Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Романы З. Толгурова : единство художественной системы, национальная специфика, поэтика Гутаева, Жансурат Жуашовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гутаева, Жансурат Жуашовна. Романы З. Толгурова : единство художественной системы, национальная специфика, поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Гутаева Жансурат Жуашовна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2012.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/952

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Состояние и тенденции развития современной карачаево-балкарской художественной словесной культуры на сегодняшний день во многом определяет многогранное и самобытное творчество Зейтуна Хамидовича Толгурова (р. 1939) – прозаика, литературоведа, критика, публициста. Его перу принадлежат рассказы, повести, романы, десятки литературоведческих статей и монографий. Среди наиболее известных – рассказы «Торопливая река до моря не добежит», «Урок жизни», «Яблоня», «На перепутье», повести «Медвежий камень», «Ханифа», «Игра в альчики», «Эрирей», «Алые травы», «Белая шаль», «Рассыпавшийся бисер», романы «Большая Медведица» (1983), «Голубой типчак» (1993), «Белое платье» (2005), а также научные труды «Время и литература» (1979), «Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии» (1974), «Движение балкарской поэзии. Проблемы развития балкарской литературы. 20-50-е годы» (1984), «В контексте духовной общности: проблемы развития литератур народов Северного Кавказа» (1984), «Балкарская проза. 30-70-е годы» (1994), «Антология балкарской литературы» (1995), «Теория литературы. Для студентов и учителей» (1997), «Балкарская литература» (2000), «Очерки истории балкарской литературы» (2010, ответственный редактор). Приведенный ряд можно дополнить многочисленными учебными и методическими пособиями по истории и теории русской и национальной литературы, предназначенными для учащихся общеобразовательной и высшей школы.

Художественные произведения и теоретические работы З.Х.Толгурова внесли значительный вклад в развитие эстетической мысли Северного Кавказа и Российской Федерации. Уроки талантливого художника и мыслителя являются школой мастерства для молодых прозаиков, критиков и теоретиков литературы. За годы творческой работы писателя в национальной художественной культуре сложилось понятие «толгуровская школа», характеризующаяся этническим колоритом, синтезом исторического, философского и мифологического, глубоким психологизмом, заостренностью нравственно-этической проблематики.

Творчество З. Толгурова не раз становилось объектом внимания и предметом изучения исследователей. Осмыслению различных аспектов его прозы посвящали эссе, рецензии, биографические и аналитические статьи Б.А.Берберов, Т.Ш.Биттирова, А.М.Гутов, Х.Х.Малкондуев, А.М.Теппеев, С.М.Тюбеева, Т.З.Толгуров, А.М.Сарбашева, К.К.Султанов, Ф.А.Урусбиева, А.М.Хасауова и др. Однако в национальном литературоведении до сих пор нет единого комплексного труда, в котором был бы представлен системный, обобщающий анализ литературного творчества писателя. Не получили достаточного научного освещения и романы автора – сложные, новаторские, далекие от однозначной жанрово-стилевой трактовки.

Актуальность данной диссертационной работы определяется настоятельной необходимостью всестороннего изучения романов З.Х.Толгурова, ставших знаковым явлением в балкарской национальной литературе и определивших направление развития эпического жанра в ней. На наш взгляд, изучение эстетического мира романов З.Толгурова может послужить отправной точкой для научного осмысления его творчества в целом, а также определения закономерностей развития современной региональной прозы Северного Кавказа.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – исследование трёх идейно и тематически взаимосвязанных романов З.Толгурова – «Большая медведица», «Голубой типчак» и «Белое платье» – в контексте их национальной и жанрово-стилевой специфики.

Для достижения заявленной цели необходимо решение комплекса задач:

- изучение историко-культурного контекста романного мира З.Толгурова;

- определение внутрижанровой типологии рассматриваемых романов;

- выявление идейно-композиционных особенностей исследуемых произведений;

изучение архитектоники романов, предопределенной спецификой хронотопа;

- изучение художественного этнографизма как компонента романной структуры;

- выявление и анализ основных художественно-изобразительных и экспрессивных средств в трилогии.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка всестороннего исследования романов З.Толгурова с определением их места и роли в системе балкарской национальной прозы. В работе детально исследованы вопросы творческого метода писателя, особенностей хронотопа его романов, образной системы и системы символов, а также проблема соотношения автобиографического, исторического, философского и мифоэпического начал в произведениях.

Объектом исследования является трилогия романов З.Толгурова «Большая Медведица» (1983), «Голубой типчак» (1993) и «Белое платье» (2005), объединенных общей темой национальной истории Балкарии в общемировом историко-философском контексте.

Предметом исследования является широкий спектр вопросов, связанных с историко-культурным контекстом, поэтикой, национальным колоритом, мифоэпическим компонентом романов З.Толгурова.

Степень изученности темы. На сегодняшний день получены теоретически и практически обоснованные ответы на многие актуальные вопросы, связанные с генезисом и спецификой северокавказского романа, благодаря фундаментальным работам Ф.Урусбиевой «Путь к жанру» (1972), Л.Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974), Ю.Тхагазитова «Адыгский роман» (1987), К.Султанова «Динамика жанра (общее и особенное в опыте современного романа) (1989), А.Мусукаевой «Северокавказский роман» (1993). Не претендуя на новое решение общетеоретической проблемы жанра романа, мы стремимся, опираясь на научные достижения классиков отечественного и национального литературоведения, исследовать художественные координаты романов З.Толгурова, которые позволяют выявить основные тенденции развития балкарской эпической прозы.

На сегодняшний день в национальном северокавказском литературоведении нет монографического труда, в котором был бы представлен полный, комплексный анализ романов З.Х.Толгурова, учитывающий все основные аспекты данного литературного феномена. Отдельные моменты затрагивались в трудах А.М.Сарбашевой, Т.З.Толгурова, Ф.А.Урусбиевой, С.М.Тюбеевой, К.К.Султанова, А.М.Хасауовой, но в таком широком историко-литературном, теоретическом, мифоэпическом контексте романы З.Толгурова рассматриваются впервые.

Методологическую основу работы составляют труды ведущих отечественных специалистов по теории романа: Ю.А.Андреева, М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, В.В.Виноградова, Г.Д.Гачева, А.П.Герасименко, В.Днепрова, Л.Ф.Ершова, В.М.Жирмунского, В.В.Кожинова, Д.С.Лихачева, Г.И.Ломидзе, А.Эсалнек и др.

Существенное значение для нашего исследования имеют труды северокавказских ученых: Х.И.Бакова, Л.А.Бекизовой, Т.Ш.Биттировой, А.М.Гутова, Х.Х.Малкондуева, А.Х.Мусукаевой, Т.З.Толгурова, А.М.Теппеева, Ю.М.Тхагазитова, Ф.А.Урусбиевой, Р.Я.Фидаровой, А.Х.Хакуашева, К.Г.Шаззо, Т.Е.Эфендиевой. В их трудах оформилась теоретико-методологическая основа художественного анализа жанра национального романа.

Основным методом исследования стало сравнительно-историческое изучение литературных явлений, а также методы типологического, семиотического принципов анализа художественного текста.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в научное поле теории романа вовлекаются этноспецифические формы современного северокавказского (балкарского) романа, определяющие общую жанровую картину и движущие силы эпической художественной культуры.

Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению творчества З.Х.Толгурова, а в более широком плане – стать теоретической основой при изучении романов других балкарских авторов, а также способствовать исследованию эпической прозы северокавказского региона, сравнительному изучению отечественных национальных литератур.

Практическая значимость диссертации обусловлена возможностью широкого использования материалов исследования. Настоящая работа может стать основой для создания учебных и учебно-методических пособий по творчеству З.Х.Толгурова. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, лекционных курсов и спецкурсов по проблемам современного карачаево-балкарского литературного процесса, по теории и истории романа, а также при создании обобщающих трудов по истории литературы народов Российской Федерации.

Апробация работы. Основные положения и научные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на международных, межрегиональных, региональных и республиканских научно-практических конференциях (г.Нальчик, г.Новосибирск).

По теме диссертации опубликован ряд статей, в том числе в журналах, реферируемых ВАК (г.Краснодар).

Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова (февраль, 2012), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (декабрь, 2011).

Структура диссертации. Цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертации на Романы З. Толгурова : единство художественной системы, национальная специфика, поэтика