Введение к работе
Актуальность темы исследованияобусловлена неизученностью целого ряда проблем, связанных с процессами становления й развития жанров малой прозы в абазинской литературе. В предпринятом исследований формирование абазинского рассказа, его типология и поэтика рассматриваются с привлечением северокавказского и закавказского (абхазского) контекста.
Типологический аспект исследования обусловлен генетическим (языковым) родством абхазо-адыгских народов.
Генезис и эволюция рассказа как литературного жанра связаны со многими факторами - общественно-политическими социально-экономическими, духовно-нравственными, эстетическими. Среди них, на наш взгляд, серьезную научную значимость представляет проблема преемственной связи литературного рассказа с национальными художественными традициями, концентрированнее всего аккумулировавшимися в многовековом фольколоре.
Рассказ, как и все другие жанры новописьменных литератур, имеет двуединый источник - народную духовно-эстетическую культуру к Достижения развитых литератур, которые и определяют своеобразие поэтики и
стилистики жанра.
Рассказ в родственных по языку абазинской и абхазской литературах, как и в типологически близких литературах народах Северного Кавказа, родился практически в первые же дни введения письменности в практику: первыеего образцы печатались в первых газетах и пособиях.
В творчестве ведущих прозаиков рассказ достиг высокого художественного уровня. Однако до настоящего времени нет специального монографического исследования, прослеживающего в комплексе историю возникновения, становления и развития рассказа, хотя в трудах известных критиков и литературоведов, вьводы и заключения которЫх учитываются в нашей работе, эти проблемы не обойдены.
Жанровые особенности рассказа могут быть определены в. следующих параметрах: 1) малый, по сравнениюс другими жанрами прозы; объем текста; 2) одноплановость речевого стиля; 3) единый аспект эпического видения; 4) сгущенное заострение и концентрирбванноЬть художественного конфликта; 5) особая весомость факта, проецированного, на весь объем действительности; 6) испытание героя посредством одной или нескольких разнородных ситуаций.
Объектом исследования являются повествовательные жанры национального фольклора, творчество абазинских и близкородственных Абхазских и адыгских писателей Х1Х-го и 20-50-х годов XX века; а его предметом -жанр рассказа, его истоки и начало формирования.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего диссертационного исследования является сравнительно-типологическое исследование, генезиса и становления жанра рассказа в абазинской и генетически близкой абхазской литературах, в контексте типологически близких северокавказских литератур; выявление на конкретном материале особенностей поэтики малых жанров на начальном этапе их развития, осмысление типологических особенностей рассказа в контексте формирования творческой индивидуальности писателя, изучение путей восхождения жанра к зрелому эстетическому качеству. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- определить и охарактеризовать национальные истоки литературного рассказа;
- выяснить роль иноязычного художественного опыта в возникновении и становлении национального рассказа;
- исследовать жанровую и эстетическую природу рассказа на первом этапе развития литературы, обозначить динамику его дальнейшего развития;
- изучить процесс обретения рассказом жанровой и художественной самостоятельности;
- опираясь на сравнительно-типологический метод исследования, выявить как общие, так индивидуальные особенности рассказа 20-50-х годов XX века в абазинской и генетически близких литературах, абхазской в первую очередь.
В исследовании применяются историко-типологический и сопоставительный методы исследования.
Научная новизна исследования. Устная и письменная словесность абазин достаточно полно изучены: вышли монографии «Становление абазинской, литературы», «Очерки истории абазинской литературы», «Пора размышлений», «Память и мудрость веков (фольклор абазин: жанры, темы, идеи, образы, поэтика)», «Из истории общественной мысли и просветительства у абазин в XIX веке» В.Б. Тутова, «Страницы истории абазинской литературы», «Абазинское стихосложение: истоки и становление» П.К. Че-калова, «Жизнь, герой, литература» Л.А. Бекизовой, А.И. Караевой, В.Б. Ту-гова, учебники и учебные пособия, многочисленные научные статьи, защищены кандидатские, и докторские диссертации, осуществлены научные публикации памятников фольклора. Однако до сих пор нет концептуальных монографических работ, исследующих вопросы генезиса и эволюции жанровых форм рассказа, плодотворно развивающегося во все периоды развития письменной литературы и с которым связаны значительные идейно-эстетические завоевания.
Представленное исследование - первая попытка системней разноас-пектно изучить и обобщить опыт возникновения и становления литературного рассказа в абазинской и абхазской литературах, имеющих общие генетические корни и языковую общность. Этим и определяется .научная новизна работы.
Материалом исследования послужили жанры фольклора, творчество писателей-просветителей XIX века, оказавшиеся наиболее продуктивными в возникновении и становлении новой эпической традиция, в формировании поэтики и стилистики малых жанров прозы - рассказа и новеллы, а также вся появившаяся в печати в 1920-1950 годы новеллистика абазинских и абхазских авторов.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что привлеченные к анализу материалы и полученные результаты могут послужить основой для создания теоретических работ, обобщающих опыт становления рассказа в новописьменых литературах, что в свою очередь, внесет коррективы в общую теорию жанрообразования; опирающуюся на научно достоверные данные, эволюцию типов художественного мышления в каждом, отдельно взятом, жанре.
Диссертационное исследование поможет созданию достоверной истории абазинской, и типологически близких новописьменных литератур абхазо-адыгской языковой группы. Раб от а может быть использована в курсах «История литератур народов Российской Федерации», «История литератур Северного Кавказа», «Фольклор и литература абхазо-адыгских народов», а также при чтении лекций по фольклору и литературе абазин и абхазов, при создании школьных и вузовских учебных программ и учебных пособий, при написании дипломных и диссертационных работ, при проведении спецсеминаров и спецкурсов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных фольклористов и литературоведов, в частности, В. Абаева, В. Авидзбы, В. Агрбы, М. Азадовского, А. Аншбы, А. Алиевой, X. Бакова, М.-Бахтина, Л. Бекизовой, IL Богатырева, А. Бушмина, А. Весе-ловского, В. Виноградова, Г. Гамзатова, В. Гацака, А. Гутова, У. Далгат, 3. Джа-пыуа, Н. Джусойты, Д. Дюришина, К. Зелинского, А. Зухбы, С. Зухбы, В. Кожинова, Н. Конрада, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Р. Мамия, А/Мусу-каевой, Н. Надъярных, Т. Неупокоевой, П. Палиевского, У. Панеша, В. Проппа, Ш. Салакая, А. Схаляхо, А. Теппеева, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова, В. Ту-гуза, В. Тугова, А. Тхакушинова, А.,Хакуашева, М. Храпченко, В: Цви-нария, А. Ципинова, П. Чекалова, К. Шаззо, Л. Якименко и др. Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование жанров в абазинской и абхазской литературах, в частности, рассказа, - процесс длительный, сложный, во многом зависящий от складывающихся в обществе, политических, социально-экономических, идеологических, нравственных представлений. Фольклор, (нартский эпос, историко-героические песни, волшебные и бытовые сказки и в особенности устные рассказы.и предания), оказал глубокое воздействие на литературу в самых широких параметрах - в выборе тем и персонажей,- в сюжетно-композиционном строении, в приемах характеристики персонажей, в способах обобщения и типизации, в отборе изобразительных и выразительных средств, в формах, утверждения, основной идеи. Все эти элементы фольклорных жанров были восприняты впоследствии и литературным рассказом.
2. Духовная культура абазин и абхазов складьшалась, вбирая в себя не только собственные художественныетрадиции, но и многообразный иноязычный эстетический опыт, воспринятый и переработанный в на-циональнообразной стихии. Эта культура стала органической частью интеллектуального и эстетического мира этносов, что не могло благотворно не отразиться на литературном творчестве. Продуктивное влияние на становление национальной литературы, на формирование ее жанровой системы оказали в первую очередь переводы и адаптации произведений русских авторов.
3. В процессе возникновения и становления новеллистических жанров в абазинской и абхазской литературах весомое место занимает творчество писателей-просветителей XIX и начала XX веков, чьи произведения отмечены ярким, национальным колоритом ввиду того, что эти авторы глубоко знали язык и культуру.своего народа, смотрели на его жизнь не со стороны, а изнутри. В своей творческой практике они осуществили естественный синтез национальных художественных традиций и опыта
4. В истории абазинской и абхазской национальных литератур 20-50-е годы XX века являются важнейшим этапом формирования жанров поэзии и прозы. В этот период не только возникает литературный рассказ, но и формируются различные его виды, такие важнейшие компоненты реалистического художественного произведения, какорганизованная сюжетно-композиционная архитектоника рассказа, психологический анализ характера, поступков, мыслей персонажа, литературные, способы типизации и обобщения, внутренний монолог, реалистическая художественная деталь, реализация-творческой воли художника, разные стилевые решения темы, видбвое многообразие жанра. Апробация материалов исследования.. Основные, положения исследования докладывались на внутривузовских. научных конференциях, опубликованы в ряде статей и тезисов докладов. Диссертация по частям и в целом была обсуждена на объединенном заседании кафедр литературы, черкесской и абазинской филологии. Карачаево-Черкесского государственного университета (март, 2004) и на кафедре, русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (апрель,2004).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.