Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная чеченская "военная" проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика : 1990-2010 гг. Довлеткиреева Лидия Махмудовна

Современная чеченская
<
Современная чеченская Современная чеченская Современная чеченская Современная чеченская Современная чеченская
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Довлеткиреева Лидия Махмудовна. Современная чеченская "военная" проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика : 1990-2010 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Довлеткиреева Лидия Махмудовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2010.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1003

Введение к работе

Актуальность темы диссертационной работы. За прошедшие два десятилетия (1990-2010 гг.) в системе чеченской литературы сложился целый пласт прозаических произведений, прямо, косвенно и опосредованно связанных с темой войны. На сегодняшний день назрела настоятельная необходимость научного осмысления данного художественного феномена. Заявленная тема звучит и в творчестве русских прозаиков (А. Бабченко, А. Карасева, Ю. Латыниной, В. Маканина, 3. Прилепина, А. Проханова и других), и в творчестве чеченских писателей (М. Ахмадова, М. Бексултанова, К. Ибрагимова, Э. Минкаилова, С. Мусаева, А. Ша-таева и многих других). Важно отразить и проанализировать взгляд чеченских и русских писателей на военную трагедию, произошедшую в Чеченской Республике на рубеже ХХ-ХХ1 вв., выявить политические, нравственные и философские уроки, которые извлекло для себя, страны и мира в целом чеченское и российское общество. Актуальность работы заключается в стремлении воплотить насущную идею межнационального диалога культур в концептуальную разработку темы современной чеченской «военной» прозы.

Степень научной разработанности темы. Осмысление «военной» прозы нашло отражение в следующих литературоведческих работах:

монографиях: В.В. Агеносова, Л.А. Аннинского, А.О. Большева, С. Боровикова, Е.Р. Боровской, А.Г. Бочарова, Е.Н. Горбуновой, И. Дедкова, Я.С. Духан, Л.Ф. Ершова, Ю.А. Есауленко, СИ. Журавлева, И.П. Золотусского, В.В. Кожинова, И.К. Кузьмичева, Б.А. Леонова, Л.А. Плоткина, А.С. Смирнова, П.М. Топера, В.А. Чалмаева, Л.С. Шкурат и др.;

диссертациях: Е.М. Евглевской, В.В. Компанеец, B.C. Куземского, Н.А. Панченко, В.В. Раевской, Б.И. Тетуева, К.Г. Шаззо, Л.И. Щелоковой, Ш.А. Умерова, М.А. Филипповой, В.А. Янченкова и др.;

многочисленных статьях в периодических изданиях (журналах, газетах) и сборниках научных межвузовских конференций: Г. Бровмана, Г. Петелина, Л. Тера-копяна, П. Топера и многих других авторов.

В последнее время к исследованию темы Кавказа в литературе обращаются многие ученые. В частности, необходимо выделить диссертационные исследования С. Богатыревой, М. Ворониной, О. Журавлевой, Н. Золотухиной, С. Инарка-евой, С. Кардаиовой, Л. Марганця, Л. Меграбян, Т. Овсянниковой, О. Пашиок, Н. Приймаковой, И. Хатковой, Ф. Шебзуховой. Авторов интересует художественный мир произведений кавказских писателей, духовно-нравственные корни национального искусства, разнообразие способов реализации: национальное, жанровое, стилевое, тематическое.

Новая чеченская «военная» проза не имеет должного научного освещения в литературоведении. Чеченская национальная литература в основном создается на родном языке. Многие произведения остаются недоступными иноязычным исследователям ввиду нетранслированности с чеченского языка на русский. Те же произведения, что переведены на русский язык, публикуются по большей части в республиканской прессе - литературных журналах «Вайнах», «Нана» и других, которые также незнакомы широкому российскому читателю, так как распространяются преимущественно на территории Чеченской Республики. И лишь немногие авторские тексты чеченских прозаиков в последние годы вышли на российского

читателя.

Материалы международных, российских и региональных форумов по проблемам Северного Кавказа, опубликованные на страницах газет, журналов и в сети Интернет (М. Ахмадов, Л. Егорова, Л. Куни, В. Медведев, Л. Теракопян и др.), открывают некоторые аспекты современной чеченской литературы читателю за пределами Чеченской Республики.

В чеченской литературной критике за последнее время появился ряд статей, в которых частично затрагивается военная тематика. Это публикации в литературно-художественном журнале «Вайнах»: обзорные статьи Г. Индербаева «Проза журнала «Орга» за 2003 год: приобретения и потери» (№6, 2004) и Ш. Цуруева «Листая страницы «Вайнаха» (№1,2005), X. Туркаева, Р. Туркаевой «Где ты, новый Л. Толстой?» (№11,2005), X. Юсуповой «Тема войны в современной чеченской литературе» (№5,2006), Э. Минкаилова «Глазами исследователя и очевидца» (№6,2007).

Материалы «круглых столов», в которых приняли участие ведущие чеченские писатели, литературоведы и публицисты (Л. Абдулаев, М. Ахмадов, М. Бек-султанов, X. Бурчаев, Л. Жумалаева, Г. Индербаев, А. Исмаилов, Р. Межиева, Э. Минкаилов, И. Мунаев, С. Мусаев, М. Нашхоев, Ш. Цуруев и другие), также помогли нам в определении некоторых тенденций развития военной темы в чеченской литературе. Мероприятия были организованы редакцией журнала «Вайнах» и получили отражение на страницах этого издания: «Чеченская литература: итоги XX в. и перспективы дальнейшего развития» (№6,2004), «Великая Отечественная война в чеченской литературе. К 60-летию великой Победы» (№5, 2005), «Тема войны в русской и чеченской литературе: старые проблемы в новых условиях» (№4,2007).

На наш взгляд, не получила глубокого литературно-критического и научного исследования и тема войны в Чечне рубежа XX — начала XXI вв. в творчестве русских прозаиков, за исключением отдельных интересных публикаций на страницах литературно-художественных журналов и в Интернете.

Одновременного же рассмотрения русской и чеченской прозы в сопоставительном аспекте практически не встречается в публикациях литературных критиков и литературоведов, обращающихся к теме войны в Чечне.

Объект исследования - произведения эпического жанра современной чеченской литературы (И. Айбаева, М. Айдамировой, М. Ахмадова, М. Бексултанова, Б. Гайтукаевой, И. Гунаева, А. Давлетукаева, А. Денисултанова, И. Закриева, С.-Х. Кацаева, С. Магомадова, Э. Минкаилова, С. Мусаева, А. Мутаева, Г. Садулаева, М. Хасаевой, Т. Чагаевой, А. Шагаева, М. Эцаевой и др.), а также русских авторов (А. Бабченко, В. Дорофеева, А. Карасева, В. Маканина, 3. Прилепина и др.) на тему войны в Чеченской Республике на рубеже XX-XXI вв.

Предмет исследования - раскрытие особенностей жанрового состава и поэтики современной чеченской «военной» прозы через рассмотрение жанрово-смыс-ловых элементов, совокупности экспрессивных средств в художественной прозе чеченских писателей.

Целью предпринятого исследования является изучение круга идейно-художественных, нравственно-философских и психологических проблем, составляющих главный спектр «военной» прозы в произведениях чеченской литературы, выявление способов создания художественной картины и реализации названных проблем в различных прозаических жанрах.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

выявить традиции изображения темы войны в отечественной литературе в целом и в чеченской литературе в частности на примере произведений о Великой Отечественной войне;

установить методом сопоставительного анализа дифференциальные и интегральные признаки чеченской и русской литератур на тему войны в Чеченской Республике на рубеже XX-XXI вв.;

определить жанровую представленность современной чеченской «военной» прозы, рассмотреть эстетическое освоение морально-этических категорий и социально-философских идей;

методом текстологического анализа изучить строение литературных произведений чеченских писателей на тему войны, систему экспрессивных средств, в них используемых, а также способы воплощения авторского замысла.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в изучении современной чеченской художественной прозы в ракурсе ее обращения к военной тематике, в комплексном структурно-стилевом анализе произведений эпического жанра, составляющих пласт литературы заданной тематики и отличающихся художественной новизной. Данная тема до сих пор не была объектом специального исследования. Настоящая работа - это практический опыт на пути целенаправленного изучения жанровой, поэтологической, культурологической, этнопсихологической специфики военной проблематики современной чеченской прозы в контексте отечественной литературы о войне.

Методологической и теоретической основой диссертационной работы являются принципы теории познания, историко-литературоведческие исследования и труды по вопросам жанра и поэтики М.М. Бахтина, Н.С. Бройтмана, А.Т. Ва-сильковского, В.В. Виноградова, Г.Д. Гачева, Л. Я. Гинзбург, В. М. Головко, В. М. Жирмунского, Г.Д. Клочек, Ю.М. Лотмана, Т.В. Мальцевой, В.П. Москвина, А.А. Потебни, Н.Д. Тамарченко, Г.Н. Тараносовой, П.И. Ткачева, Б. Томашевского, Ю.Н. Тынянова и других.

В своей работе автор также опирается на труды исследователей литератур народов России: Л.А. Бекизовой, В.А. Бигуаа, ГГ. Гамзатова, А.Х. Мусукаевой, К.К. Султанова, К. Шаззо, в том числе и чеченских литературоведов; Г. Индербаева, Э. Минкаилова, X. Туркаева, X. Юсуповой.

Методы исследования. В связи с поставленными задачами возникла необходимость использования сложившейся в последнее время комплексной, междисциплинарной методики исследования, позволяющей сочетать как исторически устоявшиеся методы анализа, так и инновационные в их взаимосвязи и взаимодействии. Автором использованы общенаучные и частнонаучные методы научного познания, в том числе: анализ, синтез, системно-структурный, исторический, описательный, сравнительной анализ , жанрово-концептуальный,текстологический, этноонтоло-гический. Решение поставленных задач потребовало обращения к историко-культурному контексту, в качестве которого выступают параллели с современной русской литературой о войне в Чечне конца XX - начала XXI вв., с русской и чеченской прозой о Великой Отечественной войне.

Теоретическая значимость обусловлена теоретико-текстуальным изучени-

ем чеченской «военной» прозы последних десятилетий, исследованием авторских подходов к раскрытию военной тематики как части современного литературного процесса в свете жанрового обрамления современных текстов.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности использования ее результатов в дальнейших исследованиях по истории российской литературы и в базовых курсах по «Литературе народов РФ»; при разработке учебников, спецкурсов и спецсеминаров по истории чеченской литературы, современной чеченской литературе. Данная научная работа может оказать методологическую помощь студентам и аспирантам филологических факультетов. Материал диссертации будет полезен при создании трудов, предусматривающих обращение к теме взаимодействия культур России и Чеченской Республики.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Чеченская «военная» проза конца XX - первого десятилетия XXI вв. отличается новым взглядом на войну и мир и усложненным содержанием.

  2. Национальная литература, отражая эту тенденцию, находится в динамичном поиске новых жанрово-эстетических возможностей. Модификациями жанра «военного» рассказа становятся рассказ-случай, сатирический рассказ, психологическая новелла, притча, сказка, стихотворение в прозе и др. Военная тематика реализуется в жанрах идеологической и культурологической, или этнопсихологической повестей, эссе, триллера. Поиск причин военного кризиса и осмысление тяжелейших духовно-нравственных последствий осуществляется в новых для чеченской литературы жанрах романа-притчи и романа в рассказах и повестях.

  3. Происходит синтез классических литературных форм с фольклорно-ми-фологическими, сращение разных типов творчества. Писатели, воплощая военную проблематику, используют различные методы и приемы психологической прозы, «магического реализма», фэнтези: гротеск, фантасмагорию, «поток сознания», ин-тенциональный анализ, «черный юмор» и др.

  4. Чеченские прозаики стремятся отразить проявление общечеловеческого и сугубо ментального факторов в изломе военных событий. Онтологический код чеченского национального характера исследуется и в экстремальных условиях современности, и ретроспективно через параллели с Кавказской войной, Великой Отечественной войной, депортацией. Чеченские нравственно-этические ценности, выраженные в таких традиционных категориях, как «иман» (религиозность), «яхь» (соревновательность в достойных поступках), «маршо» (свобода), «собар» (терпимость), «сий» (честь), «къонахалла» (мужественность, благородство), подвергаются проверке на жизнеспособность ситуацией войны.

  5. Поэтика чеченской «военной» прозы отличается необычайной живописностью, которая достигается сложной, многоуровневой системой онтологических знаков и символов, средств психологического изображения, многообразием тропов и стилистических фигур, аллегоризмом, а также элементами натурализма. В национальной картине мира, создаваемой чеченскими прозаиками в новой «военной» прозе, культурологемы «гора», «небо», «башня», «дерево» и другие передают сущность вертикального народного сознания, нацеленного на всепобеждающую устремленность к жизни вопреки влекущим вниз обстоятельствам.

  6. Исследование изобразительно-выразительных форм и приемов выявляет их зависимость от современных мировых тенденций, влияние российской «воен-

ной» прозы, а также новаторство современных чеченских писателей в развитии военной темы; имеется ряд интегральных и дифференциальных признаков с русской прозой о войне в Чечне.

  1. Чеченская литература до, во время и после войны конца XX - начала XXI вв. предстает как некий «исповедальный алтарь», где исследуются причины военного кризиса, сама война и ее духовно-нравственные последствия посредством экзистенциалов вины, ответственности, страха, совести, отчуждения, памяти. С их помощью осуществляется философский анализ нравственного состояния человеческой личности и общества.

  2. Лейтмотивом современной чеченской «военной» прозы являются идеи гуманизма, толерантности, тотального отрицания войны как деструктивного фактора.

Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов на Форуме молодых литераторов Юга России в станице Вешенской, посвященном 100-летию М. Шолохова (2005 г.), I Совещании молодых писателей и литературных критиков Северного Кавказа (Нальчик, 2008), VIII Всероссийском форуме молодых литераторов (Москва, Липки - 2008), II Совещании молодых писателей и литературных критиков Северного Кавказа (Майкоп, 2009), IX Всероссийском форуме молодых литераторов (Москва, Липки - 2009), XIX Международной книжной ярмарке в Гаване (февраль 2010 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Словесная культура чеченцев в контексте культур народов России» (24-25 марта 2010 г., г. Грозный). Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры зарубежной литературы и кафедры фольклора и литературы народов Северного Кавказа Кабардино-Балкарского университета им. X. М. Бербекова (сентябрь 2009). Основные положения диссертации нашли отражение в четырнадцати публикациях автора.

Структура работы подчинена логике исследования, соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Современная чеченская "военная" проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика : 1990-2010 гг.