Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Национальный мир прозы ч. цыдендамбаева 10
1.1. Становление художественного мира 10
1.2. Лиро-эпическая природа творчества Ч. Цыдендамбаева 53
ГЛАВА II. Жанрово-стилевое своеобразие прозы 72
2.1. Рассказы 1950-60-х годов: проблема характера 72
2.2. Поэтика повествования малой прозы 95
2.3. Смеховая стихия в рассказах и романе в новеллах «Охотники за голубыми гусями» 119
Заключение 143
Литература 148
- Становление художественного мира
- Лиро-эпическая природа творчества Ч. Цыдендамбаева
- Рассказы 1950-60-х годов: проблема характера
- Поэтика повествования малой прозы
Введение к работе
Современное литературоведение, пытаясь освободиться от уроков излишней социологизации, идеологизации литературоведческого анализа, стремится пересмотреть методологические подходы исследования национальных литератур России, изучить ценностные качества литературы, национальные истоки творчества, формирования личности художника. Изменения, произошедшие на рубеже XX-XXI веков в разных сферах общественно-политической, экономической и культурной жизни нашей страны предопределяют пристальный интерес к проблемам духовных и национальных истоков современной литературы.
В этой связи в условиях современной литературной ситуации необходимо не только корректировать, но и переосмысливать литературное наследие XX века, в том числе и национальный опыт в его соотношении с общечеловеческим опытом. Творчество многих национальных писателей, которые стояли у истоков зарождения своих литератур, требуют нового прочтения и осмысления художественно-эстетической стороны их произведений.
Диссертация представляет собой опыт целостного исследования творчества бурятского писателя XX века Ч. Цыдендамбаева, выявления особенностей художественного мышления писателя, сформированного в контексте национальной традиции и воплотившего идейно-художественные искания своей эпохи.
Творчество Ч. Цыдендамбаева, представляющее собой одну из ярких страниц в истории бурятской литературы XX века, занимает особое место в национальной художественной культуре, так как оно наиболее полно и глубоко выражает этническую ментальность бурят, их этноэстетическую и мировоззренческую природу.
Актуальность исследования продиктована потребностями современного этапа развития литературоведения, связанного с поисками новых методологических подходов исследования национальных литератур
России. Особенности проявления этнического самосознания, воссоздания национальной картины мира в литературах, развивавшихся в контексте метода социалистического реализма, представляют сегодня важную проблему.
В условиях современных глобальных реэтнических процессов, унификации национальных культур народов, приобретают особый смысл произведения писателей, создавших в XX веке общезначимые духовно-нравственные ценности. В таком контексте рассмотрение и выявление своеобразия национальной картины мира, воплощения национальной ментальности в художественном слове является актуальным.
Цель работы - исследование специфики создания национальной картины мира в прозе Ч. Цыдендамбаева.
В соответствии с целью исследования определились следующие задачи:
- определить роль и значение национально-художественных традиций
в становлении художественного мира писателя;
- выявить пути и способы создания национальной художественной
картины мира в прозе, выделить устойчивые средства и приемы
художественной образности;
- исследовать специфику жанров малой формы в творчестве писателя,
выявить их художественные особенности;
- изучить своеобразие поэтики повествования, раскрыть лирико-
субъективное начало и лиризм как характеристики авторского сознания;
- раскрыть смеховую стихию прозы, роль юмора и сатиры в творчестве
Ч. Цыдендамбаева.
Научная новизна исследования и степень изученности.
Научная новизна работы состоит в том, что данное исследование представляет первый опыт целостного исследования творчества бурятского писателя XX века Ч. Цыдендамбаева, выявления особенностей художественного мышления писателя, сформированного в контексте
национальной традиции и литературы социалистического реализма и воплотившего идейно-художественные искания своей эпохи.
За сорокалетний период творческой деятельности Ч. Цыдендамбаевым создано много замечательных произведений разных жанров: стихи и поэмы, повести, рассказы и новеллы, роман-дилогия о Д. Банзарове, сатирический роман в новеллах «Охотники за голубыми гусями», переводы русской классики.
Говоря о степени изученности творчества Ч. Цыдендамбаева, надо отметить, что его романы «Доржи, сын Банзара», «Вдали от родных степей», некоторые повести и рассказы исследовались бурятскими учеными Однако они изучались с точки зрения их содержательности, особенностей тематики и проблематики. Опыт анализа всего творчества писателя представлен в статье В.Ц. Найдакова о Ч. Цыдендамбаеве (Портреты писателей Бурятии), имеющей характер глубокого и всестороннего литературно-критического обзора творчества писателя. Ряд интересных наблюдений содержится в статьях Л. Вышеславского, А. Абрамовича, М. Азадовского, Ц -А. Н. Дугарнимаева, А. Белоусова. Отдельные аспекты творчества Ч. Цыдендамбаева изучались в трудах В.Ц. Найдакова, С.Ж. Балданова, СИ. Гармаевой, С.С. Имихеловой, М.Ц. Цыреновой, СТ. Забадаева, Г.Ц. Бадуевой. Самобытность творческой индивидуальности, особенности художественного мира Ч. Цыдендамбаева исследованы в бурятской литературе лишь фрагментарно. Малая форма художественной прозы Ч. Цыдендамбаева почти не исследована. Более того, поэтика прозы Ч. Цыдендамбаева, его весьма специфичный художественный мир остаются не изученными до сих пор. А между тем творческая индивидуальность писателя, его художественный мир представляют большой научно-теоретический интерес. Проза Ч. Цыдендамбаева - это проза поэта, пронизанная особым лирическим видением и иронической экспрессией.
По нашему убеждению, назрела необходимость создания
специального исследования, посвященного прозаическому наследию Ч.
Цыдендамбаева, имеющего важное значение в научном осмыслении истории становления и развития бурятской литературы XX века, так как «поступательное движение литературы складывается благодаря успехам отдельного произведения, отдельного мастера, отдельного направления, открывающих новую тенденцию, новую возможность, новые изобразительные средства, которые становятся общим достоянием» (42, 17). Эту мысль выразил в свое время академик М.Б. Храпченко, который считал, что, «принося в литературу «свое», талантливый писатель увеличивает общее достояние, духовные ценности, принадлежащие народу» (173, 68).
Изучение творчества писателя, в частности, его прозы, ее национально-художественных традиций, жанровой эволюции, стилевых особенностей позволит в определенной степени выявить ее национальную специфику в истории становления и развития бурятской литературы.
Данное исследование раскрывает специфику создания национальной картины мира в прозе Ч. Цыдендамбаева. Впервые в работе дается развернутый анализ всего творческого пути художника, определяются роль и место национально-художественных традиций, а также жанрово-стилевые особенности прозы Ч. Цыдендамбаева.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды А.Н. Веселовского, Е.М. Мелетинекого, Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, В.Б. Шкловского, Г.Н. Поспелова, В.В. Виноградова, М.Б. Храпченко, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, СЮ. Неклюдова, Г.Д. Гачева, В.П. Скобелева, Э.А. Шубина, В.И. Тюпы, С А. Липина, В.В. Новикова и др.
В диссертации использованы также материалы и положения, содержащиеся в исследованиях таких бурятских литературоведов, как А.И. Уланов, Н.О. Шаракшинова, Ц.-А.Н. Дугарнимаев, В.Ц. Найдаков, А.Б. Соктоев, С.Ж. Балданов, Э А. Бальбуров, СИ. Гармаева, С.С Имихелова.
Методология исследования основана на историко-генетических, художественно-эстетических принципах проблемного анализа.
На защиту выносятся следующие положения:
В создании национальной картины мира в произведениях Ч. Цыдендамбаева главную роль играют национальные образы, национальный характер, фольклорные и мифопоэтические традиции, как носители особой выразительности национального мироощущения.
Наиболее очевидным качеством художественного мира Ч. Цыдендамбаева являются ярко выраженные лирические и эпические начала, которые определяют лиро-эпическую природу его прозы Проза Ч. Цыдендамбаева - это проза поэта, пронизанная особым лирическим видением и иронической экспрессией.
Основные аспекты родо-жанровой эволюции писателя - от поэзии через исторический роман к малой прозе; от лирики к эпосу и от него к лирико-субъективному повествованию в жанре новеллы, как выражению субъективных особенностей авторского сознания. Стилевое своеобразие малой прозы Ч. Цыдендамбаева характеризуется контаминацией разных типов повествования, оригинальностью художественных средств.
Смех является одной из составляющих художественного мира писателя Смеховая стихия, созданная в творчестве писателя, имеет особенный, присущий только Ч. Цыдендамбаеву, иронически-юмористический характер.
Материал исследования - эпические произведения Ч. Цыдендамбаева, написанные и изданные в разные периоды его творчества. Это дилогия о Доржи Банзарове, повесть «Бурятка», роман в новеллах «Охотники за голубыми гусями», а также рассказы, многие из которых рассматриваются в литературоведческом плане впервые.
Объектом диссертационного исследования является творчество Ч. Цыдендамбаева и его место в бурятской литературе XX века, предмет исследования - художественный мир прозы Ч. Цыдендамбаева.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории бурятской литературы. Исследование творчества Ч. Цыдендамбаева, становления и эволюции его прозы, раскрытие национальной картины мира, жанрово-стилевой специфики восполнят недостающее звено в системе комплексного изучения всего творческого наследия писателя и тем самым послужит материалом для дальнейшего изучения его творчества.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по бурятской литературе, проведении спецкурсов, спецсеминаров по творчеству Ч. Цыдендамбаева в вузовской и школьной практике преподавания.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации освещены в докладах на научных конференциях преподавателей Бурятского госуниверситета, межрегиональных научных конференциях (Иркутск, 2000, 2002), международных научных конференциях «Время в социальном, культурном и языковом измерении» (Иркутск, 2003), «Россия -Азия: становление и развитие национального самосознания» (Улан-Удэ, 2005), «Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов» (Иркутск, 2005), «Бурятский язык и культура в условиях глобализации» (Улан-Удэ, 2005), «Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста» (Улан-Удэ, 2006). Результаты исследования использовались в разработке учебно-методического комплекса по истории бурятской литературы, в практике преподавания курса бурятской литературы XX века. Содержание работы отражено в 18 публикациях.
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект исследования, раскрываются научная новизна, практическая значимость
работы, указываются методы исследования, излагаются основная цель и задачи.
В первой главе определены основные истоки формирования национальной художественной картины мира в прозе писателя. Анализ национально-художественных традиций, в контексте которых формировались художественное сознание и творческая манера, строится на материале его дилогии о Доржи Банзарове, повести «Бурятка», который позволяет подойти к проблеме освоения фольклорных традиций в реалистической литературе, выявить стилевое своеобразие прозы, специфику использования изобразительно-выразительных средств.
Во второй главе рассматривается дальнейшая эволюция эпических жанров в творчестве писателя, выявляются особенности поэтики повествования малой прозы, прослеживается его путь от эпического объективированного мышления с элементами лиризма, сформированного традициями в прозе, к открыто выраженному лиризму в новеллах как выражению субъективных особенностей авторского сознания. Также рассматривается смеховая природа рассказов и сатирического романа в новеллах «Охотники за голубыми гусями» в контексте восточных художественных традиций.
Становление художественного мира
Творчество талантливого бурятского писателя Ч. Цыдендамбаева неразрывно связано со становлением и развитием бурятской литературы 1940-70-х годов. Отмечая особенности социокультурной ситуации того периода, нужно отметить, что это было время, когда исторические преобразования поставили перед писателями задачу осмыслить суть перемен, происходящих в обществе. «С середины 50-х годов национальная идея пробуждает интерес к родной (этнической) - досоветской и внесоветской, то есть внеиделогической - истории, к народному бытию, образу мышления и жизни. Это происходит во всех без исключения литературах народов СССР, начавших тяготеть к определению своего самобытного лица, своего незаемного национального характера», (19, 72) - пишет исследователь СУ. Алиева. Как и его предшественники X. Намсараев, Ц. Дон, Ж. Тумунов и его современники Ж. Балданжабон, Д-Р. Батожабай, А. Бальбуров и др., Ч. Цыдендамбаев ищет истоки исторических перемен в индивидуальном бытии и судьбах людей, стремясь при этом к масштабным обобщениям. И сознание народа становится для писателя объектом такого художественного осмысления и обобщения.
Ч. Цыдендамбаев начал свой творческий путь в конце 1930-х годов созданием лирических стихотворений. Это было время первых пятилеток, время трудового пафоса и энтузиазма. В поэзии оно отразилось наряду с искренними, идущими из души стихами, во множестве риторических, декларативных, лозунговых произведений, которые сейчас давно и безвозвратно ушли в прошлое. Первый сборник стихов Ч. Цыдендамбаева «Эхэ оронойм удэрнууд» (Дни моей Родины) вышел в 1940 году. Для него характерно чувство слитности поэта с жизнью народа, не декларированной, не приуроченной к датам и событиям, но органической, присутствующей во всем строе стихов, в их образной системе, в той светлой, радостной атмосфере, которая разлита во всей книге. В своих стихах Ч. Цыдендамбаев заявил о себе как о поэте глубоко лирическом, тяготеющем к мягким, задушевным интонациям. Критика тех лет отмечала, что «...наибольшей выразительности поэт достигает в тех стихах, в которых рисует душевные переживания, чувства» (75, 273). Стихи, вошедшие в сборник: «Сахариг» (Колесо), «Сэсэгхэн» (Цветочек), «Тарбагатайда» (В Тарбагатайе) -пронизаны народным мировосприятием, мудростью, им чужды напыщенность и декларативность. К сожалению, такие стихотворения, как «Баяртай» (До свидания), «Гансал мушэхэн» (Одна звезда), «Удэшын гуниг» (Мне грустно вечером), которые пережили свое время и своими чувствами, мыслями и настроениями близки нашему современнику, были непривычны для бурятской поэзии тех лет. Критиков насторожил «отвлеченный характер», «описательность» стихотворений поэта, по которым якобы «трудно было определить характер таланта» (125, 183).
Хотя справедливости ради следует отметить, что у Ч. Цыдендамбаева были произведения, воспевающие трудовые успехи своего народа, безграничную преданность родине и большевистской партии. Они были во многом данью времени и по своей тематике и содержанию не очень отличаются от общей массы произведений 30-40-х годов. Это такие стихотворения, как «Сталинай байдаг манай эхэ орондо» (На родине Сталина), «Амарха эрхэ» (Право на отдых), «Эрье дээрэ» (На берегу) Именно эти стихотворения Ч. Цыдендамбаева, как отвечающие требованиям советской литературы, вошли в «Антологию бурят-монгольской литературы», вышедшей в 1943 году.
Одно из лучших стихотворений сборника - «Сэсэгхэн» (Цветочек), которое написано амфибрахием, трехсложным размером силлабо-тонического стихосложения, что свидетельствовало о творческих поисках поэта, стремлении найти новые формы выражения внутреннего мира человека, желании выйти из узких рамок традиционных силлабических форм бурятского улигерного стиха. В этом смысле Ч. Цыдендамбаев вслед за бурятскими поэтами Д. Дашинимаевым, Ц. Галсановым, осваивавшими новые жанровые и поэтические формы, выступил как поэт-новатор. Приведем отрывок стихотворения: Ьэрюухэн кэбшээндэ Прохладный ветерок Хэзээдэш сэнгуул Всегда бодрит! Зунай саг дулаахан В теплую летнюю пору Зугаалха хухюулі Так приятно гулять. Талымни дорюухан Посмотри на поля с пшеницей, Таряае харыш, На степных просторах, Арюухан халуухан Прислушайся к звукам Абяае шагныш1 (2, 4). Мелодии степи! (Здесь и далее подстрочный перевод наш-ЛX).
Все стихотворение строго выдержано со слоговой и метрической сторон, написано двустопным амфибрахием, с обязательной рифмой, что придает стиху музыкальность и поэтичность.
Ч. Цыдендамбаев в период войны ясно определился как поэт с лирическим видением мира. В 1943 году выходит вторая книга стихов поэта «Илалтын замаар» (По пути победы), в которую вошли лирические стихи: «Героин эхэ» (Мать героя), «Эсэгэ» (Отец), «Бусажа ерэтэршни хулеэхэб» (Буду ждать тебя до возвращения) и др. Эти стихи представляют собой эмоциональный рассказ лирического героя или героини о своих переживаниях, мыслях и чувствах в связи с отправкой на фронт близких людей, с гибелью сына на фронте, тяжелой жизни в тылу. Как пишут исследователи, «в лирических стихах Цыдендамбаева сравнительно много субъективного. Автор самораскрывается в рассказах лирических героев. Этим объясняется прочувствованность, теплота, психологическая глубина его стихов, но вместе с тем и однообразие их идейно-художественных мотивов и поэтических приемов» (75,166).
Лиро-эпическая природа творчества Ч. Цыдендамбаева
Проза Ч. Цыдендамбаева создавалась на основе уже сформированной им поэтической системы. Поэтому естественно, что в его прозаических произведениях должны были проявиться характерные для поэзии формы воссоздания действительности, особенности художественного обобщения, изобразительно-выразительные средства. Лирическое начало в прозе писателя затрагивает все уровни текста, проявляется и в авторском повествовании, и в речи персонажей, сюжете и композиции, образном строе произведения, средствах выразительности. На наш взгляд, лирическое начало в прозе Ч. Цыдендамбаева - не случайное явление. При этом надо иметь в виду, что введение в поэтику прозы лирического начала - процесс сложный, хотя почти любая художественная проза лирична, т.е одухотворена авторским переживанием, пронизывающим все компоненты произведения. Но лирический компонент в основных жанрах прозы обычно не бывает преобладающим, так как в противном случае жанр теряет качества своей эпической основы.
Лиризм в ранней прозе (к. 1940-х - нач.60-х гг.) Ч. Цыдендамбаева присутствует как стилевая составляющая. В романе-дилогии «Доржи, сын Ба нзара», повести «Бурятка», несмотря на наличие достаточно сильной лирической струи, эпическая основа сохраняется и произведение остается в рамках эпоса. А в зрелой прозе (1960-70-е гг.) Ч. Цыдендамбаева лирико-субъективное начало становится формой проявления авторского сознания. Автор открыто проявляет себя в повествовании.
Именно с конца 1940-х годов Ч. Цыдендамбаев начинает активно писать прозу. Основные этапы ро до-жанровой эволюции писателя - путь от поэзии через исторический роман к малой прозе; от лирики к эпосу и от него к лирико-субъективному повествованию в жанре новеллы. Ранняя поэзия Ч. Цыдендамбаева, как правило, бесфабульна. Не вполне ясно выявляется и фабула первых стихотворных поэм («Гвардеец», 1945; «Соном Гармаев» 1954). Первая поэма, как отмечала критика тех лет, «растянута за счет малонагруженных в смысловом отношении слов и выражений..., состоит из 12-16 слогов, напоминающих тринадцатисложные силлабические стихи, близкие к прозе...» (74, 26). В поэтических текстах автора конца 1940-х годов появляются элементы прозы, которые иногда разрастаются в целое повествование, так что текст, начинающийся как стихи, уже приходится квалифицировать как сложное родовое образование, объединяющее прозу и стихотворение.
Аналогичную форму переходной структуры от поэзии к прозе представляли произведения Ч. Цыдендамбаева для детей. В 1948 году написана первая детская повесть «Чернильница Банзарова». Детские рассказы писателя, вышедшие отдельной книгой «Рассказууд» в 1956 году, отличаются от написанных в то же самое время «взрослых» текстов внятностью замысла, четкостью и чеканностью композиции, классическим единством формы и содержания. Они стали предтечей будущих оригинальных, ясных и динамичных миниатюр. Следует отметить, что поэтический опыт не прошел для писателя бесследно, одновременно с созданием прозаических произведений, со страниц которых струится тонкий лиризм, автор продолжал писать и стихи. Некоторые рассказы-миниатюры 50-60-х годов («О чем я думал возле цветущих черемух», «Колыбельная»), и это достаточно сильная тенденция, оформляются как стихотворения в прозе С самых ранних произведений в творчестве Ч. Цыдендамбаева прослеживается ярко выраженный лиризм, который трансформируется в устойчивую задушевность интонаций.
Признаки стихотворения в прозе, лирического повествования, усматриваются не только в малой прозе, но и в поэтике первого романа Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара», который состоит из отдельных новелл. Здесь - короткий размер текста новеллы, частое выделение в самостоятельную текстовую единицу фразы, как аналога стихотворного текста («Борхонок», «У очага», «Рыжая Сиротка», «История с красками», «Семья Эрдэмтэ» т. д.); используются структурные приемы стихотворной организации текста: синтаксический параллелизм, повторы, рефрены, анафоры и эпифоры и т. д. Здесь налицо использование в поэтике романа поэмной композиции, так как «поэма развивается во взаимодействии с другими литературными жанрами, «присваивает» себе свойства лирики и драмы, соперничает с прозой, сохраняя при этом верность своему жанру». (78, 112). Ярким примером стихотворения в прозе является рассказ «О чем я думал возле цветущих черемух» (1960).
Рассказы 1950-60-х годов: проблема характера
В конце 50-х годов Ч. Цыдендамбаев выступил, как блестящий рассказчик, создатель рассказов, пересыпанных блестками юмора, остроумия. Его многочисленные рассказы издавались отдельными книгами на бурятском языке «Шэнэ байшан» (Новый дом) (1956), «Рассказууд» (Рассказы) (1956), «Турэл нютаг» (Родной улус) (1960), «Улаан сэсэг» (Красный цветок) (1964), печатались на страницах республиканских газет и журналов, в переводах в центральной печати и заслуженно пользовались успехом у читателей. Критика 50-60-х годов проявила большой интерес к малой прозе Ч. Цыдендамбаева. Почти единодушно была отмечена необычность его новых произведений. Анализируя рассказы Ч. Цыдендамбаева, критики выдвинули ряд принципиальных вопросов, связанных с концепцией личности, проблемой героя, жанровыми особенностями, также указывали на важное значение рассказа в рамках всего творческого пути Ч. Цыдендамбаева, их высокие художественные достоинства.
Литературовед В.Ц. Найдаков писал: «Незатейливые, вроде бы совершенно безыскусственные, они пленяют своей непосредственностью, яркостью образов, глубиной мысли, красотой восприятия жизни. В них в изобилии рассыпаны блестки народной мудрости, поэтические находки, выразительные детали» (113, 115). Исследователь выделяет в рассказах Ч. Цыдендамбаева 50-60-х годов ряд тематических аспектов: о прошлом, а также рассказы, отразившие переходный период («Богатство», «Спор под заклад», «На чужбине», «Земля», «Салдага Ямпил», «Соль», «Последний смех» и др.); о современности («Новый дом», «Станция Баирмы», «Волшебные очки», «Эрженя», «Ожидание доброго почтальона» и др.); о детях, о роли искусства в жизни человека, о дружбе русского и бурятского народов («Шульхимэ», «Колыбельная песня», «Ночные страхи», «У горбатых берез», «Песня Намсалмы», «Однажды в мае», «Светлая капля росы» и др.).
Современный исследователь, проводя другую типологию рассказов, отмечает, что «рассказы Цыдендамбаева выгодно отличались от соцреалистической бурятской прозы 60-х годов... Если многие рассказы с объективированным героем в центре еще сохраняли декларативность, возвышенный тон, то в субъективных рассказах, например, «Ливень в степи», «Однажды в мае», «Мудрость», уже нет подобной монументальности, а в рассказах, опубликованных в журнале «Байкал» на рубеже 60-70-х годов, прочное место заняла самоирония героя-повествователя» (72, 121).
В бурятской новеллистике 50-70-х годов Ч. Цыдендамбаев занимает особое место. В своих рассказах художник отталкивается не только от образцов русской классической, советской многонациональной литературы, но и использует традиции восточной повествовательной литературы, опыт бурятских писателей X. Намсараева, Ц. Дона, Ж. Тумунова, Ж. Балданжабона, обращается к бурятской художественной традиции, утвердившейся на протяжении многих веков, как в фольклорных, так и в литературных формах. Творчество Ч. Цыдендамбаева этого периода существенно обогащает жанр рассказа в бурятской литературе. В малой прозе писателя можно выделить разные жанровые формы: рассказ, очерк, новелла, фельетон, лирическая миниатюра.
Умение глубоко проникать в тайну души современного человека, характерное для Ч. Цыдендамбаева - новеллиста, позволило художнику обратиться к исследованию бурятского национального характера. В бурятской литературе этническая неповторимость и самобытность характера имеет свое принципиальное значение.
Определение особенностей национального характера в ранних рассказах Ч. Цыдендамбаева достаточно сложно, так как в одних рассказах на первый план в проблематике выходит социальный аспект, а в оценке человека решающее значение имеет классовая принадлежность. В субъективных же рассказах возрастает роль автора, и усиление лирического начала не дает однозначно выделить черты именно персонажа. Как известно, в национальном характере диалектически сочетаются устойчивые, традиционно сложившиеся черты и новые, возникающие под влиянием новых условий. В.Г. Белинский в свое время писал, что «тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи» (37, 507). Суровые природно-климатические условия, особенности ландшафта Бурятии, формы хозяйствования, а также шаманистское и буддийское мировоззрение повлияли на характер бурят. Буряты сдержанны и немногословны, отличаются тонким юмором, любовью к острому и образному слову, гостеприимны. Национальный характер меняется, так как живая жизнь вносит свои коррективы в, казалось бы, устоявшиеся черты.
В рассказах Ч. Цыдендамбаева ярко проявились такие черты его таланта, как глубокий, серьезный подход и реалистическая обстоятельность, особенно в изображении бурятских стариков и старух, впечатлений детства. Прав В. Гусев, который отмечает, что «народен каждый талант, выражающий глубокие тенденции жизни, национален не каждый. Национальное, этническое капиллярно связано со многим заветнейшим в душе человека. Первое впечатление детства, первое чувство родного неба, родная неповторимая речь с ее оттенками и изгибами, не передаваемыми на чужом языке, какой-нибудь вяз или клен, врезавшийся в сердечную память, уклад и обычаи семейства, народа, земли, впитанные в кровь родные сказки с их лесами, полями, ведьмами, царевнами., некое болящее воспоминание, даже если «дубовый листок оторвался от ветки любимой» (61, 278)
Присущей всем рассказам общей особенностью является преимущественное внимание к семейно-бытовому материалу - фактам, случаям. У Ч. Цыдендамбаева нет рассказов на модную в то время «производственную тему». Противостояние официальным установкам, выработка и утверждение собственной независимой творческой позиции в те годы оценивалась как недопустимая ошибка. В рассказах и повестях Ч. Цыдендамбаева литературная критика искала привычные «ценности», обвиняла в том, что писатель углубился в национальный мир. Между тем прозу писателя формировала потребность высказаться, исповедоваться, раскрыть миру самобытность своего народа - характеры, национально-этнические реалии, историю и современность.
Поэтика повествования малой прозы
Анализируя эволюцию жанра рассказа в советской литературе 1950-60-х годов, исследователи пишут: «Отчетливо прослеживается путь «малой прозы» от рассказа-настроения, рассказа зарисовки к рассказу-размышлению, рассказу-духовному открытию. Волна лиризма, высоко поднявшаяся в литературе рубежа 50-60-х годов, вынесла на поверхность рассказ и миниатюру, близкие по жанру к стихотворению в прозе» (135, 60).
Не останавливаясь в рамках данной главы на теоретических аспектах жанра рассказа, отметим, что такая художественная форма, как рассказ, позволяет в малом объеме изображения ставить и решать и конкретные, и общие проблемы человеческого бытия, что достигается не только характером пространственно-временных отношений, но и конструктивным построением. Рассказ в отличие от новеллы допускает большую авторскую свободу повествования, расширение описательных, этнографических, психологических, субъективно-оценочных элементов.
«Для писателей - рассказчиков 50-х годов характерно напряженное внимание к быту, к неприметным с первого взгляда событиям и деталям повседневной жизни, внешне неярким характерам и судьбам. Их интересует моральная сторона человеческих взаимоотношений, проблемы поведения», -писал Э.А. Шубин о русском советском рассказе 50-х годов. (190, 60). В бурятском рассказе этого периода также наблюдается повышенное по сравнению с новеллистикой предыдущих лет внимание к внутреннему миру человека, стремление не просто рассказать о каком-либо событии, передать фактическую сторону его, а раскрыть в связи с изображаемым событием глубинные процессы, происходящие в жизни, показать общие и сугубо личные, психологические мотивы тех или иных поступков герев. Именно в эти годы написано большинство рассказов Ч. Цыдендамбаева.
В современной литературе отчетливо проявляется тенденция активного взаимодействия жанров, в результате чего происходит, с одной стороны, размывание жанровых признаков, четких границ, а с другой стороны -процесс внутрижанровой дифференциации: возникновение жанровых разновидностей (модификаций) внутри жанра рассказа.
В прозе Ч. Цыдендамбаева 1950-70-х годов мы находим ряд произведений, созданных на «стыке» различных жанров, более того, различных литературных родов. В тех его рассказах, которые приближаются к очерку («Однажды в мае», «Разные судьбы», «Суровый урок») публицистическая направленность, злободневность, острота видения социальных проблем, весьма характерные для творчества Ч. Цыдендамбаева в целом, реализуются наиболее полно и отчетливо. Здесь вполне оправданны прямая, открытая авторская оценка рассматриваемой проблемы, нескрываемый дидактический пафос произведения. Мастерство художественных описаний писателя раскрывается в коротких рассказах, в лирических фрагментах различных его произведений. Живописность, пластичность образов, поэтическая одухотворенность, блестящее владение словом отличают лучшие образцы лирической прозы писателя.
Процесс развития жанров диалектичен, он обусловлен двумя противоположными тенденциями: стремлением к дифференциации (выделению в рамках единого жанра внутривидовых модификаций, жанровых разновидностей) и способностью к интеграции (взаимодействию с другими жанрами). На современном этапе жанр рассказа является той самой «экспериментальной лабораторией», где реально осуществляются все эти процессы. По словам В.Н. Новикова, «рассказ духовно пересекается со всеми жанрами современной словесности» (121, 242). Процессы жанрового синтеза, обогащения рассказа «достижениями» и художественными особенностями жанров повести, романа, лирического стихотворения, публицистической статьи отчетливо прослеживаются и в прозе Ч. Цыдендамбаева.
«В рассказе, - как справедливо отмечает А. Нинов, - общий смысл объективно вытекает из определенного сюжетного положения и характеров. Мысль писателя движется внутри материала, «просвечивает» сквозь образы, но нигде не оголяется до прямого и открытого тезиса...В очерке же определенность задачи, четкая логическая формулировка проблемы, движение от тезиса к эпизоду, от конкретной ситуации к выводу, разрывы единой сюжетной связи и вмешательство самого автора в решение поставленного вопроса составляет суть и смысл построения» (118, 71). У Ч. Цыдендамбаева есть замечательные рассказы, напоминающие очерки, посвященные проблемам современного села. Активно взаимодействует новеллистика писателя и с лирикой.
Любая классификация, в том числе и жанровая, носит условный характер: в творчестве по-настоящему самобытного писателя всегда сталкиваешься с произведениями, которые не укладываются в прокрустово ложе классификаций и строгих определений. У Ч. Цыдендамбаева к таким рассказам, на наш взгляд, следует отнести его рассказы из сборников «Турэл нютаг» (1960) (Родной улус), «Улаан сэсэг» (1964) (Красный цветок), рассказы, опубликованные в журнале «Байкал в 70-е годы («Цветы», «На свадьбе», «Моя первая книга» и др.). Многие рассказы написаны от первого лица, что уже выделяет их из основной массы рассказов писателя. Сюжеты этих рассказов, действительно, отличаются житейской простотой, невыдуманностью, да и не сюжеты это по большому счету, скорее авторские наблюдения и раздумья над жизнью.