистики начала минувшего века характеризуется монография кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН М. А. Гусейнова «Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля». В данном исследовании предпринята попытка рассмотрения художественно-стилевых особенностей кумыкской публицистики периода революции и гражданской войны на основе творчества Н. Батырмурзаева, А. Акаева, М.- М. Мавраева, 3. Батырмурзаева. Говоря о стилевых характерностях публицистики Зайналабида Батырмурзаева, автор пишет: «Анализируя его творчество, мы обращаем внимание на художественность, выразительность, эмоциональность, сочность языка его публикаций в национальных органах печати. Четко обозначающаяся идейность, агитационность, призыв-ность видятся характерными чертами стиля его статей, заметок. Активно используются им такие изобразительно-выразительные средства как инверсия, градация, парные эпитеты. Стилитическую функцию в публицистике редактора журнала «Тангчолпан»» и газеты «Ишчи халкъ» выполняют часто используемые графические знаки - тире, многоточия, восклицательные знаки»1.

Выступления в прессе представителей старшего поколения А. Акаева, Н. Батырмурзаева, М.-М. Мавраева «характеризуются основательностью, продуманностью суждений, неторопливой манерой письма. Религиозная символика, мусульманская образность предстают характерным стилевым свойством их публицистики»2, - отмечает М. А. Гусейнов.

Некоторые вопросы исследуемой проблемы нашли своё отражение и в монографиях С. X. Акбиева «Истоки» (Махачкала, Дагкнигоиздат, 1994), «Подвижники духа» (Махачкала, Дагкнигоиздат, 2000), А. Дациева «Нухай Батырмурзаев» (Махачкала, Дагкнигоиздат, 1967) и других.

Всё это свидетельствует о том, что кумыкская публицистика привлекала к себе внимание учёных республики. Между тем, назрела необходимость изучения проблемы развития кумыкской публицистики поэтапно-комплексно в специальных работах. В нашей работе предпринимается первая попытка изучить генезис публицистики в кумыкской литературе.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является осмысление путей и форм зарождения и развития публицистики как самостоятельного вида кумыкской литературы и раскрытие диссертационной темы в контексте исторического развития национальной литературы на материале произведений XVII - начала XX веков. Данная проблема рассматривается с учётом жанровых, композиционных и стилистических форм творчества кумыкских публицистов.

Достижению поставленной цели служит последовательное решение следующих задач:

- изложить в работе основные историко-литературные и социально- политические предпосылки формирования публицистики в кумыкской литературе.

- выявить национально-самобытные истоки кумыкской публицистики;

- показать формирование системы публицистических жанров;

- показать роль и значение публицистики в развитии кумыкской литературы;

- определить место кумыкской публицистики в литературной системе Дагестана;

- вскрыть признаки публицистики, публицистичности и тенденциозности в художественных произведениях;

- установить тематическую направленность кумыкской публицистики;

- выяснить, какими потребностями общественного развития вызвано это явление к жизни;

Следует отметить, что кумыкская публицистика исследуется нами в качестве сложной литературной системы с определяющими её качествами. При анализе произведений кумыкской литературы мы опирались на главные признаки публицистического процесса: суть идейно-политической концепции, выдвигаемой автором, её воплощение в тексте, способы оперативной переадресовки произведения массовой аудитории.

Научная новизна исследования. Комплексные научные исследования всей кумыкской публицистики отсутствуют. Диссертация является первым монографическим исследованием эволюции кумыкской публицистики. В ней на основе большого литературного материала определены пути выделения публицистики в особый вид кумыкской литературы, основные вехи её развития, а также общественно-политические основы этого процесса.

Кумыкская публицистика представлена не только как совокупность литературных произведений, а рассматривается и как носитель социальной информации, средство общественного воспитания, как фактор, способствующий регуляции общественных процессов, как вид общественно-политической деятельности. Наряду с этим доказывается, что публицистика может быть и художественной, и научной и выступать подсистемой политики.

В диссертации подвергается изучению публицистическое наследие Ну-хая Батырмурзаева, Абусуфьяна Акаева, Зайналабида Батырмурзаева, Темир-болата Бейболатова. Развитие эпистолярного жанра изучалось на основе поэтического творчества Иырчы Казака, Магомед-Эфенди Османова, Маная Алибекова. В данной работе подвергнута анализу публицистика революционных демократов Уллубия Буйнакского и Джалалутдина Коркмасова. В исследовании также определяется литературно-общественное значение публицистики Г. Бамматова. Богатое творческое наследие кумыкских деятелей культу ры свидетельствует о том, что публицистика в национальной литературе развивалась в историко-хронологической последовательности.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Для решения поставленных задач мы опирались на ряд известных в области теории литературы и истории исследований. Теоретической основой диссертации послужили научные труды дагестанских литературоведов, критиков, философов, историков. Среди использованных материалов работы К. И. Абукова, С. М. Алиева, С. X. Акбиева, 3. Н. Акавова, Р. 3. Акавова, А.-К. Ю. Абдулла-типова, М. А. Гусейнова, Г. Б. Мусахановой, Дж. Н. Ахмедова, М. Д. Бутаева и других. Исторический аспект данной темы исследован в монографиях С. Ш. Гаджиевой, А. С. Акбиева и в учебных пособиях по истории Дагестана.

Предмет публицистики, специфика публицистических жанров, круг её основных теоретических проблем вскрыты в работах Е. П. Прохоровой, М. С. Черепахова, Е. И. Журбиной, В. В. Учёновой, В. М. Горохова, Н. И. Глушкова, М. М. Стюфляевой, В. И. Здоровеги и других.

Материалом исследования послужили архивные данные ЦГА РД, старопечатные арабографические книжные издания XIX - XX веков. Использованы также материалы периодической печати: журнала «Танг Чолпан», газет «Ишчи халкъ», «Джаридат Дагестан», «Мусават», «Заря Дагестана», «Ёл-даш» («Ленин ёлу»), «Дагестан». К анализу привлечены эпистолярная поэзия Й. Казака, М.-Э. Османова, М. Алибекова, публицистика А. Акаева, Н. Ба-тырмурзаева, 3. Батырмурзаева, Т. Бейболатова, Г. Бамматова, а также литературное творчество революционных демократов.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование недостаточно изученного вида кумыкской литературы публицистики является решением актуальной литературоведческой проблемы. Теоретическая значимость квалификационной работы заключается в том, что положения и выводы по проблемам генезиса, исторической эволюции, жанровой специфики кумыкской публицистики могут быть использованы при научной разработке аналогичных проблем национальных литератур Дагестана, Северного Кавказа и других.

Основные положения и материал исследования могут быть использованы на практике при дальнейшей разработке истории кумыкской литературы и спецкурса по истории дагестанской журналистики.

Апробация материалов исследования. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, на ежегодных (2000 - 2003) научных конференциях ДГПУ, а также изложены в трёх публикациях. Диссертация в целом была обсуждена на кафедре литературы ДГПУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Эпистолярные истоки публицистики

Истоки публицистического творчества уходят в эпистолярный жанр. Продуктивной основой для становления публицистики в кумыкской литературе были исторические документы - письма кизлярского комендантского архива и эпистолярные поэтические произведения. В данном разделе предпринята попытка выявить истоки зарождения и становления кумыкской публицистики.

В XVII - XVIII веках публицистическая мысль эпохи воплотилась в письмах, хранящихся в фондах кизлярского комендантского архива. В основу этих писем положена жизненная правда. Это своеобразные документы эпохи. Письма фондов кизлярского комендантского архива выступают как основа публицистики эпохи и в силу того, что в них поднимаются важнейшие вопросы социально-политической и экономической жизни, и потому, что в них запечатлены мнения, настроения, интересы всех сословий кумыкского общества. Таким образом, письма комендантского архива становятся фактом не только общественной, но и литературной жизни.

В XVIII веке после персидского похода Петра I произошли изменения в культурной и общественно-политической жизни дагестанцев. Поворот к новым отношениям являлся следствием участия царской России в административной и гражданской жизни народов Дагестана. В сферу политического управления кумыкским обществом начинают вовлекаться письменные тексты. В этот период народы Кумыкии все свои отношения, проблемы с российским правительством решают через кизлярского коменданта. По указу Петра I в канцелярии коменданта было поставлено архивное дело. Образцы деловой и частной переписки, грамот, приказов, фиксаций товаров, докладные записки, заявления и так далее хранились в одном экземпляре в кизлярском комендантском архиве. Письменные памятники архива примыкают к разряду служебных документов и носят официальный характер1.

Большая часть документов написаны на русском языке скорописью XVIII века. Имеются материалы и на других языках (арабском, персидском, кумыкском). Письма фонда, написанные на кумыкском языке, находятся на втором месте после русскоязычных.

Тюркоязычные письма, хранящиеся в архиве кизлярского коменданта, подписаны именами самых различных лиц. Так, отправителями писем (адресантами) являются аксаевские, эндиреевские, костековские, дженгутаевские, тарковские владетели. Иногда в качестве адресантов выступает и весь кол-лектив, общество какого-либо квартала и села . Подавляющее большинство писем адресовано на имя кизлярского коменданта или заменяющего лица.

Дошедшие до нас образцы писем архивного «Фонда кизлярского коменданта» относятся к типу частной деловой переписки. Все эти письма несут на себе печать эпохи, связаны с общественными событиями времени и свидетельствуют о внутренних сложностях в общественном строе Кумыкии. Письма напоминают своеобразную форму фиксации событий. По мнению Е. П. Прохорова, «эпистолярный жанр публицистики возник, вбирая, впитывая существенные для него элементы переписки личной, деловой, межгосударственной. Так родился жанр, в котором через обращение одного человека к другому ставятся в очень острой, предельно откровенной, высокоэмоциональной форме большие социальные проблемы»3. Изученная нами эпистоло-графия ставила и решала самые актуальные проблемы в сфере земельно-правовых отношений, классовой и сословной структуры кумыкского общества, системы общественно-экономических отношений, взаимоотношений феодальной Кумыкии с царской Россией и народами Кавказа в XVII -XVIII веках.

Как известно, публицистика оперативно исследует актуальные общественно-политические проблемы современности. Поэтому относительно темы нашей работы интерес представляет дипломатическая и административно-деловая переписка, характеризующая социально-политические отношения кумыков и русско-кумыкские официальные отношения XVII - XVIII веков. Письмо становится средством закрепления социальных отношений в кумыкском обществе.

Следует отметить и тот факт, что русскую администрацию на Кавказе вначале интересовала политическая обстановка в крае, лишь потом непрестанно обращается внимание к состоянию, быту, нравам всего народа. По этой причине многие письма кизлярского комендантского архива выступают источником отражения политической жизни края XVIII века. Часть письменных материалов отражают феодальную междоусобицу между аксаевскими и эндиреевскими князьями в середине XVIII века и виды на возможность её урегулирования через посредство российских властей. В письме от эндиреев-ских владетелей Темир-бека сына Хамзы-бека и Мухаммада (Баммата сына) Айдемир-бека на имя кизлярского коменданта Н. А. Потапова от декабря 1764 года отражены факты откровенной размолвки и вражды эндиреевских владетелей с некоторыми аксаевскими, особенно с Солтанбеком: «Достопочтенному, могущественному, величественному Кизлярскому правителю, Вашему превосходительству генералу после отправления да будет известно: эти аксаевские беки своровали скот из нашего Эндирея. А ещё умыкнули наших холопов. И ещё они умыкнули наших узденей и продали. Наконец, они стали насильственно забирать наших женщин.

Ныне сообщаем Вашему превосходительству, что тот Солтанбек является нашим врагом. Если он явится в свой дом, мы не оставим; если встретится, то мы усторим драку. Если сумеем, то мы взыщем наш скот и наших холопов. Мы не будем понапрасну вредить людям и поджигать их сёла. Об этом и извещаем» .

В архиве сохранилось немало документов, посвященных этой междоусобице. Так, в письме на имя кизлярского коменданта А. А. Потапова от мая 1765 года от аксаевских владетелей Солтанбека сына Мухаммад Уцмия и Адильгерея сына Алибека сообщается, что эндиреевские феодалы-князья собираются вместе со своими союзниками напасть и разрушить Аксай; просят принять меры к предотвращению серьёзных стычек2. Другая группа документов содержит письма о характере феодальной междоусобицы аксаевских князей между собой3.

Предисловие как публицистический жанр кумыкской литературы

Истоки публицистики нашли своё отражение и на страницах первых печатных изданий кумыкской литературы. Без постоянной широкой публицистичности не может процветать публицистика. И печатный станок - решающее условие для полноценного развития публицистического слова, его перехода из поры становления в пору зрелости.

Рост капиталистических отношений в недрах феодализма, ускорение темпов развития общественной жизни содействовали возникновению книгопечатания в Дагестане. В середине XIX - начале XX века в Дагестане стали появляться литографии и типографии, приспособленные впоследствии под издания книг на местной письменности - аджаме. Так, на территории Дагестана существовало несколько литотипографий: в 50-ые годы XIX века литография военной администрации Нерсесова в Темир-Хан-Шуре; в 1878 году работала литография Михайлова, в 90-ые годы - Сорокина в Петровске и Мавраева в Темир-Хан-Шуре; в 1910-1915 годах известна была литография Нахибашева в Хасавюрте. В истории книгоиздательского дела Дагестана наиболее значительную роль играли типографии А. М. Михайлова и М. М. Мавраева, печатавшие книги на национальных языках литографским способом. Типография Мавраева функционировала до конца 20-ых годов.

Явление книгопечатания в культурной жизни Дагестана знаменовало собой перелом в широте и быстроте распространения публицистических идей в обществе. С деятельностью этих типографий связано и начало периодической печати Дагестана, сыгравшей в своё время немаловажную роль в разъяснении общественно-политической обстановки в стране.

Во второй половине XIX - начале XX века, до и после появления периодической печати Дагестана, в Петербурге, Казани, Москве, Тифлисе, Симферополе, Бахчисарае, Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Хасавюрте на кумыкском языке вышло из печати немало старопечатных книг как светского направления (произведения оригинальной и переводной художественной литературы, учебники, медицинские и педагогические пособия, календари, словари, разговорники, исторические хроники), так и религиозного содержания. На страницах первопечатных книг содержались и публицистические материалы, направленные на решение актуальных для того времени вопросов. Почти каждая книга, как правило, сопровождалась содержательными и близкими к научным наблюдениям и сиюминутным репортажам с мест предисловиями, несущими различные сведения, факты. Некоторые предисловия представляли собой вариант современной периодики.

Главное социальное назначение публицистики в предисловиях старопечатных книг издатели усматривали в формировании общественного мнения. Как показывает анализ фактического материала, предисловия старопечатных книг в период отсутствия газет, журналов на родных языках играли активную роль в идеологической жизни народа, помогали в формировании у населения определённых взглядов на окружающую действительность, происходящие в мире события. Являясь своеобразным жанром массовой информации, они затрагивали темы и проблемы на «злобу дня», просвещения, здравоохранения, земледелия, культуры, этики, поэтики и так далее, которые отличались активной, публицистической направленностью. Таким образом, предисловие как публицистический жанр кумыкской литературы способствовало всесторонней социальной ориентации читателей.

Авторами предисловий в большинстве случаев выступали издатели, видные общественные деятели, талантливые публицисты (М.-Э. Османов, Н. Ба-тырмурзаев, А. Акаев, М. Алибеков, М. Казанбиев, Т. Бейболатов и др.). Именно они взяли на себя роль организаторов общественного мнения, сообщая целенаправленно отобранные факты, анализируя отдельные жизненные ситуации, проблемы, выявляя их принципиальное общественное значение.

Обращенные ко всем читателям и носящие открыто призывно-публицистический характер, предисловия первых печатных книг содержали лаконичные сообщения об авторе книги, размышления о жизни, быте дагестанцев. Наиболее часто подчеркивалась мысль о пользе книги и чтения, выдвигается идея пропаганды книг.

Книга - богатство, завещанное нам предками, Кто поймёт её пользу, тот счастье найдёт1,-писал известный кумыкский поэт-просветитель М.-Э. Османов в предисловии своего сборника стихов «Охуйгъан яшгъа насигьат» («Назидание учащемуся»).

Большинство предисловий старопечатных книг носит просветительский характер. Причём само понятие «просвещение» дагестанскими деятелями культуры и литературы понималось в разных аспектах. Для М.-Э. Османова, А. Акаева и Н. Батырмурзаева «просветить» означало расширить сферу конкретных знаний человека, обогатить его язык, развить мышление, эстетические вкусы. А для У. Буйнакского, Дж. Коркмасова, 3. Батырмурзаева, С.-С. Казбекова «просветить», кроме того, ещё означало заинтересовать трудовой народ политическими вопросами современности, привлечь его к активной революционной деятельности, подготовить трудящихся масс к борьбе против угнетателей.

Предисловия многих старопечатных книг носили целенаправленно-познавательный характер. «Познавательная функция публицистики реализуется в широчайшей панораме современности, удовлетворяющей интерес общества к тому, что происходит в жизни. Эта информация основа, «исходные данные», материал для формирования мнений, для социальной ориентации»2. Чаще всего эту свою важнейшую функцию книжная публицистика выполняла путём осмысления фактов из народной жизни.

Публицистическое наследие Нухая Батырмурзаева

Во второй половине XIX века на национальных окраинах России началось культурно-историческое движение, которое впоследствии было названо «просветительским». К этому периоду относится зарождение просветительской мысли и в кумыкской литературе. К вышеназванному периоду относится и становление публицистики как самостоятельного вида кумыкской литературы. Исследователь дореволюционной кумыкской литературы Салав Алиев справедливо заметил: «Словесное искусство кумыкского народа приняло ярко выраженные черты литературы нового времени во второй половине XIX столетия»1.

В кумыкской литературе, как и в других национальных литературных системах Дагестана, просветительство было явлением неоднозначным. Оно прошло несколько этапов в своём развитии: от ранних его форм, либеральных, к более поздним, революционно-демократическим. Кумыкские просветители, деятельность которых приходится на ранний этап просветительского движения, стремились приобщить народы к русской и европейской культуре, к новому состоянию цивилизации. На следующей стадии своего развития просветительство смыкается с революционным движением. В XX веке просветительские идеалы служили делу приобщения народа к революционным идеалам2.

Немаловажную роль в формировании просветительского движения в кумыкской культуре сыграли передовые общественные деятели, их творчество, знания, культура, личные контакты с российской интеллигенцией.

Выдающимися просветителями в истории кумыкской литературы считаются Юсуф Яхсайский, Магомед-Эфенди Османов, Абусуфьян Акаев, Шихаммат-Кадий Эрпелинский, Нухай Батырмурзаев, Манай Алибеков и другие. Поскольку кумыкские просветители своим творчеством и подвижнической деятельностью способствовали разрешению актуальных вопросов времени (просвещения, образования, развития родного языка и национальной культуры и т.д.) позволительно причислять их творчество к публицистическому наследию кумыкского народа. При раскрытии публицистических аспектов творчества просветителей и оценке их вклада в дело развития национальной публицистики мы решили остановиться на творчестве мусульманского реформатора Абусуфьяна Акаева, пытавшегося примирить религию с наукой, и Нухая Батырмурзаева, имя которого завершает эпоху Просвещения и начинает историю кумыкской литературы эпохи революционного движения. Наша задача - охарактеризовавать вклад писателей-просветителей в дело развития кумыкской публицистики и выявить особенности их публицистического стиля. В этой главе публицистика будет представлена как литература по актуальным общественно-политическим вопросам, воспринявшая просветительскую идеологию.

Появление печати в Дагестане является исходным звеном в самоопределении кумыкской публицистики, её перехода из поры становления в пору зрелости и совпадает с просветительским движением в Дагестане. Кумыкские просветители осознали силу воздействия печатного слова на общественное сознание. При этом следует отметить, что художественные произведения просветителей пронизывались публицистическим пафосом, а сама публицистика нередко обращалась к чисто литературным жанрам. Примером тому является публицистика Нухая Батырмурзаева (1865 - 1919), оказавшая значительный вклад в развитие кумыкской публицистики. К публицистике обратился поэт и писатель, способствовавший утверждению реалистических основ национальной литературы.

Публицистическая мысль Нухая Батырмурзаева формировалось под непосредственным воздействием публицистического наследия кумыкских просветителей старшего поколения и просветительских идей русской литературы. О наличии публицистического начала в творчестве Н. Батырмурзаева говорится и в монографиях учёных-исследователей кумыкской литературы Г. Б. Мусахановой «Очерки кумыкской дореволюционной литературы», А. Дациева «Нухай Батырмурзаев», К. И. Абукова «Выход на магистраль», С. М. Алиева «Дорога в современность», А.-К. Ю. Абдуллатипова «Литература правды жизни», 3. Н. Акавова «Биринчилер» («Они были первыми»), «Диалог времён», М. А. Гусейнова «Кумыкская проза начала XX века: проблема художественного стиля» и других.

Нухай Батырмурзаев - выходец из селения Аксай. Родился он в 1865 году в семье местного уздена. Первоначальное образование получил в родном селе, закончив Мадраса. Затем Батырмурзаев занялся самообразованием. Юноша самостоятельно изучает литературу Востока, демократическую русскую литературу, занимается точными науками.

Первые шаги трудовой деятельности Нухая связаны с преподаванием в Мадраса. Но вскоре он ушёл оттуда и стал отходником. «Рабочие поездки по городам Дагестана, Чечни, Азербайджана и России обогащали его жизненным опытом, расширяли его кругозор, заставляли задумываться над многими вопросами современности»1.

Публицистическая деятельность Темирболата Бейболатова

Начало XX века в истории кумыкской литературы и культуры характеризуется усилением борьбы прогрессивных идей и тенденций с религиозной догматикой и изжившими себя общественными нормами, дальнейшим развитием элементов реализма, развитием публицистики на страницах периодических изданий. Передовые идеи, заложенные ещё в XIX веке кумыкскими просветителями, получили своё дальнейшее осмысление в публицистических трудах выдающегося кумыкского поэта и драматурга, композитора и педагога, публициста Темирболата Бейболатова (1879 - 1942), который был тесно связан с передовой общественно-политической мыслью, с русской и западноевропейской культурой и литературой. «С самого начала своей творческой деятельности Т. Бейболатов поставил перед собой благородную задачу -стать локомотивом в процессах развития культуры, просвещения родного народа».1

В истории кумыкской публицистики Темирболат Бейболатов значится как основатель (вместе с другими деятелями культуры Дагестана) первого общественно-политического и литературно-иллюстрированного журнала «Танг Чолпан». Это было выдающимся явлением в культурной жизни Дагестана. Как отмечает А.-К. Ю. Абдуллатипов, «свержение царизма позволило многим представителям демократической интеллигенции национальных окраин России начать бурную деятельность по интенсивному просвещению своих народов, перейти от абстрактных призывов к конкретным мероприятиям. Такое положение сложилось и в Дагестане. В тот период к консолидации стремились не только политические деятели, но и деятели культуры. Местная интеллигенция, исходя из просветительских идей, стала ощущать острую необходимость в единой организации, и такая организация была создана»1.

Летом 1917 года Т. Бейболатов создал в Темир-Хан-Шуре «Театральное и литературное общество дагестанских мусульман» («Дагъыстан мусуль-манларыны театр ва адабият жамияты»), основной целью которого было просвещение населения путём развития театрального искусства, художественной литературы и национальной музыки. В целях эффективного внедрения своих идей в народные массы и дальнейшего развития национальной культуры «Общество» постановило создать прогрессивный общественно-политический, литературно-иллюстрированный журнал «Танг Чолпан», издателем и первым редактором которого был сам Бейболатов. «Журнал стал своего рода трамплином перехода многовековой культуры Дагестана от са-мобытных традиций к профессиональному мастерству» .

20 августа 1917 года впервые в истории народов Дагестана вышел первый номер журнала «Танг Чолпан» на кумыкском языке, последний - в июле 1918 года. Всего вышло 15 номеров, сохранилось из них лишь 13. Печатался он в типо-литографии М.-М. Мавраева. Первые четыре номера журнала редактировал сам Т. Бейболатов, 3. Батырмурзаев выступал в качестве ответственного секретаря. После четвёртого номера редактором стал Н. Батырмурзаев.

С творчеством Т. Бейболатова читатель впервые познакомился на страницах журнала «Танг Чолпан». На его страницах впервые были опубликованы стихотворения «Мир», «Письмо воина-дагестанца», поэмы «Хаджимурат», «Хасбулат», статьи «Путь, избранный журналом» и «Эстетика - духовная пища и музыка».

Почти у каждого значительного поэта время от времени возникает потребность открыто, языком поэтической публицистики высказаться по какой-то острой проблеме. В форме эпистолярного жанра написано стихотворение «Письмо воина-дагестанца», в котором поэт осуждает продолжавшуюся после февральской революции Временным правительством первую мировую войну. Он обличает империализм, справедливо видя в нём источник зла.

Рядовой солдат пишет с фронта письмо матери, в котором рисует весь ужас военных действий, бесчеловечный быт войны, обличает несправедливость и бессмысленность ведения кровопролитной войны. И самая трагическая нота звучит в словах воина «теперь уже надежды нет». «Бои идут, нет надежды на их конец»1, - подчёркивается неоднократно. Кажется, невозможно более искренне и вместе с тем обобщённо, трагично выразить душевное состояние и самого поэта, и многих других дагестанцев в годы первой мировой войны. Пустота и безнадёжность. Эмоциональность, глубоко личное ощущение темы - вот что придаёт публицистический пафос произведению.

Авторский гуманизм утверждает человека как лучшее творение природы и добивается для него лучшей доли. Поэтому любые действия, причинявшие ему вред, вызывает у Т. Бейболатова недовольство. «Письмо воина-дагестанца» - образец политического свободомыслия поэта, в то время как другие представители национальной интеллигенции молчали.

Похожие диссертации на Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе